Конспекты уроков музыки в основной школе
план-конспект урока по музыке (5, 6, 8 класс)
Конспекты уроков для 5,6,8 классов
Скачать:
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Класс: 5 |
Тема урока музыки: «Волшебная палочка дирижера. Дирижеры мира.»
Цель: Формирование представлений о симфоническом оркестре, о группах инструментов, входящих в состав симфонического оркестра, о роле дирижера в симфоническом оркестре.
Планируемые результаты:
Предметные: выявление осознание роли дирижёра при исполнении симфонической музыки, знание выразительных возможностей различных групп инструментов, входящих в симфонический оркестр, умение эмоционально и осознанно относиться к классической музыке.
Личностные: формирование целостного взгляда на мир, отношение к добру, честности, человечности, к красоте, развитие чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, развитие вокально-хоровых навыков, воспитание любви к музыкальной культуре.
Методы и приемы: метод размышления о музыке, наглядность, метод перспективы и ретроспективы, словесный.
Материалы и оборудование: ноутбук, презентация, видео проектор, фортепиано.
Музыкальный репертуар: «Детство – это я и ты» Чичков, Иоганн Себастьян Бах «Бранденбургский концерт №3» первая часть, фрагмент; Р. Вагнер «Полёт Валькирий», фрагмент.
Структура занятия:
1)Организационный момент
2)Организация слушательской деятельности
3)Организация исполнительской деятельности
4)Итог урока
Этап урока | УУД | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Хронометраж | ||||
1.Организационный момент | Л (Проявление эмоциональной отзывчивости) | -Здравствуйте ребята, меня зовут Олеся Евгеньевна, сегодня я буду вести у вас урок музыки. Ребята, с каким настроением вы сегодня пришли на урок? -Давайте подарим себе хорошее настроение и настроимся на работу при помощи зарядки, кто хочет выйти и показать. А теперь повернитесь к своему соседу по парте и улыбнитесь друг другу. - От ваших улыбок стало ярче, уютнее, светлее в классе. А теперь давайте поприветствуем друг друга при помощи музыкального приветствия. | Дети заходят в класс и садятся на места, приветствуют. | 5 минут | ||||
2. Организация слушательской деятельности | П (открытие новых знаний , осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме) | -Скажите, чем же я сейчас занималась, показывая вам, как нужно правильно петь и где вступать, в какой роли я находилась? -А кто же такой дирижер? А что он держит в руках? Тема урока называется «Волшебная палочка дирижёра.» Почему она волшебная? На этот вопрос вы ответите сами в конце урока. Сегодня на уроке мы будем работать в группах. У нас их 3. Каждой группе было дано задание-подготовить сообщение. Сообщение первой группы. Краткая информация о дирижировании. Виды оркестров. "Дирижирование - один из наиболее сложных видов музыкально - исполнительского искусства; управление музыкальным коллективом в процессе разучивания и публичного исполнения музыкального произведения". Слово дирижёр французское означает – направлять, управлять, руководить. В зависимости от состава оркестры имеют различные, выразительные, тембровые и динамические возможности и носят разные наименования. Виды оркестров, которыми руководит дирижёр: симфонический, камерный, эстрадно - симфонический, джазовый, духовой, оркестр народных инструментов. Количество участников больших симфонических оркестров насчитывает более 100 музыкантов. На пульте перед дирижёром лежит – партитура. Партитура - полная нотная запись всех партий оркестровых инструментов. Сообщение 2 группы. Основные группы симфонического оркестра. Современный симфонический оркестр состоит из 4-х основных групп. Струнно-смычковые: скрипки, альты, виолончели, контрабасы. Духовые деревянные: флейты, гобои, кларнеты, фаготы. Медно-духовые: валторны, трубы, тромбоны, тубы. Ударные: а) шумовые: кастаньеты, трещотки, маракасы, бич, там-там, барабаны (большой и малый). Их партии записываются на одной нотной линейке – “нитке”. Из инструментов, не входящих в основные группы, наиболее существенна роль арфы. Эпизодически композиторы включают в оркестр челесту, фортепиано, саксофон, орган и другие инструменты. Сообщение 3 группы. Из истории оркестра. В 18 веке в опере дирижера называли «дровосеком» потому, что в руках у него была палка из дерева длинной 1 метр 80 см, называли ее «батута». Батутой громко ударяли по полу в ритм мелодии. Такое дирижирование называлось «громким». Стук батуты очень мешал восприятию музыки. В 19 веке появился первый скрипач оркестра, который отложил скрипку и стал дирижером. Чтобы сделать руки дирижера более заметными, использовали различные предметы. Чаще всего использовали скрипичный смычок или нотные листки, свернутые в рулон, некоторые использовали обыкновенную ветку с дерева. Дирижеры стояли лицом к публике - показывать ей спину считалось неприличным. Небольшую деревянную палочку для дирижера впервые применил композитор и дирижер Людвиг Шпор. Музыкантам очень неудобно было видеть жесты дирижера, который стоит к ним спиной. Первым, кто повернул дирижера к оркестру, стал немецкий композитор и дирижер Рихард Вагнер. Сейчас мы с вами поиграем в игру «ДИРИЖЕР» и подумаем, какова основная роль дирижера. Теперь организуем выступление шумового оркестра. Все музыканты должны очень внимательно следить за жестами дирижера, если дирижер поднимает руки выше, значит инструменты должны звучать громче, если опускает ниже – тише. 1 ряд хлопает в ладоши, 2 ряд стучит деревянными карандашами, 3 ряд поочередно стучит ладонями по парте. Вывод: Без дирижера получился бы у нас шумовой оркестр? Следовательно, роль дирижера очень велика. Почему? Ребята, как вы думаете, трудно быть дирижером? Какими способностями, качествами должен обладать дирижер? В нашей стране много талантливых дирижеров. Евгений Федорович Светланов музыкант редкого масштаба одаренности, он стал олицетворением всей российской культуры. Творчество Светланова уже сегодня является достоянием всего человечества. Е.Светланов - почетный дирижер Большого театра. Владимир Теодорович Спиваков — всемирно известный скрипач и дирижер, видный общественный деятель. С 2003 года Владимир Спиваков является Президентом Московского международного Дома музыки. Михаил Плетнёв - один из самых неординарных музыкантов нашего времени - сочетает в себе таланты пианиста, дирижера и композитора. Дирижеры - высокообразованные люди с широким кругозором, с лёгкостью могут поддержать разговор на любую тему: путешествия, политика, живопись, спорт, фильмы, люди неравнодушные к окружающему миру, всеми силами, старающиеся сделать его лучше. Огромные современные струнные коллективы начинались с небольших оркестров, состоявших из десяти, двенадцати, четырнадцати инструментов. Состав оркестра зависел от финансовых возможностей королевства, где они создавались. Но Баху это не мешало создавать прекрасную музыку! Я вам предлагаю послушать его произведение БРАНДЕНБУРГСКИЙ КОНЦЕРТ № 3. - Какие инструменты вы услышите? Верно. Скрипка - самый важный инструмент оркестра. У неё чудесное звучание и невероятный диапазон. Не следует забывать, что во времена Баха и до него были сделаны лучшие инструменты в истории. Композиторов влекла благородная революционная идея, мечтательно - утопическая, лирическая. Происходят серьезные изменения в музыке: например, у Вагнера медные духовые звучат намного ярче, чем в ранних оркестрах. Музыка становится более романтической и эпической. Её начали исполнять в больших залах. Придворные симфонии всегда играли во дворцах, теперь музыку стали исполнять в концертных залах, для которых нужен был большой симфонический оркестр. Медные духовые стали более совершенными, они стали солировать. Р.ВАГНЕР "ПОЛЁТ ВАЛЬКИРИЙ" Какие солирующие медные инструменты вы услышите. | - В роли дирижера. Дирижер – это музыкант, руководитель оркестра. Палочку. - дирижер направляет и управляет оркестром. - Играли скрипки. | 20 минут | ||||
3.Организация исполнительской деятельности | Л (развитие эмоциональной отзывчивости, развитие памяти для запоминания мелодий и текстов песен) | А сейчас я вам предлагаю познакомиться с песней, которую мы с вами будем разучивать. Возможно, она многим уже известна. Показываю. «Детство это я и ты»
| Дети слушают.
| 10 минут | ||||
4. Итог урока | Р ( оценка — выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить) | Важна ли профессия дирижера? В чем она заключается? Какими качествами должен обладать дирижер? Какие произведения сегодня у нас звучали на уроке? ДЗ Нарисовать любой инструмент симфонического оркестра | 5 минут |
Предварительный просмотр:
Класс: 5 |
Тема урока музыки: «Полифония в музыке и живописи»
Цель: развитие у детей способности восприятия и постижения духовно-образного содержания произведений И.С. Баха.
Планируемые результаты:
Предметные: формирование вокально-хоровых навыков и нотной грамотности; восприятие детьми созвучности поэтических произведений, используемых на занятии, стилю и духу И.С. Баха.
Личностные: реализация гуманистической направленности в воспитании детей на примере личностных качеств и творчества И.С. Баха; развитие творческой и двигательной активности на уроке музыки;
Методы и приемы: метод размышления о музыке, наглядность, метод перспективы и ретроспективы, словесный.
Материалы и оборудование: ноутбук, презентация, видео проектор, фортепиано.
Музыкальный репертуар: «Детство – это я и ты» Чичков, И.С. Бах «Полифония ми бимоль мажор».
Структура урока:
1)Организационный момент
2)Организация слушательской деятельности
3)Организация исполнительской деятельности
4)Итог урока
Предварительный просмотр:
Класс: 6 |
Тема урока музыки: «Симфоническое развитие музыкальных образов. «Связь времен».
Цель: развитие у учащихся чувства стиля и умение войти в мир музыкальных образов композитора, ознакомиться с музыкой, композиторами.
Планируемые результаты:
Предметные: осознание связи времени композиторов, обработки музыкальных произведений, при исполнении симфонической музыки, знание выразительных возможностей музыки, умение эмоционально и осознанно относиться к классической музыке.
Личностные: формирование целостного взгляда на мир, отношение к добру, честности, человечности, к красоте, развитие чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, развитие вокально-хоровых навыков, воспитание любви к музыкальной культуре.
Методы и приемы: метод размышления о музыке, наглядность, метод перспективы и ретроспективы, словесный.
Материалы и оборудование: ноутбук, презентация, видео проектор, фортепиано.
Музыкальный репертуар: П.И.Чайковский оркестровая сюита №4 «Моцартиана», В.А.Моцарт «Ave verum», Непоседы «Мы дети твои, Россия».
Структура занятия:
1)Организационный момент
2)Организация слушательской деятельности
3)Организация исполнительской деятельности
4)Итог урока
Этап урока | УУД | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Хронометраж |
1.Организационный момент | Л (Проявление эмоциональной отзывчивости) | -Здравствуйте ребята, меня зовут Олеся Евгеньевна, сегодня я буду вести у вас урок музыки. Давайте поприветствуем друг друга. (похлопывание по плечу со словами «привет друг») Какими качествами должна обладать музыка, чтобы повлиять на каждого из нас? С какой красивой музыкой по содержанию вы ранее знакомились? Мы часто говорим: «Музыка красива!» Почему? Да. Только тогда она может преобразовывать самого человека и его жизнь!
| - Музыка должна быть красивой и правдивой, в этом её сила! - Музыка красива именно потому, что она рассказывает о красоте природы, а следовательно о красоте жизни! | 5 минут |
2. Организация слушательской деятельности | П (открытие новых знаний , осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме) | - Назовите русского композитора. Ребята, а что вы знаете о П. И. Чайковском? С какими его произведениями вы знакомы? Когда он жил? Ребята, а с какими еще великими композиторами вы знакомы? В каком веке жил Моцарт? Что объединяло этих композиторов разных времен? Как вы думаете, что мы сегодня будем рассматривать на уроке? Сегодня на уроке вновь прозвучит музыка Моцарта: знакомые вам произведения композитора, и новые. Сегодня нас поведут в мир большой музыки гениальный австрийский композитор XVIII века В. А. Моцарт и великий русский композитор XIX века П. И. Чайковский! И так, тема нашего урока: Связь времен. Симфоническое развитие музыкальных образов. А в рамках этой темы, о чем мы можем поговорить? Какова цель нашего урока? Сейчас мы послушаем интересные факты из жизни В. Моцарта и его гениальную музыку. (Устная мини-викторина) 1. фрагмент «Симфонии№40». Назовите это произведение. А теперь к нему назовите по 1 прилагательному: какая симфония, какая в ней мелодия? 2. «Рондо» из сюиты «Маленькая ночная серенада» Назовем произведение и снова прилагательное. Разные композиторы, поэты, писатели восторгались музыкой Моцарта. «Он заставил меня полюбить музыку больше всего на свете» Так сказал о музыке Моцарта П.И.Чайковский. Моцарт и Чайковский… Великие имена рядом. Не одно столетие дарят они слушателям минуты высокой радости, счастливых озарений, необходимого очищения души. «Из всех великих композиторов, наиболее нежную любовь питаю к Моцарту.» - так говорил о музыке Моцарта П.И.Чайковский. Как вы думаете, во что могла вылиться эта любовь Чайковского к Моцарту? (Учебник с 136.) В дневнике композитора читаем такие слова: «Играл Моцарта и восхищался… Мысль о сюите из Моцарта. Моцарт есть высшая кульминационная точка, красоты в сфере музыки. Никто не заставлял меня плакать, трепетать от восторга! В Моцарте я люблю всё». П.И.Чайковским была создана оркестровая сюита в 1887 году в память 100-летия первой постановки оперы В.Моцарта «Дон Жуан». Идею «Моцартианы» Чайковский определил как «старина в современной обработке» Ребята, прочтите внимательно это необычное слово МОЦАРТИАНА. Что вы можете о нем сказать? Какова основа его? П.Чайковский взял в основу своей сюиты малоизвестные произведения Моцарта – жига, хорал. Как вы думаете, почему? А вот так отвечал сам П. И. Чайковский: «Большое количество превосходнейших мелких сочинений Моцарта, вследствие непонятной причины мало известны не только публике, но и многим из музыкантов. Мне кажется, что этой сюите предстоит большая будущность…». Автор сюиты хотел дать новый повод к более частому исполнению этих жемчужин музыкального творчества Моцарта. А теперь послушаем: «AVE VERUM» В.А.Моцарта. Каков характер этой музыки? О чем эта музыка? | - Русский композитор, одарённый, много балетов, симфоний. В 19 веке. В.А.Моцарт. В 18 веке. Музыка. Любовь к музыке. - Их связь. Связь времен. Познакомиться с музыкой, композиторами, больше о них узнать, обсудить связь времен, мир музыкальных образов композиторов. - Игривая, солнечная, ясная. - Он, наверное, что-то написал о нём…посвятил произведение - Корень – Моцарт! Что-то большое - Он хотел, чтобы человечество не забывало музыку Моцарта никогда - Музыка Моцарта написана для хора и оркестра и представляет собой как бы земную молитву, обращенную к Деве Марии. Музыка Чайковского написана для симфонического оркестра, в котором ведущую роль играет струнная группа. | 20 минут |
3.Организация исполнительской деятельности | Л (развитие эмоциональной отзывчивости, развитие памяти для запоминания мелодий и текстов песен) | Чайковский был великим музыкантом, который любил и уважал свою Родину, он был патриотом своей страны. А вы патриоты своей страны? Сейчас я вам предлагаю познакомиться с песней, которая называется «Мы дети твои, Россия.» Показываю. | Дети слушают.
| 10 минут |
4. Итог урока | Р ( оценка — выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить) | Ребята, что нового мы узнали сегодня на уроке? Каких композиторов рассмотрели? Какие произведения послушали? | 5 минут |
Предварительный просмотр:
Класс: 6 |
Тема урока музыки: «Программная увертюра. Увертюра «Эгмонт» Скорбь и радость».
Цель: знакомство учащихся с жанром программной увертюры; выявление характерных особенностей музыкальной формы программной увертюры.
Планируемые результаты:
Предметные: знакомство с программной увертюрой, развитие умения определять музыкальные произведения на слух; владение первоначальными певческими навыками, умение эмоционально и осознанно относиться к классической музыке.
Личностные: формирование целостного взгляда на мир, отношение к добру, честности, человечности, к красоте, развитие чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, развитие вокально-хоровых навыков, воспитание любви к музыкальной культуре.
Методы и приемы: метод размышления о музыке, наглядность, метод перспективы и ретроспективы, словесный.
Материалы и оборудование: ноутбук, презентация, видео проектор, фортепиано.
Музыкальный репертуар: Непоседы «Мы дети твои, Россия», Л. Бетховен «Эгмонт».
Структура занятия:
1)Организационный момент
2)Организация слушательской деятельности
3)Организация исполнительской деятельности
4)Итог урока
Этап урока | УУД | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Хронометраж |
1.Организационный момент | Л (Проявление эмоциональной отзывчивости) | -Добрый день. Давайте поприветствуем друг друга. (Ритмическое приветствие «Привет, друг») Сегодня наш урок будет посвящен очень важной теме - личному мнению. Скажите, часто ли вы согласны со своими друзьями? Или вам приходится ежедневно отстаивать свое мнение? Действительно, мы разные – по внешности, представлениям, вкусам. Каждый человек по-своему воспринимает различные события и по-своему реагирует на них. Так вот сегодня мы будем отстаивать своё мнение при помощи музыки. | - Дети заходят в класс и садятся. | 5 минут |
2. Организация слушательской деятельности | П (открытие новых знаний , осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме) | - Мы уже знаем, что все виды искусства связаны между собой, имеют одну основу – жизнь, отношение к которой отражается в художественных образах. В тоже время в каждом виде искусства художественный образ может быть воплощен в самых разных жанрах. Назовите жанры прозы: рассказ, повесть, роман; жанры поэзии: ода, поэма, баллада, лирическое стихотворение; жанры живописи: натюрморт, портрет, пейзаж, историческая картина; жанры музыки: песня, романс, кантата или симфония, опера, балет; Однако есть жанры, которые встречаются сразу в нескольких искусствах. Как вы думаете – Какие особенности художественного образа заставляют художника обращаться к тому или иному жанру смежного искусства? В вокальной музыке содержание и форма во многом определяются словом, поэтическим текстом. В инструментальной музыке – камерной и симфонической, где нет слов, как в песне, романсе, кантате, опере, - особенно важно представлять себе законы, принципы, приемы развития и построения музыки. Что вы слышали о таком жанре как программная увертюра? Программная увертюра родилась как новый симфонический жанр. Именно Бетховен доказал возможность существования одночастного оркестрового сочинения, способного по глубине идеи, по насыщенности содержания соперничать с многочастной симфонией. Увертюра -характерное обобщение или выражение духа музыки какой-либо драматической концепции или поэтического произведения, или целой страны, или целой эпохи, или даже личноститак что в некотором отношении увертюра есть монография. Построение увертюры: вступление, экспозиция (главная и побочная партия), разработка, реприза, кода. Давайте откроем учебник и прочтем там статью. А сейчас я предлагаю послушать 1 тему вступления увертюры «Эгмонт». После прослушивания я хотела бы услышать от вас: 1) Что можно сказать о герое этого сочинения? 2) Если бы вы были композиторами, то как оркестровали бы эту тему, каким инструментам поручили бы исполнить? Хорошо. Послушаем вторую тему вступления и скажем как же звучит она? Какие интонации нам слышны? Громкое звучание мрачных аккордов струнных в низком регистре олицетворяет образ тяжелого гнета, горе передает одинокая мелодия деревянных духовых инструментов – ее «запевает» гобой, к которому присоединяются другие деревянные духовые, а затем и струнные. Мы слушали увертюту (фрагмент) Людвига ван Бетховена к трагедии Гете «Эгмонт». В основе зловеще-торжественной первой темы вступления – ритм старинного танца – сарабанды, выступающем символом испанского владычества над народом Нидерландов и создающей образ жестоких завоевателей. На прошлом уроке я раздавала сообщения, вы должны были подготовить их к сегодняшнему уроку. Кто такой «Эгмонт»? Сообщения детей. Как вы думаете:? Как может развиваться основная часть увертюры? Какой будет главная партия экспозиции? Какие образы получают здесь развитие? Какова же будет кода? Кончается ли трагедия его гибелью? Почему данный разворот в учебнике назван «Скорбь и радость»? | - Отвечают на вопросы, отстаивая свою точку зрения. - Мужество, сила, угроза, зло - Первая тема-труба, тромбон, туба, контрабасы (в низком звучании). -Как жалоба, как просьба. Образ первой темы властвует над образом второй. - Острый конфликт. - Апофеоз героизма и самопожертвования во имя свободы. | 20 минут |
3.Организация исполнительской деятельности | Л (развитие эмоциональной отзывчивости, развитие памяти для запоминания мелодий и текстов песен) | Сегодня мы с вами должны подготовить для сдачи нашу песню. Встаем со стульев и давайте придумаем какие движения мы будем делать под неё. Репетируем. Поём. Мы дети твои, Россия.» | Дети соревнуются в пении.
| 10 минут |
4. Итог урока | Р ( оценка — выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить) | Ребята, предлагаю закрепить наши знания и ответить на вопросы: Что сегодня я узнал нового? Музыка какого немецкого композитора звучала? Как называется произведение? Кто такой Эгмонт? Что такое увертюра? Что значит программная музыка? Выставляем оценки. Всем спасибо за урок. ДЗ: Дать письменную характеристику главного героя увертюры Бетховена «Эгмонт». | 5 минут |
Предварительный просмотр:
Класс: 8 | |
Тема урока музыки: «Музыкальный жанр – концерт С.В. Рахманинов. Концерт для фортепиано с оркестром №3»
Цель: познакомить детей с музыкальным жанром концерт, вовлечь в концертно-исполнительскую деятельность, развитие чувства музыкального стиля, расширение словарного запаса, развитие умения слушать и воспринимать музыку, развитие умения сравнивать и анализировать, развитие исполнительской культуры, воспитание уважения к культурному музыкальному наследию, воспитание толерантности к культуре других стран и народов.
Планируемые результаты:
Предметные: знание понятия: концерт, композитор, исполнитель, слушатель, умение проводить интонационно-образный анализ, выступать в роли слушателей и исполнителей, узнавать изученные музыкальные сочинения, определение их авторов
знание выразительных возможностей музыки, умение эмоционально и осознанно относиться к классической музыке, расширить представление об ассоциативно-образных связях музыки с другими видами искусства.
Личностные: формирование целостного взгляда на мир, отношение к добру, честности, человечности, к красоте, развитие чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, развитие вокально-хоровых навыков, воспитание любви к музыкальной культуре.
Методы и приемы: метод размышления о музыке, наглядность, метод перспективы и ретроспективы, словесный.
Материалы и оборудование: ноутбук, презентация, видео проектор, фортепиано.
Музыкальный репертуар: С.В. Рахманинов «Концерт для фортепиано с оркестром №3», «Этот мир придуман не нами» А. Пугачёва.
Структура занятия:
1)Организационный момент
2)Организация слушательской деятельности
3)Организация исполнительской деятельности
4)Итог урока
Этап урока | УУД | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Хронометраж |
1.Организационный момент | Л (Проявление эмоциональной отзывчивости) | -Здравствуйте ребята, меня зовут Олеся Евгеньевна, сегодня я буду вести у вас урок музыки. Давайте с вами поздороваемся с помощью ритмического приветствия. (привет, друг). Сегодня в конце урока мы устроим небольшой концерт с песней, которую учили на предыдущих уроках. А чтобы узнать тему нашего урока вы должны разгадать ребус. (концерт). Кто из вас был в концертном зале? Зал - что это? А Какой бывает зал? Что же такое концерт? | - Дети заходят в класс. - актовый, спортивный, концертный. | 5 минут |
2. Организация слушательской деятельности | П (открытие новых знаний, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме) | - Но в музыке слово концерт это не только выступление артистов. Концерт – музыкальное произведение для оркестра и солирующего инструмента (флейты, арфы, трубы, виолончели, фортепиано и т.д.). Концерты появились в Италии в 17 веке. Концерты писали в России и в Европе: А.Вивальди, И.-С.Бах, Й.Гайдн, В.-А.Моцарт, П.Чайковский и С.Рахманинов. Как правило, концерты состояли из 3-х частей. (Работа с учебником) В изобразительном искусстве тоже есть концерты - это картины с названием «Концерт»: Эркоде де Роберти, Адольф фон Менцель, Константин Андреевич Сомов, Ян Вермеер. На всех этих картинах изображена группа людей, исполняющих музыку. Их музыка звучит красиво, потому что они играют вместе, согласуют свою игру. Музыкантам всего мира известен Концерт для фортепиано с оркестром № 3 Рахманинова. Как и во многих концертах он состоит из 3 частей. Я предлагаю вам посмотреть видео с исполнением этого концерта и связать каждую часть с пейзажами природы. После просмотра мы охарактеризуем все части. Как вы думаете, может ли это произведение стать музыкальным пейзажем? А что вас подтолкнуло к таким картинам в музыке? Послушаем первую часть. Создаётся ощущение полёта – звуки расширяют пространство, уводя нас в даль. Потом эта тема переходит в оркестр, она наполняется сочностью, оркестр также бережно исполняет её. Что же вы услышите во второй части? Посмотрите, как эта тема приобрела мощь при повторном исполнении оркестра. (Слушание отрывка) Как вы думаете, одиночество есть в мелодии? А как вы это почувствовали? Вы совершенно правильно поняли замысел композитора и даже определили его состояние души. Он необычайно сильно любил природу и сам того не замечая через свои произведения заставлял задуматься о единстве человека с природой. Молодцы! А теперь я предлагаю вспомнить наш с вами оркестр. Выбираем дирижёра, создаем оркестр под произведение Рахманинова. | - Да - можно представить лес, как деревья качаются на ветру, речка бежит. Движение в мелодии стремительное. - Этот переход мелодии от фортепиано к оркестру – создаёт впечатление масштабности. - Есть - Мелодия грустная, плавная, в ней нет радости, и она постоянно чего-то ищет – переходит из одного состояния в другое. | 20 минут |
3.Организация исполнительской деятельности | Л (развитие эмоциональной отзывчивости, развитие памяти для запоминания мелодий и текстов песен) | Перед каждым концертом, каждый поющий должен подготовить свой голосовой аппарат – это наши щёки, губы, зубы, язык, лёгкие. Для этого сначала встанем правильно - свободно с опорой на обе ноги, корпус прямой, плечи развёрнуты. Приступим к выполнению дыхательной гимнастики для хорошей работы наших органов дыхания – носа и лёгких- когда мы будем петь песню. А сейчас давайте на первый раз вспомним движения и пропоем. После поем концертный вариант который я снимаю на видео. «Этот мир придуман не мной». | Дети исполняют концертный вариант с движениями.
| 10 минут |
4. Итог урока | Р ( оценка — выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить) | Давайте подведем итоги нашего урока при помощи небольшого теста на экране. Всем спасибо за урок! До свидания ! | -Выполняют тест. | 5 минут |
Предварительный просмотр:
Класс: 8 |
Тема урока музыки: «Симфоническая музыка. Симфония № 103 («С тремоло литавр»). Й. Гайдн.».
Цель: рассмотреть и выявить особенности музыкального жанра – симфонии; закрепить признаки симфонической музыки, систематизировать знания учащихся о симфоническом оркестре, его составе.
Планируемые результаты:
Предметные: знание выразительных возможностей музыки, умение эмоционально и осознанно относиться к классической музыке, углубление знакомства с музыкальным жанром – симфонией, расширить представление об ассоциативно-образных связях музыки с другими видами искусства.
Личностные: формирование целостного взгляда на мир, отношение к добру, честности, человечности, к красоте, развитие чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, развитие вокально-хоровых навыков, воспитание любви к музыкальной культуре.
Методы и приемы: метод размышления о музыке, наглядность, метод перспективы и ретроспективы, словесный.
Материалы и оборудование: ноутбук, презентация, видео проектор, фортепиано.
Музыкальный репертуар: Симфония № 103 («С тремоло литавр»). Й. Гайдн, Пугачёва «Этот мир придуман не мной».
Структура занятия:
1)Организационный момент
2)Организация слушательской деятельности
3)Организация исполнительской деятельности
4)Итог урока
Этап урока | УУД | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Хронометраж |
1.Организационный момент | Л (Проявление эмоциональной отзывчивости) | -Здравствуйте ребята, меня зовут Олеся Евгеньевна, сегодня я буду вести у вас урок музыки. Сегодняшний урок будет проходить в виде соревнования 2 команд. Разделяемся. Придумываем названия. Какой жанр музыки вы любите? (смотрят видео) Какой жанр музыки вы увидели? В чем отличие камерной музыки от симфонической? Наведите примеры камерной и симфонической музыки. Давайте попробуем ответить на вопросы: Что такое симфония? есть ли в симфониях названия? слушаете ли вы симфонию? где можно услышать симфонию? кто писал симфонии? Я думаю, вы уже догадались о чем пойдет речь на уроке. Мы поговорим о симфонической музыке. | - Дети заходят в класс. -Симфоническую музыку. | 5 минут |
2. Организация слушательской деятельности | П (открытие новых знаний , осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме) | - Давайте же определим, что такое симфония? Симфония достигла совершенства в 18 веке в сочинениях венских классиков. Великими симфонистами того времени были Й. Гайдн, которого называют отцом симфонии, и его последователи Моцарт и Бетховен. Почти все симфонии, созданные этими композиторами, имеют олинаковое строение: четыре части, которые вопрощают в себе разные стороны жизни человека. 1-я быстрая и наиболее драматичная, иногда начинается с медленного вступления,2-я медленная, задумчивая, посвященная мирным картинкам природы, лирическим переживаниям, 3-я часть менуэт-игра, веселье, картинки народной жизни, 4-я быстрый финал, близкий народной песенно-танцевальной музыке. Он как итог всех частей отличается, как правило, жизнеутверждающим, торжественным характером. И чтобы нам с вами в этом конкретно убедиться я предлагаю обратиться к творчеству Йозефы Гайдна. Кто же это такой? Это великий австрийский композитор. Он оставил множество произведений почти во всех музыкальных жанрах и формах, существовавших в его время. Маленький Йозеф уже в пять лет обратил на себя внимание музыкантов. Он обладал прекрасным слухом, памятью, чувством ритма. Моцарт, его друг и младший современник, писал: «Никто не в состоянии делать все: и потрясать, вызывать смех и глубоко трогать, и все одинаково хорошо, как это умеет Гайдн. Музыкальные образы его сочинений навеяны жизнью и бытом австрийского крестьянства. Картины мирной счастливой жизни, танцы и хороводы, природа, радости крестьянского труда составляют содержание его произведений. Многие мелодии, сочиненные Гайдном становились народными и распевались теми, кто даже не знал имени их создателя. Оптимистическое отношение к жизни отразилось в его музыке – жизнерадостной, пронизанной сияющей улыбкой и народным юмором. (Читаем в книге стр 112) Давайте с вами послушаем эту симфонию (1-ю часть) и определим какие инструменты ее исполняют? В чем же особенность вступления? Какие эмоции вызывает у вас первая часть симфонии? Зарабатываем баллы для команды. А теперь давайте послушаем финал симфонии и определим: каким предстает перед нами композитор? Можно ли предположить, что музыку, полную такой жизненной энергии и радости, Гайдн сочинил в 62 года? Хорошо. В России тоже были и есть талантливые люди, которые продолжают сочинять различные произведения, песни. | -Симфония - музыкальное произведение для оркестра. Как правило, симфонии пишутся для большого оркестра смешанного состава (симфонического), но существуют и симфонии для струнного, камерного, духового и других оркестров. | 20 минут |
3.Организация исполнительской деятельности | Л (развитие эмоциональной отзывчивости, развитие памяти для запоминания мелодий и текстов песен) | Я предлагаю познакомиться с песней «Этот мир придуман не мной». Многим знакома эта песня. Показываю. Кто знает ее может мне подпевать. | Дети слушают.
| 10 минут |
4. Итог урока | Р ( оценка — выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить) | Ребята, о чем мы говорили сегодня на уроке? Кто явился основоположником симфонии? Какую симфонию мы прослушали? В чем особенность вступления? Давайте подведем итоги соревнования. | 5 минут |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспекты уроков музыки в основной школе (5-7 классы)
В этом разделе собраны конспекты уроков с 5 по 7 классы...
Конспекты уроков музыки в основной школе
Конспекты уроков музыки для 5,6,7 классов...
Конспекты уроков музыки в основной школе
Конспекты уроков музыки для 5,6,7 классов...
Конспекты уроков музыки в основной школе
Основная школа "Музыка" Е.Д.Критская...
План - конспект урока музыки (5, 6, 7 класс) по теме: Конспекты уроков музыки в основной школе
Конспекты уроков музыки для 5, 6, 7 классов!...
Конспекты уроков музыки в основной школе
Конспекты уроков для 5,6,7 классов...
Конспекты уроков музыки для основной школы
Конспекты для 5,6,7 класса....