Конспект урока. Былина как жанр русского фольклора. «Вольга и Микула Селянинович» как отражение нравственных идеалов русского народа.
план-конспект урока по литературе (7 класс) на тему

Былина – это песня о том, что было, что имело место в жизни. Былины – «старины», то есть песни о старине.

Все былины можно разделить на две большие категории: героические или богатырские (былины о патриотических подвигах героев национально-освободительной войны); социально-бытовые (былины, посвященные общественной жизни в стране).

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon konspekt_uroka.zip16.97 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Былина как жанр русского фольклора. «Вольга и Микула Селянинович» как отражение нравственных идеалов русского народа.

Цель:         

1) формирование представления о былине как жанре русского фольклора; знакомство с былиной «Вольга и Микула Селянинович»; 

2) развитие навыка анализа текста художественного произведения;

3)  воспитание интереса к представлениям русских людей о подвиге, чести, долге, справедливости.

Методические приемы: мини-лекция, беседа, анализ текста художественного произведения, тестирование.

Организационные формы: фронтальная (лекция учителя, беседа), групповая (анализ текста), индивидуальная (тестирование).

Материалы к уроку: текст былины «Вольга и Микула Селянинович», аудиозапись произведения, слайд-презентация по теме урока, рабочие карты урока (приложение 1), карточки с заданиями для работы в группах (приложение 2), тесты для контроля знаний по теме урока (приложение 3), карточки для индивидуальной работы (приложение 4).

Ход урока

I. Орг.момент

  • оформление рабочих карт;
  • просмотр фрагмента из фильма «Илья Муромец»;
  • беседа
  1. Назовите героя и произведение, по которому снят фильм.
  2. Какие былинные герои вам известны? Какие былины вы читали?
  3. А что же из себя представляет былина? На этот вопрос с вами ответим на уроке.

II. Тема и цель урока

  • определение темы урока;
  • постановка цели (обсуждение в группах, заполнение рабочей карты).

III. Изучение нового материала

1. Особенности былины как жанра русского фольклора, их тематика и проблематика

(лекция учителя с элементами беседы сопровождается слайд-презентацией)

Былина – это песня о том, что было, что имело место в жизни. Былины – «старины», то есть песни о старине.

  • Как вы думаете, о чем были эти произведения?

Все былины можно разделить на две большие категории: героические или богатырские (былины о патриотических подвигах героев национально-освободительной войны); социально-бытовые (былины, посвященные общественной жизни в стране).

Композиция (построение) былины:

  • зачин (начальная, вводная часть произведения);
  • основная часть;
  • заключение

Циклы былин: киевский и новгородский.

Основная тема киевского цикла – защита русских земель от кочевников. Характерны образы трех богатырей: Ильи Муромца, Добрыни Никитича и Алеши Поповича.

Основная тема новгородского цикла – быт купечества. Герои новгородского цикла – князь Вольга, оратай Микула, Садко, Василий Буслаев и др.

Художественные особенности былин:

1) гипербола (художественное преувеличение);

2) прием троичности (троекратное повторение);

3) повторы (повторение какого-то слова, образа);

4) постоянные эпитеты;

5) использование речитативов (звуковых повторов).

2. Прослушивание былины «Вольга и Микула Селянинович»

  • К какому циклу эпических песен можно отнести былину о Вольге и Микуле? Почему?

Физминутка

3. Беседа по содержанию былины

  1. Кто является главным героем  былины? Почему?
  2. Как отчество (прозвище) Микулы указывает на то, что он крестьянин и сельский житель?
  3. Как образ Вольги помогает еще глубже понять и оценить физическую мощь и воинскую доблесть Микулы?
  4. В чем видит смысл жизни Микула Селянинович? За что его уважают «мужички» и ценит Вольга?

4. Анализ былины «Вольга и Микула Селянинович»

- работа в группах

Анализ былины «Вольга и Микула Селянинович»

1. Кто главный герой былины? Поясните свою точку зрения.

2. Опишите внешность Микулы. Когда впервые читатель знакомится с оратаем?

3. Как  в былине передается уважительное отношение автора к труду землепашца?

4. Охарактеризуйте взаимоотношения князя Вольги и простого оратая Микулы.

5. Как образ Вольги помогает глубже понять и оценить физическую мощь Микулы?

6. Перечислите художественные особенности данной былины. Найдите примеры повторов, гипербол, постоянных эпитетов, определите их роль.

- результаты работы групп

IV. Итоги урока

  • краткая беседа

1.Что такое былина? Когда она появилась?( Кто такие богатыри?)???

2.О чем писались былины в Древней Руси?

3.Назовите основные циклы былин.

4.В чем особенность композиции былин?

5.Перечислите художественные особенности былин, (Гипербола, постоянные эпитеты, прием троичности, повторы)

  • тестирование
  • заполнение рабочей карты

V. Домашнее задание

(просмотр фрагмента из художественного фильма «Садко»)

        Р: работа над ошибками в тесте

        К: стр. 33-34 (вопросы и задания)

П: индивидуальные задания по карточкам.

Факультативно: подготовить иллюстрацию к былине «Вольга и Микула Селянинович»

        

Приложение 1

РАБОЧАЯ КАРТА УРОКА

Тема: Былина как жанр русского фольклора. «Вольга и Микула Селянинович» как отражение нравственных идеалов русского народа.

Цель _________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Фамилия

ученика

Анализ былины

(оценка группы)

Тестирование

(взаимопроверка)

Самооценка работы на уроке

Итоговая оценка

1.

2.

3.

4.

5.

Критерии самооценки:

Оценка 5

  1. Вопрос полностью ясен. Я могу его самостоятельно раскрыть письменно или устно.
  2. Сделаны необходимые записи в тетради.

Оценка 4

  1. Вопрос в целом ясен, но я не уверен, что смогу его полностью изложить самостоятельно устно или письменно.
  2. Сделаны необходимые записи в тетрадях

Оценка 3

  1. Вопрос ясен не до конца, я затрудняюсь его самостоятельно изложить.
  2. По ходу работы сделаны необходимые записи в тетрадях

Приложение 2

  • Кто главный герой былины? Поясните свою точку зрения.
  • Опишите внешность Микулы. Когда впервые читатель знакомится с оратаем?

  • Как  в былине передается уважительное отношение автора к труду землепашца?
  • Охарактеризуйте взаимоотношения князя Вольги и простого оратая Микулы.
  • Как образ Вольги помогает глубже понять и оценить физическую мощь Микулы?

  • Перечислите художественные особенности данной былины. Найдите примеры повторов, гипербол, постоянных эпитетов, определите их роль.

Приложение 3

ТЕСТ

по теме «Былина как жанр русского фольклора»

1. Какой жанр не относится к УНТ?

                  А) сказки

                  Б) былины

                  В) рассказы

                  Г) загадки

2. Найдите верное определение былины

                А) предание, передающее представление древних народов о происхождении мира и различных явлений природы;

                Б) русские народные эпические песни-сказания, повествующие о богатырях-защитниках родины, отражающие нравственные идеалы народа

                В) произведение устного народного творчества, повествование, основанное на вымысле;

                Г) небольшое эпическое произведение, повествующее об одном или нескольких событиях в жизни человека.

3.Какова основная тема былины «Вольга и Микула Селянинович»?

                          А) прославление мирного труда;

                          Б)  воинские победы;

                          В) верная служба князю;

                    Г)  защита земли русской

4. С какой целью Вольга отправляется в путь-дорогу?

              А) мир посмотреть

              Б) на войну

               В) за данью

                         Г) в гости к князю Владимиру

          5. Какие художественные особенности не характерны для былины?

                           А) гипербола

                           Б) прием троичности

                           В) ритм и рифма

                           Г) повторы

Приложение 4

Задание 1. «В образе Вольги соединены черты эпического героя глубокой древности, эпохи первобытно-общинного строя с чертами героя государственного периода Руси. Он, с одной стороны, великий охотник и колдун, умеющий покорять себе природу, животных, но, с другой стороны, Вольга-князь-богатырь, возглавляющий дружину. Двойственность, сочетание древнего и более позднего пронизывает весь образ».( Ю.Юдин)

  1. Почему Вольга-персонаж совершенно необычный, непохожий ни на какого другого былинного героя?
  2. Найдите в тексте былины описание дружины Вольги, которое вдохновило художника И.Я.Билибина на создание картины. Удалось ли, по вашему мнению, художнику передать особенности этого богатыря?

Задание 2. «Это точная картина северной пахоты в губерниях Новгородской, Олонецкой, где пашня сплошь усеяна валунами, то мелкими, о которые постоянно почеркивают омешки сохи, то крупными, которые приходится огибать при пахании.

               Только соха чудесного пахаря Микулы Селяниновича могла великие камни вывертывать и в борозду валить. Вывертывание кореньев тоже указывает на северные нивы, расчищенные среди леса, а не привольные обширные пахотные богатства на южном черноземе». (Вс. Миллер)

  1. Какие детали былины придают достоверность повествованию, сближают ее с правдивым историческим рассказом?
  2. С какой целью используется прием преувеличения (гипербола) при описании работы пахаря?

Задание 3. Проследите, как в былине подробно, с любовью описывается соха – главное орудие труда пахаря. С какой целью это делается?

«Омешки на сошке булатные». Металлические наконечники сохи  называются омешками. У сохи, которой пашет Микула, омешки булатные, то есть сделаны  из самого хорошего металла, из булата.

Вот «при сохе» присошек, лопатка для отворота земли, для того, чтобы землю «в борозду валить». «Присошечек у сошки серебряный».

Рогачик  - рукоятка сохи. «А рогачик-то у сошки красна золота».

Обжи – длинные палки, между которыми находилась лошадь. На шею лошади надевали хомут, обжи привязывались к хомуту гужами. «Гужики у нее (лошади) да шелковые».

«У оратая кобыла соловая». Соловая лошадь – сама светло-коричневая, а хвост и грива белые.

Задание 4. Былина «Вольга и Микула Селянинович» имеет следующую концовку, не вошедшую в учебник литературы:

Тут приехали ко городу ко Курцеву,

Стали по городу похаживати.

Стали города рассматривати.

А ребята-то стали поговаривати:

«Как зтот третьего дни был, да мужиков он бил!»

А мужички-то стали собиратися,

Собиратиси они да думу думати:

Как бы прйти да извинитися,

А им низко бы да поклонитися.

Тут проговорил Вольга Святославович

                 «Ай же ты, Микула Селянинович!

                 Я жалую от себя тремя городами со крестьянами.

                 Оставайся здесь да ведь наместником,

Получай-ка ты дань да ведь грошовую!»

1.Расскажите о том, как Микула Селянинович боролся с разбоем и действиями тех, кто мешал новгородскому сельскому люду бывать в городах, приобретать у горожан все необходимое, в том числе соль.

2.Как вы считаете, оставит ли Микула Селянинович крестьянский труд, примет ли приглашение князя стать наместником? Каким по вашему мнению, станет Микула правителем? Чьи интересы он будет защищать?

3.Как дополняет эта концовка былины мысль о превосходстве пахаря над воином?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Понятие былины. Былина Вольга и Микула Селянинович

Презентация предназначена для учащихся 7 класса. В презентации представлены композиционные ососбенности былин, основные циклы и работа по былине "Вольга и Микула Селянинович"....

Презентация к урокам литературы в 7 классе по теме: Былины как героические песни эпического характера. Былина «Илья Муромец и Соловей-разбойник». «Вольга и Микула Селянинович».

Определение былины, основные особенности былин киевского и новгородского цикла, отражение былинной тематики в произведениях живописи...

Былина «Вольга и Микула Селянинович». Воплощение в былине нравственных свойств русского народа, прославление мирного труда.Технологическая карта урока

Технологическая карта урока литературы в 7 классе(учебно-методический комплект по литературе под редакцией В.Я. Коровиной для 7 класса) Тема:  Былина «Вольга и Микула Селянинович»...

Нравственные идеалы русского народа в былине «Вольга и Микула Селянинович»

Цели и задачи урока.        Формировать у учеников представления о былине как жанре русского фольклора; знакомство с былиной «Вольга и Микула Селянинович...