Рабочая программа по профильному труду (подготовка младшего обслуживающего персонала) для 5 класса адаптивной школы (дети с интеллектуальными нарушениями)
рабочая программа по технологии (5 класс)

Степанова Светлана Владимировна

Рабочая программа состоит из пояснительной записки, календарно-тематического планирования, содержания программы, описания требований к уровню подготовки обучающихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_pmop_dlya_5_klassa.docx53.32 КБ

Предварительный просмотр:

КОУ «Калачинская адаптивная школа-интернат»

Рабочая программа по профильному труду

(подготовка младшего обслуживающего персонала)

для 5 класса адаптивной школы

(дети с интеллектуальными нарушениями)

Учитель: Степанова С.В.

Калачинск, 2019

Пояснительная записка

к рабочей программе по подготовке младшего обслуживающего персонала

5 класса

Рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным законом «Об образовании» от 29.12.2012 г. за № 273.

В 5 классе основой для реализации учебного плана является программа специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида 5-9 класс (сборник № 2), Москва, Гуманитарный издательский центр «Владос», 2013 год под редакцией В.В. Воронковой «Подготовка младшего обслуживающего персонала», учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида по курсу «Технология»/А.Г. Галле, Е.Ю. Головинской. – Самара: Современные образовательные технологии, 2013 г.

Целью обучения по профилю «Подготовка младшего обслуживающего персонала» является формирование у учащихся необходимого объема профессиональных знаний, выработка общетрудовых умений и навыков, необходимых для обслуживания себя и близких, ведения домашнего хозяйства, а также подготовка учащихся к профессиям обслуживающего труда. Одной из основных задач является социальная адаптация и интеграция учащихся, практическая подготовка их к самостоятельной жизни и труду.

Программа предназначена для учащихся, кто в силу глубины и особенностей структуры своих дефектов не может заниматься производительным трудом и овладеть профессией столяра, слесаря, швеи и подобными  профессиями по уровню сложности. Программа предусматривает дифференцированный подход к обучению. Практическое обучение осуществляется в школе, на пришкольной территории.

На изучение предмета  отводится 6 часа в неделю, в год _______ ч.

Количество часов по четвертям распределяется следующим образом:

I ч. - _____ часов,         II ч. - _____часов,         III ч. -_____часов,         IV ч. – _____часов.

Календарно – тематическое планирование

п/п

Наименование раздела, темы

Количество часов

Сроки

Примечание

Вводное занятие – 4 ч

1

Беседа о труде и рабочих профессиях

1

2

Правила поведения в кабинете труда

1

3

Рабочее место и правилами ухода за ним

1

4

Основные виды практических работ

1

Уборка пришкольной территории –12 ч

5

Правила безопасности при уборке школьной территории

1

6

Хозинвентарь: устройство, назначение

1

7

Приемы работы хозинвентарем

1

8

Подготовка хозинвентаря к хранению

1

9

Безопасное пользование хозинвентарем

1

10

Спецодежда: виды, назначение

1

11

Подметание дорожек с твердым покрытием

1

12

Сбор и переноска мусора

1

13, 14

Уборка газонов

2

15

Уборка спортплощадки

1

16

Очистка уборочного инвентаря, хранение

1

Работа с бумагой – 12 ч

17

Правила работы с бумагой, ножницами, клеем

1

18

Бумага, виды (писчая, цветная), назначение

1

19

Аппликация «Жилая комната» (детали аппликации: окно, шкаф, диван и др.)

1

20

Измерительная линейка. Разметка деталей

1

21

Работа с измерительной линейкой

1

22

Клей: назначение, свойства

1

23

Ножницы канцелярские: устройство, пользование

1

24

Вырезание и наклеивание деталей

1

25

Рисование элементов мебели

1

26

Аппликация «Школа» (школьное здание, цветник, ограда, деревья, дорожки)

1

27

Разметка деталей по длине

1

28

Вырезание и наклеивание деталей

1

Работа с тканью– 16 ч

29

Правила безопасности при работе  с тканью

1

30

Ткань: применение, виды, названия видов ткани

1

31

Лицевая и изнаночная стороны ткани

1

32

Долевые и поперечные срезы ткани

1

33

Салфетка для протирки мебели

1

34

Построение прямых углов

1

35

Выполнение чертежа салфетки

1

36

Вырезание выкройки, проверка выкройки измерением, сложением сторон

1

37

Определение лицевой и изнаночной стороны ткани

1

38

Закрепление выкройки Выкраивание салфетки

1

39

Требования к выполнению шва вподгибку с закрытым срезом

1

40

Подготовка кроя к пошиву

1

41

Выполнение швов

1

42

Подгиб угла, обработка косыми стежками

1

43

Электроутюг: назначение, устройство

1

44

Утюжка салфетки

1

Самостоятельная работа – 4 ч

45-48

Аппликация «Жилая комната»

4

Вводное занятие – 1 ч

49

Правила поведения в кабинете труда

1

Работа с картоном и бумагой–17 ч

50

Правила работы с картоном и бумагой

1

51

Картон: применение и свойства

1

52

Макет комнаты из картона и бумаги

1

53, 54

Нож для рицевания картона: приемы работы

2

55, 56

Изготовление макета комнаты из тонкого картона

2

57, 58

Изготовление шаблонов заданной ширины

2

59, 60

Разметка деталей из бумаги по линейке и шаблонам

2

61, 62

Раскрашивание пола акварелью

2

63

Обои: назначение, виды

1

64

Оклеивание стен макета обоями

1

65

Изготовление мебели из цветной бумаги

1

66

Приклеивание мебели

1

Ежедневная уборка полов в школе –14 ч

67

Ежедневная уборка пола

1

68

Пол: виды (дощатый крашеный, покрытый линолеумом)

1

69

Средства для мытья полов с различным покрытием

1

70

Средства, противопоказанные при мытье полов

1

71

Рабочая одежда: хранение, уход (халат, косынка)

1

72

73

Уборочный инвентарь: назначение, пользование

Подготовка инвентаря к хранению

1

1

74

Подготовка к уборке полов

1

75

Уборка дощатого крашеного пола

1

76

Уборка пола, покрытого линолеумом

1

77

Уборка плиточного пола

1

78

Протирка пола шваброй

1

79

Обработка уборочного инвентаря после работы

1

80

Укладывание уборочного инвентаря для хранения

1

Работа с тканью– 14 часов

81

Правила безопасности при работе с тканью

1

82

Швейная машина: назначение, устройство

1

83

Правила безопасности при выполнении швов

1

84

Машинный шов: виды, способы выполнения (вподгибку с закрытым срезом, стачной)

1

85, 86

Работа на швейной машине

2

87

Косые и петельные стежки

1

88

Пошив мешочка для хранения работы (из готового кроя)

1

89

Отделочные стежки

1

90

Обработка мешочка отделочными стежками

1

91

Стачивание боковых срезов

1

92, 93

Обработка верхнего среза

2

94

Утюжка мешочка

1

Самостоятельная работа – 2 ч

95, 96

Мытье пола с различным покрытием

2

Вводное занятие –1 ч

97

Правила поведения на уроках труда

1

Уборка пришкольной территории от снега и льда – 7 ч

98

Правила безопасности при уборке территории

1

99

Асфальтовое и бетонное покрытия: свойства

1

101

Инструменты для уборки: движок, скребок, лом

1

102

Приемы уборки, не нарушающие покрытие

1

103

Зависимость твердости льда от температуры

1

104

Правила работы на проезжей части дороги

1

Работа с картоном и бумагой – 17 ч

105

Правила работы с картоном и бумагой

1

106

Угольник чертежный: назначение, применение

1

107

Работа с чертежным угольником

1

108

Прямоугольная коробка из картона

1

109, 110

Разметка развертки коробки

2

111, 112

Вырезание развертки и клапанов

2

113

Рицевание линий сгиба

1

114, 115

Складывание коробки, приклеивание клапанов

2

116

Способы получения  геометрического орнамента

1

117

Разметка сложенной полосы по шаблону

1

118

 Вырезание узора ножницами

1

119, 120

Приклеивание орнамента

2

121

Проверка работы

1

Изонить – 19 ч

122

Как и когда возникло искусство изонити.

1

123

Знакомство с техникой изонити: угол, окружность

1

124, 125

Построение угла, разметка угла

2

126, 127

Заполнение угла по схеме

2

128, 129

Построение и разметка окружности

2

130, 131

Заполнение окружности по схеме, образцу

2

132

Заполнение треугольника

1

133

Заполнение четырехугольника

1

134

Заполнение овала

1

135

Составление геометрического узора

1

136, 137

Разметка узора

2

138-140

Оформление прямоугольной коробки

3

Работа с тканью – 13 ч

141

Правила безопасной работы с тканью

1

142

Виды пуговиц

1

143, 144

Способы пришивания пуговиц

2

145

Нитки для пришивания

1

146

Определение места крепления пуговицы

1

147, 148, 149

Пришивание пуговицы со сквозными отверстиями

3

150

Образование «ножки»

1

151

Закрепление нитки узелком, стежками

1

152, 153

Изготовление вешалки на белье, одежде

2

Самостоятельная работа – 4 ч

154-157

Изготовление коробочки из картона (без отделки, с отделкой по усмотрению ученика) 

4

Вводное занятие – 1 ч

158

Правила безопасного поведения на уроках труда, в кабинете труда.

1

Уход за комнатными растениями – 13 ч

159

Комнатные растения: названия

1

159

Требования к размещению растений.

1

160

Светолюбивые и теневыносливые растения

1

161

Полив цветов. Требования к воде

1

162

Периодичность и приемы полива цветов

1

163

Подготовка воды для полива

1

164

Приспособления для опрыскивания

1

165, 166

Опрыскивание и полив растений

2

167

Чистка и промывка поддонов

1

168

Обтирание цветочных горшков

1

169

Правила обрезки растений

1

170

Обрезка и сбор сухих листьев

1

Работа на участке – 11 часов

171

Правила работы на участке

1

172, 173

Подготовка почвы для посадок

2

174

Разница в обработке почв (песчаных и глинистых)

1

175

Сельхозинвентарь: виды, назначение

1

176, 177

Сгребание мусора с клумб и дорожек

2

178, 179

Рыхление почвы граблями

2

180, 181

Рыхление междурядий на посадках

2

Обработка краевым швом в подгибку с закрытым срезом

однодетального изделия из ткани – 19 ч

182

Правила работы иглой, ножницами

1

183

Носовой и головной платок квадратной формы

1

184

Названия тканей для платков

1

185

Шов вподгибку с закрытым срезом (способ выполнения, применение)

1

186, 187

Выполнение шва на образцах

2

188, 189

Заметывание первого и второго подгиба

2

190

Швейная машина с ручным приводом (названия, назначение деталей механизмов)

1

191

Организация рабочего места

1

192

Правила работы на швейной машине

1

193

Подготовка машины к шитью

1

194, 195, 196, 197

Обработка срезов на машине (швом вподгибку с закрытым срезом)

4

198

Закрепление строчки вручную

1

199, 200

Обработка углов косыми стежками

2

Самостоятельная работа – 4 ч

201-204

Изготовление салфетки-прихватки (из двух слоев ткани с обработкой краев косым обметочным стежком по образцу готового изделия)

4

Содержание программы

1. Вводное занятие.

Техника безопасности и правила поведения на уроках труда.

2. Уборка пришкольной территории:

- подметание дорожек с твердым покрытием, сгребание, переноска мусора;

- уборка газонов;

- уборка спортплощадки и других участков пришкольной территории;

- очистка уборочного инвентаря и установка на место хранения.

3. Работа с бумагой:

- бумага: виды, назначение;

- измерительная линейка: устройство, назначение, правила пользования;

- клей: назначение, свойства;

- ножницы канцелярские: устройство, безопасное пользование;

- изделия: аппликации «Жилая комната», «Школа»;

- разметка деталей, вырезание и наклеивание деталей.

4. Работа с тканью:

- ткань: применение, виды, названия, лицевая и изнаночная стороны, долевые и поперечные срезы;

- требования к выполнению шва вподгибку с закрытым срезом;

- электроутюг: назначение, устройство, пользование, правила безопасности при обращении;

- изделие: салфетка для протирки мебели, обработанная швом вподгибку с закрытым срезом;

- утюжка изделия.

5. Работа с картоном и бумагой:

- картон: применение и свойства;

- обои;

- нож для рицевания картона: приемы работы, безопасное пользование;

- изготовление шаблонов заданной ширины, разметка деталей из бумаги;

- раскрашивание пола, оклеивание стен обоями, приклеивание аппликаций.

6. Ежедневная уборка полов в школе:

- пол: виды, средства для мытья;

- рабочая одежда: хранение, уход;

- уборочный инвентарь: назначение, пользование, хранение;

- подготовка к сухой и влажной уборке пола, протирка пола шваброй, прополаскивание тряпки;

-обработка уборочного инвентаря после работы, укладывание на хранение.

7. Уборка пришкольной территории от снега и льда:

- асфальтовые и бетонные покрытия: основные свойства, инструменты для уборки;

- движок, скребок, лом: назначение, рабочие позы, приемы уборки, безопасное обращение с инструментами;

- правила безопасной работы на проезжей части дороги;

- расчистка дорожек от снега.

8. Уход за комнатными растениями:

- комнатные растения, названия, светолюбивые и теневыносливые растения;

- полив цветов: требования к температуре и качеству воды, периодичность, приемы;

- обрезка и сбор сухих листьев, чистка и промывка поддонов, обтирание цветочных горшков;

- опрыскивание и полив растений.

9. Работа на участке:

- пришкольный участок: подготовка почвы для посадок;

- разница в обработке почв;

- сельхозинвентарь: виды, назначение, техника безопасности при работе;

- сгребание мусора с клумб и дорожек;

- рыхление почвы граблями, рыхление междурядий на посадках.

10. Обработка изделий из ткани:

- изделие: носовой платок квадратной формы, ткани для платков;

- заметывание первого и второго подгиба платка;

- обработка срезов на машине швом вподгибку с закрытым срезом;

- обработка углов на платке косыми стежками вручную;

- утюжка изделия.

Требования к уровню подготовки учащихся

  1. Учащиеся должны знать:
  2. - последовательность  уборки пришкольной территории в разное время года;
  3. - правила санитарии по уходу за полом с различным покрытием;
  4. - правила личной гигиены;
  5. - устройство и назначение хозинвентаря, швейной машинки, утюга;
  6. - правила обращения с моющими, дезинфицирующими средствами;
  7. - виды бумаги и их применение;
  8. - правила ухода за комнатными растениями;
  9. -правила безопасной работы иглой и ножницами, утюгом;
  10. -виды ручных стежков;
  11. -последовательность пришивания пуговиц;
  12. -способы мелкого ремонта одежды;
  13. -правила работы на швейной машине с ручным приводом.
  14. Учащиеся должны уметь:
  15. - убирать пришкольную  территорию в разное время года;
  16. - выполнять ежедневную уборку помещений с различными видами половых покрытий;
  17. - ухаживать за комнатными растениями;
  18. - выполнять простейший ремонт белья и одежды;
  19. - пользоваться линейкой, угольником, выполнять простейшие геометрические построения, выполнять аппликацию по шаблону и образцу;
  20. - пользоваться утюгом;
  21. - выполнять простейшие операции на швейной машине (под контролем учителя).

Учебно-методическое обеспечение рабочей программы

  1. учебная литература:

- учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида по курсу «Технология»/А.Г. Галле, Е.Ю. Головинской. – Самара: Современные образовательные технологии, 2013 г.;

- дидактический материал по главным темам курса;

2) научно-методическая литература:

- Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида: 5 – 9 кл./Под ред. В.В.Воронковой. – М.: Гуманитарный издательский центр «Владос» («Подготовка младшего обслуживающего персонала»);

- Субчиве В.П. Социально-бытовая ориентировка. Методическое пособие: 5-9 классы. – М.: Гуманитар. Изд. центр ВЛАДОС, 2013 г.;

- Крупская Ю.В., Кизеева Н.И., Сазонова Л.В., Симоненко В.Д. Технология: Учебник для учащихся 5 класса общеобразовательной школы./Под ред. В.Д.Симоненко. – М.: «Вентана – Граф», 1997;

- интернет-ресурсы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по профильному труду (подготовка младшего обслуживающего персонала) для 6 класса адаптивной школы

Рабочая программа по профильному труду (подготовка младшего обслуживающего персонала) для 6 класса адаптивной школы содержит пояснительную записку, календарно-тематическое планирование, раскрывает сод...

Рабочая программа по профильному труду (подготовка младшего обслуживающего персонала) для 5 класса адаптивной школы

Рабочая программа состоит из пояснительной записки, календарно-тематического планирования, содержания изучаемого материала, требований к уровню подготовки обучающихся и литературы....

Рабочая программа по профильному труду (подготовка младшего обслуживающего персонала) для 8 класса адаптивной школы (дети с интеллектуальными нарушениями)

Рабочая программа по профильному труду 8 класс (подготовка младшего обслуживающего персонала) адаптивной школы-интернат (дети с интелектуальными нарушениями)...

Рабочая программа по профильному труду (подготовка младшего обслуживающего персонала) для 6 класса адаптивной школы (дети с интеллектуальными нарушениями)

Рабочая программа по профильному труду 6 класса (подготовка младшего обслуживающего персонала) адаптивной школы-интернат для обучающихся с умственной отсталостью (интелектуальными нарушениями)...

Рабочая программа по профильному труду (подготовка младшего обслуживающего персонала) для 9 класса адаптивной школы (дети с интеллектуальными нарушениями)

Данная программа предназначена для изучения предмета ПМОП в адаптивной школе. Программа предусматривает подготовку учащихся к выполнению обязанностей младшего медперсонала в поликлинике, к уходу за бо...