Конспекты уроков музыки в основной школе
план-конспект урока по музыке по теме

Вахрушева Лола Александровна
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ УРОКА МУЗЫКИ

                                                                                                             

Тема урока: Баллада «Лесной царь» Ф.Шуберта

Тип урока: Урок «открытия» нового знания.

Образовательная цель: формировать эмоционально осознанное восприятие музыкального образа на примере баллады «Лесной царь» Ф.Шуберта; проследить взаимосвязь музыки и речи на основе их интонационной общности и различий, единство выразительного и изобразительного в создании драматически напряженного образа.

Планируемые результаты:

Метапредметные: Развивать музыкальную память, внимание, умение слушать и воспринимать произведения; развивать вокальные способности

Предметные: Получение представления о балладе как жанре литературного произведения, который направлен на область чувств, эмоций, определить музыкальный образ в балладе «Лесной царь»;

Личностные: Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение к музыкальным произведениям при их восприятии и исполнении. Углубление представления о неразрывном единстве музыки и жизни, развивать культуру художественного восприятия.

Оборудование: фортепиано, муз.центр, ноутбук, проектор, аудиозаписи, учебник «Музыка, 6 класс»; ноты: Ф.Шуберт - Песня-баллада «Лесной царь»,  «Наш край» музыка Д.Кабалевского, слова А.Пришельца

Этап урока

Действия учителя

Деятельность обучающихся

Музыкальный материал

УУД (конкретно)

1. Изучение нового материала – Слушание (20 минут)

3. Пение – слушание (18 минут)

4. Рефлексия (2 минуты)

Здравствуйте ребята! Меня зовут Лола Александровна, сегодня проведу у вас урок музыки. Сегодня мы познакомимся с вокальным творчеством Шуберта. Песни в жизни Франса занимают важнейшее место в его жизни. Сегодня мы познакомимся с новым для вас вокальным жанром – Баллада. Этот жанр занимает не менее важное место в жизни композитора. Знаком ли вам такой жанр? Охарактеризуйте его. Откройте учебник на странице 42 и найдите что же такое баллада. Сегодня мы познакомимся с песней - балладой «Лесной царь». Балладу Франс сочинил, когда ему было всего 18 лет. Прочитав книжку «Лесного царя», пройдясь по комнате несколько раз, внезапно сел, - и в самое короткое время баллада появилась на бумаге. В тот вечер «Лесной царь» был исполнен и принят с восторгом. Поэзия Гёте волновала душу молодого композитора. Свыше 70 песен написано Шубертом на слова этого поэта. Послушайте первую интонацию вступления баллады. Можно ли определить характер всего произведения по этой интонации? Самым известным переводчиком баллад на русский язык был великий русский поэт 18 – 19 вв. Василий Андреевич Жуковский. На странице 45, прочитайте по ролям балладу "Лесной царь" в переводе Жуковского. О чем говорится в стихотворении?

Поняв содержание, теперь прослушаем произведение, а вы вслушайтесь и охарактеризуйте темы, интонации героев. У кого они меняются, а у кого остаются неизменными? (Рассказчик – взволнованный; отец – встревоженный; сын – безумно испуганный, задыхающийся). Как вы думаете, мелодия какого героя должна быть самой красивой? Почему? (Лесной царь –   мягкая интонация, сладостно-завлекательная, плавная, закруглённая). Сейчас мы послушаем еще раз и определим, какой инструмент аккомпанировал, и что вы услышали в аккомпанементе? Можно ли охарактеризовать аккомпанемент как стремительное, драматически напряженное движение? (несущегося галопом коня, а может быть даже стук сердца). Настало время провести музыкальный анализ произведения. Обратите внимание на слайд:

Жанр (вокальная баллада)

Композитор (Франц Шуберт)

Исполнитель (солист и аккомпанирующий инструмент фортепиано)

Темп (быстрый, стремительный)

Музыкальный лад (минорный)

Образ (драматический)

Интонации (изобразительные, выразительные)

Характер музыки (стремительный, взволнованный, несущийся, быстрый, завораживающий, безумный, испуганный).

Как мы видим и в стихах, и в музыке, и в живописи нарисована большая драматическая картина, сцена с участием нескольких действующих лиц. Но даже если мы и расслышали отдельные их интонации, вся сцена сливается в нашем сознании в единый драматический образ, объединённый стремительным движением; не только движением летящего сквозь лес коня, но и движением чувств, главных действующих лиц.

Мы познакомимся сегодня с ещё одним произведением, которое нужно не только послушать и прочувствовать, но и разучить голосом. «Наш край» музыка Д.Кабалевского, слова А.Пришельца

ВХР трудности

Методы и приемы

Ритмический рисунок: залигованные ноты половинные

Четкое пропевание гласных звуков: окончания слов «й, т, д»

Высокие скачки: квинты, сексты

Собственный показ + игра мелодии; при возникновении трудностей прохлопывание ритма

Проговаривание слов без музыки, акцентирование внимания на окончаниях слов

Показ звуковысотности + голос

С каким вокальным жанром мы сегодня познакомились? Что больше всего запомнилось на уроке? Спасибо за урок, до свидания!

Анализируют

Слушают, анализируют, записывая в тетрадь, отвечают на вопросы

Пение

Подводят итоги пройденного материала.

Ф.Шуберт - Песня-баллада «Лесной царь»

«Наш край» музыка Д.Кабалевского, слова А.Пришельца

П: расширять свои представления о музыке;

Р: участие в учебном диалоге;

Л: эмоциональная отзывчивость на доступные и близкие ребенку по настроению музыкальные произведения.

Л: выражение своих чувств и настроений в музыкальном исполнительстве, понимание настроения других людей.

Л: навыки правильного пения, подготовки своего голосового аппарата

Р: оценка - выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить.



Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ УРОКА МУЗЫКИ

                                                                                                           

                                                                                                               

Тема урока: Романс М.И.Глинки «Чудное мгновение» на стихи А.С.Пушкина

Тип урока: Урок «открытия» нового знания.

Образовательная цель: обобщить представления учащихся о взаимосвязи музыки и литературы

Планируемые результаты:

Метапредметные: Умение воспринимать окружающий мир во всем его социальном, культурном, природном и художественном разнообразии.

Предметные: Познакомить с судьбой стихотворения А. С. Пушкина, нашедшего новую жизнь в романсе М. И. Глинки, показать взаимозависимость литературного и музыкального произведений; проанализировать романс Глинки «Я помню чудное мгновенье». Расширить кругозор.

Личностные: Наличие эмоционального отношения к искусству, эстетического взгляда на мир в его целостности, художественном и самобытном разнообразии.

Оборудование: фортепиано, муз.центр, ноутбук, проектор, аудиозаписи, ноты: романс «Я помню чудное мгновение» музыка М.И.Глинки, слова А.А.Пушкина; песня «Детство - это я и ты»  музыка Ю.Чичкова слова М.Пляцковского

Этап урока

Действия учителя

Деятельность обучающихся

Музыкальный материал

УУД (конкретно)

1. Организационный момент – актуализация знаний (5 минут)

2. Изучение нового материала – Слушание (20 минут)

3. Организация исполнительской деятельности:

распевание, пение, разминка  (13 минут)

4. Рефлексия (2 минуты)

Здравствуйте ребята!

Ребята, а как вы думаете, может ли существовать музыка и литература отдельно друг от друга? На первый взгляд они очень далеки друг от друга. Но, как и всякий язык, они помогают нам общаться между собой. Слова, прежде всего, воздействуют на ум, а потом уже на чувства. Но не всегда можно передать словами то, что хочет сказать нам собеседник, какие картины рисует он нашему воображению. Бывают в жизни такие моменты, когда обычный человеческий язык не в силах раскрыть чувства, которые владеют нами. И тогда мы обращаемся к музыке. Музыка и литература взаимообогащают друг друга, помогая нам глубже чувствовать, становится чище и мудрее. Сегодня я приведу вам пример взаимосвязи музыки и литературы. В данном случае это романс и стихотворение.

Знаете ли вы ребята, что такое романс? Музыкальный и литературный термин. Это небольшое музыкальное сочинение для голоса в сопровождении инструмента, написанное на стихи лирического содержания. Запишите в тетрадь.

Послушайте строчки стихотворения и скажите, кто их автор?

«Я помню чудное мгновенье:

Передо мной явилась ты,

Как мимолётное виденье,

Как гений чистой красоты».

Как вы думаете, о чём это стихотворение? И кому оно посвящено?

Также существует Романс «Я помню чудное мгновенье» написанное на стихи А.С.Пушкина, композитор которого М.И.Глинка. Романс считается шедевром романсной лирики, одним из лучших произведений начала XIX в. Это исповедь сердца композитора, глубоко личная «дневниковая запись» переживаний и раздумий, отчаяния и восторга. Глинка сочинил романс в 1840 году, через несколько лет после трагической гибели А. С. Пушкина. Стихотворенье поэт посвятил Анне Петровне Керн, он был покорен её красотой. Подарив Анне экземпляр Онегина, между страницами он вложил свернутый листок со стихами: "Я помню чудное мгновенье". Стихи эти сделали из Анны Керн живую легенду, и Пушкинская строчка  даже выбита на ее надгробии.

Самое удивительное заключается в том, что и поэта, и композитора в разное время вдохновили женщины, между которыми было гораздо больше общего, чем одна фамилия на двоих. Глинка в доме одной из своих сестер встретил молодую девушку, которая привлекла его внимание. Это была дочь Анны Петровны Керн - Екатерина Ермолаевна. Она не была красавица, но её бледное, всегда немного печальное лицо и особенно выразительные глаза говорили об уме, чуткости и душевной красоте. Глинка полюбил эту девушку, и эта любовь стала для него источником радости и вдохновения. Он мечтал уехать с Екатериной заграницу, но планам не суждено было сбыться. Памятью об этой встрече остался и вдохновенный романс "Я помню чудное мгновенье" на стихи Пушкина, в свое время посвященные Анне Петровне Керн. Пушкин  и Глинка так и не обрели счастье со своими возлюбленными.

Сейчас мы с вами послушаем романс М.И.Глинки «Я помню чудное мгновение», прослушайте и скажите, какие чувства, и эмоции вы испытываете при слушании романса?

Запишите в тетрадь название романса. И пусть каждый напишет по 3 прилагательных описывающих данный романс по вашему мнению.

             

Теперь подготовим наш артикуляционный аппарат к работе: (упражнения: покусывание языка, губ, язык свернуть трубочкой, воздушный шар, лай маленькой и большой собаки, открытие двери (штрубас), язык трубочкой). Сегодня мы познакомимся с новой песне, которая называется «Детство – это я и ты». Послушайте и скажите, о чем эта песня?

ВХР трудности

Методы и приемы

Ритмический рисунок: залигованные ноты, паузы, половинные, синкопы

Четкое проговаривание звуков: окончания слов «й, ть».

Высокие скачки: сексты, септимы

Добавочные знаки при ключе: фа диез, си бекар

Собственный показ + игра мелодии; при возникновении трудностей прохлопывание ритма

Проговаривание слов без музыки, акцентирование внимания на окончаниях слов

Показ звуковысотности + голос

Сегодня мы познакомились с удивительным романсом на написание, которого, поэта и композитора вдохновили прекрасные женщины – мать и дочь. Как оно называется?

Настоящая любовь Пушкина и Глинки, воздвигла памятник на все времена во славу "чудного мгновенья любви" - послание всем любящим в вечность. Домашним заданием будет, найти по одному примеру, где музыка композитора накладывается на стихи поэта. Спасибо за урок, до свидания!

А.С.Пушкин

Это стихотворение о любви, посвящено возлюбленным

Дети слушают, анализируют, отвечают на вопросы

Распевание

Пение

Дети отвечают на вопросы, записывают д.з

«Я помню чудное мгновение» музыка М.И.Глинки, слова А.А.Пушкина

 

«Детство - это я и ты»  музыка Ю.Чичкова слова М.Пляцковского

Организовать свое рабочее место. Введение в урок 

П: расширять свои представления о музыке;

Р: участие в учебном диалоге;

Л: эмоциональная отзывчивость на доступные и близкие ребенку по настроению музыкальные произведения.

К: взаимодействие учителя и учеников, а также учеников между собой

Л: выражение своих чувств и настроений в музыкальном исполнительстве, понимание настроения других людей.

Л: навыки правильного пения, подготовки своего голосового аппарата

Р: оценка - выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить.



Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ УРОКА МУЗЫКИ

                                                                                                             

Тема урока: «Музыка на страницах литературных произведений»

Тип урока: Урок «открытия» нового знания.

Образовательная цель: Раскрыть форму и содержание произведения на примере рассказа «Жильцы старого дома» К. Паустовского и пьесы А. Лядова "Музыкальная табакерка".

Планируемые результаты:

Метапредметные: Развивать музыкальную память, внимание, умение слушать и воспринимать произведения; развивать вокальные способности, расширять кругозор

Предметные: Актуализировать знания по теме баркарола с помощью викторины; раскрыть форму и содержание произведения познакомившись с пьесой А.Лядова «Музыкальная табакерка» и романсом «Венецианская ночь»

Личностные: Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение к музыкальным произведениям при их восприятии и исполнении. Углубление представления о неразрывном единстве музыки и жизни, развивать культуру художественного восприятия.

Оборудование: фортепиано, муз.центр, ноутбук, проектор, аудиозаписи, ноты: пьеса «Музыкальная табакерка», романс «Венецианская ночь», песня «Сказки гуляют по свету».

Этап урока

Действия учителя

Деятельность обучающихся

Музыкальный материал

УУД (конкретно)

1. Организационный момент, актуализация знаний (6 минут)

2. Изучение нового материала – Слушание (20 минут)

3. Пение – слушание (12 минут)

4. Рефлексия (2 минуты)

Здравствуйте ребята! Урок мы начнем с повторения пройденного материала, а именно, проведем небольшую викторину (викторина на слайде):

1. Вид Венеции - вспомнить название города

2. Какой жанр родился в Венеции? (баркарола)

3. Что напоминает ритм баркаролы? (покачивание гондолы (лодки), плавность, певучесть, волны на воде).

Сейчас мы прослушаем фрагменты жанра баркарола, а вы попытайтесь вспомнить авторов этих музыкальных произведений и их названия.

Как вы думаете, что было бы с литературой, если бы не было музыки? Многих музыкальных жанров не было бы вообще. Сейчас я прочитаю небольшой рассказ, а вы внимательно послушайте, попытайтесь придумать название этому рассказу (рассказ «Жильцы старого дома» К.Паустовский). Как вы думаете, а какая музыка может быть в этом рассказе?

Музыкальные шкатулки были очень распространены в 18 начале 19в. от простых до сложных механизмов. Сначала их встраивали  во флаконы для духов и часы (слайд), но спустя пару десятилетий они стали выглядеть вот так (слайд). Я так же сейчас покажу настоящий пример шкатулки (показ живой музыкальной шкатулки детям). Сегодня мы послушаем одну из таких шкатулок в виде пьесы Анатолия Лядова «Музыкальная табакерка». Запишите название в тетрадь. Сейчас мы ее послушаем, а в тетрадь я попрошу вас записать, какой вам представляется эта музыкальная табакерка, как она выглядит, какими эмоциями она хочет с нами поделиться. Теперь мы прослушаем ее еще раз, в тетрадь запишите какие инструменты, вы услышали в другом исполнении?

В начале урока мы с вами слушали музыкальное произведение М.Глинки, помните ли, как оно называется? Сегодня мы разучим романс «Венецианская ночь».

ВХР трудности

Методы и приемы

Ритмический рисунок: залигованные ноты, паузы

Четкое проговаривание звуков: окончания слов «в, н, й, т»

Высокие скачки: сексты, октавы

Добавочные знаки при ключе: до диез

Собственный показ + игра мелодии; при возникновении трудностей прохлопывание ритма

Проговаривание слов без музыки, акцентирование внимания на окончаниях слов

Показ звуковысотности + голос

Сегодня мы познакомились с новым музыкальным произведением, как оно называется? На следующий урок, приносите рисунки музыкальных шкатулок такие, какими их видите вы, устно рассказав какую музыку, играет ваша шкатулка. Спасибо за урок, до свидания!

Проходят викторину вспоминают прошлую тему

Слушают, анализируют, записывая в тетрадь, отвечают на вопросы

Пение

Подводят итоги пройденного материала, записывают домашнее задание.

М.Глинка «Венецианская ночь»,

Ф.Шуберт «Баркарола»

Ф.Мендельсон «Песня без слов».

А.Лядов «Музыкальная табакерка»

«Венецианская ночь»

музыка М.Глинка слова И.Козлов

П: расширять свои представления о музыке;

Р: участие в учебном диалоге;

Л: эмоциональная отзывчивость на доступные и близкие ребенку по настроению музыкальные произведения.

Л: выражение своих чувств и настроений в музыкальном исполнительстве, понимание настроения других людей.

Л: навыки правильного пения, подготовки своего голосового аппарата

Р: оценка - выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить.



Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ УРОКА МУЗЫКИ

Тема урока: «Что за прелесть эти сказки: Римский-Корсаков. Симфоническая сюита "Шехеразада"»

Тип урока: Урок «открытия» нового знания.

Образовательная цель: Раскрыть особенности восточной музыки из симфонической сюиты «Шехерезада» Н.Римского - Корсакова

Планируемые результаты:

Метапредметные: Умение выражать свои чувства и отношения в процессе восприятия и исполнения музыкальных произведений; установка на восприятие: прозвучит новое произведение. Поведение ребёнка во время прослушиваемой музыки (мобилизация внимания, организация внимания, формирование эмоционального состояния). Готовность к логическим действиям: анализ, сравнение, обобщение; выражать эмоционально – ценностное отношение к музыке как живому, образному искусству.

Предметные: Правильно определять муз.средства выразительности (лад, тембр, динамика, ритм, темп); формирование основ музыкальной культуры через эмоциональное, активное восприятие музыки; развитие интереса к музыке и музыкальной деятельности, образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, учебно – творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности; освоение музыкальных произведений и знаний о музыке.

Личностные: Воспитать потребность общения с музыкой, желание слушать; воспитывать эстетические и нравственные чувства, художественный вкус и любовь к музыке.

Оборудование: фортепиано, муз.центр, ноутбук, проектор, аудиозаписи, ноты: Симфоническая сюита «Шехеразада» 1 тема (фрагмент) Н.А.Римский - Корсаков

Этап урока

Действия учителя

Деятельность обучающихся

Музыкальный материал

УУД (конкретно)

1. Организационный момент (1 минута)

2. Изучение нового материала – Слушание (27 минут)

3. Пение – слушание (10 минут)

4. Рефлексия (2 минуты)

Здравствуйте ребята. Меня зовут Лола Александровна, сегодня я проведу у вас урок музыки.

Сегодня мы познакомимся с симфонической сюитой, которая называется «Шехеразада». Русские композиторы испытывали неутолимую любовь к восточным темам. На прошлых уроках вы говорили об Анатолие Лядове, который сочинил симфоническую картину «Кикимора», помните ли вы, кто был сыном Лядова? Римский – Корсаков. Симфоническая сюита «Шехеразада» была написана под впечатлением от сборника сказок «Тысяча и одна ночь». А какие сказки вы знаете ребята? Какие ваши любимые персонажи?

В сюите «Шехеразада» рассказывается о Султане Шахриаре, который убеждён в коварстве и неверности женщин, он дал обещание казнить каждую из своих жен после первой ночи, но султанша Шехеразада спасла свою жизнь тем, что сумела занять его сказками, рассказывая ему их на протяжении тысячи и одной ночи, останавливаясь на самом интересном моменте так, что любопытный Шахриар постоянно откладывал её казнь и наконец совершенно оставил своё намерение. Много чудес рассказала ему Шехеразада, приводя стихи поэтов и слова песен, вплетая сказку в сказку и рассказ в рассказ. Сейчас я вам сыграю 1 тему сюиты которая называется «Море и Синдбадов корабль», а вы послушайте и скажите, какие особенности музыки придают теме восточный колорит? Каких героев вы услышите? Сюита написана для симфонического оркестра, сейчас мы прослушаем исполнение оркестра, в тетрадь вы можете записать инструменты, которые вы услышите в сюите. Интересный факт, что Римский – Корсаков окончил Морской кадетский корпус, так как мечтал связать жизнь с морфлотом, возможно это увлечение и навеяло композитора на столь волнительные мелодии в сюите. На следующий урок я вам даю творческое задание попробовать сочинить небольшую сказку, которую могла бы рассказать Шехеразада грозному султану Шахриару, не забывайте о том, что сказка восточная. Кто хочет, может написать индивидуально, но также вы можете объединиться в группы и обязательно записать сказку. Каждый получит за это задание оценку.

Говоря о сказках, хочется вспомнить песню о сказке. Помните ли, вы как она называется? Сейчас я вам включу песню в другом исполнении. Послушайте и скажите, о чем эта песня?

ВХР трудности

Методы и приемы

Ритмический рисунок: залигованные ноты, паузы

Четкое проговаривание звуков: окончания слов «т, й»

Высокие скачки: квинты,сексты, септимы

Добавочные знаки при ключе: ля бекар

Собственный показ + игра мелодии; при возникновении трудностей прохлопывание ритма

Проговаривание слов без музыки, акцентирование внимания на окончаниях слов

Показ звуковысотности + голос

Сегодня мы познакомились с симфонической сюитой, напомните, как она называется? Молодцы! Кто хорошо отвечал на уроке подходите за оценками.

Н.А.Римский – Корсаков

Дети отвечают на опросы

Дети слушают и анализируют

Пение

Симфоническая сюита «Шехеразада» 1 тема (фрагмент) Н.А.Римский - Корсаков

 

«Сказки гуляют по свету»

Музыка Е.Птичкина. слова М.Пляцковского

Организовать свое рабочее место. Введение в урок 

П: расширять свои представления о музыке;

Р: участие в учебном диалоге;

Л: эмоциональная отзывчивость на доступные и близкие ребенку по настроению музыкальные произведения.

К: взаимодействие учителя и учеников, а также учеников между собой

Л: выражение своих чувств и настроений в музыкальном исполнительстве, понимание настроения других людей.

Л: навыки правильного пения, подготовки своего голосового аппарата

Р: оценка - выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить.



Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ УРОКА МУЗЫКИ

                                                                                                             

Тема урока: «Певческие голоса»

Тип урока: Урок «открытия» нового знания.

Образовательная цель: Познакомиться с типами голосов, на примере музыкальных фрагментов, научиться определять певческие голоса – женский, мужской, детский.

Планируемые результаты:

Метапредметные:  Ориентировать в культурном многообразии певческих голосов, воспринимать окружающий мир во всем его социальном, культурном, природном и художественном разнообразии.

Предметные: Познакомить с типами голосов, научиться определять тип голоса, продолжить разучивание песни «В горнице» музыка А.Морозова слова Н.Рубцова

Личностные: Воспитать потребность общения с музыкой, желание слушать; воспитывать эстетические и нравственные чувства, художественный вкус и любовь к музыке.

Оборудование: фортепиано, муз.центр, ноутбук, проектор, аудиозаписи, ноты: «В горнице» музыка А.Морозова слова Н.Рубцова

Этап урока

Действия учителя

Деятельность обучающихся

Музыкальный материал

УУД (конкретно)

1. Организационный момент, актуализация знаний (2 минуты)

2. Изучение нового материала – Слушание (25 минут)

3. Пение – слушание (10 минут)

4. Рефлексия (4 минуты)

Здравствуйте ребята! На прошлом уроке вы познакомились с творчеством великого композитора. Скажите, как его зовут? О каком музыкальном произведении шла речь? Помните ли вы, кто исполнял произведение, мужчина или женщина?

Как вы думаете, есть ли разница между исполнением мужчины и женщины? Одинаково ли звучит мелодия? Сегодня мы поговорим о типах голоса. Знаете ли вы, какие они бывают? Все певческие голоса подразделяются на женские, мужские и детские. Все звуки, которые можно спеть или сыграть на музыкальном инструменте, бывают высокими, средними и низкими. Музыканты, когда говорят о высоте звуков, пользуются термином «регистр», подразумевая целые группы высоких, средних или низких звуков. Окончательно усвоить разделение мужских и женских, ну заодно и детских голосов на высокие и низкие, вам поможет таблица (слайд).

Начнем с женского голоса. Как вы думаете, как он звучит? Сопрано – женский самый высокий певческий голос. В оперных спектаклях часто партии главных героинь исполняются именно певицами с таким голосом. Чаще всего сопрано характеризует молодую девушку или фантастического персонажа (например, фею). Меццо-сопрано – женский голос с более густым и сильным звучанием, обычно поручаются партии зрелых женщин, сильных и волевых по характеру. Контральто – самый низкий из женских голосов, притом очень красивый, бархатный, к тому же и очень редкий. Певице с таким голосом в операх нередко поручают партии мальчиков-подростков. Сейчас мы послушаем, как же звучит женский голос, а вы подумайте, какой из 3-х регистров звучит. Далее мужские голоса, как вы думаете, как они звучат? Основных мужских голоса всего три – это тенор, бас и баритон. Тенор - высокий мужской голос, отличается гибкостью и подвижностью. Баритон – этот голос отличается своей мягкостью, густотой и бархатностью звучания. Исполнителям с таким тембром часто поручаются мужественные партии персонажей опер героического или патриотического плана, однако мягкость голоса позволяет раскрывать и любовно-лирические образы. Бас – самый низкий мужской голос. Партии персонажей для басов отличаются разнообразием: это и героические, и «отцовские», и даже комические образы. Теперь послушайте и ответьте, каково звучание мужских певческих голосов? И наконец, детские голоса. Сопрано – высокий голос девочек; Дискант – высокий  голос  мальчиков.  Альт  — низкий голос и девочек, и мальчиков. Детские голоса имеют высокое звонкое звучание, обладают особой серебристостью и легкостью. Прослушаем еще одно музыкальное произведение. Чем же оно отличается от предыдущих исполнений? Мы с вами познакомились с разными типами голоса, скажите, а какой тип вам ближе?

На прошлом уроке вы начали разучивать новую песню. Сейчас я вам сыграю мелодию, а вы вспомните название.

ВХР трудности

Методы и приемы

Ритмический рисунок: синкопы, залигованные ноты, паузы

Четкое проговаривание звуков: окончания слов «т, й»

Высокие скачки: сексты

Собственный показ + игра мелодии; при возникновении трудностей прохлопывание ритма

Проговаривание слов без музыки, акцентирование внимания на окончаниях слов

Показ звуковысотности + голос

Сейчас я проверю, насколько хорошо вы запомнили типы голоса (викторина).  Урок подошел к концу, кто получил жетоны подойдите за оценками, до свидания!

Отвечают на вопросы

Слушают, анализируют, отвечают на вопросы

Пение

С.В.Рахманинов «Сирень»

«Аве Мария» Ф. Шуберт (женская партия)

Юрий Вишняков «Кресту твоему поклоняемся» (мужской)

«Аве Мария» Ф. Шуберт (детская партия)

«В горнице» музыка А.Морозова слова Н.Рубцова

Организовать свое рабочее место. Введение в урок 

П: расширять свои представления о музыке;

Р: участие в учебном диалоге;

Л: эмоциональная отзывчивость на доступные и близкие ребенку по настроению музыкальные произведения.

К: взаимодействие учителя и учеников, а также учеников между собой

Л: выражение своих чувств и настроений в музыкальном исполнительстве, понимание настроения других людей.

Л: навыки правильного пения, подготовки своего голосового аппарата

Р: оценка - выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить.



Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ УРОКА МУЗЫКИ

                                                                                                             

Тема урока: Баллада «Лесной царь» Ф.Шуберта

Тип урока: Урок «открытия» нового знания.

Образовательная цель: продолжить знакомство с  творчеством  Ф. Шуберта; формировать эмоционально осознанное восприятие музыкального образа на примере баллады «Лесной царь» Ф.Шуберта; проследить взаимосвязь музыки и речи на основе их интонационной общности и различий, единство выразительного и изобразительного в создании драматически напряженного образа.

Планируемые результаты:

Метапредметные: Развивать музыкальную память, внимание, умение слушать и воспринимать произведения; развивать вокальные способности

Предметные: Получение представления о балладе как жанре литературного произведения, который направлен на область чувств, эмоций, определить музыкальный образ в балладе «Лесной царь»;

Личностные: Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение к музыкальным произведениям при их восприятии и исполнении. Углубление представления о неразрывном единстве музыки и жизни, развивать культуру художественного восприятия.

Оборудование: фортепиано, муз.центр, ноутбук, проектор, аудиозаписи, учебник «Музыка, 6 класс»; ноты: Ф.Шуберт - Песня-баллада «Лесной царь», «Будь со мною» - Е. П. Крылатова.

Этап урока

Действия учителя

Деятельность обучающихся

Музыкальный материал

УУД (конкретно)

1. Организационный момент, актуализация знаний (6 минут)

2. Изучение нового материала – Слушание (20 минут)

3. Пение – слушание (12 минут)

4. Рефлексия (2 минуты)

Здравствуйте ребята! Урок мы начнем с небольшой викторины и повторим прошлый материал. Обратите внимание на экран:

1. Как звали известного австрийского композитора? (Ф.Шуберт)

2. Более скольки песен написал Шуберт? (600 песен)

3. В каком возрасте отец и старшие братья обучили Франца игре на скрипке и фортепиано? (6лет).

На прошлом уроке мы прослушали 2 песни Шуберта, сейчас я вам включу фрагменты, а вы вспомните названия песен.

Сегодня мы продолжим знакомиться с вокальным творчеством Шуберта. На прошлом уроке вы узнали о том, что песни занимают важнейшее место в его жизни. Сегодня мы познакомимся с новым для вас вокальным жанром – Баллада. Этот жанр занимает не менее важное место в жизни композитора. Знаком ли вам такой жанр? Охарактеризуйте его. Откройте учебник на странице 42 и найдите что же такое баллада. Сегодня мы познакомимся с песней - балладой «Лесной царь». Балладу Франс сочинил, когда ему было всего 18 лет. Прочитав книжку «Лесного царя», пройдясь по комнате несколько раз, внезапно сел, - и в самое короткое время баллада появилась на бумаге. В тот вечер «Лесной царь» был исполнен и принят с восторгом. Поэзия Гёте волновала душу молодого композитора. Свыше 70 песен написано Шубертом на слова этого поэта. Послушайте первую интонацию вступления баллады. Можно ли определить характер всего произведения по этой интонации? Самым известным переводчиком баллад на русский язык был великий русский поэт 18 – 19 вв. Василий Андреевич Жуковский. На странице 45, прочитайте по ролям балладу "Лесной царь" в переводе Жуковского. О чем говорится в стихотворении? Поняв содержание, теперь прослушаем произведение, а вы вслушайтесь и охарактеризуйте темы, интонации героев. У кого они меняются, а у кого остаются неизменными? (Рассказчик – взволнованный; отец – встревоженный; сын – безумно испуганный, задыхающийся). Как вы думаете, мелодия какого героя должна быть самой красивой? Почему? (Лесной царь –   мягкая интонация, сладостно-завлекательная, плавная, закруглённая). Сейчас мы послушаем еще раз и определим какой инструмент аккомпанировал, и что вы услышали в аккомпанементе? Можно ли охарактеризовать аккомпанемент как стремительное, драматически напряженное движение? (несущегося галопом коня, а может быть даже стук сердца). Настало время провести музыкальный анализ произведения. Обратите внимание на слайд:

Жанр (вокальная баллада)

Композитор (Франц Шуберт)

Исполнитель (солист и аккомпанирующий инструмент фортепиано)

Темп (быстрый, стремительный)

Музыкальный лад (минорный)

Образ (драматический)

Интонации (изобразительные, выразительные)

Характер музыки (стремительный, взволнованный, несущийся, быстрый, завораживающий, безумный, испуганный).

Как мы видим и в стихах, и в музыке, и в живописи нарисована большая драматическая картина, сцена с участием нескольких действующих лиц. Но даже если мы и расслышали отдельные их интонации, вся сцена сливается в нашем сознании в единый драматический образ, объединённый стремительным движением; не только движением летящего сквозь лес коня, но и движением чувств главных действующих лиц.

Мы познакомимся сегодня с ещё одним произведением, которое нужно не только послушать и прочувствовать, но и разучить голосом. «Будь со мною» - Евгения Павловича Крылатова.

ВХР трудности

Методы и приемы

Ритмический рисунок: залигованные ноты

Четкое пропевание гласных звуков: окончания слов «ю,я,а,»

Собственный показ + игра мелодии; при возникновении трудностей прохлопывание ритма

Проговаривание слов без музыки, акцентирование внимания на окончаниях слов

Показ звуковысотности + голос

С каким вокальным жанром мы сегодня познакомились? Что больше всего запомнилось на уроке? Спасибо за урок, до свидания!

Проходят викторину вспоминают прошлую тему

Слушают, анализируют, записывая в тетрадь, отвечают на вопросы

Пение

Подводят итоги пройденного материала.

Ф.Шуберт - «Форель» и «Серенада» из цикла «Лебединая песня».

Ф.Шуберт - Песня-баллада «Лесной царь»

«Будь со мною» - Е. П. Крылатова

П: расширять свои представления о музыке;

Р: участие в учебном диалоге;

Л: эмоциональная отзывчивость на доступные и близкие ребенку по настроению музыкальные произведения.

Л: выражение своих чувств и настроений в музыкальном исполнительстве, понимание настроения других людей.

Л: навыки правильного пения, подготовки своего голосового аппарата

Р: оценка - выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить.



Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ УРОКА МУЗЫКИ

Тема урока: «Музыка на страницах литературных произведений»

Тип урока: Урок «открытия» нового знания.

Образовательная цель: Раскрыть взаимосвязь музыки и литературного произведения, на примере кантаты Г.Свиридова "Поэма памяти С. Есенина".

Планируемые результаты:

Метапредметные: Развивать умение соотносить содержание произведения изобразительного искусства и музыкального произведения.

Предметные: Раскрыть взаимосвязь музыки и литературного произведения, познакомившись с кантатой «Поэма памяти Сергея Есенина» вторая часть "Поет зима, аукает» Г.Сверидов на стихи С.Есенина. Объединить песню «Родные места» музыка Антонова Ю., слова Пляцковского М. с поэмой Г.Сверидова в цельный образ.

Личностные: Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение к музыкальным произведениям при их восприятии и исполнении. Углубление представления о неразрывном единстве музыки и жизни, развивать культуру художественного восприятия.

Оборудование: фортепиано, муз.центр, ноутбук, проектор, аудиозаписи, ноты: «Поэма памяти С.Есенина – «Поет зима – аукает..», песня «Родные места» музыка Антонова Ю., слова Пляцковского М.

Этап урока

Действия учителя

Деятельность обучающихся

Музыкальный материал

УУД (конкретно)

1. Организационный момент, актуализация знаний (6 минут)

2. Изучение нового материала – Слушание (20 минут)

3. Пение – слушание (12 минут)

4. Рефлексия (2 минуты)

Здравствуйте ребята! На прошлом уроке у вас было домашнее задание принести иллюстрации музыкальных шкатулок такими, какими вы их описывали на прошлом уроке, а так же у кого есть, принести сами шкатулки. Что же за композитор представил перед нами музыку, которая доносится из прекрасных шкатулок? Прослушайте фрагмент пьесы и скажите, как она называется, и какие музыкальные особенности этого произведения мы отметили на прошлом уроке? Так же мы говорили о рассказе, в котором звучала шкатулка, как оно называется и кто его автор?

Вы знаете, ребята, что литература - это искусство слова. Она связана с другими видами искусства. Художник - кистью создал образ. Композитор - музыкой. Поэт - делает по-своему. Приближается зима, и сегодня мы узнаем, как видит зиму известный поэт Сергей Есенин. Он написал множество стихотворений о зиме, одно из них вы видите на экране (читает учитель стихотворение «Поет зима – аукает..»). Какие образы рисует поэт в стихотворении? А сейчас, ребята, я вам предлагаю побыть в роли композитора. Вы попробуете создать на стихотворение свое музыкальное произведение. Внимание на экран:

1. Какой образ зимы встаёт перед нами?                                                                                                                 (Холодной, суровой, властной, злой и грубой хозяйки леса. «Седые облака» наводят холод и тревогу, «вьюга с рёвом бешеным стучит по ставням свешенным и злится всё сильней»). 2. Как бы вы изобразили это в музыке? (Мелодия должна быть громкая, характер грозный, властный).                                             3. А если бы вы писали музыку для смешанного хора, каким голосам поручили бы петь эти строки: «Поёт зима, аукает, мохнатый лес баюкает стозвоном сосняка». Кругом с тоской глубокою, плывут в страну далёкую седые облака»?                                                                                                                         (Эти строки мы поручили бы мужскому хору)                                                                                4. Как бы вы изобразили в музыке образ воробышков?  (Воробышки жалостливые, тихие, беззащитные)                                                                                                           5. Каким бы голосам в хоре отдали предпочтение петь эти строки? (О воробышках можно поручить петь женскому хору)                                                               6. А если бы вы писали музыку для симфонического оркестра, какой инструмент мог передать жалобное чириканье? (флейта)                                                                                                                                                                               7. Какой образ у вьюги? Как можно её изобразить в симфоническом оркестре? (Вьюга суровая и страшная, лучше её характер передадут струнные инструменты – скрипки, виолончели, и медные духовые – трубы и валторны).                       8. Какой бы вы изобразили в музыке весну? Какая группа хора могла бы исполнить эти строки? (Весна солнечная, тёплая, радостная, ясная - эти строки мог бы исполнить женский хор).

Ребята, а сейчас послушаем, какую музыку на эти стихи написал настоящий композитор. Им является наш современник Георгий Свиридов. Эта кантата называется "Поэма памяти Сергея Есенина" (вторая часть "Поет зима, аукает" - всего десять частей). Знаете ли вы что такое кантата? Запишем определение             Кантата - это музыкальное произведение, написанное для симфонического оркестра, смешанного хора и солистов. Сейчас мы прослушаем поэму, а вы тем временем подумайте, похожа ли эта музыка на ту, которую вы представляли?

Сейчас мы прослушаем поэму еще раз, а вы напишите в тетрадь вывод, чем же схожи поэт и композитор, что общего между стихотворением и поэмой. Следует сделать вывод, что Есенин и Свиридов пели о любви к родному краю, пели о красоте русской природы. На дом творческое задание составить кроссворд по теме сегодняшнего урока.

Поэт и композитор пели о любви к родному краю, мы сейчас с вами то же вспомним одну песню, которая называется «Родные места». Сейчас я вам напомню мелодию, а вы прочитайте слова на слайде.

ВХР трудности

Методы и приемы

Ритмический рисунок: залигованные ноты, паузы

Четкое проговаривание звуков: окончания слов «р, й, т,с,з»

Высокие скачки: сексты, октавы

Добавочные знаки при ключе: ми бемоль, соль диез,  до диез

Собственный показ + игра мелодии; при возникновении трудностей прохлопывание ритма

Проговаривание слов без музыки, акцентирование внимания на окончаниях слов

Показ звуковысотности + голос

Сегодня на уроке мы встретились с произведениями разных видов искусств музыка, литература, изобразительное искусство. Какой образ создали авторы этих произведений? О каком композиторе и поэте шла речь на уроке? Урок окончен, до свидания!

Вспоминают прошлую тему, отвечают на вопросы, показывают домашнее задание

Отвечают на вопросы

Слушают, анализируют, записывая в тетрадь, отвечают на вопросы

Записывают домашнее задание.

Пение

Подводят итоги пройденного материала,

А.Лядов «Музыкальная табакерка»

С.Есенин стихотворение «Поет зима – аукает..»

«Поэма памяти Сергея Есенина» вторая часть "Поет зима, аукает» Г.Сверидов

«Родные места» музыка Антонова Ю., слова Пляцковского М.

П: расширять свои представления о музыке;

Р: участие в учебном диалоге;

Л: эмоциональная отзывчивость на доступные и близкие ребенку по настроению музыкальные произведения.

Л: выражение своих чувств и настроений в музыкальном исполнительстве, понимание настроения других людей.

Л: навыки правильного пения, подготовки своего голосового аппарата

Р: оценка - выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить.



Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ УРОКА МУЗЫКИ

                                                                                                             

Тема урока: Романс «Сирень» С.В.Рахманинов

Тип урока: Урок «открытия» нового знания.

Образовательная цель: Раскрыть форму и содержание произведения, несущего лирический образ и осознать степень влияния личности творца на создание им произведения искусства.

Планируемые результаты:

Метапредметные: Развивать музыкальную память, внимание, умение слушать и воспринимать произведения; развивать вокальные способности, расширять кругозор

Предметные: Познакомить с особенностями вокально-инструментального жанра «романс» в творчестве Сергея Васильевича Рахманинова; разучить новую песню «В горнице» музыка А.Морозова слова Н.Рубцова, правильно исполнив текст и ритм.

Личностные: Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение к музыкальным произведениям при их восприятии и исполнении. Углубление представления о неразрывном единстве музыки и жизни, развивать культуру художественного восприятия.

Оборудование: фортепиано, муз.центр, ноутбук, проектор, аудиозаписи, ноты: «Сирень» музыка С.В. Рахманинова слова Е.А.Бекетовой;  «В горнице» музыка А.Морозова слова Н.Рубцова

Этап урока

Действия учителя

Деятельность обучающихся

Музыкальный материал

УУД (конкретно)

1. Организационный момент, актуализация знаний (6 минут)

2. Изучение нового материала – Слушание (20 минут)

3. Пение – слушание (12 минут)

4. Рефлексия (2 минуты)

Здравствуйте. Обратите внимание на экран, сейчас я включу фрагмент музыкального произведения, а вы прослушайте и скажите, название произведения и его композитора. Знаете ли вы, почему было написано это произведение? Какие муз.произв. М.И.Глинки вы знаете еще?

Сегодня мы познакомимся с величайшим русским композитором, пианистом и дирижером Сергеем Васильевичем Рахманиновым. На первые годы двадцатого столетия пришлось начало прилива творческих сил композитора. Он создавал новые произведения, выступал в концертах. Давняя дружба с Натальей Сатиной, в доме родителей которой он жил несколько лет, переросло во взаимное чувство – любовь. После венчания, едва заехав домой переодеться, молодожены уехали в свадебное путешествие. Этому счастливому времени принадлежит романс Рахманинова " Сирень ", с которым мы сегодня познакомимся. Обратите внимание на слайд:

По утру, на заре,

По росистой траве,

Я пойду свежим утром дышать;

И в душистую тень,

Где теснится сирень,

Я пойду свое счастье искать...

В жизни счастье одно

Мне найти суждено,

И то счастье в сирени живет ;

На зеленых ветвях,

На душистых кистях

Мое бедное счастье цветет.

Как вы думаете о чем, говорится в стихотворении? Проанализировав стихотворение, сейчас мы прослушаем романс «Сирень» и определим, схожи ли ваши мысли о стихотворении с музыкой, какие чувства вложил композитор в музыку? (ответ детей). В романсе " Сирень " отражается атмосфера тончайшей душевности, и можно почувствовать, как музыка буквально касается природы. Этот романс выделяется возвышенностью и особой одухотворенностью.

Сейчас мы прослушаем его еще раз, но теперь внимательно вслушайтесь и запишите в тетрадь, сколько частей вы слышите, чем они отличаются друг от друга? (Во 2 части музыка, более волнительная, тревожная). В данной части играет кульминация произведения, знаете ли вы что это?  Кульминация – это самое главное, самое яркое место в музыке.

Романс написан не случайно. Оказывается, что любовь к сирени, прекрасному ароматному растению, Сергей Васильевич пронес через всю свою жизнь. По словам композитора - скромная ветка сирени была царицей его души. На многих картинах Сергей Васильевич изображён на фоне сирени. Белую сирень ему дарили инкогнито на всех выступлениях в концертных залах России — в столицах и провинции. Память о великом композиторе, дирижере и пианисте до сих пор живет в сердцах людей всего мира.

На прошлом уроке вы изучили музыкальное произведение и затрагивали жизнь в Древней Руси. Как выглядели дома этого времени? Знаете ли вы что такое горница? (чистая комната в крестьянском жилище у народов Восточной Европы, использовалась как парадное помещение, иногда - как кладовая). Сегодня мы разучим песню «В горнице моей светло».

ВХР трудности

Методы и приемы

Ритмический рисунок: синкопы, залигованные ноты, паузы

Четкое проговаривание звуков: окончания слов «т, й»

Высокие скачки: сексты

Добавочные знаки при ключе: ля бекар

Собственный показ + игра мелодии; при возникновении трудностей прохлопывание ритма

Проговаривание слов без музыки, акцентирование внимания на окончаниях слов

Показ звуковысотности + голос

Сегодня мы познакомились с вокальным творчеством композитора, как его звали? Что запомнилось больше всего на уроке? Спасибо за урок, до свидания!

Отвечают на вопросы

Слушают, анализируют, отвечают на вопросы

Пение

«Вальс-фантазия»,

«Я помню чудное мгновение» М.И. Глинки;

«Сирень» музыка С.В. Рахманинова

слова Е.А.Бекетовой

«В горнице» музыка А.Морозова слова Н.Рубцова

Организовать свое рабочее место. Введение в урок 

П: расширять свои представления о музыке;

Р: участие в учебном диалоге;

Л: эмоциональная отзывчивость на доступные и близкие ребенку по настроению музыкальные произведения.

К: взаимодействие учителя и учеников, а также учеников между собой

Л: выражение своих чувств и настроений в музыкальном исполнительстве, понимание настроения других людей.

Л: навыки правильного пения, подготовки своего голосового аппарата

Р: оценка - выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить.



Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ УРОКА МУЗЫКИ

                                                                                                             

Тема урока: «Франц Шуберт. Старинной песни мир»

Тип урока: Урок «открытия» нового знания.

Образовательная цель: Обобщить и систематизировать знания о творчестве Ф. Шуберта, через его вокальные произведения.

Планируемые результаты:

Метапредметные: Развивать музыкальную память, внимание, умение слушать и воспринимать произведения; развивать вокальные способности, расширять кругозор

Предметные: Познакомить с творчеством Франса Петера Шуберта; продолжить работу над песней «В горнице» музыка А.Морозова слова Н.Рубцова, правильно исполнив текст и ритм.

Личностные: Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение к музыкальным произведениям при их восприятии и исполнении. Углубление представления о неразрывном единстве музыки и жизни, развивать культуру художественного восприятия.

Оборудование: фортепиано, муз.центр, ноутбук, проектор, аудиозаписи, ноты:  «Форель» музыка Ф.Шуберт, слова Д.Шубарт; «Серенада» музыка Ф.Шуберт, слова Л.Рельштаба; «В горнице» музыка А.Морозова слова Н.Рубцова

Этап урока

Действия учителя

Деятельность обучающихся

Музыкальный материал

УУД (конкретно)

1. Организационный момент, актуализация знаний (6 минут)

2. Изучение нового материала – Слушание (20 минут)

3. Пение – слушание (12 минут)

4. Рефлексия (2 минуты)

Здравствуйте ребята! На прошлом занятии вы познакомились с типами голоса и прослушали 2 музыкальных произведения, которые различались лишь исполнителями. Прослушайте фрагмент и попытайтесь вспомнить, как называется музыкальное произведение и кто его автор? В исполнении, какого голоса, вы уже слышали ранее это произведение?

Обратите внимание на экран, знаком ли вам этот человек? Франс Шуберт австрийский композитор. Родился в семье школьного учителя. Отец его происходил из крестьянской семьи. Мать была дочерью слесаря. Из пятнадцати детей в семье десятеро умерли в раннем возрасте. Франц очень рано проявил музыкальные способности. Отец и старшие братья обучили Франца игре на скрипке и фортепиано в 6 лет, в 11 лет он был принят в придворную капеллу где, кроме пения, изучал игру на многих инструментах и теорию музыки. Музыка в жизни этого семейства занимала очень важное место. Дома постоянно устраивались музыкальные вечера. Отец играл на виолончели, старшие братья на разных музыкальных инструментах. У маленького Франса был хороший голос. Он пел в церковном хоре, но когда произошла ломка голоса, ему пришлось оставить это занятие. Отец предложил ему стать школьным учителем. Эта работа утомляла юного Шуберта, ведь в нём звучало столько мелодий. Основой творчества Шуберта стала песня. Всего им написано более 600 произведений этого жанра.

Одна из самых известных песен композитора – «Форель» - написана на стихи близкого друга, немецкого поэта К. Ф. Д. Шубарта. Прослушайте эту песню и ответьте на вопрос: Какие образы вам представились при слушании?

По воспоминаниям друзей, Шуберт, сочинив эту песню, в тот же день принёс её на суд слушателей. Песню с величайшим удовольствием повторили несколько раз и признали, что это «одно из наиболее грациозных и нежных его произведений».

Следующая песня, которую мы послушаем, написана на стихи Людвига Рельштаба – она называется «Серенада» из цикла «Лебединая песня». В числе прочих стихотворений автор прислал Людвигу ван Бетховену текст и этой песни, в надежде, что великий композитор их положит на музыку, но тот передал стихи Шуберту, чьи песни привели Бетховена в восторг. Рельштаб был этим очень недоволен, и говорил, что Ф. Шуберт испортил его стихи. Поэт, конечно, имел право на свой субъективный взгляд, но исполнители и публика его мнение не разделила – и не разделяют до сих пор. Прослушайте и подумайте, какие чувства передает нам музыка, чем она отличается от «Форели»? На скромной могиле Франца Шуберта есть надпись. ("Смерть похоронила здесь богатое сокровище, но еще более прекрасные надежды"). За свою короткую жизнь композитор сочинил огромное количество произведений в разных жанрах. И если бы не смерть в 31 год сколько бы еще Франц Шуберт смог сочинить замечательных произведений. Эти справедливые слова выразили всю горечь безвременной утраты.

Вспомните, произведений, какого жанра больше всего написано Шубертом? (песни). Сегодня мы продолжим разучивать песню с прошлого урока, как она называется?

ВХР трудности

Методы и приемы

Ритмический рисунок: синкопы, залигованные ноты, паузы

Четкое проговаривание звуков: окончания слов «т, й»

Высокие скачки: сексты

Добавочные знаки при ключе: ля бекар

Собственный показ + игра мелодии; при возникновении трудностей прохлопывание ритма

Проговаривание слов без музыки, акцентирование внимания на окончаниях слов

Показ звуковысотности + голос

Пение по рядам, чередование девочек и мальчиков + скрипка и фортепиано

Сегодня мы познакомились с вокальным творчеством композитора, как его звали? Что запомнилось больше всего на уроке? Спасибо за урок, до свидания!

Отвечают на вопросы

Слушают, анализируют, отвечают на вопросы

Пение

«Аве Мария» Ф.Шуберт

«Форель» музыка Ф.Шуберт, слова Д.Шубарт

«Серенада» музыка Ф.Шуберт, слова Л.Рельштаба

«В горнице» музыка А.Морозова слова Н.Рубцова

Организовать свое рабочее место. Введение в урок 

П: расширять свои представления о музыке;

Р: участие в учебном диалоге;

Л: эмоциональная отзывчивость на доступные и близкие ребенку по настроению музыкальные произведения.

К: взаимодействие учителя и учеников, а также учеников между собой

Л: выражение своих чувств и настроений в музыкальном исполнительстве, понимание настроения других людей.

Л: навыки правильного пения, подготовки своего голосового аппарата

Р: оценка - выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить.



Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ УРОКА МУЗЫКИ

                                                                                                             

Тема урока: Романс М.И.Глинки «Чудное мгновение» на стихи А.С.Пушкина

Тип урока: Урок «открытия» нового знания.

Образовательная цель: Раскрыть единство формы и содержания произведения, несущих лирический образ

Планируемые результаты:

Метапредметные: Умение выражать свои чувства и отношения в процессе восприятия и исполнения музыкальных произведений; установка на восприятие: прозвучит новое произведение. Поведение ребёнка во время прослушиваемой музыки (мобилизация внимания, организация внимания, формирование эмоционального состояния).

Предметные: Познакомить с судьбой стихотворения А. С. Пушкина, нашедшего новую жизнь в романсе М. И. Глинки, показать взаимозависимость литературного и музыкального произведений; проанализировать романс Глинки «Я помню чудное мгновенье»

Личностные: Воспитать потребность общения с музыкой, желание слушать; воспитывать эстетические и нравственные чувства,художественный вкус и любовь к музыке.

Оборудование: фортепиано, муз.центр, ноутбук, проектор, аудиозаписи, ноты: романс «Я помню чудное мгновение» музыка М.И.Глинки, слова А.А.Пушкина; песня «Жаворонок» музыка М.И.Глинки, слова Н.Кукольника.

Этап урока

Действия учителя

Деятельность обучающихся

Музыкальный материал

УУД (конкретно)

1. Организационный момент – актуализация знаний (8 минут)

2. Изучение нового материала – Слушание (20 минут)

3. Организация исполнительской деятельности – Распевание (2 минуты)

4. Пение – слушание (8 минут)

5. Рефлексия (2 минуты)

Здравствуйте ребята. На прошлом уроке вы познакомились с русской народной песней. Сейчас я вам напомню мелодию, а вы послушайте и скажите, как она называется? Скажите, а что такое народная песня, чем она отличается от романса? (Народная песня это песня которую сочиняет сам народ и как правило у народной песни не может быть определённого автора, отражает характер каждого народа, обычаи, исторические события. Романсом принято называть небольшое музыкальное сочинение, которое написано в романтическом духе и исполняется, как правило, сольно одним исполнителем, чаще в сопровождении гитары. Ну, а песня может быть на любые темы и часто имеет повторяемый припев).

Сегодня мы продолжим говорить о романсах. Послушайте строчки стихотворения и скажите, кто их автор?

«Я помню чудное мгновенье:

Передо мной явилась ты,

Как мимолётное виденье,

Как гений чистой красоты».

Как вы думаете о чём это стихотворение ? И кому оно посвящено?

Романс «Я помню чудное мгновенье» считается шедевром романсной лирики, одним из лучших произведений начала XIX в. Это исповедь сердца композитора, глубоко личная «дневниковая запись» переживаний и раздумий, отчаяния и восторга. Глинка сочинил романс в 1840 году, через несколько лет после трагической гибели А. С. Пушкина. Стихотворенье поэт посвятил Анне Петровне Керн, он был покорен её красотой. Подарив Анне экземпляр Онегина, между страницами он вложил свернутый листок со стихами: "Я помню чудное мгновенье". Стихи эти сделали из Анны Керн живую легенду, и Пушкинская строчка  даже выбита на ее надгробии.

Обратите внимание на экран, прочитайте стихотворение и подберите к каждому из шести четверостиший названия, которые соответствуют их образно - смысловому содержанию записав их в тетрадь. Что у вас получилось?

Самое удивительное заключается в том, что и поэта, и композитора в разное время вдохновили женщины, между которыми было гораздо больше общего, чем одна фамилия на двоих. Глинка в доме одной из своих сестер встретил молодую девушку, которая привлекла его внимание. Это была дочь Анны Петровны Керн - Екатерина Ермолаевна. Она не была красавица, но её бледное, всегда немного печальное лицо и особенно выразительные глаза говорили об уме, чуткости и душевной красоте. Глинка полюбил эту девушку, и эта любовь стала для него источником радости и вдохновения. Он мечтал уехать с Екатериной заграницу, но планам не суждено было сбыться. Памятью об этой встрече остался и вдохновенный романс "Я помню чудное мгновенье" на стихи Пушкина, в свое время посвященные Анне Петровне Керн. Пушкин  и Глинка так и не обрели счастье со своими возлюбленными.

Сейчас мы с вами послушаем романс М.И,Глинки «Я помню чудное мгновение», прослушайте и скажите, какие чувства и эмоции вы испытываете при слушании романса?

Запишите в тетрадь название романса. И пусть каждый напишет по 3 прилагательных описывающих данный романс по вашему мнению.

Сегодня мы с вами вспомним замечательный  романс М.И,Глинки «Жаворонок» помните такой? Но для начала подготовим наш голос к пению.

ВХР трудности

Методы и приемы

Ритмический рисунок: синкопы, залигованные ноты, паузы

Четкое проговаривание звуков: окончания слов «й, ть,»

Высокие скачки: квинты

Добавочные знаки при ключе: фа бекар

Собственный показ + игра мелодии; при возникновении трудностей прохлопывание ритма

Проговаривание слов без музыки, акцентирование внимания на окончаниях слов

Показ звуковысотности + голос

Сегодня мы познакомились с удивительным романсом на написание, которого, поэта и композитора вдохновили прекрасные женщины – мать и дочь. Как оно называется?

Настоящая любовь Пушкина и Глинки, воздвигла памятник на все времена во славу "чудного мгновенья любви" - послание всем любящим в вечность.

Дети отвечают на вопросы

А.С.Пушкин

Это стихотворение о любви, посвящено возлюбленным

Дети в тетради под цифрами пишут названия 6-ти четверостиший – отвечают на вопрос.

Дети слушают, анализируют, отвечают на вопросы

Распевание да-дэ-ди-до-ду на квинту по трезвучию

Пение

Дети отвечают на вопросы

РНП «Ты река ли моя, реченька»

«Я помню чудное мгновение» музыка М.И.Глинки, слова А.А.Пушкина

 

М.И.Глинка «Жаворонок» слова Н.Кукольник

Организовать свое рабочее место. Введение в урок 

П: расширять свои представления о музыке;

Р: участие в учебном диалоге;

Л: эмоциональная отзывчивость на доступные и близкие ребенку по настроению музыкальные произведения.

К: взаимодействие учителя и учеников, а также учеников между собой

Л: выражение своих чувств и настроений в музыкальном исполнительстве, понимание настроения других людей.

Л: навыки правильного пения, подготовки своего голосового аппарата

Р: оценка - выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить.



Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ УРОКА МУЗЫКИ

                                                                                                             

Тема урока: Романс – песня. В чем же разница?

Тип урока: Урок «открытия» нового знания.

Образовательная цель: Прослушать романс «Красный сарафан» музыка А.Е.Варламова, слова Н.Г.Цыганова и песню «Матушка, что во поле пыльно» слова народные, музыка М.Матвеева, сравнить оба произведения и определить чем же они отличаются друг от друга. Вспомнить песню «Школьный корабль» музыка Г. Струве, слова К.Ибряева.

Планируемые результаты:

Метапредметные: Выполнять задания по инструкции учителя по заданным правилам. Установка на восприятие: прозвучат новые музыкальные произведения – романс и песня. Поведение ребёнка во время прослушиваемой музыки (мобилизация внимания, организация внимания, формирование эмоционального состояния). Готовность к логическим действиям: анализ, сравнение, обобщение; выражать эмоционально – ценностное отношение к музыке как живому, образному искусству.

Предметные: Правильно определять муз.средства выразительности (лад, тембр, динамика, ритм, темп); формирование основ музыкальной культуры через эмоциональное, активное восприятие музыки; развитие интереса к музыке и музыкальной деятельности, образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, учебно – творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности; освоение музыкальных произведений и знаний о музыке.

Личностные: Эмоционально откликаться и выражать свое отношение к музыкальным образам. Дети должны участвовать в обсуждении прослушанной музыки, размышлять о ней. С помощью наводящих вопросов учителя дети могут размышлять и отвечать; воспитывать любовь и уважение к культуре слушания музыки.

Оборудование: фортепиано, муз.центр, ноутбук, проектор, аудиозаписи, ноты: романсы «Утро туманное» музыка Э. Абаза, слова И.Тургенев, «Красный сарафан» музыка А.Е.Варламов, слова Н.Г.Цыганов; песни «Матушка, что во поле пыльно». Слова народные, муз. М.Матвеева, «Школьный корабль» музыка Г. Струве, слова К.Ибряева.

Этап урока

Действия учителя

Деятельность обучающихся

Музыкальный материал

УУД (конкретно)

1. Организационный момент – актуализация знаний (8 минут)

2. Изучение нового материала – Слушание (20 минут)

3. Организация исполнительской деятельности – Распевание (2 минуты)

4. Пение – слушание (8 минут)

5. Рефлексия (2 минуты)

Здравствуйте, меня зовут Лола Александровна, сегодня я проведу у вас урок музыки. Хотелось бы, чтобы наш урок прошел плодотворно и интересно не только для вас, но и для меня. На протяжении урока я буду задавать вопросы, т.к я вас еще плохо знаю, за правильные ответы вы будите получать жетоны, которые в итоге урока превратятся в хорошие оценки. Обратите внимание на экран (изображение кроссворда). Решив кроссворд, мы узнаем заветное слово, спрятанное в загадках:

1)Он церковный наш служитель. Был для Баха вдохновитель. Целый оркестр он заменит один, Как называется тот господин? (орган).

2)Я стою на трех ногах, Ноги в черных сапогах. Зубы белые, педаль. Как зовут меня? (рояль).

3)В руки ты ее возьмешь, То растянешь, то сожмешь! Звонкая, двухрядная. Заиграет, только тронь, Как зовут ее? (гармонь).

4)А всего – то три струны, ей для музыки нужны. Всех игрою веселит всех и на танец пригласит. Кто такая? Отгадайка? Это наша..(балалайка).  

5)Сам пустой, голос густой, Дробь отбивает, шагать помогает (барабан).

6)В симфоническом оркестре, ее голос самый главный, Самый нежный и певучий, коль смычком проводишь плавно. Голос трепетный, высокий, узнаем мы без ошибки. Назовите-ка ребята, инструмент волшебный..(скрипка).                                                                                                      

Что же в итоге у нас получилось? Знаете ли вы что такое романс? Сейчас мы с вами запишем определение романса и вспомним один из них. На слайде вы увидите определение. Сейчас я сыграю романс, а вы внимательно послушайте и вспомните, как он называется? Играю мелодию романса «Утро туманное». Может ли кто-нибудь вспомнить автора этого произведения? Какие эмоции вы испытываете при слушании данного романса?

Сегодня мы продолжим знакомство с вокальной музыкой и попытаемся сравнить романс и песню. Первый романс называется «Красный сарафан». Предположительный год создания стихотворного текста, и музыки — 1832 г. Автор стихов Николай Григорьевич Цыганов и автор музыки Александр Егорович Варламов. Внимательно послушайте и определите музыкальные средства выразительности, запишите их в тетрадь, указав название романса. На слайде вы можете увидеть подсказку (изображена таблица). Итак, что же у вас получилось? (используя таблицу на слайде, обсуждаем результат). «Красный сарафан» написан в стиле русских народных песен. Такая стилистика была свойственна этому времени — шло становление русского искусства, и народные мотивы плавно и органично входили в структуру общей европейской культуры. Это было время, когда стала активно развиваться русская национальная культура. Россия к 19 веку прочно вошла в европейский культурный мир, развивая собственные науки и искусства: литературу, театр, музыку, живопись. Так же в тексте мы можем увидеть старорусские слова, которые использовались ранее. Теперь послушаем русскую народную песню, которая называется «Матушка, что во поле пыльно». Слова народные, муз. М.Матвеева. Так же напишите название песни и определите музыкальные средства выразительности. Прослушав песню, попытайтесь сравнить романс «Красный сарафан» и песню «Матушка, что во поле пыльно», что их отличает друг от друга? Главное отличие романса от песни заключается в том, что в первом мелодия очень тесно связана литературным текстом. Каждое слово подчеркивается мелодией, ритмом и характером музыки, тогда как в песне музыка служит лишь сопровождением. Поэтому в романсе аккомпанемент является не менее важным, чем вокальная партия. Так же, романс, как правило, исполняется сольно (что значит сольно?) сами сочинения написаны в романтическом духе, ну, а песня может быть на любые темы и часто имеет повторяемый припев.                                                          

Прослушав такую замечательную музыку, хочется спеть самому. Подготовим наш голос к пению. Послушайте распевание: да-дэ-ди-до-ду. Окончания слога поем напевно, не выпячиваем буквы «а,э,и,о,у», поем мягко.

Сейчас мы с вами вспомним одну знакомую песню «Школьный корабль», я вам ее спою, а вы вспомните слова и мелодию. Теперь поем все вместе.

ВХР трудности

Методы и приемы

Ритмический рисунок: средний, после половинных нот идут четверти, есть залигованные ноты, паузы.

Четкое проговаривание звуков: «брь, бль,»; окончания слов «й, т, г, к, м»,

Высокие скачки: квинты, сексты, септимы.

Добавочные знаки при ключе: ми бекар, фа диез.

Собственный показ + игра мелодии; при возникновении трудностей прохлопывание ритма

Проговаривание слов без музыки, акцентирование внимания на окончаниях слов

Показ звуковысотности + голос

Молодцы! Какие эмоции вы сегодня получили, прослушивая прекрасную вокальную музыку? Сегодня мы с вами прослушали романс и песню, так чем же они друг от друга отличаются? Те, у кого есть жетоны могут подойти за хорошими оценками. Урок окончен, до свидания!

Разгадывают загадки;

Романс; Дети предполагают, что означает романс;

«Утро туманное» музыка Э. Абаза, слова И.Тургенев; Грусть, печаль, задумчивость..

Дети записывают средства муз. выразительности

Дети сравнивают 2 музыкальных произведения

Распевание

Пение

Дети отвечают на вопросы.

«Утро туманное» музыка Э. Абаза, слова И.Тургенев

«Красный сарафан» музыка А.Е.Варламов, слова Н.Г.Цыганов

«Матушка, что во поле пыльно». Слова народные, муз. М.Матвеева

«да – дэ – ди – до – ду» на квинту

«Школьный корабль» музыка Г. Струве, слова К.Ибряева

Организовать свое рабочее место. Введение в урок 

П: расширять свои представления о музыке;

Р: участие в учебном диалоге;

Л: эмоциональная отзывчивость на доступные и близкие ребенку по настроению музыкальные произведения.

К: взаимодействие учителя и учеников, а также учеников между собой

Л: навыки правильного пения, подготовки своего голосового аппарата

Л: выражение своих чувств и настроений в музыкальном исполнительстве, понимание настроения других людей.

Р: оценка - выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить.



Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ УРОКА МУЗЫКИ

                                                                                                                               

Тема урока: «Инструментальный жанр симфония»

Тип урока: Урок «открытия» нового знания.

Образовательная цель:

Планируемые результаты:

Метапредметные: развивать способность критически мыслить, прислушиваться к другим и помогать им, брать ответственность за себя и других в коллективной работе, осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения; уметь ориентироваться в информационном материале, осуществлять поиск нужной информации.

Предметные: углубить знакомство с музыкальным жанром – симфонией, расширить представление об ассоциативно-образных связях музыки с другими видами искусства. 

Личностные: расширить эстетическое сознание, как результат освоения художественного наследия композитора В.А.Моцарта. Готовность и способность вести диалог и достигать в нем взаимопонимания; формировать основы музыкальной культуры; развивать музыкальные способности: слух, голос, чувства ритма, память, творческую фантазию и инициативу в процессе песенной импровизации, способность нравственно – эстетического оценивания содержания музыкальных произведений.

Оборудование: фортепиано, скрипка, муз.центр, ноутбук, проектор, В. А. Моцарт «Симфония №40» 1 часть, ноты песни Музыка Г. Струве. слова К.Ибряева  «Школьный корабль»

Этап урока

Действия учителя

Деятельность обучающихся

Музыкальный материал

УУД (конкретно)

1. Организационный момент – актуализация знаний (3 минуты)

2.Организация исполнительской деятельности – Распевание, пение (15 минут)

3. Актуализация знаний (5 минут)

4. Изучение нового материала – Слушание (15 минут)

Рефлексия (2 минуты)

Здравствуйте ребята! Меня зовут Лола Александровна, сегодня я проведу у вас урок музыки. Наш урок мы начнем с дыхательной и пальчиковой разминки (2 ребенка показывают разминку). Теперь подготовим наш артикуляционный аппарат к работе (упражнения: покусывание языка, губ, язык свернуть трубочкой, воздушный шар, лай маленькой и большой собаки, открытие двери (штрубас), катание с горки на звуки: а, у, о, ы, э.

Сейчас вспомним знакомую нам песню:

ВХР трудности

Методы и приемы

Ритмический рисунок: залигованные ноты, половинные, паузы

Повышенный знак: ми бекар, фа диез

Четкое проговаривание звуков: «й,т,ль,к».

Высокие скачки: квинты, сексты, септимы

прохлопать ритм;

дирижерский жест;

показ звуковысотности;

собственное исполнение;

помощь инструмента, показ звуковысотности

Сейчас мы немного поиграем, разделимся на 2 команды, каждая из команд на листе должна будет выписать, кто сколько знает, в один столбик оперы, в другой балеты. Победит та команда, вспомнившая большее количество опер и балетов, желательно указав композитора.  

Сегодня, ребята, мы познакомимся еще с одним жанром музыкального искусства – симфонией. В отличие от оперы и балета, эту музыку чаще слушают в консерваториях, театрах. Эту музыку исполняет симфонический оркестр. Запишите определение в тетрадь: Симфония – музыкальное произведение для оркестра. Какие группы оркестра вы знаете?

Симфонический оркестр – оркестр из струнно - смычковых, духовых медных, духовых деревянных, ударных музыкальных инструментов.

Слово «симфония» с греческого языка переводится как «созвучие». И действительно,  звучание множества инструментов в оркестре только тогда можно назвать музыкой, когда они созвучны, а не издают звуки каждый сам по себе. В Древней Греции так называли приятное сочетание звуков, совместное пение в унисон. В Древнем Риме так стал называться уже ансамбль, оркестр. В средние века симфонией называли светскую музыку вообще и некоторые музыкальные инструменты. У слова есть и другие значения, но все они несут в себе смысл соединения, гармоничного сочетания; например, симфонией называют также сформированный в Византийской империи принцип взаимоотношения церкви и светской власти. Но сегодня мы будем говорить только о музыкальной симфонии.

В.А.Моцарт большое внимание уделял симфониям, написав 50 симфоний, одну из которых мы сегодня прослушаем. Она называется «Симфония №40» 1 часть, всего их 4. Написана она была в г. Вене 1788 г. – одно из самых вдохновенных произведений. Внимательно послушайте и определите средства музыкальной выразительности: темп, динамику звучания, жанр, ритм, музыкальные инструменты.

Домашним заданием будет: Прослушать все части симфонии № 40 Моцарта и написать свои впечатления о ней.

Как говорил Д.Кабалевский «Музыка не только доставляет нам удовольствие. Она многому учит. Она, как книга, делает нас лучше, умнее, добрее». И я желаю вам, что бы у каждого из вас был богатый духовный багаж, с которым вы пойдете по легкой дороге жизни умными и добрыми.

Спасибо за работу на уроке. До свидания!

Распевание

Пение

Примерные ответы: Оперы:

« Кармен» Дж. Бизе

«Жизнь за царя» М. И. Глинка

«Золотой петушок» Н. А. Римский – Корсаков

«Любовь к трем апельсинам» С. Прокофьев

«Садко» Н. А. Римский - Корсаков

«Пиковая дама» П. И. Чайковский

«Руслан и Людмила» М. И. Глинка

Балеты:

«Лебединое озеро» П. И. Чайковский

«Щелкунчик» П. И. Чайковский

«Спящая красавица» П. И. Чайковский

«Ромео и Джульетта» С. С. Прокофьев

Слушают, анализируют

Записывают д.з

Музыка Г. Струве. слова К.Ибряева  «Школьный корабль»

В. А. Моцарт «Симфония №40» 1 часть

Организовать свое рабочее место. Введение в урок 

Л: навыки правильного пения, подготовки своего голосового аппарата

П: выделение познавательной цели – узнать и разучить песню

П: расширять свои представления о музыке;

Р: участие в учебном диалог

Л: эмоциональная отзывчивость на доступные и близкие ребенку по настроению музыкальные произведения.

К: взаимодействие учителя и учеников, а также учеников между собой

Л: выражение своих чувств и настроений в музыкальном исполнительстве, понимание настроения других людей.

Р: оценка - выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспекты уроков музыки в основной школе (5-7 классы)

В этом разделе собраны конспекты уроков с 5 по 7 классы...

Конспекты уроков музыки в основной школе

Конспекты уроков музыки для 5,6,7 классов...

Конспекты уроков музыки в основной школе

Конспекты уроков музыки для 5,6,7 классов...

Конспекты уроков музыки в основной школе

Конспекты уроков для 5,6,7 классов...

Конспекты уроков музыки в основной школе

Конспекты уроков для 5,6,8 классов...