Общеразвивающая образовательная программа в области музыкального искусства. "Музыкальный инструмент(фортепиано)".
рабочая программа по теме
Программа учебного предмета "Музыкальный инструмент (фортепиано)" разработана на основе "Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств", направленных письмом Министерства культуры Российской Федерации от 21.11.2013 №191-01-39/06-ГИ, а также с учётом большого педагогического опыта работы в ДШИ. Программа расчитана на 4-летний срок обучения. Возраст учащихся 7-12 лет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fortepiano.doc | 230.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
«Максатихинская детская школа искусств»
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА
по учебному предмету
«Музыкальный инструмент»
ФОРТЕПИАНО
для учащихся 1 – 4 классов
музыкальных отделений Детских школ искусств
(возраст учащихся 7-12 лет)
Разработчик: Скребец Нелли Валерьевна,
преподаватель высшей категории по классу фортепиано.
п. Максатиха 2014
Содержание
№ п.п. | Название раздела |
1. | Пояснительная записка |
2. | Цели и задачи учебного предмета |
3. | Содержание учебного предмета |
4. | Объём учебного времени по предмету |
5. | Учебный план по предмету |
6. | Годовые требования |
7. | Контроль и учёт успеваемости |
8. | Требования к уровню подготовки учащихся |
9. | Требования к условиям реализации программы |
10. | Список учебной литературы |
11. | Список методической литературы |
1. Пояснительная записка
Программа учебного предмета «Музыкальный инструмент (фортепиано)» разработана на основе «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств», направленных письмом Министерства культуры Российской Федерации от 21.11.2013 №191-01-39/06-ГИ, а также с учетом многолетнего педагогического опыта в области исполнительства на фортепиано в детских школах искусств.
Предлагаемая программа рассчитана на 4-летний срок обучения.
Возраст детей, приступающих к освоению программы 7-12 лет.
Данная программа направлена на приближение обучения игре на фортепиано к запросам учащихся и их родителей: овладение музыкальным инструментом с целью применить свои знания после окончания музыкальной школы, культурное и творческое развитие ребёнка.
Недельная нагрузка по предмету «Музыкальный инструмент (фортепиано)» составляет 2 часа в неделю. Занятия проходят в индивидуальной форме (специальность).
Неотъемлемой частью музыкального развития учащихся является работа над ансамблевыми произведениями. Первоначальные навыки игры в ансамбле ученик должен приобретать с первых шагов обучения в ДШИ. С фортепианного ансамбля начинается обучение искусству совместной игры, что в дальнейшем поможет ученику стать участником инструментального ансамбля. Ансамблевое музицирование доставляет большое удовольствие ученикам и позволяет им уже на первом этапе обучения почувствовать себя музыкантами. А позитивные эмоции всегда являются серьезным стимулом в занятиях музыкой.
Фортепиано – это солирующий и аккомпанирующий инструмент, поэтому пользуется большой популярностью и любовью у детей и взрослых. Рояль обладает удивительно многообразными звуковыми возможностями и большой палитрой ярких звуковых красок.
Пианисты - солисты учатся посредством музыкальных звуков выражать свои чувства и рисовать музыкальные художественные образы. Разнообразный фортепианный репертуар включает музыку разных стилей и эпох, в том числе, классическую, популярную, джазовую. Подбор репертуара производится с учетом интересов учащегося. Педагог должен подбирать в репертуар ученика разнообразные пьесы, чтобы ребенок мог познакомиться с произведениями композиторов-классиков, а также пьесами современных авторов. Упражнения и этюды надо подбирать на различные виды техники, с целью наиболее эффективного развития пианистических навыков. Приобретение и закрепление навыков должно проходить с учётом индивидуальных способностей учащегося. Каждая педагогическая задача ставится в доступных для ученика упражнениях и пьесах. Развитие музыкальных способностей (слух, ритм, музыкальная память) является задачей первостепенной.
Учитывая большую загруженность детей, как в школе, так и дополнительными занятиями в ДШИ, а также иностранными языками, спортом и другими предметами, нужно находить такие формы работы с учащимися, которые направят на то, чтобы уроки проходили с максимальной самоотдачей, в хорошем темпе, в доброжелательной творческой обстановке.
Но в то же время не нужно загружать ученика большим количеством заданий и в работе учитывать музыкальные способности и возможности учащегося.
Для учащихся со слабыми музыкальными данными нужно подбирать более простой музыкальный материал, возможно исполнение произведений на класс ниже.
Для учащихся, обладающих хорошими музыкальными данными и быстро продвигающихся по программе, можно давать произведения из следующего класса.
В работе над репертуаром педагог должен добиваться различной степени завершённости изучения произведений: одни готовятся для публичного выступления наизусть, другие играются по нотам, некоторые пьесы разбирают в порядке ознакомления.
Продвижение ученика зависит от регулярности и качества домашних занятий. Поэтому очень важно научить учащегося самостоятельно работать и рационально использовать время, отведённое на домашнюю подготовку к урокам.
Основным в данной программе является техническое развитие и изучение произведений классического репертуара.
Помимо технического развития, обязательно изучение произведений полифонического склада или пьес с элементами полифонии, знакомство с крупной формой (сонатины, вариации).
Нужно также сочетать изучение сложных классических произведений, включающих в себя новые, более трудные технические приёмы и исполнительские задачи, с разучиванием лёгких переложений популярной музыки, детских песен в ансамблевом исполнении с педагогом, джазовой музыки, русских народных песен и романсов. С этой целью можно использовать готовые нотные издания или эти переложения может написать сам преподаватель, при этом важно, чтобы они были пианистически удобными.
Изучение популярной классической и эстрадной музыки повышает мотивацию обучения в ДШИ, вызывает интерес к сценическим публичным выступлениям, приближает обучение игре на инструменте к запросам учащихся и родителей.
Необходимо развивать навык чтения с листа. Заниматься этим постоянно и целенаправленно, используя для этого время в конце урока.
В репертуар нужно включать произведения для ансамблевой игры с первых уроков обучения, так как это развивает умение слышать и слушать игру вдвоём, играть более интересные по звучанию пьесы.
Развитие творческих способностей включает: подбор по слуху, досочинение мелодии, сочинение песенки по предложенным стихам, подбор к заданной мелодии аккомпанемента, знание различных фактурных вариантов аккомпанемента: октавные ходы, короткие арпеджио, альбертиевы басы, в характере польки, вальса и марша.
В результате комплексного музыкального воспитания выпускник умеет делать то, что пригодится ему после окончания школы. Он имеет репертуар для исполнения, сможет самостоятельно разобрать и выучить новые произведения, играть популярную музыку и песни в кругу семьи и друзей, участвовать в художественной самодеятельности.
Данная программа предполагает проведение итоговой аттестации в форме исполнения сольной программы на экзамене.
Срок реализации программы учебного предмета «Музыкальный инструмент (фортепиано)» 4 года. Продолжительность учебных занятий с первого по четвёртый годы обучения составляет 34(35) недель в год.
2. Цели и задачи учебного предмета
Цели:
- обеспечение развития творческих способностей и индивидуальности учащегося,
- овладение знаниями и представлениями о фортепианном исполнительстве,
- формирование практических умений и навыков игры на фортепиано,
- формирование устойчивого интереса к самостоятельной деятельности в области
- музыкального искусства.
Задачи:
- создание условий для художественного образования, эстетического воспитания, духовно-нравственного развития детей;
- формирование у учащихся эстетических взглядов, нравственных установок и потребности общения с духовными ценностями, произведениями искусства;
- воспитание активного слушателя, зрителя, участника творческой самодеятельности.
- приобретение детьми начальных базовых знаний, умений и навыков игры на фортепиано, позволяющих исполнять музыкальные произведения в соответствии с необходимым уровнем музыкальной грамотности и стилевыми традициями;
- приобретение знаний основ музыкальной грамоты, основных средств выразительности, используемых в музыкальном искусстве, наиболее употребляемой музыкальной терминологии;
- воспитание у детей культуры сольного и ансамблевого музицирования на инструменте, стремления к практическому использованию приобретенных знаний, умений и навыков игры на фортепиано.
Методы обучения
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:
- словесный (объяснение, беседа, рассказ);
- наглядный (показ, наблюдение, демонстрация приемов работы);
- практический (освоение приемов игры на инструменте);
- эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления).
3. Содержание учебного предмета
Название темы | Содержание учебного материала |
Работа над полифоническими произведениями | |
Изучение полифонических произведений, знакомство с образцами старинной клавирной музыки. Развитие слуха и полифонического мышления ученика. Его умение ориентироваться в многоголосной фактуре. Владение многообразным туше звука. | |
Работа над произведениями крупной формы | Изучение произведений крупной формы (Сонатины, Сонаты, Рондо, Вариации). Воспитание внимания ученика к качеству звуковой, ритмической и динамической стороны исполнения. Навыков исполнения аккомпанемента различного вида, навыков игры легато, разнообразного фортепианного туше, способов решения стилистических и исполнительских задач. |
Работа над этюдами | Владение различными видами техники исполнения на фортепиано: мелкая, крупная, аккордовая, октавная и т.д. техника. Умение использовать художественно оправданные технические приемы. |
Работа над произведениями малой формы. | Работа над пьесами разного характера - кантиленой, виртуозными и образными произведениями. Использование всех видов техники, различных видов фортепианного туше. Развитие творческих способностей, фантазии. Воплощение художественного замысла автора. |
Чтение с листа | Уметь быстро ориентироваться в тексте для цельного охвата всего музыкального произведения. Грамотно прочитать нотный текст. Умение правильно донести характер и содержание музыкального произведения, видеть текст на 1-2 такта вперед. |
Самостоятельная работа учащихся | Выполнение домашнего задания, посещение учреждений культуры (филармоний, театров, концертных залов, музеев и др.), выступление на концертах в общеобразовательной школе. |
Участие обучающихся в творческих мероприятиях и культурно-просветительской деятельности образовательного учреждения в течение всего периода обучения |
4. Объём учебного времени по предмету
Общая трудоемкость учебного предмета «Музыкальный инструмент (фортепиано)» при 4-летнем сроке обучения составляет 544(560) часов или 34(35) учебных недель.Из них: 272(280) часов – аудиторные занятия, 272(280) часов – самостоятельная работа.
Вид учебной работы, нагрузки, аттестации | Затраты учебного времени | Всего часов | |||||||
Годы обучения | 1-ый год | 2-ой год | 3-ий год | 4-ый год | |||||
Полугодия | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | |
Количество недель | 16 | 18(19) | 16 | 18(19) | 16 | 18(19) | 16 | 18(19) | |
Аудиторные занятия | 32 | 36(38) | 32 | 36(38) | 32 | 36(38) | 32 | 36(38) | 272(280) |
Самостоятельная работа | 32 | 36(38) | 32 | 36(38) | 32 | 36(38) | 32 | 36(38) | 272(280) |
Максимальная учебная нагрузка | 64 | 72(76) | 64 | 72(76) | 64 | 72(76) | 64 | 72(76) | 544(560) |
5. Учебный план по предмету
№ п/п | Наименование предмета | Количество учебных часов в неделю | Аттестация | |||
класс | ||||||
1 | 2 | 3 | 4 | |||
1. |
Музыкальный инструмент (фортепиано) | 2 | 2 | 2 | 2 | 1-3 кл промежуточная аттестация в конце каждой четверти; 2-ое полугодие 4 кл. -итоговая аттестация |
6. Годовые требования
Учебная программа по предмету «Музыкальный инструмент (фортепиано)» рассчитана на 4 года. В распределении учебного материала по годам обучения учитывается принцип систематического и последовательного обучения. Последовательность в обучении поможет учащимся применять полученные знания и умения в изучении нового материала. Формирование у учащихся умений и навыков происходит постепенно: от первого знакомства с инструментом и нотной грамотой до самостоятельного разбора и исполнения музыкального произведения.
Содержание учебного предмета «Музыкальный инструмент (фортепиано)» соответствует направленности общеразвивающей программы на приобщение учащихся к любительскому музицированию.
Годовые требования содержат несколько вариантов примерных исполнительских программ, разработанных с учетом индивидуальных и возрастных возможностей, интересов учащихся.
Для продвинутых учащихся, а также с учетом их возрастных возможностей может разрабатываться и использоваться более высокий уровень сложности программных требований.
Важна игра в ансамбле с учеником: в начальных классах ученик играет партию одной руки, педагог - другой. В дальнейшем исполняются ансамбли в 4 руки, для 2-х фортепиано вместе с педагогом или другим учеником.
Первый год обучения
Ознакомление с инструментом «фортепиано», основными приемами игры, знакомство со штрихами non legato, legato, staccato. Знакомство с нотной грамотой, музыкальными терминами. Подбор по слуху музыкальных попевок, песенок. Упражнения на постановку рук, развитие пальцевой техники, приемов звукоизвлечения, владение основными видами штрихов.
Разучивание в течение года 10-12 разнохарактерных произведений из сборников для первого года обучения игре на фортепиано: «В музыку с радостью» О. Геталовой, И.Визной; «Волшебный мир фортепиано» М.Глушенко; «Школы игры на фортепиано» под ред. А.Николаева, или Хрестоматии для 1 класса (сост. Б.Милич)
Чтение с листа отдельно каждой рукой легкого нотного текста.
Знакомство со строением мажорной и минорной гамм, строением тонического трезвучия. Знание понятий: скрипичный и басовый ключи, длительности, размеры, мажорная, минорная гамма, тональность, ключевые знаки и другие.
Гаммы До, Соль, Ре мажор, ля минор отдельно каждой рукой в одну-две октавы.
Аккорды – тоническое трезвучие с обращениями, хроматическая гамма – отдельно каждой рукой в одну-две октавы.
За год учащийся выступает на классных и академических концертах. Оценки за работу в классе и дома, а также по результатам публичных выступлений выставляются педагогом в дневник, классный журнал и ведомость зачётов.
Примерные репертуарные списки
1 класс
Этюды
-Гнесина Е. Маленькие этюды для начинающих.
- Золотницкая В. Упражнения для начинающих пианистов. Постановка рук, работа над
туше на начальной стадии обучения игры на фортепиано (игровые упражнения).
- Милич Б. Фортепиано. 1 класс (по выбору).
- Николаев А. Школа игры на фортепиано (по выбору).
- Черни К. Избранные фортепианные этюды. Под ред. Г.Гермера ч.1. Этюды №№ 1-7, 9
- Шитте Л. 25 маленьких этюдов оp.108: №№ 1-15.
25 лёгких этюдов оp. 160: №№ 1-20.
- Школа фортепианной техники. Сост. В.Дельнова, В.Натансон:
Этюды №№ 2, 6, 7, 10-13, 16, 18, 21.
- Этюды для фортепиано 1-2 класс. Сост. С.Барсукова вып.1: №№ 1-16.
- Этюды для фортепиано 1-3 класс. Сост. В.Григоренко: №№ 16-21.
Пьесы
- Александров А. Новогодняя полька.
- Благой Д. Шуточка.
- Весняк Ю. Скакалка.
- Виноградов Ю. Танец медвежат.
- Гедике А. Пьесы: Заинька, Танец, Плясовая, Полька.
- Гречанинов А. Детский альбом: В разлуке, Маленькая сказка, Скучный рассказ.
- Иордан И. Охота за бабочкой.
- Кабалевский Д. Избранные пьесы: Ёжик, Полька, Ночью на реке, Частушка.
- Кореневская И. Дождик.
- Майкапар С. Бирюльки: Пастушок, В садике, Дождик, Мотылёк, Вальс.
- Роули А. В стране Гномов.
- Рыбицкий Ф. Кот и мышь.
- Сумелиди А. «Малышатник», «Басовые картинки» (по выбору).
- Торопова Н. «Музыкальные зарисовки»: Баба-яга, Песня, Биф, Жук, Прогулка,
Мурка танцует.
- Джаз для детей вып.1. Сост. С.Барсукова (по выбору).
- Шмитц М. Джазовые пьесы (по выбору).
Полифонические произведения
- Бах И.Б. Нотная тетрадь А.М.Бах: Волынка, Менуэт ре минор
- Контрданс. Старинный танец.
- Кригер И. Менуэт ля минор.
- Леденёв Р. Маленький канон.
-Моцарт В. Менуэт Фа мажор, Менуэт Си-бемоль мажор
- Моцарт Л. Менуэт ре минор, Бурре ре минор
- «На горе, горе» укр.н.песня.
- «На речушке на Дунае» р.н.песня.
- Нефе К. Старинный танец
- Сперонтес С. Менуэт.
- Телеман Г. Гавот.
-Тюрк Д. Ариозо.
Произведения крупной формы:
- Беркович И. Вариации на тему р.н. песни «Во саду ли, в огороде»
- Весняк Ю. Тема с вариациями соч.1 №1, № 4;
Сонатина (в старинном стиле) соч.1 №2.
- Вильтон К. Сонатина.
- Гайдн Й. Анданте.
- Назарова Т. Вариации на тему рус.нар. песни «Пойду ль я, выйду ль я».
- Потоловский Н. Песенка с вариациями.
- Рейнеке К. Соч.136. Аллегро модерато,
Соч.12.Андантино из сонатины Соль мажор,
Соч.127. Сонатина Соль мажор, ч.2.
- Сонатины и вариации 1-2 класс вып.1, вып.2 Сост. С.Барсукова.
- Тюрк Д. Сонатина.
- Школа игры на фортепиано. Под.ред. А.Николаева – по выбору
- Штейбельт Д. Адажио, Сонатина До мажор,ч.1.
- Щуровский Ю. Вариации на тему чешской песни.
- Юный пианист. Вып.1. Сост. и ред. Л. Ройзмана и В. Натансона – по выбору
Ансамбли:
- Азбука игры на фортепиано. Сост. С.Барсукова.
- Бетховен Л. Сурок.
- Вивальди А. Финал из Маленькой симфонии №1.
- Геталова О. «Весёлый слонёнок». Фортепианные ансамбли.
-Геталова О., Визная И. «В музыку с радостью»
- Моцарт В. Отрывок из 1 части симфонии № 40.
- Пересветова Ж. Школа фортепианного ансамбля. Первые шаги. Ч.1.
- Смирнова Н. Ансамбли для фортепиано: Хорошее настроение, Танец утят.
- Стрельбицкая Е. Фортепианные ансамбли для самых маленьких и постарше.
-Тушинок О. «Забавное музицирование». Ансамбли для фортепиано в 4 руки.
- Хрестоматия фортепианного ансамбля 1-4 классы ДМШ вып.1. Сост.Е.Лепина.
Примерные исполнительские программы
2 варианта на выбор | I полугодие | I полугодие | II полугодие | II полугодие |
1 класс | 1. Ю.Весняк «Скакалка» 2. Укр.н.п. « Ой, ты дивчина» | 1. И.Филипп «Колыбельная» 2.Д.Кабалевский «Ёжик» | 1. Л.Шитте. Этюд соль мажор (соч.160 №15) 2.Н.Кореневская «Дождик» | 1. Контрданс-старинный танец обр.С.Ляховицкой 2.Ю.Виноградов «Танец медвежат» |
Второй год обучения
Продолжение работы над совершенствованием технических приемов игры на фортепиано, звукоизвлечением. Работа над упражнениями, формирующими правильные игровые навыки. Чтение с листа. Игра в ансамбле.
За год учащийся изучает:
2-3 этюда,
3-4 разнохарактерные пьесы,
1-2 произведения полифонического стиля или элементами полифонии,
1 произведение крупной формы,
1-2 ансамбля,
гаммы До, Соль, Ре, Ля мажор, ля, ми, ре минор двумя руками в 2 октавы. Аккорды, хроматическая гаммы к ним двумя руками в две октавы.
Примерные репертуарные списки
Этюды
- Беренс Г. Этюд соч.70 №50
- Гедике А. 40 мелодических этюдов: №№ 11, 12, 15, 18, 19, 24.
- Кабалевский Д. Этюд «Маленькая арфистка»
- Лекуппэ Ф. Этюды соч.17 №6, соч.24 №3
- Лемуан А. соч.37. Этюды №№ 1, 2, 6, 7, 10.
- Фортепианная техника в удовольствие» 2 класс. Сост. О.Катаргина
- Черни К. Избранные фортепианные этюды. Под ред. Г.Гермера ч.1.
Этюды №№ 10-16, 18, 20, 21, 23-29, 40, 44.
- Шитте Л. 25 маленьких этюдов оp.108 (по выбору).
25 лёгких этюдов оp. 160: №№ 21-25.
- Этюды для фортепиано 1-2 класс. Сост. С.Барсукова вып.1 ( с №17 по выбору).
- Этюды для фортепиано 1-3 класс. Сост. В.Григоренко: №№ 22-35.
- Школа фортепианной техники. Сост. В.Дельнова, В.Натансон:
Этюды №№ 22, 25, 26, 28,30, 31, 35, 39, 45, 49.
- Этюды для фортепиано на разные виды техники. 2 класс. Сост. Р.Гиндин, М.Карафинка.
Пьесы
- Альперин Л. Петрушка.
- Беркович И. Танец куклы.
- Бетховен Л.Экосезы: Ми-бемоль мажор, Соль мажор
- Весняк Ю. Полька.
- Вольфензон С. Капель.
- Геворкян Ю. Обидели.
- Гедике А. Альбом пьес: В лесу ночью
- Гречанинов А. Соч.98.Детский альбом (пьесы по выбору).
Соч.123. Бусинки (по выбору)
- Жилинский А. Мышки.
- Золотницкая В. «Цветные фантазии»: Марш, Колыбельная, Полька.
- Иордан И. Охота за бабочкой.
- Кабалевский Д. Избранные пьесы: Клоуны, Вроде вальса, Печальная история,
Вальс ре минор.
- Коровицын В. Детский альбом (по выбору)
- Любарский Н. Плясовая.
- Майкапар С. «Бирюльки»: Маленький командир, Мимолётное видение, Мотылёк.
«Миниатюры»: Раздумье, Вальс
- Накада Е. Танец дикарей.
- Парцхаладзе М. Хоровод.
- Петерсен Р. Марш гусей.
- Слонов Ю.Пьесы для детей: Скерцино, Светланина полька, Утренняя прогулка
- Смирнова Т. Фортепиано. Интенсивный курс. Тетр.3. Джазовые миниатюры и песни.
- Торопова Н. «Музыкальные зарисовки».
- Флярковский А. Пони.
- Хачатурян А. Скакалка.
- Цильхер П. У гномов.
- Чайковский П. «Детский альбом»: Старинная французская песенка, Болезнь куклы,
- Школа игры на фортепиано. 2 год обучения.
Сост..Кувшинников и М.Соколов (по выбору).
- Шостакович Д. Шарманка.
- Шуман Р. Альбом для юношества: Марш, Мелодия, Первая утрата.
- Щуровский Ю. Вальс- шутка.
Полифонические произведения
- Ах ты зимушка-зима р.н.песня.
- Бах С.И. Нотная тетрадь А.М.Бах: Волынка, Менуэт ре минор, Ария ре минор,
Полонез соль минор.
- Балаев Г. Каноны для фортепиано в 4 руки.
- Беркович И. Украинская песня.
- Гайдн Й. Менуэт Соль мажор
- Гендель Г. Две сарабанды:Фа мажор,ре минор,Менуэт.
- Каттинг Ф. Куранта.
- Кларк Ж. Марш.
- Корелли А. Сарабанда.
- Кригер И. Менуэт ля минор.
- Моцарт В. Менуэт Фа мажор, Ария Ми-бемоль мажор.
- Павлюченко В. Фугетта.
- Пирумов А. Маленькая инвенция.
- Пёрселл Г. Прелюдия.
- Щуровский Ю. Канон
Произведения крупной формы:
- Беркович И. Вариации на тему р.н.песни «Коровушка» в 4 руки.
- Беркович И. Сонатина Домажор, Соль мажор.
- Бетховен Л. Романс из сонатины Соль мажор в 4 руки. Обр. Е.Стрельбицкой.
- Весняк Ю. Тема с вариациями соч.1 № 3.
- Диабелли А. Аллегретто.
- Клементи М. Сонатина До мажор.
- Литкова И. Вариации на тему белорусской нар.песни «Савка и Гришкасделали дуду».
- Любарский Н. Вариации на тему русской народной песни (соль минор).
- Моцарт В. Вариации на тему из оперы «Волшебная флейта».
- Моцарт В. Анданте Ми-бемоль мажор, Аллегро Си-бемоль мажор.
- Назарова-Метнер Т. «Зайчик ты, зайчик» (на тему русской народной песни).
- Сонатины и вариации 1-2 класс вып.1, вып.2. Сост. С.Барсукова (по выбору).
- Хаслингер Т. Сонатина До мажор.
- Штейбельт Д. Адажио. Сонатина До мажор.
Ансамбли
- Бетховен Л. Марш из музыке к пьесе « Афинские развалины».
- Бизе Ж. Хор мальчишек из оперы «Кармен».
- Вангаль Я. 2 пьесы.
- Глинка М. Полька.
- Когда не хватает техники ред. Е.Медведовского.
- Соловьёв-Седой В. Подмосковные вечера.
- Спадавеккиа А. Добрый жук.
- Стрельбицкая Е. Фортепианные ансамбли.
- Хрестоматия фортепианного ансамбля 1-4 классы ДМШ. Сост. Е.Лепина.
- Чайковский П. Танец маленьких лебедей. Переложение В.Малинникова.
Вальс из балета «Спящая красавица».
- Хрестоматия педагогического репертуара для фортепиано. Вып.1
I-IIкл ДМШ. Сост. и ред .Н. Любомудровой, К.Сорокина, А.Туманян (по выбору).
- Школа игры на фортепиано. Ред. А.Николаева – по выбору
- Юный пианист. Вып.1 Сост. и ред. Л.Ройзмана и В.Натансона (по выбору).
Примерные исполнительские программы
2 варианта на выбор | I полугодие | I полугодие | II полугодие | II полугодие |
2 класс | 1. К. Лешгорн Этюд фа мажор 2.А.Гедике «В лесу ночью» | 1.Л.Моцарт Менуэт ре минор 2. Л.Бетховен. Марш (ансамбль) | 1. И.Иордан «Охота за бабочкой» 2.И.Бах «Волынка» | 1.Д.Штейбельт Сонатина до мажор 2.Л. Шитте Этюд до мажор (соч. 108 №21) |
Третий год обучения
В 3 классе можно включать в репертуар пьесы, в которых педаль является неотъемлемым элементом выразительного исполнения.
Расширение образного строя исполняемого репертуара. Чтение с листа. Игра в ансамбле.
За год учащийся должен освоить:
3-4 этюда,
3-4 разнохарактерные пьесы,
1-2 полифонических произведения,
1 произведение крупной формы,
1-2 ансамбля,
гаммы Ля, Ми мажор, ля, ре, ми, соль минор, аккорды, арпеджио, хроматической гаммы к ним двумя руками в 2 октавы.
Примерные репертуарные списки
Этюды
- Беренс Г. Этюд соч.70 №50
- Гедике А. 40 мелодических этюдов: №№ 11, 12, 15, 18, 19, 24.
- Кабалевский Д. Этюд «Маленькая арфистка»
- Лекуппэ Ф. Этюды соч.17 №6, соч.24 №3
- Лемуан А. соч.37. Этюды №№ 1, 2, 6, 7, 10.
- Фортепианная техника в удовольствие 3 класс .Сост. О.Катаргина
- Черни К. Избранные фортепианные этюды. Под ред. Г.Гермера ч.1.
Этюды №№ 10-16, 18, 20, 21, 23-29, 40, 44.
- Шитте Л. 25 маленьких этюдов оp.108 (по выбору).
25 лёгких этюдов оp. 160: №№ 21-25.
- Этюды для фортепиано 1-2 класс. Сост. С.Барсукова вып.1 (с №17 по выбору).
- Этюды для фортепиано 1-3 класс. Сост. В.Григоренко: №№ 22-35.
- Школа фортепианной техники. Сост. В.Дельнова, В.Натансон:
Этюды с № 49 (по выбору).
- Этюды для фортепиано на разные виды техники. 3 класс.
Сост. Р.Гиндин, М.Карафинка.
Пьесы
- Беркович И.12 пьес для фортепиано на тему народной мелодии: Токкатина.
- Вольфензон С. Пятнашки.
- Гайдн И. Две пьесы: Фа мажор, ми-бемоль мажор
Двенадцать легких пьес: Ми-бемоль мажор
- Гедике А. Избранные пьесы (по выбору).
- Глинка М. Полька
- Гнесина Е. Пьесы-картины: №4 С прыгалкой
- Гречанинов А Соч.123.Бусинки (по выбору)
- Золотницкая В. «Цветные фантазии»: Мчат по небу облака, Снежный вальс.
- Кабалевский Д. Медленный вальс, Токкатина.
- Коровицын В. Детский альбом (по выбору).
- Косенко В. Соч.15. 24 детских пьесы: Вальс, Полька, Скерцино, Пастораль.
- Майкапар С. Соч.23. Миниатюры: Тарантелла, Маленькая сказка, Жалоба.
Соч.28. Бирюльки: Тревожная минута, Эхо в горах, Весною.
- Свиридов Г. Перед сном, Парень с гармошкой, Упрямец.
- Селиванов В. Шуточка
- Франк Ц. Жалоба куклы, Осенняя песенка
- Хачатурян А. Андантино, Вечерняя сказка.
- Чайковский П. Соч.39. Детский альбом: Марш деревянных солдатиков, Новая кукла, Мазурка, Итальянская песенка, Немецкая песенка, Полька.
- Хрестоматия педагогического репертуара для фортепиано. Вып.1 III-IVкл. ДМШ
Сост. и ред .Н. Любомудровой, К.Сорокина, А.Туманян.
- Шостакович Д. Танцы кукол: Шарманка, Гавот, Танец
- Шуберт Ф. Экосез Соль мажор, Менуэт
- Шуман Р. Соч.68.Альбом для юношества: Сицилийская песенка, Веселый крестьянин, Смелый наездник.
Полифонические произведения
- Александров Ан. Пять легких пьес: Кума
- Арман А. Фугетта До мажор
- Бах И.С. Ария соль минор
- Бах И.С. Нотная тетрадь Анны Магдалены Бах: Менуэт №3 до минор,
Менуэт №12 Соль мажор, Марш №16, Полонез №19
Маленькие прелюдии и фуги. Терт.1: Прелюдия До мажор, Прелюдия соль минор
- Бах И.Х. Аллегретто
- Бах Ф.Э. Менуэт
- Гедике А. Прелюдия ля минор
- Гендель Г. Чакона, 2 сарабанды ре минор, Менуэт ми минор, Фугетта ля минор.
- Кирнбергер И. Менуэт Ми мажор
- Корелли А. Сарабанда ми минор
- Кригер И.Сарабанда
- Майкапар С. Прелюдия и фугетта до-диез минор
- Моцарт Л. Бурре ре минор
- Павлюченко С. Фугетта ля минор.
- Пахельбель И. Сарабанда фа-диез минор, Сарабанда Си-бемоль мажор.
- Скарлатти Д. Ария ре минор.
- Сборник полифонических пьес, ч.1.Сост.С.Ляховицкая
- Циполи Д. Менуэт.
Произведения крупной формы
- Андрэ А. Соч.34. Сонатина №5 Фа мажор, ч.1.
- Беркович И. Вариации на украинскую тему ля минор, Сонатина До мажор,
Вариации на тему белорусской нар.песни «Перепёлочка».
- Бетховен Л. Сонатина Соль мажор. Сонатина Фа мажор,ч.1.
- Ванхаль И.Рондо.
- Весняк Ю. Сонатина соч.1 № 5.
- Гайдн Й. Дивертисменты. (Нетрудные сонаты).
- Голубовская Н. Вариации на тему Русской народной песни.
- Диабелли А. Соч.151.Сонатина №1: Рондо.
- Дюссек.Ф. Рондо соль мажор.
- Клементи М. Соч.36. Сонатина До мажор, ч.2,3: Сонатина Соль мажор,ч.1,2
- Кулау Ф. Вариации Соль мажор Соч.55. №1, Сонатина До мажор, ч.1, 2
- Любарский Н. Вариации на тему рус.нар. песни «Коровушка» соль минор
- Моцарт В. Лёгкие вариации До мажор. Сонатина Фа мажор,ч.1,2
- Некрасов Ю. Маленькая сонатина ми минор.
- Плейель И. Сонатина Ре мажор
- Раков Н. Тема и вариации.
- Рыбкин Е. Фольклорные вариации в 4 руки (по выбору).
- ЧимарозаД.Сонатина ре минор
- Чичков Ю. Маленькая сонатина.
- Шпиндлер Ф. Сонатина.
Ансамбли
- Ансамбли младшие классы. Сост.В.Пороцкий: Г.Фрид. Чешская полька.
-Балаев Г., Матевосян А. Фортепианные ансамбли (по выбору).
- Брат и сестра. Вып.2,3 Сост. В. Натансон – по выбору
- Вильельдо А. Танго Эль-Чокло.
- Глинка М. Краковяк и Вальс из оперы «Иван Сусанин».
- Джоплин С. Рэгтайм.
- Зив. «Прогулка по клавишам».
- Медведовский Е. Когда не хватает техники. Ансамбли для фортепиано(по выбору).
- Морозов И. Танец ласточки из балета «Доктор Айболит».
- Музицируют дети. Ансамбли для фортепиано в 4 руки. Сост. А.Борзенков.
- Мусоргский М. Гопак.
- Фортепианные ансамбли выпуск 5.Ред. А.Бакулов: М.Блантер. «Футбол».
- Хачатурян К. Музыка из балета «Чипполино» : Танец Тыквы, Помидор.
- Хрестоматия фортепианного ансамбля 1-4 классы ДМШ. Сост. Е.Лепина.
-Чайковский П. Вальс из оперы «Евгений Онегин».
-«Чарующий ритм» фортепианные ансамбли в 4 руки.
Сост.Е.Анисимова, А.Кормишина.
- Юный пианист. Вып.2. Сост. и ред .Л.Ройзмана и В. Натансона.
Примерные исполнительские программы
2 варианта на выбор | I полугодие | I полугодие | II полугодие | II полугодие |
3 класс | 1. А.Жилинский «Мышки» 2. И.Бах Марш №16 ре мажор | 1. К.Черни Этюд № 21 ч.1 2.И. Беркович Вариации на тему б.н.песни «Перепёлочка» | 1. - Рыбкин Е. Фольклорные вариации в 4 руки ( по выбору) 2. Р.Шуман «Смелый наездник» | 1. А.Гедике Прелюдия ля минор 2. Д.Кабалевский «Медленный вальс» |
Четвёртый год обучения
Основная задача – подготовка к итоговой аттестации.
В течение учебного года ученик должен изучить 6 – 8 произведений:
2 – 3 этюда на различные виды техники,
2 – 3 разнохарактерные пьесы,
1 полифоническое произведение,
1 произведение крупной формы,
2 ансамбля.
В 4-ом классе ученик должен уже обладать необходимыми пианистическими навыками для того, чтобы разучить самостоятельно пьесу, уметь исполнять музыкальные произведения соло и в ансамбле с педагогом или другим учеником, читать с листа.
Техническое развитие. Ранее изученные тональности играть в виде гамм, аккордов, арпеджио, хроматической гаммы двумя руками на 2-4 октавы.
Исходя из того, что четвёртый класс выпускной, итоговая аттестация в форме экзамена проводится в конце года. Ученик должен исполнить 3 произведения по выбору педагога. Основная цель показать, насколько ученик освоил инструмент фортепиано и получил навыки игры на этом инструменте.
Примерные репертуарные списки
Этюды
- Беренс Г. 32 избранных этюда из соч. 61 и 66; №№1-3,24, соч.88. Этюды: №№5,7
-Бертини А. 28 избранных этюдов из соч.29 и 32; №№4,5,9
- Лемуан А.Соч.37. Этюды: №№28-30,32,33,33,36,37,41,44,48,50
- Лешгорн А. Соч.66. Этюды №№1-4
- Майкапар С.Соч.31. Стаккато-прелюдия
- Черни К.Избранные фортепианные этюды. Под ред. Г.Гермера,ч.2: №№1,6,8,12
- Избранные этюды иностранных композиторов, вып.3 (по выбору)
- «Фортепианная техника в удовольствие» 4 класс сост.О.Катаргина
- Хрестоматия педагогического репертуара для фортепиано. Вып.2 (по выбору)
- Школа фортепианной техники. Вып.1. Сост.Натансон, В.Дельнова (по выбору)
- Этюды IV-VIIкл. ДМШ (БЮП). Сост. В. Натансон: Сироткин Е. На велосипеде
- Юный пианист вып.2. Сост. и ред. Л. Ройзмана и В.Натансона (по выбору)
Пьесы
- Амиров Ф.12 миниатюр для фортепиано (по выбору)
- Гайдн И. Избранные пьесы для фортепиано: Аллегро Фа мажор, Менуэт Фа мажор,
Виваче Ре мажор, Маленькая пьеса Си – бемоль мажор, Анданте
- Глиэр Р. Альбом фортепианных пьес: соч.31: №3. Колыбельная, №11.Листок из альбома;
соч.34№15. Русская песня; соч.35; №8. Арлекин; соч.43: №3. Мазурка,
№4. Утро, №7. Ариетта.
- Гнесина Е. Альбом детских пьес: №6 Марш
- Гречанинов А. Русская пляска
- Григ Э.Соч.12. Лирические пьесы: Вальс, Танец эльфов,
- Кабалевский Д. Соч.27.Избранные пьесы: Шуточка, Скерцо, Кавалерийская, Токкатина
- Коровицын В. «Музыкальное путешествие по странам Западной Европы» (по выбору)
- Косенко В. Соч.15. 24 детских пьесы: Петрушка, Мелодия, Дождик, Балетная сцена
- Майкапар С. Соч.33. Элегия, Токкатина, На катке, У моря ночью.
- Прокофьев С. Соч.65. Детская музыка: Сказочка, Прогулка, Дождь и радуга
- Раков Н. Увлекательная игра, Полька До мажор.
- Сигмейстер Э. Новый Лондон.
- Чайковский П. Соч.39. Детский альбом: Шарманщик поет, Камаринская,
Песня жаворонка, Полька, Вальс
- Шостакович Д. Танцы кукол: Лирический вальс, Танец
Детская тетрадь: Заводная кукла
-Шуман Р.Соч.68. Альбом для юношества: Дед Мороз, Смелый наездник
- Библиотека юного пианиста.Вып.2, 3, 4,5. Сост. В.Натансон – по выбору
- Сборник фортепианных пьес и этюдов советских композиторов.
Сост. Е. Веврик, С. Вольфензон: Витлин В.Страшилище
- Современная фортепианная музыка для детей. IVкл. ДМШ
Сост. и ред. Н. Копчевского – по выбору
-Юный пианист. Вып.3. Сост. и ред. Л. Ройзмана и В. Натансона:
Полифонические произведения
- Балаев Г. Каноны для фортепиано в 4 руки.
- Бах И.С. Полонез соль минор.
Маленькие прелюдии и фуги. Тетр.1: №№1, 3, 5-8, 11, 12 Тетр.2: №№1, 2, 3, 6
- Бём Г. Менузт
Бланджини Ф. Ариетта.
- Гендель Г. 12 легких пьес: Сарабанда с вариациями, Куранта
- Гедике А. Инвенция фа мажор
- Павлюченко С. Фугетта ля минор.
- Скарлатти Д. Менуэт ре минор, Жига ре минор
- Циполи Д. Фугетта ми минор
Произведения крупной формы
- Беркович И. Концерт Соль мажор
- Бетховен Л. Сонатина Фа мажор, ч.2
- Библиотека юного пианиста. Вып.3, 4. Сост. В. Натансон – по выбору
- Вебер К. Сонатина До мажор, ч.1
- Глиэр Р. Рондо.
- Гуммель И. Сонатина До мажор, ч.1
- Диабелли А. Соч.151.Сонатина Соль мажор
- Дюссек И. Сонатина Соль мажор
- Избранные произведения композиторов XVII, XVIII, начала XIX веков. Вып.3.
По ред. Н.Кувшинникова: Бах Ф.Э. Соната Соль мажор
- Клементи М.Соч.36. Сонатины: №3 До мажор, №4 Фа мажор,№5 Соль мажор
- Кулау Ф. Соч.55,№1. Сонатина До мажор
- Медынь Я. Сонатина До мажор
- Моцарт В. Шесть сонатин: №1 До мажор, №4 Си-бемоль мажор
- Рыбкин Е. Фольклорные вариации
- Чимароза Д. Сонаты: соль минор, Ми-бемоль мажор, Соль мажор
- Шуман Р. Соч.118.Детская соната, ч.1
Ансамбли
- Глинка М. Вальс из оперы «Иван Сусанин».
- Глиэр Р. Соч.41 Песня.
- Брат и сестра. Вып.2, 3. Сост. В. Натансон – по выбору
- Избранные ансамбли. Для фортепиано в 4 руки. Вып.2.
- Бетховен Л. Марш из музыки к пьесе «Афинские развалины».
- Бизе Ж. Болеро из оперы «Кармен».
- Шмитц М. Танцуем буги, Джазовый этюд, Буги, Рэгтайм.
- Шуберт Ф. Экосезы, Три вальса.
- Прокофьев С. «Кошка» из симфонической сказки «Петя и Волк»
Примерные исполнительские программы (для итоговой аттестации)
3 варианта на выбор | II полугодие | II полугодие | II полугодие |
4 класс | 1. А. Дювернуа Этюд 2 Е.Рыбкин Фольклорные вариации в 4 руки (по выбору) 3. С.Прокофьев «Дождь и радуга» | 1. И.Бах Маленькая прелюдия до мажор 2. . Д.Чимароза Соната соль мажор 3. Анс. М.Глинка «Вальс» из оперы «Иван Сусанин» | 1.Ф.Бургмюллер соч. 100 Этюд «Беспокойство» 2.И.Бах Полонез соль минор 3. В.Коровицын «Прогулка по Парижу» |
7. Контроль и учёт успеваемости
Оценка качества реализации программы «Музыкальный инструмент (фортепиано)» включает в себя:
- текущий контроль успеваемости.
- промежуточную аттестацию
- итоговую аттестацию
Текущий контроль успеваемости: проверка домашней (самостоятельной) работы, прослушиваний, технических зачетов.
Промежуточная аттестация проводится в виде контрольных уроков и академических зачетов (концертов).
Оценки учащимся выставляются по окончании каждой четверти.
Итоговая аттестация проводится в форме выпускного экзамена.
Оценка уровня усвоения дисциплины отражается в индивидуальных планах, где фиксируется профессиональный рост ученика за весь период обучения. Грамоты, дипломы фестивалей и конкурсов хранятся в ДШИ.
1-й год обучения:
В I-ом полугодии учащийся выступает на прослушивании, проходящий в форме концерта «Моё первое выступление» в праздничной обстановке.
3 и 4 четверти – академические концерты, на которых учащийся выступает по мере готовности произведений, согласно требованиям по классам.
2 – 3-й год обучения:
1 раз в четверть проводится академический концерт, на котором учащийся выступает по мере готовности произведений и может исполнять 1-2 произведения.
Проведение академических концертов 1 раз в четверть позволяет учащимся чаще публично выступать на сцене и более уверенно в дальнейшем исполнять произведения.
В течение года учащийся должен исполнить: этюд или виртуозную пьесу , 1 полифоническое произведение или пьесу с элементами полифонии, 1 произведение крупной формы, 1 пьесу или ансамбль.
3 четверть – февраль - технический зачёт (гаммы, этюд, знание терминов). Зачёт проходит в классе в присутствии педагога по классу фортепиано.
На всех зачётах выставляются оценки.
4– й год обучения:
I полугодие (декабрь) – первое прослушивание выпускной программы.
II полугодие (апрель) – второе прослушивание выпускной программы.
Май – итоговая аттестация проводится в форме экзамена в соответствии с учебными планами выпускного класса, в присутствии преподавателей ДШИ.
В течение года учащийся принимает участие в концертах школы.
Программы выступлений на зачётах, экзаменах и концертах, оценки за выступления фиксируются в ведомостях, которые хранятся у директора ДМШ.
При выведении итоговой оценки учитывается следующее:
- Оценка ученика за выступление на экзамене,
- Выступление на прослушивании и оценка годовой работы ученика, поставленная преподавателем на основе его продвижения,
- Участие в жизни школы (концерты, фестивали, конкурсы, методические показы).
Критерии выставления оценок на итоговой аттестации
«Отлично»:
- выступление может быть названо концертным;
-ученик владеет необходимой исполнительской техникой;
- присутствие музыкальной образности.
-в программе представлены произведения различных стилей достаточно высокого уровня сложности.
- у ученика сформирован устойчивый интерес к музыкальному искусству, к
занятиям музыкой.
«Хорошо»:
- владение исполнительской техникой, навыками звукоизвлечения;
-убедительная трактовка исполнения музыкальных произведений.
«Удовлетворительно»:
- однообразное исполнение, неточность штрихов и ритмического рисунка, вялая динамика, ученик не владеет навыками педализации. Исполнение нестабильно.
«Неудовлетворительно»:
- слабое знание программы наизусть, грубые технические ошибки и плохое владение инструментом, отсутствие музыкальной образности.
В зависимости от сложившихся традиций учебного заведения и с учетом целесообразности оценка качества исполнения дополнена системой «+» и «-», что дает возможность более точно отметить выступление обучающегося.
8. Требования к уровню подготовки учащихся
По окончании ДШИ ученик должен получить следующие знания и навыки:
- умение грамотно исполнять музыкальные произведения сольно и при игре в ансамбле;
- умение самостоятельно разучивать музыкальные произведения различных жанров и стилей, создавать художественный образ при исполнении музыкального произведения;
- знания музыкальной терминологии и теории музыки;
- умение самостоятельно преодолевать технические трудности при разучивании
несложного музыкального произведения;
- приобретение навыков чтения с листа несложных музыкальных произведений;
- приобретение навыка упрощения аккомпанемента в детских песнях или пьесах эстрадного направления;
- приобретение навыков общения со слушательской аудиторией в условиях музыкально-просветительской деятельности
9. Требования к условиям реализации программы
Реализация программы предмета требует наличия учебного кабинета
(класс для индивидуальных занятий) и зала для концертных выступлений.
Оборудование учебного кабинета: 2 фортепиано.
Технические средства: метроном, наличие аудио и видеозаписей, магнитофон.
Рекомендуемые учебные издания - сборники гамм, упражнений, этюдов. Художественный материал по программе. Наличие методической и учебной литературы, музыкальных словарей.
Библиотечный фонд укомплектовывается печатными, электронными изданиями,
учебно-методической и нотной литературой.
Дополнительные источники: музыкальная энциклопедия, поисковые системы, сайты Интернета. Сайты издательств.
10. Список учебной литературы
1-2 классы
- «Азбука игры на фортепиано». Сост. С.Барсукова. - Р-Д., Феникс, 2002 г.
- Артоболевская А. «Первая встреча с музыкой». - М., Сов. композитор, 1985 г.
- Баренбойм Л., Перунова Н. «Путь к музыке». – Л., Сов. композитор, 1989 г.
-«Весёлые нотки». 1-2 класс. Сост. С.Барсукова. – Р-Д., Феникс, 2007 г.
Особенность данного учебного пособия заключается в том, что изучение нот басового ключа начинается с 3 нот и постепенно диапозон нот в левой руке увеличивается. В сборнике представлены пьесы и ансамбли разных стилей и жанров ранее не издававшиеся.
- Геталова О., Визная И. «В музыку с радостью». – С-П., Композитор, 2006 г.
- Геталова О. «Секреты Дилидона» - нотная грамота для маленьких музыкантов. – С-П., Композитор, 2000 г.
Рабочая тетрадь, в которой даны необходимые теоретические знания, музыкальная терминология, творческие задания, которые помогут закрепить пройденный материал. Педагогу позволит сэкономить время урока и освободит от записи правил. Эта тетрадь в дальнейшем поможет повторять пройденный материал и готовится к техническим зачётам.
- Глушенко М. «Волшебный мир фортепиано» ч.1, 2. – С-П., Композитор, 2001 г.
- Золотницкая В. Упражнения для начинающих пианистов. Постановка рук, работа над туше на начальной стадии обучения игры на фортепиано (игровые упражнения).
– С-П., «Союз художников», 2006 г.
- Иванова О., Кузнецова И. «Новый музыкальный букварь». - Р-Д., Феникс, 2007 г.
В этом сборнике материал изложен в доступной для детского восприятия форме, с
красочными картинками и образами зверей, в стихотворной форме. Помогает на первых
уроках быстрее усвоить теоретический материал.
- Игнатьевы В. И Л. «Я музыкантом стать хочу». – Л., Сов. композитор, 1986 г.
- Калинка ч. 1. Альбом начинающего пианиста под ред. А.Бакулова, К.Сорокина.- М.,
Сов. композитор, 1987 г.
- Королькова И. «Крохе-музыканту» ч.1,2. - Р-Д., Феникс, 2006 г.
- Коновалов А. «ДоНОТыши» - игровые упражнения без знания нотной грамоты.
– Курган, 1999 г.
- Милич Б. Маленькому пианисту. – М., Кифара, 2005 г.
- Милич Б. Хрестоматия 1, 2 класс. – М., Кифара, 2005 г.
- Музыка для детей вып.1.Сост.К.Сорокин. – М., Сов. композитор, 1987 г.
- Николаев А. Школа игры на фортепиано. – м., Музыка, 1979 г.
- Пьесы, сонатины, вариации и ансамбли 1-2 класс, выпуски 1, 2. Сост. С.Барсукова. - Р-Д., Феникс, 2002 г.
- Сафарова И. ИГРЫ для организации пианистических движений. Доинструментальный период . – Екатеринбург, 1994 г.
- Пьесы, сонатины, вариации и ансамбли 1-2класс, выпуски 1 и 2.Сост. С.Барсукова. - Р-Д., Феникс, 2003 г.
- Сумелиди А. «Малышатник». – Тверь, 2007 г.
- Хрестоматия. 1 часть. Пьесы, этюды, ансамбли, крупная форма, полифонические пьесы. Сост. В.Григоренко. – М., Кифара, 2003 г.
- Хрестоматия для фортепиано 1класс. Сост. Н.Любомирова, К.Соркин,А.Туманян. – М., Музыка, 1987 г.
- Хрестоматия для фортепиано 2 класс. Сост. Н.Любомирова, К.Соркин, А.Туманян. – М., Музыка, 1990 г.
- Хрестоматия фортепианного ансамбля I-IV кл. ДМШ вып.1. С-П., Композитор, 2005 г.
- «Фортепианная техника в удовольствие» 1, 2 классы. Сост. О.Катаргина. –Челябинск, MPI, 2006 г.
- Шитте Л. Этюды ор.108, ор.160. М., Музыка, 2005 г.
- Этюды для фортепиано 1-2 кл. вып 1. Сост.С Барсукова. - Р-Д., Феникс, 2002 г.
- Этюды для фортепиано на разные виды техники 2 кл. – Киев, Музична Украина, 1986 г.
Во многих пособиях представлен музыкальный материал разнообразный по стилю, форме и жанрам, для всех направлений работы с учащимися. Педагог может выбрать упражнения, этюды, пьесы, детские песни и ансамбли исходя из индивидуальных возможностей учащегося.
В нотных сборниках для 1 класса есть детские песни, пьесы композиторов классиков и популярные мелодии в ансамблевом переложении, которые по желанию учащегося впоследствии можно выучить в двухручном исполнении.
- Геталова О. «Обученье без мученья!» учебное пособие на материале детских песен. - С-П., Композитор, 2011 г.
- Кириллова, Пономарёва Н. «Музицирование в классе фортепиано» начальный этап обучения ч.1. – С-П.,
-Тушинок О. «Забавное музицирование». – Тверь, 2005 г.
3-4 классы
- Альбом ученика-пианиста. Хрестоматия 3 кл. - Р-Д., Феникс, 2011г.
- Артоболевская А. Хрестоматия маленького пианиста. - М., Сов. композитор, 1989 г.
- Бах И.Нотная тетрадь Анны Магдалены Бах. М.: Музыка, 1973 г.
- Бах И.С. Маленькие прелюдии и фуги для ф-но. Под ред. И.А.Браудо. С-П: Композитор, 1997 г.
-Бернес Г. 32 избранных этюда (соч.61, 68, 88). – М., Музыка, 1964 г.
- Бертини А. Избранные этюды. М.: Музыка, 1992.
- Бургмюллер Ф. Этюды соч. 100. - Р-Д., Феникс, 1999 г.
- Золотницкая В. Цветные фантазии. - С-П., Композитор, 2006 г.
-Кабалевский Д. Альбом фортепианных пьес. М., Музыка, 1964 г.
- Коровицын В. Детский альбом. - Р-Д., Феникс, 2008 г.
- Лак Т. Соч.41. Этюды для фортепиано.
- Лемуан А. Соч. 37. 50 характерных и прогрессивных этюдов для фортепиано. – М., Музыка, 1965.
- Лучшее для фортепиано. Сборник пьес для учащихся 3-4 кл. ДМШ. Сост. С. Барсукова. – Р-Д., Феникс, 2011г.
- Любимое фортепиано. Сборник пьес для учащихся 2-3 классов ДМШ. Сост. С. Барсукова.- Р-Д., Феникс, 2012 г.
- Майкапар С. «Бирюльки». – М., Музыка, 1964 г.
- Металлиди Ж. «Иду, гляжу по сторонам». Ансамбли для фортепиано в 4 руки. - С-П., Композитор, 2010 г.
- Милич Б. Фортепиано 3 класс. – М., Кифара, 2000 г.
- Милич Б. Фортепиано 4 класс. – М., Кифара, 2001г.
- Моё фортепиано. Сборник пьес для учащихся 3-4 классов ДМШ.- Сост. С. Барсукова.
- Р-Д., Феникс, 2011 г.
- Моё фортепиано. Сборник пьес для учащихся 4-5 классов ДМШ.- Сост. С. Барсукова.
-Р-Д., Феникс, 2011 г.
- Мордасов Н. Сборник джазовых пьес для фортепиано. Для средних классов ДМШ.
- Р-Д., Феникс, 1999 г.
- Мордасов Н. Сборник ансамблей для фортепиано в стиле джаза. Для средних классов ДМШ. - Р-Д., Феникс, 1999 г
- Музыкальная мозаика 2-3 класс, вып.5. Сост. С.Барсукова. - Р-Д., Феникс, 2007 г.
- Прокофьев С. Детская музыка. 12 лёгких пьес для фортепиано.- М., Музыка, 1980 г.
- Пьесы, сонатины, вариации и ансамбли 3-4 класс вып.2.Сост. С.Барсукова. - Р-Д., Феникс, 2003 г.
- Рыбкин Е. Фольклорные вариации на темы рус. Нар. песен. –Белгород, 2002 г.
- Смирнова Н. Ансамбли для фортепиано в 4 руки для музыкальных школ. - Р-Д., Феникс, 2007 г.
- Смирнова Н. Фортепиано интенсивный курс тетрадь 3. Джазовые миниатюры и пьесы. – М., Крипто-логос, 1992 г.
- Сборник фортепианных пьес, этюдов и ансамблей.ч.1. Сост. С. Ляховицкая.- Л., Музыка, 1976 г.
- Сборник пьес «Весёлые нотки» 3-4 класс вып.2. Сост. С.Барсукова. – Р-Д., Феникс,
2007 г.
- Торопова Н. Музыкальные зарисовки для учащихся младших и средних классов ДМШ.
– Р-Д., Феникс, 2008 г.
- Фортепиано. Музицирование 3 кл. тетрадь 5. – М., Крипто-Логос, 1995 г.
-Фортепиано. Полифонические произведения, старинные танцы 3 кл. тетрадь 1. – М., Крипто-Логос, 1995 г.
- Фортепиано. Пьесы 3 кл. тетрадь 4. – М., Крипто-Логос, 1995 г.
- Фортепиано. Этюды и виртуозные пьесы 3 кл. тетрадь 2. – М., Крипто-Логос, 1995 г.
-Фортепиано. Полифонические произведения 4 кл. тетрадь 1.– М., Крипто-Логос, 1996 г.
- Фортепиано. Пьесы и ансамбли 4 кл. тетрадь 4. – М., Крипто-Логос, 1996 г.
- Фортепиано. Этюды 4 кл. тетрадь 2. – М., Крипто-Логос, 1996 г.
- Хрестоматия для фортепиано 3 класс. Сост. Н.Любомудрова, К. Сорокин, А.Туманян. – М, Музыка 1977 г.
- Хрестоматия для фортепиано 4 класс. Сост. Н.Любомудрова, К. Сорокин, А.Туманян. – М, Музыка 1975 г.
-Хрестоматия. Пьесы, Этюды, ансамбли, крупная форма, полифонические пьесы ч. 2. Сост.В.Григоренко. – М., Кифара, 2003 г.
- Хрестоматия фортепианного ансамбля I-IV кл. ДМШ вып.1. С-П., Композитор, 2005 г.
- Хрестоматия фортепианный дуэт ( для 2 фортепиано) 2-4 кл. ДМШ. –С-П., Композитор, 2004 г.
- «Фортепианная техника в удовольствие» 3,4 классы. Сост. О.Катаргина. –Челябинск, MPI, 2006 г.
- Чайковский П. Детский альбом. – М., Кифара, 2004 г.
- Шитте Л. Лёгкие характерные этюды для младших и средних классов ДМШ. – Р-Д., Феникс, 1999 г.
- Черни К. (Редакция Г. Гермера). Избранные этюды для фортепиано.- М., Музыка, 1965 г.
- Юному музыканту-пианисту. Хрестоматия 3 класс.Сост. Г.Цыганова, И.Королькова.
- Юным пианистам 3 класс. Сост.В.Шульгина.
11. Список методической литературы
1. Браудо И. Об изучении клавирных сочинений Баха в музыкальной школе. – Л., Музыка, 1979г.
2. Брянская Ф. Формирование и развитие навыка игры с листа в первые годы обучения пианиста. М., Классика - ХХI, 2004г.
3. Бурштейн А. Методическое пособие: Работа над гаммами, аккордами и арпеджио в классе фортепиано ДМШ. - Калинин. 1980г.
4. Геталова О. Авторская программа для ДМШ и ДШИ. Фортепиано.
Музыкально-эстетическое развитие детей. - С-П., Композитор, 2009г.
5. Голубовская Н. О музыкальном исполнительстве.- Л., Музыка, 1985г.
6.Милич Б. Воспитание ученика-пианиста. 1-2 класс.- Киев.: Музична Украина, 1977г.
Воспитание ученика-пианиста. 3-4 класс.- Киев.: Музична Украина, 1979г.
7. Науменко С. Формирование музыкальности у младших школьников в процессеиндивидуального обучения. Журнал Музыкальная психология и психотерапия №1, 2010г.
8. Нейгауз Г. Об искусстве фортепианной игры. - М., Музыка, 1982г.
9.Программа для ДМШ и ДШИ. Класс специального фортепиано. - М.1973г.
10.Программа для ДМШ и ДШИ. Класс специального фортепиано. - М. 1988г.
11. Роль и значение репертуара в воспитании музыканта.
Методическая разработка для преподавателей ДМШ. - М. 1988г.
12.Стрельбицкая Е. Учебно-методические пособия:
«Начинаю играть на рояле» или 30 первых уроков маленького пианиста ч.1,
«Начинаю играть на рояле» или первая академическая программа
маленького пианиста ч.2.
13. Тимакин Е. Воспитание пианиста. – М,. Сов. Композитор, 1989г.
14. Шмидт-Шкловская А. О воспитании пианистических навыков.- Л., Музыка, 1971г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА «Основы музыкальной грамоты»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Настоящая программа по учебному предмету «Основы музыкальной грамоты» дополнительных общеразвивающих программ в области музыкального искусства...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа в области музыкального искусства «Музыкальный инструмент»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа в области музыкального искусства«Музыкальный инструмент» Скрипка 1 модуль Возраст обучающихся: 6,6 - 11 лет.Срок реал...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа в области музыкального искусства «Музыкальный инструмент» Скрипка 2 модуль
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа в области музыкального искусства«Музыкальный инструмент» Скрипка 2 модуль Возраст обучающихся: 9 - 18 лет.Срок реализ...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа в области музыкального искусства «Музыкальный инструмент» (фортепиано)
Дополнительная общеобразовательнаяобщеразвивающая программав области музыкального искусства«Музыкальный инструмент»(фортепиано) Возраст обучающихся: 6,6 - 9 лет.Срок реализации: 3 год...
Рабочая программа учебного предмета «Музыкальная литература» по дополнительным предпрофессиональным общеобразовательным программам в области музыкального искусства «Струнные инструменты», «Фортепиано», «Народные инструменты», «Духовые и ударные инструмент
Программа по предмету "Музыкальная литература"...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА "МУЗЫКАЛЬНЫЙ ФОЛЬКЛОР"
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА "МУЗЫКАЛЬНЫЙ ФОЛЬКЛОР" ...