Музыкальный инструмент Фортепиано. Программа для детских музыкальных школ (музыкальных отделений школ искусств)
рабочая программа по музыке на тему
Детские музыкальные школы и школы искусств призваны воспитывать гармонически развитого, творчески активного человека.Педагог инструментального класса в первую очередь призван формировать и развивать эстетические воззрения и художественные вкусы детей, приобщая их к миру музыки и обучая искусству исполнения на инструменте.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
muzykalnyy_instrument.doc | 82.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
МУЗЫКАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ
Фортепиано
ПРОГРАММА
для детских музыкальных школ
(музыкальных отделений школ искусств)
Пояснительная записка
Детские музыкальные школы и школы искусств призваны воспитывать гармонически развитого, творчески активного человека.
Педагог инструментального класса в первую очередь призван формировать и развивать эстетические воззрения и художественные вкусы детей, приобщая их к миру музыки и обучая искусству исполнения на инструменте.
Занятия по предмету «Музыкальный инструмент» (фортепиано) на хоровом отделении в детской школе искусств проводятся в объеме, определенном действующими учебными планами.
Основной формой учебной и воспитательной работы в классе фортепиано является урок, проводимый в форме индивидуального занятия педагога с учеником.
Согласно учебному плану для занятий на музыкальном инструменте предусмотрен один академический час в неделю для каждого ученика.
Музыкальное воспитание должно быть комплексным и основываться на интенсивном развитии музыкального слуха и мышления, выявлении и развитии творческих задатков учащихся.
За время обучения педагог должен научить ученика самостоятельно разучивать и грамотно, выразительно исполнять произведения на фортепиано, а также сформировать у него навыки чтения нот с листа, подбора по слуху, транспонирования, сочинения и импровизации: всего того, что входит в понятие «творческого музицирования».
Обучение следует начинать по слуховому методу – с подбора по слуху знакомых мелодий, песенок после пропевания или прослушивания, постепенно переходя к изучению нотной грамоты.
Общее количество музыкальных произведений, рекомендуемое для изучения в каждом классе, дается в годовых требованиях. В работе над репертуаром педагог может добиваться различной степени завершенности исполнения музыкального произведения, учитывая, что некоторые из них должны быть подготовлены для публичного исполнения, другие для показа в классе, третьи – в порядке ознакомления. Все это обязательно фиксируется в индивидуальном плане ученика.
Для успешного развития ученика очень важным условием является соблюдение принципа постепенного усложнения материала от класса к классу в работе с учеником. При этом необходимо помнить, что требовать с ребенка можно только то, что ему доступно. Поэтому конкретные рекомендации по классам должны корректироваться преподавателем соответственно возможностям ученика как в плане прохождения более трудного репертуара, так и наоборот, менее сложного.
Любое изменение требований должно быть оправдано и способствовать музыкальному развитию ученика.
Также в годовых требованиях даны рекомендации по программе творческого музицирования, которое включает в себя все виды творчества, начиная от простейшего досочинения или вариантного изложения простой мелодии и заканчивая развернутыми импровизациями на кадансовой основе, вариациями, попурри, джазовыми импровизациями, сочинениями. Все, что рождает творческое воображение, с помощью музыкального багажа и технических возможностей каждого ученика. В целом требования по развитию гармонического мышления (навыки в игре кадансов, подборе аккомпанемента и т.д.) достаточно скромные, они базируются на теоретической основе в пределах курса сольфеджио и доступны всем учащимся.
В старших классах возможно соединение различных разделов в одной творческой работе.
Зачет по творческому музицированию в 1 классе проводится в марте, во всех последующих классах – в декабре.
Исполнительская программа оценивается на академических концертах: в 1 классе - в апреле, во всех последующих классах – в мае. Учащиеся 7 класса в мае сдают экзамен.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Организация занятий.
Игра по слуху, чтение с листа и транспонирование приучают исполнителя осознанно и активно воспринимать и воспроизводить музыку. Они опираются на музыкальные способности и, в свою очередь, активно развивают их.
Каждого учащегося отличают индивидуальные особенности: различны степень одаренности, восприимчивость, музыкальная память, чувство ритма и т.д.
Педагог должен знать как сильные, так и слабые стороны учащегося, возможности его слуховых представлений, музыкальной памяти, эмоциональной отзывчивости на музыку. Здесь необходим дифференцированный подход. Составляя индивидуальные задания по каждому виду музицирования, педагог должен, с одной стороны, опираться на уже имеющие умения и навыки учащегося, а с другой – способствовать их дальнейшему формированию и развитию.
Основой обучения в младших классах является эмоциональное воспитание детей, яркость и образность эмоциональных ощущений и представлений. Теоретические сведения и тем более формулировки – а их в этот период следует вводить по возможности меньше – должны даваться неназойливо, как бы исподволь, в тесной связи с непосредственным музицированием в классе инструмента. Успешности проведения уроков во многом могут способствовать элементы игры и занимательности.
В старших классах развивается активность, на основе полученных теоретических знаний совершенствуются навыки игры на инструменте. Занятия по этим видам работы приобретают большую самостоятельность. Вместе с тем работу эту педагог не должен пускать на самотек. Четкое планирование классных и домашних заданий по каждому виду музицирования, систематический контроль за выполнением заданий – прямая обязанность педагога.
Важную роль в организации занятий играет планирование урока. Главное условие в отношении его структуры – не допускать однообразия, которое ведет к утомлению. Очередность форм работы на уроке должна меняться: помимо работы над усвоением основного музыкального материала в процессе разбора необходимо предусмотреть время и на игру по слуху, и на чтение с листа, и на транспонирование. При этом следует помнить, что усвоение музыкального материала в каждой из названных форм работы включает в себя три последовательных этапа: объяснение нового, самостоятельное выполнение задания дома и контроль за качеством его выполнения.
В процессе подготовки к уроку педагог должен ставить перед собой примерно следующий круг вопросов: какие знания и навыки помогут учащемуся при усвоении нового материала; какой основной и какой дополнительный материал использовать на уроке и какой рекомендовать для работы дома.
Подбор по слуху
Понятие подбор по слуху подразумевает умение воспроизвести на инструменте – фортепиано – хорошо знакомую или услышанную и понравившуюся мелодию. Такое умение является исключительно ценным качеством музыканта – профессионала, а также музыканта – любителя, поэтому развитию навыка подбора по слуху в музыкальной школе должно быть уделено достаточно внимания, чтобы за время обучения учащийся получил крепкую базу для послешкольного музицирования, основу которого и будет представлять подбор по слуху. В музыкально-педагогической практике бытует довольно устойчивое мнение о том, что роль педагогического участия в формировании учащегося навыков подбора по слуху не столь значительна, как при обучении игре по нотам. Это, однако, не совсем верно.
Выявить у учащегося наличие слуховых представлений, систематизировать их, всячески способствовать дальнейшему их формированию и развитию, наконец, постоянно проводить работу по налаживанию и укреплению учащегося слухо-двигательной взаимосвязи – таковы задачи педагога. От решения этих задач во многом зависит успешность этой формы музицирования. Самая доступная форма проявления музыкально-слуховых представлений – пение. Поэтому первые шаги в развитии внутреннего слуха учащихся следует начинать именно с него.
Первые уроки посвящаются детальному знакомству с музыкальными данными учащихся – слухом и чувством ритма. Особое внимание обращается на наличие слуховых представлений, умение воспринимать, запоминать и воспроизводить музыкальный материал.
Говоря о восприятии ритма, целесообразно напомнить важнейшее для начального этапа обучения положение о том, что каждая ритмическая фигурация прежде всего должна быть зафиксирована слухом и только потом осмысливаться теоретически. Вместе с тем, фиксация ритмической повторности является необходимым качеством в деле будущего воспитания первоначальных навыков целостного «схватывания» нотного текста – важнейшего принципа чтения нот с листа. Именно поэтому уже в этот период на основе записи длительностей усвоенных по слуху мелодий полезно знакомить учащихся с простейшими ритмическими фигурациями.
Подбор по слуху обычно начинают с несложных попевок и детских песен. В дальнейшем мелодии постепенно усложняются в интонационном отношении и дополняются различными видами сопровождения. Уже в первые месяцы занятий с учеником следует направлять его внимание на восприятие подбираемой попевки или песенки как некоего художественного целого, а также на развитие мелодии – восходящее или нисходящее, поступенное или со скачками, на ее ритмическое строение.
Техника подбора по слуху должна совершенствоваться из года в год с тем, чтобы в старших классах учащиеся могли показать подобранную мелодию с более сложной гармонизацией, в более интересном фактурном изложении, варьируя аккомпанемент в зависимости от характера мелодии и ее вариантов.
Материал для игры по слуху обычно более легкий, чем пьесы исполнительской программы. Он не может превышать слухового багажа учащегося. На уроке важно разумно распределять время с учетом того, что учащиеся имеют разные музыкальные данные. Поэтому и время на подбор по слуху и количество мелодий, подобранных в учебном году, определяется индивидуально.
Репертуар для подбора по слуху – обширный и чрезвычайно разнообразный: детские и народные песни, песни из мульти- и кинофильмов, песенная классика 30-х – 90-х годов, современные песни, инструментальные пьесы, отрывки из произведений популярной классики. Тут важно воспитание подлинно хорошего музыкального вкуса.
Транспонирование
Транспонирование является одним из важных элементов в комплексном воспитания музыканта. Оно активнейшим образом развивает слух, музыкальное мышление, способствует осознанному освоению изучаемого материала, позволяет свободно ориентироваться в тональностях и клавиатуре инструмента.
Умение транспонировать – это бесценное качество, необходимое как музыканту профессионалу, так и любителю в практической жизни.
Обучение транспонированию неразрывно связано с игрой по слуху и идет параллельно с ним. Подобранные по слуху мелодии играются от разных нот. В дальнейшем следует транспонировать легкие пьесы, отрывки из разучиваемых произведений, кадансовые обороты. Полезно, и не только для общемузыкального, но и для технического развития, играть в разных тональностях этюды. Естественно, что все транспонируемые, как и подобранные по слуху, пьесы должны исполняться выразительно.
В процессе занятий транспонированием необходимо следить за тем, чтобы оно протекало в условиях максимальной активизации слуха учащегося. По мере усложнения используемого материала непосредственное его восприятие должно все в большей мере обогащаться восприятием аналитически – слуховым, направленным на выявление структуры транспонируемой музыки.
Приступая к транспонированию, ученик должен хорошо знать материал на память, иметь о нем ясное слуховое представление. Мелодия и другие голоса, а также звуки, составляющие аккорды, предварительно пропеваются. Одновременно осмысливаются ладотональность, метроритм сочинения и другие важнейшие элементы его строения. Настраиваясь на новую тональность, ученику следует проинтонировать в ней внутренним слухом транспонируемую музыку и, если это позволит тесситура, пропеть отдельные голоса и звуки аккордов. Следуя таким путем, опытным педагогам удается сделать занятия по транспонированию максимально эффективными для музыкального развития ученика.
Развитие творческих навыков
каданс-импровизация-сочинение
Одним из определяющих моментов для музыкального развития начинающего ученика является воспитание музыкального слуха, которое заключает в себе реакцию не только на музыкально – высотные представления, поиск мелодии, но и умение слышать звуки в их сочетании – интервалы, аккорды. Сюда включен весь круг слуховых и эмоциональных задач, весь комплекс обучения ребенка. Этому способствуют такие необходимые для ученика моменты как подбор по слуху и транспонирование, воспитывающие внимание и способность анализировать.
Но именно творческое воспитание, т.е. воспитание собственного отношения к рождению музыки начинается через каданс. Именно на кадансе базируется начало творческой работы с учеником. Умение играть кадансы является очень важным моментом в становлении юного музыканта, в развитии его слуха и интеллекта.
На основе кадансов развивается творческое воображение, развиваются элементы импровизации.
Каданс заключает в себе мощную энергетику, стимул для развития творческой фантазии.
Спешить с усложнением функций в кадансе не следует. Только постепенно можно вводить 2, 4 ступени, понятие параллельной тональности. Но всегда необходимо следить насколько это понятно ученику. Чтобы ученик лучше усвоил тот или иной каданс, перед ним следует ставить различные задачи на основе одного каданса. Это могут быть фигурные изменения, игра каданса в разных тональностях, в секвенционной цепочке. Все это приносит огромную радость даже начинающему ребенку. Игра каданса превращается в настоящий источник фантазии.
Дальнейшее развитие идет за счет фактурных изменений, мелодизации аккордов, ритмических и жанровых видоизменений в виде вальса, польки, марша и т.д.
В старших классах каданс усложняется по мере того, как ученик знакомится с гармонией. Развернутый каданс в таком случае становится основой для интересной творческой работы.
Импровизация, по сути, представляет собой творческое преломление каданса в свободном изложении, где главную роль играет фантазия и музыкальный багаж исполнителя, богатство его музыкально-слуховых представлений.
Для обучения импровизации можно прибегнуть к бесконечному многообразию образов, настроений, ритмов, жанров, элементов полифонии, орнаментики со всевозможным варьированием.
Импровизация очень тесно смыкается с сочинением, где творческий процесс более закончен, лишен случайности. Носам принцип поиска образа, жанра практически не отличается от импровизации.
Сочинение – всегда увлекательная и полная неистощимой фантазии форма детского творчества. Дети тянутся к творческой деятельности и нередко поражают интересными выдумками в своих играх, рисунках, стихотворениях, песнях. Опытные музыканты-педагоги проницательно обнаруживают склонности ребенка в этой области и используют их в процессе обучения. Такие педагоги ищут для приобщения детей к музыкальному творчеству различные пути. Одному ученику предлагается найти выражение в звуках каких-либо характерных движений, например, бега вприпрыжку или укачивание куклы, другому – сочинить музыку к стихотворению, картинке. Постепенно, по мере музыкального развития ученика, педагог стремится заинтересовать его такими заданиями, как завершение неоконченных мелодий, придумывание к мелодиям сопровождений различных видов, а затем сочинение собственных песен и небольших пьес в различных жанрах. Умело направляя эту работу, можно приобщить ученика в увлекательной для него форме ко многим знаниям в области музыки, что поможет ему лучше осмыслить изучаемые произведения. Желательно поощрять совместное творчество учащихся.
Очень интересной формой является импровизация на модель, которая, по сути, перерастает в сочинение. Это может быть некоторое видоизменение тех или иных мелодических или ритмических оборотов песен или пьес, которые находятся в репертуаре ученика. Так могут появиться интересные ноктюрны, пьесы, стилизованные под сочинения старинной, классической музыки, форма вариаций.
В старших классах интересной формой творческих работ являются обработки и переложения для ансамблей. Это не только интересная, но и очень полезная форма творческой работы.
Разностороннее развитие творческих данных учащихся целесообразно вести на протяжении всего периода обучения. Но при этом необходимо исходить из интересов и возможностей каждого ученика. Ребенка, не склонного что-либо сочинять, не следует к этому принуждать – пусть творческое начало проявится в его игре, в подборе собственного сопровождения к мелодии и в какой-нибудь иной форме.
Художественная активизация ученика, приобретение им навыков творчества, которые помогут ему свободно общаться со своим инструментом, выразить свое настроение в музыке – вот главная цель, которую ставит перед собой преподаватель в воспитании ученика.
ЧТЕНИЕ С ЛИСТА.
Обучение игре по нотам осуществляется в виде разбора и чтения с листа.
Р а з б о р - процесс отработки каждого элемента, каждой детали нотного текста. При разборе возможны замедленный темп, остановки и поправки.
Под ч т е н и е м с л и с т а понимают сквозное проигрывание нового музыкального материала по нотам, основная задача которого – ознакомление с произведением в общих чертах. Необходимость безостановочного проигрывания нового материала, при котором исполнитель ограничен временем, делает процесс чтения с листа значительно более сложным по сравнению с разбором.
Не случайно успешность чтения с листа целиком зависит от степени развития знаний, умений и навыков исполнителя: чем больше видит и внутренне слышит музыкант в нотном тексте, тем скорее и далее предугадывает логику развития музыкального материала, чем лучше владеет инструментом, тем успешнее читает он и ноты с листа. Чтобы добиться большей скорости в чтении нот с листа, необходимо как можно больше читать с листа. Быстрота успехов зависит от общего музыкального образования; чем оно совершеннее, тем легче угадывать смысл фразы, всего лишь раз виденной. При быстром чтении возможны ошибки, но это поможет развить способность «схватывать» нотный текст, а это облегчит чтение деталей. Для развития навыков чтения с листа рекомендуется исполнять нотный текст в темпе и без остановок, следует идти от целого к деталям. Успешно читать с листа способен учащийся, который научен мгновенно и точно «схватывать» хотя бы небольшие музыкальные построения – фразы, мотивы; обладает соответствующими игровыми навыками и «чувством клавиатуры»; быстро находит рациональную аппликатуру. Некоторые преподаватели считают, что при чтении с листа аппликатура вовсе не контролируется, но это не совсем так; аппликатурная точность является существенным фактором в деле успешного прочтения с листа нового нотного текста.
Обучение чтению с листа лучше начинать с анализа нотной записи предварительно усвоенного по слуху легчайшего музыкального материала. Поскольку не только слуховое, но и зрительное восприятие той или иной тональности способствует формированию и развитию соответствующих тональных ощущений и представлений. С первых же занятий для чтения с листа следует использовать широкий круг тональностей.
Особую роль в деле обучения чтению с листа следует придавать зрительному анализу предназначенного для чтения с листа нотного текста. Анализ создает наиболее благоприятные условия тому, чтобы учащийся вник в музыкальный материал, постарался услышать, представить характер музыки еще до воспроизведения ее на инструменте. На основе анализа активно формируются и технические представления. Анализ включает в себя осмысление размера, лада, тональности, определение составных частей мелодии (предложений, фраз, мотивов), цезур. Фиксацию в музыкальных построениях ритмической, мелодической и гармонической повторности; выявление характерных особенностей мелодии – движение по ступеням гаммы, по звукам трезвучия, скачками на устойчивые и неустойчивые звуки лада; определение фразировки, примерной динамики звучания; проектирование движений и аппликатуры. В процессе приобретения учащимися знаний, умений и навыков в анализ следует включать определение формы произведения, выявление гармонических особенностей и других элементов музыкальной речи. В процессе анализа не следует задерживаться на легкодоступном материале – лучше больше внимания уделить трудным местам – скачкам, сложным ритмическим и гармоническим моментам.
Учить ученика фиксировать мелодии не отдельными звуками, а законченными построениями, как уже отмечалось, следует с первых шагов обучения. Важным является воспитание умения зрительно ощущать и внутренне чувствовать более или менее законченную музыкальную мысль.
Структуру музыкальных построений начинающему учащемуся будет значительно легче понять на основе песенных мелодий, в которых – и на это сразу нужно обратить его внимание – фразы литературного текста совпадают по своему строению с музыкальными. При чтении и разборе нового текста многие педагоги часто заставляют учащегося вести счет. Делать этого по возможности не следует, поскольку при счете ученик значительно хуже себя слушает. Одновременно тормозится развитие умения комплексно схватывать ритмические фигурации. Усилия педагога при чтении с листа нового ритмического рисунка должны быть направлены на воспитание в учащемся умения комплексно «схватывать» ритмические фигурации по соотношению длительностей между собой.
Счет же следует использовать как вспомогательное средство в процессе предварительного зрительного анализа нотного текста, когда педагог хочет убедиться, правильно ли учащийся ритмически мыслит.
Анализ нотного текста является важнейшей предпосылкой грамотного чтения с листа. Он активизирует музыкально-теоретическое мышление исполнителя. Практика показывает, что когда временная организация мелодии (ритм, форма, темп) уложилась в сознании учащегося, звуковысотные соотношения исполняются значительно успешнее.
Для развития гибкости в чтении с листа полезно вместе с тем, используя различный по степени сложности музыкальный материал, ставить перед учащимися различного рода задачи. После того как учащийся приучится соблюдать важнейшие принципы чтения с листа, полезно время от времени требовать от него исполнения нового нотного текста без предварительного анализа. Этот методический прием развивает способность быстрой ориентировки в музыкальном материале.
Активно воспитывает внутренний слух и слухо-двигательную взаимосвязь разучивание нотного текста без инструмента.
Комплексному восприятию нотного текста во многом помогают знания определенных закономерностей нотописания, а именно:
1.Группировка нот способствует охвату целых групп; при этом вязки указывают не только на длительности нот, но и на направление мелодического движения.
2.Фразировочные лиги указывают на законченность построений.
3.Нотографические стереотипы созвучий, то есть графические изображения интервалов и аккордов, способствуют их восприятию не отдельными звуками, а целыми нотными знаками.
Свой графический знак имеет каждый интервал и аккорд. Воспитание умения воспринимать созвучия целыми нотными знаками должно осуществляться на основе охвата их взглядом снизу вверх.
Итак, обозначим последовательность этапов обучения чтению с листа, опираясь на известный принцип: от простого к сложному. Целесообразно начать обучение с самой простой задачи: с прочтения ритма мелодии ( воспроизвести хлопками или голосом). Начинать необходимо обучение с пьес однородной фактуры, для которой характерно:
1) монодичезкий склад, антифонное изложение либо параллельное движение голосов;
2) гомофонно-гармонический склад, постоянство ритмических фигураций, сходство синтаксических структур.
Далее следует читать пьесы со знаками альтерации, в обоих ключах и с расположением звуков на двух нотных станах. Затем задачи усложняются по нескольким направлениям:
1) чтение пьес гомофонного склада с выдержанным звуком (интервалом, аккордом) в левой руке, со вкраплениями полифонической фактуры (подголосочной, имитационной);
2) переход от проигрывания поступенных мелодий к скачкообразным, с усложненной ладогармонической структурой, альтерированными звуками;
3) комплексное прочтение аккордов и гармонических фигураций с постепенным увеличением количества перемещений;
4) изучение различных аппликатурных принципов;
5) чтение пьес со все более сложной артикуляцией, динамикой, усложнением интонационного содержания:
6) усложнения различных типов синтаксических структур, композиционного строения произведений.
Немалое воздействие на формирование навыков чтения с листа, на развитие беглости чтения с листа музыкальных произведений оказывает систематическая игра четырехручных ансамблей с педагогом на уроках, которая тренирует быстроту реакции и стимулирует сообразительность ученика. Здесь зарождаются необходимые волевые импульсы, часто помогающие ученику мгновенно решать стоящие перед ним задачи.
МЕТОДИЧЕСКАЯ ЗАПИСКА
К ПРОГРАММЕ ПО ЧТЕНИЮ С ЛИСТА
Развитие у учащихся навыка чтения нот с листа является одним из важнейших разделов обучения ученика игре на музыкальном инструменте, крайне необходимого для его практической деятельности.
Программа по чтению с листа берет на себя роль научить ученика свободно распознавать нотный текст, свободно музицировать по нотам. Правильный подбор учебного репертуара играет важную роль для развития навыка чтения с листа. Здесь необходимо руководствоваться принципами доступности, последовательности и системности. Весь курс обучения чтению нот с листа должен проводиться в тесной связи с программами, с учетом требований смежных предметов (теории музыки, сольфеджио, музыкальной литературы). Выбор программы делается в зависимости от способностей ученика. Произведения для чгения нот с листа должны быть значительно легче изучаемых учащимися по программе специального фортепиано, используются произведения из репертуара предыдущих классов, различные переложения, популярными пьесами, т.е. с произведениями различных стилей и эпох, способствующими расширению музыкального кругозора ученика.
В процессе обучения чтению с листа можно использовать следующие упражнения:
- мысленное представление исполнения;
- педагог играет медленно, а ученик фиксирует рукой ритм сопровождения;
- прохлопывание длительностей мелодии и сопровождения одновременно двумя руками;
- педагог начинает играть фразу, а ученик продолжает ее;
- «фотографирование» (стимулирование ускоренного восприятия нотного текста) – предъявляется на несколько секунд и закрывается определенный отрывок текста, который учащийся должен запомнить, мысленно представить и сыграть;
- игра в «слепую» – тренировки ориентации на черных клавишах и различных видах фактуры;
- отработка аппликатуры без инструмента, на инструменте;
- исполнение аккордов фигурациями снизу вверх (расположение);
- исполнение фигураций аккордами (сжатие).
«Лучший способ научиться быстро читать – это как можно больше читать» – это убеждение лаконично выразил И.Гофман. Количество в чтении с листа играет не маловажную роль.
ГАММЫ
Изучение гамм – необходимый элемент комплексного подхода к обучению ребенка музыке.
Работа над гаммами – не самоцель. Овладение навыками игры гамм, аккордов, арпеджио помогает лучше ориентироваться в нотном тексте, организует и дисциплинирует ученика, развивает слух, ощущение тональности, помогает освоить закономерности аппликатуры, развивает технику, организует и развивает игровой мышечный аппарат.
Обычно освоение тональностей идет по квинтовому кругу: сначала мажорные гаммы, затем подключаются параллельные минорные. Желательно изучение гамм распределить равномерно по классам, не менее 4-х гамм в году.
В 1 и 2 классах ученик знакомится с гаммами, аккордами, арпеджио.
3кл. – до мажор-ля минор
соль мажор-ми минор
фа мажор-ре минор
Гаммы, аккорды, короткое арпеджио исполняются в 2 октавы, в параллельном движении. Темп умеренный.
4кл. – ре мажор-си минор
си бемоль мажор-соль минор
ля мажор-фа диез минор
Мажорная гамма прямая и расходящаяся в 4 октавы, аккорды, арпеджио короткое и длинное, хроматическая гамма. Темп умеренный.
5кл. – ми бемоль мажор-до минор
ля бемоль мажор-фа минор
ми мажор-до диез минор
Темп более быстрый. Знакомство с гаммами в терцию и дециму.
6кл. - си мажор-соль диез минор
фа диез мажор-ре диез минор
ре бемоль мажор-си бемоль минор
В работе над гаммами педагог должен учитывать технические данные ученика, его реакцию и координацию.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Музыкальный инструмент. Фортепиано. Образовательная (рабочая) программа для учащихся 1-7 классов отделения специального фортепиано
Музыка – прекрасная и безграничная область человеческой культуры.В последнее время объем музыкальной информации необычайно возрос.Несомненно, музыкальный поток оказывает значительное влиян...
МУЗЫКАЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА Рабочая программа для одаренных учащихся фортепианного отделения Детской школы искусств срок реализации программы 4 года
В курсе «Музыкальная литература» сделан акцент на знакомство с понятием «стиль», предлагается изучение музыки XX в. Музыкальный материал разнообразен в тембровом отношении и охватывает практически все...
Дополнительная образовательная программа в области искусств по музыкальной литературе для детских музыкальных школ и музыкальных отделений школ искусств.
Образовательная программа по музыкальной литатуре в области искусств успешно прошла добровольную сертификацию образовательных программ и имеет рецензию, а также прошла успешную апробацию в ДШИ. Данная...
Общеразвивающая образовательная программа в области музыкального искусства. "Музыкальный инструмент(фортепиано)".
Программа учебного предмета "Музыкальный инструмент (фортепиано)" разработана на основе "Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвиваю...
Тест по искусству Передней Азии с ответами для обучающихся детских художественных школ и детских школ искусств.
Этот тест даётся обучающимся детских художественных школ и отделений изобразительного искусства детских школ искусств для контроля и оценки знаний по предмету "История искусств"....
Десять причин, чтобы отдать ребёнка в музыкальную школу или в школу искусств
Десять причин обучать детей музыке...
дополнительная общеразвивающая программа в области музыкального искусства «народное отделение» Предметная область Музыкальное исполнительство программа по учебному предмету Фортепиано
дополнительная общеразвивающая программав области музыкального искусства «народное отделение»Предметная областьМузыкальное исполнительствопрограмма по учебному предмету Фортепиа...