Рабочая программа по профильному труду (подготовка младшего обслуживающего персонала) для 9 класса адаптивной школы (дети с интеллектуальными нарушениями)
рабочая программа (9 класс)
Данная программа предназначена для изучения предмета ПМОП в адаптивной школе. Программа предусматривает подготовку учащихся к выполнению обязанностей младшего медперсонала в поликлинике, к уходу за больным в неврологическом, хирургическом, терапевтическом отделениях больницы, уборщиков служебных и производственных помещений, пищеблоков, мойщиков посуды, рабочих прачечной, санитаров.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rab._programma_9_kl.doc | 385.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
к рабочей программе по профильному труду
(подготовка младшего обслуживающего персонала)
для 9 класса
Рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным законом «Об образовании» от 29.12.2012 г. за № 273.
В 9 классе основой для реализации учебного плана является программа специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида 5-9 класс (сборник №2), Москва. Гуманитарный издательский центр «Владос», 2014 год под редакцией В.В. Воронковой.
Учебный план КОУ «Калачинская адаптивная школа - интернат» в школьном компоненте содержит предмет «Профильный труд», профиль «Подготовка младшего обслуживающего персонала».
Данная программа предназначена для изучения предмета ПМОП в адаптивной школе. Программа предусматривает подготовку учащихся к выполнению обязанностей младшего медперсонала в поликлинике, к уходу за больным в неврологическом, хирургическом, терапевтическом отделениях больницы, уборщиков служебных и производственных помещений, пищеблоков, мойщиков посуды, рабочих прачечной, санитаров.
Программа предназначена для учащихся, кто в силу глубины и особенностей структуры своих дефектов не может заниматься производительным трудом и овладеть профессией столяра, слесаря, швеи и подобными профессиями по уровню сложности. Предусмотрен дифференцированный подход к обучению, введены коррекционно-развивающие занятия. Практическое обучение осуществляется в школе, в медицинском блоке, на пищеблоке, на пришкольной территории.
На изучение данного предмета в 9 классе отводится 12 ч в неделю, 406 ч в год.
I четверть - _____ ч, II четверть – ______ ч,
III четверть - _____ч, IV четверть – ______ч.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Раздел, тема | Кол - во часов | Дата | Примечание | |
День знаний | |||||
Вводное занятие – 2 ч | |||||
1 | Инструктаж по охране труда | 1 | |||
2 | Планирование работы на четверть | 1 | |||
Работа младшего медперсонала в поликлинике – 21 ч | |||||
3 | Кабинет физиотерапии: назначение | 1 | |||
4 | Обязанности санитарки по уборке | 1 | |||
5 | Стоматологический кабинет | 1 | |||
6 | Особенности работы санитарки | 1 | |||
7 | Хирургический кабинет | 1 | |||
8 | Особенности работы санитарки | 1 | |||
9 | Глазной кабинет | 1 | |||
10 | Особенности работы санитарки | 1 | |||
11 | Уборка кабинета физиотерапии | 1 | |||
12 | Протирка пола | 1 | |||
13 | Протирка подоконников, столов | 1 | |||
14 | Уборка кабинета терапевта | 1 | |||
15 | Протирка пола в кабинете терапевта | 1 | |||
16 | Протирка подоконников, столов | 1 | |||
17 | Уборка процедурного кабинета | 1 | |||
18 | Протирка пола | 1 | |||
19 | Протирка подоконников, столов | 1 | |||
20 | Подбор чистящих и моющих средств | 1 | |||
21 | Чистка и мытье ванн и раковин | 1 | |||
22 | Чистка и уборка ковровых изделий | 1 | |||
23 | Чистка и уборка мягкой мебели | 1 | |||
Гигиена лечебно-профилактического учреждения – 15 ч | |||||
24 | Понятие гигиены | 1 | |||
25, 26 | Факторы, влияющие на здоровье человека | 2 | |||
27 | Санитарный режим в лечебном учреждении | 1 | |||
28 | Загрязнение воздуха в лечебном учреждении | 1 | |||
29 | Меры противодействия загрязнению | 1 | |||
30 | Борьба с пылью в лечебном учреждении | 1 | |||
31 | Обязанности санитарки по уборке | 1 | |||
32 | Инвентарь для уборки | 1 | |||
33 | Виды уборки помещения | 1 | |||
34 | Инвентарь для уборки | 1 | |||
35 | Текущая уборка помещения | 1 | |||
36 | Генеральная уборка помещения | 1 | |||
37 | Сезонная уборка помещения | 1 | |||
38 | Влажная уборка помещения | 1 | |||
Работа в больничной столовой – 22 ч | |||||
39 | Требования к столовой в больнице | 1 | |||
40 | Режим мытья посуды | 1 | |||
41 | Режим мытья столовых приборов | 1 | |||
42 | Требования к обработке посуды | 1 | |||
43-45 | Разнос пищи больным | 3 | |||
46, 47 | Подготовка раздаточной к выдаче пищи | 2 | |||
48, 49 | Подготовка столового зала к приходу больных | 2 | |||
50, 51 | Разнос пищи для больных | 2 | |||
52 | Сбор посуды | 1 | |||
53 | Сбор пищевых отходов | 1 | |||
54, 55 | Удаление пищевых отходов в контейнер | 2 | |||
56, 57 | Мытье столовой посуды и приборов | 2 | |||
58 | Обезжиривание столовой посуды и приборов | 1 | |||
59 | Ополаскивание столовой посуды и приборов | 1 | |||
60 | Сушка столовой посуды и приборов | 1 | |||
Практическое повторение – 31 ч | |||||
61 | Виды уборки помещения | 1 | |||
62-64 | Уборка подоконников | 3 | |||
65-67 | Уборка радиаторов и радиаторных ниш | 3 | |||
68-71 | Мытье стенных панелей в коридорах | 4 | |||
72-74 | Мытье стенных панелей в холлах | 3 | |||
75-77 | Мытье стенных панелей в столовом зале | 3 | |||
78-80 | Мытье столов в столовом зале | 3 | |||
81, 82 | Инвентарь для уборки пола | 2 | |||
83, 84 | Средства для уборки пола | 2 | |||
85, 86 | Мытье пола в коридорах | 2 | |||
87, 88 | Мытье пола в холлах | 2 | |||
89, 90 | Мытье пола в столовом зале | 2 | |||
91-93 | Самостоятельная работа – 3 ч Уборка столового зала | 3 | |||
Вводное занятие – 2 ч | |||||
94 | Инструктаж по охране труда | 1 | |||
95 | Планирование работы на четверть | 1 | |||
Ежедневная уборка помещений в больнице, открытых для доступа посетителей – 25 ч | |||||
96 | Требования к уборке помещений | 1 | |||
97 | Виды уборочного инвентаря | 1 | |||
98, 99 | Назначение уборочного инвентаря | 2 | |||
100, 101 | Рабочая одежда, ее назначение | 2 | |||
102, 103 | Хранение рабочей одежды | 2 | |||
104, 105 | Уход за рабочей одеждой | 2 | |||
106, 107 | Моющие средства, их назначение | 2 | |||
108, 109 | Правила обращения с моющими средствами | 2 | |||
110, 111 | Использование моющих средств | 2 | |||
112, 113 | Подготовка инвентаря к уборке | 2 | |||
114, 115 | Подбор моющих средств | 2 | |||
116, 117 | Составление плана работы | 2 | |||
118-120 | Уборка помещений в больнице | 3 | |||
Работа санитарки в приемном отделении больницы – 36 ч | |||||
121 | Приемное отделение больницы | 1 | |||
122, 123 | Прием и хранение вещей больного | 2 | |||
124 | Больничная кровать | 1 | |||
125, 126 | Правила пользования больничной кроватью | 2 | |||
127, 128 | Требования к санитарной обработке больных | 2 | |||
129, 130 | Правила, способы транспортировки больных | 2 | |||
131, 132 | Правила, порядок смены постельного белья | 2 | |||
133, 134 | Правила, порядок смены нательного белья | 2 | |||
135, 136 | Смена постельного белья | 2 | |||
137, 138 | Требования к больничному белью | 2 | |||
139, 140 | Смена нательного белья больного | 2 | |||
141 | Положение больного при различных заболеваниях | 1 | |||
142, 143 | Уборка ванной комнаты | 2 | |||
144 | Подготовка гигиенической ванны | 1 | |||
145 | Дезинфекция, ее назначение | 1 | |||
146, 147 | Дезинфекция губок | 2 | |||
148, 149 | Дезинфекция мочалок | 2 | |||
150 | Транспортировка больных в отделение | 1 | |||
151, 152 | Подготовка кровати для приема больного | 2 | |||
153 | Перекладывание больного на постель | 1 | |||
154-156 | Уборка помещений приемного отделения | 3 | |||
Практическое повторение – 10 ч | |||||
157 | Приемное отделение больницы | 1 | |||
158 | Требования к санитарной обработке больных | 1 | |||
159 | Правила транспортировки больных | 1 | |||
160 | Уборка помещений приемного отделения | 1 | |||
161 | Уборка гигиенической комнаты | 1 | |||
162 | Дезинфекция губок | 1 | |||
163 | Дезинфекция мочалок | 1 | |||
164 | Транспортировка больного в отделение (перевозка, переноска, сопровождение) | 1 | |||
165, 166 | Экскурсия в лечебно-профилактическое учреждение | 2 | |||
167-169 | Самостоятельная работа – 3 ч Уборка помещений лечебного учреждения | 3 | |||
Понятие об инфекционных заболеваниях – 28 ч | |||||
170 | Вводное занятие – 1 ч | 1 | |||
Инструктаж по охране труда | |||||
171, 172 | Роль микроорганизмов в инфекционном процессе | 2 | |||
173, 174 | Источники и пути передачи инфекции | 2 | |||
175, 176 | Признаки инфекционных заболеваний | 2 | |||
177, 178 | Дезинфекция: виды, значение, проведение | 2 | |||
179-181 | Правила работы с дезрастворами | 3 | |||
182-184 | Дезинсекция: виды, значение, проведение | 3 | |||
185, 186 | Правила работы с дезрастворами | 2 | |||
187-189 | Подготовка дезраствора | 3 | |||
190-193 | Дезинфекция предметов обихода | 4 | |||
194-197 | Стерилизация предметов ухода | 4 | |||
Общий уход за больными – 56 ч | |||||
198-200 | Личная гигиена больного | 3 | |||
201-203 | Основные требования к гигиене больного | 3 | |||
204-206 | Туалет больного | 3 | |||
207-209 | Помощь больному в утреннем туалете | 3 | |||
210-212 | Постель для активного больного | 3 | |||
213-215 | Постель для пассивного больного | 3 | |||
216-218 | Сроки смены постельного белья | 3 | |||
219-221 | Способы смены постельного белья | 3 | |||
222-224 | Порядок выдачи постельного белья | 3 | |||
225-227 | Порядок выдачи одежды | 3 | |||
228-231 | Смена постельного белья | 4 | |||
232-234 | Сбор использованного постельного белья | 3 | |||
235-237 | Транспортировка постельного белья | 3 | |||
238-241 | Уборка палат | 4 | |||
242, 243 | Лечебно-охранительный режим | 2 | |||
244-246 | Пользование дезрастворами | 3 | |||
247-249 | Обработка, стерилизация предметов ухода | 3 | |||
250-251 | Холодильник: устройство | 2 | |||
252-253 | Холодильник: размораживание, мытье | 2 | |||
Практическое повторение – 24 ч | |||||
254-256 | Уход за больными в больничной палате | 3 | |||
257-259 | Туалет больного | 3 | |||
260-262 | Помощь больному в утреннем туалете | 3 | |||
263-265 | Приготовление постели для больного | 3 | |||
266-268 | Сроки смены постельного белья | 3 | |||
269-271 | Способы смены постельного белья | 3 | |||
272-274 | Порядок выдачи постельного белья | 3 | |||
275-278 | Уход за больным | 4 | |||
279-281 | Самостоятельная работа – 3 ч Уборка помещений лечебного учреждения | 3 | |||
Уход за больным в неврологическом отделении больницы – 21 ч | |||||
282 | Вводное занятие Инструктаж по охране труда | 1 | |||
283, 284 | Работа санитарки в неврологическом отделении | 2 | |||
285, 286 | Ознакомление с состоянием больных | 2 | |||
287, 288 | Особенности ухода за больными | 2 | |||
289, 290 | Помощь медсестре в уходе за больными | 2 | |||
291, 292 | Уход за больными с потерей речи | 2 | |||
293, 294 | Обработка кожи больного | 2 | |||
295 | Правила кормления больных | 1 | |||
296 | Кормление больного | 1 | |||
297 | Очистка ротовой полости | 1 | |||
298 | Подготовка клизмы | 1 | |||
299 | Подготовка грелки | 1 | |||
300-302 | Уборка и проветривание палаты | 3 | |||
Уход за больными в отделении заболеваний внутренних органов – 24 ч | |||||
303-305 | Понятие о болезнях внутренних органов | 3 | |||
306, 307 | Помощь медсестре в уходе за больными | 2 | |||
308 | Наблюдение за кожей больного | 1 | |||
309, 310 | Профилактика пролежней | 2 | |||
311 | Уход за больными при остром гастрите | 1 | |||
312, 313 | Подготовка к рентгеноскопии желудка | 2 | |||
314, 315 | Подготовка к рентгеноскопии кишечника | 2 | |||
316 | Измерение температуры тела больного | 1 | |||
317, 318 | Приготовление грелки, пузыря со льдом | 2 | |||
319 | Подготовка горчичников и банок | 1 | |||
320, 321 | Смена нательного белья | 2 | |||
322-324 | Смена постельного белья | 3 | |||
Уход за больными в хирургическом отделении – 20 ч | |||||
325, 326 | Работа санитарки в хирургическом отделении | 2 | |||
327, 328 | Понятие об асептике и антисептике | 2 | |||
329 | Понятие о предоперационном периоде | 1 | |||
330 | Подготовка больного к операции | 1 | |||
331, 332 | Понятие о послеоперационном периоде | 2 | |||
333, 334 | Помощь медсестре в уходе за больными | 2 | |||
335, 336 | Подготовка гигиенических ванн | 2 | |||
337, 338 | Помощь больному в принятии ванны | 2 | |||
339 | Правила транспортировки больного | 1 | |||
340 | Транспортировка больного | 1 | |||
341, 342 | Подготовка палаты и постели | 2 | |||
343, 344 | Подготовка постели для больных | 2 | |||
345 | Уход за больными с ушибами, вывихами | 1 | |||
346 | Приготовление гипсовых бинтов, лангетов | 1 | |||
347 | Приготовление грелки, пузыря со льдом | 1 | |||
348, 349 | Уход за больным в гипсовой повязке | 2 | |||
350 | Переворачивание, перекладывание больного | 1 | |||
351 | Подача больному судна, мочеприемника | 1 | |||
Практическое повторение – 17 ч | |||||
352, 353 | Уборка приемного отделения больницы | 2 | |||
354, 355 | Порядок смены постельного белья | 2 | |||
356, 357 | Уборка подоконников в палате | 2 | |||
358, 359 | Уборка радиаторов отопления в палате | 2 | |||
360, 361 | Уборка палат | 2 | |||
362, 363 | Мытье пола | 2 | |||
364 | Помощь медсестре в уходе за больными | 1 | |||
365 | Подготовка постельного белья | 1 | |||
366-368 | Самостоятельная работа 3 ч Уборка медицинского блока | 3 | |||
Назначение санузла – 20 ч | |||||
369, 370 | Водоразборное, сантехническое оборудование | 2 | |||
371 | Уход за оборудованием санузла | 1 | |||
372, 373 | Средства по уходу за сантехникой | 2 | |||
374, 375 | Санитарно-эпидемиологический режим | 2 | |||
376, 377 | Хозинвентарь, приспособления | 2 | |||
378 | Чистящие и моющие средства | 1 | |||
379 | Спецодежда, способы защиты рук | 1 | |||
380 | Уход за кафелем | 1 | |||
381 | Уход за раковинами, унитазами | 1 | |||
382 | Правила безопасности при уборке санузла | 1 | |||
383, 384 | Практическая работа – 2 ч Чистка и мытье раковин | 2 | |||
385 | Конструкции лестниц | 1 | |||
386, 387 | Особенности загрязнения лестниц | 2 | |||
388, 389 | Чистящие средства для уборки лестниц | 2 | |||
390, 391 | Средства и инвентарь для работы | 2 | |||
392, 393 | Мытье лестниц | 2 | |||
394, 395 | Технология обработки окрашенных стен | 2 | |||
396, 397 | Средства и инвентарь для работы | 2 | |||
398, 399 | Мытье окрашенных стен | 2 | |||
400 | Ежедневная уборка помещения | 1 | |||
401 | Средства и инвентарь для работы | 1 | |||
402-404 | Ежедневная уборка помещений медблока | 3 | |||
405, 406 | Самостоятельная работа за год Ежедневная уборка помещения | 2 |
Содержание программы
I. Работа младшего медперсонала в поликлинике
В данном разделе учащиеся знакомятся с работой стоматологического, хирургического и других кабинетов, с особенностями работы в них младшего медперсонала, с правилами безопасности при уборке в кабинетах.
II. Гигиена лечебно-профилактического учреждения
В этом разделе учащиеся знакомятся с понятием гигиена. Изучают санитарный режим в лечебном учреждении, виды уборки помещений и обязанности санитарки по уборке помещения.
III. Работа в больничной столовой
Учащиеся знакомятся с гигиеническими и эстетическими требованиями, предъявляемыми к столовой в больнице; с режимом мытья посуды и столовых приборов.
IV. Ежедневная уборка помещений в больнице, открытых для доступа посетителей
Данный раздел знакомит учащихся с видами уборочного инвентаря и моющих средств, используемых при уборке больничных помещений.
V. Работа санитарки в приёмном отделении больницы
В этом разделе учащиеся получают знания о приемном отделении больницы, о правилах по уходу за тяжелобольным.
VI. Понятие об инфекционных заболеваниях
В данном разделе даются сведения о признаках наиболее распространенных инфекционных заболеваниях. Учащиеся знакомятся с понятиями «дезинфекция» и «дезинсекция».
VII. Общий уход за больными
Раздел знакомит учащихся с основными требованиями по уходу за больными.
VIII. Уход за больным в неврологическом отделении больницы
В данном разделе учащиеся знакомятся с особенностями работы санитарки в неврологическом отделении больницы; с состоянием больных при наиболее распространенных нервных болезнях.
IX. Уход за больными в отделении заболеваний внутренних органов
Дается понятие о болезнях внутренних органов. Учащиеся овладевают знаниями о работе санитарки терапевтического отделения и об уходе за больными.
X. Уход за больными в хирургическом отделении
Этот раздел знакомит учащихся с особенностями работы санитарки в хирургическом отделении больницы. Даются понятия «асептик» и «антисептик».
Требования к уровню подготовки учащихся
Учащиеся должны знать:
- правила безопасной работы при уборке больничных палат,
- санитарный режим в лечебном учреждении,
- режим мытья посуды и столовых приборов,
- правила обращения с моющими и дезинфицирующими средствами,
- правила безопасного обращения с электрооборудованием,
- правила ухода за больными разных отделений больничного стационара.
Учащиеся должны уметь:
- убирать помещения,
- проветривать палаты,
- готовить кровать к приёму больного,
- переворачивать, перекладывать больного,
- ухаживать за больным,
- помогать медсестре,
- правильно пользоваться дезрастворами,
- обрабатывать предметы по уходу за больным,
- разносить пищу,
- кормить больного.
Учебно-методическое обеспечение дисциплины
Учебная литература:
- Зырянова В.А., Хаминова И.А. Подготовка младшего обслуживающего персонала: Учебник для 9 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида по курсу «Технология». – Самара: Современные образовательные технологии, 2012.
Научно-методическая литература:
1. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5-9 кл.: В 2 сб./ Под ред. В.В.Воронковой. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2013.
2. Девяткова Т.А. Социально-бытовая ориентировка в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида: пособие для учителя / Т.А.Девяткова, Л.Л.Кочетова, А.Г.Петрикова, А.М.Щербакова; под ред. А.М.Щербаковой. – М.: Гуманитар. Изд. центр ВЛАДОС, 2011.
- Зырянова В.А., Хаминова И.А. Подготовка младшего обслуживающего персонала: Учебник для 9 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида по курсу «Технология». – Самара: Современные образовательные технологии, 2012.
Материально-техническое обеспечение
Печатные пособия:
Таблицы (плакаты) по безопасности труда ко всем разделам технологической подготовки
Таблицы (плакаты) по основным темам всех разделов каждого направления технологической подготовки учащихся
. Раздаточные дидактические материалы по темам всех разделов каждого направления технологической подготовки учащихся.
Раздаточные контрольные задания.
Портреты выдающихся деятелей науки и техники. Комплекты портретов для различных разделов направлений технологической подготовки. В наличии в кабинете технологии. Плакаты и таблицы по профессиональному самоопределению в сфере материального производства и сфере услуг.
Информациионно-коммуникационные средства:
Мультимедийные моделирующие и обучающие программы, электронные учебники по основным разделам технологии. М http://11book.ru nsportal.ru http://school
Электронные библиотеки и базы данных по collection.edu.ru/ основным разделам технологии. М Интернет-ресурсы по основным разделам технологии.
Экранно-звуковые пособия:
Видеофильмы по основным разделам и темам программы. В наличии на электронных носителях и рабочем Видеофильмы по современным направлениям компьютере учителя, развития технологий, материального производства и сферы услуг. М Комплекты диапозитивов (слайдов) по различным темам и разделам программы
Технические средства обучения:
Видеомагнитофон (видеоплейер). В наличии на базе школы. Телевизор с универсальной подставкой. Цифровой фотоаппарат. В наличии в кабинете технологии. Мультимедийный проектор. В наличии в кабинете технологии. Сканер. Принтер. Копировальный аппарат.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по профильному труду (подготовка младшего обслуживающего персонала) для 6 класса адаптивной школы
Рабочая программа по профильному труду (подготовка младшего обслуживающего персонала) для 6 класса адаптивной школы содержит пояснительную записку, календарно-тематическое планирование, раскрывает сод...
Рабочая программа по профильному труду (подготовка младшего обслуживающего персонала) для 5 класса адаптивной школы
Рабочая программа состоит из пояснительной записки, календарно-тематического планирования, содержания изучаемого материала, требований к уровню подготовки обучающихся и литературы....
Рабочая программа по профильному труду (подготовка младшего обслуживающего персонала) для 5 класса адаптивной школы (дети с интеллектуальными нарушениями)
Рабочая программа состоит из пояснительной записки, календарно-тематического планирования, содержания программы, описания требований к уровню подготовки обучающихся....
Рабочая программа по профильному труду (подготовка младшего обслуживающего персонала) для 6 класса адаптивной школы (дети с интеллектуальными нарушениями)
Рабочая программа по профильному труду (подготовка младшего обслуживающего персонала) для 8 класса....
Рабочая программа по профильному труду (подготовка младшего обслуживающего персонала) для 7 класса адаптивной школы (дети с интеллектуальными нарушениями)
Рабочая программа по профильному труду (подготовка младшего обслуживающего персонала) 7 класс....
Рабочая программа по профильному труду (подготовка младшего обслуживающего персонала) для 8 класса адаптивной школы (дети с интеллектуальными нарушениями)
Рабочая программа по профильному труду 8 класс (подготовка младшего обслуживающего персонала) адаптивной школы-интернат (дети с интелектуальными нарушениями)...
Рабочая программа по профильному труду (подготовка младшего обслуживающего персонала) для 6 класса адаптивной школы (дети с интеллектуальными нарушениями)
Рабочая программа по профильному труду 6 класса (подготовка младшего обслуживающего персонала) адаптивной школы-интернат для обучающихся с умственной отсталостью (интелектуальными нарушениями)...