Технологическая карта урока музыки по теме «Мюзикл». 5 класс
план-конспект урока по музыке

Скиба Татьяна Викторовна

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА МУЗЫКИ В 5 КЛАССЕ

ПО ТЕМЕ «Мюзикл».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_myuzkl_koshki._5_klass.docx34.34 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА МУЗЫКИ В 5 КЛАССЕ

ПО ТЕМЕ «Мюзикл».

Ф.И.О.  Скиба Татьяна Викторовна

Тема полугодия: «Музыка»

 Содержание в соответствии с ФГОС:

  1. Взаимодействие и взаимосвязь музыки с другими видами искусства (литература). Композитор – поэт – художник; родство музыкальных и литературных образов; общность и различия выразительных средств разных видов искусства.
  2. Интонационное развитие музыкальных образов на примере произведений зарубежной музыки . Интонация в музыке как звуковое воплощение художественных идей и средоточие смысла.
  3. Пение: соло, дуэт, трио, квартет, ансамбль, хор; аккомпанемент, a capella. Певческие голоса: сопрано, меццо-сопрано, альт, тенор, баритон, бас.

Музыкальный материал урока: 

Дж.Гершвин «Хлопай в такт!»

Фрагменты мюзиклов:  «Волк и семеро козлят», «Нотр дам де Пари», «Мери Поппинс».

Фрагменты мюзикла кошки: «Песня Джелликл кошек», ария Гризабеллы «Память».

Фрагмент видеозаписи  мюзикла «Кошки».

Дополнительный материал урока:

  1. Словарь эмоциональных характеристик.
  2. Словарь музыкальных терминов.

Тема урока

«Мюзикл»

Цель урока

 

Углубить представления учащихся о музыке, познакомить с творчеством Э.-Л.Уэббера. Выявить отличительные особенности музыкального языка и манеры исполнения вокальных номеров мюзикла.

Тип урока

Урок усвоения новых знаний.

Задачи урока

  1. Сформировать представление учащихся о мюзикле, как жанре музыкально-литературного искусства.
  2. Развивать творческие способности, вокально хоровые навыки (кантеленное пение, на легато, дыхание), умение анализировать музыкальные произведения.
  3. Воспитывать любовь к музыке, театру, литературе, чувство сострадания к ближнему, любовь, милосердие.
  4. Углубить знания учащихся о творчестве Э.-Л.Уэббера
  5. Способствовать развитию интереса к музыке
  6. Способствовать развитию художественно-образного и ассоциативного мышления учащихся.
  7. Способствовать развитию исследовательских компетентностей учащихся.
  8. Способствовать формированию художественного вкуса на примере общения с высокохудожественными произведениями.

Планируемые результаты (предметные)

Высказывать свое мнение  о значении литературы для музыки.

Расширение музыкального и общего культурного кругозора.

Интерпретировать вокальную и  инструментальную музыку в коллективной музыкально-творческой деятельности, исполнять музыкальные произведения различных жанров. Участвовать в инсценировке фрагментов классических опер, мюзиклов, музыкально-театральных композиций

Универсальные учебные действия (метапредметные)

 

Личностные:

Развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости.

Развитие эмоционального восприятия  произведения.

Познавательные:

Развитие умения глубже понимать смысл произведения.

Учатся использовать специальную терминологию музыкального искусства.

Учатся выделять специальную информацию из нотного текста.

Формирование умения излагать свою точку зрения.

Коммуникативные:

Участвуют в коллективной исполнительской деятельности.

Учатся строить понятные аргументированные высказывания.

Формирование умения грамотно строить речевые высказывания.

Регулятивные:

Учатся слушать вопросы и отвечать на них.

Учатся воспринимать музыку как образное искусство.

Развитие умения осмысливать полученную  информацию.

Формирование умения анализировать и оценивать свою деятельность

Основные понятия

Мюзикл, либретто.

Виды музыкальной деятельности используемые на уроке

Дж.Гершвин «Хлопай в такт!»

Фрагменты мюзиклов:  «Волк и семеро козлят», «Нотр дам де Пари», «Мери Поппинс».

Фрагменты мюзикла кошки: «Песня Джелликл кошек», ария Гризабеллы «Память».

Фрагмент видеозаписи  мюзикла «Кошки».

Методы музыкального образования используемые на уроке.

  • метод размышления о музыке;
  • перспективы и ретроспективы;
  • метод эмоциональной драматургии;
  • метод создания художественного контекста;
  • метод художественного, нравственно-эстетического постижения музыки;
  • метод интонационно-стилевого постижения музыки.

 

Формы работы

 Беседа, проблемная ситуация, слушание музыки, хоровое пение, работа с учебником, со словарем музыкальных терминов, эмоциональным словарем.

 

 Организация пространства

Работа  фронтальная, групповая.

Этап урока

Содержание урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1

Организация начала урока

Приветствие учащихся.

Я прошу вас проверить, как организованно ваше рабочее место.

Учитель настраивает учащихся на позитивный лад.

Приветствие учителя.

Выполняют требование учителя

Видеоряд, содержащий в себе информационное начало. Готовит учащихся к обсуждению увиденного и услышанного. (музыкальное сопровождение видеоряда на выбор учителя)

Создает определенный эмоциональный настрой. Пробуждает любопытство.

Включение учащихся в активную деятельность.

2

Актуализация опорных знаний учащихся по предмету

Проанализируйте, звуковой видеоряд:

Сегодня Вы узнаете много нового и интересного о музыке, сможете проявить свою фантазию. Мы совершим третье путешествие в музыкальный театр.  На предыдущих уроках мы  уже «посещали»  музыкальный театр, говорили о двух  крупных музыкально-сценических жанрах в музыке. Назовите их (Опера и балет.

- Какие отличительные черты оперы и балета Вы можете назвать?  

-Что объединяет этих два жанра?

-  Для того чтобы вы сами могли назвать жанр, с которым мы сегодня будем знакомиться, послушайте фрагмент.

Активизация мыслительных операций (анализ, обобщение,) и познавательных процессов(внимание, память).

Коллективное обсуждение видеоряда

Вспоминают и перечисляют  крупные музыкально-сценические жанры в музыке их отличительные черты.

Обобщают знания о жанре опера и балет, (опираясь на ранее изученный материал).

3

Введение в тему урока

Фрагмент из оперы Коваля М. «Волк и семеро козлят».

-Как называется прослушанный фрагмент?

К какому жанру относится этот фрагмент? (Мюзикл)

- Совершенно верно.  С этим мюзиклом мы знакомились во 2 классе. А подробнее с этим жанром мы познакомимся на сегодняшнем уроке.

Какие вы ещё знаете мюзиклы, музыкальные мультфильмы и фильмы?

-Скажите, пожалуйста, какая манера исполнения в мюзикле? Отличается ли от оперы?

-Эстрадный вокал звучит в сопровождении каких музыкальных инструментов?

-В опере и балете мы это слышим?

-Вспомните, пожалуйста, постановки мюзиклов, что еще, во время пения  делают актеры в музыкальном спектакле?

-Верно. Самая яркая черта мюзиклов - танец.

Сформулируйте тему нашего урока

Формирует диалоговые  формы  работы и потребность поделиться своими знаниями.

Формулирует вопрос, на который в процессе урока дети получают ответ.

Организует беседу, выявляющую знания учащихся.

Слушают фрагмент из оперы Коваля М. «Волк и семеро козлят» 

 Высказывают предположения.

Определяют тему урока под руководством учителя.

Совместно с педагогом формулируют вопрос.

Слушают собеседника,

высказывают свое мнение.

В 18 веке впервые стали изучать и записывать народную песню, появились первые сборники народных песен с напевами. Крупнейшие поэты и писатели обращались к народной песне как источнику русской поэзии, русского литературного языка. Широкое отражение народная песня нашла и в русской профессиональной музыке: в опере, симфонии, концерте.

Предоставляет краткую информацию о связи народной и композиторской музыки

 

Выявление связей народной и композиторской музыки

Этот жанр появился сравнительно недавно, в середине прошлого века, в Америке. Слово  мюзикл английского происхождения, сокращённо  musical comedy-музыкальная комедия. Отдельные мелодии мюзикла становятся очень популярными.

Итак, Мюзикл – это музыкально-сценический жанр, использующий выразительные средства музыкального, драматического, хореографического и оперного искусств.

Подводит итог.

Работа со словарем.

Характерные особенности:

Широта жанрового диапазона (комедия, драма, трагедия);

Ведущая роль музыки эстрадного плана;

Равноправие музыки, танца и разговорного жанра в драматургии спектакля;

В основе – литературные произведения;

Стремление к содержательности, высокой идейности, глубине мысли, серьезности проблематики.

-В данное время существует достаточно много интересных мюзиклов. И сегодня мы будем знакомиться с увлекательным английским мюзиклом.

Как бы  Вы назвали данный спектакль

? (слайд: фрагменты мюзикла «Кошки»

-Все верно, мюзикл называется «Кошки», «Cats».

-Почти 70 лет назад английский писатель Томас Элиот сочинил забавные стихотворения о кошках, для своих племянников. Эта книга и стала литературной основой мюзикла. Скажите, как называется литературная основа к опере, балету?   (либретто).

-Совершенно верно. Литературная основа мюзикла тоже называется либретто.

- Английский композитор Эндрю Ллойд Уэббер написал музыку к либретто. Так и получился мюзикл «Кошки».

 -В мае 1981 года состоялась премьера мюзикла «Кошки». Этот спектакль был поставлен более чем 30-ти странах, переведен на 14 языков, его посмотрело 50  млн. человек.

Символом и эмблемой мюзикла стал черный кот, которого выдают сверкающие глаза. В 2006 году  этот мюзикл ставили у нас в Москве.

-Визитной карточкой стал высококачественный грим (кошачий).

Организует беседу.

Активизация знаний о композиторе

Высказывают свое мнение.

Определяют специфику деятельности композитора.

Контролируют правильность ответов своих одноклассников

  1. Где можно услышать мюзикл?
  2. Кто принимает в создании мюзикла?

Активизация знаний о мюзикле.

Выделять существенную информацию о понятии, затем сравнивают с информацией представленной учителем на слайде

4

Открытие нового знания

 

СЛУШАНИЕ

-Итак, полночь, гигантская помойка и в свете луны начинают с разных щелей выползать коты.  Это собирается на ежегодное собрание племя «джелли». Они пришли сюда, чтобы повеселиться и продемонстрировать друг другу свои уникальные умения петь и танцевать, а затем выбрать самого достойного для путешествия в кошачий рай. В центре свалки лежит автомобильная шина, именно на ней лучшая кошка отправляется на небо. Все кошки в сборе и звучит первая песня, в которой все  коты поют о своем племени «джелли».

Давайте послушаем небольшой фрагмент и ответим каков характер  кошек?

Организует прослушивание аудиозаписи.

Слушают  фрагмент.

Отвечают на поставленный вопрос.

 «Песня Джелликл кошек».

-Каков характер кошек?

-Что Вы себе представили, слушая фрагмент?

-Как двигались кошки? Попробуйте передать их характер с помощью движения. Они двигались по-разному: кто-то изящно, кокетливо,  кто-то хвастливо, а кто-то очень злился.

-Попробуем изобразить их в танце, добавляя хлопки руками.

Импровизируют.

-Вот, например, главная героиня мюзикла кошка Гризабелла

-Послушайте главную тему Гризабеллы ( наигрывает главную тему).

-Какой характер музыки? Какой нам музыка нарисовала героиню?

-Пофантазируем, какая Гризабелла, судя по мелодии

- Действительно Гризабелла-старая кошка, которая когда-то в молодости, когда была красива и очаровательна, покинула племя, а теперь, постаревшая и одинокая пытается уговорить кошек принять её назад.

Организует работу с учебником.

Отвечают на вопросы

Знакомятся с материалом учебника.

Слушают.

Участвуют в совместном исполнении песни.

5

Пение

-Дети разучивают мелодию арии Гризабеллы «Память»

Вокально-хоровая работа (кантиленное пение, работа над дыханием).

-Разучивание песни со словами. Вокально-хоровая работа (дыхание, дикция)

Исполнение.

Дети исполняют песню

-Гризабелла после этой песни падает без сил. Как бы Вы отнеслись к Гризабелле  после этой арии?

-Верно, ведь кошки очень похожи на людей. А одно из главных  достоинств человека -   уметь прощать, сострадать. И кошки простили Гризабеллу, и дали право возродиться для новой жизни в кошачьем раю.

Формирует диалоговые  формы  работы и потребность поделиться своими впечатлениями и знаниями.

Аккомпанирует.

Подводит итог.

Анализируют средства музыкальной выразительности.

Работа с учебником.

Пение с ориентацией на нотную запись.

Участковую в коллективной исполнительской деятельности 

Применяют словарь эмоций для характеристики звучащей музыки.

 

Высказывают  свое мнение.

Совместный поиск ответов на вопросы.

- Фрагмент видеозаписи  мюзикла «Кошки».

Организует просмотр. видеофрагмента финала мюзикла «Кошки».

Просмотр видеофрагмента, с целью сравнения художественного и музыкального образа.

Находят жанровые параллели между музыкой и другими видами искусства.

Какая музыка больше понравилась вам?

Передают свои музыкальные впечатления в устной форме.

6

Вывод.

–А теперь определим черты и особенности прослушанной музыки, и сравним ее с характерными чертами оперы и балета.  

Работа с таблицей.

Подводит итог

Анализируют информацию на слайде. 

Проявляют эмоциональную отзывчивость, личностное отношение к музыкальному произведению при исполнении.

7

ПЕНИЕ

Дж.Гершвин «Хлопай в такт!»

Участвуют в совместном исполнении.

8

Подведение итогов урока

Сегодня на уроке прозвучало много музыкальных произведений.

  1. Что их объединяет? (Связь с литературой).

Организует рефлексию.

Учитель узнаёт какую задачу ставили на уроке? Удалось ли её решить? Какие получили выводы? Каким образом можно встроить эти знания в систему знаний о музыке в целом.

Оценивает деятельность учащихся на уроке.

Учащиеся называют цели и задачи, которые они совместно с педагогом формулировали в начале урока, анализируют все ли успели и усвоили в процессе урока.

Оценивают собственную деятельность на уроке, во время различных этапов урока.

Литература:

  1. Музыка. 5-7 классы. Искусство. 8-9 классы. Сборник рабочих программ.
  2. Г.П. Сергеева, Е. Д. Критская, «Уроки музыки 5-6 классы», Поурочные разработки.
  3. Учебник: Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская.  Музыка 5 класс. Просвещение
  4. Пособие для учителя: «Музыка. Хрестоматия музыкального материала.5 класс»; «Музыка. Фонохрестоматия музыкального материала. 5 класс (МР3)

Интернет ресурсы:

  1. www.openclass.ru ;
  2.  www.pedsovet.ru ;
  3.  www.proshkolu.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока музыки по теме «В музыкальном театре. Опера»

Технологическая карта урока музыки по теме «В музыкальном театре. Опера»...

Технологическая карта урока музыки на тему "В минуты праздности на берегу моря" 5 класс

Урок музыки с использованием электронного учебника. Образ моря в искусстве....

Технологическая карта урока музыки по теме "Музыкальные инструменты. Времена года П. Чайковский" (4 класс)

Цель: знакомство учащихся с тембрами музыкальных инструментов группы медные духовые. ...

Технологическая карта урока музыки по теме "Что такое гармония в музыке?" (6 класс)

Цель: сформировать представление о гармонии, её проявлениях в жизни, искусстве, музыке...

Технологическая карта урока музыки на тему «Авторская песня: прошлое и настоящее» (6 класс)

Данные об учителе: Крапивко Наталья ВладимировнаПредмет: музыкаКласс: 6Тема урока: «Авторская песня: прошлое и настоящее»Тип урока: урок усвоения новых знанийОбору...

Технологическая карта урока музыки на тему «Авторская песня: прошлое и настоящее» (6 класс)

Данные об учителе: Крапивко Наталья ВладимировнаПредмет: музыкаКласс: 6Тема урока: «Авторская песня: прошлое и настоящее»Тип урока: урок усвоения новых знанийОбору...

Технологическая карта урока музыки в 5-м классе. Тема урока "Балет"

Методическая разработка представлена в форме технологической карты урока  «Второе путешествие в музыкальный театр. Балет» урок № 14, II четверть (ФГОС ООО)УМК  Е.Д.Критская, Г.П....