Конспект урока музыки 6 класс III четверть Тема четверти: «В чем сила музыки?»
методическая разработка по музыке (6 класс) по теме
Тема урока: «Красота природы и правда отображения ее в музыке»
Цель: показать связь музыки с природой, силу музыкального воплощения природы и правдивого ее отображения в музыкальных произведениях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
krasota_prirody_i_pravda_otobrazheniya_ee_v_muzyke_6_klass_3_chetvert.doc | 101 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Конспект урока музыки
6 класс
III четверть
Тема четверти: «В чем сила музыки?»
Тема урока: «Красота природы и правда отображения ее в музыке»
Цель: показать связь музыки с природой, силу музыкального воплощения природы и правдивого ее отображения в музыкальных произведениях.
Задачи
Развивать:
-чувства и эмоции детей, их воображение, побудить к творчеству на основе совокупного восприятия художественных и музыкальных образов;
-способствовать развитию детского воображения;
-развивать у детей познавательный интерес.
Воспитывать:
-воспитывать любовь к природе, к классической музыке;
Оборудование и материалы
Портрет Н.А. Римского – Корсакова;
Пьеса Островского «Снегурочка»;
Презентация «Снегурочка».
Песня «Ты слышишь, море?»
Компьютер с выходом в Интернет;
Интерактивная доска (задание «Раздели слова на две группы»);
Музыкальные инструменты: бубны, треугольник, маракасы, дудочка, металлофон, барабан, ложки.
Музыкальный материал:
«Рассвет на Москве-реке» из оперы «Хованщина» М.П. Мусоргского
Ария Снегурочки из оперы «Снегурочка» Н.А. Римского-Корсакова
Песня Леля из оперы «Снегурочка» Н.А. Римского-Корсакова
«Ты слышишь, море?», муз. А. Зацепина, сл. М. Пляцковского.
Ход урока
«Природа вошла в русское искусство так, как входит она в нашу жизнь. Без природы искусство задохнулось бы, как мы сами задыхаемся, когда подолгу бываем от природы оторваны.»
Д. Кабалевский
Постановка цели и учебной задачи
- Здравствуйте, ребята! Садитесь. Я вижу, что настроение у вас хорошее, все готовы к уроку и можно начинать наше путешествие в удивительный мир музыки. Наш занавес открывается.
На наших уроках мы говорим с вами о величайшей силе искусства – способности музыки воздействовать на сердце человека, наполнить его радостью, гордостью, печалью, состраданием, смелостью, мужеством, нежностью…
И вы не раз убедились в том, что воздействуя на людей, музыка может влиять на их жизнь, преобразуя ее. Почему так происходит? В чем сила музыки? На эти вопросы мы и отвечаем на наших уроках во втором полугодии.
О силе какой музыки пойдет сегодня речь?
Работа по теме урока
Беседа «Картины природы в музыке»
Читаю эпиграф урока на фоне музыки «Рассвет на Москве-реке» из оперы «Хованщина» М.П. Мусоргского
«Природа вошла в русское искусство так, как входит она в нашу жизнь. Без природы искусство задохнулось бы, как мы сами задыхаемся, когда подолгу бываем от природы оторваны.»
Д. Кабалевский
- Как вы понимаете слова Д. Б. Кабалевского?
+ ……Природа и искусство тесно связаны, друг с другом…
- И тема сегодняшнего урока так и звучит: «Красота природы и правда отображения ее в музыке»
- Вспомните музыку, изображающую картины природы.
+ Э.Григ «Утро», М.П. Мусоргский «Рассвет на Москве-реке», П.И. Чайковский «Времена года»…
(можно дать послушать фрагменты этих произведений).
МУЗЫКА
(Читает ученица на фоне муз «Рассвет на Москве-реке» М.П. Мусоргского)
Послушай: музыка вокруг,
Она во всем - в самой природе,
И для бесчисленных мелодий
Она сама рождает звук.
Ей служат ветер, плеск волны,
Раскаты грома, звон капели,
Птиц несмолкаемые трели
Среди зеленой тишины,
И дятла дробь, и поездов
Гудки, чуть слышные в дремоте,
И ливень - песенкой без слов
Все на одной звенящей ноте.
А снега хруст! А треск костра!
А металлическое пенье
И звон пилы и топора!
А проводов степных гуденье!
...Вот потому-то иногда
Почудится в концертном зале,
Что нам о солнце рассказали,
О том, как плещется вода,
Как ветер шелестит листвой,
Как, заскрипев, качнулись ели...
А это арфы нам напели,
Рояль, и скрипка, и гобой.
М.Ивенсен
- С помощью каких музыкальных инструментов вы выразили бы звуки природы?
(Прошу детей назвать муз инструменты с помощью которых можно изобразить музыку природы, в том числе и виртуальных пианино и синтезатора, мелодию падающего снега, звона капели, громовых раскатов, птичьих трелей, дроби дятла, завывания ветра и т.д.)
- Как вы думаете, есть ли у природы свои знаменитые музыканты, композиторы, певцы? Расскажите о них.
- Есть ли у природы свои оркестры, свои хоры? Из каких музыкантов и певцов состоят эти оркестры и хоры?
Я вам сейчас прочитаю построчно стихотворение, а вы постарайтесь вспомнить и назвать произведение, о котором говорится в этой строке.
- Послушай стихотворение, о каком композиторе в нем идет речь?
Мы любим с детства ночь под Рождество,
Когда бормочет о царе Салтане
И о невесте царской няня Тане,
Ушедшей в майской ночи волшебство.
Девчата с парубками, в колдовство
Вовлечены, гуторят на поляне,
Как пел Садко в глубоком океане,
Пленен морским царем, пленив его.
К ним выйдя в эту пору, ты увидишь
Сервилию, невидимый град Китеж,
Кащея, Золотого петушка...
Взгрустнется о Снегурочке. Сев в санки,
О Младе вспомнив, ставши к Псковитянке
Искать путей, не сыщешь ни вершка...
+ Римский-Корсаков
- О русском композиторе Н.А. Римском-Корсакове, потому что в нем перечисляются произведения написанные им.
+ В стихотворении упомянуты следующие оперы Н.А. Римского-Корсакова:
... ночь под Рождество – «Ночь перед Рождеством»
(1894)
... о царе Салтане – «Сказка о царе Салтане» (1899)
... о невесте царской няня Тане – «Царская невеста» (1898)
... Ушедшей в майской ночи волшебство – «Майская ночь» (1879)
... Как пел Садко в глубоком океане – «Садко» (1896)
... ты увидишь Сервилию – «Сервилия» (1902)
... невидимый град Китеж – «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» (1904)
... Кащея – «Кащей бессмертный» (1902)
... Золотого петушка – «Золотой петушок» (1907)
... Взгрустнётся о снегурочке – «Снегурочка» (1881)
... О Младе вспомнив – опера-балет «Млада» (1889)
... ставши к Псковитянке искать путей – «Псковитянка» (1872)
- Что вы знаете об этом композиторе?
Рассказ о творчестве композитора Н.А. Римского-Корсакова (Презентация ученика)
+ Что он был морской офицер, член музыкального сообщества «Могучая кучка», написал 15 опер…
- «В хмурое туманное утро сентября 1862 года из Кронштадской гавани отплывал корабль «Алмаз». Нам борту его находился 19-летний Николай Андреевич Римский-Корсаков, - так начинает рассказ о композиторе Р. Барановская. Несмотря на то, что впереди его ждало много интересного, на душе молодого моряка было безрадостно. Незадолго до окончания морского корпуса он познакомился с молодым композитором, последователем М.И. Глинки - М.А. Балакиревым и вошел в кружок под названием “Могучая кучка”. Это содружество молодых талантливых людей, которые решили посвятить себя делу создания русской национальной музыки. Н.А. Римский-Корсаков начал работать над Первой симфоний. И вот теперь наступила многолетняя разлука. Но кругосветное плаванье послужило композитору источником разнообразных впечатлений, которые отразились в его творчестве.
Вслед за Первой симфонией, исполненной в 1865 г., появилась симфоническая фантазия “Садко”, а затем и первая опера “Псковитянка”. В 1880 г. он пишет весеннюю сказку “Снегурочка”.
В историю мировой музыкальной культуры он вошел как былинный сказитель, летописец и музыкальный сказочник. “В сущности, мой род - это сказка, былина, и, непременно, русские”, - говорил про себя композитор.
Среди 15 опер Н.А. Римского-Корсакова девять написаны на сюжеты русских сказок и легенд (“Ночь перед Рождеством”, “Садко”, “Сказка о царе Салтане”). Некоторые из них имеют политический смысл: “Кощей Бессмертный”, “Золотой Петушок”. В них - едкая ирония, смелый протест против зла и насилия.
- Ребята, а слово «Опера» что означает?
+ Опера – музыкальный спектакль с участием певцов, хора и симфонического оркестра.
Предлагаю ребятам работу с Интерактивной доской:
Выполняя работу, ребята приходят к выводу о том, что слова на доске можно разделить:
-на группу слов, терминов, связанных с оперой, как с жанром музыки. (Опера, оркестр, хор, увертюра);
-и имена героев оперы «Снегурочка» композитора Римского - Корсакова. (Снегурочка, Лель, Весна, Мороз).
- На нашем уроке речь пойдет об опере “Снегурочка”.
- А теперь закройте глаза и вслушайтесь в мои слова. Представьте себе.
Полночь. Понурый лес окоченел от долгой зимы и трескучих морозов. Сосны и ели окутаны снегом. Под Красной горкой - скованная льдом река. За рекой - Берендеев посад.
“...Легкое, прозрачное звучание струнных как дрожание холодного воздуха. Настороженно, сурово вступили контрабасы, а потом тепло и нежно запел кларнет. Гобой изобразил крик петуха, а в ответ тот же напев повторил английский рожок...” (И. Котмина. “Весенняя сказка”.)
- Представили? Можете нарисовать мысленно картину?
“Это именно весенняя сказка - со всей красотой, поэзией весны, всей теплотой, всем благоуханием”, - писал об опере композитор А.П. Бородин.
Сам автор оперы вспоминал о ней так: “Не было для меня на свете лучшего сюжета, чем “Снегурочка”. Ни одно сочинение до сих пор не давалось мне с такой легкостью и скоростью, как “Снегурочка”.
Всего два с половиной месяца потребовалось композитору для написания этой оперы.
Как вы думаете, почему?
+ Потому что все любят сказки и чудеса, даже взрослые;
+ Сказочная Снегурочка – это любимый персонаж, который привлекает и детей, и взрослых.
+ Герои этой истории разные, интересно сочинять музыку, которая передает характер, настроение и даже голоса героев;
+ В сказке – русская природа, композитор любил природу России;
+ Чтобы получилось быстро и красиво нужно вдохновение.
+ Когда у меня есть вдохновение, я рисую, и мои рисунки получаются красивыми. Наверное, у композитора было вдохновение.
Презентация о создании оперы Н.А. Римским-Корсаковым (Антон)
- В 1873 году была написана пьеса, занимающая среди произведений русского драматурга А.Н.Островского особое положение: драматическая сказка в стихах “Снегурочка” - одно из замечательнейших созданий русской поэзии. “Действие происходит в стране берендеев, в доисторическое время, - такова первая ремарка “Снегурочки”, “весенней сказки в четырёх действиях с прологом”. Эта пьеса логически связана с философскими поисками Островского. В “Снегурочке” драматург символически формулирует свою философию человека, философию жизни, философию любви. Это не комедия, не драма, а именно сказка, старинная легенда о сказочной девушке, которая не знала любви.
Впервые “Снегурочка” была опубликована в журнале “Вестник Европы”, 1873, № 9. Сразу за публикацией композитор Римский-Корсаков попросил у Островского разрешения использовать пьесу для оперы, сам составил либретто, которое драматург одобрил. Сюжет “Снегурочки” давал композитору возможность воспеть жизнь народа, протекающую просто, бесхитростно, в согласии с природой, отобразить его быт, красочные обряды.
Опера сочинялась летом 1880 года в глухой русской деревне. В 1881 году опера была завершена. Премьера, состоявшаяся 29 января (10 февраля) следующего года на сцене Мариинского театра, прошла с большим успехом. Оперу восторженно принял и А. Н. Островский: «Музыка к моей «Снегурочке» удивительная, я ничего не мог никогда себе представить более к ней подходящего и так живо выражающего всю поэзию русского языческого культа и этой сперва снежно-холодной, а потом неудержимо страстной героини сказки».
Действие оперы происходит в выдуманном царстве берендеев, где господствуют только добро и справедливость. Композитор с необычайным мастерством передает старинные обычаи и обряды, картины народного быта.
Сказочные персонажи оперы - царь Берендей, Купава, Лель, Мизгирь, Снегурочка, Весна, Мороз и другие - наделены человеческими чертами. В музыке оперы звучит тонкая гамма природы с её шумами, звонами, песнями, которая передана в наигрышах пастухов. В ариях и песнях выразительно слышен отголосок русских народных песен.
Рассказ «Кострома – родина Снегурочки» (Рассказывает ученик Вадим)
Кострома может по праву считаться родиной Снегурочки четырежды.
Во-первых: в Древней Руси у наших предков славян существовал обычай сжигания Костромы (отсюда и имя Кострома - от «костер», «костра», по одной из версий). Девушка, закутанная в белые одежды, олицетворяла Кострому и в сопровождении хоровода шла к реке, где уже соломенное чучело сжигали на костре. Таки провожали весну и встречали лето. После смерти Кострома воскресала, что символизировало плодородие. Считается, что сказка о Снегурочке возникла именно на основе этой традиции сжигания Костромы.
Во-вторых: это, конечно же, известная пьеса А.Н. Островского «Снегурочка», написанная им в Щелыково. Здесь Снегурочка - красивая девушка, рожденная от Мороза и Весны, познает любовь: любят и ее, и влюбляется она. Но волшебная сказка оказывается драмой - Снегурочка погибает во время празднования дня Ярила - бога Солнца.
В-третьих: съемки фильма «Снегурочка», которые проходили в Костроме в 1968 году. Ради этой «весенней сказки» (как определил жанр фильма сам режиссер Павел Кадочников) построили специальный дом в Берендеевке, который потом и остался тут, став любимым местом отдыха современных Костромичей.
В-четвёртых: воплощение образа в живом человеке, играющего роль Снегурочки, путешествующей с Российским Дедом Морозом по России.
Программа «Сказочная Кострома – Родина Снегурочки» разработана по заказу Администрации города Костромы в 2004 году.
Ежегодно Костромская Снегурочка участвует в новогоднем путешествии Деда Мороза по российским городам.
С 2005 года проводится открытый конкурс «Русская краса – Костромская Снегурочка».
В ноябре 2006 года в Московской усадьбе Деда Мороза в парке «Кузьминки» появился терем Снегурочки. При его строительстве использованы проектные предложения студентов Костромской Государственной
Сельскохозяйственной Академии.
Слушание Арии Снегурочки
- Послушайте Арию Снегурочки из оперы “Снегурочка” Н. А. Римского-Корсакова.
- Что манит её к людям? Какая она?
Музыкальная характеристика арии Снегурочки
- О чем поёт Снегурочка? Что манит её к людям?
+ Людские песни, человеческие радости
- Я прочитаю текст, а вы внимательно вслушайтесь в его поэтическое звучание.
Мысленно напойте арию вокализом. Охарактеризуйте её мелодию.
- Звучание каких инструментов переплетается с легкими, грациозными переливами голоса?
+ В арии Снегурочки «С подружками по ягоду ходить» легкие и грациозные переливы голоса перекликаются с прозрачными и холодноватыми напевами флейты.
- Охарактеризуйте музыкальный образ Снегурочки.
Узнав, что ей разрешено покинуть, холодный терем и поселиться среди людей, Снегурочка не скрывает радости и на вопрос отца, что манит ее из леса в заречную слободку берендеев, простодушно отвечает: "Людские песни!" Ни пенье жаворонков, ни печальный лебяжий клич, ни громкие раскаты соловьиных трелей не могут сравниться с пением пастуха Леля. Снегурочка с восторгом говорит, что дни и ночи готова слушать эти пастушеские песни, от которых странно замирает и тает сердце.
И вот слушает она “людские песни”, пытается войти в человеческую жизнь. В песне пастушка Леля слышит она призыв к веселой, счастливой, незнакомой ей жизни и идет навстречу этой жизни.
- А теперь послушаем песню Леля. Скажите, музыка выразительная или изобразительная.
Вечер перед Ярилиным днем. На поляне юноши и девчата водят хороводы. И вот запел пастух Лель: “Туча со громом сговаривалась: “Ты греми, гром, а я дождь разолью”.
Слушание и анализ “Песни Леля”.
Песня Леля построена в куплетно-вариационной форме. Она начинается пастушьим наигрышем кларнета, на его фоне возникает широкая мелодия.
- Вы обратили внимание на народно-песенную основу мелодии и изобразительные детали (рокот литавр в начале, пиццикато у скрипок) в сопровождении? Что они передают?
+ Раскаты грома и наигрыш пастушьего рожка.
Фотография рожка и демонстрация его звучания.
- Какой деревянный духовой инструмент подражает наигрышу пастушьего рожка в песне Леля?
- Как исполняется куплет? Какая часть его требует большей певучести, широкого, величавого звучания? Какая часть должна быть веселого, легкого исполнения? Какая часть соединяет в себе широту и певучесть с легким, бодрым звучанием?
В песне Леля удивительным образом сочетается простота, почти наивность, с огромным музыкальным богатством. Причина этого кроется, видимо, в том, что Римский-Корсаков объединил очень выразительную и увлекательно развивающуюся мелодию народно-песенного склада с двумя яркими изобразительными моментами: раскаты грома и наигрыш пастушьей свирели.
- Ребята, на следующем уроке мы с вами продолжим знакомство с этой удивительной красоты оперой.
Исполнение песни «Ты слышишь, море?» А. Зацепина на слова М. Пляцковского
- А сейчас я приглашаю вас еще в одно путешествие, которое поможет вам осуществить романтическая и красивая песня «Ты слышишь, море?».
1. Исполнение песни. «Ты слышишь, море?».
- Раскройте эмоциональное содержание песни.
- Какими средствами композитор передает его в музыке?
2. Исполнение песни Ах, Зима! В Кудрина.
-- Какая музыка напоминает вам солнце, море, ветер, дождь и т.д.?
Итог урока
- В чем сила музыки, звучащей на сегодняшнем уроке?
Музыка, звучащая на уроке, красива, потому что рассказывает нам о красоте природы, а следовательно, и о красоте жизни.
- В чем сила музыки Н. А. Римского-Корсакова?
а) В правдивом показе нравственной красоты жизни?
б) В мастерстве композитора?
в) В единстве жизненной красоты и мастерства композитора?
+ Опера и пьеса “Снегурочка” учит нас любоваться красотой природы, красотой песен, красотой человеческих чувств. И не только любоваться, но и беречь природу, песни и добрые, человеческие чувства.
- Каким песням человек может научиться у природы?
+ Нам, кажется, разным. И веселым, и грустным, а главное – добрым и красивым.
- А как вы думаете, в какое время суток вы лучше всего слышите музыку природы?
ЗВУКИ НОЧИ (Читает ученица)
О ночь безлунная!..
Стою я, как влюбленный,
Стою и слушаю, тобой обвороженный...
Какая музыка под ризою твоей!
Кругом - стеклянный звон льющихся ключей;
Там - листик задрожал под каплею алмазной;
Там - пташки полевой свисток однообразный;
Стрекозы, как часы, стучат между кустов;
По речке, в камышах, от топких островов,
С разливов хоры жаб несутся, как -глухие
Органа дальнего аккорды басовые,
И царствует над всей гармонией ночной,
По ветру то звончей, то в тихом замиранье,
Далекой мельницы глухое клокотанье...
А звезды... Нет, и там, по тверди голубой,
В их металлическом сиянье и движенье
Мне чувствуется гул их вечного теченья.
А.Майков
- Что значит, когда говорят: “душа поет”?
О чем она поет и должна ли она петь?
- В какие моменты жизни вы чувствуете, что ваша душа поет?
- Вашим домашним заданием на следующий урок будет составление небольшого рассказа о природных оркестрах и хорах, можете их участников нарисовать в своих рабочих тетрадях.
- Вы замечательно сегодня на уроке работали (происходит оценка деятельности учащихся и всего класса) и давайте себе поаплодируем (все хлопают), а наш занавес закрывается.
До следующей встречи с удивительным миром искусства, с музыкой!
До свидания!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
план-конспект урока 9 класс ОБЖ по теме:"Международный терроризм - угроза национальной безопасности России."
Терроризм,Международный терроризм представляет национальную угрозу для общества и всего человечества в целом.В своей работе я хочу раскрыть:историю возникновения ,сущность,статистику,правила поведения...
план-конспект урока 9 класс ОБЖ по теме:"Международный терроризм - угроза национальной безопасности России."
Терроризм,Международный терроризм представляет национальную угрозу для общества и всего человечества в целом.В своей работе я хочу раскрыть:историю возникновения ,сущность,статистику,правила поведения...
конспект урока 9 класс, раздел "Баскетбол", тема: "Совершенствование приемов передач, ведения и бросков. Бросок одной рукой от плеча в прыжке. Штрафной бросок.
Урок по типу - совершенствование ранее изученных технических приемов баскетбола. Урок с оптимальной моторной плотностью, используется метод поточный, групповой, круговой тренирвоки....
Конспект урока 6 класса по географии тема "Подземные воды"
Представлен конспект урока по географии 6 класса по учебнику Т.П. Герасимова, Н.П. Неклюкова...
план-конспект урока 6 класс география по теме "Гидросфера"
Урок обобщения по географии в 6 классе по теме "Гидросфера".На уроке обобщения и систематизации знаний по теме "Гидросфера" используются различные методические приемы: интерактивно...
План-конспект урока 1 класс Подвижные игры. Тема: Подвижные игры на развитие внимания, с элементами релаксационных упражнений.
Цель: Овладение элементами релаксационных упражнений и техникой выполнения комплекса ОРУ, развитие двигательных качеств в игровых упражнениях. Тип урока: обучающий. Форма организ...
Конспект урока, 5 класс, английский язык, тема: Семья
Конспект открытого урока английского языка на тему: “My family!»УМК «Spotlight» 5класс. Module 4 “Family ties”.5классЦель урока: активизи...