Русский фольклор. Русские народные песни, хороводы, плясовые наигрыши, игры.
учебно-методический материал по музыке по теме

Бойко Татьяна Ивановна

Открытый урок во 2 классе по теме: Фольклор. На уроке дети узнают  как зародилась русская народная песня, жанры народной музыки. Будут слушать народную музыку, исполнять ее, петь, танцевать, играть на музыкальных инструментах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_folklor.doc40.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Открытый урок по музыке во 2 классе по теме:

                    «Русский фольклор.

   Русские народные песни, хороводы, плясовые                        

                 наигрыши, игры»

        Учитель: Бойко Татьяна Ивановна

                   МОУ СОШ с. Логиновка

        

                         2010-2011 учебный год

Цель урока: знакомство с жанрами русского фольклора.

        
Задачи:

Образовательные: показать характерные особенности русского фольклора.

Развивающие: развивать интерес к народной музыке, формировать уважение к народному творчеству, расширять кругозор учащихся посредством общения с народной музыкой.

Воспитательные: воспитывать любовь к Родине, ее истории и традициям через прослушиваемую и исполняемую музыку.

Знать: понятие слова - «фольклор»,  жанры  русской  народной  песни, хоровода,  пляски,  наигрышей.

Уметь: слушать и анализировать прослушанную музыку по характерным особенностям, различать жанры русского фольклора.

Уметь исполнять русские народные песни,  хороводы, игры, а так же подыгрывать на шумовых инструментах.

Проявлять свои  исполнительские и творческие навыки и умения.

Дети входят в класс в русских народных костюмах:

Звучит народный наигрыш в исполнении оркестра русских народных инструментов.

Оргмомент:

Музыкальное приветствие.

Распевание: Русская народная песня «Калина-малина»

Сначала одноголосно по группам пропеть, затем  прохлопать ритмический рисунок песни, каждый голос в отдельности, а затем исполнить попевку на 2 голоса.

Ход урока:

Учитель: Сегодня я не буду называть вам тему урока, надеюсь, что вы сами назовете ее в конце урока.

А теперь будьте внимательны, вслушивайтесь в музыку.

Урок начинается.

«Во поле береза стояла»  - слушание 1 куплета.

Учитель:    Знакомая мелодия? Как она называется?        

Учащиеся:      Русская народная песня «Во поле береза стояла».

Учитель:    Кто исполняет эту музыку? Какие вы слышите инструменты

Учащиеся:     Называют р.н. инструменты (балалайка, гармонь, баян, ложки, дудочки, свистульки, бубны, колокольчики).

. Оркестр русских народных инструментов.

Учитель:     Ребята, а вы приготовили домашнее задание, нарисовали р.н. инструменты?

(Учитель показывает и комментирует рисунки детей)

Учитель:    А теперь давайте споем эту р.н. песню.

        «Во поле береза стояла»-  исполнение 1и2куплетов.         

Учмтель:   Назовите особенности этой песни, особенности всех русских народных песен. Как звучала музыка?

Учащиеся:   (тихо, медленно, протяжно, плавно)

Учитель:   Ребята, а как еще можно исполнить эту музыку?

Учащиеся:  (Ее можно сыграть на инструментах, под нее можно танцевать).

Учитель:    Как  мы будем танцевать? Как называется этот танец?

Учащиеся:   Хоровод. Мы будем водить хоровод.

Учитель:   Что такое хоровод? Кто его водит?

Учащиеся:  Хоровод - это круг, хороводы водят девушки и поют во время танца.

Учитель:  Давайте девочки покажут нам хоровод и споют, а мальчики помогут в пении и подыграют на инструментах.

Звучит русская народная песня «Во поле береза стояла»

(Исполняется хоровод, мальчики подыгрывают на шумовых инструментах)

Учитель:   Как звучала хороводная музыка? Каковы ее особенности?

Учащиеся:      Медленно, плавно, тихо.

Учитель:   Кроме хороводов в русском фольклоре есть и пляски, которые исполняются под инструментальные наигрыши.

Как звучит плясовой наигрыш, послушаем.

«Светит месяц»-  слушание 1 куплета.

Учащиеся:  Быстро, весело, энергично, озорно.

Учитель:  Кто исполняет музыку?

Учащиеся:   Оркестр народных инструментов.

Учитель:  В основе плясовой музыки лежит народная мелодия, которая постоянно изменяется, украшается, варьируется, поэтому и называется наигрышем.

 Учитель:  Откройте учебник на странице 56.

Посмотрите на партитуру для оркестра плясового наигрыша «Светит месяц».

(учитель объясняет, делит учащихся на 3 группы (партии),  показывает,  как нужно играть свою партию, какими длительностями, обращаясь к нотной записи).

«Светит месяц»- исполнение с шумовым оркестром.

Учитель:  В русском фольклоре принято говорить не « петь» песню, а «играть».

Потому, что они сопровождались не только пением, но и плясками, хороводами, шутками, играми, актерским мастерством.

Давайте сыграем р.н. песню- игру «Из-за городу гуляет»

(учитель объясняет правила, учащиеся исполняют)

Игра исполняется 2-3 раза.

Итог урока:

 Учитель:  А теперь мы должны назвать тему нашего урока.

Назовите слова и выражения, которые  наиболее часто звучали на уроке.

(русская народная музыка, русские народные инструменты, песни, хоровод наигрыш, фольклор, пляски)

Учитель:  Чем занимались на уроке?

(пели, танцевали, играли русскую народную музыку и игры, слушали музыку)

Учитель : А теперь назовите тему урока.

(учащиеся называют варианты ответов)

Учитель озвучивает тему, делает акцент на слово «фольклор»:

«Русский народный фольклор. Русские народные песни, хороводы, пляски, наигрыши,  игры».

Учитель:  Что такое фольклор?

(Народное творчество, народная музыка)

Учитель:   Фольклор – это народные песни, танцы, хороводы, пляски, игры, т.е. все те жанры  музыки  с которыми мы знакомились сегодня на уроке.

Учитель объявляет всем учащимся оценки за урок.

Домашнее задание: изготовить свой  щумовой  музыкальный инструмент.

Учитель:  Сегодня на уроке мы говорили о музыке нашей Родины. В конце урока давайте исполним песенку о Родине. Как мы ее будем исполнять?

Учащиеся:   тихо, протяжно, нежно.

Учитель:  Почему?  

Учащиеся:  Потому что, мы любим свою Родину как маму.

Исполняется «Родная песенка».                                                                                      

Учитель:  Урок окончен.  Спасибо. До свидания.  

Звучит русский народный наигрыш. Учащиеся под музыку выходят из класса.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Народная песня. Хоровод

Этот конспект урока продолжает накопление сведений о народной музыке при помощи хороводной песни (в которой отражена высокая музыкальная культура народа), выявляя их особенности.   ...

Русская поэзия и народная песня в творчестве А.В. Кольцова.

Наиболее ярким явлением в русской лирике явились стихотворения и песни на народные темы А.В. Кольцова. Именно в его творчестве ярко представлен живой народный язык. Он стремился в своем творчестве изо...

Урок во 2 классе по теме: "Русские народные инструменты. Плясовые наигрыши".

Урок был показан на районном семинаре учителей музыки в 2011 году....

Музыкальная машина времени: русская музыкальная старина.Народные песни.

Технологическая карта урока "Музыкальная машина времени: русская музыкальная старина. Народные песни. Музыка 2 класс....

Презентация "Живое слово фольклора в народных песнях"

.В наше время интерес к народному творчеству ослабевает. Тема народной песни в русской литературе важна. Данная презентация поможет в создании уроков литературы, посвящен...

Рабочие программы по дисциплинам : "Родная литература ( русская)", "Родной русский язык", "Русский язык для делового общения"

Рабочие программы по русскому языку  и литературе( 10-11 кл) по новым дисциплинам для образовательных организаций, реализующих программы основного общего образоввния.  Программы разработаны ...