Рабочая программа по факультативу Романтики" 6 класс адаптивной школы (дети с интеллектуальными нарушениями)
рабочая программа по музыке (6 класс)

Степанова Светлана Владимировна

Содержание программного материала  включает музыкальные сочинения для слушания и исполнения, вокальные упражнения. Основу программы составляют произведения отечественной (русской) музыкальной культуры: музыка народная и композиторская; детская, классическая, современная.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fakultativ_6_klass.docx29.57 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ ОМСКОЙ ОБЛАСТИ

казенное  общеобразовательное учреждение Омской области

«Калачинская адаптивная школа – интернат »

__________________________________________________________________

                                                                                                                                                                                   УТВЕРЖДАЮ

                                                                                                                                                                                      Директор КОУ

                                                                                                                                                                                        «Калачинская адаптивная

                                                                                                                                                                                         школа-интернат»

                                                                                                                                                                                                 ________  Козицкая Н.В.

                                                                                                                                                                                              «___»  ________ 2021 г

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по факультативу

«Романтики»

6 класс

Составитель: учитель Степанова Светлана Владимировна__________

Рабочая программа рассмотрена на заседании методического объединения «   » _______ 2021г., протокол                  №___

Руководитель методического объединения: Картавцева Л.В.__________

Рабочая программа согласована на МС _____«    »__  2021 г., протокол № __

                                                                                                     Калачинск, 2021 - 2022гг.

                                                                           Пояснительная записка

Рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным законом «Об образовании РФ» от 29.12.2012г. за №273

Учебный план КОУ «Калачинская адаптивная школа-интернат» в школьном компоненте содержит факультатив «Романтики».

На изучение данного факультатива в учебном плане отводится 2 часа в неделю.

Данная программа разработана на основе Программы вокального ансамбля «Романтики», рецензия ИРООО от 10.04.2008г.

Занятие музыкой имеют огромные возможности в нравственном, эстетическом, духовном воспитании детей, воспитании положительных качеств личности учащихся, в развитии умственных способностей, коррекции различных психологических расстройств детей с особыми образовательными потребностями. Коррекция на занятиях музыкой в условиях детского объединения происходит незаметно, в увлекательной для детей форме.

Актуальность программы обусловлена тем, что, формирует у детей художественный способ познания мира, дает систему знаний и ценностных ориентиров на основе собственной музыкально-творческой деятельности и опыта приобщения к выдающимся произведениям русской и зарубежной музыкальной культуры.

Особое значение приобретает развитие индивидуально-личностного отношения учащихся к музыке, музыкального мышления, формирование представления о музыке как виде искусстве, раскрытие целостной музыкальной картины мира, воспитание потребности в музыкальном самообразовании.

Цель программы: 

  • создание сплоченного коллектива, способного заниматься самодеятельным творчеством, активной исполнительской деятельностью, который бы любил музыку и желал раскрыть свои способности на сцене.
  • Формы и методы работы по программе:
  • Фронтальная
  • Групповая
  • Индивидуальная работа
  • Работа в парах

На занятиях решаются следующие задачи:

  • Развитие творческих способностей детей с интеллектуальной недостаточностью.
  • Коррекция эмоционально волевой сферы, речевой и мелко моторной двигательной недостаточностью.
  • Воспитание музыкально исполнительской культуры.
  • Нравственное, духовное и эстетическое воспитание.

Общая характеристика учебного предмета:

Содержание программного материала  включает музыкальные сочинения для слушания и исполнения, вокальные упражнения. Основу программы составляют произведения отечественной (русской) музыкальной культуры: музыка народная и композиторская; детская, классическая, современная. 

Раздел «Пение» включает произведения для формирования вокально-хоровых навыков и умений учащихся в зависимости от уровня певческого развития. Классика, фольклор, современная (зарубежная и отечественная) песня-основа формирования вокально-хорового репертуара классного хора.

В работе с солистами и при инсценировании песен внимание учителя должно быть направлено на чистоту интонации, строя ансамбля. Пение без сопровождения способствует выработке стройности и чистоты интонации, красоты звука, ансамбля, воспитывает привычку к слуховому самоконтролю. В формировании устойчивого интереса к хоровому пению значительную роль играет «концертное» исполнение песен.

В разделе «Слушание музыки» важным является создание благоприятных условий для восприятия музыки: атмосфера концертного зала, доверительное общение со сверстниками и учителем.

Наряду с освоением учащимися нового материала важнейшей задачей учителя становится повторение и закрепление ранее изученного. Это поможет ученикам вспомнить полюбившиеся им песни, сохранить их в своем репертуаре, включить в программу своих выступлений на школьных вечерах, праздниках.

Пьесы для слушания способны выполнять несколько функций:

  • Дети могут слушать произведения;
  • Беседовать о характере, особенностях формы произведения;
  • Пропевать главную тему инструментального произведения голосом;
  • Выполнять индивидуальные задания творческого характера: рисунки на тему произведения, сочинять небольшие сочинения, рассказы о музыке;

Всего за год 68 ч.

1 четверть--------------------------

2 четверть--------------------------

3 четверть-------------------------

4 четверть---------------------------

                                                                                2. Содержание

                              Тема № 1 Обработка В. Сабина, слова неизвестного автора «Гори, гори, моя звезда».

Слушание, обсуждение романсов: «Гори, гори, моя звезда», музыка В. Абазы, слова И. Тургенева, «Утро туманное», музыка Б. Фомина, слова П. Германа, «Только раз», слова и музыка неизвестного автора, «Темно вишневая шаль», слова и музыка Н. Листова, " помню вальса звук прелестный».

Музыкально ритмические движения: - «Вальс в парах»

                                                                                    Тема № 2

                                                                      «Любовь, поэзия, музыка»

Слушание: М. Глинка «Я помню чудное мгновенье», П. Чайковский «Средь шумного бала».

Пение: музыка Н. Кутузова «Машенька- Маша, музыка П. Володиной, слова Е. Карасева

Музыкально ритмичкские движения: «Милый мой хоровод».

                                                                                    Тема № 3

                                                       «Джаз-инструментальная музыка xxвека»

Беседа о рождении стиля музыки «Джаз», его группа, их особенностях и исполнителях.

Слушание групп «Арсеная» Козлова, «Каданс» Германа.

Пение: И. Дунаевский «Веселые ребята», музыка М. Минькова «Старый рояль» из кинофильма «Мы из джаза»

                                                                                     Тема № 4

                                                                   Р. Шуман «Вечерняя звезда»

Беседа о жизни и  творчестве Роберта  Шумана, характере его музыки; идеи и содержание, музыкальные произведения.

Слушание, обсуждение и разучивание песни Р. Шумана «Вечерняя звезда», «Веселый крестьянин возвращается с работы»

Пение: «Небывалая страна», «Совенок», «Песочный человек»

                                                                                      Тема № 5

                                                                         Что такое «Рок» в музыки.

Беседа о том, что такое «Рок- музыка», стиль и темы, влияние рока на классическую музыку, направления: фольк- рок, арт-рок, панк-рок. Группы: «Битлз», «Кингз», «Гетеро», русские группы «Чудо-юдо», «Звуки Му».

Рок – оперы «Юнона и Авось» А. Рыбникова, инструменты- рок группы, исполнители и солисты.

Слушание группы «Битлз», сцены из рок- оперы А. Рыбникова «Юнона и Авось».

                                                                                         Тема № 6

                                                                             «Бардовские песни»

Беседа о бардовской песни как сольной пенсии автора под аккомпонимент гитары.

Кто такой  «Бард». Характер жанра, его содержание, идеи.

Слушание: Ю Визбор «Наполним музыкой сердца», В. Трепетцов «Белая береза», С. Стеркин «Иметь или не иметь».

Пение: Ю. Визбор «Милоя моя», В. Долина «А хочешь я выучусь шить», Ю. Ким «Дорожная.

                                                                                       Тема № 7

                                                        Песни Г. Пономоренко на стихи С. Есенина.

Беседа о творчестве Пономоренко и С. Есенина.

Слушание: «Не жалею, не зову, не плачу», «Ну а я - крестьянский сын», «Над окошком месяц», «Вот оно глупое счастье»

Пение: «Отговорила роща золотая», «Королева», «Выткался на озере»

                                                                                       Тема № 8

                                                                      Мелодии С. С. Прокофьева.

Беседа о жизни и творчестве С. С. Прокофьева.

Слушание: фрагменты из сказки – балета «Золушка» и «Сказ о каменном цветке» из оратории на «Страже мира», симфонической сказки «Петя и волк», балета «Ромео и Джульета», оперы «Война и мир».

Пение: хор «Вставайте, люди русские», исценирование хоровода «Ходит месяц над лугами»

                                                                                      Тема № 9

                                                                           Песня о Калачинске.

Беседа о самодеятельных Калачинских поэтах и композиторов: П. Анфинагентовье, Н. Обушенко, О. Григорьев, А. Чернявском, Л. Андреевой, В. Холякове, А. Ханжине; о традиционном конкурсе авторской песни «Пою хвалу тебе, Калачинск»

Слушание: пенсии о Калачинске П. Ковалевского, А. Ханжина, Л. Андреевой, А. Чернявского.

Пение: Н. Обушенко «Дороже нет Калачинска на свете»

                                                                                     Тема № 10

                                                         Музыкальная культура Омской области.

Музыкальная летопись Омска. Музыкальная архитектура г. Омска, видеофильм «Ермак – герой народных сибирских песен, подвижничество А. Омничевой. Гимн Омской области.

Слушание: В. Шебалин «Зимняя дорога», В. Косач «Омские улицы», В. Самов «Песня об Омске».

Пение: Б. Ярков «Лучше нет Иртыша», В. Кисилев «Город родной», исценирование русского народного хоровода «Веретенце»

                                                                               Тема № 11

                                   Музыка Л. Лядовой, слова Е. Иоффе «Все ради счастья человека»

Слушание, обсуждение и разучивание пенсии Л. Лядовой «Все ради счастья человека»

Слушание: музыка А. Пахмутовой, слова М Львова «Поклонимся великим тем годам», музыка В. Голикова, слова Ф. Лаубе. «Нам нужен мир»

Пение: музыка В. Добрынина, слова Р. Рождественского «Семья наш дом»,  стихи  и музыка Л.В.Чернышовой «Мир на планете»

Слушание: слова Л. Мельниковой «Здравствуй школа»

                                                                     3. Учащиеся должны знать

  • Музыкальные термины: Бас, аккорд, аккомпанемент, аранжировка.
  • Современные электронные музыкальные инструменты и их звучание.
  • Хоровые коллективы страны. Вокальные группы и хоровые коллективы района, области.
  • Популярные голоса  России.
  • Песни русских, советских, западных композиторов.

                                                           Учащиеся должны уметь:

  • Петь ровным голосом, свободным в аси – ре.
  • Петь с аккомпанементом и акапело.
  • Слушать себя и слушать других в хоре.
  • Импровизировать инсценирование песен.
  • Петь в анс амбле и строе.
  • Выполнять динамические оттенки.
  • Раскрывать свои способности в музыкально – исполнительской деятельности.

                                                                                 4. Календарно – тематический план

            № п/п

      Раздел, тема

       Кол-во часов

         Дата

       Примечание

1-2

3-4

День знаний

Вводное занятие

Знакомство с репертуаром

2

2

5-6

Слушание «Гори, гори, моя звезда»

2

7-8

Разучивание песен на тему «Любовь, поэзия, музыка»

2

9-10

Слушание : М. Глинка « Я помню чудное мгновенье»

2

11-12

Пение: муз. Н. Кутузова « Машенька- Маша»

2

13-14

Джаз инструментальная музыка xx века

Беседа о рождении джаза

2

15-16

Слушание групп «Арсеная» Козлова

2

17-18

Пение И. Дунаевский «Веселые ребята»

2

19-20

Беседа о жизни и творчестве Роберта Шумана          

2

21-22

Слушание и обсуждение и разучивание песни Р. Шумана «Вечерняя звезда»

2

23-24

Разучивание песни: «Небывалая страна»

2

25-26

Беседа о том, что такое «Рок- музыка»

2

27-28

Слушание группы «Битлз», с цены из рок-оперы А. Рыбникова. «Юнона и Авось»

2

29-30

Беседа о бардовской песни

2

31-32

Слушание: Ю. Визбор «Накполним музыкой сердца»

2

33-34

Пение: Ю. Визбор «Милоя моя»

2

35-36

Беседа о творчестве Г. Паномаренко и С. Есенина

2

37-38

Слушание: «Не жалею, не зову, не плачу»

2

39-40

Пение: «Отговорила роща золотая»

2

41-42

Беседа о жизни и творчестве С. С. Прокофьева

2

43-44

Слушание: фрагменты из сказки-балета «Золушка»

2

45-46

Пение: хор «Вставайте люди русские»

2

47-48

Беседа о самодеятельных Калачинских поэтах и композиторов

2

49-50

Слушание:  песни о Калачинске

П. Ковалевского,

А. Ханжина, Л. Андреевой,

А. Чернявского

2

51-52

Пение: Н. Обушенко «Дороже нет Калачинска на свете».

2

53-54

Музыкальная культура Омской области.

Музыкальная летопись Омска. Музыкальная архитектура г. Омска, видеофильм

2

55-56

Пение: Б. Ярков «Лучше нет Иртыша»

2

57-58

Слушание: В. Шебалин «Зимняя дорога»

2

59-60

Слушание, обсуждение и разучивание песни

Л. Лядовой «Все ради счастья человека»

2

61-62

Слушание: музыка

А. Пахмутовой, слова М. Львова «Поклонимся великим тем годам»

2

63-64

Пение: музыка

ения В. Добрынина, Слова Р. Рождественского «Семья- наш дом».

2

65-66

Слушание: «Здравствуй школа»

2

67-68

Пение: «Мир на планете»

2

Всего

68 часов

                                        5. Учебно - методическое сопровождение:

Кузнецов В. А. Обзор методической литературы по специальности «Вокальное искусство.

Постановка голоса». – Вологда,2011.  

Лебедева Н. Л. Работа над звуком в произведениях на вокальном ансамбле, в хоре вокалистов. – Вологда,2012.

 Малышева Н. О пении. Из опыта работы с певцами.

Методическое пособие. – М.: Советский композитор,1988.  

И. Искусство пения. Хрестоматия. – М.:Музыка,1968.

 Огороднов Д. Музыкально-певческое воспитание детей в общеобразовательной школе. – Л.: Музыка,1972.  Органов П. Певческий голос и методика его постановки. М. – Л.:Музгиз,1951.

Павлищева О. Методика постановки голоса. Краткое пособие для хормейстеров и преподавателей пения. – М-Л:Музыка,1964.

 Петрушин В. Музыкальная психология учебник для музыкальных учебных заведений. – М.:ВЛАДОС, 2000.  Плужников К. Механика пения. Принципы постановки голоса. – СПб: Композитор,2004.

                                                                6. Материально-техническое обеспечение

музыкальные инструменты (детские балалайки, деревянные ложки, маракас, рубель, бубен),

- Иллюстрации: - музыкальных инструментов (набор) - музыкальных инструментов симфонического оркестра - портреты композиторов - музыкально-дидактический материал для развития звуковысотности.

Технические средства обучения:

- Музыкальный центр

-Ноутбук

-Принтер

-Мультимедийный проектор


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по профильному труду (подготовка младшего обслуживающего персонала) для 5 класса адаптивной школы (дети с интеллектуальными нарушениями)

Рабочая программа состоит из пояснительной записки, календарно-тематического планирования, содержания программы, описания требований к уровню подготовки обучающихся....

Рабочая программа по профильному труду (подготовка младшего обслуживающего персонала) для 8 класса адаптивной школы (дети с интеллектуальными нарушениями)

Рабочая программа по профильному труду 8 класс (подготовка младшего обслуживающего персонала) адаптивной школы-интернат (дети с интелектуальными нарушениями)...

Рабочая программа по профильному труду (подготовка младшего обслуживающего персонала) для 6 класса адаптивной школы (дети с интеллектуальными нарушениями)

Рабочая программа по профильному труду 6 класса (подготовка младшего обслуживающего персонала) адаптивной школы-интернат для обучающихся с умственной отсталостью (интелектуальными нарушениями)...

Рабочая программа по профильному труду (подготовка младшего обслуживающего персонала) для 9 класса адаптивной школы (дети с интеллектуальными нарушениями)

Данная программа предназначена для изучения предмета ПМОП в адаптивной школе. Программа предусматривает подготовку учащихся к выполнению обязанностей младшего медперсонала в поликлинике, к уходу за бо...

Рабочая программа по математике 7 класс (адаптивная школа)

Рабочая программа учебного предмета  математика для обучающихся 7 класса адаптивной школы-интерната в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Р...