Рабочая программа по профильному труду (подготовка младшего обслуживающего персонала) для 5 класса адаптивной школы (дети с интеллектуальными нарушениями)
рабочая программа по технологии (5 класс)
Рабочая программа состоит из пояснительной записки, календарно-тематического планирования, содержания программы, описания требований к уровню подготовки обучающихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_pmop_dlya_5_klassa.docx | 53.32 КБ |
Предварительный просмотр:
КОУ «Калачинская адаптивная школа-интернат»
Рабочая программа по профильному труду
(подготовка младшего обслуживающего персонала)
для 5 класса адаптивной школы
(дети с интеллектуальными нарушениями)
Учитель: Степанова С.В.
Калачинск, 2019
Пояснительная записка
к рабочей программе по подготовке младшего обслуживающего персонала
5 класса
Рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным законом «Об образовании» от 29.12.2012 г. за № 273.
В 5 классе основой для реализации учебного плана является программа специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида 5-9 класс (сборник № 2), Москва, Гуманитарный издательский центр «Владос», 2013 год под редакцией В.В. Воронковой «Подготовка младшего обслуживающего персонала», учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида по курсу «Технология»/А.Г. Галле, Е.Ю. Головинской. – Самара: Современные образовательные технологии, 2013 г.
Целью обучения по профилю «Подготовка младшего обслуживающего персонала» является формирование у учащихся необходимого объема профессиональных знаний, выработка общетрудовых умений и навыков, необходимых для обслуживания себя и близких, ведения домашнего хозяйства, а также подготовка учащихся к профессиям обслуживающего труда. Одной из основных задач является социальная адаптация и интеграция учащихся, практическая подготовка их к самостоятельной жизни и труду.
Программа предназначена для учащихся, кто в силу глубины и особенностей структуры своих дефектов не может заниматься производительным трудом и овладеть профессией столяра, слесаря, швеи и подобными профессиями по уровню сложности. Программа предусматривает дифференцированный подход к обучению. Практическое обучение осуществляется в школе, на пришкольной территории.
На изучение предмета отводится 6 часа в неделю, в год _______ ч.
Количество часов по четвертям распределяется следующим образом:
I ч. - _____ часов, II ч. - _____часов, III ч. -_____часов, IV ч. – _____часов.
Календарно – тематическое планирование
№ п/п | Наименование раздела, темы | Количество часов | Сроки | Примечание |
Вводное занятие – 4 ч | ||||
1 | Беседа о труде и рабочих профессиях | 1 | ||
2 | Правила поведения в кабинете труда | 1 | ||
3 | Рабочее место и правилами ухода за ним | 1 | ||
4 | Основные виды практических работ | 1 | ||
Уборка пришкольной территории –12 ч | ||||
5 | Правила безопасности при уборке школьной территории | 1 | ||
6 | Хозинвентарь: устройство, назначение | 1 | ||
7 | Приемы работы хозинвентарем | 1 | ||
8 | Подготовка хозинвентаря к хранению | 1 | ||
9 | Безопасное пользование хозинвентарем | 1 | ||
10 | Спецодежда: виды, назначение | 1 | ||
11 | Подметание дорожек с твердым покрытием | 1 | ||
12 | Сбор и переноска мусора | 1 | ||
13, 14 | Уборка газонов | 2 | ||
15 | Уборка спортплощадки | 1 | ||
16 | Очистка уборочного инвентаря, хранение | 1 | ||
Работа с бумагой – 12 ч | ||||
17 | Правила работы с бумагой, ножницами, клеем | 1 | ||
18 | Бумага, виды (писчая, цветная), назначение | 1 | ||
19 | Аппликация «Жилая комната» (детали аппликации: окно, шкаф, диван и др.) | 1 | ||
20 | Измерительная линейка. Разметка деталей | 1 | ||
21 | Работа с измерительной линейкой | 1 | ||
22 | Клей: назначение, свойства | 1 | ||
23 | Ножницы канцелярские: устройство, пользование | 1 | ||
24 | Вырезание и наклеивание деталей | 1 | ||
25 | Рисование элементов мебели | 1 | ||
26 | Аппликация «Школа» (школьное здание, цветник, ограда, деревья, дорожки) | 1 | ||
27 | Разметка деталей по длине | 1 | ||
28 | Вырезание и наклеивание деталей | 1 | ||
Работа с тканью– 16 ч | ||||
29 | Правила безопасности при работе с тканью | 1 | ||
30 | Ткань: применение, виды, названия видов ткани | 1 | ||
31 | Лицевая и изнаночная стороны ткани | 1 | ||
32 | Долевые и поперечные срезы ткани | 1 | ||
33 | Салфетка для протирки мебели | 1 | ||
34 | Построение прямых углов | 1 | ||
35 | Выполнение чертежа салфетки | 1 | ||
36 | Вырезание выкройки, проверка выкройки измерением, сложением сторон | 1 | ||
37 | Определение лицевой и изнаночной стороны ткани | 1 | ||
38 | Закрепление выкройки Выкраивание салфетки | 1 | ||
39 | Требования к выполнению шва вподгибку с закрытым срезом | 1 | ||
40 | Подготовка кроя к пошиву | 1 | ||
41 | Выполнение швов | 1 | ||
42 | Подгиб угла, обработка косыми стежками | 1 | ||
43 | Электроутюг: назначение, устройство | 1 | ||
44 | Утюжка салфетки | 1 | ||
Самостоятельная работа – 4 ч | ||||
45-48 | Аппликация «Жилая комната» | 4 | ||
Вводное занятие – 1 ч | ||||
49 | Правила поведения в кабинете труда | 1 | ||
Работа с картоном и бумагой–17 ч | ||||
50 | Правила работы с картоном и бумагой | 1 | ||
51 | Картон: применение и свойства | 1 | ||
52 | Макет комнаты из картона и бумаги | 1 | ||
53, 54 | Нож для рицевания картона: приемы работы | 2 | ||
55, 56 | Изготовление макета комнаты из тонкого картона | 2 | ||
57, 58 | Изготовление шаблонов заданной ширины | 2 | ||
59, 60 | Разметка деталей из бумаги по линейке и шаблонам | 2 | ||
61, 62 | Раскрашивание пола акварелью | 2 | ||
63 | Обои: назначение, виды | 1 | ||
64 | Оклеивание стен макета обоями | 1 | ||
65 | Изготовление мебели из цветной бумаги | 1 | ||
66 | Приклеивание мебели | 1 | ||
Ежедневная уборка полов в школе –14 ч | ||||
67 | Ежедневная уборка пола | 1 | ||
68 | Пол: виды (дощатый крашеный, покрытый линолеумом) | 1 | ||
69 | Средства для мытья полов с различным покрытием | 1 | ||
70 | Средства, противопоказанные при мытье полов | 1 | ||
71 | Рабочая одежда: хранение, уход (халат, косынка) | 1 | ||
72 73 | Уборочный инвентарь: назначение, пользование Подготовка инвентаря к хранению | 1 1 | ||
74 | Подготовка к уборке полов | 1 | ||
75 | Уборка дощатого крашеного пола | 1 | ||
76 | Уборка пола, покрытого линолеумом | 1 | ||
77 | Уборка плиточного пола | 1 | ||
78 | Протирка пола шваброй | 1 | ||
79 | Обработка уборочного инвентаря после работы | 1 | ||
80 | Укладывание уборочного инвентаря для хранения | 1 | ||
Работа с тканью– 14 часов | ||||
81 | Правила безопасности при работе с тканью | 1 | ||
82 | Швейная машина: назначение, устройство | 1 | ||
83 | Правила безопасности при выполнении швов | 1 | ||
84 | Машинный шов: виды, способы выполнения (вподгибку с закрытым срезом, стачной) | 1 | ||
85, 86 | Работа на швейной машине | 2 | ||
87 | Косые и петельные стежки | 1 | ||
88 | Пошив мешочка для хранения работы (из готового кроя) | 1 | ||
89 | Отделочные стежки | 1 | ||
90 | Обработка мешочка отделочными стежками | 1 | ||
91 | Стачивание боковых срезов | 1 | ||
92, 93 | Обработка верхнего среза | 2 | ||
94 | Утюжка мешочка | 1 | ||
Самостоятельная работа – 2 ч | ||||
95, 96 | Мытье пола с различным покрытием | 2 | ||
Вводное занятие –1 ч | ||||
97 | Правила поведения на уроках труда | 1 | ||
Уборка пришкольной территории от снега и льда – 7 ч | ||||
98 | Правила безопасности при уборке территории | 1 | ||
99 | Асфальтовое и бетонное покрытия: свойства | 1 | ||
101 | Инструменты для уборки: движок, скребок, лом | 1 | ||
102 | Приемы уборки, не нарушающие покрытие | 1 | ||
103 | Зависимость твердости льда от температуры | 1 | ||
104 | Правила работы на проезжей части дороги | 1 | ||
Работа с картоном и бумагой – 17 ч | ||||
105 | Правила работы с картоном и бумагой | 1 | ||
106 | Угольник чертежный: назначение, применение | 1 | ||
107 | Работа с чертежным угольником | 1 | ||
108 | Прямоугольная коробка из картона | 1 | ||
109, 110 | Разметка развертки коробки | 2 | ||
111, 112 | Вырезание развертки и клапанов | 2 | ||
113 | Рицевание линий сгиба | 1 | ||
114, 115 | Складывание коробки, приклеивание клапанов | 2 | ||
116 | Способы получения геометрического орнамента | 1 | ||
117 | Разметка сложенной полосы по шаблону | 1 | ||
118 | Вырезание узора ножницами | 1 | ||
119, 120 | Приклеивание орнамента | 2 | ||
121 | Проверка работы | 1 | ||
Изонить – 19 ч | ||||
122 | Как и когда возникло искусство изонити. | 1 | ||
123 | Знакомство с техникой изонити: угол, окружность | 1 | ||
124, 125 | Построение угла, разметка угла | 2 | ||
126, 127 | Заполнение угла по схеме | 2 | ||
128, 129 | Построение и разметка окружности | 2 | ||
130, 131 | Заполнение окружности по схеме, образцу | 2 | ||
132 | Заполнение треугольника | 1 | ||
133 | Заполнение четырехугольника | 1 | ||
134 | Заполнение овала | 1 | ||
135 | Составление геометрического узора | 1 | ||
136, 137 | Разметка узора | 2 | ||
138-140 | Оформление прямоугольной коробки | 3 | ||
Работа с тканью – 13 ч | ||||
141 | Правила безопасной работы с тканью | 1 | ||
142 | Виды пуговиц | 1 | ||
143, 144 | Способы пришивания пуговиц | 2 | ||
145 | Нитки для пришивания | 1 | ||
146 | Определение места крепления пуговицы | 1 | ||
147, 148, 149 | Пришивание пуговицы со сквозными отверстиями | 3 | ||
150 | Образование «ножки» | 1 | ||
151 | Закрепление нитки узелком, стежками | 1 | ||
152, 153 | Изготовление вешалки на белье, одежде | 2 | ||
Самостоятельная работа – 4 ч | ||||
154-157 | Изготовление коробочки из картона (без отделки, с отделкой по усмотрению ученика) | 4 | ||
Вводное занятие – 1 ч | ||||
158 | Правила безопасного поведения на уроках труда, в кабинете труда. | 1 | ||
Уход за комнатными растениями – 13 ч | ||||
159 | Комнатные растения: названия | 1 | ||
159 | Требования к размещению растений. | 1 | ||
160 | Светолюбивые и теневыносливые растения | 1 | ||
161 | Полив цветов. Требования к воде | 1 | ||
162 | Периодичность и приемы полива цветов | 1 | ||
163 | Подготовка воды для полива | 1 | ||
164 | Приспособления для опрыскивания | 1 | ||
165, 166 | Опрыскивание и полив растений | 2 | ||
167 | Чистка и промывка поддонов | 1 | ||
168 | Обтирание цветочных горшков | 1 | ||
169 | Правила обрезки растений | 1 | ||
170 | Обрезка и сбор сухих листьев | 1 | ||
Работа на участке – 11 часов | ||||
171 | Правила работы на участке | 1 | ||
172, 173 | Подготовка почвы для посадок | 2 | ||
174 | Разница в обработке почв (песчаных и глинистых) | 1 | ||
175 | Сельхозинвентарь: виды, назначение | 1 | ||
176, 177 | Сгребание мусора с клумб и дорожек | 2 | ||
178, 179 | Рыхление почвы граблями | 2 | ||
180, 181 | Рыхление междурядий на посадках | 2 | ||
Обработка краевым швом в подгибку с закрытым срезом однодетального изделия из ткани – 19 ч | ||||
182 | Правила работы иглой, ножницами | 1 | ||
183 | Носовой и головной платок квадратной формы | 1 | ||
184 | Названия тканей для платков | 1 | ||
185 | Шов вподгибку с закрытым срезом (способ выполнения, применение) | 1 | ||
186, 187 | Выполнение шва на образцах | 2 | ||
188, 189 | Заметывание первого и второго подгиба | 2 | ||
190 | Швейная машина с ручным приводом (названия, назначение деталей механизмов) | 1 | ||
191 | Организация рабочего места | 1 | ||
192 | Правила работы на швейной машине | 1 | ||
193 | Подготовка машины к шитью | 1 | ||
194, 195, 196, 197 | Обработка срезов на машине (швом вподгибку с закрытым срезом) | 4 | ||
198 | Закрепление строчки вручную | 1 | ||
199, 200 | Обработка углов косыми стежками | 2 | ||
Самостоятельная работа – 4 ч | ||||
201-204 | Изготовление салфетки-прихватки (из двух слоев ткани с обработкой краев косым обметочным стежком по образцу готового изделия) | 4 |
Содержание программы
1. Вводное занятие.
Техника безопасности и правила поведения на уроках труда.
2. Уборка пришкольной территории:
- подметание дорожек с твердым покрытием, сгребание, переноска мусора;
- уборка газонов;
- уборка спортплощадки и других участков пришкольной территории;
- очистка уборочного инвентаря и установка на место хранения.
3. Работа с бумагой:
- бумага: виды, назначение;
- измерительная линейка: устройство, назначение, правила пользования;
- клей: назначение, свойства;
- ножницы канцелярские: устройство, безопасное пользование;
- изделия: аппликации «Жилая комната», «Школа»;
- разметка деталей, вырезание и наклеивание деталей.
4. Работа с тканью:
- ткань: применение, виды, названия, лицевая и изнаночная стороны, долевые и поперечные срезы;
- требования к выполнению шва вподгибку с закрытым срезом;
- электроутюг: назначение, устройство, пользование, правила безопасности при обращении;
- изделие: салфетка для протирки мебели, обработанная швом вподгибку с закрытым срезом;
- утюжка изделия.
5. Работа с картоном и бумагой:
- картон: применение и свойства;
- обои;
- нож для рицевания картона: приемы работы, безопасное пользование;
- изготовление шаблонов заданной ширины, разметка деталей из бумаги;
- раскрашивание пола, оклеивание стен обоями, приклеивание аппликаций.
6. Ежедневная уборка полов в школе:
- пол: виды, средства для мытья;
- рабочая одежда: хранение, уход;
- уборочный инвентарь: назначение, пользование, хранение;
- подготовка к сухой и влажной уборке пола, протирка пола шваброй, прополаскивание тряпки;
-обработка уборочного инвентаря после работы, укладывание на хранение.
7. Уборка пришкольной территории от снега и льда:
- асфальтовые и бетонные покрытия: основные свойства, инструменты для уборки;
- движок, скребок, лом: назначение, рабочие позы, приемы уборки, безопасное обращение с инструментами;
- правила безопасной работы на проезжей части дороги;
- расчистка дорожек от снега.
8. Уход за комнатными растениями:
- комнатные растения, названия, светолюбивые и теневыносливые растения;
- полив цветов: требования к температуре и качеству воды, периодичность, приемы;
- обрезка и сбор сухих листьев, чистка и промывка поддонов, обтирание цветочных горшков;
- опрыскивание и полив растений.
9. Работа на участке:
- пришкольный участок: подготовка почвы для посадок;
- разница в обработке почв;
- сельхозинвентарь: виды, назначение, техника безопасности при работе;
- сгребание мусора с клумб и дорожек;
- рыхление почвы граблями, рыхление междурядий на посадках.
10. Обработка изделий из ткани:
- изделие: носовой платок квадратной формы, ткани для платков;
- заметывание первого и второго подгиба платка;
- обработка срезов на машине швом вподгибку с закрытым срезом;
- обработка углов на платке косыми стежками вручную;
- утюжка изделия.
Требования к уровню подготовки учащихся
- Учащиеся должны знать:
- - последовательность уборки пришкольной территории в разное время года;
- - правила санитарии по уходу за полом с различным покрытием;
- - правила личной гигиены;
- - устройство и назначение хозинвентаря, швейной машинки, утюга;
- - правила обращения с моющими, дезинфицирующими средствами;
- - виды бумаги и их применение;
- - правила ухода за комнатными растениями;
- -правила безопасной работы иглой и ножницами, утюгом;
- -виды ручных стежков;
- -последовательность пришивания пуговиц;
- -способы мелкого ремонта одежды;
- -правила работы на швейной машине с ручным приводом.
- Учащиеся должны уметь:
- - убирать пришкольную территорию в разное время года;
- - выполнять ежедневную уборку помещений с различными видами половых покрытий;
- - ухаживать за комнатными растениями;
- - выполнять простейший ремонт белья и одежды;
- - пользоваться линейкой, угольником, выполнять простейшие геометрические построения, выполнять аппликацию по шаблону и образцу;
- - пользоваться утюгом;
- - выполнять простейшие операции на швейной машине (под контролем учителя).
Учебно-методическое обеспечение рабочей программы
- учебная литература:
- учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида по курсу «Технология»/А.Г. Галле, Е.Ю. Головинской. – Самара: Современные образовательные технологии, 2013 г.;
- дидактический материал по главным темам курса;
2) научно-методическая литература:
- Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида: 5 – 9 кл./Под ред. В.В.Воронковой. – М.: Гуманитарный издательский центр «Владос» («Подготовка младшего обслуживающего персонала»);
- Субчиве В.П. Социально-бытовая ориентировка. Методическое пособие: 5-9 классы. – М.: Гуманитар. Изд. центр ВЛАДОС, 2013 г.;
- Крупская Ю.В., Кизеева Н.И., Сазонова Л.В., Симоненко В.Д. Технология: Учебник для учащихся 5 класса общеобразовательной школы./Под ред. В.Д.Симоненко. – М.: «Вентана – Граф», 1997;
- интернет-ресурсы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по профильному труду (подготовка младшего обслуживающего персонала) для 6 класса адаптивной школы
Рабочая программа по профильному труду (подготовка младшего обслуживающего персонала) для 6 класса адаптивной школы содержит пояснительную записку, календарно-тематическое планирование, раскрывает сод...
Рабочая программа по профильному труду (подготовка младшего обслуживающего персонала) для 5 класса адаптивной школы
Рабочая программа состоит из пояснительной записки, календарно-тематического планирования, содержания изучаемого материала, требований к уровню подготовки обучающихся и литературы....
Рабочая программа по профильному труду (подготовка младшего обслуживающего персонала) для 6 класса адаптивной школы (дети с интеллектуальными нарушениями)
Рабочая программа по профильному труду (подготовка младшего обслуживающего персонала) для 8 класса....
Рабочая программа по профильному труду (подготовка младшего обслуживающего персонала) для 7 класса адаптивной школы (дети с интеллектуальными нарушениями)
Рабочая программа по профильному труду (подготовка младшего обслуживающего персонала) 7 класс....
Рабочая программа по профильному труду (подготовка младшего обслуживающего персонала) для 8 класса адаптивной школы (дети с интеллектуальными нарушениями)
Рабочая программа по профильному труду 8 класс (подготовка младшего обслуживающего персонала) адаптивной школы-интернат (дети с интелектуальными нарушениями)...
Рабочая программа по профильному труду (подготовка младшего обслуживающего персонала) для 6 класса адаптивной школы (дети с интеллектуальными нарушениями)
Рабочая программа по профильному труду 6 класса (подготовка младшего обслуживающего персонала) адаптивной школы-интернат для обучающихся с умственной отсталостью (интелектуальными нарушениями)...
Рабочая программа по профильному труду (подготовка младшего обслуживающего персонала) для 9 класса адаптивной школы (дети с интеллектуальными нарушениями)
Данная программа предназначена для изучения предмета ПМОП в адаптивной школе. Программа предусматривает подготовку учащихся к выполнению обязанностей младшего медперсонала в поликлинике, к уходу за бо...