Технологическая карта урока музыки по теме "Что такое гармония в музыке?" (6 класс)
план-конспект урока по музыке
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tekh_karta_6_klass.docx | 30.76 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
МБОУ «ГНЕЗДИЛОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА МУЗЫКИ В 6 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ:
«ЧТО ТАКОЕ ГАРМОНИЯ В МУЗЫКЕ?»
Выполнила учитель Пенькова О.М.
2022 – 2023 УЧЕБНЫЙ ГОД
Тема: Что такое гармония в музыке? «Прелюдия до мажор» И.Бах
Тип урока: Урок- путешествие
Цель: Сформировать представление о гармонии, её проявлениях в жизни, искусстве, музыке
Формы работы на уроке: индивидуальная, фронтальная, работа в парах
Техническое оборудование: компьютер, экран, проектор, презентация, флешка
Ход урока
Предметные: Научить воспринимать музыку как разнообразный мир человеческих чувств.
Личностные: Формировать эстетические и ценностно-смысловые ориентации учащихся через произведения классического искусства, формировать позитивную самооценку, самоуважение, жизненной оптимизм, потребность в творческом самовыражении.
Метапредметные
Познавательные: Умение проводить сравнения, классификацию музыкальных произведений различных жанров, эпох, направлений музыкального искусства; владение навыками осознанного и выразительного речевого высказывания в процессе размышлений о музыке (диалогический и монологический типы) .
Коммуникативные: Уметь вступать в речевое общение в группах, аргументировано вести диалог, выявлять выраженные в музыке настроения и чувства.
Регулятивные: Планирование собственных действий в процессе восприятия, исполнения музыки; прогнозирование результата музыкальной деятельности: форма выполнения, осмысленность, обобщенность действий, критичность, умение применять в новой учебной и жизненной ситуациях, развернутость анализа музыкального сочинения, качество музицирования, коррекция недостатков собственной музыкальной деятельности.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Формируемые УУД |
Организационно – мотивационный Проверка домашнего задания Сообщение темы урока | Проверяет готовность и мотивирует учащихся к учебной деятельности Добрый день 6 класс Мне приятно видеть вас Встаньте ровно, подтянитесь И друг, другу улыбнитесь Молодцы теперь садитесь. Сегодня наш урок увлекательный и я приглашаю вас в путешествие. Создание ситуации успеха. Ребята, у вас на столах тексты (цитаты и фрагменты стихотворений). Дайте краткое пояснение (работа в парах: распределение ролей и функций). 1) «Он называется поэтом не потому, что он пишет стихами; но он пишет стихами, то есть приводит в гармонию слова и звуки, потому что он — сын гармонии, поэт». Александр Александрович Блок 2) Кто музыки не носит сам в себе, Кто холоден к гармонии прелестной, Тот может быть изменником, лгуном. …Не верь такому. (У.Шекспир) 3) Те люди, которые думают, будто сначала можно решить материальные проблемы, а потом духовные - разрубают фактически человека пополам. У нас всё взаимосвязано. Человек, у которого внутренняя гармония, - он и работает иначе, он и относится к окружающим людям иначе. Александр Мень Какое понятие в этих литературных фрагментах является ключевым? Тема урока «Что такое гармония в музыке». Какова цель нашего урока? (должны дать определение понятию гармония; привести примеры её проявления; понять, что значит гармония в музыке, каковы её особенности…) | Проверяют готовность и настраиваются на урок. Внимательно слушают учителя (работа в парах называют тему урока). (Цель урока: должны дать определение понятию гармония; привести примеры её проявления; понять, что значит гармония в музыке, каковы её особенности…) Записывают тему урока в тетради. | Регулятивные – контроль, самоконтроль |
Актуализация знаний Цель: развивать воображение, творческую фантазию | Слово гармония оставили в наследство человечеству древние греки. - Как вы думаете, что они называли гармонией? Предположения-высказывания ребят. (Запись в тетрадь: Гармония – это соразмерность, согласие в сочетании чего-либо). - В чем может проявлять себя гармония? (ребята приводят примеры: гармоничные цвета в одежде; гармония в душе; царит гармония в семье; гармония в природе; гармония души тела; гармоничные взаимоотношения) Слово «гармония» возникло далеко за пределами музыки: ведь люди издавна называли гармонией красоту и соразмерность, где бы она себя ни проявляла - в архитектурном ли сооружении, состоянии души или человеческой фигуре. Само понятие «гармония» употреблялось чрезвычайно широко и многозначно. Оно обозначало и закономерное устройство природы и космоса, и красоту физического и нравственного мира человека и принципы строения художественного произведения, и закономерности эстетического восприятия. - Что же означает гармония в музыке? Вспомните, набор звуков можно назвать мелодией? (звуки должны быть взаимосвязаны между собой; содержать интонацию…) . Что помогает услышать музыку? (музыкальные инструменты) Запись в тетрадь: гармония в музыке – выражает основное свойство - благозвучие – порядок в царстве звуков, аккордов, ладов. | Слушают объяснение учителя. Предположения-высказывания ребят, запись в тетрадь определения гармония. Работа с презентацией. Работа в группах: распределить музыкальные инструменты по группам. | Регулятивные – постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно Познавательные-формулирование познавательной цели Коммуникативные – умение договариваться с партнером, точно выражать свои мысли, контроль, коррекция |
Физминутка | Две сестрицы две руки | Дети выполняют движения вместе с учителем | |
Работа по теме урока Цель: создать условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность | Сегодня мы сможем услышать гармонию в музыке в наивысшем её проявлении. Обратимся к творчеству великого немецкого композитора И.С.Баха (1685-1750). Создал более 1000 произведений. И.С.Бах был человеком серьёзным и весёлым, строгим и сердечным, великим и скромным. Когда его спросили, как он добился таких успехов в своём искусстве, он ответил: «Мне пришлось быть прилежным; кто будет столь же прилежен, достигнет того же». Музыке известны гармоничные просветленные состояния, далекие от конфликтности, пронизанные светом и покоем. Одно из таких произведений Прелюдия до мажор И. С. Баха, открывающая его фортепианный цикл «Хорошо темперированный клавир». Прослушивание музыки. Вслушаемся в звучание Прелюдии до мажор И.С.Баха. Прелюдия - короткое музыкальное произведение, не имеющее строгой формы. - Что выражает музыка? Какое состояние души она передаёт? (покой, равновесие) - За счёт каких выразительных средств это достигнуто? Отчего ее музыка кажется такой светлой, такой умиротворенной, отрешенной от всего мелкого, суетного? (Каковы темп? Динамика? Ритм? Движение мелодических линий?... Вывод: произведение созвучно по настроению и средствам выразительности Знакомство с песней «Кнопочки». Исполнение учителем Бридж – связующее звено между куплетом и припевом Работа над 1 куплетом и припевом песни - пение без сопровождения (a capella). Это активизирует остроту слуха детей, учит их прислушиваться к своему собственному голосу, подстраивать его к звучанию голосов своих сверстников. | Работа в группах: распределить музыкальные инструменты по группам. Обучающиеся слушают произведение дают характеристику (темп - умеренный, характер музыки-спокойный, умиротворённый, ритм – равномерный, плавное движение мелодии ). Знакомятся с песней «Кнопочки» сл. Наталия Осошник, муз. Виталий Осошник. Работа над 1 куплетом и припевом песни. Учат мелодию песни | Регулятивные- уметь планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей Предметные – научить воспринимать музыку как разнообразный мир человеческих чувств Личностные - осмысленно анализировать сочинения различных жанров и стилей |
Закрепление знаний Цель: способствовать организации самооценки работы обучающихся | Быстро пролетел урок Игра «Корреспондент» Подведение итога по вопросам
| Цель: самооценка обучающимися собственной учебной деятельности Отвечают на вопросы, обсуждают итог выполнения работы на уроке, находят недочёты. Говорят о проблемах, возникших в ходе урока, как справлялись, кто помогал в трудных ситуациях. | Личностные- самооценка на основе критерия успешности Предметные – контроль и оценка процесса и результатов деятельности |
Итог урока. Рефлексия | Большое спасибо я вам всем говорю. Мы цели достигли. Благодарю! Урок окончен, всем спа Живите в гармонии с музыкой, с собой, с мыслями, чувствами и тогда мир будет в вашей душе. Большое спасибо я вам всем говорю | Ученики обсуждают работу по подготовке домашнего задания, задают вопросы по выполнению работы дома. | Личностные –действие смыслообразования, нравственно- этического оценивания, оценивание усваиваемого содержания. Личностные- формирование адекватной позитивной самооценки, проявляют представление о самостоятельности и личной ответственности в процессе учения |
Выставление оценок. | Учитель выставляет оценки за работу на уроке. | Ученики обсуждают работу по подготовке домашнего задания, задают вопросы по выполнению работы дома. | |
Домашнее задание. | Учитель даёт информацию о домашнем задании. Узнать ответ на вопрос - согласно древнегреческим мифам чьей дочерью являлась Гармония? или отгадать кроссворд | Учитель раздаёт листы с заданием каждому ученику |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока музыки в 5 классе (ФГОС) программа Критской, тема: «Импрессионизм в музыке и живописи»
Данная публикация представляет собой технологическую карту открытого урока, в которой в сжатом виде последовательно изложены разделы урока и соответствующие им УУД.Тип урока: У...
Технологическая карта урока музыки в 5 классе по теме "Фольклор в музыке русских композиторов"
Технологическая карта урока музыки.Предмет: музыкаУчитель: Кириленко Татьяна ВладимировнаКласс: 5Авторы программы: Г.П.Сергеева, Е.Д.КритскаяУрок №5 согласно календарно-тематическому планированиюТема ...
Технологическая карта урока музыки в 4 классе по программе «Музыка» Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С.Шмагиной. Тема: «Оркестр русских народных инструментов»
Раздел: «Гори, гори ясно, чтобы не погасло»Тема: «Оркестр русских народных инструментов»Тип урока: ОНЗ (Открытие новых знаний)Цели: Образовательный аспект :·...
Технологическая карта урока музыки в 5 классе. Тема урока: «Что роднит музыку и изобразительное искусство…»
Задачи урока:1. Образовательные - Показать учащимся на примере произведения М.П.Мусоргского взаимосвязь музыки и изобразительного искусства;Развивающие –1....
Технологическая карта урока музыки 5 класс "Колокольность в музыке и изобразительном искусстве"
Подробный опробованный ход урока в контексте с требованиями ФГОС....
Технологическая карта урока музыки по ФГОС "Романса трепетные звуки" (5 класс)
2 четверть, 3 урок (5 класс)Тема: Романса трепетные звукиЦель урока: вслушаться и прочувствовать поэтический мир романсаЗадачи урока:эмоционально, осознанно, целостно воспринимать музыку на уровне клю...
Технологическая карта урока «Музыка «дружит» не только с поэзией» (5 класс) в соответствии с требованиями ФГОС
Технологическая карта урока «Музыка «дружит» не только с поэзией» составлена по авторской программе Т.И. Науменко, В.В. Алеев для 5 класса, раздел "Музыка и литератур...