Методическая разработка серии занятий кружка «Народное творчество» для обучающихся 5 классов СКК VII вида по теме: «Русские народные инструменты и исполнение шумовым оркестром мелодии русской народной песни «Калинка».
методическая разработка по музыке (5 класс)
Автор Филатова С.Ю. – учитель музыки, руководитель кружка «Народное творчество» для учащихся 5 класса (коррекционный класс СКК VII вида) предлагает методическую разработку внеурочных занятий по теме: «Русские народные инструменты». Во время этих занятий ребята не только познакомились с музыкальными инструментами, но и сами стали участниками школьного шумового оркестра и исполнили мелодию русской народной песни «Калинка». Игра на шумовых инструментах способствует общему развитию умственных способностей, психических процессов - мышления, памяти, внимания, слухового восприятия, развития мелкой моторики, двигательной реакции, что крайне важно для детей с ОВЗ. Кроме того, повышается интерес детей к музыкальным занятиям. Необычность разработки в том, что на данных занятиях занимаются дети коррекционного класса СКК VII вида.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_filatovoy_s._yu.docx | 47.21 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Министерство просвещения Российской Федерации
Департамент образования администрации Владимирской области
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Коврова «Основная общеобразовательная школа № 2
имени Василия Алексеевича Дегтярёва»
Методическая разработка серии занятий
кружка «Народное творчество»
для обучающихся 5 классов СКК VII вида
по теме: «Русские народные инструменты и
исполнение шумовым оркестром мелодии
русской народной песни «Калинка».
Автор:
Филатова Светлана Юрьевна
учитель музыки
высшей квалификационной категории
2022
Аннотация
Автор Филатова С.Ю. – учитель музыки, руководитель кружка «Народное творчество» для учащихся 5 класса (коррекционный класс СКК VII вида) предлагает методическую разработку внеурочных занятий по теме: «Русские народные инструменты». Во время этих занятий ребята не только познакомились с музыкальными инструментами, но и сами стали участниками школьного шумового оркестра и исполнили мелодию русской народной песни «Калинка».
Игра на шумовых инструментах способствует общему развитию умственных способностей, психических процессов - мышления, памяти, внимания, слухового восприятия, развития мелкой моторики, двигательной реакции, что крайне важно для детей с ОВЗ. Кроме того, повышается интерес детей к музыкальным занятиям.
Необычность разработки в том, что на данных занятиях занимаются дети коррекционного класса СКК VII вида.
Цель занятий: Через ознакомление учащихся коррекционного класса с русскими народными инструментами подготовить выступление шумового оркестра и исполнить мелодию русской народной песни «Калинка» в обработке И. Арсеева
Школа, в которой преподаёт педагог, входит в состав РДШ. Данные занятия полностью соответствуют целям этой организации.
Методическая разработка предназначена для учителей музыки и руководителей кружков, работающих в коррекционных школах.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ | 3 |
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ. Структура занятий | 4 |
Занятие первое. Экскурсия в Ковровскую детскую школу искусств имени М.В.Иорданского | 5 |
Занятие второе. Русская народная песня «Калинка», процесс изучения (репетиционный процесс) | 5 |
Занятие третье. Сценическое искусство | 6 |
Занятие четвёртое. Исполнение произведения | 7 |
Занятие пятое. Занятие - рефлексия | 7 |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ | 8 |
ИСТОЧНИКИ И ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА | 9 |
ВВЕДЕНИЕ
Патриотизм – это и преданность своему Отечеству, и стремление сделать все возможное, чтобы сохранить культурную самобытность каждого народа, входящего в состав России.
Задача педагогов и родителей – как можно раньше пробудить в детях любовь к родной земле, формировать у них такие черты характера, которые помогут стать достойным человеком и достойным гражданином своей страны. Прекрасные возможности в воспитании патриотизма предоставляет знакомство с русским народным творчеством и обучение игре на русских народных инструментах. [8]
Эмоциональное восприятие народного искусства формирует способность к сопереживанию. Эта способность почти утеряна современным человеком. Люди постепенно отучились сопереживать, сочувствовать, то есть отучились вставать на позицию другого человека. Это одно из качеств личности, которое нуждается в реабилитации в высшей степени, и начинать это надо с раннего детства. Колыбельные песни, потешки, прибаутки, песни - игры готовят ребенка к жизни.
Учреждения дополнительного образования, организуя обучение детей на русских музыкальных инструментах, призваны сыграть серьезную роль в организации музыкального образования и воспитания подрастающего поколения. Воспитательное значение заключается в приобщении достаточно широкого круга учащихся к русским и мировым музыкальным традициям.
Кружок «Народное творчество» посещают ребята из 5 класса (коррекционный класс СКК VII вида).
Важным моментом является тот факт, что игра на музыкальных инструментах способствует развитию детей, особенно детей, которые учатся в коррекционных классах .Рамки урока музыки не позволяют уделять должного внимания игре на музыкальных инструментах, хотя многие дети желают музицировать.
Шумовой оркестр – один из наиболее доступных и одновременно развивающих видов творчества для детей с ОВЗ. Занимаясь на занятиях шумовым оркестром, дети приобщаются к миру музыки в качестве активного слушателя и исполнителя. Шумовой оркестр – это игровая педагогика: дети не замечают, что их учат играя.
Большинство детей с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ) в силу своих особенностей лишены многого из того, что доступно обычным ребятам: возможности полноценного участия в общественной жизни, выбора деятельности в соответствии со своими склонностями, а иногда даже и нормального общения со сверстниками.
Мною разработана серия занятий кружка «Народное творчество» по теме «Русские народные инструменты», итогом стало исполнение учащимися – участниками шумового оркестра – мелодии русской народной песни «Калинка».
Цель кружка:
Приобщить учащихся к русскому народному творчеству через развитие развитие певческих навыков, музыцирование на музыкальных инструментах, дать возможность учащимся получить основы вокального искусства и музыкального образования, способствовать формированию устойчивого интереса к музыкально-творческой деятельности.
Актуальность работы в том, что немногие педагоги – музыканты, используют в своей работе элементы инклюзивного образования, при которой каждому ребёнку, независимо от имеющихся физических, интеллектуальных, социальных, эмоциональных, языковых и других особенностей, предоставляется возможность учиться исполнительскому искусству.
При этом в работе над подготовкой выступления шумового оркестра использованы разные методические приёмы, которые помогли детям с ОВЗ, не только лучше понять произведение, но и способствовали объединению коллектива в целом.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ. Структура занятий
Общероссийская общественно-государственная детско-юношеская организация «Российское движение школьников» (далее – РДШ) была создана Указом Президента от 29 октября 2015 г. № 536 в целях совершенствования государственной политики в области воспитания подрастающего поколения, содействия формированию личности на основе системы ценностей, присущей российскому обществу.
В соответствии с имеющимися воспитательными системами и новыми воспитательными задачами, определены основные направления деятельности РДШ: личностное развитие, гражданская активность, военно-патриотическое, информационно - медийное. Российское движение школьников своими четырьмя направлениями охватывает все виды воспитания.
В работе над выступлением шумового оркестра можно выделить три этапа:
1. Ознакомление с мелодией русской народной песни "Калинка", обработка И. Арсеева
2. Разучивание.
3 Закрепление исполнение.
Структура занятий:
- Занятие первое. Экскурсия в Ковровскую детскую школу искусств имени М.В.Иорданского
- Занятие второе. Русская народная песня «Калинка», процесс изучения (репетиционный процесс)
- Занятие третье. Сценическое искусство
- Занятие четвёртое. Исполнение произведения.
- Занятие пятое. Рефлексия.
Ход каждого занятия в кружке построены по плану:[6]
• Вступительная часть.
• Разминка, "Пальчиковые игры"
• Работа над ритмическим рисунком русской народной песни ""Калинка"
• Итог. Домашнее задание
Домашнее задание - выучить наизусть ритмическую партию своего инструмента. Каждое занятие отличается по содержанию. Методические приёмы работы для каждого этапа я добавила в описании.
Занятие первое
Экскурсия в Ковровскую детскую школу искусств имени М.В.Иорданского
Знакомство с народными инструментами мы начали в Ковровской школе искусств имени М.В.Иорданского. В настоящее время многие современные дети растут на примитивных музыкальных «шедеврах», построенных на бешеных ритмах и какофонии электронных звуков. Это создает атмосферу духовной бедности и художественной серости, и не способствует гармоничному и нравственному развитию.
Цель данной экскурсии направлена на то, чтобы показать детям, что музыка – это не скучно, это целый удивительный и увлекательный мир. Познакомить учащихся с музыкальными инструментами и их звучанием. Музыкальные инструменты обладают своим неповторимым голосом.
С волнением мы переступили порог музыкальной школы. Нас встретили очень радушно. Мы прошли по узким коридорам старинного здания (постройка 19 века, более 150 лет). Посмотрели выступления юных музыкантов. Ребята, учащиеся школы искусств охотно рассказали о своём инструменте, его особенностях и истории возникновения.
В конце экскурсии я предложила ребятам домашнее задание: нарисовать русские народные инструменты, которые они увидели на экскурсии.
Занятие второе
Русская народная песня «Калинка», процесс изучения
(репетиционный процесс)
Цель занятия: Вместе с учащимися выбрать музыкальный материал для исполнения.
Второе занятие мы начали с рассматривания рисунков, которые нарисовали ребята. Разместили все работы на доске, получилась выставка.
Игра «Назови инструмент»
С помощью рисунков мы провели игру «Назови инструмент». Я загадывала загадки, ребята отгадывали, что это.
Загадки [9]:
- Меня ударишь - Я бубенцами зазвучу, Меня положишь – я молчу. (Бубен или бубенцы)
- Треугольная доска, а на ней три волоска. Волосок – тонкий, голосок – звонкий.
(Балалайка)
- Заливается трёхрядка, и народ идёт вприсядку!
А трёхрядка неплоха – есть и кнопки и меха.
И весёлые старушки под неё поют частушки.
(Гармошка)
- Деревянная подружка, без неё мы, как без рук.
На досуге – веселушка, и накормит всех вокруг.
Кашу прямо носит в рот, и обжечься не даёт.
(Ложка)
- Тараторит, словно тётка. Называется….
(Трещотка)
- Он под шапочкой сидит, не тревожь его - молчит.
Стоит только в руки взять и немного раскачать,
Слышен, будет перезвон: «Дили-дон, дили-дон. »
( Колокольчик)
7. Есть бубенчики на нем, по нему мы громко бьем.
С ним сейчас играть мы будем, дайте в руки звонкий …
(Бубен)
Мы обсудили, как прекрасно уметь играть на каком-либо музыкальном инструменте. Ребятам захотелось тоже сыграть какую-нибудь мелодию. Я предложила им создать шумовой оркестр. Объяснила, что нужно работать и репетировать, чтобы выступление получилось на отлично.
Ребята познакомились с инструментами шумового оркестра и мы начали репетировать: учились слушать и слышать звуки этих музыкальных инструментов.
Важен выбор репертуара. Если произведение нравится детям, то легче преодолеваются трудности по ее разучиванию, поэтому я предложила всеми любимую русскую народную песню «Калинка».
Занятие третье
Сценическое искусство
Цель занятия: формировать сценический образ учащихся, способствующий повышению уровня исполнительского мастерства и успешной реализации личности.
Третье занятие мы начали с игрового элемента.
Игра «Угадай, чей голосок»
Надо определить по тембру инструмента, какой звучит музыкальный инструмент. Умение различать тембры музыкальных инструментов, запоминать их названия.
Чтобы успешно играть на любом инструменте, необходимо развивать мелкую моторику. На своих занятиях я активно применяю «Пальчиковые» игры. Особенно они необходимы детям с ОВЗ.
«Пальчиковые» игры представляют собой своеобразную инсценировку каких-либо историй, чаще всего, рифмованных, с использованием пальцев. Это служит разминкой перед началом игры на музыкальных инструментах и подходит в качестве эмоционального настроя перед исполнением произведения. Большинство таких игр подразумевает использование двух рук. Для получения наибольшего эффекта, эти упражнения для пальцев необходимо выстраивать таким образом, чтобы попеременно менялись напряжение, расслабление, сжимание и разжимание кистей рук, а также были задействованы изолированные движения всех пальцев.
Игра на музыкальных инструментах особенно полезна для детей из коррекционных классов, т.к. развивается мелкая моторика руки. Моторика рук самым прямым образом связана с развитием речи. Помимо этого, она взаимодействует с мышлением, воображением, двигательной и зрительной памятью, наблюдательностью, координацией и вниманием.
Тонкие движения пальцев оказывают формирующее и развивающее воздействие на речевую функцию ребёнка. По этой причине надо всячески развивать мелкую моторику, а именно: движение пальцев (пальчиковые игры, игра на ложках, трещотках, треугольнике, бубне и т.д.)
Далее мы приступили к изучению ритмического рисунка (простукиваем пальчиком по ладони).
На важном месте – актёрское мастерство исполнителя. Мы просмотрели изображения, на которых изображены оркестры. Отметили, как себя ведут артисты во время концерта.
Занятие четвёртое
Исполнение произведения
Игра на шумовых инструментах способствует общему развитию умственных способностей, психических процессов - мышления, памяти, внимания, слухового восприятия, развития мелкой моторики, двигательной реакции, что крайне важно для детей с ОВЗ. Кроме того, повышается интерес детей к музыкальным занятиям. Занятия в шумовом оркестре развивают эмоциональную сферу, позволяют снять психологическую зажатость. Занятия помогают довольно быстро приобщить детей к музыке в качестве слушателей и исполнителей.
Цель шумового оркестра – с помощью ритмического аккомпанемента подчеркнуть характер, настроение музыки, сделать её ярче. Дети привлекаются к подбору тембров для аранжировок.
Игра на детских шумовых инструментах доставляет ребёнку радость музыкального творчества, развивает мелодический, ритмический и тембровый слух. Развивается познавательная, волевая сферы ребёнка и такие личностные качества, как общительность, самостоятельность, дисциплинированность, формирует умение действовать в коллективе, развивает навыки мелкой и крупной моторики. Участие в шумовом оркестре помогает успешно социализироваться ребёнку в коллективе.
Ребята старались исполнять произведения эмоционально и выразительно. Удалось добиться того, что во время выступления ребята вели себя естественно, не зажимались, показывали всё наработанное. Из-за короновирусных ограничений не было возможности пригласить родителей, поэтому была сделана видеозапись.
Занятие пятое
Рефлексия
Рефлексия — это этап урока или занятие, в ходе которого учащиеся самостоятельно оценивают свое состояние, свои эмоции, результаты своей деятельности.
Цель занятия: повторение, закрепление или обобщение пройденного материала, формирование у учащихся способностей к рефлексии и реализации коррекционных норм, научить фиксировать собственные трудности, выявлять причины этих затруднений и находить способы их преодоления.
Занятие – рефлексия организовано в форме традиционного русского чаепития с баранками и сухариками.
На столе я поставила вазочку с сухариками и вазочку с сушками. Предложила детям ответить на вопрос: «Понравилось ли вам выступать?». Если всё понравилось, ученик должен выбрать сладкую сушку, если не очень, то взять солёный сухарик. В непринуждённой обстановке детям проще было оценить своё выступление. Каждый объяснил свой выбор. Мы вместе обсудили, что получилось и над чем стоит поработать, поговорили о планах на будущее. какие произведение дети хотели бы исполнить. Для каждого участника хора нашлись добрые слова, которые повышают уверенность в ребёнке и вдохновляют на новые свершения.
Систематическое применение музыкальных инструментов и игрушек вызывает интерес у детей, расширяет их музыкальные впечатления, способствует творческой активности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Работа над подготовкой к выступлению была интересна и детям, и родителям, и мне, как учителю. У нас всё получилось. Ребята очень старались, выступление получилось
Предоставление возможности школьникам проявить себя – это возможность реализовать свой потенциал и получить признание. Это очень важно в подростковом возрасте.
В процессе работы прослеживались следующие трудности работы с детьми ОВЗ. Таким необычным детям необходимо больше времени на запоминание. Очень сложно отрабатывается слаженность в работе, трудности в точности исполнения ритмических рисунков. Особенно трудно давался артистизм. Такому подростку невозможно объяснить, что на сцене не нужно себя чувствовать скованно.
Данную методическую разработку можно применять в любой образовательной организации в рамках деятельности РДШ, в направлении «Личностное развитие».
В процессе работы над песней каждый ребёнок получил заряд позитива и хорошего настроения. Дети поверили в свои силы. Я показала видео другим учителям и родителям. Их поддержали родители и одноклассники, что мотивировало ребят на дальнейшую деятельность.
Мы планируем и в дальнейшем организовывать выступления шумового оркестра. Игра на детских шумовых инструментах стимулирует более быстрое развитие музыкальных способностей: у обучающихся улучшается качество пения. Благодаря развитию мелкой моторики, у детей лучше формируется речь, развивается координация.
Игра на детских шумовых инструментах доставляет учащимся радость музыкального творчества, расширяет сферу музыкальной деятельности, развивает познавательную, волевую сферы ребёнка, такие личностные качества, как общительность, самостоятельность, дисциплинированность, выдержку, настойчивость, целеустремлённость, усидчивость, умение сконцентрировать внимание, повышает ответственность за правильное исполнение своей партии, помогает преодолеть неуверенность, робость, формирует умение действовать в коллективе, сплачивает детский коллектив.
ИСТОЧНИКИ И ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА
- Овчинникова Т.Н. Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ. – М., «Просвещение».1986г.
- «РДШ» в школе. Методическое пособие // Авторы-составители: Белорыбкина Е.А., Головин Б.Н., Горбенко И.А., Гусев А.А., и др.– Москва: ООГДЮО «Российское движение школьников», 2018. – 76 с.
- Российское движение школьников – территория развития личности» / материалы Всероссийской дистанционной научно-практической конференции: сборник материалов // авт.-сост. Т. А. Малых, С. В. Кирдянкина, Г. А. Стародубцева, Л. Н. Бабинцева, А. А. Киселева – Иркутск: Изд-во ГАУ ДПО ИРО, 2018. – 109 с.
- Суязова Г.А.. Экспериментальная программа дополнительного образования «Мир вокального искусства» . Мир вокального искусства. Программа, разработки занятий, методические рекомендации., Волгоград: Учитель, 2008. - 138 с.),
- Академия развития творчества: сайт. – URL: https://www.art-talant.org/publikacii/5267-scenicheskaya-kulytura-i-scenicheskiy-obraz-vokalista (дата обращения: 24.02.2021). – Текст: электронный. Сценическая культура и сценический образ вокалиста Киричок Оксана Александровна.
- ВикиЧтение: сайт. – URL: https://educ.wikireading.ru/14014 (дата обращения: 24.02.2021). – Текст: электронный. Теория и методика музыкального образования. Учебное пособие. Хоровое пение. Автор: Безбородова Людмила Александровна.
- Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_148995/. Текс электронный
- Обучение игре на русских народных инструментах как фактор патриотического воспитания: сайт. – URL: https://nsportal.ru/shkola/dopolnitelnoe-obrazovanie/library/2020/06/26/obuchenie-igre-na-russkih-narodnyh-instrumentah Текст электронный (дата обращения 15.02.2022)
- Загадки про русские народные музыкальные: сайт. – URL: https://infourok.ru/zagadki-pro-narodnie-muzikalnie-instrumenti-2072037.html Текст электронный (дата обращения 15.02.2022)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок во 2 классе коррекционной школы 8 вида на тему: Русский народный танец
Тип занятия: изучение и усвоение нового материала (объяснения, показ, демонстрация). Форма занятия – урок.Форма обучения коллективная.Методы: объяснительно - иллюстративный, использования слова, ...
Методическая разработка урока по английскому языку в 5 классе с использованием икт по теме «Мой дом. Мебель в доме»
Знакомство учащихся с употреблением оборота there is/there areРазвитие навыков устной речи по теме "My home", " Furnitura"Вовлечение учащихся в активную речевую деятельность и разл...
Методическая разработка урока по предмету живопись в подготовительном классе 2 год обучения по теме «Натюрморт. Рисование натюрморта с натуры»
Методическая разработка урока по предмету живопись в подготовительном классе 2 год обучения по теме «Натюрморт. Рисование натюрморта с натуры»...
Методическая разработка по учебному предмету «Математика» для 7 класса школы VIII вида
Методическая разработка по учебному предмету «Математика» для 7 класса школы VIII вида. Числа, полученные при измерении величин (длина, стоимость, масса)План:1. Понятие величины.2. Измерит...
Методическая разработка урока по английскому языку в 5 классе с использованием икт по теме «Мой дом. Мебель в доме».
Пояснительная записка Распознавание и употребление в речи лексических единиц по теме «Мебель в доме».Введение фразового оборота there is / There are,в утвердительной ,вопросительной ...
Методическая разработка «Занятия декоративно-прикладным творчеством как инструмент для приобщения к народной культуре»
Методическая разработка«Занятия декоративно-прикладным творчествомкак инструмент для приобщения к народной культуре»...
Методическая разработка урока по истории России в 7 классе по теме "Народные движения в 17 веке"
Методическая разработка урока по истории в 7 классе по теме "Народные движения в 17 веке" к учебнику И.Л.Андреева, И.Н. Федорова, И.В. Амосова...