Конспект урока музыки в 4 классе по теме "Арлекин и Пьеро"
план-конспект урока по музыке
В материале представлен полный конспект урока музыки в 4 классе "Арлекин и Пьеро"
Цели урока:
- Познакомить учащихся с немецким композитором Робертом Шуманом, его фортепианным циклом «Карнавал», выделить особенности музыкального языка данного композитора.
- Формировать потребность в общении с музыкой.
- Учить воспринимать музыку как важную часть жизни человека.
- Формирование эмоциональной отзывчивости, любви к окружающему миру.
- Учить видеть взаимосвязи между музыкой и другими видами искусства.
Тип, вид, жанр урока: изучение нового материала; творческий портрет; урок-экскурсия.
Музыкальный материал урока:
- Ф. Шопен «Революционный этюд».
- Р. Шуман. Шопен. Из фортепианного цикла «Карнавал» (слушание).
- Р. Шуман. Арлекин. Пьеро. Из фортепианного цикла «Карнавал» (слушание).
- Н. Савичева, стихи В. Куксова. Песня о цирке (пение).
Дополнительный материал: элементы карнавальных костюмов, маски, шумовые муз. инструменты.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект урока музыки в 4 классе | 22.63 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Урок музыки в 4 классе.
Тема года: «Музыкальное путешествие»
Тема урока: Арлекин и Пьеро
Цели урока:
- Познакомить учащихся с немецким композитором Робертом Шуманом, его фортепианным циклом «Карнавал», выделить особенности музыкального языка данного композитора.
- Формировать потребность в общении с музыкой.
- Учить воспринимать музыку как важную часть жизни человека.
- Формирование эмоциональной отзывчивости, любви к окружающему миру.
- Учить видеть взаимосвязи между музыкой и другими видами искусства.
Тип, вид, жанр урока: изучение нового материала; творческий портрет; урок-экскурсия.
Музыкальный материал урока:
- Ф. Шопен «Революционный этюд».
- Р. Шуман. Шопен. Из фортепианного цикла «Карнавал» (слушание).
- Р. Шуман. Арлекин. Пьеро. Из фортепианного цикла «Карнавал» (слушание).
- Н. Савичева, стихи В. Куксова. Песня о цирке (пение).
Дополнительный материал: элементы карнавальных костюмов, маски, шумовые муз. инструменты.
Ход урока:
- Организационный момент.
Дети входят в класс под музыку Ф. Шопена «Революционный этюд».
Музыкальное приветствие.
У.: Здравствуйте ученики!
Д.: Здравствуйте учитель!
Вместе: - Добрый день, добрый день!
Песни петь нам не лень!
- Актуализация знаний.
- Какая музыка звучала, когда вы входили в класс? («Этюд» Ф. Шопена)
- Композитором какой страны является Ф. Шопен? (Польши).
Обратить внимание детей на презентацию:
Какой характер «Революционного этюда»?
Характер драматический, лирический; контраст. |
«Музыка Шопена – это пушки, прикрытые цветами»
- Вы согласны с этим выражением?
Эти слова принадлежат гениальному немецкому композитору Роберту Шуману.
- Работа по теме урока.
- Посмотрите на портрет композитора и ответьте на вопрос: - Какими чертами характера обладал этот человек?
- Шуман – немецкий композитор, дирижер, педагог. Он вошел в историю музыки как мастер музыкального «портрета» и музыкального «рассказа».
Шуман весь из контрастов – и как человек, и как художник. Он жадно интересуется жизнью («меня волнует все, что происходит на белом свете: политика, литература, люди»), и он же – замкнут, сосредоточен в себе. В нем уживаются бурная активность и редкая молчаливость. Именно Шуману, написавшему множество блестящих музыкально-критических статей, принадлежит известный парадокс: «Лучший способ говорить о музыке – это молчать о ней». И наконец, если взять самое сокровенное в его музыке – лирику, она поражает контрастами «бури и натиска» и тихой, почти отрешенной мечтательности.
Шуман родился в провинциальном городке Цвиккау: одном из красивейших уголков старой Саксонии. Вокруг необъятная ширь: зелень лугов, рощ, возделанных полей, мягкий волнистый рельеф гор и прихотливые изгибы реки.
До наших дней сохранился дом, в котором родился Роберт Шуман (в нем сейчас музей композитора).
Отец Роберта – Август Шуман – был человеком, страстно любящим литературу. Вместе со своим братом он открыл в Цвиккау книжное издательство и книжный магазин «Братья Шуман». Прекрасные книги окружали Роберта с детства.
Литературную одаренность он унаследовал от отца. Музыкальную же, по-видимому, от матери Иоганны Христианы, которую друзья называли «живое собрание арий»: в молодости она любила петь.
Роберт рос счастливым, беззаботным ребенком. Он восторгался красивыми молитвами и стихами, любил собирать цветы в саду и подыскивать красивые гармоничные созвучия на рояле. Видя его постоянно что-то напевающим, родители приглашают учителя, с которым Роберт занимается с семи до пятнадцати лет.
Роберт сочиняет музыку и особенно любит импровизировать. Товарищи, собравшиеся вокруг него за роялем, восхищаются и весело смеются над тем, как остроумно изображает он их в своих музыкальных импровизациях. Так еще в детстве обнаружилась его удивительная способность - создавать музыкальные портреты.
В 1820 году он поступает в гимназию своего родного города и получает там общее образование.
В 1828 году в доме друзей семьи Шуман Роберт знакомится с Фридериком Вик, одним из лучших в Германии преподавателей музыки. У него свой метод обучения игре на фортепиано, сочетающий строгость технической тренировки с глубиной подхода к искусству.
Роберт Шуман поселился в доме Вика. С жаром принялся он за работу.
В 1831 году Фредерик Вик с дочерью Кларой отправились в большую концертную поездку. Оставшись один, Роберт принялся заниматься с удвоенной энергией. Он хотел, как можно быстрее развить свою фортепианную технику и придумал приспособление для выработки самостоятельности каждого пальца. Один из пальцев закреплялся при помощи петли в неподвижном состоянии на определенной высоте, другие в это время двигались. В конце он растянул сухожилия. Рука стала болеть. Болезнь оказалась неизлечимой. Никогда не быть Шуману «одним из крупнейших среди ныне живущих пианистов», как обещал это его матери Фридерих Вик в памятном письме в Цвиккау.
В таком печальном положении Роберта спасло лишь сознание великих творческих сил, таящихся в нем. В тридцатые годы одно за другим появляются его лучшие фортепианные сочинения.
Одно из самых оригинальных шумановских сочинений – фортепианный цикл «Карнавал» (1835).
- Вам уже известно, что такое карнавал и некоторые сведенья о нём.
Я предлагаю вам поиграть в игру «Карнавал».
Чтобы выбрать участников нашего карнавала, я задам вопросы. Кто отвечает правильно – выходит к доске.
- Что такое карнавал? (народный танец-шествие)
- Где возник карнавал первоначально? (в Италии)
- Во что одеты участники карнавала? (в яркие костюмы и маски)
- Главный герой карнавала. (король)
- Где проходит самый большой карнавал? (в Бразилии)
- Когда карнавал пришёл в Россию? (при Петре Первом)
Теперь ваша задача надеть на себя наряды и представить, что вы на карнавале. Вам необходимо пройти, изобразив радость, шум, веселье.
По окончании шествия дети снимают элементы костюмов и садятся на свои места.
- Это произведение Роберт Шуман посвятил девушке, некой Эрнестине Фон Фрикен, занимавшей в это время воображение молодого композитора.
Только такой большой выдумщик, как Шуман, мог подарить любимой девушке целый карнавал. Но он ещё был человеком склонным к мистике, таинственности, и поэтому каждая пьеса «Карнавала» основана на четырёх нотах. Как он сам сказал: «Маленькие сцены на 4 ноты». Всего их было 20 сцен.
Привычными гостями итальянских карнавалов являются любимые народно-комедийные персонажи. Среди них задира и насмешник Пульчинелла (итальянский «брат» русского Петрушки), нескладный и ребячливый Арлекин, мечтательно-печальный Пьеро.
Нам предстоит познакомиться с двумя пьесами этого цикла – «Арлекин» и «Пьеро».
- Р. Шуман. Арлекин. Пьеро. Из фортепианного цикла «Карнавал» (слушание).
- Можно ли считать эти пьесы Р. Шумана музыкальными портретами?
- Какими показаны персонажи этих пьес? Что отличает их характеры, походку, движения?
Пьеро- это неуклюжий человек, неровная походка, каждую минуту он на что-то натыкается, падает. Таким нам рисует его музыка медленная, словно нехотя сыгранная фраза и сразу же её обрывает другая коротенькая из 3 нот, громких и резких.
Ну а ещё он философ - любит изрекать глубокомысленные вещи, но тяготится своей ролью смешить. Об этом говорят скорбные, жалобные интонации.
Ну, а там, где Пьеро - там и Арлекин!
Арлекин- насмешник и весельчак, весь в движении. Лёгкая, живая, чуть поддразнивающая музыка. Полная противоположность Пьеро.
«Счастливейший» 1840 год в творчестве Роберта Шумана становится годом песен.
Свои первые песни он написал в ранней юности, но потом долго не обращался к этому жанру. И вот теперь за один только год он создает около 140 песен! Тут и отдельные произведения, и песенные циклы – «Мирты» (свадебный подарок Кларе), «Любовь и жизнь женщины», «Любовь поэта» и др.
Шумана мучают слуховые галлюцинации: он слышит то непрерывно тянущийся звук, то странно прекрасную музыку, исполняемую какими-то неведомыми инструментами.
Шуман сам просит поместить его в больницу. С 4 марта 1854 года и до конца, последовавшего 29 июля 1856 года, он проводит в больнице. Шуман умер в возрасте 46 лет. Похоронен на кладбище в Бонне.
В произведениях Шумана, теперь изданных и всем доступных, мы обладаем богатейшим сокровищем, из которого можно извлечь множество прекрасного, а своими созданиями и деятельностью Шуман подтвердил свои же слова: «Озарять светом глубину человеческого сердца – вот призвание художника!»
VI. Вокально-хоровая работа.
- Дыхательная гимнастика.
- Распевание.
- закрытым ртом;
- на 1 звуке – ма, мэ, ми, мо, му.
Н. Савичева, стихи В. Куксова. Песня о цирке (пение).
Итог урока.
- Что нового узнали на уроке?
- С композитором какой страны познакомились сегодня?
- Какие произведения занимают видное место в творчестве Шумана?
- В чем особенность музыкального языка Шумана?
Домашнее задание.
Выучить песню.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока музыки 5 класс "Музыка в мультфильмах"
Конспект урока 5 класс по теме "Связь искусств" на примере мультфильмов...
Конспект урока музыки 6 класс III четверть Тема четверти: «В чем сила музыки?»
Тема урока: «Красота природы и правда отображения ее в музыке»Цель: показать связь музыки с природой, силу музыкального воплощения природы и правдивого ее отображения в музыкальных произведениях....
Конспект урока музыки 6 класс III четверть Тема четверти: «В чем сила музыки?»
Тема урока: «Красота природы и правда отображения ее в музыке»Цель: показать связь музыки с природой, силу музыкального воплощения природы и правдивого ее отображения в музыкальных произведениях....
Конспект урока музыки 6 класс III четверть Тема четверти: «В чем сила музыки?»
Тема урока: «Красота природы и правда отображения ее в музыке»Цель: показать связь музыки с природой, силу музыкального воплощения природы и правдивого ее отображения в музыкальных произведениях....
Конспект урока музыки 6 класс III четверть Тема четверти: «В чем сила музыки?»
Тема урока: «Красота природы и правда отображения ее в музыке»Цель: показать связь музыки с природой, силу музыкального воплощения природы и правдивого ее отображения в музыкальных произведениях....
Презентация и конспект урока "Музыка 1 класс" УМК "Начальная школа XXI век" по теме: "Родина музыки. Маршевый порядок"
Презентация, конспект урока "Родина музыки. Маршевый порядок" и музыкальный материал к учебнику "Музыка В.О. Усачевой, Л.В. Школяр"....
Конспект урока музыки. 1 класс. Тема четверти: «Музыка и ты» Тема урока: «Ничего на свете лучше нету»
Конспект урока музыки. 1 класс.Тема четверти: «Музыка и ты»Тема урока: «Ничего на свете лучше нету»...