Аранжировка русской народной музыки по методике И.Красильникова, на примере вариаций на тему русской народной песни «Мужик пашенку пахал»
план-конспект урока по музыке (6 класс) по теме

Бублик Инесса Николаевна

На открытом уроке по классу синтезатора представлен пример создания аранжировки вариаций на тему русской народной песни « Мужик пашенку пахал», используя методику И. Красильникова и технологию создания ситуации успеха.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan-konspekt_otkrytogo_uroka_po_aranzhirovke.docx28.82 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ПЛАН – КОНСПЕКТ  ОТКРЫТОГО  УРОКА

Дата проведения урока: 13 сентября 2013г.

Место проведения: МБОУ ДОД «ДШИ» г.Луховицы

Преподаватель: Бублик Инесса Николаевна

Ученик: Узун Ян, 6-й класс МБОУ ДОД «ДШИ» г.Луховицы

Дисциплина: специальность синтезатор

Тема урока: « Аранжировка русской народной музыки по методике И.Красильникова, на примере вариаций на тему русской народной песни «Мужик пашенку пахал» ».

Цель урока: Создать аранжировку вариаций на тему русской народной песни « Мужик пашенку пахал», используя методику И.Красильникова и технологию создания ситуации успеха на уроке.

ЗАДАЧИ УРОКА:

Воспитательные:

  • пробуждать глубокий интерес к музыке;
  • развитие общего культурного уровня.

Обучающие:

  • приобретение навыков аранжировки, инструментовки, закрепление навыков звукорежиссерской и исполнительской деятельности;
  • закрепление знаний, умений и навыков в управлении синтезатором, а именно:
  • банком памяти настроек;
  • баллансом звучания;
  • извлечением настроек звучания из банка памяти во время исполнения.

Развивающие:

  • развитие эмоциональной отзывчивости на музыку;
  • развитие инициативы и творческого мышления.

Методы:

  • словесное пояснение,
  • обсуждение,
  • сравнительный анализ.

Характеристика учащегося.

Узун Ян обучается у меня с первого класса. Обладает хорошими музыкальными данными, а именно: хорошим музыкальным слухом, чувством ритма, хорошей музыкальной памятью и природной беглостью пальцев.

Он общительный, доброжелательный, интересующийся ученик, легко находит общий язык с окружающими.

Занятия посещает регулярно, проявляя в ходе урока инициативу и интерес к процессу совместной деятельности. Он постоянно стремится к самосовершенствованию и саморазвитию. Ян многократно участвовал в концертной деятельности школы, выступая как исполнитель, а также является лауреатом конкурсов разных уровней. Помимо школы искусств он посещает спортивную секцию плавания в «Дельфине», а также дополнительно занимается английским языком.

ХОД УРОКА:

1. Организационный момент (представление и характеристика ученика, введение в проблематику урока) – 5 мин.

2.  Проверка домашнего задания  ( определение жанровых и стилевых особенностей русской  народной музыки, определение подходящих русских народных инструментов для озвучивания пьесы) – 5 мин.

3. Основная часть:

-  Прочтение общих  методических рекомендаций  И.Красильникова по аранжировке данного произведения. – 3 мин.

- Проигрывание учеником темы вариаций, обсуждение ее характера, образа. Просмотр базовых методических рекомендаций И. Красильникова к данной теме и  подбор на нашем синтезаторе подходящего инструмента для озвучивания ( V.Harmonika) ,  а также подбор подходящего стиля для сопровождения этой темы (St.Hard Rock), подбор подходящего темпа. 

        - Запись настроек озвучивания в банк памяти синтезатора.

        - Осуществление звукорежиссерской деятельности: выстраивание балланса звучания между солирующим инструментом и стилем.- 5 мин.

       - Проигрывание учеником первой  вариации. Обсуждение того, каким изменениям подверглась главная тема и с помощью каких выразительных средств музыки это осуществилось. Просмотр базовых методических рекомендаций И. Красильникова к данной вариации и  подбор на нашем синтезаторе подходящего инструмента для озвучивания  (V.Marimba + Picolo октавой выше) ,  а также подбор подходящего стиля для сопровождения этой темы (St.Hard Rock), подбор подходящего темпа.

        - Запись настроек озвучивания в банк памяти синтезатора.

        - Осуществление звукорежиссерской деятельности: выстраивание балланса звучания между двумя солирующими инструментами и стилем.- 5 мин.

         - Проигрывание учеником второй  вариации. Обсуждение того, каким изменениям подверглась здесь главная тема и с помощью каких выразительных средств музыки это осуществилось. Просмотр базовых методических рекомендаций И. Красильникова к данной вариации и  подбор на нашем синтезаторе подходящего инструмента для озвучивания  (V.Pizz.Strings) ,  а также подбор подходящего стиля для сопровождения этой темы (St.Polka Pop при включении только ритмической партии стиля) , подбор подходящего темпа. 

        - Запись настроек озвучивания в банк памяти синтезатора.

        - Осуществление звукорежиссерской деятельности: выстраивание балланса звучания между солирующим инструментом и стилем.- 5 мин.

        - Проигрывание учеником третьей  вариации. Обсуждение того, каким изменениям подверглась здесь главная тема и с помощью каких выразительных средств музыки это осуществилось. Просмотр базовых методических рекомендаций И. Красильникова к данной вариации и  подбор на нашем синтезаторе подходящего инструмента для озвучивания  (V.Accordion + dual) ,  а также подбор подходящего стиля для сопровождения этой темы (St.Jazz Rock), подбор подходящего темпа. 

        - Запись настроек озвучивания в банк памяти синтезатора.

        - Осуществление звукорежиссерской деятельности: выстраивание балланса звучания между солирующим инструментом и стилем.- 5 мин.

       - Проигрывание учеником четвертой  вариации. Обсуждение того, каким изменениям подверглась здесь главная тема и с помощью каких выразительных средств музыки это осуществилось. Просмотр базовых методических рекомендаций И. Красильникова к данной вариации и  подбор на нашем синтезаторе подходящего инструмента для озвучивания  (V.Accordion + dual) ,  а также подбор подходящего стиля для сопровождения этой темы (St.Jazz Rock), подбор подходящего темпа. 

        - Запись настроек озвучивания в банк памяти синтезатора.

        - Осуществление звукорежиссерской деятельности: выстраивание балланса звучания между солирующим инструментом и стилем.- 5 мин.

4. Запись и пояснение домашнего задания ( отработать выразительное и безошибочное исполнение данного произведения с одновременным переключением записанных настроек в банке памяти, продумать аранжировку вступления и заключения вариаций). – 2 мин.

Анализ результатов урока.

В результате проведенной на уроке работы была создана аранжировка вариаций на тему русской народной песни « Мужик пашенку пахал».

Учеником были усвоены основные принципы аранжировки русской народной музыки, а также закрепились знания, умения и навыки использования художественных средств синтезатора. Закрепилось умение пользоваться банком памяти инструмента. Ученик овладел в большей степени навыками  инструментовки,  а также навыками звукорежиссерской и исполнительской деятельности. Также в ходе урока осуществилось  развитие эмоциональной отзывчивости на музыку и развитие инициативы и творческого мышления учащегося.

Использование на уроке методики  И.Красильникова.

При проведении урока были использованы основные принципы данной методики:

  1. Пробудить глубокий интерес к музыке и активно развивать творческие способности  учащегося.
  2. Овладение учеником в большем объеме опытом работы с выразительными средствами из арсенала композитора  (инструментовка), исполнителя ( темп, динамика, артикуляция) и звукорежиссера ( регулировка баланса звучания и корректировка звука).
  3. Закрепление знаний, умений, навыков в управлении художественными средствами  синтезатора и его настройками.

Использование на уроке технологии создания ситуации успеха А.Белкина.

Данная технология реализовывалась на занятии через:

  • присутствие на занятии атмосферы сотрудничества ;
  • активную включенность в учебно-познавательную деятельность преподавателя и ученика;
  • постоянный диалог между учеником и преподавателем, в ходе которого учащийся выражал свое мнение и отношение к произведению и его обработке;
  • заинтересованность и увлеченность учебным процессом обеих сторон;
  • постоянное поддерживание позитивного отношения воспитанника к деятельности, не заостряя внимания на его некоторых неудачах;
  • закрепление в ходе урока эмоциональной удовлетворенности и у преподавателя и у учащегося, как результата совместной деятельности.

Методический материал.

  1. И.Красильников. Методика обучения игре на клавишном синтезаторе.-М: Экон-Информ, 2009.
  1.  В. Бровко «Азбука аранжировки»   - СП.: Композитор, 2004
  2.  С. Важов «Школа игры на синтезаторе»- СП.: Композитор, 2002
  3.  Инструкция по эксплуатации клавишного синтезатора.
  4. Г.Боффи. Большая  энциклопедия.- М.: АСТ: Астрель, 2008
  5. Энциклопедия музыкальных инструментов.
  6. А.Белкин. Основы возрастной педагогики – М.: Академия, 2000


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока музыки по теме "Русские народные песни и пляски". 2 класс

Конспект урока музыки по теме "Русские народные песни и плясовые" 2 класс. Цель урока: Выявить жанровые особенности хороводных и плясовых песен....

Авторская аранжировка русской народной песни "Камаринская"

Данная пьеса, представленная в оригинальной авторской аранжировке для исполнения в дуэте: баян и балалайка, может быть весьма полезна в обучении детей в системе дополнительного образования /музыкальны...

урок музыки в 4 классе по теме Музыка народная и профессиональная. Русская народная песня в творчестве композиторов - классиков

урок музыки в  4 классе по теме "Музыка народная и профессиональная. Русская народная песня в творчестве композиторов - классиков.Народная музыка-это бесценное сокровище, раскрывающее национальны...

Презентация на тему: "Русские народные песни"

Презентация к уроку на тему "Русские народные песни"...

Презентация к уроку музыки на тему: "Русские народные песни"

Презентация для урока музыки в 3 классе на тему: "Русские народные песни"....

Русская народная песня "Дома ль воробей?" обр.А.Юрлова аранжировка Ю.Богдановой

Эта аранжировка было сделана для младшего хора в сопровождении фортепиано.У А.Юрлова эта песня написана а-капелла.Но а-капеллу  трудно исполнять детям в младшем хоре (удержаться в тональности осо...

Методическая разработка серии занятий кружка «Народное творчество» для обучающихся 5 классов СКК VII вида по теме: «Русские народные инструменты и исполнение шумовым оркестром мелодии русской народной песни «Калинка».

Автор Филатова С.Ю. – учитель музыки, руководитель кружка «Народное творчество» для учащихся 5 класса (коррекционный класс СКК VII вида) предлагает  методическую разработку внеу...