ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА "МУЗЫКАЛЬНЫЙ ФОЛЬКЛОР"
рабочая программа
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА "МУЗЫКАЛЬНЫЙ ФОЛЬКЛОР"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_muzykalnyy_folklor.doc | 755.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Структура программы учебного предмета
I. Пояснительная записка
- Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе
- Срок реализации учебного предмета
- Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом
образовательной организации на реализацию учебного предмета
- Сведения о затратах учебного времени
- Форма проведения учебных аудиторных занятий
- Цели и задачи учебного предмета
- Структура программы учебного предмета
- Методы обучения
- Описание материально-технических условий реализации учебного
Предмета
II.Требования к результатам освоения дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы.
III. Содержание учебного предмета
- Учебно-тематический план
IV. Формы и методы контроля, система оценок
- Аттестация: цели, виды, форма, содержание;
- Критерии оценки
V. Методическое обеспечение учебного процесса
VI. Список литературы и средств обучения
- Методическая литература
- Учебная литература
- Средства обучения
I. Пояснительная записка
Характеристика учебного предмета, его место и роль в
образовательном процессе.
Программа учебного предмета «Музыкальный фольклор» разработана на
основе «Рекомендаций по организации образовательной и методической
деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств»,
направленных письмом Министерства культуры Российской Федерации от
21.11.2013 №191-01-39/06-ГИ.
Учебный предмет «Музыкальный фольклор» является частью
дополнительной общеразвивающей программы в области фольклорного
искусства, относится к предметной области исполнительской подготовки и
способствует формированию у учащихся эстетических взглядов, нравственных
установок и потребности общения с духовными ценностями, произведениями
искусства; воспитанию активного зрителя, участника творческой
самодеятельности.
Целевая направленность программы «Музыкальный фольклор» -
введение учащихся в мир фольклорного искусства, формирование
первоначальных умений знаний о народном, традиционном песенном
творчестве.
Предмет «Музыкальный фольклор» является одним из главных в комплексе
профилирующих дисциплин ОП «Музыкальный фольклор».
Детский музыкальный фольклор чрезвычайно богат и разнообразен по
тематике и содержанию, музыкальному строю, композиции, характеру
исполнения - это оригинальный и многообразный пласт музыкального народного
творчества, богатейшей песенной культуры. Через музыкальный фольклор
(песни, игры, потешки, прибаутки) ребенок познает окружающий мир,
развивается физически и духовно, овладевает родным языком, осваивает навыки
музыкального интонирования.
Данная программа решает следующие задачи:
- Создание условий для становления гражданских позиций личности.
- Развитие национального самосознания личности, как проявление
общечеловеческих ценностей.
- Включение учащегося в такую систему деятельности и отношений, которая
обогащает их положительный опыт.
На занятиях фольклорного ансамбля проводится идея комплексного
подхода в развитии детей – соединение музыки, хореографии, народных обрядов
и традиции и необходимости психолого-педагогического изучения каждого
ребенка. И в плане общения в коллективе, бережное отношение к каждому
ребенку.
В основу обучения учащихся младшего школьного возраста положены
педагогические принципы:
1. Гуманизация обучения, стоящая на том, что каждая личность неповторима,
каждый ребенок – чудо!
2. Интеграция различных видов искусства: музыки, хореографии, народного
театра, фольклорных игр и др.
3. Широкое привлечение игровых технологий, интереса, как факторов
педагогической свободы обучения.
4. Принципы гуманизации, необходимости постоянного духовно-нравственного,
этического совершенствования.
В программе предусмотрены различные виды деятельности:
- игра,
- беседа,
- прослушивание традиционного, песенного материала,
- пение,
- работа с музыкально-шумовыми инструментами,
- разучивание основ народного танца,
- театрализация игровых песен,
- работа над звукоизвлечением,
- посещение выставок, музеев, концертов
- участие в концертной деятельности с целью пропаганды народного
творчества.
Срок реализации учебного предмета
Срок освоения программы «Музыкальный фольклор» составляет 8 (9) лет.
Общая трудоемкость в часах: 4089 (4756,5).
Рекомендуемый возраст детей для освоения программы «Музыкальный фольклор»
- 7-9 лет.
Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательной
организации на реализацию учебного предмета
Объем учебного времени составляет 85 часа максимальной учебной нагрузки, из
них: 51 часов – аудиторная нагрузка, 34 часа – самостоятельная работа.
Обоснованием объема учебной нагрузки являются Рекомендации по
организации образовательной и методической деятельности при реализации
общеразвивающих программ в области искусств.
Занятия подразделяются на аудиторные занятия и самостоятельную
работу. Рекомендуемая недельная нагрузка в часах:
Аудиторные занятия:
1-4 годы обучения – по 1,5 часа в неделю.
Самостоятельная работа (внеаудиторная нагрузка):
1-4 годы обучения – 1 час в неделю.
Форма проведения учебных аудиторных занятий
Учебные аудиторные занятия проводятся в форме групповых занятий.
Рекомендуемая продолжительность урока – 40 минут.
Цель и задачи учебного предмета
Цель:
Формирование умений и знаний в области народной песенной традиции
Задачи:
Образовательные
- освоение аутентичной народной манеры пения;
- изучение и освоение традиционного музыкального фольклора:
- развитие музыкального слуха, ритма и движения;
- координация пения и движения;
Воспитательные
- расширение кругозора: изучение и освоение традиций, обрядов и обычаев
родного края.
- воспитание любви и уважения к традициям своей Родины и других народов
Развивающие
- развитие творческо - исполнительских навыков и умений учащихся на
фольклорной основе;
- развитие сценического мастерства средствами театральных представлений,
народных праздников, концертов;
Обоснование структуры программы учебного предмета
Структура программы отражает все аспекты работы преподавателя с
учеником и содержит следующие разделы:
∙ сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение
∙ распределение учебного материала по годам обучения;
∙ описание дидактических единиц учебного предмета;
∙ требования к уровню подготовки учащихся;
∙ формы и методы контроля, система оценок;
∙ методическое обеспечение учебного процесса.
В соответствии с данными направлениями строится основной раздел
программы «Содержание учебного предмета».
Методы обучения
Для достижения поставленной цели и реализации задач программы
используются следующие методы обучения:
- словесный (рассказ, беседа, объяснение);
- наглядный (наблюдение, демонстрация);
- практический (упражнения, воспроизводящие и творческие, творческие
показы;
- игровой.
Описание материально-технических условий реализации учебного предмета
Средства, необходимые для реализации программы
Дидактические:
-наглядные и учебно-методические пособия;
-методические рекомендации;
- наличие литературы для детей и педагога.
Материально-технические:
- учебная аудитория, соответствующая требованиям санитарных норм и
правил;
- необходимое оборудование для работы в материале;
- учебная мебель;
- видеомагнитофон, DVD;
- проектор и экран;
- слайды, диски;
- компьютер, оснащенный звуковыми колонками;
- видеотека;
- наличие сети Интернет;
- материальная база для создания слайдов, дисков, видеороликов;
- школьная библиотека.
III. Требования к результатам освоения дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы.
На базе приобретенных знаний и умений выпускник должен обладать компетенциями:
- В области музыкального исполнительства:
- знание начальных основ песенного фольклорного искусства, а также особенностей оформления нотации народной песни;
- знание характерных особенностей народного пения, вокально- хоровых жанров и основных стилистических направлений ансамблевого исполнительства, художественно-исполнительских возможностей вокального коллектива;
- знание музыкальной терминологии;
- умение грамотно исполнять музыкальные произведения как сольно, так и в составах фольклорных коллективов;
- умение самостоятельно разучивать вокальные партии;
- умение сценического воплощения народной песни, народных обрядов и других этнокультурных форм бытования фольклорных традиций, в том числе исполнения театрализованных фольклорных композиций;
- навыки фольклорной импровизации сольно и в ансамбле;
- практические навыки исполнения народно-песенного репертуара;
- навыки владения различными манерами пения;
- навыки аккомпанирования голосу в процессе работы, а также в концертном исполнении вокальных произведений различных жанров;
- знаниями характерных особенностей музыкальных жанров и основных стилистических направлений;
- знаниями музыкальной терминологии терминологии;
- умениями грамотно исполнять музыкальные произведения как сольно, так и при игре в ансамбле;
- умениями самостоятельно разучивать музыкальные произведения различных жанров и стилей;
- умениями создавать художественный образ при исполнении музыкального произведения;
- умениями самостоятельно преодолевать технические трудности при разучивании несложного музыкального произведения;
- умениями по аккомпанированию при исполнении несложных вокальных или инструментальных музыкальных произведений;
- навыками чтения с листа несложных музыкальных произведений;
-навыками подбора по слуху, импровизации и сочинения в простых
формах;
-первичными навыками в области теоретического анализа исполняемых произведений;
-навыками публичных выступлений.
- В области теории и истории музыки:
-знаниями музыкальной грамоты;
-знаниями основных этапов жизненного и творческого пути отечественных и зарубежных композиторов, а также созданных ими музыкальных произведений;
- первичными знаниями в области строения классических музыкальных
форм;
- умениями использовать полученные теоретические знания при исполнительстве музыкальных произведений на инструменте;
- умениями осмысливать музыкальные произведения, события путем изложения в письменной форме, в форме ведения бесед, дискуссий;
- навыками восприятия элементов музыкального языка;
- сформированными вокально-интонационными навыками ладового чувства;
-навыками вокального исполнения музыкального текста, в том числе путем группового (ансамблевого) и индивидуального сольфеджирования, пения с листа;
-навыками анализа музыкального произведения;
-навыками восприятия музыкальных произведений различных стилей и жанров, созданных в разные исторические периоды;
- навыками записи музыкального текста по слуху
- первичными навыками и умениями по сочинению музыкального
текста
III. Содержание программы
Учебно-тематический план
Общий объем времени (в
часах)
№№ Вид
Ауди- Самостоя- Макси-
учебного
Темы уроков торные тельная мальная
занятия
занятия работа учебная
нагрузка
1-ый год обучения Знакомство с традиционной народной песней.
1.1. Хороводно - игровая песня как урок 3 0,5 3,5
средство сплочения участников
коллектива (класса).
В течении всей четверти
разучивание народные игр и
хороводов.
1.2. Виды певческого дыхания. урок 1,5 1 3,5
Использование упражнений на
дыхание. Разучивание
фольклорной игры
1.3. Закрепление знаний. вечёрка 1.5 1 3,5
Вечерка «Покровские
посиделки». Разучивание
фольклорных игр и хороводов
1.4. Передача музыкальных знаний из урок 1,5 1 3,5
уст в уста. Пение в унисон.
Разучивание фольклорной игры
1.5. Распевка — как средство для урок 1,5 1 3,5
разогрева вокального аппарата и
дыхательной системы.
Разучивание фольклорной игры.
1.6. Закрепление материала. Театрал 3 1 4
Праздник «Кузьминки — курьи изованн
именины» о-
Разучивание хороводной песни игровая
«По задворью хожу» именинный програм
хоровод НСО ма
2-й год обучения
Постановка голосового аппарата. Открытый (натуральный)способ
голосообразования.
2.1. Повторение материала урок 3 1 4
за предыдущую четверть. Работа
9
над интонацией.
Песни календарного цикла:
вокальный репертуар святочного
периода.
2.2. Колядка. Особенности урок 3 1 4
исполнения. Разучивание колядок
записанных в НСО: «Славите
славите» «Овсень овсень»
Разучивание фольклорной игры.
2.3. Особенности исполнения беседа 2 1 3
святочных, поздравительных
песен. (щедровки, овсени,
таусени,). Прослушивание
аудиозаписей коллективов России,
Украины, Белоруссии.
2.4. Закличка - как часть духовных урок 2 1 3
традиций народа. Весенние
заклички.
2.5. Разучивание закличек записанных урок 2 1 3
в НСО.
Фольклорная игра на выбор из
изученных.
2.6. Закрепление материала урок — Святоч 2 1 3
беседа « Святки»
ная
вечёрка
3 –ий год обучения Развитие вокальных навыков
3.1. «Шуточные народные песни» урок 3 1 4
Разучивание ш.н.п. Подготовка к
фольклорному празднику
Масленице.
3.2. Песня -скороговорка. Разучивание урок 2 1 3
песни.
3.3. Небыличка. Осовные особенности урок 3 1 4
жанра небылички.
Фольклорные игры на выбор
3.4. Закрепление материала. Игровая Игрова 2 1 3
программа «Масленичные потехи» я
програ
мма
4-ый год обучения Техники звукоизвлечения
4.1. Развитие ритмического чувства, урок 2 1 3
10
слухо-двигательное восприятие:
хлопки, работа над дикцией,
артикуляцией. Разучивание
хороводной песни.
4.2. Координация вокала и танца в урок 3 1 4
хороводе. Разучивание хороводной
песни.
4.3. Попевки, заклички: трихорд в урок 2 1 3
кварте, терцовый лад, квартовый
тетрахорд. Песни календарного
цикла.
4.4. Певческое звуковедение — урок 2 1 3
кантилена. Разучивание
хороводной песни.
Подготовка к итоговому уроку урок 3 1 4
Итоговый урок Театра 2 1 3
лизова
нная
програ
мма
Итого 51 34 85
Общий объем времени
(в часах)
№№ Вид
Ауди- Самостоя- Макси-
учебного торные тельная мальная
Темы уроков
занятия занятия работа учебная
нагрузка
5-ый год обучения Работа над общим ансамблем (одноголосие, унисон
5.1. Повторение изученного Беседа 3 2 4
материала за 1 класс. Песни
урок
календарного цикла: Хороводные
песни Осени. Прослушивание
аудиозаписей.
5.2. Штробас- техника урок 3 2 5
расслабления и разогревания
связок. Работа над звучанием
ансамбля. Разучивание
хороводных и игровых песен..
11
5.3. Плясовые песни. Особенности урок 4 2 6
звучания плясовых песен НСО
Фольклорная игра на выбор
5.4. Закрепление изученного вечёрка 2 2 3
материала. Вечёрка «Капустный
вечер»
Двухголосие пение с бурдоном
6.1. Простой бурдон. Разучивание урок 4 3 7
распевок. Фольклорная игра на
выбор.
6.4. Рождественские песни. Просмотр урок 5 3 8
видео материала. Разучивание
вокального материала.
6.5. Театрализация в хороводной урок 4 3 7
песне. Разучивание
театрализованного — игрового
хоровода
Двухголосие подголосок
7.1. Формирование гармонического урок 6 4 10
слуха по средством вокальных
упражнений и разучивания
двухголосного репертуара. «Песни
календарного цикла»: Весна.
7.2. Аккапельное пение. Особенности урок 5 3 8
исполнения. Разучивание
хороводной песни НСО
7.3. Основные виды голосов. урок 2 2 4
Распределение голосов в
традиционном пении.
Разучивание фольклорной игры
6-ый год обучения Развитие вокальных навыков (продолжение) Разговорная
манера пения.
8.1. Развитие ритмического чувства. урок 5 3 8
Упражнения на Слухо-
двигательное восприятие: хлопки.
Работа над дикцией,
артикуляцией.
8.2. Традиционные народные Мастер 4 2 6
инструменты. Мастер класс с
класс
приглашённым музыкантом.
Исполнение вокального номера с
использованием шумовых
12
инструментов.
8.3 Подготовка к итоговому уроку. урок 4 2 6
Итоговый урок. Праздник
«Сороки»
Итого 51 34 85
Общий объем времени
(в часах)
№№ Вид
Ауди- Самостоя- Макси-
учебного торные тельная мальная
Темы уроков
занятия занятия работа учебная
нагрузка
7 год обучения Особенности народной вокальной традиции НСО.
Переселенцы.
9.1. Повторение изученного материала урок 6 4 10
за 2 год обучения. Единство
исполнения (ритмическое,
динамическое, темп, манера и др.)
Работа над подголосками.
Разучивание фольклорной игры
9.2. Диалект в традиционной народной Беседа 6 4,5 10,5
песне. Разучивание вокального
урок
репертуара украинских,
белорусских переселенцев НСО
Фольклорная игра на выбор
9.3. Закрепление материала. урок- 4 3,5 7,5
Концертная программа для
инсцени
родителей «Осенины»
ровка
Работа над дыханием: укрепление навыков дыхания;
работа над цепным дыханием.)
10.1. Виды певческого дыхания. Беседа 5 3,5 8,5
Использование упражнений на
урок
дыхание Разучивание шуточной
песни. Использование блок-
флейты и др. народных
13
инструментов.
10.2. Тембральная окраска голоса урок 6 5 11
Разучивание песен календарного
цикла.
10.3. Использование головного и урок 6 4 10
грудного регистров, в
зависимости от жанра и
стилевых особенностей песен.
Прием « гуканья» в закличках,
использование длинных и
коротких выкриков при
исполнении хороводно -
плясовых песен.
Разучивание хороводно-
игровых и календарных песен
(двухголосных)
Расширение вокального диапазона ансамбля
11.1. Сибирская фольклорная традиция. Беседа 6,5 4,5 11
Фольклорные коллективы г.
урок
Новосибирска и НСО.
Прослушивание аудиозаписей,
просмотр видео
Закрепление материала за 2
четверть. Разучивание нового
материала (с подголоском)
11.2. Развитие ритмического чувства. урок 5,5 3 8,5
притопы, игра на шумовых
инструментах, воспроизведение
ритма песни, сопровождение
песни ритмической пульсацией
(остинато), полиритмическое
сопровождение несколькими
ритмоформулами.
Разучивание календарного
репертуара (двухголосные песни)
11.3 Закрепление материала. Урок 4 3 7
Подготовка и Показ спектакля
концерт
«Масленичные потехи»
«Вокальные жанры русского фольклора»
12.1 Жанры позднего фольклора Беседа 3 3 6
урок
14
12.2 Песни военных лет. Особенности Беседа 3 2 5
исполнения. Марш.
урок
Разучивание песен военных лет
12.3. Частушка — малый жанр русского Беседа 3 2 5
позднего фольклора. Наигрыши:
урок
«Барыня», «Подгорная»,
«Страдания» . Особенности
исполнения.
12.4 Подготовка к итоговому уроку. Урок 3 2 5
Отчётный концерт «Троица»
концерт
Итого 51 34 85
Общий объем времени
(в часах)
№№ Вид
Ауди- Самостоя- Макси-
учебного торные тельная мальная
Темы уроков
занятия занятия работа учебная
нагрузка
8-ой год обучения Трёхголосие, расшифровка традиционной народной песни
13.1. Фольклорная экспедиция. Показ Урок 4 2,5 6,5
видео-материала из Архивов по
беседа
НСО.
Разучивание фольклорной игры
13.2. Расшифровка — значимая часть Урок 5 4 9
изучения русского фольклора.
беседа
Расшифровка одноголосной песни
НСО . Всем коллективом: Разбор
текста, тональность, запись теста
и мелодии в тетрадь)
Фольклорная игра на выбор
учеников
13.3. Закрепление изученного Урок 4 2,5 6,5
материала. Подготовка к вечёрке
вечёрка
«Покров»
Лирическая песня
14.1. Песни бытового цикла Беседа 6 3 9
(семейные)
15
Разучивание игрового хоровода урок
14.2. Песни социально-исторического Беседа 6 5 11
содержания (солдаткие,
урок
рекрутские)
Дополнительный (+9 –ый год обучения) Региональные особенности звукоизвлечения традиционной народной песни
15.1. Западно русская песенная Беседа 4 2 6
традиция. Прослушивание
урок
примеров.
Разучивание фольклорной игры
15.2. Северная песенная традиция. Урок 3 1 4
Примеры
Разучивание хороводной песни
15.3. Песенная традиция центральной Урок 2 1 3
России
Разучивание календарной песни
15.4. Южная песенная традиция. Урок 2 2 4
Разучивание протяжной песни.
Разбор.
15.5 Песенные традиции казачества Урок 3 2 5
Многоголосье
16.1. Отражение природы в русской Урок 6 4,5 10,5
песне. Разучивание протяжной
беседа
песни НСО. Подготовку к
отчётному концерту.
16.2 Закрепление изученного Урок 6 4 10
материала за все года обучения. Репетиц
Подготовка к отчётному ия
концерту «Круглый год» Концерт
ная
програм
ма
Итого 51 34 85
IV. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ, СИСТЕМА ОЦЕНОК
Аттестация: цели, виды, форма, содержание
Программа предусматривает текущий контроль, промежуточную
аттестацию успеваемости учащихся и проводится в счет аудиторного времени,
предусмотренного на учебный предмет. Формы текущего контроля и
промежуточной аттестации:
1 год обучения - участие в фольклорных праздниках, демонстрация
фольклорных игр и обрядов
2 год обучения - викторины, коллективный рассказ, командные игры,
показ народного праздника
3 год обучения — отчётный концерт, постановка и показ спектакля
4 год обучения — участие в фольклорных праздниках, фестивалях,
конкурсах, отчётные концерты, показ народной драмы либо музыкального
спектакля
Преподаватель имеет возможность по своему усмотрению проводить
промежуточные контрольные уроки по разделам программы (текущий контроль).
Критерии оценки
По результатам промежуточной аттестации выставляются оценки:
«отлично», «хорошо», «удовлетворительно».
5 (отлично) - ставится, если учащийся демонстрирует устойчивый
интерес к предмету, трудолюбие, выполняет задания преподавателя с желанием,
в полном объеме и с необходимой последовательностью действий, проявляет
творческую инициативу;
4 (хорошо) – ставится при интересе к предмету в целом, некоторых
неточностях и погрешностях в выполнении заданий преподавателя и при
стремлении эти недостатки устранить;
18
3 (удовлетворительно) - ставится, если работа выполняется
исключительно под неуклонным руководством преподавателя, творческая
инициатива учащегося практически отсутствует, учащийся невнимателен,
неряшлив, интерес к предмету выражен слабо.
Предложенная система оценивания носит рекомендательный характер,
разрабатывается и утверждаются образовательной организацией, реализующей
программу, самостоятельно.
V. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
Методические рекомендации преподавателям
Задача каждого урока – формирование слухового и вокального восприятия
песенной русской традиции.
Очень важно создать на подобных уроках творческую атмосферу, в
которой дети чувствовали бы себя свободно и раскованно, смогли проявить свои
возможности и способности, свои знания и умения.
Создание ситуаций успеха на занятиях по программе является одним из
основных методов воздействия на эмоциональную сферу детей, представляет
собой специально созданные педагогом учебные ситуации, в которых ребёнок
добивается хороших результатов, что ведёт к возникновению у него чувства
уверенности в своих силах и ощущения доступности самого учебного процесса,
который должен быть направлен на формирование:
- чистой вокальной интонации;
- открытого звучания певческого аппарата
-умения петь в унисон и на голоса, держать свой голос в ансамбле;
- ассоциативного и образного мышления;
- творческой фантазии и воображения;
- внимания и памяти;
- партнерских отношений в группе;
- самодисциплины, умения организовать себя и свое время;
- чувства ответственности;
- коммуникабельности;
- трудолюбия;
- активности.
Методы и средства организации в реализации образовательного процесса.
Образовательное учреждение использует следующие методы и средства организации в реализации образовательного процесса:
а) методы и средства, направленные на теоретическую подготовку:
- контрольные уроки;
- практические занятия индивидуальные и групповые, в том числе мелкогрупповые занятия по предметам предметной области «Теория и история музыки»;
- самостоятельная работа учащихся;
- консультации;
- различные четвертные и годовые формы контроля теоретических знаний (контрольные работы, зачеты, экзамены и др.);
б) методы и средства, направленные на практическую подготовку:
- контрольные уроки;
- практические занятия индивидуальные и групповые, в том числе мелкогрупповые занятия по учебному предмету «фольклорный ансамбль» предметной области «Музыкальное исполнительство»:
- академические концерты;
- итоговая аттестация в форме выпускных экзаменов по учебным предметам: фольклорный ансамбль, сольфеджио, музыкальная литература.
При реализации образовательным учреждением ДПОП «Музыкальный фольклор» необходимо обеспечивать реализацию учебного предмета «Фольклорный ансамбль» на базе учебного хора. Хоровые учебные коллективы могут подразделяться на младший хор, хоры средних и старших классов, сводный хор. Хоровые учебные коллективы должны участвовать в творческих мероприятиях и культурно-просветительской деятельности образовательного учреждения.
Требования и рекомендации к организации и учебно-методическому обеспечению текущего контроля успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации, разработке соответствующих фондов оценочных средств.
Оценка качества реализации программы «Музыкальный фольклор» включает в себя текущий контроль успеваемости, промежуточную и итоговую аттестацию обучающихся.
В качестве средств текущего контроля успеваемости могут использоваться контрольные работы, академические концерты, устные опросы, письменные работы, тестирование, прослушивания. Текущий контроль успеваемости обучающихся проводится в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет.
Промежуточная аттестация проводится в форме контрольных уроков, зачетов и экзаменов. Контрольные уроки, зачеты и экзамены могут проходить в виде технических зачетов, академических концертов, исполнения концертных программ, письменных работ и устных опросов. Контрольные уроки и зачеты в рамках промежуточной аттестации проводятся на завершающих полугодие (триместр) учебных занятиях в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет.
Экзамены проводятся за пределами аудиторных учебных занятий. При проведении промежуточной аттестации обучающихся рекомендуется устанавливать не более четырех экзаменов и шести зачетов в учебном году.
По завершении изучения учебных предметов по итогам промежуточной аттестации обучающимся выставляется оценка, которая заносится в свидетельство об окончании образовательного учреждения.
По учебным предметам, выносимым на итоговую аттестацию обучающихся, в выпускном классе по окончании учебного года рекомендуется по данным предметам применять в качестве формы промежуточной аттестации зачет с выставлением оценки, которая будет отражена в свидетельстве об окончании ОУ. Содержание промежуточной аттестации и условия ее проведения разрабатываются ОУ самостоятельно на основании ФГТ «Музыкальный фольклор»
ОУ разрабатываются критерии оценок промежуточной аттестации и текущего контроля успеваемости обучающихся. Для аттестации обучающихся создаются фонды оценочных средств включающие типовые задания, контрольные работы, тесты и методы контроля, позволяющие оценить приобретенные знания умения и навыки. Фонды оценочных средств разрабатываются и утверждаются ОУ самостоятельно.
При разработке фондов оценочных средств для контроля качества изучения предметов должны учитываться все виды связей между включенными в них знаниями, умениями и навыками, позволяющими установить качество сформированных у обучающихся компетенций и степень готовности выпускников к продолжению профессионального образования.
Фонды оценочных средств должны быть полными и адекватными отображениями ФГТ «Музыкальный фольклор», соответствовать целям и задачам ДПОП «Музыкальный фольклор» и ее учебному плану. Фонды оценочных средств призваны обеспечивать оценку качества приобретенных выпускниками знаний, умений, навыков и степень готовности выпускников к возможному продолжению профессионального образования в области музыкального искусства.
С целью обеспечения подготовки обучающихся к промежуточной (экзаменационной) аттестации путем проведения консультаций (согласно учебному плану) по соответствующим учебным предметам, рекомендуется в учебном году использовать резервное время после окончания учебных занятий.
По окончании полугодий (триместра) учебного года, как правило, оценки выставляются по каждому учебному предмету. Оценки обучающимся могут выставляться и по окончании четверти (триместра).
Промежуточная аттестация обеспечивает оперативное управление учебной деятельностью обучающихся, ее корректировку и проводится с целью определения:
- качества реализации образовательного процесса;
- качества теоретической и практической подготовки по учебному предмету;
- уровня умений и навыков, сформированных у обучающегося на определенном этапе обучения.
Итоговая аттестация выпускников представляет собой форму контроля (оценки) освоения выпускниками ДПОП «Музыкальный фольклор» в соответствии с федеральными государственными требованиями, установленными к минимуму содержания, структуре, условиям и срокам реализации ДПОП.
Требования к содержанию итоговой аттестации обучающихся определяются ОУ на основании ФГТ «Музыкальный фольклор».
Итоговая аттестация проводится в форме выпускных экзаменов по учебным предметам:
- фольклорный ансамбль;
- сольфеджио:
- музыкальная литература.
Итоговая аттестация может проводиться в виде концерта (театрализованного выступления), исполнения концертных программ, творческого показа по учебному предмету «Фольклорный ансамбль», письменный и четный ответ по сольфеджио и музыкальной литературе.
По итогам выпускного экзамена выставляется оценка «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно». Временной интервал между выпускными экзаменами должен быть не менее трех календарных дней. Итоговая аттестация не может быть заменена оценкой качества освоения ДПОП «Музыкальный фольклор» на основании итогов текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающегося.
Требования к выпускным экзаменам, формы, организация (создание экзаменационных и апелляционных комиссий), сроки, процедура и порядок проведения итоговой аттестации определяются ОУ самостоятельно и регламентируются Положением о порядке и формах проведения итоговой аттестации обучающихся по дополнительным предпрофессиональным общеобразовательным программам в области музыкального искусства.
ОУ разрабатывает критерии оценок итоговой аттестации в соответствии с УП «Музыкальный фольклор». Для организации и проведения итоговой аттестации в образовательном учреждении ежегодно создаются экзаменационные и апелляционные комиссии.
По результатам проведения итоговой аттестации экзаменационные комиссии разрабатывают рекомендации, направленные на совершенствование образовательного процесса в ОУ.
При прохождении итоговой аттестации выпускник должен продемонстрировать знания, умения и навыки в соответствии с программными требованиями, в том числе:
- знание начальных основ песенного фольклорного искусства, а также особенностей оформления нотации народной песни;
- знание характерных особенностей народного пения, вокально- хоровых жанров и основных стилистических направлений ансамблевого исполнительства, художественно-исполнительских возможностей вокального коллектива;
- знание музыкальной терминологии;
- умение грамотно исполнять музыкальные произведения как сольно, так и в составах фольклорных коллективов;
- умение самостоятельно разучивать вокальные партии;
- умение сценического воплощения народной песни, народных обрядов и других этнокультурных форм бытования фольклорных традиций, в том числе исполнения театрализованных фольклорных композиций;
- навыки фольклорной импровизации сольно и в ансамбле;
- практические навыки исполнения народно-песенного репертуара;
- навыки владения различными манерами пения;
- навыки аккомпанирования голосу в процессе работы, а также в концертном исполнении вокальных произведений различных жанров;
навыки публичных выступлений
- знание творческих биографий зарубежных и отечественных композиторов, музыкальных произведений, основных исторических периодов развития музыкального искусства во взаимосвязи с другими видами искусств;
- умение определять на слух, записывать, воспроизводить голосом аккордовые, интервальные и мелодические построения;
- наличие кругозора в области музыкального искусства и культуры.
VI. Список литературы и средств обучения
Литература для преподавателя и концертмейстера
1. Волков Г.Н. Этнопедагогика. - М., 2000
2.Дети и традиционная культура. - Вып.2. НИПКиПРО. Школа русской
традиционной культуры ДДТ Центрального района.
3. Картавцева М.Т. Концепция школы русского фольклора. - М.; 2001
4. Науменко Г.М. Фольклорный праздник.
5. Науменко Г.М. Фольклорная азбука.
6. Шамина Л.В. Работа с самодеятельным хоровым коллективом. – М.; 1981
Научно-методическая литература
1. Актуальные проблемы художественного воспитания детей. - М., 1983
2. Алексеев Э. Фольклор в контексте современной культуры. - М., 1988
3. Аникеева З.П. Воспитание игрой. - М., 1987
4. Аникин В.П. Детский фольклор. Русское народное поэтическое творчество.-
Л.; 5. 5. Богатырев П.Г. Вопросы теории народного искусства. - М.: Искусство,
1971
6. Богоявленская Л.Б. Пути к творчеству. - М., 1981
7. Васильцова З.П. Мудрые заповеди народной педагогики. - М.: Педагогика,
1988
8. Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка. - М.: Просвещение, 1988
9. Виноградов Г. Русский детский фольклор. Кн.1.- Иркутск, 1930.
10. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М.; 1930
11. Выготский Л.С. Игра и её роль в психическом развитии ребенка. – М.; 1966
12.Детский фольклор: Примерная программа для фольклорных и
этнографических кружков. - М.: ВНМЦ, 1987
13. Детские фольклорные школы. Проблемы, опыт, перспективы. - М., 1999
14. Картавцева М.Т. Развитие творческих навыков на уроках сольфеджио. - М.:
Музыка, 1978
15. Мелик-Пашаев А.А. Педагогика искусства и творческие способности. - М.,
1981
16. Мельников М.Н. Детский фольклор и проблемы народной педагогики.
/Сибирский фольклор/. Вып.2. - Новосибирск, 1971
17. Покровский Д.В. Фольклор и музыкальное восприятие /Восприятие музыки/
Сост. В.Н.Максимов. - М.: Музыка, 1980
18. Попова Т.В. Основы русской народной музыки. - М.: Музыка, 1974
19. Роль искусства в развитии способностей школьников: Сборник. - М.,1985
20. Рубцов Ф.А. Статьи по музыкальному фольклору. - М. - Л., 1973
21. Фольклор. Образ и поэтическое слово в контексте. - М.: Наука, 1984
22. Шатковский Г. На пути к импровизации /Проблемы развития системы
музыкального образования/ - М.: ГМПИ им. Гнесиных, 1986
23. Шуров В.М. Южнорусская песенная традиция: Исследование. - М.: 1987
24. Эльконин Д.В. Психология игры. - М., 1978
Репертуарные сборники для преподавателя и концертмейстера
1.Ты взойди, солнце красное. Репертуарный сборник для фольклорных
ансамблей /Составитель О.Гурина/. Новосибирск, 1998
2. Веретёнце: русские народные песни Вологодской обл. Всероссийское хоровое
общество. - М., 1985
3. Г.С. Русский детский фольклор. - Иркутск, 1930
4. Гори, гори ясно. Для детских и юношеских ансамблей /Составитель
Т.Новикова; Всероссийское музыкальное общество. - М., 1989
5. Жаворонушки: Русские песни, прибаутки, скороговорки, считалки, сказки,
игры /Составитель Науменко Г./ - М.: Советский композитор,1977
6. Жаворонушки: - Вып.2. - 1981
7. Жаворонушки. - Вып.3 - 1984
8. Жаворонушки. - Вып.4 - 1986
9.Заплетися, плетень: Русские народные песни и хороводы /Сост.
В.А.Агафонников. - М.: Музыка, 1987
10. Золотые ворота: Игры. Новосибирск - 2002
11.Заинька во садочке. Сост. Л.В.Суровяк. – Новосибирск, 2002
12. Зимние святки. /Сост. Л.К.Королева, И.Н.Некрасова/. Тверь, 1997
13. Круглый год: Русский земледельческий календарь. - М.: Правда, 1991
14. Музыкальный фольклор и дети. /Сост. Щербакова/. - М., 1997
15. Науменко Г.М. Народные праздники. - М., 2001
16. Песенные узоры. Вып. 4. - М.: Музыка, 1990 .
17. Плыла лебедь. Для детских народно-хоровых коллективов /Сост.
П.А.Сорокин/; Всероссийское музыкальное общество. - М., 1987
18. Росынька: Песни и игры для фольклорных ансамблей /Сост. Т.Белоконева/;
Всероссийское хоровое общество. - М., 1982
19.Русский народ, его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия. /Сост.
М.Забылин/. - М.: 1990
20. Русские народные песни для детей. - Санкт-Петербург, 1999
Методическая литература
1. Алянский Ю. «Азбука театра». Ленинград: «Детская литература», 1996
2. Аникин В.П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и
детский фольклор. М., 1957
3. Берстенева Е. В., Догаева Н. В. «Кукольный сундучок». М., «Белый
город», 2004
4. «Всеобщая история театра». М., Эксмо, 2012
5. Дайн Г.Л. «Детский народный календарь. Серия «Игрушка в культуре
России». Хотьково, Сергиев Посад, 2010
6. Дайн Г.Л. «Лоскутные мячики из Хотьково». Сергиев Посад, 2010
7. Дайн Г.Л., Дайн М.Л. «Русская тряпичная кукла. Культура, традиции,
технология». Культура и традиции, 2007
8. Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. М., Искусство, 1990
9. Киреева Е.В. История костюма. М., 1976
10. Котова И.Н., Котова А.С. «Русские обряды и традиции. Народная
кукла». СПб, «Паритет», 2003
11. Михеева Л. Русские традиции и праздники. Хрестоматия «Отечество».
М., «Дрофа плюс», 2007
12. Никитина А.Б. «Театр, где играют дети». Учебно-методическое
пособие для руководителей детских театральных коллективов. М., Владос, 2001
13. «Русская семья. Традиции и праздники». Под. ред. Т.Г.Кислициной. М.,
«Белый город», 2008
Литература для учащихся
1. Гаспаров М.Л. Занимательная Греция: Рассказы о древнегреческой
культуре. М., 1995
2. Генералова И.А. 2 класс. Театр. Пособие для дополнительного
образования. М., 2012
3. Генералова И.А. 3 класс. Театр. Пособие для дополнительного
образования. М., 2010
4. Генералова И.А. 4 класс. Театр. Пособие для дополнительного
образования. М., 2012
5. Генералова И.А. 2-4 кл. Театр. Методические рекомендации. М., 2012
Интернет-ресурсы
1.Знаменитые театры мира: http://www.diletant.ru/excursions/7551712/
2.Знаменитые музеи мира: http://smallbay.ru/links.html
3. Ссылки на театральные ресурсы русского интернета:
http://artclub.renet.ru/links.htm
4. Каталог театральных сайтов России: http://city-2.narod.ru/ntn/ctg.html
5. Сайт Галина Львовны Дайн http://knigi-dain.ru/home.html
6. Интернет-презентации по тематике разделов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПО.01. МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО ПО.01.УП.01 «Хор» ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА «ХОРОВОЕ ПЕНИЕ»
Настоящая образовательная программа учебного предмета «Хор» разработана для дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Хоровое пение». Да...
ПО.01.МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА
Примерная программа учебной дисциплины является частью примерной дополнительной предпрофессиональной образовательной программы в области музыкального искусства «Хоровое пение». Данная программа разра...
Программа учебного предмета «Специальность и чтение с листа» дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Фортепиано», 8 лет обучения
Программа учебного предмета «Специальность и чтение с листа» дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Фортепиано», 8...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА «НАРОДНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ» Предметная область ПО.01. МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО программа по учебному предмету УП.02.АНСАМБЛЬ
В данной программе предпринята попытка развить музыкально-творческие способности учащегося на основеприобретенных им знаний, умений и навыков в области ансамблевого исполнительства.Основн...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА «ФОРТЕПИАНО», «НАРОДНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ», «ДУХОВЫЕ И УДАРНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ» Предметная область ПО.02. ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ МУЗЫКИ Программа по учебному предмету
Программа учебного предмета «Сольфеджио» разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительным предпрофессиональным общеобразовательным программам в области музыкаль...
Рабочая программа учебного предмета «Музыкальная литература» по дополнительным предпрофессиональным общеобразовательным программам в области музыкального искусства «Струнные инструменты», «Фортепиано», «Народные инструменты», «Духовые и ударные инструмент
Программа по предмету "Музыкальная литература"...
Мониторинг результатов освоения обучающимися дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области "Музыкальное искусство" ДПОП "Музыкальный фольклор"
Мониторинг результатов освоения обучающимися дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программыв области "Музыкальное искусство" ДПОП "Музыкальный фольклор"...