Музыкальная библиотека "Струнные музыкальные инструменты"
методическая разработка по музыке
Краткие сведения о струнных музыкальных инструментах для музыкальных руководителей, воспитателей и родителей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
strunnye.docx | 36.85 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Струнные музыкальные инструменты
«Пан - по верованиям древних греков- бог лесов и рощ, покровитель стад и пастухов- гордился своей игрой на свирели. Однажды он вызвал самого Аполлона ( бога искусства и света) на состязание.Это было на склонах горы Тмол. Судьей был бог этой горы. В пурпурном плаще, с золотой кифарой в руках и в лавровом венке явился Аполлон на состязание. Пан первый начал состязание. Раздались простые звуки его пастушьей свирели, нежно неслись они по склонам Тмола. Кончил Пан. Когда замерли отзвуки его свирели, Аполлон ударил по струнам своей кифары. Полились величественные звуки божественной музыки. Все, стоявшие кругом, как зачарованные, слушали музыку Аполлона. Торжественно гремели золотые струны кифары, вся природа погрузилась в глубокое молчание, и среди тишины, широкой волной лилась мелодия, полная дивной красоты. Кончил Аполлон. Замерли последние звуки его кифары. Бог горы Тмол присудил победу Аполлону. А опечаленный Пан, побеждённый Аполлоном, удалился глубже в чащу лесов…» Так рассказывает древнегреческий миф. Рассказ этот о том, как велика сила искусства, о том, что среди всех музыкальных инструментов самым красивым, самым выразительным и волнующим звуком обладают струнные…
Струнными называют музыкальные инструменты, в которых источником звука является колебание струн. В системе классификации музыкальных инструментов Хорнбостеля – Закса они получили название «хордофоны».
Предком современных струнных музыкальных инструментов считается древнегреческая кифара. Прототипом ей послужил охотничий лук, издававший при натягивании тетивы медленный угасающий звук. Со временем вместо одной струны стали использовать несколько, разной толщины и длины. А при изменении силы натяжения струн удалось получить различное по высоте звучание.
Следующим этапом стала замена тетивы на полый короб – звук получился красивее. В результате экспериментов с формой и размерами короба появились новые струнные инструменты разной тембральности: лютня, мандолина, гусли, цимбалы, теорба, монохорд, гитара…
Способы извлечения звука из них также различались. На гитаре играли пальцами, а для игры на мандолине использовали специальную пластинку, плектр. Позже появились различные палочки и молоточки, вызывающие вибрацию струн. Именно этот принцип лег в основу фортепиано.
А вскоре был изобретен смычок: если удар вызывал короткий звук, то обыкновенная палочка с пучком конского волоса заставляла струну давать длинное, протяжное звучание. Так появились целая группа инструментов - струнно-смычковых.
Одними из первых смычковых инструментов были виолы. Как отдельное семейство они возникли в 15 веке. Виолам характерен нежный матовый тембр слабой силы. Они представлены несколькими разновидностями: альтовые, дискантовые, контрабасовые, теноровые. Каждой подгруппе характерен свой размер и, соответственно, высота звучания. Виолы принято держать вертикально, на коленях либо между ними.
Появившись в 15 веке, скрипка быстро приобрела популярность во всей Европе, благодаря сильному звуку и виртуозным возможностям. В итальянском городе Кремоне появились целые семьи мастеров скрипичных дел, чьи скрипки по сей день считаются эталоном. Это всем известные фамилии Страдивари, Амати, Гварнери, сформировавшие так называемую кремонскую школу. И сегодня играть на скрипке Страдивари – большая честь для самых именитых музыкантов всего мира.
Вслед за скрипкой появились другие смычковые инструменты – альт, контрабас, виолончель. Они сходны по тембру и форме, но различаются между собой размерами. Высота звука будет зависеть от длины струн и размеров корпуса: контрабас дает низкую ноту, а скрипка звучит минимум на две октавы выше.
По очертаниям струнно-смычковые инструменты напоминают виолу, только с более изящными формами и круглыми «плечами». Выделяется среди них контрабас, которому делают «покатые» плечи, чтобы позволить музыканту дотянуться до струн.
Для разных смычковых инструментов характерен разный способ расположения: компактные альт и скрипка удобно держать на плече, а вот громоздкие контрабас и виолончель ставят вертикально на пол или специальную подставку.
И еще один важный факт: именно струнно-смычковым инструментом обычно доверяется главная роль в оркестре.
Второй подвид струнных музыкальных инструментов, щипковые – это сольные, часто любительские, инструменты. Самым распространенным среди них является гитара, применяемая в различных музыкальных жанрах начиная с 15 века и по сегодняшний день.
К этому же типу инструментов относят балалайки, гусли, домры и их разновидности – от пикколо до контрабаса. Они особенно популярны в фольклорных оркестрах, реже используются в симфонических оркестрах.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА «НАРОДНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ» Предметная область ПО.01. МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО программа по учебному предмету УП.02.АНСАМБЛЬ
В данной программе предпринята попытка развить музыкально-творческие способности учащегося на основеприобретенных им знаний, умений и навыков в области ансамблевого исполнительства.Основн...
Общеразвивающая образовательная программа в области музыкального искусства. "Музыкальный инструмент(фортепиано)".
Программа учебного предмета "Музыкальный инструмент (фортепиано)" разработана на основе "Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвиваю...
Музыкальный инструмент Фортепиано. Программа для детских музыкальных школ (музыкальных отделений школ искусств)
Детские музыкальные школы и школы искусств призваны воспитывать гармонически развитого, творчески активного человека.Педагог инструментального класса в первую очередь призван формировать и развивать э...
МАСТЕР – КЛАСС музыкальный конкурс « Музыкальные импровизации и музыкально-дидактические игры на тему интеграции. Игра на детских музыкальных инструментах.»
Мастер-класс предназначен для воспитателей ДОУ с применением конкурсной программы, игра на ДМИ....
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА «НАРОДНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ» по учебному предмету ПО.01.УП.01. СПЕЦИАЛЬНОСТЬ (баян) Предметная область ПО.01. МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО
дополнительная предпрофессиональная программа по учебному предмету "Баян"...
Олимпиада по музыке для учащихся старших классов (проводилась в рамках школьной Недели музыки) Цель: Систематизация полученных знаний о музыке, композиторах, музыкальных жанрах, музыкальных инструментах. Закрепление интереса к музыкальному искусству.
Олимпиада по музыке для учащихся старших классов (проводилась в рамках школьной Недели музыки) Цель: Систематизация полученных знаний о музыке, композиторах, музыкальных жанрах, му...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА «НАРОДНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ» по учебному предмету ПО.02.УП.03.МУЗЫКАЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА срок обучения 5(6) лет
Программа учебного предмета «Музыкальная литература» разработана на основе примерной программы по данному предмету ПО.02.УП.03, рекомендованной Министерством культуры РФ (разработчик...