5 КЛАСС. УРОК №14 Тема раздела учебного раздела: «Музыка и литература» Тема урока: Второе путешествие в музыкальный театр. Балет.
план-конспект урока по музыке (5 класс)

Юдина Елена Владимировна

5 КЛАСС.

УРОК №14

Тема раздела учебного раздела: «Музыка и литература»

Тема урока: Второе путешествие в музыкальный театр. Балет.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

5 КЛАСС.

УРОК №14

Тема раздела учебного раздела: «Музыка и литература»

Тема урока: Второе путешествие в музыкальный театр. Балет.

Тип урока: Урок изучения и закрепления новых знаний.                                                         Музыкальное содержание: видеофрагмент из балета “Щелкунчик”: «Битва с мышами»,  «Вальс цветов»; музыкальные фрагменты из балета П.И.Чайковского “Щелкунчик”: “Марш” текст песни  “Дорога добра”, музыка Марка Минкова, слова Юрия Энтина; музыкальные фонограммы.

Цель: Сформировать представление у учащихся о балете, как о жанре музыкально-литературного искусства.

Планируемые результаты обучения (предметные, личностные, метапредметные-УУД)

Предметные: учить воспринимать музыку, разбираться в музыкальной драматургии произведения; развивать умения определять в балете тот или иной танец, слышать егообразное содержание; воспитывать интерес и любовь к музыке, потребность общения с ней, желание слушать ее и исполнять, совершенствовать эмоциональную сферу; художественный, музыкальный и эстетический вкусы, нравственные качества личности.

Личностные: Самоопределение: научить слушать и понимать музыку балета, получая при этом высокое эстетическое наслаждение; Смыслообразование: повысить мотивацию собственных знаний; Ценностная и морально-этическая ориентация:осознание учащимися для чего им необходимо получить знания по данной теме. Возрастание интереса и любви к классической музыке, способности оценить ее красоту; Сопереживание музыкальным образам, воплощенным в произведениях искусств;

Возникновение музыкально-эстетического отклика на произведения искусства;

Потребность в общении с высокохудожественной музыкой, в музыкальном самообразовании.

Метапредметные:

Познавательные УУД: Выяснить,  какую роль играет литература в музыке; Осознание познавательной задачи; Умение делать выводы, обобщения.

Коммуникативные УУД: Умение вступать в диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе; Способность формулировать собственные мысли, обосновывать свою точку зрения, задавать вопросы; Уметь выражать свою позицию.

Регулятивные: Умение принимать и сохранять учебную задачу; Адекватно оценивать свои достижения; Уметь управлять своими знаниями в новой ситуации.

Художественное название: «Сказка в музыке»

Эпиграф: «Классический балет есть замок красоты»

                                                                          И.Бродский

ХОД УРОКА

ЭПИГРАФ УРОКА:

Этапы урока

Задачи каждого этапа

Последовательность действий учителя и учащихся

I.Вступление

Создание эмоционального тона урока (поэтическое слово, видеоряд, звучание музыки, пр.)

  1. Организационный момент.

( Дети входят в класс. Музыкальное приветствие.)

Учитель: Здравствуйте, ребята.                                                                  Ученики:

Здравствуйте, учитель.

Мы готовы заниматься,

будем очень мы стараться.

Этап мотивации и актуализации знаний.

Давайте вспомним, что было задано на дом?

(Проверка домашнего задания: что такое опера, о какой опере узнали, ария, увертюра, либретто).

II.Экспозиция

Формулировка и представление темы, проблемы урока

Звучит “Марш” из балета “Щелкунчик” П.И.Чайковского.

Учитель: Самостоятельное это произведение или является фрагментом? Как оно называется? Какие средства выразительности использовал композитор в развитии образов? Как вы думаете, о чем мы будем сегодня говорить?

Ученики: О музыкальном театре.

Учитель: Сегодня нас ожидает увлекательное путешествие. Мы продолжаем  виртуальное путешествие в музыкальный театр.

Театр - здесь искусства воедино  сплелись.

Театр - здесь мечта и реальность слились… (Владимир Миодушевский)

-О, каком виде искусства мы сегодня будем говорить?

- О, балете.

- Правильно.

-Дети называют тему урок 

Второе путешествие в музыкальный театр. Балет.

III.Разработка 

Завязка сюжета, взаимосвязь материала урока, его развитие

III. Восприятие и усвоение нового учебного материала.

Прочитайте текст и обобщите его с текстом, подготовленным дома.

В основу либретто балета «Щелкунчик» положен сюжет сказки Эрнста Теодора Амадея Гофмана сказка - «Щелкунчик и мышиный король».

Действие балета происходит в маленьком немецком городке. Дети и взрослее веселятся вокруг рождественской елки. Девочке Мари подарили куклу для раскалывания орехов – Щелкунчика. С наступлением ночи оживает таинственный мир чудес. Выползают из своих нор мыши во главе с мышиным войском. Храбрый Щелкунчик вступает в неравный бой с мышиным войском. Ему на помощь приходит Мари – она бросает туфельку в предводителя мышей и спасает Щелкунчика. Щелкунчик превращается в прекрасного принца.

Балет - (французского  , буквально - танец). Музыкально- хореографический спектакль, в котором органически сочетаются музыка, танец, драматическое действие и элементы изобразительного искусства.

: Искусство балета появилось в Европе благодаря королевским балам. Например, в Италии придворные танцы под руководством специальных учителей-танцмейстеров напоминали театральное действие. Первый балетный спектакль был поставлен более четырёхсот лет назад во Франции.  В старину  на сцене танцы сменялись пением и чтением стихов. Особенно популярны были балеты-маскарады  и балеты на рыцарские и фантастические темы.  Почти триста лет назад балет пришёл из Европы в Россию. Сначала это были придворные спектакли, поставленные иностранными хореографами. Музыке в них не придавалось особого значения. Она считалась только аккомпанементом к танцам. П. Чайковский первым из русских композиторов сочинил музыку специально для балета. Это было «Лебединое озеро». Благодаря Чайковскому, балетная музыка стала классическим искусством наряду с оперной и симфонической музыкой. С тех пор русский балет получил мировую известность и славу.  

Сначала  берется какой-то литературный текст – первоисточник - сказки, легенды, пьесы, драма и т.д. Затем либреттист пишет либретто с опорой на литературный источник, потом композитор музыку, а балетмейстер  ставит танцы

Кульминация

Эмоциональный пик урока, разрешение проблемы

СМОТРИМ «ТАНЕЦ ФЕИ ДРАЖЕ»

Когда вы, ребята, увидите этот балет на сцене театра, вы будете восхищены  музыкой Чайковского. Композитор нашел богатые и точные выразительные средства, чтобы раскрыть мир детских грез и сновидений. Познакомитесь ближе и с искусством танцоров, языком танца передающих содержание сказки Гофмана «Щелкунчик». Надеюсь, что это так и будет.

А пока ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Просмотр видеофрагмента «Битва с мышами»

Здесь мы слышим окрики часового и барабанный бой, военные, хотя и игрушечные, фанфары и мышиный писк, напряжение схватки и чудесное превращение Щелкунчика.

Просмотр видеофрагмента «Вальс цветов Задание перед слушанием -  создайте  движениями рук образ сказочных, нежных цветов парящих в классическом танце – вальсе (пластическое интонирование).

Вокально-хоровая работа. Исполнение песни о доброте.

Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.

Учитель: Чтобы понять, в чём сходство и различие оперы и балета, составим таблицу, в которой выделим характерные черты музыкальных спектаклей  - оперы и балета.

Опера

Балет

Роль вокала

главная

отсутствует

Роль танца

второстепенная

главная

Оркестр

симфонический

симфонический

либретто

IV.Реприза

Рефлексия, итог действия

IV. Рефлексия.

Учитель: Что нового узнали на уроке? Как вам это пригодится в жизни?

Как вы оцениваете работу на сегодняшнем уроке?

Все работали хорошо, особенно…….

Как вы сами думаете, добились мы поставленной цели, как достигли этой цели, что получилось, что не получилось…..

Желаю вам дальнейших успехов в постижении тайны, имя которой МУЗЫКА!

Спасибо, урок окончен.

VI. Итог урока.

Желаю вам дальнейших успехов в постижении тайны, имя которой МУЗЫКА!

Спасибо, урок окончен


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Преподавание предмета музыки с учётом требований ФГОС ООО.План-конспект урока по музыке с использованием ЭОР по теме:"Второе путешествие в музыкальный театр. Балет." 5 класс

План-конспект урока по музыке разработан с использованием ЭОР.Тема урока:"Второе путешествие в музыкальный театр. Балет."Учебник Музыка Г.П. Сергеева Е.Д. Критская 5 класс, Москва «Просвещение» 2011 г...

Методическая разработка урока музыки "Второе путешествие в музыкальный театр. Балет"

Урок музыки - 5  класс,   II четвертьТема: «Музыкальный театр. Балет»Цель: Знакомство с музыкально-театральным искусством – Балет, и особенностью передачи художественного образа че...

Презентация к уроку музыки по теме " Второе путешествие в музыкальный театр.Балет " 5 класс

Презентация понадобится учителю на протяжении всего урока,от формирования цели урока до окончания урока. Содержит формулировки основных терминов,музыкальные примеры,кроссворд.Презентация разделена на ...

Урок музыки в 5 классе "Второе путешествие в музыкальный театр. Балет" Программа Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной

Презентация была использована на уроке в 5 классе "Второе путешествие в музыкальный театр. Балет"...

Разработка открытого урока Второе путешествие в музыкальный театр. Балет.

Открытый урок был проведен в рамках районного семинара 26.03.2019 г. Урок построен по технологии деятельностного метода, целью урока является сформировать представление у учащихся о балете, ...

Урок «Второе путешествие в музыкальный театр. Балет» 5 класс

Сформировать представление о балете  - виде  сценического искусства. Дать  понятия о балете...