Конспекты уроков музыки в основной школе
план-конспект урока по музыке

Конспекты уроков музыки для 5,6,7,8 классов

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Дата: 16.04.2021

Учитель музыки

Лисовая Н.В.

Школа №1

Класс 5

Студентки ЧПК №1

40 группы Галимжановой Дарьи

Тема урока: «Волшебная палочка дирижёра. Дирижеры мира»

Образовательная цель: знакомство со значением роли дирижёра в музыке.

Планируемые результаты:

Метапредметные: освоение способов решения проблем поискового характера в процессе восприятия; овладение логическими действиями сравнения, обобщения.

Предметные: осознание роли дирижёра при исполнении симфонической музыки; умение эмоционально и осознанно относиться к классической музыке.

Личностные: развитие чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости; развитие вокально-хоровых навыков; воспитание любви к музыкальной культуре.

Тип урока: Урок «открытия» нового знания

Методы и приемы: словесный метод (беседа,  объяснение); , метод размышления о музыке, наглядность, метод сравнения.

Материалы, оборудование: колонки, компьютер, проектор, флеш-накопитель

Музыкальный репертуар:

  1.  П. И. Чайковский «Щелкунчик»
  2. Г. Струве «Музыка»
  3. Н. А. Римский – Корсаков «Шехеразада»

Структура урока:

  1. Орг. Момент
  2. Организация слушательской деятельности
  3. Организация исполнительской деятельности
  4. Итог
  5. Рефлексия

Этап урока

УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Хронометраж

1.

Организационный момент

 

Л (Проявление эмоциональной отзывчивости)

- Здравствуйте, ребята. Напоминаю, меня зовут Дарья Руслановна, сегодня я буду вести у вас урок музыки.  Сели все прямо.

Сегодня мы с вами отправимся в волшебное путешествие и посетим музыкальный театр. Вот мы с вами оказываемся в зрительном зале и уже слышим звуки музыки. Слушаем.

Слушание фрагмента из балета «Щелкунчик».

Кто исполнил эту музыку?

Правильно, а что такое оркестр?

-Посмотрите на слайд, как вы думаете, эти исполнители сидят, кто где захочет или есть определенный порядок?

 Интересно, как им удается играть так согласованно? Может, есть главный в оркестре?

Взмахнет волшебной палочкой,

И музыка звучит.

Палочка застынет,

И весь оркестр молчит.

Палочка подскажет,

Кому пора вступать,

Палочка укажет,

Как музыке звучать.

Палочка волшебная оркестром  управляет.

А как назвать волшебника, кто, ребята, знает?

Правильно.  Он главный в оркестре, руководит оркестром. В руке держит дирижерскую палочку.

Как думаете, какой будет тема урока?

Хорошо. Тема урока: «Волшебная палочка дирижёра». Запишите тему в тетради.

Итак, ребята, почему же палочку дирижёра называют волшебной? Да потому что один ее взмах может вызвать гром барабанов и звуки труб, пение скрипок и трели флейты. История появления дирижерской палочки очень необычна и интересна.

    В 18 веке  дирижера называли «дровосеком» потому, что в руках у него была палка из дерева длинной почти два метра, называли ее «батута». Батутой громко ударяли по полу в ритм мелодии. Такое дирижирование называлось «громким» и очень мешало зрителям слушать саму музыку из-за громкого стука батуты.

 И мы с вами сейчас это проверим. Звучит музыка, а мы в такт музыке будем стучать карандашами о парту, как будто мы дирижёры, а карандаши – наши батуты.

Звучит музыкальный фрагмент марша, дети простукивают ритм вместе с педагогом.

 Скажите, мешал ли стук батуты слушанию музыки? И почему?

Верно. В 19 веке появился первый скрипач оркестра, который отложил скрипку и стал дирижером. С развитием оркестровой игры появилась необходимость в более четкой ритмической организации оркестра. Возникло «тихое дирижирование» жестами рук.

Чтобы сделать руки дирижера более заметными, использовали различные предметы. Чаще всего использовали скрипичный смычок (показ смычка) или нотные листки, свернутые в рулон, некоторые использовали обыкновенную ветку с дерева. Дирижеры стояли лицом к публике - показывать ей спину считалось неприличным. Небольшую деревянную палочку для дирижера впервые применил композитор и дирижер   Людвиг Шпор.

(показ дирижерской палочки)

Музыкантам  очень неудобно было видеть жесты дирижера, который стоит к ним спиной. Первым, кто повернул дирижера к оркестру, стал немецкий композитор и дирижер Рихард Вагнер.

Чтобы дирижерская палочка была более заметной, ее делают светлой. Палочка явилась как бы продолжением руки дирижера.

 Сейчас мы с вами поиграем в игру «ДИРИЖЕР» и подумаем, какова основная роль дирижера.

Организуем выступление шумового оркестра.

1 ряд хлопает в ладоши

2 ряд стучит деревянными карандашами

3 ряд поочередно стучит ладонями по парте

 Ребята играют сами и у них ничего не получается, затем играют с помощью учителя – дирижера.

Почувствовали, насколько велика роль дирижёра? Почему?

 Правильно, в переводе с французского Дирижер - направлять, управлять, руководить, а помогает ему в этом его волшебная палочка.

 Все музыканты должны очень внимательно следить за жестами дирижера, если дирижер поднимает руки выше,  значит инструменты должны звучать громче, если опускает ниже – тише.

 Ребята, как вы думаете, трудно быть дирижером?

 Продолжите фразу «Чтобы быть дирижером нужно…»

- В нашей стране много выдающихся дирижеров, которые внесли огромный вклад в развитие дирижерского искусства. Посмотрите слайды, на которых будут представлении великие дирижеры нашей страны.

1.  Евгений  Светланов, -  советский российский дирижёр, композитор и пианист. Народный артист СССР (1968). Лауреат Ленинской (1972) и Государственной премии СССР (1983). Герой Социалистического Труда (1986).

 2. Вероника  Дударова, советский и российский дирижёр, педагог. Первая  женщина-дирижер. Народная артистка СССР (1977).

3. Влади́мир  Спивако́в — советский и российский дирижёр, скрипач, педагог. Художественный руководитель и главный дирижёр Национального филармонического оркестра России и Государственного камерного оркестра «Виртуозы Москвы», президент Московского международного Дома музыки.

4. Валерий  Гергиев советский и российский дирижёр. Художественный руководитель Мариинского театра (с 1988 года), главный дирижёр Лондонского симфонического оркестра. Народный артист России (1996)[1] и Украины (2003). Лауреат двух Государственных премий России (1993, 1998).

Дети заходят в класс и садятся на места.

Симфонический оркестр.

Оркестр - это коллектив музыкантов, играющих на различных инструментах.

Есть порядок, одинаковые инструменты находятся рядом, для того, чтобы инструменты одной группы слышали своих соседей.

Дирижер.

Дирижёр, дирижёрская палочка.

Да, очень мешал. Воспринимать музыку под такой стук  очень сложно.

Дирижер направляет и управляет оркестром.

Да. 

Дети продолжают фразу.

15 мин.

3. Организация слушательской деятельности

П (открытие новых знаний)

М (Расширение словарного запаса, развитие воображения)

Мы с вами познакомились со многими известными дирижёрами. И сейчас я предлагаю вам посмотреть видеофрагмент симфонической сюиты «Шехеразада» и обратить внимание на то, как оркестр реагирует на движения дирижёра.

Ребята, связаны ли изменения музыки с изменениями движений дирижёра?

Хорошо. Предлагаю вам посмотреть фрагмент ещё раз, а после просмотра вы расскажете мне, какие именно изменения вы увидели и как они были связаны с разными дирижёрскими жестами.

Отлично, вы очень внимательные и хорошо запомнили музыкальные изменения.

Дети смотрят видеофрагмент сюиты «Шехеразада».

Да!

Дети смотрят видеофрагмент и рассказывают то, что увидели.

 10 мин.

4.

Организация исполнительской деятельности

П (Выполнять творческие задания, исполнять песни программного характера)

 Делая вывод из того, что мы с вами обсуждали, мы точно можем с вами сказать, что дирижёр – это тот, кто делает музыку.

Попробуем с вами сейчас сделать музыку. Выберем одного человека, который будет у нас выступать в роли дирижёра. А остальные разделяться на две группы. Первая группа будет петь звук на слог «Ту», а вторая – на слог «Ру».

Задача дирижёра – управлять группами и решать, какая группа поёт.

Отлично! А сейчас я вам предлагаю разучить песенку композитора Георгия Струве, которая так и называется - «Музыка».

Дети слушают песню. Дальше преподаватель разучивает мелодию, слова. Соединяет всё в концертном исполнении.

Дети выполняют задачи, преподаватель  может поменять звуки, поменять дирижёра или слоги.

10 мин.

5.

Итог

Р (оценка собственной работы, подведение итогов)

Итак, давайте подведем итог.

- Зачем нужен дирижер?

- Почему палочку дирижера называют волшебной?

- Молодцы! Вы все хорошо поработали на уроке!

Управлять оркестром.

Ответы детей. Потому что она творит музыку.

2 мин.

6.

Рефлексия

Р (оценка собственной работы, подведение итогов)

Попробуйте продолжить фразы

Я сегодня узнал…

Было интересно…

Было трудно…

Я научился…

Мне захотелось…

Спасибо за урок. До свидания.

Дети по очереди продолжают фразы, анализируя свою работу на уроке.

До свидания!

3 мин.

 



Предварительный просмотр:

Дата: 27.04.2021

Учитель музыки

Лисовая Н.В.

Школа №1

Класс 6

Студентки ЧПК №1

40 группы Галимжановой Дарьи

Тема урока: «Программная увертюра "Эгмонт" Л.В.Бетховен»

Образовательная цель: обогатить представления учащихся о музыкальной драматургии на примере изучения увертюры «Эгмонт» Л.Бетховена.

Планируемые результаты:

Метапредметные: освоение способов решения проблем поискового характера в процессе восприятия; овладение логическими действиями сравнения, обобщения.

Предметные: осознание сути музыкальной драматургии; расширение понятия «сонатная форма» через знакомство с увертюрой «Эгмонт».    

Личностные: развитие вокально-хоровых навыков; воспитание любви к музыкальной культуре.

Тип урока: Урок «открытия» нового знания

Методы и приемы: словесный метод (беседа,  объяснение), метод размышления о музыке, наглядность, метод сравнения.

Материалы, оборудование: колонки, компьютер, проектор, флеш-накопитель

Музыкальный репертуар:

  1. Л. В. Бетховен, программная увертюра "Эгмонт", вступление
  2. Экспозиция (главная и побочная темы)
  3. Тема смерти Эгмонта
  4. Кода
  5. Песня «Трава у дома», Поперечный А. Мигуля В.

Структура урока:

  1. Орг. Момент
  2. Организация слушательской деятельности
  3. Организация исполнительской деятельности
  4. Итог
  5. Рефлексия

Этап урока

УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Хронометраж

1.

Организационный момент

 

Л (Проявление эмоциональной отзывчивости)

Здравствуйте, ребята. Напоминаю, меня зовут Дарья Руслановна, сегодня я буду вести у вас урок музыки. Сели все прямо.

 На уроках мы неоднократно говорили о таком жанре, как увертюра. Вспомните, что такое увертюра?

Совершенно верно!  Увертюра – музыкальное вступление к опере, балету, кинофильму, драматическому спектаклю. Само слово переводится как вступление.

 С какими увертюрами мы знакомы?

Как думаете, о чем мы сегодня будем говорить?

На этом уроке мы познакомимся с жанром программной увертюры, рождение которого связано с именем немецкого композитора Людвига ван Бетховена.

Именно он является основоположником нового симфонического жанра программной увертюры. 

Посмотрите на слайд и прочитайте определение.

Да, то есть это музыка, которая имеет программу или сюжет. Запишите в тетради, что такое программная увертюра.

Дети записывают.

Бетховенские увертюры представляют собой инструментальные драмы, «маленькие трагедии», тесно связаны с идеей сюжетной пьесы. Во всем мире хорошо известна его увертюра к трагедии Гёте «Эгмонт».

Иоганн Вольфганг Гёте - величайший поэт, писатель, драматург, юрист, ученый, театральный и политический деятель Германии. В трагедии Гёте нашли отражения драматические события XVI века, связанные с борьбой нидерландского народа за освобождение от испанского владычества.

Эгмонт, граф Лемораль, возглавил восстание против испанского короля Филиппа II, но становится жертвой коварных замыслов врагов, поддержавших короля. Перед смертью Эгмонт обратился к народу с призывом бороться за свободу и независимость своей Родины.

 Увертюра «Эгмонт» написана в сонатной форме.

 Сонатная форма имеет следующие разделы: вступление, экспозиция, разработка, реприза и кода.

Посмотрите на слайд и запишите характеристики этих разделов:

Экспозиция – это первая часть после вступления, где последовательно представлены главная и побочная темы.

Разработка – самый напряженный раздел сонатной формы. Темы, звучащие в экспозиции представлены с новых сторон, развиваются.

Реприза – повторное звучание двух основных тем.

Кода – заключительная часть увертюры.

Отлично.

Дети заходят в класс и садятся на места.

Это музыкальное вступление к большому произведению, например к опере.

- Ж. Бизе Увертюра к опере «Кармен», И. Дунаевский Увертюра к к/ф «Дети капитана Гранта».

О жанре увертюра.

Программная увертюра – музыка вполне самостоятельная, в основе которой лежит определенная программа, основанная на тех или иных жизненных событиях.

10 мин.

3. Организация слушательской деятельности

П (открытие новых знаний)

М (Расширение словарного запаса, развитие воображения)

Ну а теперь мы послушаем и разберем каждую часть и тему увертюры «Эгмонт».

Начинается увертюра со вступления, где зарождается конфликт. Во вступлении показаны образы двух враждебных сил: испанского владычества и страдающего под их властью нидерландского народа.

Послушайте и определите характер каждой темы.

Слушание Вступление Увертюры «Эгмонт» Бетховен.

Какой характер у обеих тем?

Да, ведь Бетховен использовал ритм старинного испанского танца-шествия – сарабанда. Аккорды звучат у струнных в низком регистре. Создается образ жестоких завоевателей.

 Стенания и горе передает одинокая мелодия деревянных духовых инструментов – её «запевает» гобой, к которому присоединяются другие деревянные духовые, а затем струнные.

Драматургический прием, который использовал композитор - принцип контраста двух основных тем.

После вступления звучит экспозиция. Какие темы в ней прозвучат?

Обратите внимание на то, что главная тема экспозиции вырастает из второго образа – темы нидерландского народа. Послушайте её, охарактеризуйте и скажите, что этим хотел сказать Бетховен

Слушание главной темы.

Как звучит тема, и что хотел сказать композитор?

- Вслед за главной темой, стремительно несущейся вперед, появляется побочная тема – образ завоевателей. Послушайте и охарактеризуйте ее.

Слушание побочной темы.

 В разработке и в репризе эти темы развиваются и повторяются. Противоборства тем приводит к трагическому концу - гибели Эгмонта.

Послушайте эту тему и охарактеризуйте.

Слушание темы смерти Эгмонта.

Итак, какой вам показалась музыка?

 А теперь предположите, какова же будет кода?

Послушаем эту часть, и ответите, правильно ли вы предположили?

 Слушание коды.

 Торжественный, ликующий характер музыки. Драматургический прием заключается в том, что композитор заканчивает минорную увертюру в мажоре.

В чем же заключается драматургия этого произведения?

Совершенно верно. Ребята, это произведение написано о борьбе за свою Родину, за свой народ. Люди, защищавшие свою страну, были самыми настоящими патриотами.  Совсем скоро у нас с вами будет праздник, который и обозначает победу патриотов нашей страны. Кто мне скажет, что за праздник?

Тема испанского владычества звучит мрачно, зловеще, воинственно, напряженно. Темп – медленный. Ритм – синкопированный.

А тема нидерландского народа контрастна. По характеру – скорбная, стонущая, горестная, слышна интонация «вздохов».

Главная и побочная.

 Тема приобретает воинственный характер, волевой, уверенный, бодрый, борющийся. Композитор дает понять – угнетенный народ собирает силы и от стонов переходит к борьбе.

Эта тема гордая, но уже не такая властная, зловещая и величественная, как во вступлении.

Музыка медленная, скорбная, застывшая, возвещающая о смерти Эгмонта.

 Кода будет торжественная, победная, героическая, величавая.

Яркая, победная, героическая, мужественная, гордая.

Драматургия заключена в остром столкновении двух образов.

9 мая!

15 мин.

4.

Организация исполнительской деятельности

П (Выполнять творческие задания, исполнять песни программного характера)

Совершенно верно. И на прошлом уроке мы с вами начинали разучивать песню, в которой поётся о Родине. Вы запомнили песню?

Молодцы. Повторим то, что уже выучили и закончим разучивать эту песню.

Учитель повторяет слова, поёт с детьми мелодию. Разучивает оставшийся фрагмент песни.

Да! Трава у дома.

10 мин.

5.

Итог

Р (оценка собственной работы, подведение итогов)

Итак, давайте подведем итог.

 С каким жанром мы с вами сегодня познакомились и кто основоположник этого жанра?

 О какой увертюре мы узнали?

 Молодцы! Вы все хорошо поработали на уроке!

Программная увертюра, Людвиг ванн Бетховен.

«Эгмонт»

2 мин.

6.

Рефлексия

Р (оценка собственной работы, подведение итогов)

Попробуйте продолжить фразы

Я сегодня узнал…

Было интересно…

Было трудно…

Я научился…

Мне захотелось…

Спасибо за урок. До свидания.

Дети продолжают фразы, анализируя свою деятельность на уроке.

3 мин.

 



Предварительный просмотр:

Дата: 26.04.2021                  

Учитель музыки Лисовая Н.В.

Школа №1

Класс 7

Студентки ЧПК №1

40 группы Галимжановой Дарьи

Тема урока: «Д.Д.Шостакович Симфония №7 «Ленинградская»»

Образовательная цель: Сформировать представление о вкладе Дмитрия Дмитриевича Шостаковича в сокровищницу мировой музыкальной культуры. 

Планируемые результаты:

Метопредметные: Участвовать в коллективном обсуждении проблем; развитие познавательного интереса, умения слушать, анализировать, вступать в диалог.. 

Предметные: Закрепить понятия «симфония» через анализ слушания симфонии №7 Д.Д. Шостаковича; развитие музыкального восприятия и интереса к музыкальной деятельности в процессе урока, формирование основ музыкальной культуры.

Личностные: Воспитание музыкального вкуса, эмоциональной отзывчивости; формирование понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие веры в себя и самоотверженности, посредством исполнения песни «Закаты алые».

Тип урока: Урок расширения и углубления знаний.

Методы и приемы: Словесный метод (беседа,  объяснение); Метод музыкального переинтонирования (собственный показ); метод упражнения, метод размышления о музыке, наглядность, метод сравнения.

Материалы, оборудование: колонки, компьютер, проектор, флеш-накопитель

Музыкальный репертуар:

  1.  Симфония №7 Д.Д. Шостакович
  2.  «Закаты алые» В.Осошник

Структура занятия:

  1. Орг. Момент
  2. Организация слушательской деятельности
  3. Организация исполнительской деятельности
  4. Итог
  5. Рефлексия

Этап урока

УУД

Действия учителя

Деятельность обучающихся

Хронометраж

1.

Организационный момент

 

Л (Проявление эмоциональной отзывчивости)

(Слайд 1)

- Здравствуйте, ребята. Меня зовут Дарья Руслановна, сегодня я буду вести у вас урок музыки.  

- Посмотрите на экран и разгадайте ребус (ответ: Симфония)

- Скажите, какие симфонии вы знаете, может помните композиторов, симфоническую музыку которых слушали?

- Как вы думаете, как будет звучать тема нашего урока?

(Слайд 2)

- Вернее сказать симфоническая музыка. Запишите в тетради тему урока.

Дети заходят в класс и садятся на места.

- Симфония

- Моцарт, Бетховен сочиняли симфонии

- Симфония

3 мин.

2

Создание проблемной ситуации  

Л (Проявление эмоциональной отзывчивости, способность детей к рассуждению, принятию решений, наблюдение за музыкой в жизни человека)

П (усвоение знания материала прошлого урока)

-Но что же такое симфония?

(Слайд 3)

-Да, симфо́ния — музыкальное произведение для оркестра. Классическая симфония состоит, как правило, из четырёх частей. 1-я часть — в быстром темпе (аллегро), иногда предваряется небольшим медленным вступлением; 2-я часть — в медленном движении; 3-я часть — менуэт или скерцо, т.е. в живом, стремительном темпе 4-я часть — в быстром темпе. Запишите себе в тетради определение.

- Симфония достигла своего совершенства в 18 веке в сочинениях венских классиков. Таких как Йозеф Гайдн, которого называют «отцом» симфонии, а так же те композиторы, фамилии которых вы уже называли – это Вольфганг Амадей Моцарт и Людвиг Ван Бетховен.

- Это произведение для оркестра

4 мин.

3. Организация слушательской деятельности

П (открытие новых знаний)

М (Расширение словарного запаса, развитие воображения)

- Сейчас мы с вами прослушаем симфонию одного из талантливых и известных композиторов. Эта симфония №7 Д.Д.Шостаковича «Ленинградская».

Страшное слово «война»! За ним разрушенные города, горе, слёзы. Она несёт гибель человечеству, его культуре, языку, лишает возможности общения между людьми. Ни одно государство не смогло противостоять варварскому натиску гитлеровской армии. Захватив Европу, Гитлер вторгся в советский союз. Именно поэтому мы обратимся к творчеству композитора Д. Д. Шостаковича и познакомимся с его легендарным произведением, которое родилось в самые грозные дни войны - Симфония №7 «Ленинградская». Симфония, рожденная бурей войны, написанная под грохот канонады, симфония, ставшая могучим орудием великой борьбы в победе над фашизмом.

- До войны Д. Д.Шостакович жил в г. Ленинграде. Свою симфонию начал писать в Ленинграде в 1941 году, вскоре, после того как разразилась война.

- Что вы знаете о блокаде Ленинграда?

 Конечно, в первые дни войны не до сочинения музыки. Композитор ходил по разным учреждениям и добивался отправки на фронт. Когда из этого ничего не вышло, он записался в народное ополчение и был направлен в пожарную команду для дежурств на крыше во время налетов.

А в  свободное от таких обязанностей время он занимался организацией концертов, как и другие композиторы, он сочинял для фронтовых концертов песни, делал разные переложения – ведь рояль в землянку не потащишь…

Царящее в мире зло, казалось бы всеобъемлюще. Кто же способен бросить вызов злу, вступить в борьбу с насилием? Это музыка, воплощенная в звуках.

Сейчас мы послушаем одну из частей симфонии, после чего вы мне скажете, что вам представляется под эту музыку, как бы вы назвал эту часть.

Слушание темы нашествия. Ответы на вопрос.

- Действительно. Это тема нашествия. Сейчас мы повторно прослушаем тему нашествия, и вы

- А для чего в такие трудные минуты нужна была музыка? (ответы детей).

Когда ему окончательно отказали послать его на фронт, а фашисты уже бомбили его любимый Ленинград, он ощутил, что должен делать что-то более серьёзное. И он решил МУЗЫКОЙ сказать людям самое важное и главное. Так он и начал сочинять свою Седьмую симфонию.

Вначале большие листы партитурной бумаги просто лежали на краю стола, он делал только наброски. Работа продвигалась очень быстро, он  почти не исправлял. Как будто его подстегивало всё, что происходило вокруг. Музыка постоянно звучала у него в ушах и была как бы готова, он просто словно записывал то, что слышал внутри себя, листы с партитурой всегда были с ним.

Симфония была написана очень быстро, несмотря на вынужденные перерывы, связанные с эвакуацией в г. Куйбышев.27 декабря 1941 года была поставлена точка в конце четвёртой заключительной части. На титульном листе композитор написал: «Посвящается городу Ленинграду». Впервые симфония прозвучала в г. Куйбышеве

2.Слушание выступления Д.Шостаковича по Ленинградскому радио.

Когда симфония была закончена, с партитуры была снята фотокопия, и на военном самолёте была отправлена круговым путём через Африку в С Ш А, где её исполнили лучшие дирижёры мира. Услышав эту симфонию, американский критик написал: «Какой дьявол может победить народ, способный создавать  музыку, подобную этой…»

Самое главное исполнение состоялось в осаждённом Ленинграде 9 августа 1942 года.

Д. Д. Шостакович говорил: «Свою Седьмую Ленинградскую симфонию я писал быстро, … словно на едином дыхании…я не мог её не писать».

Ответы детей.

Чувствуется мужество, наступление, война.

Письменная работа

 

20 мин.

4.

Организация исполнительской деятельности

П (Выполнять творческие задания, исполнять песни программного характера)

Тема войны затрагивается во многих произведениях, в том числе и песнях. Сегодня мы с вами исполним песню закаты алые, в которой тоже чувствуется военная тема.

- Сейчас я спою ее для вас, а кто знает может подпевать.

(Пою первый куплет и припев песни)

- Хорошо, сейчас посмотрите на слайд и проговорите четко текст первого куплета. (Проговаривают текст). Теперь я буду петь одну строчку, вы ее повторяете ее (повторяют мелодию куплета и припева каноном). Отлично, теперь все встанем и по рядам будем пропевать строчки, 1 ряд первый первая строчка, 2 ряд – вторая строчка, третий соответственно третья, и так до конца куплета, в припеве поем все вместе.

(Поют под минус, я помогаю).

- Прекрасно, теперь мы готовы с вами исполнить песню все вместе.

(Полностью сами поют первый куплет и припев)

10 мин.

5.

Итог

Р (оценка собственной работы, подведение итогов)

Слайд 8

- Хорошо, скажите о каком жанре музыке мы сегодня с вами говорили?

- Какое произведение мы прослушали?

- Какое событие происходило во время написания симфонии?

- Правильно, какую песню мы сегодня разучили?

- Симфония

- Симфония №7 Шостаковича

- Блокада Ленинграда.

- Закаты алые.

3 мин.

6.

Рефлексия

Р (оценка собственной работы, подведение итогов)

Теперь ребята посмотрите на экран и оцените себя (Внимательно слушал музыку - 1 балл , отвечал на вопросы - 1 балл, старательно выполнял задания - 1 балл, слушал ответы товарищей - 1 балл,  активно занимался на уроке – 1 балл).

2 мин.

 



Предварительный просмотр:

Дата: 29.04.2021                  

Учитель музыки Лисовая Н.В.

Школа №1

Класс 7

Студентки ЧПК №1

40 группы Галимжановой Дарьи

Тема урока: «Д.Д.Шостакович «Ленинградская симфония»

Образовательная цель: Совершенствование навыков анализа музыкальных произведений через рассмотрение Симфонии №7 Д.Д.Шостаковича. 

Планируемые результаты:

Метопредметные: Участвовать в коллективном обсуждении проблем; развитие познавательного интереса, анализировать, вступать в диалог; овладение логическими действиями сравнения, обобщения. 

Предметные: Закрепить понятия «симфония» через анализ симфонии Д.Д.Шостаковича; развитие музыкального восприятия и интереса к музыкальной деятельности в процессе урока, формирование основ музыкальной культуры.

Личностные: Воспитание музыкального вкуса, эмоциональной отзывчивости; формирование понимания и сопереживания чувствам других людей.

Тип урока: Урок расширения и углубления знаний.

Методы и приемы: Словесный метод (беседа,  объяснение); Метод музыкального переинтонирования (собственный показ); метод упражнения, метод размышления о музыке, наглядность.

Материалы, оборудование: колонки, компьютер, проектор, флеш-накопитель

Музыкальный репертуар:

  1.  Тема нашествия Симфонии №7 Д.Д.Шостаковича
  2. Песня «Закаты алые»

Структура занятия:

  1. Орг. Момент
  2. Организация слушательской деятельности
  3. Организация исполнительской деятельности
  4. Итог
  5. Рефлексия

Этап урока

УУД

Действия учителя

Деятельность обучающихся

Хронометраж

1.

Организационный момент

 

Л (Проявление эмоциональной отзывчивости)

(Слайд 1)

- Здравствуйте, ребята. Меня зовут Дарья Руслановна, сегодня я буду вести у вас урок музыки.  

- Посмотрите на экран и скажите мне, чьё это фото?

(на слайде фото Шостаковича)

-Действительно, это Д.Д.Шостакович, Советский композитор, пианист, педагог, музыкально-общественный деятель. Герой Социалистического Труда. Народный артист СССР.

- Кто знает, какие произведения писал Шостакович?

- Сегодня мы попадём к концертный зал, где будет звучать его симфония №7, нам предстоит узнать много нового о ней.

- Как вы думаете, как будет звучать тема нашего урока?

(Слайд 2)

- Запишите в тетради тему урока. Подумайте, что мы сегодня должны узнать об этой симфонии, что должны сделать?

Дети заходят в класс и садятся на места.

-Д.Д.Шостакович

- Симфонии, оперы, балеты, музыку к кинофильмам…

- Симфония №7 Д.Д.Шостаковича

-Узнать историю создания, какой сюжет она имеет, …

3 мин.

2

Создание проблемной ситуации  

Л (Проявление эмоциональной отзывчивости, способность детей к рассуждению, принятию решений, наблюдение за музыкой в жизни человека)

П (усвоение знания материала прошлого урока)

-Но что же такое симфония?

(Слайд 3)

-Да, симфо́ния — музыкальное произведение для оркестра. Классическая симфония состоит, как правило, из четырёх частей. 1-я часть — в быстром темпе (аллегро), иногда предваряется небольшим медленным вступлением; 2-я часть — в медленном движении; 3-я часть — менуэт или скерцо, т.е. в живом, стремительном темпе 4-я часть — в быстром темпе. Запишите себе в тетради определение.

- Симфония достигла своего совершенства в 18 веке в сочинениях венских классиков. Таких как Йозеф Гайдн, которого называют «отцом» симфонии, а так же те композиторы, фамилии которых вы уже называли – это Вольфганг Амадей Моцарт и Людвиг Ван Бетховен.

- Это произведение для оркестра

4 мин.

3. Организация слушательской деятельности

П (открытие новых знаний)

М (Расширение словарного запаса, развитие воображения)

- Ваня, тебе было задание, рассказать о жизни Д.Д. Шостаковича, выходи к доске, а остальные будут внимательно тебя слушать и делать записи в тетрадь.

- Страшное слово «война»! За ним разрушенные города, горе, слёзы. Она несёт гибель человечеству, его культуре, языку, лишает возможности общения между людьми. Ни одно государство не смогло противостоять варварскому натиску гитлеровской армии. Захватив Европу, Гитлер вторгся в советский союз. Именно поэтому мы обратимся к творчеству композитора Д. Д. Шостаковича и познакомимся с его легендарным произведением, которое родилось в самые грозные дни войны - Симфония №7 «Ленинградская». Симфония, рожденная бурей войны, написанная под грохот канонады, симфония, ставшая могучим орудием великой борьбы в победе над фашизмом.

- До войны Д. Д.Шостакович жил в г. Ленинграде. Свою симфонию начал писать в Ленинграде в 1941 году, вскоре, после того как разразилась война.

- Что вы знаете о блокаде Ленинграда?

 Конечно, в первые дни войны не до сочинения музыки. Композитор ходил по разным учреждениям и добивался отправки на фронт. Когда из этого ничего не вышло, он записался в народное ополчение и был направлен в пожарную команду для дежурств на крыше во время налетов.

А в  свободное от таких обязанностей время он занимался организацией концертов, как и другие композиторы, он сочинял для фронтовых концертов песни, делал разные переложения – ведь рояль в землянку не потащишь… Царящее в мире зло, казалось бы всеобъемлюще. Кто же способен бросить вызов злу, вступить в борьбу с насилием? Это музыка, воплощенная в звуках.

-Сейчас мы послушаем одну из частей симфонии, во время прослушивания вы должны определить характер данной части, какой может быть у неё сюжет, о чем рассказывает музыка. Работа в тетради, запишите 2-3 предложения.

(Первичное прослушивание)

-Мы с Вами прослушали тему нашествия, в ней отражается мужество, наступление, война.

-Когда Шостаковичу окончательно отказали послать его на фронт, а фашисты уже бомбили его любимый Ленинград, он ощутил, что должен делать что-то более серьёзное. И он решил МУЗЫКОЙ сказать людям самое важное и главное. Так он и начал сочинять свою Седьмую симфонию.

Вначале большие листы партитурной бумаги просто лежали на краю стола, он делал только наброски. Работа продвигалась очень быстро, он  почти не исправлял. Как будто его подстегивало всё, что происходило вокруг. Музыка постоянно звучала у него в ушах и была как бы готова, он просто словно записывал то, что слышал внутри себя, листы с партитурой всегда были с ним.

Симфония была написана очень быстро, несмотря на вынужденные перерывы, связанные с эвакуацией в г. Куйбышев.27 декабря 1941 года была поставлена точка в конце четвёртой заключительной части. На титульном листе композитор написал: «Посвящается городу Ленинграду». Впервые симфония прозвучала в г. Куйбышеве

-Сейчас мы более подробно рассмотрим тему нашествия и охарактеризуем в тетради: ритм, мелодия, динамика, лад.

(Повторное слушание)

Когда симфония была закончена, с партитуры была снята фотокопия, и на военном самолёте была отправлена круговым путём через Африку в С Ш А, где её исполнили лучшие дирижёры мира. Услышав эту симфонию, американский критик написал: «Какой дьявол может победить народ, способный создавать  музыку, подобную этой…»

Самое главное исполнение состоялось в осаждённом Ленинграде 9 августа 1942 года.

Д. Д. Шостакович говорил: «Свою Седьмую Ленинградскую симфонию я писал быстро, … словно на едином дыхании…я не мог её не писать».

Ученик рассказывает о Шостаковиче, остальные делают записи.

-Дмитрий Шостакович появился на свет в Санкт-Петербурге 25 сентября 1906 года. Семья была очень музыкальной. Мама будущего композитора была талантливой пианисткой и давала уроки фортепианной игры начинающим. Несмотря на серьезную профессию инженера, отец Дмитрия просто обожал музыку и сам немного пел. В доме по вечерам часто устраивались домашние концерты. Это сыграло огромную роль в становлении и развитии Шостаковича, как личности и настоящего музыканта. Свою дебютную работу – фортепианную пьесу он представил в возрасте девяти лет. К одиннадцати годам их у него уже несколько. А в тринадцать лет он поступил в Петроградскую консерваторию на класс композиции и фортепиано…

- Военная блокада города Ленинграда фашистами во время Великой Отечественной войны. Длилась с 8 сентября 1941 года по 27 января 1944 года. Помимо погибших во время бомбежек, более чем 600 000 советских граждан умерли от голода. Многие замерзли или погибли из-за нехватки медицинской помощи – количество жертв блокады оценивается почти в миллион.

  (Письменная работа).

(Работа в тетради)

Ритм-…

Мелодия-…

Динамика-…

Лад-…

20 мин.

4.

Организация исполнительской деятельности

П (Выполнять творческие задания, исполнять песни программного характера)

(Слайд 6)

- Сегодня мы не будем отходить от темы ВОВ и исполним военную песню, скажите, какие из них вы знаете?

-Верно, но мы сегодня исполним песню «Закаты алые», послушайте.

(Пою первый куплет и припев песни)

(Слайд 7)

- Хорошо, сейчас посмотрите на слайд и проговорите четко текст первого куплета. (Проговаривают текст). Теперь я буду петь одну строчку, вы ее повторяете ее (повторяют мелодию куплета и припева каноном). Отлично, теперь попробуем под музыку вместе со мной.

(Поют под минус, я помогаю).

- Прекрасно, теперь мы готовы с вами исполнить песню все вместе.

(Полностью сами поют первый куплет и припев)

- «Катюша», «Жди меня», «Тёмная ночь».

10 мин.

5.

Итог

Р (оценка собственной работы, подведение итогов)

Слайд 8

- Хорошо, скажите о каком жанре музыке мы сегодня с вами говорили?

- Какую и чью симфонию мы прослушали?

- Кто может рассказать историю создания этой симфонии?

- Правильно, какую песню мы сегодня разучили?

- Симфония

-Симфонию №7 Д.Д.Шостаковича

- (История создания).

- Закаты алые

3 мин.

6.

Рефлексия

Р (оценка собственной работы, подведение итогов)

Слайд 9

Теперь ребята посмотрите на экран и оцените себя (Внимательно слушал музыку - 1 балл , отвечал на вопросы - 1 балл, старательно выполнял задания - 1 балл, слушал ответы товарищей - 1 балл,  активно занимался на уроке – 1 балл).

2 мин.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспекты уроков музыки в основной школе (5-7 классы)

В этом разделе собраны конспекты уроков с 5 по 7 классы...

Конспекты уроков музыки в основной школе

Конспекты уроков музыки для 5,6,7 классов...

Конспекты уроков музыки в основной школе

Конспекты уроков музыки для 5,6,7 классов...

Конспекты уроков музыки в основной школе

Основная школа "Музыка" Е.Д.Критская...

Конспекты уроков музыки в основной школе

Конспекты уроков для 5,6,7 классов...

Конспекты уроков музыки в основной школе

Конспекты уроков для 5,6,8 классов...