«Русский музыкальный фольклор как средство развития творческих способностей учащихся на уроках музыкально-эстетического направления и во внеурочное время"
статья по музыке
Возрождения народных традиций является необходимостью, чтобы человек нового тысячелетия знал свою историю, свои корни и традиции своего народа. Рассмотрена сущность и жанровая специфика русского музыкального фольклора, раскрыты возможности развития творческих способностей учащихся на основе фольклорного материала, даны некоторые практические рекомендации по работе над русской народной песней и инструментальным музицированием на народных инструментах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2021_russkiy_muzykalnyy_folklor.docx | 146.09 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
«Русский музыкальный фольклор
как средство развития творческих способностей учащихся
на уроках музыкально-эстетического направления
(музыки, сольфеджио, музыкальной литературы)
и во внеурочной деятельности»
Трофимова Ирина Борисовна,
преподаватель ДШИ ГБУ им. И.Ф. Стравинского, Петродворцового района,
учитель музыки ГБОУ гимназии № 293, Красносельского района
Введение
Мир находится в постоянном движении. В сегодняшней социальной ситуации в нашей стране стали актуальными вопросы, касающиеся формированию национальной идентичности[1] личности учащегося на основе реализации государственной «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России», где «система базовых национальных ценностей создаёт смысловую основу пространства духовно-нравственного развития личности»[2].
Когда дело касается возрождения народных традиций, то является необходимостью, чтобы человек нового тысячелетия знал свою историю, свои корни и традиции своего народа.
Педагогика ранее уже обращалась к народному творчеству как к богатому источнику для нравственного воспитания.
Лучшие умы России связывали воспитание подрастающего поколения с опорой на национальную традиционную культуру. Мыслители XIX века Д.И.Писарев, Л.Н.Толстой, Н.Р.Чернышевский и другие обращались к опыту народного воспитания, призывали всячески использовать его в своей деятельности. С «педагогическими гениями народа» связаны идеи К.Д.Ушинского и В.А.Сухомлинского, которые считали, что на воспитание ребёнка существенное влияние оказывает характер, национальные особенности, культура, история, быт народа, поэтому важной задачей было сохранение, развитие, углубление традиций народной педагогики.
Русский академик А.И. Веселовский подчеркивал: «Скажите мне, как народ жил, и я скажу вам, как он писал»[3]. Это можно отнести и к устному творчеству: как народ жил, так он пел. Поэтому фольклор раскрывает народную философию, этику и эстетику.
Значение фольклора как культурного наследия и как материала, важного для изучения истории народа, его житейской мудрости, его искусства, в настоящее время стало теоретически общепризнанным, но практически традиционный фольклор уходит из нашего быта.
До некоторого времени была весьма распространена тенденция понимания фольклора как архаического явления, сохранившегося сегодня в качестве «музейного экспоната», который в лучшем случае достоин сохранения и популяризации, но лишён актуальности. Современные условия жизни приводят всё к большей разобщённости детей и родителей. Основное время дети проводят среди сверстников. Уходит из жизни детей «живой» фольклор, дети редко слышат колыбельные песни, «сказки на ночь», утрачиваются и традиционные детские игры, столь необходимые для разностороннего, полноценного развития личности ребёнка. Немногие задумывались над тем, каково значение фольклора в развитии творческих способностей детей, хотя погружение в мир фольклора не требует профессиональной подготовки учащихся, дети легко включаются в деятельность по освоению фольклора.
Ещё одной из причин отдаления детей от народного искусства это современные программы по музыке. Выполняя программу по музыке авторского коллектива Г.П.Сергеевой, Е.Д. Критской, Т.С.Шмагиной (Москва «Просвещение») с одной стороны, есть темы, связанные с народным искусством, с другой – урок музыки зачастую превращается в урок по слушанию музыки, так как объём материала не соответствует количеству часов по предмету, приходиться выискивать возможности в начальной школе наполнять урок пением детей больше чем предполагает сама программа (остальные программы по музыке страдают теми же проблемами).
Вышеизложенные проблемные ситуации обозначили актуальность выбора темы работы, направленной на рассмотрение русского музыкального фольклора как средство развития творческих способностей учащихся на уроках музыки и во внеурочной деятельности.
Цель работы: выявление потенциала русского музыкального фольклора в развитии творческих способностей учащихся на уроках музыки и во внеурочное время.
Задачи работы:
- проанализировать сущность и жанровую специфику русского музыкального фольклора;
- выявить особенности развития творческих способностей у учащихся на уроках музыки и во внеурочное время;
- раскрыть возможности русской народной песни и элементарного инструментального музицирования в развитии творческих способностей учащихся.
1. Особенности развития творческих способностей у учащихся на уроках музыки и во внеурочное время
Психологи выделяют критерии развития творческих способностей в практике обучения и воспитания и определяют следующие условия: чувство новизны, способность преобразовать структуру объекта, направленность на творчество, критичность.
По определению Я. А. Коменского, искусство является той сферой, где возможно проявление и развитие творческих способностей и дарований человека.
Все это в полной мере относится к музыкальному искусству во внеурочной деятельности и на уроках музыки. Уроки музыки и внеурочная деятельность способствуют развитию продуктивной творческой деятельности у учащихся, т.е. развитию творческих умений в восприятии, сочинении, исполнении, импровизации, размышлении о музыке, а также в умении ритмопластического интонирования.
Основные виды музыкальной деятельности, которые способствуют развитию творческих способностей, включают в себя:
- слушание музыки;
- исполнительская деятельность: вокально-хоровая и игра на музыкальных инструментах;
- освоение музыкальной грамоты;
- импровизация;
- музыкально-ритмические движения.
Эти виды музыкальной деятельности всегда связаны с творческим характером, который заключается в создании чего-либо нового, открытии для себя нового знания, обнаружения в самом себе новых возможностей, что и обеспечивает интерес к какой-либо деятельности.
Творческие способности присущи каждому ребёнку, они возникают и развиваются в процессе практической деятельности. Развитие творческих способностей – процесс очень сложный, имеет свои особенности на каждом этапе развития личности младшего школьника, тесно связан с развитием интересов ребёнка, самооценкой его успехов в той или иной деятельности, особенностями воспитания, потребностями общества в той или иной деятельности, особенностями системы образования.
Академик Б.В. Асафьев, обобщая свои наблюдения, отмечал у одних детей хорошую музыкальную память, у других — отзывчивость на музыку, у третьих — наличие абсолютного слуха, сопровождающееся непониманием сложных художественных образов и, наоборот, у четвертых — неразвитый слух, сочетающийся порой с глубоким и серьезным интересом к музыке.
Наиболее развернутая характеристика развития музыкальных способностей дана Б.М. Тепловым, который показал разнообразные динамичные взаимосвязи между музыкой и переживаниями человека, между деятельностью и способностями, которые при этом развиваются.
Музыкальность, по мнению Б.М. Теплова, — это «тот компонент музыкальной одаренности, который необходим для занятия именно музыкальной деятельностью в отличие от всякой другой, и притом необходим для любого вида музыкальной деятельности»[4].
В.М. Теплов выделяет три основные музыкальные способности, от которых зависит успешность учащихся на уроках и занятиях музыкальной деятельностью во внеурочной время: ладовое чувство, музыкально-слуховые представления и чувство ритма.
Ладовое чувство - одна из основ эмоциональной отзывчивости на музыку (центра музыкальности). Б.М. Теплов называет его перцептивным, эмоциональным компонентом музыкального слуха. Оно может обнаруживаться при узнавании мелодии, определении, закончилась или не закончилась мелодия, в чувствительности к точности интонации, ладовой окраске звуков. В школьном возрасте показателем развитости ладового чувства являются любовь и интерес к музыке. Поскольку ладовое чувство проявляется при восприятии звуковысотного движения, в нем прослеживается взаимосвязь эмоциональной отзывчивости на музыку с ощущением музыкальной высоты, что учащимся в начальных классах даётся очень сложно.
Чтобы воспроизвести мелодию голосом или на музыкальном инструменте, необходимо иметь слуховые представления того, как движутся звуки мелодии - вверх, вниз, плавно, скачками, повторяются ли, т. е. иметь музыкально-слуховые представления звуковысотного (и ритмического) движения. Чтобы воспроизвести мелодию по слуху, надо ее запомнить, поэтому музыкально-слуховые представления включают в себя память, воображение, внутренний слух, которые на начальном этапе у всех ребят разные.
Развитие ритма приводит нас к понятию – чувство музыкального ритма, которое имеет не только моторную, но и эмоциональную природу. Содержание музыки эмоционально. Ритм – одно из выразительных средств музыки, с помощью которых передается содержание. Задания, связанные с музыкальным ритмом, всегда являются выражением некоторого эмоционального содержания и составляет основу эмоциональной отзывчивости у учащихся на музыку.
Усвоение материала зависит во многом от природных способностей детей, уровня общего развития. Поэтому важен индивидуальный подход.
Музыкальное развитие, как и любые другие психические и физиологические процессы, идет по возрастающей линии. Это переход от непроизвольных откликов на музыку к эстетическому отношению к ней, от импульсивных стремлений петь, двигаться под музыку к выразительному исполнению, от смутных приятных ощущений восприятия музыкальных звуков к эмоциональному и сознательному слушанию музыки.
Наиболее существенными особенностями музыкального развития являются:
- слуховое ощущение, музыкальный слух;
- качество и уровень эмоциональной отзывчивости на музыку различного характера;
- простейшие навыки, действия в певческом и музыкально-ритмическом исполнительстве.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что комплексному восприятию произведений музыкального искусства способствуют музыкально-слуховые представления, которые являются интегрированным образованием различных свойств слуха (метроритмическое чувство, звуковысотный слух, чувство лада и др.).
На уроках музыки и во внеурочной деятельности в процессе освоения русского музыкального фольклора в младших классов творческие способности учащихся развиваются во всех видах исполнительской деятельности, а это пение, музыкально-ритмические движения, в процессе элементарного музицирования, а также в слушательской деятельности.
2. Некоторые методические принципы введения фольклора в
учебный процесс
На протяжении всей истории музыкального воспитания и образования вырабатывались методические принципы включения фольклора в учебный процесс в общеобразовательной школе, которые и сейчас остаются актуальными, так как подлинным фольклорным произведениями уделяется недостаточное внимание.
Просматриваются два основных пути. Один – ознакомление с фольклором через произведения композиторов, творчество которых обращено к народной музыке. Это предполагает исполнение и слушание обработок народных песен и наигрышей, а также авторской музыки, основанной на фольклорном материале. Например, финал Четвертой симфонии П.И. Чайковского и русская народная песня «Во поле береза стояла». Хор из оперы «Евгений Онегин» П.И. Чайковского и русская народная песня «Уж как по мосту-мосточку». Вариации на тему русской народной песни «Вниз по матушке по Волге» А Даргомыжского и русская народная песня «Вниз по матушке по Волге».Многие обработки вошли в сокровищницу мировой культуры. С одной стороны, обработки знакомят учащихся с композиторским творчеством, но тогда подлинный фольклор остаётся за пределами их духовного мира.
Другой – непосредственное обращение к подлинному фольклору. В своё время этот путь наиболее ярко проявил себя в венгерской педагогике в творчестве З.Кодая: обучение нотной грамоте на основе народных песен. В последние годы на него выходит и педагогика нашей страны. Но обращение к аутентичному фольклору в условиях современной школы требует особой осторожности, к чему призывал Б.В.Асафьев Поэтому, знакомство с произведениями народного творчества должно сопровождаться погружением-рассказом в культурный контекст песни. Только понимание контекста произведения поможет восприятию детьми песни и её исполнение будет осознанным и более выразительным. В.А Дышлевская в книге «Русская народная песня в музыкальном воспитании учащихся» говорит о необходимости раскрывать конкретную, историческую обстановку, в которой создавалась песня, так как содержание песни напрямую зависит от времени и от среды. Е.С. Горская рекомендует в рассказе, предваряющем прослушивание песни «нарисовать» картины быта, описать обычаи и обряды. Н.И. Жемчужина говорит, что осмысление песни происходит осмысление учащимися народного быта. Известно, что основоположники русской музыкальной классики не обучались предмету «Народное музыкальное творчество», но живые впечатления от народной музыки и музыкантов, страстная любовь к народному языку оказали огромное влияние на их творчество.
Таким образом, не просто обучать детей народной песне, а создавать условия для восприятия её как части их жизни. Чрезвычайно важным является познание учащимися фольклора как искусства синкретического, в единстве слова, музыки и движения. Важно использовать в педагогической деятельности подлинные образцы песен с движениями или их описанием в литературе, внимательно относиться к подтекстовке народных напевов.
Камнем преткновения в работе над народной песней является манера исполнения. Споры вокруг этого ведутся во многих странах, в том числе и у нас. Но сегодня этот вопрос представляется нам несколько надуманным, нарочито усложнённым. При разучивании народных песен, особенно игровых, закличек, припевок надо ориентироваться на естественное, речевое интонирование, опираться на разговорное начало, не стремиться «академизировать» исполнение, не гнаться за силой звучания и каким-то специфическим народным тембром, то есть петь своим голосом: голосом, которым учащиеся напевно скандируют свои считалочки, заклички, дразнят друг друга, нарочито растягивая слоги.
Таким образом, основной принцип исполнения народных песен должен заключаться в приближении исполнения русских народных песен к естественному звучанию. Музыкальная ткань и звуковая сфера уже несут в себе информацию о стиле исполнения, отступление от которого исказит и обессмыслит произведение. Для восприятия фольклорного произведения также необходимо и впечатление от аутентичного пения, как в непосредственном контакте с народным исполнителем, так и посредством аудио- и видео- материалов.
3. Возможности русской народной песни и элементарного инструментального музицирования в развитии творческих способностей учащихся
Способности, как считает В.М. Теплов, не могут существовать иначе, как в постоянном процессе развития.
Исследователь детского музыкального фольклора Г. Науменко обращает внимание на интонационную и содержательную схожесть многих жанров детского фольклора. Особенности жанров российского детского фольклора: ритмо-мелодическая и структурная остинатность, их преимущественное одноголосие или спонтантанная гетерофония (часто с использованием верхнего или нижнего бурдона), неразрывная связь с речью, движением и игрой, ясная нюансировка, лаконичная форма, чаще всего куплетная, создают благотворные условия для развития у детей вокально-хоровых навыков и элементарного инструментального музицирования
Успешность развития творческих способностей учащихся зависит от профессиональной компетенции учителя, от его владения различными методами и приёмами работы. Перечислим неторые:
- концентрический метод;
- фонетический метод;
- объяснительно-иллюстративный метод в сочетании с репродуктивным;
- метод сравнительного анализа;
-
Суть концентрического метода, заключается в расширении звукового диапазона детского голоса концентрическими кругами вокруг его центра (в работе с «гудошниками» или детьми с не выявленными вокальными способностями он не подходит).
Концентрический метод основан на ряде положений:
- плавное пение без придыхания;
- при вокализации на гласную, например «а», должна звучать чистая фонема, непринужденное пение, свобода голосообразования;
- при пении рот открывать умеренно;
- не делать никаких гримас и усилий;
- петь в комфортной динамической зоне;
- уметь долго тянуть ноту ровным по силе звуком;
- без «подъездов», прямо попадать в звук;
- соблюдать последовательность заданий при построении вокальных упражнений: сначала упражнения строятся на одном звуке в пределах примарной зоны, затем на двух, расположенных рядом, которые необходимо плавно соединять; следующий этап – тетрахорды как подготовка к скачкам, затем постепенно расширяющиеся скачки с последующим поступенным заполнением.
Фонетический метод в работе с певцами является одним из способов настройки голоса на тот или иной тип тембрового звучания. Однако замечено, что гласный звук у отличается наименьшим разнообразием способов его артикуляции, это обусловило частое его употребление в коллективном обучении пению в хоре. При индивидуальном обучении возможны варианты: если хорошо звучит гласная «а», то следует начинать с нее, при заглубленном звуке лучше использовать «и», а при плоском звучании – «о» или «у».
В упражнениях, выполняемых с целью выравнивания гласных, один гласный звук нужно как бы вливать в другой – без толчка и перерыва в звучании. Нужно формировать навык пения гласных в одной позиции.
Большое значение для тембра голоса ребёнка имеет манера артикуляции: насколько широко открывается рот, активность артикуляционных органов, фонетическая чистота произношения, расположение губ – на улыбке или округлое, зевок при пении различных фонем должен быть умеренным, легким, особенно у маленьких детей.
Фонетический метод применяется не только в упражнениях, но и на этапах разучивания и дальнейшей работы над песенным материалом. Для этого используется вокализация мелодии песни на разных гласных, чаще всего «а», «у», «о», с целью выработки кантилены и выравнивания тембрового звучания голоса.
Объяснительно-иллюстративный метод в сочетании с репродуктивным – путь творческого развития детей. Их вокальное мышление постепенно будет преобразовываться: от подражания, на уровне подсознания к осмыслению художественного образа и способа исполнения.
Принцип мысленного пения (на основе внутрислухового представления) – один из самых эффективных в работе с учащимися, оно активизирует слуховое внимание. Мысленное пение учит внутренней сосредоточенности, предохраняет голос от переутомления при необходимости многократно повторять одну и ту же музыкальную фразу с целью заучивания, и тренировки, развивает творческое воображение, а также является формой самостоятельной работы с наименьшими затратами голоса.
Метод сравнительного анализа следует вводить уже с первых уроков музыки. При помощи сравнительного анализа ребята учатся не только слушать разные коллективы, но и оценивать собственное исполнение, что формирует навык самоконтроля, необходимый для успешного обучения.
Таким образом, необходимо понимать всю важность развития систематического вокально-хорового воспитания, что может оказать благотворное влияние на качественный уровень исполнения русских народных песен.
Основной задачей вокально-хоровой работы в детском коллективе является формирование у детей сознательного отношения к музыке, к песне. Форма преимущественна куплетная. Это позволяет ученикам хорошо слышать запев и припев, а преобладание среднего регистра, включающего в себя удобные для детского голоса звуки, способствуют постепенному развитию детского голоса.
Чистая интонация, красивый звук, выразительное пение зависят прежде всего от правильного дыхания. У детей младших классов, начинающих петь, как правило дыхание короткое, нет правильного вдоха и экономного выдоха на протяжении всей музыкальной фразы. И развивать надо на простых, небольших русских народных попевках, прибаутках кантиленного характера.
Пение упражнений перед началом разучивания и исполнения хоровых произведений служит своеобразной настройкой голоса, помогает привести его в рабочее состояние. Опыт показывает, что применение в течение ряда лет одних и тех же упражнений в различных комбинациях друг с другом приводит к устойчивым, хорошо сформированным вокально-хоровым навыкам. Применяя в хоровом обучении те или иные упражнения, важно обращать особое внимание на воспитание у учащихся сознательного отношения к ним. Диапазон распевок и других вокальных упражнений вначале очень ограничен – он равен большой терции или кварте. И только постепенно, по мере укрепления и развития голосовых связок и гортани, диапазон несколько расширяется. Многократный повтор вокально-хоровых упражнений немыслим без варьирования, без установки новых задач. Дети привыкают к методическим приёмам, которые часто используются на уроках. Однообразие распевок противоречит основам современного хороведения. Поэтому в качестве упражнений желательно использовать попевки, прибаутки, музыкальный материал из разучиваемого репертуара, мелодии из произведений, предназначенных для слушания. Все упражнения должны включаться в урок с учётом принципов последовательности, систематичности и доступности. Чтобы просьба повторять распевания не показалось младшеклассникам утомительной, можно разнообразить этот вид работы, предлагая исполнение упражнений в разных вариантах по степени сложности:
«Эхо». Сначала весь класс поёт распевку относительно громким звуком, а затем повторяет его же в тихой динамике. Таким образом исполняется ряд одинаковых распевок по хроматической гамме.
«Перекличка». Класс делится на две группы. Сначала распевку исполняет одна группа, затем её же повторяет вторая. В переходе на исполнение упражнения с другого звука последовательность исполнителей меняется: сначала распевку поёт вторая группа, а затем её повторяет первая.
«Испорченный телефон». Учитель передает ритмический/мелодический рисунок одному ребенку, а тот передает следующему и так дальше по цепочке. Важно, чтобы ритм/мотив дошел до учителя без искажения. Как правило, в процессе игры некоторые дети искажают его, но обязательно есть дети, которые исполняют точно задание.
«Маятник». Дети ставят ноги на ширину плеч и начинают раскачиваться все одновременно сначала вправо, а затем - влево. Учитель словами «вправо, влево» устанавливает темп раскачивания, после чего начинает пропевать небольшие попевки в темпе раскачивания. После команды учителя, состоящей из 2-х дирижерских жестов, дети повторяют заданную попевку при этом желательно прохлопывать ритм. Важно - не останавливать раскачивания во время всей игры и при этом петь и хлопать в ладоши.
Роль распевок с текстом успешно выполняют фольклорные потешки и попевки, мелодии которых построены в диапазонах на разных певческих интервалах. Они обычно невелики по объёму, имеют забавное содержание, легко запоминаются и затем воспроизводятся школьниками.
Например:
прима - «Андрей-воробей», «Барашеньки-крутороженьки», «Дон-дон», «Сорока-сорока»;
секунда – «Уж как шла лиса по травке» (одна-две первые фразы).
терция – «Ходит зайка по саду», «У кота – воркота», «Дождик, дождик».
кварта –«Куры, гуси да индюшки», «Скок-скок-поскок», «Савка и Гришка» (запев песни).
квинта –«Пойду ль я, выйду ль я да» (первая фраза), «Во поле береза стояла» (первая фраза), «Со вьюном я хожу» (первая фраза).
Диапазон распевок в начальной школе вполне можно ограничить квинтовыми ходами.
Эти упражнения способствуют развитию не только чувства ритма, но и памяти, внимания.
На последующих уроках можно использовать эти песни как распевки, отрабатывая уже не только интонационную чистоту, но и динамические оттенки, штрихи, добавляя игровые приёмы для создания традиционно-незатейливой художественной образности музыкального фольклора.
При достижении некоторых результатов в исполнении попевок, можно перейти к более сложному виду музыкальной деятельности - разучиванию и исполнению народных песен.
При выборе и работе над песней можно использовать следующий план:
- художественная ценность и педагогическая целесообразность песни;
- соответствие песенного репертуара возрастным, физиологическим, психологическим, общекультурным и музыкальным возможностям детей конкретного класса;
- место песни в системе уроков четверти, в конкретном уроке.
Рассмотрим некоторые методические рекомендации по развитию вокально-хоровых навыков на примерах.
1. Русскую народную песню «Как вставала я ранёшенько» можно использовать в работе в целях закрепления уверенного интонирования мажорного трезвучия, для расширения диапазона детских голосов, а также развития подвижности и лёгкости голоса. Перед началом исполнения песни проводится беседа:
- перед детьми ставится проблема: зачем девушка вставала ранёшенько? (Приходим к выводу, что это песня Масляничная);
- с каким настроением её надо исполнять (с радостным, задорным);
- в каком темпе должны петь (в подвижном, без напряжения, не форсируя звук, округляя гласные);
- почему хороводы водили на Масляницу (по кругу, т.е. по солнцу).
Обратить внимание на мелодическое движение и отработать: точное интонирование в подвижном темпе мажорного трезвучия «ре-фа-диез-ля», аккуратное исполнение нисходящей кварты «ми-си» в конце запева (VI ступ.).
Поскольку певческие навыки не цель, а средство для наиболее яркой передачи содержания песни надо развивать с самого начала эмоциональное отношение песням (попевкам, прибауткам и т.д.), приучать учащихся к выразительному пению, воспитывать их эстетический вкус. Для того, чтобы ярче проявился характер песни, можно разделиться на две группы (куплет одна группа, другая припев, и наоборот) и исполнить её с простыми движениями (двигательная импровизация), затем петь и водить хоровод по кругу.
1. Как вставала я ранёшенько ,
Убиралася быстрёшенько:
Припев:
Пришла к нам масленица
Принесла блинов да маслица!
2. Как стояла я у жаркой печи,
Выпекала кренделя и калачи,
Припев: тот – же
3. С калачами блины – шанежки
Для милого друга Ванюшки!
Припев: тот – же
4. Ой, подружки, собирайтеся,
В сарафаны наряжайтеся.
Припев: тот – же
5. Будем вместе хороводы водить,
Надо нам еще и зиму проводить!
Припев: тот – же
После работы над песней-хороводом ребята легко понимают, почему, зачем и как водили хороводы.
2. Русская народная песня «Заинька» может использоваться для формирования высокой позиции звука, расширение диапазона, более широкого опорного дыхания, развития навыка цепного дыхания, точного интонирования распевов. Как вариант для разучивания - пропевание мелодии песни на какой-либо слог (ле) – для вырабатывания тембра, точности интонации, регистровой ровности. Перед исполнением игровой песни «Заинька» необходимо вспомнить учащимся об особенностях этой русской песни: распевы (пение протяжное, при этом чётко и внятно произносить слова), дыхание (постараться спеть на едином дыхании первые две фразы или использовать «цепное дыхание», «добрав» воздух на половинной ноте «до»).
Формированию гармонического слуха детей способствует многоголосное пение. Принято считать, что успешная работа над двухголосием может начинаться лишь после достижений с учащимися хорошего унисона, умения петь по нотам и достаточной певческой подготовки. Однако в школе уровень указанных умений не всегда удовлетворяет. И все же переходить к двухголосному пению необходимо, так как в процессе этой работы как раз и совершенствуются гармонический слух, умение слушать и слышать других учащихся, вовремя вступать и так далее.
Деление на первые и вторые голоса в начальной школе происходит весьма условно.
В подготовительный к двухголосному пению период, в 1 классе, возможно включать в песню игру на детских музыкальных инструментах (свирели, свистульки, металлофоны). Сначала от учащихся требуется определение количества звуков. Когда эти задания решаются легко и достаточно быстро, можно переходить к более сложным: пение верхних звуков мелодии (эти звуки должны по возможности исполняться без инструмента и непременно хорошим певческим звуком), исполняя на инструментах нижние звуки. И наоборот. С самых первых шагов необходимо следить за тем, чтобы учащиеся учились слушать оба голоса, исполняя один из них. И наконец, пение простейших двухголосных мелодий.
Во 2 классе работа по двухголосию усложняется - работа над противоположным движением голосов (первый звук желательно иметь общий). Желательно, чтобы мелодия звучала не только в верхнем голосе, но и в нижнем. Большое место в работе над двухголосием занимает пение канонов.
При пении канона a capella активно развиваются все компоненты слуховых представлений о певческом звуке: тембровые, динамические и звуковысотные, поэтому пение без сопровождения оказывается необходимым способом развития внутреннего слуха. Рассматриваемый вид исполнения усиливает сознательный фактор при певческом голосообразовании, способствует развитию самоконтроля, налаживает чёткую координацию между слухом и голосовым аппаратом, формирует и совершенствует вокальные навыки. Это не только стимулирует развитие вокального слуха, налаживает четкую координацию между слухом и голосовым аппаратом, но и формирует и совершенствует вокальные навыки.
Например, в разучивание русской народной песни «Ай, ду-ду!» можно внести элемент игры: одна партия поёт куплет, другая – сопровождает исполнение игрой на народных инструментах. Но для начала идёт работа в три этапа.
Первый этап работа всем классом:
- сольфеджирование мелодии;
- исполнение песни на свирелях;
- исполнение песни на слоги «да» и «лё»;
- соревнование учащихся группами на лучшее исполнение мелодии подряд три раза: с названием нот, игра на свирели, пение на слог «да»;
- тоже самое, но только со словами;
- мелодия разбивается на отрывки по два такта каждый и учащиеся должны исполнить эти фрагменты поочередно партиями;
Второй этап работа над двухголосием (со свирелями):
- первый голос поют со словами дети 1 варианта, второй голос – дети 2
варианта играют на свирелях, и наоборот;
- наиболее трудный момент вступления второго голоса, для этого вторые голоса перед своим вступлением поют мелодию канона вместе с первыми голосами, сначала вслух, затем про себя.
Третий этап заключительный, когда учащиеся исполняют канон (желательно, дважды подряд, так как канон небольшой по своему размеру). Затем ребята оценивают качество исполнения каждой из партий
В 3-4 классах проводится аналогичная работа над трёхголосными канонами.
В репертуар учащихся начальных классов для повышения мотивации можно включать включаю двухголосные песни – игры, где слово и поэзия соединяются с театрализованным действием. Несложные инсценировки доставляют детям много радости, активизируют эмоциональный отклик на музыку.
Интересные сюжеты, шуточные тексты, задорные характеры образов привлекают детей, способствуют раскрытию их творческих сил в условиях певческой деятельности. В процессе работы над песнями – играми учащиеся незаметно для себя осваивают навыки многоголосного пения и активно включаются в процесс ансамблевого музицирования на простых народных инструментах. Например, русская народная песня «Как у наших у ворот» в обработке А.Луканина.
1 к. Как у наших у ворот Муха песенку поёт. Припев: Ай, люли, вот поёт, Ай, люли, вот поёт. 2 к. Комар музыку ведёт, Стрекоза плясать идет. Припев: Ай, люли, плясать идет, Ай, люли, плясать идет 3 к. Стрекоза плясать пошла, Муравья с собой взяла. Припев: Ай, люли, с собой взяла, Ай, люли, с собой взяла | 4 к. «Муравейка, милый мой, Попляши-ка ты со мной!» Припев: Ай, люли, ты со мной, Ай, люли, ты со мной. 5 к. Уж я рад бы, поплясал, Да уж очень я устал!» Припев: Ай, люли, я устал, Ай, люли, я устал. |
В данном примере игра является средством не только развития вокально-хоровых способностей, но и является социализацией, подготовкой, репетицией к будущей взрослой жизни детей, вхождением в социальную среду, которая формируется и развивается в результате общения ребенка с внешним миром. Коллективные действия объединяют детей общими переживаниями и помогают формировать правильные отношения, умения жить с людьми. В народных играх много юмора, шуток, соревновательного задора, они часто сопровождаются неожиданными веселыми движениями. Преимущество таких народных песен – это образность, что позволяет учащимся быстрее запоминать мелодии и тексты песен.
Значительно развитие вокально-хоровых навыков – пение по нотам, так как при этом дети поют более осознанно. Как уже было ранее сказано, диапазон у детей развивается постепенно, поэтому и нотная грамотность отрабатывается учащимися шаг за шагом, на удобном вокально-хоровом материале: от небольших по объёму попевок-песен (1 класс) до большого мелодического разлива протяжных песен (4 класс).
Народная песня – это не «напев со словами», а часть жизни человека и момент ее исполнения очень ответственен, так как, по существу, это момент передачи опыта поколений. Особо необходимо избегать форсированного звучания, так часто применяемого при исполнении народных песен, ориентироваться на хорошо знакомую академическую манеру исполнения фольклора в том случае, если сам учитель не владеет так называемой народной манерой озвучивания песенных образцов; бережно использовать народные традиции своего края, региона в выборе характера звучания детских голосов. Импровизационность – важнейшее качество бытования лучших образцов фольклора – должна накладывать отпечаток на процесс освоения песни детьми, на формы ее разучивания: народные песни рекомендуется разучивать «с голоса», без сопровождения, включая элементы игры, ее инсценировки. Несмотря на то, что в учебное время ограничено можно реализовать много задач, полезны в начальной школе образцы литературного фольклора для детских импровизаций. Первые опыты приобщения ребенка к созданию своего «сочинения» в любой форме самовыражения дают положительные результаты и способствуют развитию устойчивого интереса детей к музыке. В начальной школе необходимо больше опираться на интуицию детей, на живой и увлекательный процесс их общения с музыкальным фольклором. Инструментальное музицирование фольклорных наигрышей и мелодий обогащает представления ребенка о роли и месте исполнителей в сохранении музыкального наследия. Постижение народной музыкальной культуры в школе идет по двум направлениям: во-первых, это изучение подлинных или стилизованных образцов народного фольклора; во-вторых, это знакомство с музыкальными произведениями композиторов, в которых ярко выражено фольклорное начало или использованы подлинные народные мелодии. Опора на отечественную музыкальную культуру делает естественным и ограниченным приобщение детей к музыкальному фольклору других народов мира, когда дети выявляют общность жизненного содержания образцов фольклора, «сходство и различие» родных напевов с фольклором других стран. Музыкальный фольклор органично объединяет в себе слово, напев и движение. Каждая из перечисленных сфер может стать основой для разнообразных творческих проявлений учащихся. Однако важно, чтобы исходный материал был подобран в соответствии с их возрастными особенностями. Младшие школьники подвижны, чутко реагируют на яркую, образную речь, эмоционально включаются в игру. Начинаем с самых доступных форм творческих заданий. Без особого труда младшие школьники импровизируют движение. Для этого им достаточно представить себя действующим лицом той или иной песенки. Если же предлагается игра с заранее определенными правилами, то и здесь каждый, как того и требует природа фольклора, проявляет себя индивидуально, по-своему. Например, в песенке – игре «Ходит по двору петух» дети становятся в круг. Изображающий петуха, важно вышагивает в центре круга. После текста «на весь двор кричит» - громко кричит по-петушиному, а затем меняется местом с избранным. Вся игра повторяется. Каждый новый «петушок» решает свою творческую задачу: в движении проявляется его характер, темперамент, отношение к окружающим. Выбирая себе замену, он поддержит ход и темп игры , эмоционально определяя ее развитие или угасание. Еще ярче проявляется индивидуальность ведущего при обыгрывании песенки «Дрема». Он сидит в центре круга, сначала «дремлет», затем «просыпается» - все это обычно проделывается с индивидуально выраженной мимикой, пластикой движений. Наконец Дрема выбирает себе замену, усаживает нового Дрему на свое место. Далеко не всегда это оказывается простой задачей, и незамысловатая игра становится уроком бережного и чуткого отношения к товарищам. Широким полем для детской фантазии являются такие песенки, как «Стоит в поле теремок». Текст, здесь практически повторяется из строфы в строфу. Но героем каждой из них становится новое действующее лицо – зверек, птичка – кто только вспомнится, тот и пойдет поселяться в теремок, в дружную семью его обитателей. Каждый ученик изображает своего героя, пытаясь передать его повадки. Здесь же возникают импровизированные диалоги - каждый раз творческая мысль ребят порождает новую сказку с новым сюжетом, полную неожиданностей и приключений. При импровизации движений детям достаточно проявить наблюдательность, смекалку, припомнить ранее слышанные сказки, опереться на имеющиеся знания и развивать навыки их творческой интерпретации. Импровизация песенного поэтического текста потребует больших усилий и от учителя, и от учеников. Здесь мало решить, что может быть описано в тексте, как будут развиваться те или иные события. Дети должны освоить нормы временного звучания песенной речи в исходном материале, понять, как долго может звучать каждое пропиваемое слово.
Во-первых, для этого нужно ощутить ритмический «пульс» песни.
Во-вторых, посчитать сколько пульсирующих единиц – слогов приходится строчку имеющегося текста (столько же должно быть во вновь сочиненном) – так определится ритмическая форма сочиняемого текста. Ритмично произнесем слова в песенке о коте. Затем считаем слоги, их здесь нечетное количество в каждом построении, причем в обоих случаях последний слог протянут. Ритмический рисунок можно повторить иначе: прохлопать, простучать, прошагать. Эти задания выполняются всем классом, группой или индивидуально. Важно, чтобы память каждого ученика прочно зафиксировала слого - ритмическую форму песни. Когда это произойдет, можно совместно решить, каково будет содержание текста. В приведенной песенке просим рассказать о внешности и поведении кота. Продолжение текста сочиняется учителем и учащимися совместно. Каждая новая удачная фраза обязательно должна быть повторена всеми учениками. Можно отметить ее ритмическую точность, верное количество слогов, оригинальность художественного видения сочинителя. Привлечь внимание каждого ребенка к новым вариантам и помочь ему самостоятельно их воспроизвести – значит включить его в активное творчество. Успех ожидает каждого, пусть не на первом занятии, а на втором, третьем… Главное - не оставить в группе инертных, равнодушных созерцателей происходящего. В конце – концов, все дети с удовольствием включаются в сочинение текста. Так приятно каждому слышать в песенке свою строчку. Импровизация текста может успешно сочетаться с рассказом учителя о каком-либо песенном жанре или обряде. Например: о зимнем колядовании, когда все колядующие обращаются со словами приветствия к своим друзьям, односельчанам и поют песню - щедровочку «Ходи, Олечка». При варьировании напева детям пригодятся ранее приобретенные навыки творческой работы с текстом и движением. Ведь им предстоит комбинировать известные и вновь осваиваемые фольклорные художественные элементы, создавая из них сочетания, отвечающие заданным требованиям. Необходима системность знаний о традициях русского народа (о народном календаре, сказках, считалках и других произведениях исконно народного творчества), так и системы умений (например: слушать, воспринимать, включаться в исполнение и творчески воспроизводить доступный фольклорный материал) Однако такие системы знаний и умений могут быть сформированы только в условиях системного обучения, учитывающего:
- психофизиологические особенности обучаемых (среди них: интенсивность формирования и развития организма, чрезвычайная подвижность, быстрое истощение запасов энергии в нервных тканях, наглядность и образность мыслительной деятельности, впечатлительность, эмоциональная отзывчивость на все яркое, масштабное, красочное);
- специфику и исконную природу применяемых фольклорных средств (многообразие и яркость средств выразительности, устность и синкретизм их проявления, обязательность соблюдения основных традиционных норм, вариативность, органичное соотношение коллективности и индивидуальности.
Если отталкиваться от общеизвестного положения о песенности русской музыкальной культуры, в которой инструментальное музицирование не играло главенствующей роли, да и сама песня исполнялась без сопровождения, может сложиться впечатление, что использование любого инструментария — это скорее внешняя форма, чем внутренняя необходимость. Однако этот вопрос не однозначен для разных жанров.
Инструментальная музыка звучала как самостоятельно, так и была сопровождением пляскам и хороводам, театральным представлениям. Рядом со скоморохами всегда были дети, которых не могли не привлекать красочность и веселая абсурдность, перевернутость жизни в действах скоморохов. Здесь многое было близко некоторым детским жанрам фольклора - потешкам, дразнилкам, чепуховым считалкам, игровым припевам, в которых фантазия и реальность меняются местами, веселье и смех существуют как выражение радости бытия. Функция инструментальной детской музыки лежит в игровой развлекательной практике и выражается в импровизационном и звукоподражательном музицировании.
Цель введения инструментов - помочь детям в интересной и доступной им деятельности творчески обогатить свой музыкальный опыт, элементы которого они приобретают во всех разделах урока.
Так, постепенно усваивая характерные ладовые интонации в песнях, ученики с первого класса должны не только их слышать, по возможности чисто интонировать, вокально импровизировать на ступенях, образующих выразительную интонацию, но и музицировать на этих ступенях, например, сочинять различные по настроению зовы птиц: грустный, беспечный, озабоченный. При выполнении заданий такого типа учащиеся могут в самой элементарной форме понять и установить взаимосвязь между конкретным художественным образом (на передачу которого направлены действия) и средства и его воплощения.
Вначале детям предлагаются инструментальные партии, дублирующие ритмическое движение мелодий несложных детских песен, попевок, которые обычно используются для закрепления примарного звучания диапазона первоклассников. Затем мы рекомендуем сопровождение к песням, построенное на пульсации долей музыки. Как только дети научатся свое пение сопровождать чередованием сильных и слабых долей, подключаем аккомпанемент, построенный на остинатном повторении простых ритмических фигур. Последний вид сопровождения способствует формированию представлений об эмоциональной сущности ритма и несет в себе изобразительные функции (например, представляет четкое тиканье часов или монотонное постукивание дождя и т. д.).
При слушании музыки (напр., русская плясовая «Барыня») ритмические партитуры активизируют наблюдение учащихся за развитием характера музыки. Уже с первых занятий детям полезно сопровождать ритмическим аккомпанементом на инструментах пульсацию произведения, исполняемого учителем. Отталкиваясь от национальной специфики звучания музыкального материала выбор незвуковысотных музыкальных инструментов можно расширить за счет деревянных ложек, трещоток, рубеля и др. русских народных инструментов.
Применение звуковысотных музыкальных инструментов способствует формированию ладовых представлений. Первые представления о той или иной вычлененной интонации мажора дети приобретают в процессе игры в Эхо. Как только школьники начинают узнавать мелодию в нотной ритмической записи или по ручным знакам ступеней лада, мы предлагаем им попробовать играть песни на свирелях, металлофонах. Приобретая новые знания, ученики параллельно закрепляют то, что узнали ранее.
Например, работа над песней «Осенины» с музыкальными инструментами (2 класс):
Осенины, Осенины - у дождинок именины.
Осенины, Осенины - паутинок именины.
Осенины, Осенин - разных красок именины.
Осенины, Осениы - тихих звуков именины.
Нужно предложить каждому учащемуся попробовать сказать-пропеть слова Осенины, Осенины — это будут сольные партии, а остальные добавят вторую половину строчки хором. Можно и нужно изменять ритмизацию текста: произносить его с паузами, другими длительностями. Первоначальным аккомпанементом к песне могут быть тихие звучащие жесты: шлепок по коленям и щелчок пальцами. Между строчками звучат инструментальные эпизоды: дети выбирают подходящий инструмент и исполняют импровизированную музыку дождика (треугольник, коробочка), паутинки (маракас), разных красок (свирель и металлофон), тихих звуков (все инструменты по знаку дирижера по очереди или группами. Работая с элементарными музыкальными инструментами в общеобразовательной школе, педагог должен обращать внимание на качество звучания музыкальных инструментов. Критерием их выбора является чистота строя, звучания и определенность тембра каждого инструмента. Работа над моделью может вполне занять большую часть урока, завершением которого будет исполнение целой композиции, в которую желательно включить и движение: несколько человек могут стать дождинками, паутинками и импровизированно танцевать под песню.
Работа над этой моделью должна доставить детям удовольствие и дать знания о выразительном использовании средств музыки.
Важно помнить, что вокально-хоровая работа и игра на музыкальных инструментах способствует эффективному творческому развитию учащихся, только в том случае, если она вводится в процесс обучения систематически и понимается учителем как активно-познавательная.
Вывод: закономерности организации обучения фольклору в условиях школы: наглядность, повторность, образно-игровая подача исходного материала; органичное соединение произвольных и непроизвольных действий, включающих имитацию, подражание, импровизацию, подводящие к индивидуально выраженному творчеству, совместные коллективные действия с учетом возникающих связей и зависимостей от сообща решаемых задач. Неиссякаемый источник народной традиционной культуры дает возможность находить разнообразные пути оптимизации процесса воспитывающего и развивающего обучения школьников.
Заключение
Область фольклора заключает в себе весь комплекс духовной сущности народной жизни, мировосприятие и эстетический идеал народа, его нравственные нормы, психологию и поэтому служит важной и необходимой базой в целях воспитания подрастающего поколения, освоения культурных ценностей. О освоение фольклора возможно только при активном вовлечении учащихся в процесс общения с народной музыкой на основе деятельности и творческой игры.
В своей исследовательской работе мы опирались на опыт ученых-исследователей в области фольклора: Б.М. Теплова, А.М. А.М. Мехнецова, Б.Н. Путилова, этнографов П. Шейна, Г.С. Виноградова и др. В ходе нашего исследования мы пришли к следующим выводам, что для развития творческих способностей детей необходимо единство процесса обучения и воспитания, разнообразие форм и методов деятельности, наличие благоприятных условий на основе народной культуры, которая дает большие возможности для развития творческого потенциала учащихся.
Во введении мы затронули вопрос актуальности культурного опыта народа в воспитании и образовании детей, сохранения фольклорного материала, необходимость включения знаний из области фольклора и этнографии в обучение.
Приобщение к музыкальному фольклору наиболее активно происходит в формах совместного музицирования: вокально-хоровом и инструментальном, что составляет фундамент музыкального воспитания учащихся. Именно фольклорная музыка является моментом самовыражения и творчества ребёнка.
Для детей русский фольклор - необычное явление, с которым они знакомятся только на уроках музыки. Такая форма музицирования как хор – это тоже создание народного искусства, ещё в древнейшие времена сложившаяся в массовом быту. Известно, что пение является самым доступным видом деятельности для детей. Хоровое пение развивает не только вокально-хоровые навыки, но и творческие способности детей (импровизация движений).
Система знаний на традициях фольклора позволяет учащимся осознать себя наследниками русской культуры, с одной стороны. С другой стороны, русские народные песни необходимы для развития элементарных певческих навыков: дыхания, звукообразования, дикции, интонации. Знакомство с культурой близкой учащимся своими корнями, усвоение типичных народных интонаций позволит воспитать в учащихся любовь к народному искусству и оценочное отношение к произведениям не только музыкального фольклора, но и музыки в целом. В процессе занятий на материале русского музыкально-поэтического фольклора у школьников формируется особое отношения к звуку, слову, жесту, движению как к игровому материалу, которое создает фундамент для творчества, вырабатываются навыки взаимодействия, обеспечивающие коллективно-распределительный характер элементарной импровизации. Он позволяет принимать участие в музицировании каждому.
Вывод: фольклор необходимо не только изучать, но и осваивать в собственной деятельности, так как это самый продуктивный путь к формированию интереса к культуре края и развитию способности к творчеству.
Сохраняя особенности русского фольклора, весь подлинный строй и смысл народных песен, современные композиторы обогащают их новыми ладогармоническими, тембровыми и другими красками. Такое органическое сплетение новых выразительных средств дает тот необходимый сплав, который помогает «перевести» восприятие детей от старинной русской народной песни к музыке сегодняшнего дня. Это позволит ребятам не затеряться в том огромном разнообразии музыкальных стилей и времён, звучащей в повседневной жизни.
«Пение – это не только чисто выстроенное звучащее полотно, это живая, сию минуту рождающаяся мысль, вызывающая в нас, слушателях, ответные мысли и эмоции». И пусть не «уходит в прошлое поющая Россия, в песнях раскрывавшая свою душу, утверждавшая нравственность, прославлявшая подвиги героев, открывавшая красоту мироздания, людей, своей Родины и наполнявшая души любовью» (Б.С.Рачина).
ИНТЕРНЕТ-ИСТОЧНИКИ
1. Большой энциклопедический словарь. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.vedu.ru/bigencdic/
- Ефремовой,Т. Ф. Словарь [Электронный ресурс] / Т. Ф. Ефремовой. – Режим доступа: http://www.efremova.info/
- Каминская Е.А. Сохранение традиционного фольклора как части культурного наследия через создание общероссийской системы этнокультурных образовательных центров / Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение. 2014. № 3 (15) https://cyberleninka.ru/article/n/sohranenie-traditsionnogo-folklora-kak-chasti-kulturnogo-naslediya-cherez-sozdanie-obscherossiyskoy-sistemy-etnokulturnyh
- Кондратьева Н. В. Сущность понятия «творческие способности» // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – № 9 (сентябрь). – С. 106–110. – URL: http://e-koncept.ru/2015/15320.htm.
- Ожегова, С.И.Словарь [Электронный ресурс] / С. И. Ожегова. Режим доступа: http://www.ozhegov.org/
- Русский музыкальный фольклор как средство развития творческих способностей детей в условиях урока музыки. https://www.ronl.ru/diplomnyye-raboty/pedagogika/169289/
- Твердохлебова В.П. Статья: к вопросу о вокально-хоровой работе на уроках музыки// Электронный журнал «Педагогика online» http://aneks.spb.ru/metodicheskie-razrabotki-i-posobiia-po-muzyke/k-voprosu-o-vokalno-khorovoi-rabote-na-urokakh-muzyki.html
- Ушакова, Д.Н. Словарь [Электронный ресурс] / Д. Н. Ушакова. Режим доступа: http://www.onlinedics.ru/slovar/ushakov.html
- Чуева Т. Развитие вокально-хоровых навыков в ансамбле народной песни https://nsportal.ru/kultura/muzykalnoe-iskusstvo/library/2017/01/11/
[1] Идентичность (англ. Identity) - свойство индивида оставаться самим собой в изменяющихся социальных ситуациях и является результатом осознания индивидом самого себя в качестве человеческой личности, отличающейся от других.
[2]Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. – М., 2009, с..22.
[3] Веселовский А. Н. Историческая поэтика. – Л., 1940, с.390
[4]Колодницкий Г.А. Музыкальные игры, ритмические упражнения и танцы для детей. Учебно-методическое пособие для педагогов. – М., 2000, с.231.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад«Современный урок русского языка как средство развития творческих способностей обучающихся»
В данной работе раскрываются условия успешного развития творческих способностей школьников на уроках русского языка....
Реферат на тему "Современный урок русского языка как средство развития творческих способностей обучающихся"
Среди основных целей, на достижение которых должно быть направлено изучение русского языка в основной школе, первостепенной называется развитие творческих способностей обучающихся....
Организация праздничных мероприятий как средство развития творческих способностей на уроках ОРКСЭ в 4 классе.
Данная работа представляет собой 1часть ( теретическую) научно - исследовательской работы по теме....
Обобщение педагогического опыта работы по теме:" Развитие творческих способностей учащихсяна уроке математики"
Данный опыт обобщен на заседании МО учителей математики, информатики и физики МБОУ СОШ № 1 а. Понежукая.Актуальность выбора данной темы диктуется потребностями практики. При помощи специальной с...
Игровая деятельность как средство развития творческих способностей учащихся на уроках физики и во внеурочное время
Игровая деятельность является отличным средством развития творческих способностей и активизации познавательной деятельности школьников в подростковом возрасте как на уроках, так и во внеурочной деятел...
Обобщение опыта по теме:«Исследовательская деятельность на уроках биологии и во внеурочное время как средство развития творческих способностей обучающихся»
Ведущая педагогическая идеяВедущая педагогическая идея заключается в создании условий для успешной исследовательской деятельности школьников на уроках биологии и во внеурочное время, что в...
Пути и средства развития творческий способностей на уроках русского языка и литературы
Данная презентация содержит материал, который можно использовать на уроках русского языка и литературы...