Музыкальный КВН, посвященный русской народной песне.
классный час по музыке
И от грусти, и от скуки
Могут вылечить нас всех
Озорных мелодий звуки:
Песни, пляски, шутки, смех.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
muzykalnyy_kvn_posvyashchennyy_russkoy_narodnoy_pesne.doc | 42.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Музыкальный КВН, посвященный русской народной песне.
Цель: привить любовь учащихся любовь к русской народной песне.
Задачи: воспитательные: развить чувство коллективизма, раскрыть творческий потенциал у учащихся научить правилам поведения во время присутствия и участия на школьном мероприятии, привить исполнительские навыки, воспитание позитивного отношения к народному творчеству, культуры слушания музыки. Возрождение обычая музицирования в кругу друзей, в семье, на миру.
Образовательные: познакомить с жанрами народной песни, выявить качество знаний состава музыкальных инструментов народного оркестра, подвести итог исполнением разученных русских народных песен.
Содержание.
И от грусти, и от скуки
Могут вылечить нас всех
Озорных мелодий звуки:
Песни, пляски, шутки, смех.
2.Краткие сведения о русской народной песне
К числу древних жанров принадлежит жанр былины. К сожалению, на территории центральной и южной России этот жанр практически совсем вымер.
Былины, Баллады— русские народные о подвигах богатырей. Основным сюжетом былины является какое-либо героическое событие, либо примечательный эпизод русской истории
Семейные обрядовые песни: Обряды рождения. Плачи и причитания, Свадебные, Колыбельные, детские попевки, скороговорки. Жанр детской песни практически никогда не выделяется, как отдельный, так как включает в себя признаки других жанров. Он включает в себя всевозможные колыбельные, детские потешки, песенки - скороговорки и многое другое.
Календарные обрядовые песни Поздравительные зимние песни. Святочные песни. Масленичные.
Лирические, Трудовые (бурлацкие, солдатские, рабочие, хороводные, плясовые, игровые).
Загадка
Я ваша подруга, я ваша попутчица,
В пути без меня ничего не получится.
Со мною, друзья, вам всегда интересно.
Узнали кто я?
Ну, конечно же… песня
Исполнение русской народной песни «Во кузнице».
«В песне радость, в песне горе,
В песне и весельице.
Только в песне нахожу
Сердечку утешеньице.»
Русская частушка
Великое таинство народа – частушка, один из немногих живых жанров русского фольклора. Каких только нюансов, оттенков, переживаний, озорства и балагурства не несет она в своих четырех строчках! Диву даешься! Частушка - это огромный мир, искрометный и озорной. Когда слушаешь частушки, живо ощущаешь их связь с давними традициями нашего народа, с его характером, с веками его истории, со всем тем родным и близким, что для всех нас входит в понятие- Россия. Постоянно создаются совсем новые частушки, в которых старое – только мелодия, (традиционно частушки исполнялись на одну мелодию целыми сериями во время гуляний под гармонь, балалайку.
Всё, буквально всё, можно выразить в частушке, эти коротенькие песенки: лукавые, бойкие, задушевные, веселые и грустные любимы многими. И в наше время каждый взрослый человек на вопрос знает ли он, что такое частушка - ответит утвердительно, а возможно, и исполнит одну из них.
Что же так привлекает в частушках? И то, что исполнить частушку можно везде: на улице, в поле, на гулянье, на собрании, на эстраде и в походе у костра. И то, что спеть их могут и взрослые, и молодежь, и дети.
Частушка очень веселая, недаром ее прозвали - музыкальная шутка. В давние времена пожилые люди не считали частушки серьезными песнями, считали их забавой молодых, но время шло, молодые старели, а песен своей молодости не забывали. Постепенно частушка становилась песней всех возрастов: идут девчонки в лес за грибами да ягодами, запевают
частушки лесные, провожают бойца на войну, запевают частушки
фронтовые «Маленькие да удаленькие»- говорят о частушках, потому что в этих коротких песенках много юмора и остроумия. Частушка- это веселая история, маленький музыкальный рассказ, традиционно частушки исполнялись на одну мелодию целыми сериями во время гуляний под гармонь, балалайку. Масленица, Пасха, Троица - ни один русский праздник не обходится без частушек. Появились они в России более 100 лет назад. В то время пели их только молодые парни и девушки во время пляски, на гулянье. В тесном кругу парни и девчонки, притопывая, под звуки гармошки, приговаривали частушки. Слово « частушка» придумал русский писатель Глеб Успенский, до этого как только не называли эти смешные короткие песенки: «коротушка», «ихохошка», «тараторка», «матаня», «причудка».
Проводится игра «Правда-неправда».
Дети отвечают: «Правда» или «Неправда», обосновывая свой ответ.
• Правда ли, что частушки, исполняемые при сборе грибов, назывались грибные?
- нет, частушки, исполняемые при сборе грибов, назывались лесные
• Правда ли, что в старину частушки пели только пожилые люди?
- нет, в старину частушки пели молодые парни и девушки
• Правда ли, что не бывает частушек про любовь?
- нет, не правда, частушки про любовь называются страдания
• Правда ли, что в частушках - «нескладушках» все «чистая» правда?
- нет, в «нескладушках» поется о том, чего не может быть
• Правда ли, что частушка маленькая да удаленькая?
- да, о ней так говорят, потому что она короткая, веселая.
Частушка – это целая история, рассказ, маленький, но интересный и поучительный
Хохотушки, задиры, болтушки,
Убивающие на повал.
Спеть веселые наши частушки,
Приглашаем ребят – запевал
Современные школьные частушки.
А у нас сегодня в школе
Интересный случай был.
На контрольном я диктанте
Буквы все перезабыл!
По мобильнику сегодня
Говорил я (говорила) три часа...
Батарейка испарилась,
Вот какие чудеса!
Побывал я в Паутине
И залез я в Интернет.
В голове от Интернета
Просто полный винегрет!
На компьютере недавно
Я в «стрелялки» поиграл.
А потом у папы с мамой
Деньги на обед стрелял!
Целый день с утра до ночи
Я в наушниках хожу.
Вас не вижу, вас не слышу,
Ничего вам не скажу!
В нашем классе две Ирины,
Вот девчонки - хоть куда.
И в концертах выступают,
И учеба - без труда.
Дима очень уж веселый
Все смеется, ха-ха-ха!
Веселит он всех в округе,
Остальное - чепуха.
Настя с Машей - две подружки,
Неразлучны никогда.
И уроки учат вместе,
Прямо не разлей вода.
Мы частушки вам пропели
Необыкновенные.
Потому что дети мы -
Суперсовременные
Конкурс №1
Загадки о музыкальных инструментах
1.Мама как-то мне сказала,
Что её бабуля Марфа,
Очень здорово играла
И на домре, и на..(арфе).
2.Очень музыку любили
Две сестры, Наташа с Ниной,
И поэтому купили
Им большое..(пианино).
3.Дед Егор ещё не старый,
Внуку сделал он подарок,
И теперь у нас Ванютка
Целый день дудит на..(дудке).
4.На концерте выступала
Наша милая Татьяна,
Как звезда она играла
Целый час на...(фортепиано)
5.Все мы очень любим слушать
Как поёт у нас Тамара,
И в руках её послушна
Шестиструнная...(гитара)
6.
Мы очень удивляемся
И очень восхищаемся
Когда малыш Филиппка
Играет нам на...(скрипке)
7.Тут же сразу тянет нас
На частушки и на пляс,
Если весело Серёжка
Заиграет на...(гармошке)
8. Я стою на трёх ногах,
Ноги в чёрных сапогах.
Зубы белые, педаль.
Как зовут меня? (Рояль)
9.Жал на клавиши Антон,
Жал на кнопочки Иван,
И звучал аккордеон,
И наигрывал...(баян)
10.Удовольствие для Васи -
Поиграть на контрабасе,
А для Сани и для Вани
Постучать на..(барабане).
11.В руки ты её возьмёшь,
То растянешь, то сожмёшь.
Звонкая, нарядная,
Русская, двухрядная. (Гармонь)
12.От гармони он родился,
С пианино подружился.
Он и на баян похож.
Как его ты назовёшь? (Аккордеон)
Тут же сразу тянет нас
На частушки и на пляс,
Если весело Сережка
Заиграет на … (гармошке )
Домашнее задание для каждой команды выучить стихи о народных инструментах.
Ложки
Ложки разными бывают,
И на них порой играют.
Отбивают ритм такой.
Сразу в пляс пойдет любой.
Если виртуоз играет,
Ложки будто бы летают.
Их в руках по три, по пять,
Трудно даже сосчитать.
Барабан
Я,конечно, не орган,
Я всего лишь барабан.
Но могу любые звуки
Я исполнить, были б руки.
Вот две палочки, держите,
По мембране постучите.
Слышите, как я пою?
Тишины я не люблю.
Дудочка играет
С виду дудочка простая,
Но звучаньем поражает:
В нем небесная лазурь,
Солнца лучик после бурь.
Свирель
Жил в селе пастух Андрейка,
На свирели и жалейке
Он коровушкам играл,
Хор коровий подпевал.
Балалаечник
Балалаечник идет,
Балалаечка поет.
Три струны ее звенят,
Всех в округе веселят
Гусли
Под гуслей звонкие напевы
Влюблялись юноши и девы.
На свадьбах гусли запевали
И молодых благословляли.
Под перебор волшебных струн
Все веселились — стар и юн,
Гусляр персоной важной слыл,
Народа он душою был.
Гармонист
— Ну-ка, гармонист Антошка,
Доставай свою гармошку.
Чтобы ноги в пляс пошли,
Нас скорей развесели.
— Так и быть, — сказал Антон,
И достал гармошку он,
Широко ее развел,
Из гармони звук пошел.
Аккордеон
Звучит синьор аккордеон,
Далекий брат органа он.
Он носит клавиши и кнопки,
И нрав его совсем не робкий.
Конкурс №2
Сложить как можно больше слов из ключевого слова (Частушки)
Конкурс №3
Впишите в горизонтальные линии названия музыкальных инструментов народного оркестра. Подсказкой послужит вписанное в кроссворд по вертикали слово “народный”
1. – – –н
2. – – –а
3. – – р – – – –
4. – о – – –
5. д – – – –
6. – – – – н
7. – – – – – ы
8. – – – – й – –
Конкурс №4 - нарисовать русскую народную песню «Во поле берёза стояла»
Конкурс №5 - перечислить музыкальные инструменты русского народного оркестра (кто больше вспомнит).
Конкурс №6 - песня - игра
Бояре, мы к вам пришли
Бояре, а мы к вам пришли,
Молодые, а мы к вам пришли.
Бояре, а зачем вы пришли,
Молодые, а зачем вы пришли.
Бояре, мы невест выбирать,
Молодые, мы невест выбирать.
Бояре, вам какая мила,
Молодые, вам какая мила.
Бояре, нам вот эта мила,
Молодые, нам вот эта мила.
А она у нас дурочка, дурочка,
Ой, да, млада, дурочка, дурочка.
А мы её выучим, выучим,
Ой, да, млада, выучим, выучим.
А чем же вы её выучите,
Ой, да, млада, её выучите.
А мы будем её плёточкой,
Ой, да, млада,её плёточкой.
Она будет у вас плакати,
Ой, да, младабудет, плакати.
А мы дадим ей, пряничек,
Ой, да, млада, дадим пряничек.
Учащиеся поют хором русскую народную песню «Все мы песни перепели».
Итог.
Учитель:
Песня русская – это просторы,
По которым всю жизнь мне идти.
Это батюшка Дон из Ростова,
Это матушка Волга в пути.
Ты пойди, полети над полями,
Где притихла кормилица рожь.
Там подружишься ты с соловьями,
И, как иволга, ты запоёшь.
Песня русская – ветер и парус,
Даль, невиданная досель,
Это молодость, это не старость,
Это май, это зелень земель.
Всё она своим сердцем объемлет,
Ей и двадцать, и тысячу лет.
Песню русскую, русскую землю
Так люблю, что и слов больше нет!
- Вот как о русской песне и музыке писали поэты.
Дополнительный материал:
Масленичные частушки
Сидит кошка на окошке,
Вышивает себе хвост
Сёдня маслена неделя,
А потом Великий Пост.
Масленица – пышка
На улицу вышла.
На горах кататься,
С ребятами подраться.
Запрягу я бугая,
Куда люди – туда я.
Буду Масленку встречать,
С утра до ночи гулять!
От зари и до зари
Мы катаемся с горы,
На саночках катаемся,
Блинами объедаемся!
Купи, папа, мне коня
Вороные ножки,
Буду девочек катать
По большой дорожке.
Я на Масленке катался,
Трое саней изломал,
Ворона коня замучил,
А дневчонок покатал.
Прошла Масленка-вертушка.
Наступил Великий пост.
Сидит кошка на окошке,
Вышивает себе хвост.
Использована литература и сайты Интернета:
http://children.kulichki.net/stihi/strashno.htm
Г.И.Анисимова «Сто музыкальных игр для развития дошкольников старшая и подготовительная группы»
Н.Г.Кононова «Музыкально – дидактические игры для дошкольников»
Т.И.Бакланова «Планета знаний» - Музыка
Т.Э.Тютюнникова «Бим! Бам! Бом! Сто секретов музыки для детей»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Русский фольклор. Русские народные песни, хороводы, плясовые наигрыши, игры.
Открытый урок во 2 классе по теме: Фольклор. На уроке дети узнают как зародилась русская народная песня, жанры народной музыки. Будут слушать народную музыку, исполнять ее, петь, танцевать, игра...
Русская народная песня как средство развития музыкального слуха у учащихся 1 класса на уроках сольфеджио
В статье рассматриваются вопросы развития музыкального слуха, чувства метро-ритма, чистоты интонирования и музыкальной памятиу учащихся 1-х классов на основе русского народного музыкально-песенн...
Аранжировка русской народной музыки по методике И.Красильникова, на примере вариаций на тему русской народной песни «Мужик пашенку пахал»
На открытом уроке по классу синтезатора представлен пример создания аранжировки вариаций на тему русской народной песни « Мужик пашенку пахал», используя методику И. Красильникова и технологию создани...
урок музыки в 4 классе по теме Музыка народная и профессиональная. Русская народная песня в творчестве композиторов - классиков
урок музыки в 4 классе по теме "Музыка народная и профессиональная. Русская народная песня в творчестве композиторов - классиков.Народная музыка-это бесценное сокровище, раскрывающее национальны...
Литературно-музыкальный урок « В этой песне вся душа» (русская народная песня и хакасский тахпах)
Цели урока: 1) Раскрыть своеобразие песен.2) Показать народные песни как жанр фольклора.3) Способствовать воспитанию любви к Отечеству, желанию изучать творчество родного края....
Методическая разработка серии занятий кружка «Народное творчество» для обучающихся 5 классов СКК VII вида по теме: «Русские народные инструменты и исполнение шумовым оркестром мелодии русской народной песни «Калинка».
Автор Филатова С.Ю. – учитель музыки, руководитель кружка «Народное творчество» для учащихся 5 класса (коррекционный класс СКК VII вида) предлагает методическую разработку внеу...
Сценарий музыкальной гостиной "Русская народная песня-душа народа"
Сценарий музыкальной гостиной, для учащихся "ДШИ им. Г. Струве"...