жанры музыкального фольклора
статья по музыке

Казакова Ирина Николаевна

жанры   музыкального фольклора в нравственн-патриотическом воспитании дошкольниково

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zhanry_muzykalnogo_folklora_v_vospitanii_doshkolnikov.docx27.02 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

«Жанры музыкального фольклора

          для нравственно – патриотического воспитания  

                                дошкольников»  

  Актуальность данной темы

На пороге нового тысячелетия наше общество начинает все яснее осознавать, что будущее России и судьбы новых поколений в огромной степени зависят от того, удастся ли нам сохранить и приумножить богатейшее наследие народной культуры. Возрастает интерес к фольклористике детства

 Приобщение детей к народной культуре является средством формирования у них патриотических чувств и развития духовности. Духовный, творческий патриотизм надо прививать с раннего детства. В детском саду закладывается фундамент, происходит накопление первых, решающих музыкальных впечатлений. Ребёнок никогда не забудет то, чему он здесь научился, что он здесь услышал, оно входит в его плоть и кровь.

     Особая роль в сохранении и распространении в обществе традиций русского и других народов отводится сегодня дошкольным учреждением. В них дети знакомятся с произведениями народного творчества, оказывающими разностороннее воздействие в воспитании дошкольника. Формирование патриотических чувств у детей дошкольного возраста - одна из задач нравственного воспитания, которая включает в себя любовь к ближним и родному дому, к детскому саду и родному городу, к своей стране. Огромную роль в этой работе можно отвести фольклору

    В связи с этим исследование народного фольклора как источника  нравственно-патриотического воспитания детей является актуальным.

  Цель:  Выявить  основные  жанры  музыкального фольклора необходимые для  нравственно –патриотического воспитания детей дошкольного возраста.

Задачи:

1.Определить основные жанры музыкального фольклора   в воспитании  нравственно – патриотических чувств детей дошкольного возраста

2.Показать народную  музыка как синтез искусств (музыка, поэзия, живопись, театр),прививающий  детям любовь к народному творчеству.  

3. Ознакомить с жанрами  народной музыки, обогащающей   музыкальные впечатления детей

4. Показать народные игры и танцы для развития  творческого воображение детей

5. Познакомить с играми и хороводами , побуждающими  к активной самостоятельной деятельности дошкольников

Воспитание дошкольников реализуется в рамках интеграции образовательных областей  «Социально-коммуникативное развитие» и « Художественное –эстетическое развитие»     Неоценимую помощь в этом направлении оказывает музыкальное образование, так как раскрыть сложные и отвлеченные для детей понятия помогают национальные песни, инструментальная музыка, сюжетные игры, национальный музыкальный фольклор.                        Мы рассмотрим  основные жанры музыкального фольклора для   дошкольников  как часть сфер   музыкально-песенной и обрядово-игровой , входящих  в  народный                        Организация работы по данному направлению включает:
 1.использование всех видов фольклора — сказок, песенок, прибауток, частушек, хороводов, народных игр и т.д. В народном творчестве как нигде сохранились особенности русского характера,   нравственные ценности, представление о добре, красоте, храбрости, правде, трудолюбии. Благодаря этому, фольклор является богатейшим источником патриотического воспитания детей.
2.Проведение народных праздников и развлечений. В них сконцентрированы накопленные веками наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением людей и животных.
3. Знакомство дошкольников с музыкальным наследием русских композиторов прошлого и современности

Для обеспечения системы работы по музыкально-патриотическому воспитанию должны присутствовать следующие элементы предметно-развивающей среды:
— предметы русской старины, быта, одежды;
— репродукции картин русских художников;
— альбомы по истории страны;
— подбор специальных пособий, книг и многое другое, свидетельствующее о жизни русского народа.

В рамках раскрытия этой темы подробно остановимся на

знакомстве детей дошкольников с жанрами музыкального фольклора :русские народные песни,хороводные, ,плясовые,колыбельные,частушки,наигрыши.

Детский музыкальный фольклор – это особенная область народного творчества. Она включает целую систему поэтических и музыкально-поэтических жанров. Детский музыкальный фольклор несёт в себе огромный воспитательный заряд. Вся ценность заключается в том, что с его помощью мы легко устанавливаем с ребёнком эмоциональный контакт, эмоциональное общение.

Нас, как музыкальных руководителей, больше интересует детский фольклор. Это понятие в полной мере относится к тем произведениям, которые созданы взрослыми для детей. Кроме того, сюда входят произведения, созданные самими детьми, а также перешедшие к детям из устного народного творчества взрослых .

     В нашем детском саду уже много лет музыкальное воспитание осуществляется, наряду с программой «Детство», по народно - православному календарю с использованием фольклорного материала, что способствует развитию творческой деятельности, раскрывает личность, воспитывает духовность. Именно музыкальные занятия воспитывают в детях умение ладить друг с другом, прислушиваться друг к другу, понимать, любить, прощать.

       Особое место занимают малые фольклорные формы: колыбельные песни, потешки, прибаутки  созданные для самых маленьких - все это прекрасный материал, используемый нами на музыкальных занятиях для развития детей, начиная с ясельной группы, когда оторванность от родной мамы, отца в связи с поступлением в детский сад становятся для ребенка настоящим стрессом. В это время колыбельные, пестушки, прибаутки напоминают детям о теплоте маминых рук, голоса в момент напевания «Ай баюшки-баиньки, прискакали заиньки…». Они для детей, в возрасте от года до трёх лет, просты по мелодии и понятны по содержанию, отражают окружающий мир ребёнка.

По тексту малые формы  очень лаконичны, построены на повторе одной музыкальной фразы, не требуют быстрого темпа, исполняются неторопливо. Звукоподражания используются для создания яркого образа и вызывают эмоциональный отклик у ребёнка. С русскими народными песнями и мелодиями мы начинаем знакомить детей уже с первой младшей группы. Это такие песни как: «Петушок», «Ладушки». «Зайка», «Солнышко», «Сорока - сорока» и т. д

Ребёнок младшего возраста живет больше чувствами, чем разумом: явления и предметы, с которыми он соприкасается, воспринимаются им, прежде всего, эмоционально. Этот факт является мощным стимулом для развития эстетических чувств ребенка. Известна особая впечатлительность детей, их готовность к сказочному восприятию мира, особенно это характерно для детей дошкольного  возраста как наиболее склонных к игровому самовыражению.

Работая с малышами над музыкально - ритмическими движениями мы постоянно обращаемся к русским народным мелодиям: «Из-под дуба», «Ах вы, сени», «Как у наших у ворот», «Пойду ль я выйду ль я», «Ах ты, берёза», «Коробейники». Народные мелодии естественны и поэтому легки для восприятия и запоминания. Народная плясовая и хороводная музыка имеет простой ритмический рисунок и позволяет импровизировать движения.

     Народные подвижные игры формируют у детей ориентацию в пространстве, координацию, внимание, умение контролировать свои действия, подчиняться правилам игры. Это такие игры как: «Ходит Ваня», «Заинька», «Кто у нас хороший» и т. д. Все эти малые жанры фольклора детьми младших группы только воспринимаются, а вот дети старших групп уже пытаются внести в них свое.

       В работе с детьми средней, старшей, подготовительной групп, мы часто используем и другие фольклорные жанры. включается такой жанр музыкального фольклора как частушки.Особенно такой жанр как песни - песенки веснянки, заклички, колядки, игровые песни, обрядовые и т. д. - все то, что перешло в детский фольклор из взрослого фольклора. Дети данного возраста уже не просто где-то напевают, а поют обрядовые песни (веснянки, заклички, масленичные, т. д.).

В своей работе мы часто используем многообразие народной музыки для разучивания танцевальных движений, инсценировок, хороводов, плясок, игр: «Млада», «Посею лебеду на берегу», «Ой, вставала я ранёшенько» и т. д.

Русская народная музыка постоянно звучит при выполнении движений на музыкальных занятиях. Разнообразие мелодий обогащает музыкально-ритмические движения детей, позволяет им проявить фантазию, а эмоциональность народных мелодий заряжает позитивной энергией на весь день. На этих песнях, хороводах дети приобщаются к миру взрослых, где живут уважение, взаимопонимание, любовь.

Обучение детей фольклору, на наш взгляд, должно происходить на основе синтеза основных форм художественной деятельности - музыки, хореографии, народного танца,  игре на народных инструментах,фольклорного театра, изобразительного искусства, труда. Этот синтез осуществляется за счет участия в данной деятельности воспитателей

Результатом нашей деятельности, как музыкального руководителя, является проведение календарных и фольклорных праздников в различных группах. Стало доброй традицией проводить в нашем детском саду такие праздники как  масленица Его мы проводим на улице с традиционным угощением блинами и чаем. Весенние праздники продолжают «Встреча Весны». Не остаются без внимания и летние праздники: «В гости к берёзке» 

Благодаря включенности ребенка в деятельность по подготовке праздников, он становится не простым зрителем, а соучастником происходящего. Распевая песни, участвуя в народных танцах, водя хороводы, играя на народных музыкальных инструментах, играя в народные игры, дети нравственный кодекс, заложенный во всем этом, принимают к действию.

Вывод: Основываясь на нашем опыте, можно сказать, что знакомство с жанрами детского  музыкального  фольклора помогает формировать личность ребенка, его  нравственно – патриотические чувства, развивает интерес и внимание к окружающему миру, народному слову и народным обычаям, воспитывает художественный вкус.

. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МАЛЫЙ ЖАНР ДЕТСКОГО ФОЛЬКЛОРА.

МАЛЫЙ ЖАНР ДЕТСКОГО ФОЛЬКЛОРА. цели:воспитание уважения к истокам культуры своего народа,интереса к детскому фольклору,истории русского народа.  -мы сегодня с вами поговорим о мал...

Олимпиада по музыке для учащихся старших классов (проводилась в рамках школьной Недели музыки) Цель: Систематизация полученных знаний о музыке, композиторах, музыкальных жанрах, музыкальных инструментах. Закрепление интереса к музыкальному искусству.

Олимпиада по музыке для учащихся старших классов (проводилась в рамках школьной Недели музыки) Цель: Систематизация полученных знаний о музыке, композиторах, музыкальных жанрах, му...

Конспект урока. Былина как жанр русского фольклора. «Вольга и Микула Селянинович» как отражение нравственных идеалов русского народа.

Былина – это песня о том, что было, что имело место в жизни. Былины – «старины», то есть песни о старине.Все былины можно разделить на две большие категории: героические или богатырские (былины о патр...

«Русский музыкальный фольклор как средство развития творческих способностей учащихся на уроках музыкально-эстетического направления и во внеурочное время"

Возрождения народных традиций является необходимостью, чтобы человек нового тысячелетия знал свою историю, свои корни и традиции своего народа. Рассмотрена сущность и жанровая специфика русского ...

Методическая разработка на тему: " Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста средствами музыкального фольклора" Методическая разработка на тему "Методика работы с детским фольклорным коллективом"

Методическая разработка на тему: " Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста  средствами музыкального фольклора"Методическая разработка на тему: "Методика работы...

Мониторинг результатов освоения обучающимися дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области "Музыкальное искусство" ДПОП "Музыкальный фольклор"

Мониторинг результатов освоения обучающимися дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программыв области "Музыкальное искусство" ДПОП  "Музыкальный фольклор"...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА "МУЗЫКАЛЬНЫЙ ФОЛЬКЛОР"

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА "МУЗЫКАЛЬНЫЙ ФОЛЬКЛОР" ...