Конспекты уроков музыки для основной школы
план-конспект урока по музыке
Конспекты для 5,6,7 класса.
Скачать:
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Тема урока музыки: «Уноси моё сердце в звенящую даль…»
Цель: Углубление и расширение знаний детей о вокальной музыке через знакомство с романсами С.В.Рахманинова.
Планируемые результаты:
Метапредметные: Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей на уроке.
Предметные: Формирование умения выявлять образы и их особенности в романсах «Островок», «Сирень», «Здесь хорошо» Сергея Васильевича Рахманинова, Разучивание первого куплета песни «Листья желтые». Формирование знаний о творчестве известного певца Ф.И.Шаляпина через прослушивание русской народной песни «Вдоль по Питерской» в его исполнение.
Личностные: Проявление эмоциональной отзывчивость, личностного отношения к музыкальным произведениям при их восприятии и исполнении.
Тип урока: урок «открытия» новых знаний.
Методы и приемы: словесный метод, метод размышления о музыке, наглядность, метод музыкальных обобщений, метод сравнения.
Материалы и оборудование: Компьютер, проектор, флешка, колонки.
Музыкальный репертуар: С.В. Рахманинов романсы «Сирень», «Островок», «Здесь хорошо». Музыка Р.Паулса, текст Я.Петерс «Листья жёлтые». Русская народная песня «Вдоль по Питерской».
Структура занятия:
- Организационный момент.
- Организация слушательской деятельности.
- Организация исполнительской деятельности.
- Итог урока.
- Рефлексия.
Предварительный просмотр:
Тема урока музыки: «Стучит, гремит Кикимора…»
Цель: Формирование представлений и интереса к народному фольклору через знакомство с симфонической миниатюрой «Кикимора» А.Лядова.
Планируемые результаты:
Метапредметные: Овладение навыками смыслового прочтения содержания «текстов» различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами деятельности. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей на уроке.
Предметные: Ознакомление детей с терминами «фольклор», «симфоническая миниатюра», «программная музыка», «симфоническая сюита» на примере творчества А.Лядова и Н.Римского-Корсакова. Формирование представления о сказочном персонаже Кикиморе через прослушивание симфонической миниатюры «Кикимора» А.Лядова. Углубление и расширение знаний детей о взаимосвязи литературы и музыки через прослушивание симфонической сюиты Н.Римского-Корсакова «Шахеразада» и симфонической миниатюры А.Лядова «Кикимора», Продолжение разучивания песни «Умывает красно солнышко».
Личностные: Проявление эмоциональной отзывчивость, личностного отношения к музыкальным произведениям при их восприятии и исполнении.
Тип урока: урок «открытия» новых знаний.
Методы и приемы: Метод сравнения, собственный показ, метод наблюдения за музыкой, словесный метод, практический метод, наглядный метод.
Материалы и оборудование: Компьютер, проектор, флешка, колонки.
Музыкальный репертуар: Симфоническая миниатюра «Кикимора» А.Лядова. Симфоническая сюита «Шахеразада» Н.Римского-Корсакова. Музыка П.Аедоницкого, слова И. Шаферана «Умывает красно солнышко».
Структура занятия:
- Организационный момент.
- Организация слушательской деятельности.
- Организация исполнительской деятельности.
- Итог урока.
- Рефлексия.
№ | Этап урока | УУД | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Хронометраж (мин.) | ||||
1 | Организационный момент | Регулятивная УУД - способность принимать, соохранять цели исследовать им в учебной дея-ти. Познавательные УУД - планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. | Здравствуйте, ребята! Садитесь. Посмотрите на экран, кто тут изображён? Да, абсолютно верно! А откуда все эти герои? Да, это действительно герои сказок! А скажите, сказки, легенды, предания, относятся к какому литературному жанру? Его ещё по-другому называют русским народным творчеством. Да, это фольклор. Давайте запишем определение, чтобы все знали. Запишите число, пропустите одну строчку, позже напишем туда тему урока. Прочитай определение вслух. Молодец, теперь запишем его. Отечественные композиторы в своём творчестве постоянно обращались к русскому литературному фольклору – сказкам, легендам, сказаниям. И мы с вами сейчас познакомимся с композитором, который часто пользовался фольклором в своём творчестве. Давайте запишем его. Анатолий Константинович Лядов – русский композитор, дирижёр, пианист. Сегодня мы познакомимся с его симфонической миниатюрой. Запишите, что такое симфоническая миниатюра – это небольшая пьеса для симфонического оркестра. И его симфоническая миниатюра называется «Кикимора» Скажите, а как, по-вашему, мнению выглядит Кикимора? Да, Кикимора – это злой дух, нечистая сила в женском обличье. Чаще всего в народных преданиях встречается кикимора болотная – злое, коварное, привередливое существо, созданное воображением русского человека. Литературной основой «Кикиморы» А. Лядова стало одно из сказаний русского народа, записанное фольклористом-собирателем И.Сахаровым. Фольклорист-собиратель – это человек, который искал, собирал разные образы, характеристики сказочного героя, и представлял их в своих работах. И мы с вами послушаем, какой же образ Кикиморы представлял русский народ: «Живет, растет Кикимора у кудесника в каменных горах. От утра до вечера тешит Кикимору Кот- баюн, говорит сказки заморские. Со вечера до бела света качают Кикимору во хрустальчатой колыбельке. Ровно через семь лет вырастает Кикимора. Тонешенька, чернешенька та Кикимора, а голова- то у ней малым- малешенька, со наперсточек, а туловища не спознать с соломиной. Стучит, гремит Кикимора от утра до вечера; свистит, шипит Кикимора со вечера до полуночи; со полуночи до бела света прядет кудель конопельную, сучит пряжу пеньковую, снует основу шелковую. Зло на уме держит Кикимора на весь люд честной». Какая нам описывается Кикимора в тексте? А скажите, чем она занималась? Да, вот так нам с вами описывают её в народных сказках. | - Здравствуйте! - Русалка, Кощей, Леший, Водяной, Баба-яга. - Из сказок? - фольклор. - Фольклор – это устное, словесное и музыкальное народное творчество. - Страшная, злая, коварная. - Маленькой, хрупкой, худой, злой. - сучит пряжу, прядёт кудель, стучит, гремит до утра. | 9 минут | ||||
2 | Организация слушательской деятельности | Личностные УУД - формирование эмоционального и осознанного усвоения жизненного содержания музыкальных и литературных сочинений. Регулятивные УУД - подбирать слова, отражающие содержание художеств. произведения. | И сейчас мы с вами прослушаем, а какой же образ она приобретает у Лядова. Напишите, симфоническая миниатюра «Кикимора» Вы будете слушать её, и потом ответите на эти вопросы. Какой образ Кикиморы нам передаёт музыка? Похожи ли образы Кикиморы в литературе и музыке? Слушают симфоническую миниатюру «Кикимора» Какой образ Кикиморы нам передаёт музыка? Похожи ли образы Кикиморы в литературе и музыке? Да, вы правы. Образ Кикиморы, который изобразил нам Лядов отличается от привычного. Для него Кикимора была забавным персонажем. Он изобразил её пугливой, смешной, не страшной. Но, фольклор бывает не только русским народным, он также есть у других народов. И сегодня мы будем говорить об одной арабской сказке « 1000 и 1 ночь». И обращайся к разным литературным источникам, композиторы часто создают на их основе инструментальные произведения. Их ещё называют программной музыкой. Запишем с вами определение. Программная музыка – это инструментальная музыка, имеющая название или литературный сюжет, раскрывающий содержание произведения. И сегодня мы поговорим о композиторе, который любил сказки сказания, легенды, я думаю, его фамилия будет вам знакома Николай Андреевич Римский-Корсаков – известный русский композитор, педагог, дирижёр. Сегодня мы послушаем его симфоническую сюиту «Шахеразада» Давайте запишем определение симфонической сюиты. Симфоническая сюита – это несколько музыкальных пьес, объединенных в один цикл общей идеей, темой произведений. И наша сюита как раз и была объединена темой сказки «1000 и 1 ночь». К партитуре этой сюиты Римский –Корсаков приложил программу, в которой говорится, что: «Султан Шахриар, убеждён в коварстве и неверности женщин, дал зарок казнить каждую из своих жен после первой ночи, но султанша Шехеразада спасла свою жизнь тем, что сумела занять его сказками, рассказывая ему их на протяжении тысячи и одной ночи, так что побуждаемый любопытством Шахриар постоянно откладывал её казнь и наконец совершенно оставил своё намерение. Много чудес рассказала ему Шехеразада, приводя стихи поэтов и слова песен, вплетая сказку в сказку и рассказ в рассказ». И мы с вами сейчас послушаем эту симфоническую сюиту «Шахеразада» И вы мне ответите на вопрос. Какими инструментами композитор обозначает тему султана, а какими тему Шахеразады. И какие характеры у этих двух тем? Слушают симфоническую сюиту «Шахеразада» Какими же инструментами композитор обозначил тему султана? А тема Шахеразада? Скажите, какая по характеру была тема у султана? Каким вы его представили? Да, действительно тема была такая грозная, величавая. А тема Шахеразады была какая? Да, действительно тема девушки была очень такая лёгкая, изящная, гибкая. Сегодня мы с вами говорили о двух разных произведениях Лядова и Римского-Корсакова. И нам пора сформулировать тему урока. Мы говорили о фольклоре в чей музыке? А у первого композитора был какой герой? Правильно, тема нашего урока будет звучать так «Фольклор в музыке русских композиторов. Стучит, гремит Кикимора» И сегодня мы много времени посвятили инструментальной музыке, и пора вспомнить, что у нас есть вокальная музыка. И есть домашнее задание. Вам нужно было написать текст песни «Умывает красно солнышко» | - Музыка изобразила Кикимору довольно пугливой, не такой страшной, как мы себе представляли её. - Они отличаются. В тексте описывается более храбрая, смелая и злая Кикимора. А музыка не передаёт нам злость, и смелость Кикиморы. - духовыми инструментами. - струнными, скрипкой. - он был очень высокомерный, суровый. - Спокойная, нежная, тёплая, но лирическая. - в музыке русских композиторов. - Кикимора. | 15 минут | ||||
3 | Организация исполнительской деятельности | Личностные УУД – интонационно и осмысленно исполнять сочинения разных жанров, стилей, в ансамбле. Регулятивная УУД – умение взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками в учебной деятельности. |
Давайте повторим первый куплет и припев в медленном темпе. Я буду показывать вам звуковысотность. Отлично, помните, что в песне у нас друг за другом идут 1 и 2 куплет, поэтому будьте внимательны. Исполняем под плюс все куплеты в нужное последовательности. Но, вы будете петь по рядам. 1 ряд первый куплет, 2 ряд второй куплет, 3 ряд третий куплет. Припевы поём все вместе. Отлично! Вы молодцы! | Поют песню. | 13 минут | ||||
4 | Итог урока | Личностные УУД - способность усвоения теоретических знаний. | Ребята, о чём мы говорили сегодня на уроке? С каким новым композитором вы познакомились на уроке? Верно! Какое произведение мы послушали у него? А что такое симфоническая миниатюра? А с каким произведением мы познакомились ещё на уроке? Правильно, молодцы. | - о фольклоре, сказках, сказаниях. - Константином Лядовым. - симфоническую миниатюру «Кикимора» - симфоническая миниатюра – это небольшая пьеса для симфонического оркестра. - симфонической сюитой «Шахрезада». | 2 минут | ||||
5 | Рефлексия | Регулятивная УУД – умение адекватно воспринимать оценки и отметки. | Оцените свою работу на уроке. Напишите у себя в тетрадях. Какой для вас был урок? (интересный, скучный, безразличный) Каким вы были на уроке? (Активным, я часто отвечал. Я старался принимать участие, но не всегда хорошо работал. Я был пассивен.) И что вы поняли по итогу урока? (Я всё знал. Я узнал много нового. Я ничего не понял.) | Дети пишут в своих тетрадях оценку своей работы. Каждый сам оценивает свою работу. | 1 минута |
Предварительный просмотр:
Тема урока музыки: Опера «Иван Сусанин».
Цель: Расширение и углубление знаний о творчестве М.И.Глинки через знакомство с оперой «Иван Сусанин».
Планируемые результаты:
Метапредметные: Овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления на уроке. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей на уроке.
Предметные: Формирование представления об опере «Иван Сусанин» через знакомство с главными героями, сюжетом, историей создания и прослушиванием главных партий оперы – каватина и рондо Антониды «В поле, в поле чистое гляжу», польские танцы «полонез», «краковяк». Разучивание первого куплета песни «Наша Родина».
Личностные: Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России.
Тип урока: урок «открытия» новых знаний.
Методы и приемы: метод наблюдения за музыкой, словесный метод, метод сравнения, собственный показ, метод обобщения.
Материалы и оборудование: Компьютер, проектор, флешка, колонки
Музыкальный репертуар: М.И.Глинка фрагменты из оперы «Иван Сусанин» - каватина и рондо Антониды «В поле, в поле чистое гляжу», польские танцы «полонез», «краковяк». Музыка Г.Шайдуловой, слова Б.Дубравина песня «Наша Родина».
Структура занятия:
- Организационный момент.
- Организация слушательской деятельности.
- Организация исполнительской деятельности.
- Итог урока.
- Рефлексия.
№ | Этап урока | УУД | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Хронометраж (мин.) | ||||
1 | Организационный момент | Познавательные УУД - планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Регулятивная УУД - способность принимать. Сохранять цели исследовать им в учебной дея-ти. | Здравствуйте, ребята! Меня зовут Анастасия Сергеевна, и сегодня я проведу у вас урок музыки. Посмотрите на портрет, скажите, кто на нём изображён? Правильно, сегодня мы с вами поговорим о его творчестве, и об одном из самых известных произведений. Но, для начала вспомним немного биографию. Михаил Иванович Глинка – основоположник русской классической музыки и первый русский композитор мирового значения. В своем творчестве Глинка обращался к различным музыкальным жанрам — опере, романсу, симфоническим произведениям, камерным ансамблям, фортепианным пьесам и другим сочинениям. М.И.Глинку называют родоначальником русской оперы. Но, он конечно не единственный писал оперы в то время, но он внёс огромный вклад в развитие этого направления в России. И сегодня мы с вами будем знакомиться с его первой оперой. Но, я хочу спросить у вас, какие жанры оперы знаете вы? Правильно, существует огромное количество жанров, но в то время, когда жил Глинка часто встречались именно исторические, эпические оперы. Т.к. в истории России происходило огромное количество изменений (войны, смена правителей) Композиторы, писатели писали свои произведения по вот этим историческим событиям. Даже сам Глинка был свидетелем войны 1812 между Францией и Россией. И эта война оставила отпечаток в его памяти. Первая его опера была посвящена тоже военным событиям, и мы с вами сейчас будем о ней говорить более подробно. Но, я хочу, чтобы вы разгадали ребус с названием этой оперы. Посмотрим на экран, и назовите её. Верно, и тема нашего урока будет: опера «Иван Сусанин» Запишите её в тетрадь. | - Михаил Иванович Глинка. - трагические, комические, исторические, эпические и т.д. - опера «Иван Сусанин» | 5 минут | ||||
2 | Организация слушательской деятельности | Познавательный УУД - познание различных явлений жизни общества и отдельного человека на основе вхождения в мир музыкальных образов различных эпох и стран, их анализа, сопоставления, поиска ответов на проблемные вопросы. | Мысль о создании русской национальной оперы возникла у Глинки, когда он жил в Италии. Он говорил: «Все написанные мною в угождение жителей Милана пьесы... убедили меня только в том, что я шел не своим путем и что я искренно не мог быть Итальянцем. Тоска по отчизне навела меня постепенно на мысль писать по-Русски». Вернувшись в Россию, он задумал сочинять оперу по повести Василия Жуковского «Марьина роща», но, сам Жуковский предложил ему другой сюжет. И Глинка согласился. Поэтому, в этой опере за основу взят исторический подвиг простого крестьянина из Костромы Ивана Сусанина. События происходят во времена 1613 года. Известно, что поляки шли в Кострому, чтобы убить 16-летнего боярина Михаила Романова, но в пути они заплутали. Дорогу им вызвался показать крестьянин Иван Сусанин, но вместо этого завёл их в болото, где погиб вместе с ними. Благодаря такому подвигу Иван Сусанин спасает целую страну от поляков, и спасает жизнь будущему правителю Михаилу Романову. И второе название этой оперы называется «Жизнь за царя» Запишите её себе в тетрадь. Если говорить о жанре этой оперы, то можно отнести её к нескольким, но сам композитор относил её к этому жанру: «Отечественная героико-трагическая опера» Запишите название жанра в тетрадь. Глинка самостоятельно придумал сюжет своей опере, и начал сочинять музыку без текста. Либретто - текст оперы. Согласился писать барон Егор Розен. Запишите, кто автор либретто. Идею этой оперы можно выразить строками известной думы «Иван Сусанин» К.Рылеева: Предателя, мнили, во мне вы нашли: Их нет и не будет на Русской земли! В ней каждый отчизну с младенчества любит, И душу изменой свою не погубит. Какая идея заложена в этих строках? Верно, любовь к Родине. Запишите идею к себе в тетрадь. В этой опере есть основные герои, которых мы сейчас с вами увидим. Посмотрите на экран, вы видите имя и фамилию героя, основные произведения, которые он исполняет, его голос, и как он выглядит. Запишите эту таблицу себе в тетрадь. Опера состоит из 4 действий и эпилога. Запишите информацию в тетрадь. Начнём знакомиться с сюжетом с первого действия. События происходят в селе Домнино в Костромской губернии. Возвращаются молодые войны, победившие польское войско, вторгшееся на территорию Руси. Радостные крестьяне устраивают торжественную встречу. Грустит лишь Антонида. Она ждет возвращения своего жениха — Богдана Собинина. И исполняет каватину и рондо «В поле, в поле чистое гляжу» Запишите название в тетрадь, мы с вами сейчас послушаем часть каватины и рондо, и вы мне ответите на вопрос. Отличаются ли они между собой по характеру? Слушают каватину и ронду Антониды «В поле, в поле чистое гляжу» Скажите, заметили ли вы отличие в характере музыки? Верно, молодцы! Каватина и рондо Антониды показывают, что она очень нежная, верная девушка. И она переживает за своего жениха. Но, к счастью, её жених возвращается вместе с остальными! И они начинают думать о свадьбе. Но отец Антониды, Иван Сусанин, рассказывает, что враги лишь на какое-то время отступили, и теперь необходимо готовиться к очередному сражению. Поэтому он запрещает им проводить свадьбу. Тут Собинин говорит ему хорошую новость: Минина, легендарного народного героя, поставили во главу всего ополчения. В него верит весь народ! Сусанину понравилась эта новость, и он разрешает молодым провести праздник. На этом первое действие заканчивается. Второе действие происходит в замке польского короля Сигизмунда. Он устроил пышный бал, пригласил всех своих друзей. У него было много еды, вина, красивой музыки, гости все танцевали и радовались. И мы сейчас с вами послушаем их польские танцы. Первый танец полонез. Перед прослушиванием, давайте посмотрим на вопросы, которые я задам в конце. Какой по характеру полонез? Какой он по темпу? Слушают танец полоз. Какой был темп? Верно, а по характеру? Да, полонез действительно спокойный, но при этом он был первым танцем на этом балу, поэтому можно сказать, что он был парадный и нёс в себе призыв. Вот, у нас пышный бал, мы отмечаем нашу победу! Хотя о победе ещё никто не говорил. Следующий танец, который мы послушаем это краковяк. Потом ответите мне на вопрос, чем отличается его музыка от полонеза? Слушают танец краковяк. Какие различия вы услышали? Да, абсолютно верно. Краковяк подвижный, энергичный танец. Дальше они танцуют вальс и заканчивают мазуркой. Потом к ним пришёл гонец с плохой вестью. Он сообщает о разгроме войск ополчением Минина и Пожарского. Поляки в смятении. Новый отряд рыцарей отправляется в поход на Русь. Так заканчивается второе действие оперы. Скажите, какая в основном музыка характеризовала поляков, вокальная или инструментальная? Верно, инструментальная. И Глинка специально подчёркивает нам это различие. В инструментальной музыке, которая характеризовала поляков, мы не можем увидеть конкретного человека, мы лишь чувствует эту праздничную атмосферу, радость какой-то победы, веселье. А вокальная музыка, она нам показывает этого человека или целый народ, мы слышим этот голос, мы осознаём кто это, мы чувствует от него тепло. Глинка был русским композитором, и это не удивительно, почему он так холодно изобразил нам поляков. Ведь он действительно очень сильно любил свою Родину. И вы надеюсь, тоже любите свою Родину. И мы с вами сможем сегодня разучить новую песню, которая называется «Наша Родина» Я вам её спою, а вы внимательно слушайте. | - любовь к Родине. - Да, заметили. Каватина была лирическая, нежная, неторопливая, а рондо была подвижной, светлой, радостной. - спокойный, умеренный. - весёлый, радостный… - Краковяк был намного подвижнее полонеза, по характеру тоже он другой, если полонез был торжественный, то тут уже более танцевальный, энергичный. - инструментальная. | 25 минут | ||||
3 | Организация исполнительской деятельности | Личностные УУД – интонационно и осмысленно исполнять сочинения разных жанров, стилей, в ансамбле. Познавательные УУД - развитие слуха, интонации в голосе, внимания. |
Давайте разучим слова первого куплета и споём их. Отлично, попробуем спеть вместе с припевом. Хорошо, спасибо. Запишите домашнее задание. Вы должны будете найти слова этой песни и распечатать, написать их в свою тетрадь. | Поют. | 7 минут | ||||
4 | Итог урока | Личностные УУД - способность усвоения теоретических знаний. Регулятивная УУД – адекватно воспринимать предложения учителя. | Сегодня на уроке мы с вами начали изучать оперу, как она называется? Какой жанр у этой оперы? Верно, сколько действий в этой опере? Правильно, а какие танцы мы с вами слушали во 2 действие? Правильно, молодцы. | - «Иван Сусанин» -«Отечественная героико-трагическая опера» - 4 действия и эпилог. - полонез и краковяк. | 2 минуты | ||||
5 | Рефлексия | Регулятивная УУД – умение адекватно воспринимать оценки и отметки. | Оцените свою работу на уроке. Напишите у себя в тетрадях. Какой для вас был урок? (интересный, скучный, безразличный) Каким вы были на уроке? (Активным, я часто отвечал. Я старался принимать участие, но не всегда хорошо работал. Я был пассивен.) И что вы поняли по итогу урока? (Я всё знал. Я узнал много нового. Я ничего не понял.) | Дети пишут в своих тетрадях оценку своей работы. Каждый сам оценивает свою работу. | 1 минута |
Предварительный просмотр:
Тема урока музыки: Опера «Иван Сусанин».
Цель: Углубление и расширение знаний об опере «Иван Сусанин» М.И.Глинки.
Планируемые результаты:
Метапредметные: Развитие познавательного интереса, умения слушать, анализировать, вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждение проблем. Формирование умения устанавливать причинно-следственные связи, умения размышлять, рассуждать и делать выводы.
Предметные: Формирование представления об опере «Иван Сусанин» через знакомство с сюжетом 3 и 4 действия, прослушивание романса Антониды «Не о том скорблю подруженьки», арии Ивана Сусанина «Ты взойдёшь, моя заря!», хора «Славься». Разучивание песни «Наша Родина».
Личностные: Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, к истории, культуре, ценностям народов мира.
Тип урока: урок расширения и углубления знаний
Методы и приемы: Наглядно-иллюстративный метод, метод размышления о музыке, словесный метод, метод сопереживания, практический метод.
Материалы и оборудование: Компьютер, проектор, флешка, колонки
Музыкальный репертуар: М.И.Глинка фрагменты из оперы «Иван Сусанин» - романс Антониды «Не о том скорблю подруженьки», ария Ивана Сусанина «Ты взойдёшь, моя заря!», хор «Славься». Музыка Г.Шайдуловой, слова Б.Дубравина песня «Наша Родина».
Структура занятия:
- Организационный момент.
- Организация слушательской деятельности.
- Организация исполнительской деятельности.
- Итог урока.
- Рефлексия.
№ | Этап урока | УУД | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Хронометраж (мин.) | ||||
1 | Организационный момент | Регулятивные УУД - (целепологание) – постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что ещё неизвестно. | Здравствуйте! Садитесь. О чём мы с вами говорили на прошлом уроке? Верно, а сколько действий мы успели разобрать? А сколько всего в этой опере действий? Да, правильно. И мы с вами сегодня продолжим знакомиться с этой оперой, поэтому тема урока у нас остаётся такой же. Запишите, что 3 действие оперы происходит в доме Ивана Сусанина. В доме царила прекрасная праздничная атмосфера, все готовились к свадебному торжеству Антониды и Собинина. Но, вдруг, приходит войско поляков, которые требуют показать им дорогу к Михаилу Романову. Вспомните, кто вызвался показать им дорогу? Да, а какой у него был план? Правильно. А своему сыну Ване он говорит, чтобы тот скорее предупредил царя, о том, что враг его ищет. Ваня незаметно уходит. Антонида думает, что отец и впрямь собирается проводить поляков к государю. Она выбегает к нему и молит его не делать этого, не покидать их. Сусанин успокаивает Антониду. Он благословляет её и просит сыграть свадьбу без него. И уходит с поляками. | - Здравствуйте. - об опере «Иван Сусанин» - Два. - 4 действия и эпилог. - Иван Сусанин. - Завести поляков в непроходимый лес, чтобы они не смогли выбраться от туда. | 5 минут | ||||
2 | Организация слушательской деятельности | Личностные УУД - развитие этических чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, сопереживания чувствам других людей. Познавательные УУД – открытие новых знаний, нового материала. | Антонида проводит свой девичник, на котором ей совсем не весело. И подруги замечают эту грусть, и спрашивают её. Что случилось? И там она исполняет свой романс «Не о том скорблю подруженьки» Мы с вами послушаем этот романс, а вы мне скажите. О чём поёт Антонида? Какие чувства она испытывает? Слушают романс «Не о том скорблю подруженьки» О чём поёт Антонида? Какие чувства она испытывает? Да, она действительно в своё романсе поёт о том, что её отца забрали враги, она предчувствует, что он не вернётся. Поэтому ей очень страшно, грустно, печально и больно. Ведь отца больше не будет рядом, и он не увидит их свадьбу. Позже входит Собинин. Узнаёт от Антониды, что Сусанина забрали. И он полон решимости спасти её отца от поляков, начинает собирать вооружённых крестьян. Дальше идёт 4 действие. В него входят 3 картины. В первых картинах рассказывается о том, что все войска собраны и идут спасать Ивана Сусанина. А вот 3 картина, нам рассказывает, что же происходит с Сусаниным. Он завёл поляков в лес, и они начали догадываться, что он их обманывает. Но, они так устали, что решили поспать. Иван Сусанин понимал, что его обман скоро раскроют, и его ждёт смерть. И он в своём речитативе так и говорит, чуют правду. Смерть близка, но не страшна она, свой долг исполнил я. Прими мой прах, мать земля! И после этих слов он исполняет свою арию «Ты взойдёшь, моя заря!» И мы с вами сейчас с вами её послушаем. И вы мне скажите. О чём он поёт? Какие чувства испытывает Сусанин? Слушают арию «Ты взойдёшь, моя заря!» О чём он поёт? Верно, а какие чувства он испытывает? В этой арии Иван Сусанин прощается со своей жизнью, с зарёй, он понимает, что его убьют, и он не сможет этого избежать… Дальше он вспоминает всех своих родных, прощается мысленно с ними, и засыпает. Утром поляки понимают, что он не заплутал, а обману их, и они будят его. Он признаётся, что обманул их, и они убивают его… Собинин вместе с русским войском, не успевает спасти Сусанина, но зато они убивают поляков! И одерживают победу над врагом. Дальше, в эпилоге, запишите, действия происходит на красной площади в Москве. Возвратилось русской войско с победой. Там же Антонида, Собинин, сын Ваня. И русский народ, который празднует освобождение их Родины, и славит народных героев! И звучит хор «Славься» Мы с вами будем его слушать, запишите название в тетрадь. И после прослушивания вы ответите на мои вопросы. Какой характер был у произведения? И какие чувства у вас вызвала музыка? Слушают хор «Славься» Какой характер был у произведения? Какие чувства у вас вызвала музыка? Музыка действительно у нас очень торжественная, праздничная. Народ радуется, что Родина спасена, враг побеждён. И конечно они горды тем, что у них есть герои, которые спасли их! И они благодарны им. Так у нас с вами заканчивается опера, в которой отлично отражена любовь русского народа к своей Родине. А у нас с вами, есть песня, которая называется «Наша Родина». И вашим домашним заданием было написать текст этой песни, надеюсь, что с этим справились все. Сейчас мы с вами её повторим. | - Она поёт о том, что её отца забрали враги, и она не может думать сейчас о другом. Она переживает за него. - ей страшно, боязно, грустно, печально. - Он поёт о своей смерти, о том, что это последняя его заря. - Страх, волнение, боль. - торжественный, праздничный. - чувство гордости, радости.
| 23 минуты | ||||
3 | Организация исполнительской деятельности | Регулятивные УУД – умение взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками в учебной деятельности. Личностные УУД - развитие эмоциональной отзывчивости, развитие памяти для запоминания мелодий и текстов песен. |
Вспомни первый куплет и припев, в медленном темпе, я буду показывать вам звуковысотность. Отлично, давайте в таком же темпе 2 куплет. Теперь соединим куплеты и припев вместе в нормальном темпе. Закрепим наш успех. Отлично. | Поют. | 10 минут | ||||
4 | Итог урока | Регулятивная УУД – оценка собственной работы, подведение итогов. | Сегодня мы с вами познакомились с 3 и 4 действие оперы «Иван Сусанин». Скажите, какие произведения мы послушали? О чём была эта опера? Правильно. | - арию Сусанина, хор «Славься», романс «Не о том скорблю подруженьки». - его убивают поляки. - о любви к Родине. | 1 минута | ||||
5 | Рефлексия | Регулятивная УУД – формирование умения анализировать и оценивать свою деятельность. | -Сейчас в тетрадях оцените свою работу, если вы выполнили этот пункт, добавляем один балл. 1.Внимательно слушал музыку 2.Отвечал на вопросы 3.Старательно исполнял песню 4.Делал записи в тетрадь 5.Слушал ответы товарищей -Посчитайте свои баллы, у кого получилось 5, поднимите руку. Урок окончен, спасибо, до свидания. | Дети пишут в своих тетрадях оценку своей работы. Каждый сам оценивает свою работу. | 1 минута |
Предварительный просмотр:
Тема урока музыки: «Здесь мало услышать, здесь вслушаться нужно…»
Цель: Расширение и углубление знаний о жанрах вокальной музыки через знакомство с романсами А.Варламова и А.Рубинштейна «Горные вершины».
Планируемые результаты:
Метапредметные: Овладение логическими действиями сравнения, синтеза, обобщения, установления аналогий; развитие познавательного интереса, умения слушать, анализировать, вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем.
Предметные: Формирование представлений о творчестве А.Варламова и А.Рубинштейна через прослушивание их романсов на слова М.Лермонтова «Горные вершины». Повторение жанров русской народной песни через прослушивание русской народной колыбельной песни «Котенька-коток», солдатской песни «Солдатушки, бравы ребятушки», хороводной песни «Испекли мы каравай», лирической песни «Ах, ты ноченька, ночка тёмная», плясовой песни «Валенки». Разучивание песни «Умывает красно солнышко»
Личностные: Формировать целостный взгляд на мир, формировать этические чувства доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, формирование потребности общения с музыкой, желания слушать.
Тип урока: урок «открытия» новых знаний.
Методы и приемы: словесный (беседа), наглядно-зрительный, наглядно-слуховой, наблюдение за музыкой, метод сравнения.
Материалы и оборудование: Компьютер, проектор, флешка, колонки.
Музыкальный репертуар: Русская народная колыбельная песня «Котенька-коток», солдатская песня «Солдатушки, бравы ребятушки», хороводная песня «Испекли мы каравай», лирическая песня «Ах, ты ноченька, ночка тёмная», плясовая песня «Валенки». Музыка П.Аедоницкого, слова И. Шаферана «Умывает красно солнышко». Музыка А.Варламов, слова М.Лермонтов романс «Горные вершины». Музыка А.Рубинштейн, слова М.Лермонтов романс «Горные вершины».
Структура занятия:
- Организационный момент.
- Организация слушательской деятельности.
- Организация исполнительской деятельности.
- Организация слушательской деятельности.
- Итог урока.
- Рефлексия.
№ | Этап урока | УУД | Деятельность учителя | Деятельность ученика | t(мин.) | ||||
1 | Организационный момент | Р. УУД – проявление эмоциональной отзывчивости. | Здравствуйте, ребята! | - Здравствуйте! | 1 минута | ||||
2 | Организация слушательской деятельности | Познавательные УУД- устойчивое представление о содержании, форме, языке музыкальных произведений различных жанров русской народной музыки. | На прошлых уроках вы знакомились с жанрами русских народных песен. Сегодня я хочу проверить, а сможете ли вы назвать мне жанры песен, которые я для вас подобрала. Я предлагаю вам пройти мою музыкальную викторину! Будет звучать песня, а вы должны назвать к какому жанру она относится. Готовы? Звучит колыбельная «Котенька-коток». Верно, звучит плясовая песня «Валенки» Молодцы, звучит солдатская «Солдатушки, бравы ребятушки» Отлично, звучит лирическая «Ах, ты ноченька, ночка тёмная» Абсолютно верно, и последняя песня. Звучит хороводная «Испекли мы каравай» Молодцы! Вы очень хорошо знаете жанры! Но, это не последняя моя проверка! Я хочу узнать, а так ли хорошо вы поёте песни! Я подготовила для вас новую песню, которая называется «Умывает красно солнышко» Я вам её исполню, а вы внимательно послушаете» | Да! - Это колыбельная! - Это плясовая! - солдатская! - Лирическая. - Хороводная. | 5 минут | ||||
3 | Организация исполнительской деятельности | Регулятивная УУД – умение взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками в учебной деятельности. Коммуникативные УУД -участие в хоровом исполнении музыкальных произведений, формирование умения слушать и понимать других. |
Давайте посмотрим на текст песни и вместе его прочитаем. Теперь споём первый куплет и припев. У вас хорошо, получается, давайте споём 2 куплет. Молодцы, закрепим наш результат и споём с самого начала. Замечательно! | Поют песню. | 11 минут | ||||
4 | Организация слушательской деятельности | Познавательные УУД- устойчивое представление о содержании, форме, языке музыкальных произведений различных жанров, стилей народной и профессиональной музыки в ее связях с другими видами искусства; | Раз вы так хорошо разбираетесь в песнях. Я думаю, что пора знакомится с ещё одним жанром вокальной музыки. А какой это будет жанр, вы узнаете из моего ребуса. Посмотрите на экран. И скажите мне, о чём мы сегодня поговорим? Верно, давайте посмотрим на определение романса. Романс – это камерное (небольшое) вокальное произведение для голоса с инструментом. Запишите себе это определение в тетрадь. Но, оставьте место для написания темы урока. Множество поэтических произведений обрели новое звучание благодаря тому, что их по-особенному прочитали, услышали композиторы. Лирические стихотворения часто становились основой песен и романсов. Например, стихотворение М.Лермонтова «Из Гёте», сейчас мы послушаем его. Скажите, что в этом стихотворение описывает поэт? А мы можем назвать это стихотворение лирическим пейзажем? Это стихотворение мы действительно можем назвать лирическим пейзажем. В нём изображена природа, и также есть лирический герой. Мы видим это в двух последних строчках: «Подожди немного, Отдохнёшь и ты.» Человек очень устал от своих дел, и хочет отдохнуть, уединится с природой. Поэтому он нам описывает, как горные вершины спят, как не пылит дорога, ни дрожат листы. Это стихотворение состоит всего из 8 строк, но какой смысл в него вкладывал поэт. И вот такие стихотворения вроде бы маленькие, но при этом глубокие, привлекали композиторов. И сегодня мы с вами познакомимся с двумя композиторами, которые написали романсы на это стихотворение. Начнём с первого, его зовут Александр Егорович Варламов. Запишите в тетрадь основную информацию о композиторе со слайда. Александр Егорович Варламов - композитор, певец, музыкальный критик, учитель. Родился 27 ноября 1801 года в городе Москва. Он с детства был музыкальным ребёнка, и благодаря своим способностям, усердию он смог получить хорошее образование. Он имел очень хороший голос, поэтому работал певчим в хоре, преподавал вокал. И благодаря способностям и певческому опыту, Варламов являлся автором пособия по вокальному искусству, которое называлось «Школа пения» и сыграло важную роль в обучении многих русских певцов. Также Александр Григорьевич писал музыку. Он является автором одних из самых известных романсов нашей страны «Вдоль по улице метелица метет», «Красный сарафан», «На заре ты ее не буди», «Белеет парус одинокий» и ещё около 200 романсов. И сегодня мы с вами будем слушать его романс «Горные вершины» Запишите название. Вы также ответите мне на вопросы, какой характер у этого произведения? Темп? Слушают романс «Горные вершины» Какой характер у этого романса? Верно, а какой темп? Правильно, молодцы. И у нас дальше идёт второй романс Антона Григорьевича Рубинштейна. Запишите основную информацию о композиторе со слайда. Антон Григорьевич Рубинштейн - русский композитор, пианист, дирижёр, музыкальный педагог. Как пианист Рубинштейн стоит в ряду величайших представителей фортепианного исполнительства всех времён. Он также является основоположником профессионального музыкального образования в России. Его усилиями была открыта в 1862 году в Петербурге первая русская консерватория. Среди его учеников ― Пётр Ильич Чайковский. Ряд созданных им произведений заняли почётное место среди классических образцов русского музыкального искусства. Неиссякаемая энергия позволяла Рубинштейну успешно совмещать активную исполнительскую, композиторскую, педагогическую и музыкально-просветительскую деятельность. И мы познакомимся с его композиторской деятельностью. Послушаем романс «Горные вершины» запишите название и автора. Сейчас мы послушаем, а Вы мне скажите, чем отличается этот романс от романса Варламова? Слушают романс «Горные вершины» Чем он отличается от романса Варламова? Да, правильно эти два романса отличаются по темпу, по количеству голосов, по характеру. Но, как вам кажется, музыка этих двух композиторов, она хорошо отражает суть стихотворения Лермонтова? Мы с вами поговорили про романс, и с самого начала урока мы повторяли жанры песен. Скажите мне, чем же романс отличается от песни? Кто не знает это отличие, можете записать себе в тетрадь. Романс отличается от песни тем, что в романсах раскрывается чувство человека, его отношение к жизни, природе. А чтобы прочувствовать, о чём поёт человек в романсе, что нужно сделать? Да, верно. Человека надо услышать, как поёт его душа. Но, всегда ли мы с одного прослушивания догадываемся, о чём поёт человек? Значит, что нам нужно сделать? Не услышать, а..? Верно, и тема нашего урока звучит так. «Здесь мало услышать, Здесь вслушаться нужно…» Запишите её в строчку, которую я просила пропустить в самом начале. | - о романсе! - Он описывает горные вершины, которые спят. Дорогу, долины.. - Да, можем. В стихотворение рассказывается картина этого пейзажа, природы. - спокойный, размеренный, нежный. - неторопливый. -В этом романсе поют два голоса. Характер произведения изменяется, становится более эмоциональным, чем у Варламова. - Да, они хорошо отразили в своих произведения его стихи. Они написали его спокойным, как горные вершины. Они не перегружали романсы инструментами, поэтому было полное погружение в голос певца и уединение с природой. - Предлагают разные варианты. - послушать, услышать его. - нет, не всегда. - вслушаться? | 20 минут | ||||
5 | Итог урока | Личностные УУД - способность усвоения теоретических знаний. Регулятивная УУД – адекватно воспринимать предложения учителя. | Отлично, давайте вспомним, о чём сегодня мы разговаривали на уроке? Назовите мне авторов двух романсов. Сколько человек пели в каждом романсе? То, есть пели дуэтом? Хорошо, а какую песню мы разучивали сегодня на уроке? Правильно! Ваше домашнее задание будет записать в свои тетради текст этой песни. | - о жанрах песен, о романсах. - А.Варламов и А.Рубенштейн. - у Варламова один, у Рубенштейна два. -Да. - Умывало красно солнышко. | 2 минуты | ||||
6 | Рефлексия | Регулятивная УУД – умение адекватно воспринимать оценки и отметки. | Оцените свою работу на уроке. Напишите у себя в тетрадях. Какой для вас был урок? (интересный, скучный, безразличный) Каким вы были на уроке? (Активным, я часто отвечал. Я старался принимать участие, но не всегда хорошо работал. Я был пассивен.) И что вы поняли по итогу урока? (Я всё знал. Я узнал много нового. Я ничего не понял.) | Дети пишут в своих тетрадях оценку своей работы. Каждый сам оценивает свою работу. | 1 минута |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспекты уроков музыки в основной школе (5-7 классы)
В этом разделе собраны конспекты уроков с 5 по 7 классы...
Конспекты уроков музыки в основной школе
Конспекты уроков музыки для 5,6,7 классов...
Конспекты уроков музыки в основной школе
Конспекты уроков музыки для 5,6,7 классов...
Конспекты уроков музыки в основной школе
Основная школа "Музыка" Е.Д.Критская...
План - конспект урока музыки (5, 6, 7 класс) по теме: Конспекты уроков музыки в основной школе
Конспекты уроков музыки для 5, 6, 7 классов!...
Конспекты уроков музыки в основной школе
Конспекты уроков для 5,6,7 классов...
Конспекты уроков музыки в основной школе
Конспекты уроков для 5,6,8 классов...