Урок «Второе путешествие в музыкальный театр. Балет» 5 класс
план-конспект урока по музыке (5 класс)
Сформировать представление о балете - виде сценического искусства. Дать понятия о балете
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок «Второе путешествие в музыкальный театр. Балет» 5 класс | 113.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №17» г. Ангарска | Сценарий урока | ||||||||
ОУ: | МБОУ «СОШ №17» | ||||||||
учитель: | Скокнина Оксана Васильевна | ||||||||
предмет: | музыка | класс: 5 а | дата: 07.12.2018 | ||||||
программа: | Музыка Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская 5 класс, «Просвещение», 2017г | ||||||||
тема урока: | «Второе путешествие в музыкальный театр. Балет» | ||||||||
цели урока: | предметная: | формирование представления о балете; дать понятия: Балет, либреттист, танцор, балерина, кордебале́т, сценический костюм, балетмейстер, вариации, па-де-де, па-де-катр, па-де-труа. | |||||||
метапредметная: | формирование универсальных учебных действий, посредством работы с текстом, слушания музыки и средствами ИКТ | ||||||||
личностная: | формирование музыкальной культуры и навыков вокально-хорового пения | ||||||||
формируемые универсальные учебные действия: | познавательные: | участвовать в коллективном обсуждении, принимать различные точки зрения на одну и ту же проблему; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения понимать сходство и различие разговорной и музыкальной речи | |||||||
регулятивные: | осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; уметь применять словарь эмоций | ||||||||
коммуникативные: | планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия | ||||||||
личностные: | формирование мотивации к музыкальному творчеству, целеустремленности и настойчивости в достижении цели в процессе создания ситуации успешности музыкально-творческой деятельности учащихся | ||||||||
оборудование: | ПК, экран, учебная доска, карточки, фортепиано, нотки | ||||||||
образовательная технология | технология личностно-ориентированного обучения | ||||||||
методы и приемы: | частично поисковый метод, метод наглядности, работа с текстом, метод музицирования, соучастия, метод фонопедических упражнений, приемы «Музыкальное приветствие», «Необъявленная тема». | ||||||||
компоненты ИКТ: | демонстрация презентации, видеофрагментов | ||||||||
тип урока: | урок изучения нового материала | ||||||||
структура урока и регламент: | № | название этапа (элемента) урока | мин. | ||||||
1. | Организационный момент, мотивация, целеполагание | 5 | |||||||
2. | Актуализация знаний | 3 | |||||||
3. | Освоение нового материала | 20 | |||||||
4. | Закрепление знаний | 10 | |||||||
5. | Подведение итогов, рефлексия, домашнее задание | 7 | |||||||
информационные источники: | Учебник «Музыка» 5 класс, автор Е.Д. Критская |
Сценарий урока
Тема урока: «Второе путешествие в музыкальный театр. Балет»
Ход урока
- Организационный момент, мотивация, целеполагание
Вход в класс. Музыкальное приветствие
Учитель: Сегодня мы вновь отправляемся в яркий мир музыки, но сначала вы должны отгадать следующие загадки:
Слайд 1
«Меню» в театре составляют
На весь сезон из разных пьес.
И только то, в него включают,
Что вызывает интерес? (репертуар)
Слайд 2
Кто невежливый такой:
Повернулся к нам спиной,
Стал размахивать руками
Прямо в зале перед нами? (дирижёр)
Слайд 3
В нашем театре выступает,
Словно бабочка порхает,
Кружится и вверх взлетает.
Что за чудная картина?
Кто танцует? (балерина)
Слайд 4
Со звонком он в зал придет,
Место нужное займет.
Посмотрев спектакль хороший
Будет хлопать он в ладоши? (зритель)
Мы отгадали все загадки, и думаю, что вы догадались, о чем сегодня на нашем уроке пойдет речь? (О театре, о балете)
Тема урока: «Второе путешествие в музыкальный театр. Балет». Запишите в тетрадь. А теперь давайте определим цели нашего урока.
1) Узнать, что такое балет?
2) Выяснить, кто создает балет, поистине создавая чудо – сказочное, незабываемое, яркое, неповторимое?
3) Познакомиться с лучшими танцорами и балетмейстерами.
4) Узнать особенности балетного костюма.
- Актуализация знаний
На прошлом уроке мы изучали тему «Опера».
Демонстрация видеофрагмента – задания.
- О каком произведении идёт речь? (Опера «Садко»);
- Назовите главных героев.
- Каковы признаки оперы?
- Как называют исполнителей?
- Освоение нового материала - знакомство с балетом
Учитель: объяснение материала, включение учащихся в беседу, демонстрация слайдов презентации.
Учащиеся: восприятие материала, просмотр слайдов, беседа с учителем, фиксация новых знаний в тетради.
Учитель: Кто когда-нибудь видел балет в театре или по телевизору?
-Изучая новую тему, на какие вопросы вы хотели бы найти ответы? (что такое балет, термины балета, танцоры и балерины, композиторы и названия балетов)
- Какие представления о балете вы уже имеете? (балет – это сложный жанр)
Задание №1.
- У вас на столах лежит определение понятия балет. Но, к сожалению, готовясь к уроку, я разрезала его на части. Помогите, пожалуйста, мне собрать его воедино.
- Выполним это задание в парах.
(Дети составляют на партах определение балета)
А теперь, давайте сверим, что у вас получилось. Такое определение мы найдем в музыкальном словаре.
Балет - вид сценического искусства, где неразрывно связанны между собой музыка и танец.
Запишите определение в тетрадь.
Рассказ учителя о происхождении слова «балет» и истории его появления (презентация).
Слайд 5
Французское слово «ballet» произошло от итальянского balet-to -- танец. Французское название и его итальянские корни не случайны. Балет возник в эпоху Возрождения в Италии. Издавна любили там веселые танцевальные сценки, исполнявшиеся на карнавале. Было время, когда этот вид искусства включал не только танцы, но и песенные и разговорные эпизоды. Тогда он назывался опера-балет. Постепенно они и превратились в самостоятельные танцевальные спектакли.
Слайд 6
Во Франции при Людовике XIV, был популярен придворный балет. Во дворце Версаль устраивались пышные зрелища, в которых участвовали король, королева и придворные. В современном понимании балет появился только в XVIII веке. Французские балетмейстеры создали специальный язык хореографии, которым пользуются до сих пор.
Слайд7
Почти триста лет назад балет пришёл из Европы в Россию. Сначала это были придворные спектакли, поставленные иностранными хореографами. Музыке в них не придавалось особого значения. Она считалась только аккомпанементом к танцам. П. И. Чайковский стал новатором в жанре балет. Музыка его 3-х гениальных балетов настолько красива и выразительна, что прекрасно существует и сама по себе, вне театральной сцены, исполняется в концертном зале, по радио и телевидению. Запишите эти балеты – «Спящая красавица», «Лебединое озеро».
- А название 3-его балета вы узнаете, если внимательно послушаете литературный отрывок.
Сначала жил я в сказке,
Что Гофман написал.
Затем стал музыкальным –
Уже в балет попал.
Придумал же Чайковский –
И я затанцевал!!!
И с дядей Дроссель Меиром
Был приглашён на бал.
Среди других игрушек.
Я был не слишком мил:
Уродлив, непригляден,
Огромный рот, мундир…
И для забавы ради
Колол орехи я,
Врагами были мыши -
Солдатики – друзья.
Лишь сердце трепетало:
“Когда же, наконец,
Исчезнут злые чары,
Придёт мышам конец?”
И победить проклятье
Поможет только та,
Чьё сердце отзовётся
На зов любви, добра...
-Назовите имя этой игрушки. (Щелкунчик)
- Да верно, это балет «Щелкунчик».
Слушание музыки
Видеофрагмент «Щелкунчик». Звучит Битва с мышами из балета «Щелкунчик» - 2 мин.
Ответьте на вопросы:
- Какие музыкально-выразительные средства подсказали, что это балет «Щелкунчик»? (динамика, темп, мелодия)
-Дайте характеристику музыкальному фрагменту, используя словарь эмоций.
- Какое литературное произведение лежит в основе этого балета? (сказка Гофмана)
Давайте прочитаем краткое содержание о балете в учебнике на странице 62.
- Именно этот фрагмент мы и посмотрели. Запишем в тетрадь.
Задание №2.
Теперь мы сможем сказать, кто принимает участие в балетном спектакле и его подготовке?
(Танцор и балерина, группа танцовщиков, симфонический оркестр, дирижёр, композитор)
У вас на столах лежат листочки, соотнесите правильно определения со словами.
Итак, что у нас получилось? Проверим.
Слайд 8
Солист-танцор – артист балетного театра, исполняющий сольную партию (один)
Балерина — артистка балетного театра, исполнительница классических танцев
Кордебале́т — артисты балета, исполняющие массовые танцевальные номера
Дирижёр – музыкант, который управляет оркестром
Композитор – сочиняет музыку
– Кто помогает сделать спектакль грациозным, выразительным, придумать танцорам яркие выразительные пластические образы? БАЛЕТМЕЙСТЕР.
– Ребята, без кого еще не может обойтись любой спектакль, будь он оперный или балетный? (человек, который пишет либретто, и режиссер) ЛИБРЕТТИСТ И РЕЖИССЁР
Либретто - это сценарий или сюжет балета. Без либретто не может существовать и состояться балет.
Мы уже знаем участников оперного спектакля. Это…
1.Хор
2.Солисты
3.Дуэты
В балете также могут выступать один, два и более актёров.
Слайд 9
В опере поёт солист, а в балете танцует балерина ВАРИАЦИИ
В опере могут петь дуэтом, а в балете парный танец называется ПА-ДЕ-ДЕ
В опере могут петь трио, а в балете танец троих участников называется ПА-ДЕ-ТРУА
В опере могут петь квартетом, а в балете танец четверых участников называется ПА-ДЕ-КАТР
В опере может участвовать хор, а в балете выступает КОРДЕБАЛЕТ.
Просмотр видеофрагмента о балетном костюме и пуантах
У танцоров и балерин есть специальные костюмы, юбки, которые называются «балетными пачками» и специальная обувь «пуанты». Обратите внимание, это пуанты. Вы сможете их внимательно рассмотреть на перемене.
Балетный костюм – такой, каким мы его знаем и любим, появился не сразу. Балетные спектакли и балетные костюмы прошлых времен были громоздкими и пышными, как праздничный выезд королевской семьи по случаю какого-либо торжества.
Физминутка. И сейчас я приглашаю всех, как танцоры балета красиво исполнить плавный танец. Спасибо! У вас отлично получилось!
Русский балет славится уже несколько веков и имена русских балерин, танцовщиков и хореографов известны во всем мире. Сейчас узнаем некоторых из них и запишем в тетрадь.
Я приглашаю ребят, которые подготовили презентации о Николае Цискаридзе, Галине Улановой.
Учащиеся рассказывают о выдающихся танцорах балета.
- Русские композиторы внесли огромный вклад в развитие мирового балетного искусства, создав шедевры.
Запишите в тетрадь названия балетов и их авторов. С. С. Прокофьев «Золушка», И. Ф. Стравинский «Петрушка».
Участие в этих спектаклях принесло балеринам широкую известность и славу, благодаря колоссальному труду, терпению, ежедневным тренировкам.
- Закрепление знаний
- Наше путешествие в мир балета подходит к концу. Я предлагаю вам послушать и разучить песню «Балет» музыка Игоря Николаева, слова Ильи Резника, исполняет Алла Пугачева.
Слушание песни. Метод фонопедических упражнений
Учащиеся слушают песню
Вокально-хоровая работа
1. Артикуляционная гимнастика
2.Упражнения на дыхание
3.Вокально-хоровые упражнения
4.Разучиваем 1 куплет и припев
1 куплет
Я снова вижу голубой, далекий свет,
Прекрасным принцем мне является балет,
Он позолоченную туфельку дает
И за собою в мир загадочный ведет.
Припев:
И вот взлетаю, я взлетаю высоко,
Паря над прожитым
Свободно и легко.
И только звезды кружат в небе надо мной,
И только звезды кружат в небе надо мной,
И только музыке подвластна я одной.
Балет, балет, балет,
Души призывный звук.
Балет, балет, балет,
Несбыточный мой друг.
Мой самый ясный взор,
Мой самый легкий вздох.
Балет, ты с давних пор -
Мой Бог, мой Бог.
исполнение учащимися 1 куплета и припева
А теперь давайте проверим всё ли мы знаем о балете. Выдаются карточки с тестом для быстрого опроса фронтально.
Тест по теме «Балет»
1 В каком музыкальном спектакле нет слов, но выразительные танцевальные движения способны передать самое разнообразное содержание:
А. Опера
Б. Мюзикл
В. Балет
2. Это слово пришло к нам из Франции и означает оно «остриё» или «точка»:
А. Пуанты
Б. Адажио
В. Увертюра
3.Балетмейстер - это:
А. Постановщик балета
Б. Постановщик танцев
В. Прекрасный исполнитель
4. Родина балета:
А.Франция
Б. Италия
В. Россия
5. Много танцующих в балете:
А. Вариации
Б. Кордебалет
В. Пляски
6.Он пишет сценарий балета языком слов:
А. Либреттист
Б. Пианист
В. Писатель
7. Жёсткая юбка для танцовщиц в балете:
А. Баркарола
Б. Пачка
В. Пюпитр
(Ответы: 1В; 2А; 3А; 4Б; 5Б; 6А; 7Б. Критерии оценок: ошибки: 0-1 = отметка «5»; 2= отметка «4»; 3-4= отметка «3»; 5-6= отметка «2»)
- Подведение итогов, рефлексия, домашнее задание
Памятка для самооценки:
Оцени результаты своей работы по шкале в пяти баллах:
- Я много работал(а) на уроке и отлично понял материал; Могу объяснить - 5 баллов;
- Я хорошо понял(а) материал - 4 балла;
- Я хорошо понял(а) только часть материала. Наверное, я не смогу объяснить все термины - 3 балла.
- Я понял, но мне надо заново читать материал о музыкальном произведении - 2балла
Поставь баллы в таблицу: «Лист самооценки»
Самооценка | Оценка работы в паре | Оценка учителя (выставляет учитель) |
Вывод по уроку:
Балет - вид сценического искусства, где неразрывно связанны между собой музыка и танец. Французское слово «ballet» произошло от итальянского balet-to -- танец. Французское название и его итальянские корни не случайны. Балет возник в эпоху Возрождения в Италии. Принимает участие в балетном спектакле и его подготовке танцор и балерина, группа танцовщиков, симфонический оркестр, дирижёр, композитор. Либретто - это сценарий или сюжет балета.
Помогает сделать спектакль грациозным, выразительным, придумать танцорам яркие выразительные пластические образы балетмейстер, а пишет либретто – либреттист.
Рефлексия:
«Музыкальный тест»
По окончании урока детям предлагается оценить урок по своеобразной восьмибальной системе: от «ми» до «ми» октавой выше. Нота высоко – значит, урок понравился и всё понятно, нотка низко - значит, урок не понравился, не разобрался. Нотки учащиеся прикрепляют на нотном стане. Чтобы определить, минорное или мажорное настроение преобладало на уроке. В зависимости от этого штиль нотки смотрит вниз (минорное), если вверх (мажорное).
Домашнее задание.
1.В качестве домашнего задания я предлагаю заполнить сравнительную таблицу музыкальных жанров.
Вид деятельности | БАЛЕТ | ОПЕРА |
Пение | нет | есть |
Музыка | симфонический оркестр | симфонический оркестр |
Хореография | есть | Второстепенная роль |
Литературная основа спектакля | либретто | либретто |
2. Нарисовать афишу к балету П. И. Чайковского «Щелкунчик».
Спасибо за активную работу на уроке!
Технологическая карта к уроку
№ этапа | Дидактическая задача этапа | Содержание этапа |
1. Ориентационно–мотивационный этап | Подготовить учащихся к работе на уроке, определить цели и задачи урока, указать на то, что учащихся должны запомнить, мотивация запоминания и длительного сохранения в памяти. | Музыкальное приветствие учителя и учащихся: фиксация отсутствующих, проверка готовности учащихся к уроку; организация внимания; внутренняя готовность. Ставятся познавательные задачи в виде загадок о новой теме урока. Учащиеся угадывают тему и записывают в тетрадь. Учитель отмечает, что тема является продолжением путешествия в музыкальный театр. Учащиеся сами ставят цели урока. |
2. Операционно-исполнительный этап | Дать учащимся представление о балете, как виде сценического искусства; на основе приобретаемых знаний выработать умения и навыки музицирования, активного слушания и воспроизведения. | Работа над изучаемым материалом.
|
3.Конструктивно-оценочный этап | Закрепление полученных знаний и умений. Проверка глубины, понимания учащихся нового материала. | Повторение всего пройденного на уроке материала. Слушание песни. Метод фонопедических упражнений. Учащиеся слушают песню и исполняют. Выполняют экспресс тест о балете. Система контроля: сочетание контроля учителя с самоконтролем («лист самооценки») Фронтальный контроль усвоения материала хоровое пение. |
4. Рефлексивно-оценочный этап | Сообщение учащимся о домашнем задании, подведение итогов урока, оценивание и рефлексия. | Подводя итог урока, учитель еще раз останавливается на основных понятиях темы. Обучающиеся записывают домашнее задание. Выставляются оценки в «лист самооценивания». Проводят рефлексию. Памятка для самооценки: Оцени результаты своей работы по шкале в пяти баллах:
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Второе путешествие в театр. Балет.
Разработка урока музыки 5 классВторое путешествие в театр. Балет. Эпиграф урока:Классический балет есть замок красоты....
Рабочий лист для учащегося по теме "Второе путешествие в театр: Балет" 5 класс
В данной карте учащийся работает на протяжение урока,формулирует и записывает тему укрока,цель урока формулирует для себя,а в конце урока вернется к ней и проанализирует,достиг он цели . О...
Проект урока "Путешествие в театр. Балет"
План-конспект урока...
Разработка открытого урока Второе путешествие в музыкальный театр. Балет.
Открытый урок был проведен в рамках районного семинара 26.03.2019 г. Урок построен по технологии деятельностного метода, целью урока является сформировать представление у учащихся о балете, ...
5 КЛАСС. УРОК №14 Тема раздела учебного раздела: «Музыка и литература» Тема урока: Второе путешествие в музыкальный театр. Балет.
5 КЛАСС.УРОК №14Тема раздела учебного раздела: «Музыка и литература»Тема урока: Второе путешествие в музыкальный театр. Балет....
Технологическая карта Второе путешествие в театр. 5 класс
Организационная структура урока...