Разработка открытого урока Второе путешествие в музыкальный театр. Балет.
методическая разработка по музыке (5 класс)

Спиридонова Наталья Сергеевна

Открытый урок был проведен в рамках районного семинара 26.03.2019 г. Урок построен по технологии деятельностного метода, целью урока является сформировать представление у учащихся о балете, как о жанре музыкально-литературного искусства.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon arhiv_zip_-_winrar.zip1.86 МБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Конспект урока музыки в 5А классе

Дата проведения: 26.03.2019

Учитель: Спиридонова Наталья Сергеевна

Тема: Второе путешествие в музыкальный театр. Балет.

Тип урока: Урок «открытия» новых знаний

Цель урока: Сформировать представление у учащихся о балете, как о жанре музыкально-литературного искусства.

Планируемые результаты:

Личностные  УУД: Смыслообразование, ценностное отношение к историческому прошлому, адекватное понимание причин успеха – неуспеха в учебной деятельности.

Регулятивные  УУД:

Регулятивные : целеполагание, планирование, самоконтроль, коррекция, самооценка.

Познавательные  УУД: рассуждать, сравнивать, сопоставлять, анализировать, обобщать, самостоятельно составлять алгоритм действий.

Контроль и оценка процесса и результата действий постановка и решение проблем. Выдвижение гипотез. Извлечение необходимой информации

Коммуникативные   УУД: Умение с достаточной полнотой выражать свои мысли, формулировать свои затруднения, планирование учебного сотрудничества, аргументация своего мнения и позиция в коммуникации.

Ход урока

  1. Мотивационный этап
  1. Организационный момент

Приветствие

  1.  Актуализация знаний и фиксирование индивидуальных затруднений 

Театр - здесь искусства в едино сплелись.

Театр - здесь мечта и реальность слились.

Перед вами один их лучших музыкальных театров России – Большой театр, который находится в Москве. Сегодня мы с вами отправимся во второе путешествие в мир музыкального театра. Подумайте и скажите, какое представление здесь можно увидеть? В музыкальном театре можно увидеть оперу. Об опере шла речь на прошлом уроке. У вас на столах лежат карточки, из которых нужно составить слова и дать им определение. Работаем в парах. Правильно выполнив задание, вы познакомиться ещё с одним музыкальным спектаклем.

(Учащиеся составляют слова, одно слово оказывается не знакомо – слово «фуэте»).

Учащиеся фиксируют затруднение, приходят к выводу, что одно слово из предложенных им не знакомо. Учитель предлагает посмотреть видеофрагмент и самим дать определение слову «фуэте».

-Как вы думаете, где мы можем увидеть это движение, послушайте внимательно загадку и скажите, о чем мы будем сегодня говорить на уроке:

Все герои спектакля на сцене танцуют

– Не поют, не играют и не рисуют...

 Прекраснее спектакля в театрах нет,

А называется он просто — ... (балет)

3. Целеполагание

-Как вы думаете, какие цели мы сегодня на уроке перед собой поставим? Что мы должны будем сделать?

1. Дать определение жанру «балет»;

2. Узнать, из чего состоит балет;

3. Познакомиться с одним из произведений в этом жанре.

II.  Операционально-познавательный

  1. Открытие нового знания, закрепление в устной речи.

-У вас на столах лежат карточки, из которых вы можете узнать об истории создания балета. Внимательно их прочитайте и кратко расскажите этапы становления жанра «балет».

(учащиеся читаю текст в карточках, выделяют главное, отвечают на вопрос).

- А как вы думаете, кто участвует в создании балета?

(рисуем план-схему: Композитор – либреттист –балетмейстер - артисты -художник). (по мере ответов, учащиеся получают карточки-распределение ролей)

Артистов балета называют – балеринами и танцОвщиками. Танцевальный шаг в балете называется французским словом Па. Часто главные действующие лица балета танцуют вдвоем. Их дуэт называется па-де-де. гран-па – большой танец. А красивым итальянским словом адажио, в балете называют лирический танец главных героев и подобно оперной арии, он словно рисует портрет героя, помогает понять его характер. Кроме солистов в балете принимает участие и большая группа артистов, которая называется кордебалет. Роль кордебалета аналогична роли хора в опере. Составной частью балета является пантомима. В пантомимных сценах актеры мимикой и жестами выражают чувства, переживания героев, передают смысл происходящих событий. У танцоров и балерин специальные костюмы, юбки, которые называются «балетными пачками» и специальная обувь, которая называется «пуанты».

Просмотр видеофрагмента

Итак, сегодня мы спешим с вами на балет. И для нас уже открылись двери в Большой театр. Посмотрите на театральную афишу и скажите, на какой спектакль мы пришли?

-П.И. Чайковский «Спящая красавица» Балет в двух действиях. Либретто к балету создано Мариусом Петипа совместно с Иваном Всеволодожским по мотивам сказки  Ш. Перро «Спящая красавица».

-Кто автор этого балета?

-Пётр Ильич Чайковский.

-До П. И. Чайковского музыку к балетам было принято сочинять как череду идущих друг за другом танцев. При этом танцы могли, как угодно переставляться, не отражали сюжет, содержание спектакля. П. И. Чайковский блестяще и виртуозно объединил сочетание танцев со сценическим действием. Балет «Спящая красавица» как подтверждение - один из самых любимых балетов и среди зрителей, и среди исполнителей. В нём средствами музыки воплощена борьба Добра со Злом, победа Света над Мраком.

-В начале урока вы получили карточки с ролями, ваша задача при прослушивании музыкального фрагмента выполнить следующее задание: Композиторы при прослушивании Увертюры выбирают из предложенных карточек инструменты, которые они слышат;

Либреттисты читают либретто из предложенных программок;

Художники рисуют афишу к спектаклю;

Балетмейстеры делают наброски костюмов для основных героев

Прослушивание увертюры

Проверка выполненного задания, обсуждение либретто, характера музыки.

Прослушивание муз. Фрагмента, сравнение фея Сирени и фея Карабос

Чтобы понять, в чём сходство и различие оперы и балета, составим таблицу, в которой выделим характерные черты музыкальных спектаклей  - оперы и балета.

  1. Рефлексия

Перед учащимися на столах лежат карточки с «Лестницей успеха», нужно себя поставить на одну из ступенек.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Преподавание предмета музыки с учётом требований ФГОС ООО.План-конспект урока по музыке с использованием ЭОР по теме:"Второе путешествие в музыкальный театр. Балет." 5 класс

План-конспект урока по музыке разработан с использованием ЭОР.Тема урока:"Второе путешествие в музыкальный театр. Балет."Учебник Музыка Г.П. Сергеева Е.Д. Критская 5 класс, Москва «Просвещение» 2011 г...

Методическая разработка урока музыки "Второе путешествие в музыкальный театр. Балет"

Урок музыки - 5  класс,   II четвертьТема: «Музыкальный театр. Балет»Цель: Знакомство с музыкально-театральным искусством – Балет, и особенностью передачи художественного образа че...

Разработка урока по теме: Второе путешествие в музыкальный театр. Балет

Тема урока:  Второе путешествие в музыкальный театр. Балет.Цель  урока: Сформировать представление у учащихся о балете, как о жанре музыкально-литературного искусства.Задачи урока:- образова...

Урок «Второе путешествие в музыкальный театр. Балет» 5 класс

Сформировать представление о балете  - виде  сценического искусства. Дать  понятия о балете...

5 КЛАСС. УРОК №14 Тема раздела учебного раздела: «Музыка и литература» Тема урока: Второе путешествие в музыкальный театр. Балет.

5 КЛАСС.УРОК №14Тема раздела учебного раздела: «Музыка и литература»Тема урока: Второе путешествие в музыкальный театр. Балет....

Технологическая карта открытого урока "Второе путешествие в музыкальный театр. Балет" (ФГОС ООО; УМК Е.Д.Критская, Г.П. Сергеева)

Данный открытый урок музыки проводился в 5 классе во 2 - ой четверти. По аналогии с оперой обучающиеся, на основе имеющегося у них музыкально - слухового опыта, познакомились с жанром балета, узнали о...