Русский фольклор. Русские народные песни, хороводы, плясовые наигрыши, игры.
учебно-методический материал по музыке по теме
Открытый урок во 2 классе по теме: Фольклор. На уроке дети узнают как зародилась русская народная песня, жанры народной музыки. Будут слушать народную музыку, исполнять ее, петь, танцевать, играть на музыкальных инструментах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_folklor.doc | 40.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Открытый урок по музыке во 2 классе по теме:
«Русский фольклор.
Русские народные песни, хороводы, плясовые
наигрыши, игры»
Учитель: Бойко Татьяна Ивановна
МОУ СОШ с. Логиновка
2010-2011 учебный год
Цель урока: знакомство с жанрами русского фольклора.
Задачи:
Образовательные: показать характерные особенности русского фольклора.
Развивающие: развивать интерес к народной музыке, формировать уважение к народному творчеству, расширять кругозор учащихся посредством общения с народной музыкой.
Воспитательные: воспитывать любовь к Родине, ее истории и традициям через прослушиваемую и исполняемую музыку.
Знать: понятие слова - «фольклор», жанры русской народной песни, хоровода, пляски, наигрышей.
Уметь: слушать и анализировать прослушанную музыку по характерным особенностям, различать жанры русского фольклора.
Уметь исполнять русские народные песни, хороводы, игры, а так же подыгрывать на шумовых инструментах.
Проявлять свои исполнительские и творческие навыки и умения.
Дети входят в класс в русских народных костюмах:
Звучит народный наигрыш в исполнении оркестра русских народных инструментов.
Оргмомент:
Музыкальное приветствие.
Распевание: Русская народная песня «Калина-малина»
Сначала одноголосно по группам пропеть, затем прохлопать ритмический рисунок песни, каждый голос в отдельности, а затем исполнить попевку на 2 голоса.
Ход урока:
Учитель: Сегодня я не буду называть вам тему урока, надеюсь, что вы сами назовете ее в конце урока.
А теперь будьте внимательны, вслушивайтесь в музыку.
Урок начинается.
«Во поле береза стояла» - слушание 1 куплета.
Учитель: Знакомая мелодия? Как она называется?
Учащиеся: Русская народная песня «Во поле береза стояла».
Учитель: Кто исполняет эту музыку? Какие вы слышите инструменты
Учащиеся: Называют р.н. инструменты (балалайка, гармонь, баян, ложки, дудочки, свистульки, бубны, колокольчики).
. Оркестр русских народных инструментов.
Учитель: Ребята, а вы приготовили домашнее задание, нарисовали р.н. инструменты?
(Учитель показывает и комментирует рисунки детей)
Учитель: А теперь давайте споем эту р.н. песню.
«Во поле береза стояла»- исполнение 1и2куплетов.
Учмтель: Назовите особенности этой песни, особенности всех русских народных песен. Как звучала музыка?
Учащиеся: (тихо, медленно, протяжно, плавно)
Учитель: Ребята, а как еще можно исполнить эту музыку?
Учащиеся: (Ее можно сыграть на инструментах, под нее можно танцевать).
Учитель: Как мы будем танцевать? Как называется этот танец?
Учащиеся: Хоровод. Мы будем водить хоровод.
Учитель: Что такое хоровод? Кто его водит?
Учащиеся: Хоровод - это круг, хороводы водят девушки и поют во время танца.
Учитель: Давайте девочки покажут нам хоровод и споют, а мальчики помогут в пении и подыграют на инструментах.
Звучит русская народная песня «Во поле береза стояла»
(Исполняется хоровод, мальчики подыгрывают на шумовых инструментах)
Учитель: Как звучала хороводная музыка? Каковы ее особенности?
Учащиеся: Медленно, плавно, тихо.
Учитель: Кроме хороводов в русском фольклоре есть и пляски, которые исполняются под инструментальные наигрыши.
Как звучит плясовой наигрыш, послушаем.
«Светит месяц»- слушание 1 куплета.
Учащиеся: Быстро, весело, энергично, озорно.
Учитель: Кто исполняет музыку?
Учащиеся: Оркестр народных инструментов.
Учитель: В основе плясовой музыки лежит народная мелодия, которая постоянно изменяется, украшается, варьируется, поэтому и называется наигрышем.
Учитель: Откройте учебник на странице 56.
Посмотрите на партитуру для оркестра плясового наигрыша «Светит месяц».
(учитель объясняет, делит учащихся на 3 группы (партии), показывает, как нужно играть свою партию, какими длительностями, обращаясь к нотной записи).
«Светит месяц»- исполнение с шумовым оркестром.
Учитель: В русском фольклоре принято говорить не « петь» песню, а «играть».
Потому, что они сопровождались не только пением, но и плясками, хороводами, шутками, играми, актерским мастерством.
Давайте сыграем р.н. песню- игру «Из-за городу гуляет»
(учитель объясняет правила, учащиеся исполняют)
Игра исполняется 2-3 раза.
Итог урока:
Учитель: А теперь мы должны назвать тему нашего урока.
Назовите слова и выражения, которые наиболее часто звучали на уроке.
(русская народная музыка, русские народные инструменты, песни, хоровод наигрыш, фольклор, пляски)
Учитель: Чем занимались на уроке?
(пели, танцевали, играли русскую народную музыку и игры, слушали музыку)
Учитель : А теперь назовите тему урока.
(учащиеся называют варианты ответов)
Учитель озвучивает тему, делает акцент на слово «фольклор»:
«Русский народный фольклор. Русские народные песни, хороводы, пляски, наигрыши, игры».
Учитель: Что такое фольклор?
(Народное творчество, народная музыка)
Учитель: Фольклор – это народные песни, танцы, хороводы, пляски, игры, т.е. все те жанры музыки с которыми мы знакомились сегодня на уроке.
Учитель объявляет всем учащимся оценки за урок.
Домашнее задание: изготовить свой щумовой музыкальный инструмент.
Учитель: Сегодня на уроке мы говорили о музыке нашей Родины. В конце урока давайте исполним песенку о Родине. Как мы ее будем исполнять?
Учащиеся: тихо, протяжно, нежно.
Учитель: Почему?
Учащиеся: Потому что, мы любим свою Родину как маму.
Исполняется «Родная песенка».
Учитель: Урок окончен. Спасибо. До свидания.
Звучит русский народный наигрыш. Учащиеся под музыку выходят из класса.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Народная песня. Хоровод
Этот конспект урока продолжает накопление сведений о народной музыке при помощи хороводной песни (в которой отражена высокая музыкальная культура народа), выявляя их особенности. ...
Русская поэзия и народная песня в творчестве А.В. Кольцова.
Наиболее ярким явлением в русской лирике явились стихотворения и песни на народные темы А.В. Кольцова. Именно в его творчестве ярко представлен живой народный язык. Он стремился в своем творчестве изо...
Урок во 2 классе по теме: "Русские народные инструменты. Плясовые наигрыши".
Урок был показан на районном семинаре учителей музыки в 2011 году....
Урок музыки по теме: "Музыкальная машина времени: русская музыкальная старина (народные песни)"
Технологическая карта урока «Музыка» 2 класс...
Музыкальная машина времени: русская музыкальная старина.Народные песни.
Технологическая карта урока "Музыкальная машина времени: русская музыкальная старина. Народные песни. Музыка 2 класс....
Презентация "Живое слово фольклора в народных песнях"
.В наше время интерес к народному творчеству ослабевает. Тема народной песни в русской литературе важна. Данная презентация поможет в создании уроков литературы, посвящен...
Рабочие программы по дисциплинам : "Родная литература ( русская)", "Родной русский язык", "Русский язык для делового общения"
Рабочие программы по русскому языку и литературе( 10-11 кл) по новым дисциплинам для образовательных организаций, реализующих программы основного общего образоввния. Программы разработаны ...