ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА «НАРОДНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ» Предметная область ПО.01. МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО программа по учебному предмету УП.02.АНСАМБЛЬ
рабочая программа по музыке на тему
В данной программе предпринята попытка развить музыкально-творческие способности учащегося на основе
приобретенных им знаний, умений и навыков в области ансамблевого исполнительства.
Основными задачами являются:
- стимулирование развития эмоциональности, памяти, мышления,
воображения и творческой активности при игре в ансамбле;
- формирование у обучающихся комплекса исполнительских навыков,
необходимых для ансамблевого музицирования;
- расширение кругозора учащегося путем ознакомления с ансамблевым
репертуаром;
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
narodniki_ansambl.doc | 156 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ
МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА «НАРОДНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ»
Предметная область
ПО.01. МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО
программа по учебному предмету
УП.02.АНСАМБЛЬ
Структура программы учебного предмета
I. Пояснительная записка
- Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе;
- Срок реализации учебного предмета;
- Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета;
- Форма проведения учебных аудиторных занятий;
- Цель и задачи учебного предмета;
- Обоснование структуры программы учебного предмета;
- Методы обучения;
- Описание материально-технических условий реализации учебного предмета;
II. Содержание учебного предмета
- Сведения о затратах учебного времени;
- Годовые требования по классам;
III. Требования к уровню подготовки обучающихся
IV. Формы и методы контроля, система оценок
- Аттестация: цели, виды, форма, содержание;
- Критерии оценки;
- Контрольные требования на разных этапах обучения;
V. Методическое обеспечение учебного процесса
- Методические рекомендации педагогическим работникам;
- Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся;
VI. Списки рекомендуемой нотной и методической литературы
-Учебная литература;
- Нотная литература для переложений;
- Ансамбли для смешанного состава;
- Методическая литература;
- Учебная литература для балалаечников;
I. Пояснительная записка
1. Характеристика учебного предмета, его место и роль в
образовательном процессе.
Программа учебного предмета «Ансамбль» разработана на основе и с
учетом федеральных государственных требований к дополнительной
предпрофессиональной общеобразовательной программе в области
музыкального искусства «Народные инструменты».
В общей системе профессионального музыкального образования
значительное место отводится коллективным видам музицирования: ансамблю,оркестру. В последние годы увеличилось число различных по составу ансамблей: как учебных, так и профессиональных.
Навыки коллективного музицирования формируются и развиваются на
основе и параллельно с уже приобретенными знаниями в классе по
специальности. Смешанные ансамбли русских народных инструментов широко распространяются в школьной учебной практике, так как не во всех
музыкальных образовательных учреждениях имеются большие классы
струнных народных инструментов, составляющих основу оркестра.
Успешный опыт смешанных ансамблей должен основываться на
творческих контактах руководителя коллектива с преподавателями по
специальности.
2. Срок реализации учебного предмета «Ансамбль»
Реализация данной программы осуществляется с 4 по 8 классы (по
образовательным программам со сроком обучения 8-9 лет) и со 2 по 5 классы
(по образовательным программам со сроком обучения 5-6 лет).
3. Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом
образовательного учреждения на реализацию предмета «Ансамбль»:
Таблица 1
Распределение по годам обучения 8 лет | Распределение по годам обучения 9 лет | ||||||||
Классы | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
Продолжительность учебных занятий (в неделях) | - | - | - | 33 | 33 | 33 | 33 | 33 | 33 |
Количество часов на аудиторные занятия (в неделю) | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 2 | |||
Общее количество часов на аудиторные занятия (на все время обучения) |
165 | 66 | |||||||
Количество часов на внеаудиторную (самостоятельную работу (часов в неделю | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 2 | |||
Общее количество часов на внеаудиторную работу (на все время обучения) |
165 | 66 | |||||||
Общее максимальное количество часов на весь период обучения |
330 | 132 | |||||||
Консультации | для подготовки к концертам, зачётам, экзаменам, конкурсам 2 часа в неделю в резерв учебного времени, или рассредоточено в течение учебного года | для подготовки к концертам, зачётам, экзаменам, конкурсам 2 часа в неделю в резерв учебного времени, или рассредоточено в течение учебного года |
Таблица 2
Распределение по годам обучения 5 лет | Распределение по годам обучения 6 лет | |||||
Классы | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Продолжительность учебных занятий (в неделях) | - | 33 | 33 | 33 | 33 | 33 |
Количество часов на аудиторные занятия (в неделю | - | 1 | 1 | 1 | 1 | 2 |
Общее количество часов на аудиторные занятия (на все время обучения) |
132 |
66 | ||||
Количество часов на внеаудиторную (самостоятельную работу (часов в неделю | - | 1 | 1 | 1 | 1 | 2 |
Общее количество часов на внеаудиторную работу (на все время обучения) | 132 | 66 | ||||
Общее максимальное количество часов на весь период обучения | 264 | 132 | ||||
Консультации | для подготовки к концертам, зачётам, экзаменам, конкурсам 2 часа в неделю в резерв учебного времени, или рассредоточено в течение учебного года | для подготовки к концертам, зачётам, экзаменам, конкурсам 2 часа в неделю в резерв учебного времени, или рассредоточено в течение учебного года |
4. Форма проведения учебных аудиторных занятий: мелкогрупповая
(от 2 до 10 человек). Рекомендуемая продолжительность урока - 40 минут.
5. Цель и задачи учебного предмета «Ансамбль»
Цель:
развитие музыкально-творческих способностей учащегося на основе
приобретенных им знаний, умений и навыков в области ансамблевого
исполнительства.
Задачи:
- стимулирование развития эмоциональности, памяти, мышления,
воображения и творческой активности при игре в ансамбле;
- формирование у обучающихся комплекса исполнительских навыков,
необходимых для ансамблевого музицирования;
- расширение кругозора учащегося путем ознакомления с ансамблевым
репертуаром;
- решение коммуникативных задач (совместное творчество обучающихся
разного возраста, влияющее на их творческое развитие, умение общаться
в процессе совместного музицирования, оценивать игру друг друга);
- развитие чувства ансамбля (чувства партнерства при игре в ансамбле),
артистизма и музыкальности;
- обучение навыкам самостоятельной работы, а также навыкам чтения с
листа в ансамбле;
- приобретение обучающимися опыта творческой деятельности и
публичных выступлений в сфере ансамблевого музицирования;
- формирование у наиболее одаренных выпускников профессионального
исполнительского комплекса пианиста-солиста камерного ансамбля.
Учебный предмет «Ансамбль» неразрывно связан с учебным предметом
«Специальность», а также со всеми предметами дополнительной
предпрофессиональной общеобразовательной программы в области искусства "Народные инструменты".
Предмет «Ансамбль» расширяет границы творческого общения
инструменталистов - народников с учащимися других отделений учебного
заведения, привлекая к сотрудничеству флейтистов, ударников, пианистов и
исполнителей на других инструментах. Ансамбль может выступать в роли
сопровождения солистам-вокалистам академического или народного пения,
хору, а также принимать участие в театрализованных спектаклях фольклорных ансамблей.
Занятия в ансамбле – накопление опыта коллективного музицирования,
ступень для подготовки игры в оркестре.
6. Обоснование структуры учебного предмета «Ансамбль»
Обоснованием структуры программы являются ФГТ, отражающие все
аспекты работы преподавателя с учеником.
Программа содержит следующие разделы:
- сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение
учебного предмета;
- распределение учебного материала по годам обучения;
- описание дидактических единиц учебного предмета;
- требования к уровню подготовки обучающихся;
- формы и методы контроля, система оценок;
- методическое обеспечение учебного процесса.
В соответствии с данными направлениями строится основной раздел
программы «Содержание учебного предмета».
7. Методы обучения
Выбор методов обучения по предмету «Ансамбль» зависит от:
- возраста учащихся;
- их индивидуальных способностей;
- от состава ансамбля;
- от количества участников ансамбля.
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета
используются следующие методы обучения:
- словесный (рассказ, объяснение);
- метод показа;
- частично – поисковый (ученики участвуют в поисках решения поставленной задачи).
Предложенные методы работы с ансамблем народных инструментов в
рамках предпрофессиональной образовательной программы являются наиболее продуктивными, при реализации поставленных целей и задач учебного предмета и основаны на проверенных методиках и сложившихся традициях ансамблевого исполнительства на русских народных инструментах.
8. Описание материально – технических условий реализации учебного
предмета «Ансамбль»
Материально – техническая база образовательного учреждения должна
соответствовать санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны
труда.
В образовательном учреждении с полной комплектацией учеников по
всем народным инструментам должно быть достаточное количество
высококачественных оркестровых народных инструментов, а также
должны быть созданы условия для их содержания, своевременного
обслуживания и ремонта.
II. Содержание учебного предмета
Основные составы ансамблей, наиболее практикуемые в детских школах
искусств - дуэты, трио. Реже – квартеты, квинтеты и т. д.
Ансамбли могут быть составлены как из однородных инструментов,
(только из домр, балалаек, баянов, гитар, гуслей), так и из различных групп
инструментов, куда могут входить домра, баян и балалайка, гусли, гитара.
Инструментальный состав, количество участников в ансамбле могут
варьироваться.
Варианты возможных составов ансамблей:
2. Требования по годам обучения
В ансамблевой игре так же, как и в сольном исполнительстве,
требуются определенные музыкально-технические навыки владения
инструментом, навыки совместной игры, такие, как:
- сформированный комплекс умений и навыков в области коллективного
творчества - ансамблевого исполнительства, позволяющий демонстрировать в ансамблевой игре единство исполнительских намерений и реализацию
исполнительского замысла;
- навыки по решению музыкально-исполнительских задач ансамблевого
исполнительства, обусловленных художественным содержанием и
особенностями формы, жанра и стиля музыкального произведения.
Годовые требования по УП « Ансамбль».
Со сроком реализации программы 5 (6) лет
В течение года ученики должны сыграть 4-6 произведений:
Промежуточная аттестация:
3,5,7 полугодие - контрольный урок - 1 произведение наизусть,
4,6,8полугодие - контрольный урок, зачёт( отчётный концерт)– 2 произведения наизусть.
12 полугодие- контрольный урок, зачёт( отчётный концерт)– 2 произведения наизусть.
Со сроком реализации программы 8 (9) лет
В течение года ученики должны сыграть 4-6 произведений:
Промежуточная аттестация:
10,12 полугодие - контрольный урок, зачёт( отчётный концерт)– 2 произведения наизусть.
Итоговая аттестация:
14 полугодие- экзамен– 2 произведения наизусть.
Примерный перечень музыкальных произведений, рекомендуемых для
исполнения
со сроком обучения 5 (6 лет)
2 класс
3 класс
4класс
5 класс
6 класс
со сроком обучения 8 (9 лет)
4класс
5 класс
6 класс
7класс
8 класс
9 класс
III. Требования к уровню подготовки обучающихся:
Результатом освоения программы является приобретение обучающимися
следующих знаний, умений и навыков в области ансамблевого
исполнительства:
- развитие интереса у обучающихся к музыкальному искусству в целом;
- реализацию в ансамбле индивидуальных практических навыков игры на
инструменте, приобретенных в классе по специальности;
- приобретение особых навыков игры в музыкальном коллективе (ансамбль,
оркестр);
- развитие навыка чтения нот с листа;
- развитие навыка транспонирования, подбора по слуху;
- знание репертуара для ансамбля;
- наличие навыков репетиционно-концертной работы в качестве члена
музыкального коллектива;
- повышение мотивации к продолжению профессионального обучения на
инструменте.
IV. Формы и методы контроля, система оценок
1. Аттестация: цели, виды, форма, содержание
Основными видами контроля успеваемости являются:
-текущий контроль успеваемости учащихся
- промежуточная аттестация
- итоговая аттестация
Каждый вид контроля имеет свои цели, задачи, формы.
Текущий контроль направлен на поддержание учебной дисциплины,
выявление отношения к предмету, на ответственную организацию домашних
занятий, имеет воспитательные цели, может носить стимулирующий характер.
Текущий контроль осуществляется регулярно преподавателем, оценки
выставляются в журнал и дневник учащегося. При оценивании учитывается:
- отношение ребенка к занятиям, его старания и прилежность;
- качество выполнения предложенных заданий;
- инициативность и проявление самостоятельности как на уроке, так и во
время домашней работы;
- темпы продвижения.
На основании результатов текущего контроля выводятся четверные
оценки.
Особой формой текущего контроля является контрольный урок, который
проводится преподавателем, ведущим предмет.
Промежуточная аттестация определяет успешность развития учащегося
и степень освоения им учебных задач на определенном этапе. Наиболее
распространенными формами промежуточной аттестации являются
контрольные уроки, проводимые с приглашением комиссии, зачеты,
академические концерты, отчётные концерты.
Каждая форма проверки может быть как
дифференцированной (с оценкой), так и недифференцированной.
При оценивании обязательным является методическое обсуждение,
которое должно носить рекомендательный, аналитический характер, отмечать степень освоения учебного материала, активность, перспективы и темп развития ученика.
Участие в конкурсах может приравниваться к выступлению на
академических концертах и зачетах. При промежуточной аттестации определяется качество освоения учебного материала, уровень соответствия с учебными задачами года.
Контрольные уроки и зачеты в рамках промежуточной аттестации
проводятся в конце учебных полугодий в счет аудиторного времени,
предусмотренного на предмет «Ансамбль».
Итоговая аттестация:
Экзамен проводится за пределами аудиторных учебных занятий, то есть по окончании проведения учебных занятий в учебном году, в сроки, утверждённые графиком образовательного процесса.
К экзамену допускаются учащиеся, полностью выполнившие все
учебные задания.
По завершении экзамена допускается его пересдача, если обучающийся
получил неудовлетворительную оценку. Условия пересдачи и повторной сдачи экзамена определены в локальном акте образовательного учреждения «Положение о текущем контроле знаний и промежуточной аттестации обучающихся».
2. Критерии оценок
Для аттестации обучающихся создаются фонды оценочных средств,
которые включают в себя методы контроля, позволяющие оценить
приобретенные знания, умения и навыки.
Критерии оценки качества исполнения
По итогам исполнения программы на зачете, академическом
прослушивании или экзамене выставляется оценка по пятибалльной шкале:
Таблица3
Оценка | Критерии оценивания выступления |
5 («отлично») | технически качественное и художественно осмысленное исполнение, отвечающее всем требованиям на данном этапе обучения |
4 («хорошо») | отметка отражает грамотное исполнение с небольшими недочетами (как в техническом плане, так и в художественном) |
3 («удовлетворительно») | исполнение с большим количеством недочетов, а именно: недоученный текст, слабая техническая подготовка, малохудожественная игра, отсутствие свободы игрового аппарата и т.д. |
2 («неудовлетворительно») | комплекс недостатков, являющийся следствием отсутствия домашних занятий, а также плохой посещаемости аудиторных занятий |
«зачет» (без отметки) | отражает достаточный уровень подготовки и исполнения на данном этапе обучения |
Согласно ФГТ, данная система оценки качества исполнения является
основной. В зависимости от сложившихся традиций того или иного учебного заведения и с учетом целесообразности оценка качества исполнения может быть дополнена системой «+» и «-», что даст возможность более конкретно отметить выступление учащегося.
Фонды оценочных средств призваны обеспечивать оценку качества
приобретенных выпускниками знаний, умений и навыков, а также степень готовности учащихся выпускного класса к возможному продолжению профессионального образования в области музыкального искусства.
V. Методическое обеспечение учебного процесса
1. Методические рекомендации педагогическим работникам
В отличие от другого вида коллективного музицирования - оркестра, где
партии, как правило, дублируются, в ансамбле каждый голос солирующий,выполняет свою функциональную роль. Регулярные домашние занятия позволяют выучить наиболее сложные музыкальные фрагменты до начала совместных репетиций. Согласно учебному плану, как в обязательной, так и в вариативной части объем самостоятельной нагрузки по предмету «Ансамбль» составляет 1 час в неделю.
Педагогу по ансамблю можно рекомендовать частично составить план
занятий с учетом времени, отведенного на ансамбль для индивидуального разучивания партий с каждым учеником. На начальном этапе в ансамблях из трех и более человек рекомендуется репетиции проводить по два человека, умело сочетать и чередовать состав. Также можно предложить использованиечасов, отведенных на консультации, предусмотренные учебным планом.
Педагог должен иметь в виду, что формирование ансамбля иногда
происходит в зависимости от наличия конкретных инструменталистов в
данном учебном заведении. При определенных условиях допустимо участие в одном ансамбле учеников разных классов (младшие – средние, средние –старшие). В данном случае педагогу необходимо распределить партии в зависимости от степени подготовленности учеников.
В целях расширения музыкального кругозора и развития навыков чтения нот с листа желательно знакомство учеников с большим числом произведений, не доводя их до уровня концертного выступления.
На начальном этапе обучения важнейшим требованием является ясное
понимание учеником своей роли и значения своих партий в исполняемом произведении в ансамбле.
Педагог должен обращать внимание на настройку инструментов,
правильное звукоизвлечение, сбалансированную динамику, штриховую
согласованность, ритмическую слаженность и четкую, ясную схему
формообразующих элементов.
При выборе репертуара для различных по составу ансамблей педагог
должен стремиться к тематическому разнообразию, обращать внимание на сложность материала, ценность художественной идеи, качество
инструментовок и переложений для конкретного состава, а также на сходство диапазонов инструментов, на фактурные возможности данного состава.
Грамотно составленная программа, профессионально, творчески выполненная инструментовка - залог успешных выступлений.
В звучании ансамбля немаловажным моментом является размещение
исполнителей (посадка ансамбля).Оно должно исходить от акустических
особенностей инструментов, от необходимости музыкального контактирования между участниками ансамбля.
2. Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся
Учащийся должен тщательно выучить свою индивидуальную партию,
обращая внимание не только на нотный текст, но и на все авторские указания,после чего следует переходить к репетициям с партнером по ансамблю. После каждого урока с преподавателем ансамбль необходимо вновь репетировать,чтобы исправить указанные преподавателем недостатки в игре. Желательно самостоятельно ознакомиться с партией другого участника ансамбля. Важно, чтобы партнеры по ансамблю обсуждали друг с другом свои творческие намерения, согласовывая их друг с другом. Следует отмечать в нотах ключевые моменты, важные для достижения наибольшей синхронности звучания, а также
звукового баланса между исполнителями.
VI. Списки рекомендуемой учебной и методической литературы
1. Учебная литература
Ансамбли струнных народных инструментов различных составов.
1. Азбука домриста Тетрадь 1. Составитель Дьяконова И. М., 2004
1. Азбука домриста Тетрадь 2. Составитель Дьяконова И. М., 2004
2. Азбука домриста (трехструнная домра). Младшие классы ДМШ.
Составитель Разумеева Т. М., 2006
3. Ансамбли для русских народных инструментов. Составитель Шалов А. и
Ильин А. Л., 1964
4. Ансамбли русских народных инструментов. Вып. 4. М., 1973
5. 2. Ансамбли русских народных инструментов в музыкальной школе.
Составитель Дьяконова И. М., 1995
6. «Ансамбли русских народных инструментов». И. Обликин. Дуэты, трио,
квартеты домр. Вып.1. М., 2004
7. «Балалайка и домра». Часть 1. Составители Котягина Н. и Котягин А. С.-
П., 1999
8. «Балалайка и домра». Часть 2. Составители Котягина Н. и Котягин А. С.-
П., 1999
9. Городовская В. Пьесы для ансамблей малых домр в сопровождении
фортепиано. Составитель Тарасова Г. М., 1999
10. Джулиани М. Концертный дуэт для домры и гитары. С-П., 2000
11. Дуэты. Под редакцией Фортунатова К. М., 1972
33
12. Золотая библиотека педагогического репертуара. Нотная папка домриста
№2. Тетрадь 3. 4-5 классы музыкальной школы. Ансамбли. Составитель
Чунин В. М., 2004
13. Играют ансамбли русских народных инструментов. Вып. 1. 1980
14. «Играем вместе» Пьесы для балалайки в сопровождении фортепиано и
дуэта домра - балалайка учащихся ДМШ. Составители Бурдыкина Н. и
Сенин И. Вып. 1. М., Аллегро, 2008
15. «Играем вместе» Пьесы для домры в сопровождении фортепиано и
ансамблей для учащихся ДМШ, ДШИ. Составители Бурдыкина Н. и
Сенин И. Вып. 2. М., Аллегро, 2012
16. «Играем вместе» Пьесы для ансамблей народных инструментов. ДМШ.
М., 2005
17. Играет дуэт «БИС». Пьесы для дуэта домра – балалайка. М., 2002
18. Избранные произведения для смешанных ансамблей русских народных
инструментов. Вып. 13. М.. 1970
19. Избранные произведения для смешанных ансамблей русских народных
инструментов. М., 1983
20. Из репертуара квартета русских народных инструментов. « Сказ». М.,
1979
21. Инструментальные ансамбли для русских народных инструментов. Вып
.1. М., 1972
22. Инструментальные ансамбли. М., 1978
23. Инструментальные ансамбли. Вып. 2. М., 1973
24. Инструментальные ансамбли. Составитель Гевиксман В. М.,1973
25. «Легкие дуэты». Составитель Ногарева Ю. С-П., 1999
26. Меццакапо Е. Пьесы для домры. С-П., 2002
27. Напевы звонких струн. Вып. 1. М., 1980
28. Напевы звонких струн. Вып. 2. М., 1981
29. Напевы звонких струн. Вып. 3. М., 1982
34
30. « От соло до квартета» Пьесы для малой домры в ансамбле с альтовой
домрой, гитарой, баяном. Составитель Потапова А. С-П., 2005
31. Педагогический репертуар для ансамблей. Вып.1. Составитель и
редакция Лачинова А. и Розанова В. М., 1966
32. Педагогический репертуар для ансамблей. Вып.2. Составитель Розанов
В. М., 1966
33. Педагогический репертуар домриста (трехструнная домра). III- V классы
ДМШ. Вып. 2. М..1977
34. Педагогический репертуар домриста (трехструнная домра). 1-2 классы
ДМШ. Вып.3. Составитель Александров А. М., 1981
35. Педагогический репертуар домриста (трехструнная домра). 1-2 классы
ДМШ. Вып.4 Составитель Александров А. М., 1981
36. Педагогический репертуар для ансамблей домры и гитары. Средние
классы ДМШ и ДШИ. Составители Потапова А., Донских В. С-П., 2002
37. Произведения зарубежных композиторов. Переложение для скрипки и
гитары Возного В. С–П., 2007
38. Произведения зарубежных и отечественных композиторов. Переложения
для трехструнной домры и фортепиано. Для старших классов ДМШ.
Составитель Потапова Л. К., 2010
39. Пьесы для ансамблей балалаек. Составитель Розанов М. М., 1961
40. Пьесы для ансамблей домр. Вып.1.Составитель Александров А. М., 1961
41. Пьесы для ансамблей домр. Вып.2. М., 1963
42. Пьесы для ансамблей домр. Вып.3. М., 1964
43. Пьесы для ансамблей народных инструментов. М.,1961
44. Пьесы для ансамблей русских народных инструментов. Вып. 4. Л., 1985
45. Пьесы для ансамблей народных инструментов Составитель Болдырев И.
М.,1962
46. Пьесы для смешанных ансамблей. Вып.2. Составитель Мурзин В. М.,
1960
47. Пьесы для смешанных ансамблей. Вып.3. Составитель Гнутов В. 1961
48. Пьесы для смешанных ансамблей. Вып.4. Составитель Сорокин М., 1963
49. Пьесы для смешанных ансамблей. Вып.5. М.,1964
50. Пьесы для смешанных ансамблей. Вып.6. М.,1965
51. Пьесы для смешанных ансамблей. Вып.7. М.,1967
52. Пьесы для ансамблей домр. Вып.3. М., 1964
53. Пьесы для ансамблей смешанного состава. Вып. 6. М., 1965
54. Пьесы для ансамблей русских народных инструментов. М.,1963
55. Пьесы для ансамблей русских народных инструментов. Вып. 4. М.,1985
56. Пьесы для ансамблей домр в сопровождении фортепиано М., 2007
57. Пьесы для домры и гитары ДМШ. С-П., 2004
58. Пьесы для дуэта домр в сопровождении фортепиано. Составитель
Польдяев В.М.. 2010
59. Репертуар для ансамблей русских народных инструментов. М., 1963
60. Репертуар для ансамблей русских народных инструментов. Вып. 1.
Смешанные ансамбли. М., 1966
61. Репертуар для ансамблей русских народных инструментов. Вып. 5. Пьесы
для шестиструнных гитар. М., 1967
62. Репертуар для ансамблей русских народных инструментов. Вып. 6.
Струнные ансамбли. М., 1966
63. Репертуар для ансамблей русских народных инструментов. Вып. 7.
Струнные ансамбли. М., 1967
64. Репертуар для ансамблей русских народных инструментов. Вып. 7.
Струнные ансамбли. М., 1967
65. Репертуар для ансамблей русских народных инструментов. Вып. 8. М.,
1967
66. Репертуар для ансамблей русских народных инструментов. Вып 11.
Ансамбли шестиструнных гитар. М., 1968
67. Репертуар для ансамблей русских народных инструментов. Вып. 13.
Струнные ансамбли. М., 1970
68. Репертуар для ансамблей русских народных инструментов. Вып. 16. М.,
1971
69. Репертуар для ансамблей русских народных инструментов. Вып. 19
Смешанные ансамбли. Составитель Розанов В. М., 1972
70. Репертуар для ансамблей русских народных инструментов. Вып. 24.
Смешанные ансамбли. Составитель Евдокимов В. М., 1974
71. Репертуар для ансамблей русских народных инструментов. Вып. 26.
Составитель Гаврилов Л. М., 1975
72. Репертуар для ансамблей русских народных инструментов. Вып. 27.
Составитель Розанов В. М., 1975
73. Репертуар для ансамблей русских народных инструментов. Вып. 29.
Составитель Розанов В. М., 1977
74. Русский народный ансамбль. М., 1972
75. Сборник пьес. М., 1932
76. Сборник произведений для инструментальных ансамблей. Л., 1960
77. Смешанные ансамбли русских народных инструментов. Вып.2. М., 1970
78. Смешанные ансамбли русских народных инструментов. Вып.3. М., 1972
79. Смешанные ансамбли русских народных инструментов. Вып.4.М., 1973
80. Смешанные составы ансамблей русских народных инструментов. Вып.5.
М., 1974
81. Смешанные ансамбли русских народных инструментов. Вып.7.
Составитель Викторов В., Нестеров В. М., 1976
82. Смешанные ансамбли русских народных инструментов. Вып.8. М., 1977
83. Смешанные ансамбли русских народных инструментов. Вып.10. М.,
1980
84. Смешанные ансамбли русских народных инструментов. Вып.11. М.,
1981
85. Смешанные ансамбли русских народных инструментов. Вып.12. М.,
1982
86. Смешанные ансамбли русских народных инструментов. Вып.19. М.,
1972
87. Смешанные ансамбли русских народных инструментов. Вып.24. М.,
1974
88. Хрестоматия для ансамблей. Вып. 1. Составители Лачинов А., Розанов
В. М., 1965
89. Хрестоматия домриста (трехструнная домра). ДМШ 1-3 классы.
Составитель Евдокимов В. М., 1989
90. Хрестоматия домриста (трехструнная домра) ДМШ 4-5 классы.
Составитель Евдокимов В. М., 1990
91. Хрестоматия для домры и фортепиано. Младшие классы ДМШ.
Составитель Быстрицкая Л. С-П., 2005
92. Шелков Н. Сборник произведений для инструментальных ансамблей. М.,
1960
93. Шесть пьес для двух балалаек с фортепиано. Л., 1960
2. Нотная литература для переложений
1. Дуэты. Под редукцией Фортунатова К. М., 1967
2. Моцарт В. А. Дуэты для двух флейт. М.,1932
3.Пьесы для двух скрипок. Тетрадь 1. Составитель Захарьина Т. Л., 1966
4 Пьесы для двух скрипок. Тетрадь 2. Составитель Захарьина Т. Л., 1966
5. Песни и пьесы. Для мандолины и семиструнной гитары. Вып. 1. Составитель
Мурзин В. М.,1962
6. Песни и пьесы. Для мандолины и гитары. Вып. 2. Составитель Гнутов В.
М.,1963
7. Песни и пьесы. Для мандолины и гитары. Вып. 3. Составитель Мурзин В.
М.,1964
8. Торелли Дж. Концерт для двух скрипок. М., 1969
9 Феферман Б. 1 дуэтов для двух скрипок. Фрунзе, 1969
10.Пьесы советских композиторов для скрипичного ансамбля и фортепиано.
Переложение Лепилова Д. М., 1966
3. Ансамбли русских народных инструментов смешанного состава
1. Ансамбли русских народных инструментов. Вып. 4. М.,1973
2. Ансамбли русских народных инструментов. Вып. 5. М.,1974
3. Ансамбли русских народных инструментов. Вып. 6. М.,1975
4. Избранные произведения для смешанных ансамблей русских народных
инструментов. М., 1983
5 Педагогический репертуар для ансамблей. Вып. 2. Составители Лачинов А.,
Розанов В. М., 1966
6. Педагогический репертуар для ансамблей. Вып. 3. Составители Лачинов А.,
Розанов В. М., 1968
7. Педагогический репертуар домриста (трехструнная домра)
8. Популярная музыка для ансамблей русских народных инструментов. Вып. 1.
М.,1977
9.Популярная музыка для ансамблей русских народных инструментов. Вып. 2.
М.,1979
10. Популярная музыка для ансамблей русских народных инструментов. Вып.3.
М.,1980
11. Популярная музыка для ансамблей русских народных инструментов. Вып.4.
М., 1981
12. Популярная музыка для ансамблей русских народных инструментов. Вып.7.
М., 1984
13.Пьесы для ансамблей русских народных инструментов. Вып. 4. Л., 1985
14.Пьесы для трио русских народных инструментов. Составитель Блинов Ю.
М., 1960
15. Пьесы для трио русских народных инструментов. Составитель Иванов Н.
М., 1961
39
16. Пьесы для трио русских народных инструментов. Составитель Тонин А.
М., 1962
17.Пьесы и песни для эстрадного ансамбля. Составитель Марьин А. М., 1962
18. Пьесы, народные песни и танцы. Вып. 1. Составитель Лондонов П. М., 1961
19. Пьесы, народные песни и танцы. Вып 2. Составитель Мурзин В. М., 1963
20. Пьесы, народные песни и танцы. Вып.3. Составитель Мурзин В. М., 1964
21. Пьесы, народные песни и танцы. Вып.4. Составитель М., 1965
22. Репертуар для ансамблей русских народных инструментов. Вып.1. М., 1963
23. Репертуар для ансамблей русских народных инструментов. Вып.7. М., 1967
24.Репертуар для ансамблей русских народных инструментов. Вып.12. М., 1967
25. Репертуар для ансамблей русских народных инструментов. Вып.13. М.,
1970
26. Репертуар для ансамблей русских народных инструментов. Вып.19. М.,
1971
27. Репертуар для ансамблей русских народных инструментов. Вып. 20. М.,
1972
28. Репертуар для ансамблей русских народных инструментов. Вып. 22. М.,
1973
29. Репертуар для ансамблей русских народных инструментов. Вып. 26.
Составитель Гаврилов Л.-М., 1975
30. Репертуар для ансамблей русских народных инструментов. Вып. 27.
Составитель Розанов В. М., 1975
31. Репертуар для ансамблей русских народных инструментов. Вып. 29.
Составитель Розанов В. М., 1977
32. Репертуар для ансамблей русских народных инструментов. Вып. 30.
Составитель Гаврилов Л. М., 1978
34. Репертуар для ансамблей русских народных инструментов. Вып. 31
.Составитель Гаценко А. М., 1978
35. Репертуар для ансамблей русских народных инструментов. Вып.32.
Составитель Розанов В. М., 1979
36. Репертуар для ансамблей русских народных инструментов. Вып.33.
Составитель Розанов В. М., 1981
37. Сборник произведений для инструментальных ансамблей. М., 1960
38. Смешанные ансамбли русских народных инструментов. Вып.1. 1969
39 Смешанные ансамбли русских народных инструментов. Вып.5. 1974
40. Смешанные ансамбли русских народных инструментов. Вып.8. 1974
50 Смешанные ансамбли русских народных инструментов. Вып.10. 1980
51. Смешанные ансамбли русских народных инструментов. Вып.11. 1981
52. Смешанные ансамбли русских народных инструментов. Вып.12. 1982
4. Методическая литература
1. Васильев Ю. Широков А. Рассказы о русских народных инструментах М.,
1986
2. Демидов А. Вопросы формирования ансамбля русских народных
инструментов. Вопросы исполнительства на народных инструментах. Вып.1.С-
П., 2004
3. Имханицкий М. У истоков русской народной оркестровой культуры. М.,
1987
4.Каргин А. Работа с самодеятельным оркестром русских народных
инструментов М., 1984
5. Максимов Е. Оркестры и ансамбли русских народных инструментов. М.,
1999
6.Методика обучения игре на народных инструментах. Составитель Говорушко
П. М., 1975
7.Оркестр русских народных инструментов и проблемы воспитания дирижера.
Сборник трудов. Вып. 85. Составитель Зиновьев В. М., 1986
8. Поздняков А. Работа дирижера с оркестром русских народных инструментов.
Методические указания для студентов – заочников отделений народных
музыкальных инструментов высших учебных заведений и училищ. М.,1964
9. Попонов В. Русская народная инструментальная музыка. М.. 1984
10. Пересада А. Оркестры русских народных инструментов. Справочник. М.,
1985
11. Ушенин В. Работа со смешанным ансамблем русских народных
инструментов в ВУЗе. Музыкальная педагогика и исполнительство на русских
народных инструментах М., 1984
12. Шишаков Ю. Инструментовка для русского народного оркестра. Учебное
пособие. М., 2005
5. Учебная литература для балалаечников
1. Альбом балалаечника. Вып. 1. ДМШ. Составители Иншаков И., Горбачев
А.М., 2004
2. Библиотека балалаечника. Русские народные песни. Вып. 6. М.,1958
3. Библиотека балалаечника. Русские народные песни. Вып. 8. М., 1958
4. Библиотека юного музыканта. Дуэты балалаек. Хрестоматия для 1-2 классов,
Л., 1991
5. Из репертуара народного артиста России Михаила Рожкова. Составитель
Шумидуб А. М., 1997
6. Илюхин А. Самоучитель игры на балалайке. М., 1971
7. Курченко А. «Детский альбом ля балалайки и фортепиано для учащихся
ДМШ и ДШИ». М., 2003
8. Произведения русских композиторов. Переложение для балалайки,
ансамблей и фортепиано. Составители Иншаков И., Горбачев А. М., 2007
9. Пьесы для дуэта балалаек и фортепиано. Составитель Андрюшенков Г. С-
П., 2003
10.Шалов А. Русские народные песни. Концертные обработки для дуэта
балалаек и фортепиано. М., 1994
11.Хрестоматия балалаечника. ДМШ 4-5 классы. Составители В. Зажигин, С.
Щегловитов. М., 1986
12. Хрестоматия балалаечника. ДМШ 3-5 классы. Составитель В. Глейхман.
М., 2007
__
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеобразовательная программа "Музицирование на русских народных инструментах. Подготовительный оркестр. Синтезатор" (на 2014-15 учебный год)
По данной ппрограмме проходит образовательный процесс в оркестровой студии "Гармония" ГБОУ ЗДТДиМ по предмету синтезатор для учащихся 1-2 классов....
Дополнительная общеобразовательная программа "Музицирование на русских народных инструментах. Младший оркестр. Синтезатор" (на 2014-15 учебный год)
По данной программе проходит образовательный процесс в оркестровой студии "Гармония" ГБОУ ЗДТДиМ по предмету синтезатор для учащихся 2-4 классов....
Дополнительная общеобразовательная программа "Музицирование на русских народных инструментах.Старший оркестр. Синтезатор" (на 2014-15 учебный год)
По данной программе проходит образовательный процесс в оркестровой студии "Гармония" по предмету синтезатор для учащихся 5-9 классов....
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА «НАРОДНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ» Предметная область В.03.Вариативная часть В03.УП.02. АНСАМБЛЬ
Данная программа учебного предмета разработана с целью улучшения качества игры в ансамбле и более качественной подготовки...
ДПОП в области музыкального искусства "Народные инструменты" предметная область "Специальность-гитара" 8 лет
ДПОП в области музыкального искусства "Народные инструменты" предметная область "Специальность-гитара" 8 лет...
ДПОП в области музыкального искусства "Народные инструменты" предметная область "Ансамбль-гитара" 5 лет
ДПОП в области музыкального искусства "Народные инструменты" предметная область "Ансамбль-гитара" 5 лет...
ДПОП в области музыкального искусства "Народные инструменты" предметная область "Специальность -гитара" 5 лет
ДПОП в области музыкального искусства "Народные инструменты" предметная область "Специальность-гитара" 5 лет...