Конспекты уроков музыки в основной школе
план-конспект урока по музыке на тему

Петухова Елизавета Ильинична

Конспекты уроков для 5,6,7 классов

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Петухова Елизавета, 40 гр.

КОНСПЕКТ УРОКА МУЗЫКИ

Тема урока: «Музыкальная живопись и живописная музыка»

Тип урока: Открытие новых знаний.

Цель: Показать красоту природы через музыку С.В.Рахманинова.

Планируемые результаты:

Предметные: Познакомить с романсами «Островок», «Весенние воды» С.В.Рахманинова; научить чувствовать красоту и тонкости в музыке С.В.Рахманинова; научить сравнивать разные по характеру произведения;

Метапредметные: Развивать творческое мышление и воображение; аргументировать свое мнение; уметь самостоятельно ставить новые учебные задачи на основе развития познавательных мотивов и интересов;

Личностные: Научить выражать свои собственные эмоции и отношение к музыкальному произведению; воспитывать эстетический вкус;

Оборудование: Учебник «Музыка – 5 класс», проигрыватель, видеопроектор, флеш – накопитель, экран, аудиозаписи музыкальных произведений, ноты.

Этап урока

Действия учителя

Деятельность обучающихся

Музыкальный материал

УУД

1.Организационный момент (1 мин.)

Здравствуйте, ребята. Меня зовут Елизавета Ильинична и сегодня я проведу у вас урок музыки.

Заходят в класс, садятся, готовятся к уроку

Л: Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к уроку.

2.Актуализация знаний (3 мин.)

Сегодня мы с вами заглянем в мастерскую одного замечательного художника В. Борисова – Мусатова. Его картины вы можете видеть на слайде. Ребята, как бы вы описали картины художника? (нежные, весенние, яркие…)

Молодцы.

Слушают, отвечают на вопросы

К: Участвуют в учебном диалоге.

3.Изучение нового материала (6 мин.)

Ребята, откройте учебник на стр.100, прочитайте стихотворение. О чем в нем говорится? (О природе)

Ребята, а ведь на стихотворения можно написать музыку? Верно. Так и сделал композитор Сергей Васильевич Рахманинов, портрет которого вы можете видеть на слайде.

В своей музыке композитор любил рисовать образы русской природы. Живописные пейзажи, которые композитор создал в своих произведениях, замечательны тем, что они передают не только картины природы, но и эмоциональное состояние композитора. Ведь через образы природы Рахманинов выражал и свои сокровенные мысли.

Многие его романсы написаны в народном духе, так, через музыку, композитор мог показать свою любовь к Родине.

Слушают, отвечают на вопросы, работают с учебником

Л: Формулируют собственное мнение и позицию.

К: Участвуют в учебном диалоге.

4.Организация слушательской деятельности (13 мин.)

Сейчас прозвучит романс на стихотворение Константина Бальмонта «Островок».

Послушайте романс, постарайтесь определить его характер, какое настроение передает нам данное произведение? (идет слушание)

Ребята, обратите внимание, рядом со стихотворением, в учебнике, вы видите существительные, схожие по смыслу. Подходят ли они к этому романсу?

Верно.

Ребята, в какое время года все в природе оживает? (весна) Совершенно верно. А что происходит весной? (тает снег, зеленеет трава и тд.) Сергей Васильевич смог передать в музыке то, что вы сейчас передали словами. Послушаем романс, который называется «Весенние воды». Закройте глаза, представьте, что вы стоите на опушке весеннего леса. Постарайтесь составить краткий рассказ о том, что вам представилось. После прослушивания я вас спрошу. (идет слушание)

(ответы детей)

Ребята, есть ли между этими романсами сходства, отличия? Перечислите их.

Молодцы.

Слушают, анализируют, отвечают на вопросы

С.В. Рахманинов «Островок», «Весенние воды»

К: Актуализируют эмоциональные отклики на музыкальные произведения и умение выражать свои впечатления;

К: Участвуют в учебном диалоге.

5.Организация исполнительской деятельности (15 мин.)

Ребята мы с вами выяснили, что композитор умеет отлично рисовать различные образы в своей музыке, а мы умеем рисовать?

Сегодня мы разучим новую песню

ВХР

Методы и приемы

Интонационные:

Высокие скачки: ч4;

Беседа, собственный показ,помощь инструмента, показ звуковысотности;

Ритмические: пунктирный ритм;

Собственный показ, прохлапывание ритма, хормейстерский жест;

Дикционные:

Буква «р» в словах: мир,рисую, акварель,краски

Беседа, собственный показ, образное сравнение;

Слушают, разучивают песню

А.Ермолов «Я рисую этот мир»

Л: Проявляют умения в коллективно – творческой деятельности, реализуют собственные творческие замыслы в хоровом пении;

6.Рефлексия (2 мин.)

Сегодня мы продолжали знакомиться с творчеством русского композитора Сергея Васильевича Рахманинова. Какие образы он любил рисовать в своей музыке? С какими романсами мы сегодня познакомились?

Молодцы, ребята. Спасибо за урок!

Подводят итог, отвечают на вопросы

К: Участвуют в учебном диалоге.



Предварительный просмотр:

Петухова Елизавета, 40 гр.

КОНСПЕКТ УРОКА МУЗЫКИ

Тема урока: «Космический пейзаж»

Тип урока: Открытие новых знаний.

Цель: Осмысление обучающимися «звукового мира» Космоса на примере произведения Ч. Айвза «Космический пейзаж».

Планируемые результаты:

Предметные: познакомить учащихся с произведением композитора Ч.Айвза; учить анализировать прослушанную музыку; изображать музыку в цветовом моделировании;

Метапредметные: Развивать творческое мышление и воображение; пробуждать интерес к другим предметам (изобразительное искусство, литература); научить выявлять средства выразительности разных видов искусств в создании единого образа;

Личностные: Воспитывать эмоционально-ценностное отношение к музыке; устойчивый интерес к музыке, музыкальный вкус учащихся; 

Оборудование: Учебник «Музыка – 6 класс», проигрыватель, видеопроектор, флеш – накопитель, экран, аудиозаписи музыкальных произведений, ноты.

Этап урока

Действия учителя

Деятельность обучающихся

Музыкальный материал

УУД

1.Организационный момент (1 мин.)

Здравствуйте, ребята. Меня зовут Елизавета Ильинична и сегодня я проведу у вас урок музыки.

Заходят в класс, садятся, готовятся к уроку

Л: Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к уроку.

2.Актуализация знаний (1 мин.)

Наша тема сегодня очень необычна.

Ребята, вы бы хотели рассмотреть вблизи дали космоса, полететь туда? (ответы детей)

Слушают, отвечают на вопросы

К: Участвуют в учебном диалоге.

3.Изучение нового материала (6 мин.)

Человека издавна влекли к себе высокое небо, далекие звезды, загадочные дали космоса, Вселенной. Уже в древности русский народ мечтал о полетах, и потому в сказках возникали образы Бабы-яги, которая летала в ступе, Ивана-царевича, парящего на ковре-самолете, Иванушки-дурачка, скачущего по воздуху на Коньке-Горбунке.

Начиная с XIX в. О полетах на другие планеты, пришельцах из космоса, космических войнах рассказывали писатели-фантасты Жюль Верн, А. Беляев, братья Стругацкие и др. А в XX в., 12 апреля 1961 г., в космос был запущен первый космический корабль с человеком на борту. Им был наш соотечественник Юрий Алексеевич Гагарин.

Воображение композиторов, писателей, художников не могло остаться равнодушным к чарующим красотам звездного неба.

Какая же она, музыка космоса, музыка других миров?

Слушают, отвечают на вопросы

Л: Формулируют собственное мнение и позицию.

К: Участвуют в учебном диалоге.

4.Организация слушательской деятельности (15 мин.)

Вот как услышал ее еще в начале XX в. американский композитор Чарльз Айвз, написавший оркестровую пьесу, название которой тесно связано с нашей сегодняшней темой. Ребята, закройте глаза и представьте, что вы оказались в космосе. Какие ощущения нам передаст пьеса? Подумайте, как она может называться? (идет слушание)

Вы молодцы, почти угадали название произведения, называется оно «Космический пейзаж».

Ребята, попробуйте нарисовать свой пейзаж так, как вы его представляете. Достаньте цветные карандаши и пока пьеса будет звучать второй раз, нарисуйте космические дали. (идет слушание)

Дайте своим рисункам название.

Слушают, анализируют, рисуют, отвечают на вопросы

Ч. Айвз «Космический пейзаж»

К: Актуализируют эмоциональные отклики на музыкальные произведения и умение выражать свои впечатления;

К: Участвуют в учебном диалоге.

5.Организация исполнительской деятельности (15 мин.)

Ребята, каждый из вас нарисовал свою звездную страну. Песня, которую мы сегодня разучим, так и называется.

ВХР

Методы и приемы

Интонационные:

Высокие скачки: ч4, ч5;

Беседа, собственный показ,помощь инструмента, показ звуковысотности;

Ритмические: пунктирный ритм;

Собственный показ, прохлапывание ритма, хормейстерский жест;

Дикционные:

Окончания на глухие согласные: горят, звездопад; окончание на гласные «а», «о»

Беседа, собственный показ, образное сравнение;

Слушают, разучивают песню

А. Ермолов «Звездная страна»

Л: Проявляют умения в коллективно – творческой деятельности, реализуют собственные творческие замыслы в хоровом пении;

6.Рефлексия (2 мин.)

Сегодня был очень необычный урок. Какие впечатления у вас остались? Чем необычна музыка космоса?

Спасибо за урок! Досвидания.

Подводят итог, отвечают на вопросы

К: Участвуют в учебном диалоге.



Предварительный просмотр:

Петухова Елизавета, 40 гр.

КОНСПЕКТ УРОКА МУЗЫКИ

Тема урока: «Соната»

Тип урока: Открытие новых знаний.

Цель: Углубление и расширение представлений о камерной музыке

Планируемые результаты:

Предметные: Познакомить с сонатной формой, уметь анализировать, сопоставлять и сравнивать содержание произведения;

Метапредметные: Развивать творческое мышление и воображение; знакомить детей с историей в разных областях искусства: живопись, музыка;

Личностные: Воспитывать устойчивый интерес к музыке, музыкальный вкус учащихся; 

Оборудование: Учебник «Музыка – 7 класс», проигрыватель, видеопроектор, флеш – накопитель, экран, аудиозаписи музыкальных произведений, ноты.

Этап урока

Действия учителя

Деятельность обучающихся

Музыкальный материал

УУД

1.Организационный момент (1 мин.)

Здравствуйте, ребята. Меня зовут Елизавета Ильинична и сегодня я проведу у вас урок музыки.

Заходят в класс, садятся, готовятся к уроку

Л: Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к уроку.

2.Актуализация знаний (1 мин.)

Мы знаем с вами, что музыкальная культура делится на два основных направления: религиозное и светское. Религиозная музыка всегда была связана с богослужением. Светская музыка опиралась на народно- песенную, танцевальную культуру.

Слушают, анализируют

К: Участвуют в учебном диалоге.

3.Изучение нового материала (6 мин.)

С XVI века начинает развиваться камерная музыка. Ребята, давайте вспомним, что такое камерная музыка? От латинского – «комната», музыка, звучащая в домашней обстановке или при дворах знатных вельмож, написанная для небольшого состава исполнителей. Сегодня мы с вами поговорим об одном из распространенных жанров камерной музыки – сонате, от итальянского – «звучать». Этот термин появился в XVI веке. Это произведение, состоящее из 3-4 частей, предназначенное для одного или двух инструментов. Соната не только имеет нумерацию, но и названия. Сонатная форма: I часть – экспозиция - основные музыкальные темы - главная и побочная - либо противопоставляются друг другу или дополняют одна другую. II часть – разработка -эти темы звучат по-новому, сталкиваются, борются. III часть – реприза - повторяются темы экспозиции, но с изменениями. Кода - окончательная точка завершения, итог, позволяющий слушателю понять замысел композитора.

Ребята, откройте учебник на странице 103. Прочитайте первый абзац.

Слушают, анализируют,

отвечают на вопросы

Л: Формулируют собственное мнение и позицию.

К: Участвуют в учебном диалоге.

4.Организация слушательской деятельности (15 мин.)

Как вы уже поняли, сегодня мы познакомимся с сонатой №8 Л. Бетховена, которую так же называют «Патетическая». «Патетической» ее назвал именно сам композитор. Данное слово означает – страстный, взволнованный, полный воодушевления, подъема.

Соната состоит из трех частей. Контрастное сопоставление тем, их столкновение, борьба придают музыке драматический характер.

Необычно начало сонаты. Быстрой музыке 1-й части предшествует обширное вступление. Именно в нем возникает первое противопоставление образов – источник конфликтности. Оно раскрывает центральный образ сонаты, который получает дальнейшее развитие во всех ее частях.

Сейчас мы послушаем первую часть «Патетической» сонаты. После прослушивание вы ответите на вопросы: Какую роль тема вступления играет в разработке и последующем развитии музыки? Как завершается первая часть? (идет слушание)

(ответы детей)

Хорошо. Ребята, обратите внимание на слайд, на нем вы видите слова: страстно, возвышенно, строго, спокойно, мечтательно, пафосно, призывно, тяжело, величаво, благородно.

Какими из этих слов можно охарактеризовать музыку Л. Бетховена? Мы послушаем еще раз первую часть, запишите подходящие слова в тетрадь.

Слушают, анализируют, работают в тетрадях,

отвечают на вопросы

Л. Бетховен Соната №8 («Патетическая»)

К: Актуализируют эмоциональные отклики на музыкальные произведения и умение выражать свои впечатления;

К: Участвуют в учебном диалоге.

5.Организация исполнительской деятельности (15 мин.)

Ребята, сегодня мы узнали много нового на уроке, а сейчас я предлагаю вам посетить таинственный остров. Так называется песня, которую мы разучим.

ВХР

Методы и приемы

Интонационные:

Высокие скачки: ч5;

Беседа, собственный показ,помощь инструмента, показ звуковысотности;

Ритмические: умеренный темп (восьмые)

Собственный показ, прохлапывание ритма, хормейстерский жест;

Дикционные:

Работа над четким

произношением словосочетания: таинственный остров.

Беседа, собственный показ, образное сравнение;

Слушают, разучивают песню

А. Ермолов «Таинственный остров»

Л: Проявляют умения в коллективно – творческой деятельности, реализуют собственные творческие замыслы в хоровом пении;

6.Рефлексия (2 мин.)

Ребята, с каким жанром камерной музыки мы познакомились на сегодняшнем уроке? Что такое камерная музыка? Какое название дал Л. Бетховен сонате №8?

Спасибо за урок!  

Подводят итог, отвечают на вопросы

К: Участвуют в учебном диалоге.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспекты уроков музыки в основной школе (5-7 классы)

В этом разделе собраны конспекты уроков с 5 по 7 классы...

Конспекты уроков музыки в основной школе

Конспекты уроков музыки для 5,6,7 классов...

Конспекты уроков музыки в основной школе

Конспекты уроков музыки для 5,6,7 классов...

Конспекты уроков музыки в основной школе

Основная школа "Музыка" Е.Д.Критская...

Конспекты уроков музыки в основной школе

Конспекты уроков для 5,6,8 классов...