Программа по внеурочной деятельности "Основы народной культуры"
рабочая программа по музыке

Кулакова Валентина Васильевна

Программа «Основы  народной культуры» направлена на всестороннее воспитание и гуманитарное образование школьников средствами традиционной народной культуры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osnovy_narodnoy_kultury.docx95.69 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Управление образования Администрации Томского района

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

 дополнительного образования

«Детская музыкальная школа» Томского района

Принята на заседании                               Утверждаю:

Педагогического совета                               Директор «ДМШ» Томского района

от «29» августа 2019 г.                             _________________________Дитрих Н.Б.

Протокол № 1                                    Приказ № 29/19 - 0 от «29» августа 2019г.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

художественной направленности

«Основы народной культуры»

Возраст обучающихся: 8 – 11 лет

                                                  Срок реализации: 4 года

                                         Составитель:

                                         Кулакова Валентина Васильевна -

                                         учитель музыки МАОУ «Спасской СОШ» Томского района

  Черная речка – 2019

                                                                ОГЛАВЛЕНИЕ

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА …………………………………………………………… 3

1.1. Актуальность программы ………………………………………………………………….3

1.2. Отличительные особенности программы ………………………………………………...3

1.3 Репертуарное планирование………………………………………………………………..4

1.4. Адресат программы ……………………………………………………………………….. 5

1.5. Цели и задачи программы ………………………………………………………………....5

1.6. Формы и методы обучения………………………………………………………………... 6

1.7. Организация образовательного процесса ………………………………………………...7

1.9. Планируемые результаты в соответствии с уровнем освоения программы ……………7

2. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ……………………………………………………………11

2.1. Учебный (тематический) план 1 год обучения ………………………………………….11

2.2. Содержание учебного (тематического) плана 1 год обучения …………………………11

2.3. Учебный (тематический) план 2 год обучения ………………………………………….13

2.4. Содержание учебного (тематического) плана 2 год обучения …………………………13

2.5. Учебный (тематический) план 3 год обучения ………………………………………….14

2.6. Содержание учебного (тематического) плана 3 год обучения …………………………14

2.7. Учебный (тематический) план 4 год обучения ………………………………………….16

2.8. Содержание учебного (тематического) плана 4 год обучения …………………………16

3. ФОРМЫ КОНТРОЛЯ/АТТЕСТАЦИИ, КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ……………………........18

4.ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ………………………………………………………………………………….20

5. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ …………………………………………………………………..22

6. МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ…………………………………………………………23

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА

        Программа «Основы  народной культуры» направлена на всестороннее воспитание и гуманитарное образование школьников средствами традиционной народной культуры.

Нормативно – правовое обеспечение:

  • Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 21.07.2014).
  • Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 года № 1726-р).
  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно- эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»».
  • Приказ Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018г. № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
  • Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.11.2015 Н – 09-3242 «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ».
  • Положение об образовательной программе МБОУ ДО «ДМШ» Томского района, приказ № 3/1-О от 29.08. 2016.

        Направленность дополнительной общеразвивающей программы – художественная.

        Программа ориентирована на общеразвивающий принцип образования,  основывается на принципе вариативности для различных возрастных категорий детей, обеспечивает развитие творческих способностей, формирует устойчивый интерес к творческой деятельности.

Актуальность программы

  Современный воспитательный и образовательный процесс требует совершенно нового подхода к решению задач по формированию гармонически развитой личности, сочетающей в себе и духовную и эстетическую красоту. К сожалению, современный человек приобрел многие черты, несвойственные традиционно русскому менталитету. Влияние западной массовой культуры исказило многие понятия об истинных ценностях. Далеко не каждая современная мать может дать своему ребенку необходимые знания о законах жизни, здоровья и красоты. Немногие семьи сохранили традиции «русской патриархальности», на которых воспитывались многие поколения русских людей, даже и в советскую эпоху. Поэтому программа, в основе которой лежат знания предков об устройстве мира, об основных его законах, влияющих на жизнь природы и человека, об отношениях людей между собой, об устройстве дома и семьи просто необходимы не только ребенку, но и его родителям, решает социальный заказ общества.

  Фольклор – одна из уникальных возможностей познания исторического развития нашего народа, поскольку взаимосвязь национальной истории и музыкального народного творчества очевидна. Фольклор является не только активным средством сохранения исторической памяти, но и воздействия на личность ребенка, фактором его нравственного и эстетического воспитания.

Отличительные особенности программы

  Программа является модифицированной. Отличительной особенностью программы является положенный в основу образовательного и воспитательного процесса социокультурный системный подход, который призван последовательно, шаг за шагом возродить первоначальный контекст категорий и ценностей в образовании.  Народная культура – основа, от которой произошли все последующие направления, в том числе и современное искусство. Фольклор является мощнейшим средством развития и воспитания подрастающего поколения, которое тесно связано со всеми сторонами повседневной жизни, прививает радостное её восприятие, воспитывает желание приносить в жизнь только добрые чувства и положительные эмоции. Поэтому знакомство с традициями наших предков, календарными народными праздниками, обрядами, музыкальным и игровым фольклором, овладение навыками исполнительства является той природной естественной основой, на которой строится дальнейшее развитие всех человеческих качеств ребенка. В основе методики – игровые технологии, основанные на этно-педагогических принципах.

Каждый год обучения посвящен определенной теме:

1 год обучения  – «Природа в народной культуре»

2 год обучения  -  «Законы мира в народной культуре»

3 год обучения  -  «Семья в народной культуре»

4 год обучения  – «История и культура моего края»

   Программа  разработана  на основе:

 - Факультативной программы «Русский фольклор» Л.Л.Куприяновой,М.: Просвещение, 1992

- Программы «Введение в народоведение» М.Ю.Новицкой», М. Дрофа»,1998

- Программа «Истоки», Вологда Изд.дом «Истоки» М.2005

  В основе программы «Русский фольклор" Л.Л. Куприяновой - пение с игровыми действиями. В данной программе вводится разделы: постановка народных сценок, знакомство с историей, обычаями традициями  русского народа. Программа направлена на формирование у школьников духовно – нравственных ценностей, воспитание бережного отношения к традициям русского народа и историческому наследию Родины. Программа направлена на знакомство детей с  народным творчеством в единстве песни, народнопоэтического творчества, игры,  а также повышение уровня художественного воспитания, способствующего выработке целостных взглядов на русскую народную культуру, искусство.

Занятия имеют единые универсальные учебные действия и единые элементы содержания. В тематическом планировании представлены занятия  в форме групповых занятий, сценическое воплощение предусматривает участие в праздниках, концертах, игровых программах, экскурсиях.

Обучение основывается на следующих общепедагогических принципах комплексного развития музыкальных, двигательных и интеллектуальных способностей обучающихся:

- учет возрастных и индивидуальных особенностей детей;

- доступность, постепенность;

- наглядность;

- рефлексивность (личностная самооценка и оценка исполнения).

Фольклорное творчество коллективно. Оно складывается из отдельных индивидуальностей. При правильном подходе педагога к  каждому исполнителю появляется возможность не только выявить, но и максимально воплотить творческие возможности каждого учащегося. Отсюда очень важен количественный состав детей. Учитывая возрастные психофизические особенности воспитанников (8-11лет) оптимальный состав группы 10 человек.

Репертуарное планирование

           Важным фактором в развитии ансамблевого исполнительства является репертуар. Это народная песенно-танцевальная музыка, переложения классической музыки, оригинальные сочинения. Вместе с тем возрос интерес к эстрадному и фольклорному направлениям, расширилась практика аккомпанементов.

           Важно, чтобы детский коллектив имел в своем репертуаре произведения, которые можно было бы использовать для различной аудитории, на различных мероприятиях. Каждый концерт или игровая программа требуют соответствующих по характеру и содержанию песен, которыми можно было бы открыть и завершить выступление, создать определенное эмоциональное состояние у зрителей и участников.

           За учебный год должно быть пройдено примерно 5-7 произведений. Освоение учебного материала за год обучения происходит непосредственно на самих занятиях. При этом степень завершённости работы над произведением может быть различной - одни готовятся для публичного показа, другие – для исполнения на занятиях или в порядке ознакомления.

           Перечисленные принципы выстраивания репертуарной политики в сочетании с индивидуальным подходом к выбору произведений являются одним из серьезных показателей педагогического мастерства, определяющим в конечном итоге успешное освоение образовательной программы каждым ребенком.

          Основные возрастные особенности. Для детей младшего школьного возраста характерна быстрая утомляемость, которая требует постоянной смены вида деятельности на занятии, это могут быть: пальчиковые игры, дидактические игры, физкультминутки, соревнования между подгруппами, музыкальные игры.

Адресат программы

   Программа рассчитана на разновозрастной уровень учащихся 8 – 11лет, учитывает возрастные и индивидуальные особенности детей. Зачисление осуществляется по желанию ребёнка и заявлению родителей (законных представителей).

Цели и задачи программы

           Цель программы: создание условий для формирования региональной эдентичности, развития творческих способностей и духовно-нравственных категорий школьников средствами традиционной народной культуры для их успешной социализации.

Задачи программы:

 Обучающие:

- познакомить младших школьников с нравственными, эмоциональными, эстетическими ценностями, связанными с жизнью природы, семьи и историей родной земли;

 - формировать всесторонние знания о народной традиционной культуре;

- выработать необходимые вокальные, ритмические, игровые навыки средствами традиционной культуры;

-  развить музыкально-ритмические способности детей через пение, движение, игру на народных инструментах;

- развить художественно-образное мышление, фантазии детей, их творческие способности на основе импровизации, игры и элементов театрального действа.

Воспитательные:

- воспитать любовь к родной природе, национальным традициям, семье  через осуществление социокультурного системного подхода;

- способствовать воспитанию у учащихся любви к народной песне и народным традициям;

- создать условия для развития творческих способностей каждого ребенка через участие в творческой работе коллектива;

- воспитывать чувства коллективизма, взаимоуважения и ответственности;

- воспитывать нравственные и личностные качества, способности к организации и лидерству.

Развивающие:

- развить интерес к народной культуре;

- развить чувство ритма, музыкальную память,

- развить эстетический вкус, фантазию, изобретательность;

- развить внимание, наблюдательность, волевые качества, воображение;

- на фольклорной основе формировать и развивать исполнительско–творческие навыки и умения каждого ученика;

- на базе приобретаемых знаний, умений и навыков развивать сферу эстетических чувств и мыслей каждого ребенка;

- привить бережное отношение к культурным традициям, как своего, так и других народов.

Формы и методы обучения

         Осуществлению поставленных в программе задач служат следующие виды деятельности: игровая, художественно-эстетическая, музыкально-познавательная, исполнительская; включающие в себя различные формы деятельности: слушание и восприятие инструментального репертуара, ритмичные движения под музыку, работа по развитию музыкальности, различные творческие задания по инструментальной импровизации и развитию сценического мастерства. Наряду с групповой формой занятий используется индивидуальная форма работы с учащимися с целью подготовки к концертам.  

         Групповая и индивидуальная форма занятий позволяют преподавателю построить процесс обучения в соответствии с принципами дифференцированного и индивидуального подходов.  

        Знакомство с музыкальным фольклором – процесс творческий. В традиционной форме занятия состоят из следующих этапов:

- Этическая беседа, получение знаний о традициях народной жизни, знаний о законах жизни мира природы и общества.

- Пение попевок, знакомство с малыми формами устного фольклора.

- Вокально-хоровая работа над песней.

- Элементы театрализации: инсценирование песен, сказок.

- Народные игры.

- Работа по культуре поведения.

- Слушание музыкального фольклорного материала.

- участие в народных праздниках, концертах, постановках.

         Обучение ведется по принципу спирали.  Новые знания опираются на приобретенные ранее.

        Формы организации образовательной деятельности (индивидуальные, групповые), предлагаемый состав (одного или разных возрастов).

         В календарно-тематическом плане обычное обучающее занятие имеет название-тему, связанное с основной темой курса: народной традиционной культурой. Согласно теме занятия  по возможности подбирается репертуар песенный и игровой.

       Праздники могут проходить как в каждой  группе, так и объединять несколько групп сразу. В форме игры, вечерки и  обрядового праздника, интерактивной  игры, посиделок, концерта, ярмарки, конкурса, игровой программы, спектакля, ролевой игры и др.

Организация образовательного процесса

Срок освоения программы:

  1. ступень -  «Стартовый уровень» – 1 - 2 год обучения;

2 ступень - «Базовый уровень» – 3 - 4 год обучения.

Форма обучения – очная. Основная форма учебных занятий – групповая. Наряду с групповой формой занятий используется индивидуальная и мелкогрупповая форма работы с учащимися с целью отработки приёмов игры на различных народных инструментах и подготовки к концертам.

Объем программы.

Общее количество часов на весь период обучения – 272 часа, в год - 68 часов.  

Режим занятий: 1 раз в неделю по 2 занятия. Продолжительность одного занятия – 40 минут.

Планируемые результаты в соответствии с уровнем освоения программы:

Ожидается, что к концу обучения дети получат возможность применять полученные знания и умения на  занятиях в школе и в окружающей жизни, смогут продолжить обучение в других ДО, связанных с допрофессиональной творческой подготовкой или другими видами развивающего обучения.

Планируемые результаты освоения программы

Личностные

Метапредметные

Предметные

-чувство гордости за свою родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической, национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов фольклора, традиций, обрядов и культуры российского народа;

-умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, их понимание и оценка;

-умение ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности;

-уважительное отношение к культуре других народов;

-овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками;

-умение использовать элементы народной культуры в повседневной жизни;

-формирование этических чувств, доброжелательности эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания, сопереживания чувствам других людей.

-овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности;

-освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия, исполнения, оценки произведений народного искусства;

-продуктивное сотрудничество со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач на уроке и во внеурочной деятельности;

-позитивная оценка своих музыкально-творческих возможностей.

-формирование представления об основах народной культуры, ее жанровом многообразии;

-формирование основ музыкальной культуры на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к народной музыке;

-формирование устойчивого интереса к народной культуре.

Результатом  изучения предмета «Основы народной культуры» станет восприятие детьми народной культуры как целостного мира, где главным являются идеи борьбы добра со злом и утверждения красоты и гармонии жизни. Приобщая ребёнка с раннего возраста к культуре родного народа, мы будем способствовать возрождению «специфической» и культурной памяти поколений, утверждению в сознании ребёнка место своего «я» в системе «семья», «род», «народ», «человечество». 

Ожидаемые результаты по годам обучения

Первый год обучения

По окончании первого года обучения учащиеся должны:

Знать:

 - правила поведения во время занятий, концерта, в транспорте;

- правила дорожного движения, правила техники безопасности по пути следования в      городском транспорте;

- основные понятия о жизни природы, смене времен года, их значении в народном календаре;

-  названия основных народных праздников, их назначение и знание некоторых обрядов, название предметов русского быта;

- знать простые пословицы, поговорки, загадки.

Уметь:

 - по показу педагога инсценировать несложные песни;

- сочетать пение с движением в хороводах и хороводных играх по показу;

- ритмично хлопать в ладоши, исполнять притопы.

Второй год обучения

По окончании второго года обучения учащиеся должны:

Знать:

 - правила поведения во время занятий, концерта, в общественных местах, и на массовом мероприятии;

- правила правильного пения и движения;

- мифологию жизни природы и человека, смены времен года;

- самые важные даты православного календаря, значение обрядов;

-  названия народных и православных праздников, их назначение и знание некоторых обрядов, название и назначение предметов народного быта;

- название  деревянных  народных инструментов: духовых и шумовых,

- содержание простых пословиц, поговорок, загадок;

- знать 2-3 народные игры.

Уметь:

 - с помощью педагога инсценировать несложные песни;

- умело сочетать пение с движением в хороводах и хороводных играх;

- стараться петь в унисон,

- ритмично хлопать в ладоши, исполнять притопы, исполнять несложные шаги, кружения,  повороты, уметь ходить по кругу и в шеренге;

-  под руководством педагога проводить игры и хороводы с другими учащимися.

Третий год обучения

По окончании третьего года обучения учащиеся должны:

Знать:

 - основные понятия о жизни человека, место семьи в его жизни и его место в семье;

- историю своей семьи;

- названия календарных и семейных праздников;

- обрядовые и ритуальные традиции календарных и семейных праздников;

- названия исполняемых фольклорных произведений, их жанры.

Уметь:

 - самостоятельно исполнять знакомые народные песни хором и индивидуально;

- импровизировать под музыку,  свободно сочетать пение с движением в играх и хороводах;

- под руководством педагога и самостоятельно проводить игры и хороводы с другими учащимися;

- использовать знания народной игры в массовом сценическом или игровом действии.

Четвертый год обучения

По окончании четвертого года обучения учащиеся должны:

Знать:

 - репертуар 1-2,3 года обучения;

-  правила поведения на массовых мероприятиях, экскурсиях, в храме;

 -  историю родного края;

 -  особенности песен и обрядов Западно-Сибирского региона;

-  историю православных традиций;

- соответствие игр и обрядов различным календарным праздникам.

Уметь:

 - чисто интонировать знакомые песни;

-  исполнять песни Западно-Сибирского края,

- инсценировать знакомые песни и сказки;

-  перестраиваться из круга в шеренги и колонны;

- импровизировать под музыку, используя знакомые танцевальные движения;

-  самостоятельно организовывать и проводить народные игры и хороводы.

К концу обучения дети получат представление:

- об основных нравственных законах развития мира природы и общества;

- календарных праздниках и обрядах, характерных признаках того или иного праздника;

- об основных видах народного творчества;

- о содержании и жанрах детских фольклорных произведений;

- о правилах поведения и общения среди сверстников и на массовых мероприятиях.

В результате освоения программы  к концу четвертого года обучения  обучающиеся

получат навыки:

- индивидуального  и хорового пения;

- рассказывания сказки, загадывания загадки, пения частушки и других жанров фольклора;

- активного использования элементов народной культуры в повседневной жизни;

- активного участия в народных играх, умелой организации игры.

- приобретут комплекс специальных знаний и навыков в музыкально-песенном фольклоре, в вокально-постановочной работе.

будут стремиться:

- беречь окружающий мир природы, семьи, жизненного пространства;

- осознавать свое место в окружающем мире;

- организовывать свое пространство и время в соответствии с поставленной целью;

- продолжить образование по  овладению новыми знаниями о народной культуре;

- соответствовать сформированному духовному идеалу.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Учебный (тематический) план

1 год обучения

Название темы

Количество часов

Всего

часов

теория

практика

1

Введение. Знакомство с понятием фольклор, традиции, обряд.

1

1

-

2

«Сентябрь — румянец осени»

4

1

3

3

Обрядовый фольклор

7

-

1

4

«Октябрь — листопад, грязник, подзимник»

4

1

3

5

Народные игровые песни осеннего календаря.

6

-

6

6

«Ноябрь — листогной, ворота зимы

2

1

1

7

Устное народное творчество

2

-

2

8

Просмотр выступлений профессиональных фольклорных коллективов.

2

2

-

9

«Декабрь — стужайло, хмурень, шапка зимы»

2

1

1

10

Постановка сценок – «Святки»

5

-

5

11

«Январь — снеговик, трескун, году —начало, зиме — середка»

2

1

1

12

«Февраль — лютый, снежень, кривые дороги»

2

1

1

13

«Март — протальник, предвесенье»

2

1

1

14

Постановка сценок «Встреча весны»

5

-

5

15

«Апрель — снегогон, водолей, первоцвет»

2

1

1

16

Этнография.

1

1

-

17

«Май — травень, цветень»

1

1

-

18

Постановка сценок «Троица»

5

-

5

19

Посещение выставок.

1

-

1

20

Подготовка к концертным выступлениям

8

1

7

21

Участие в фестивалях, концертах

3

3

22

Итоговое занятие

1

1

Итого:

68

14

48

Содержание программы

1 год обучения

Введение. Знакомство с понятием фольклор, традиции, обряд. (1 ч)

Тема «Сентябрь — румянец осени (4 ч)

Приметы сентября. Песенки-игры. Загадки, Считалки. Пословицы и поговорки.

Обрядовый фольклор (7 ч)

Знакомство с обрядовыми песнями. Творческие задания.

 Народные игровые песни осеннего календаря. (6 ч)

 Разучивание народных песен: «Садила баба, лук-чеснок», «Во кузнице», «Дуня – тонкопряха» и др. Песенный материал используется во время проведения народных праздников Осеннего календаря – Супрядка (посиделки), На Кузьму-Демьяна, Параскева-льняница, Осенины.

Тема «Октябрь — листопад, грязник, подзимник» (4 ч)

Приметы октября. Загадки. Считалки. Пословицы н поговорки. Молчанка. Скороговорка. Игровой хоровод. Перевертыши. Плясовая песня.

Тема «Ноябрь — листогной, ворота зимы (2 ч)

Приметы ноября. Загадки. Пословицы и поговорки. Песня-игра. Песня-закличка, Игровой хоровод.

Устное народное творчество. (2 ч)

Устные формы фольклорных традиций. Виды и жанры традиционного и современного фольклора. Пестушки, потешки, прибаутки, пословицы и поговорки, загадки, сказки.

Просмотр выступлений профессиональных фольклорных коллективов. (2 ч)

Посещение выступлений фольклорных коллективов, просмотр видеозаписей концертов, обрядовых праздников.

Тема «Декабрь — стужайло, хмурень, шапка зимы» (2 ч)

Приметы декабря. Пословицы и поговорки. Загадки. Колыбельные. Считалки. Скороговорка. Песня-игра. Плясовая песня. Закличка. Колядки. Зимние поздравительные обходы.

Постановка сценок – «Святки» (5 ч)

Изготовление совместно с детьми элементов костюмов,  атрибутики к празднику.

Разучивание и показ доступных детям первого класса сценок, святочных игр, игровых песен.

Тема «Январь — снеговик, трескун, году —- начало, зиме — середка» (2 ч)

Приметы января. Пословицы и поговорки. Зимняя сказка. Загадки. Песня - игра.

Тема «Февраль — лютый, снежень, кривые дороги (2 ч)

Приметы февраля. Пословицы и поговорки. Считалка. Масленица. Масленичные песни. Загадки. Игры.

Тема «Март — протальник, предвесенье» (2 ч)

Приметы марта. Загадки. Пословицы и поговорки. Весенние заклички. Скороговорка. Песни-игры.

Постановка сценок «Встреча весны» (5 ч)

Индивидуальная и групповая работа. Разучивание обрядовых песен, танцев, игр.

Сценки и обряды посвященные празднику «Встреча весны»

Тема «Апрель — снегогон, водолей, первоцвет» (2 ч)

Приметы апреля. Пословицы и поговорки. Весенние заклички. Молчанка. Считалка. Весенние поздравительные обходы. Докучная сказка. Песня-игра.

Этнография. (1 ч)

Определения и история науки. Основные направления этнографического исследования.

Презентация об этнографических экспедициях.

Тема «Май — травень, цветень(1 ч)

Приметы мая. Пословицы и поговорки. Величальная песня. Загадки. Закличка. Считалка. Песни-игры

Постановка сценок «Троица» (5 ч)

Разучивание троичных игр, хороводов. Разыгрывание обрядовых песен и хороводов.

Посещение   музея г.Томска (1 час)

Подготовка к концертным выступлениям (8 часов)

Участие в концертах (3 часа)

Итоговое  занятие (1 ч)

Учебный (тематический) план

2 год обучения

    №

Название темы

Количество часов

всего

теория

практика

1

Вводное занятие. Инструктаж по ОТ. Вспоминаем игры, песни хороводы

1

1

1

2

«Мир фольклора — мир народной мудрости»

1

1

-

3

«Осень — перемен восемь»  

5

1

4

4

Край мой древний – земля  Сибирская. Знакомство с песнями, играми, хороводами  жителей Томской земли

6

1

5

5

Славяне – наши предки. Традиции славян

2

1

1

6

Основные компоненты женского и мужского костюмов в древней Руси

2

1

1

7

«Здравствуй, гостья Зима!

5

1

4

8

Игровая обрядовая культура

6

1

5

9

«Не пугай, зима, весна придет!»

6

1

5

10

Просмотр выступлений профессиональных фольклорных коллективов

1

1

-

11

Весна - красна нам добра принесла!»

4

1

3

12

Народные ремёсла и промыслы. Посещение музея

1

1

-

13

Работа над постановкой сценок и обрядовых песен

10

-

10

14

 Итоговая творческая работа

1

-

1

15

Посещение    концертов профессиональных коллективов

1

1

16

Подготовка к концертным выступлениям

11

11

17

Участие в концертах, фестивалях

4

4

18

 Обобщающее занятие, обсуждение совместной деятельности учащихся

1

1

Итого:

68

11

57

Содержание программы

2 год обучения

Вводное занятие. Инструктаж по ТБ. Вспоминаем игры, песни хороводы(1 ч)

Тема «Мир фольклора — мир народной мудрости (1 ч)

Осенняя песня-закличка. Повторение любимых песен, игр, считалок, загадок.

«Осень — перемен восемь» Тема (5 ч)

Встреча осени. Осенние приметы. Песни. Игры. Сказки. Докучная сказка. Пословицы. Поговорки. Загадки. Считалки. Скороговорки.

Край мой древний – земля  Сибирская (6 ч)

Беседа о  Сибири,  о Томской  области, о Спасском поселении Томского района -  место расположения,  знакомство с историей, традициями. Знакомство и разучивание песен, игр, хороводов  томской земли

Славяне – наши предки (2 ч)

Древние славяне. Язычество древних славян. Мифы: Небо. Солнце. Заря. Знакомство с народными традициями славян. Народные игры и забавы.

Основные компоненты женского и мужского костюмов в Древней Руси (2 ч)

Женский костюм. Женские головные уборы. Мужской костюм. Отношение к одежде.

Практические занятия:  аппликация, рисунки. Отличие праздничного народного костюма от повседневного. Просмотр док/фильма по истории русского костюма.

Тема «Здравствуй, гостья Зима!» (5 ч)

Предзимье и его приметы. Зимние заклички. Заедки. Считалки. Пословицы и поговорки. Песни. Игры. Хороводы. Колыбельные. Подготовка к Зимним Святкам. Колядки.

Игровая обрядовая  культура (6 ч)

Виды игрового фольклора – считалки, игровые песни, приговорки. Их характеристика.
Потешный фольклор – творчество взрослых и детей, не связанное рамками места и времени действия. Виды потешного фольклора: скороговорки, молчанки, голосянки, прибаутки, небылицы-перевертыши.
Общерусские и местные варианты игрового и потешного фольклора. Его творчески развивающая и художественно-эстетическая ценность.

Тема «Не пугай, зима, весна придет!» (6 ч)

Зимние приметы. Святочные игры. Песни. Зимние забавы и заклички. Пословицы и поговорки. Скороговорки. Загадки. Масленица. Масленские песни. Предвесенье. Весенние заклички. Игры.

Просмотр выступлений профессиональных фольклорных коллективов (1 ч)

Прослушивание и просмотр записей фольклора. Посещение фольклорных праздников.

Тема Весна-красна нам добра принесла!» (4 ч)

Приметы весны. Хороводы. Трудовая. Песни-игры. Загадки. Считалки. Пословицы и поговорки. Скороговорки. Докучная сказка. Перевертыши.

Народные ремёсла и промыслы. Посещение музея (1ч)

Крестьянские ремёсла. Мужские и женские профессии.

Обработка льна. Посещение музея

Постановка сценок и обрядовых песен (10 ч)

Работа над ролью, индивидуальная работа. Мастерство актера. Работа над образом героя. Репетиции. Музыкальный фольклор

Итоговая творческая работа (1 ч)

Сценическое воплощение игровой программы, концертных номеров, инсценировок сказок, песен

Посещение    концертов профессиональных коллективов (1 час)

Подготовка к концертным выступлениям (11 часов)

Участие в концертах и фестивалях (4 часа)

Обобщающее занятие, обсуждение совместной деятельности учащихся.(1 ч)

Подведение итогов работы что получилось и что можно улучшить в следующем учебном году.

Учебный (тематический) план

3 год обучения

Название темы

Количество часов

всего

теория

практика

1

Вводное занятие. Инструктаж по ОТ. Вспоминаем игры, песни хороводы

1

1

1

 2

«Где песня льется, там легче живется»

5

1

4

3

 Православный календарь. Православные праздники.

3

1

2

4

Семейно-бытовые обряды. Жизненный круг от рождения

2

1

1

5

 Осенняя ярмарка. Обычаи и традиции.

3

1

2

6

 Игровая программа «Веселая ярмарка

1

1

7

«Беседа дорогу коротает,а песня — работу».  

4

1

3

8

«Были бы гости — будут и пляски»

6

1

5

9

«Куда запевала, туда и подголоски»

4

1

3

10

Знакомство с декоративно - прикладным искусством. Посещение музея

2

1

1

11

«Добро того учит, кто слушает»

5

1

4

12

«Все в свой прок». Хороводные игры

5

1

4

13

Верованье и поверья

3

1

2

14

Работа над постановкой сценок и обрядовых песен

8

8

15

 Итоговая творческая работа

1

1

16

Посещение    концертов профессиональных коллективов

1

1

17

Подготовка к концертным выступлениям

9

9

18

Участие в концертах, фестивалях

4

4

19

 Обобщающее занятие, обсуждение совместной деятельности учащихся

1

1

Итого:

68

12

56

Содержание программы

3 год обучения

Вводное занятие. Инструктаж по ТБ. Вспоминаем игры, песни хороводы ( 1 ч)

Тема «Где песня льется, там легче живется (5 ч)

Встреча осени. Осенние приметы. Песни осенних трудовых обрядов.  Свадебные игры с куклами. Игровые хороводы. Плясовые песни. Пословицы и поговорки. Загадки. Скороговорки.

Тема «Православный календарь. Православные праздники» (3 ч)

Семейно-бытовые обряды (2 ч)

Жизненный круг – от рождения.Колыбельные песни. Свадебные обряды.   Копилка народной мудрости. Семейный фольклор.

 Осенняя ярмарка (3 ч)

Обычаи и традиции проведения осенних ярмарок на Руси. Игровые хороводы,   песни. Словесный фольклор. Народное гулянье. Праздничная ярмарка.   Роль детей в ярмарочном гулянье.

Игровая программа «Осенняя ярмарка» (1 ч)

Сценическое воплощение пройденной темы «Осенняя ярмарка». Игры, песни, хороводы.

Тема «Беседа дорогу коротает,а песня — работу» (4 ч)

Приметы поздней осени. Осенние посиделки. Песни, Игры. Загадки. Пословицы и поговорки. Скороговорки.  Песни осени. Трудовая деятельность крестьян. Осень год кормит. Русская народная песня «Пряха», «Во кузнице».

Тема «Были бы поспи — будут и пляски (6 ч)

Зимние приметы. Песни-игры. Народные инструменты. Загадки. Шутки-прибаутки и небылицы. Скороговорки. Подготовка к Зимним Святкам. Разучивание народных игровых песен.

Тема «Куда запевала, туда и подголоски» (4 ч)

Зимние приметы. Зимние Святки. Колядки. Песни. Игры. Загадки. Шутки-прибаутки. Небылицы. Скороговорки. Пословицы и поговорки. Распевные лирические песни.

Декоративно прикладное искусство (2 ч)

Дымковские игрушки. Характерные гамма красок дымковской росписи: синий (ультрамарин), оранжевый (сурик), желтый (хром), зеленый (крон зеленый), малиновый (фуксин), коричневый, черный (сажа).  Посещение музея г. Томска

Тема «Добро того учит, кто слушает» (5 ч)

Приметы предвесенья. Весенние заклички. Игры. Пословицы и поговорки. Скороговорки. Загадки.  Разучивание веснянок. Праздник Масленицы – проводы зимы. Семейные обряды Масленицы.  

Тема «Все в свой прок» (5 ч)

Народная мудрость о весне, о труде. Пословицы и поговорки. Заклички. Хороводные игры. Традиционные праздники летнего календаря и их песни. Семейные традиции летнего календаря.

Верования и поверья ( 3 ч)

Примета. Христианская  вера. Ангел. Ведьма. Водяной. Домовой. Дрёма. Знахари. Кикимора.

Колдун. Леший. Молитва. Плотник. Ребёнок. Разучивание народных игр

Работа над постановкой сценок и обрядовых песен (8 ч)

Итоговая творческая работа (1ч)

Посещение    концертов профессиональных коллективов (1ч)

Подготовка к концертным выступлениям (9 ч)

Участие в концертах, фестивалях (4 ч)

Обобщающее занятие, обсуждение совместной деятельности учащихся (1 ч)

Учебный (тематический) план

4 год обучения

 №

Название темы

Количество часов

всего

теория

практика

1

Вводное занятие. Инструктаж по ОТ. Вспоминаем игры, песни хороводы

1

1

1

2

«Всему свое время»

5

2

3

3

«Песня поется не как придется, а надо лад знать»

4

1

4

4

 «Человек живет верой»  

2

1

3

5

«Какова песня, таковы и слова»

8

1

7

6

Постановка сценок и народных сказок

9

1

8

7

«Какова погудка — такова и пляска»

8

1

7

8

«История и культура Западно-Сибирского края»

4

1

3

9

 «Казачьи песни родного края»  

5

1

4

10

  Посещение краеведческого музея. Знакомство с казачьей культурой Томской земли.

2

1

1

11

 Постановка сценок и обрядовых песен

10

1

9

12

 Итоговая творческая работа

1

1

13

Посещение    концертов профессиональных коллективов

1

1

14

Участие в концертах и фестивалях

4

4

15

Обобщающее занятие

1

1

 Итого:

68

12

57

Содержание программы

4 год обучения

Вводное занятие. Инструктаж по ТБ. Вспоминаем игры, песни хороводы ( 1 ч)

Тема  «Всему свое время» (5 ч)

Время и ритм в народных песнях и танцах. Календарные. Хороводные. Плясовые. Пословицы и поговорки. Скороговорки. Приметы народного календаря.

Тема «Песня поется не как придется, а надо лад знать (4 ч)

Характерные интонации песен различных регионов России: Западного, Южного, Урала, Сибири, Севера, Центрального, Поволжья. Пословицы и поговорки. Приметы народного календаря. Знаменитые собиратели фольклора.

Тема: «Человек живет верой» (2 ч)

Православный храм.  Храмы города Томска. Спасский храм с. Коларово. Главные народные святыни. Мир русского монастыря. Экскурсия в г.Томск и Спасский храм

Тема «Какова песня, таковы и слова» (8 ч)

Песни святочного гадания. Хороводные. Игровые. Свадебные. Колыбельные. Лирические. Пословицы н поговорки. Приметы народного календаря.

Постановка сценок и народных сказок ( 9 ч)

История изучения народной докучной  сказки. Постановка сценок и сказок, репетиции, выполнение эскизов костюмов. Костюмированные выступления.

Тема «Какова погудка — такова и пляска» (8 ч)

 Народные пляски. Хороводные. Плясовые. Строевые. Пословицы и поговорки.  

Тема «История и культура Западно-сибирского края» (4 ч)

Знакомство с историей родного края.  Разучивание песен, собранных в Сибирском крае Народные песни, игровые хороводы.

Тема «Казачьи песни родного края» (5 часа)

Знакомство с творческими коллективами Спасского поселения. Фольклорные песни с. Яр Томского района.

Тема   Посещение краеведческого музея. Знакомство с казачьей культурой Томской земли  (2 ч)

Знакомство с национальными традициями украшения тканей. Образно-выразительный язык декоративного искусства. Украшение тканей различными способами. Набивка. Вышивка. Ритм - повтор мотива в орнаменте. Особенности казачьей культуры, одежды, головных уборов.

Постановка сценок и обрядовых песен (10 ч)

Работа над ролью, индивидуальная работа. Мастерство актера. Работа над образом героя. Репетиции. Музыкальный фольклор

Итоговая творческая работа (1 ч)

Сценическое воплощение игровой программы, концертных номеров, инсценировок сказок, песен.

Посещение    концертов профессиональных коллективов (1 час)

Подготовка к концертным выступлениям (11 часов)

Участие в концертах и фестивалях (4 часа)

Обобщающее занятие (1 час)

ФОРМЫ КОНТРОЛЯ, АТТЕСТАЦИИ И КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ

          Основными видами контроля успеваемости по предмету являются:

- текущий контроль успеваемости учащихся,

- промежуточная аттестация.

          Текущий контроль успеваемости учащихся направлен на поддержание учебной дисциплины, выявление отношения учащегося к изучаемому предмету,  повышение уровня освоения текущего учебного материала; имеет воспитательные цели и учитывает индивидуальные психологические особенности обучающихся.

          Текущий контроль осуществляется преподавателем регулярно, отметки выставляются в журнал (каждое 2-3 занятие) и дневник учащегося. В них учитываются:

- отношение обучающегося к занятиям, его старание, прилежность;

- инициативность и проявление самостоятельности;

- темпы продвижения.

           Промежуточная аттестация определяет успешность развития обучающегося и степень освоения им задач на данном этапе.

           Промежуточная аттестация проводится в форме контрольного урока и  концертного выступления.

           Обязательным является методическое обсуждение, которое должно носить рекомендательный аналитический характер, отмечать степень освоения учебного материала, перспективы и темп развития обучающегося.

           Годовая оценка выставляется на основании: совокупности результатов по всем формам промежуточной аттестации в течение года и текущего контроля.

          Формы проведения контроля:

- начальный – в начале года (тестирование);

- текущий – в течение года (наблюдение);

- конечный – в конце года (зачет, концерт, праздник).

          Формы подведения итогов. В большинстве своем календарные праздники являются одной из форм мониторинга и подведения итогов реализации программы. На празднике дети могут проявить приобретенные навыки и знания, выявить свои творческие способности и продемонстрировать свои успехи. Так же используется анкетирование, наблюдение, участие детей в фестивалях, конкурсах.

          В календарно-тематическом плане каждое занятие имеет название, связанное с основной темой курса: народной традиционной культурой. Согласно теме занятия  по возможности подбирается  оборудование, наглядный и видео материал, игровой, песенный и танцевальный репертуар.

Диагностика:

начальная – проводится начальное тестирование.

текущая –отслеживание уровня обученности и воспитанности по индивидуальной карте, изучение сформированости гражданской позиции, эмоциональной выразительности и артистичности (наблюдение за обучающимися в процессе выступлений).

Итоговая – изучение уровня творческого и личностного развития (проводится педагогом)

Критерии оценки текущего контроля, промежуточной аттестации  учащихся

По итогам исполнения программы на контрольном уроке или концертном выступлении выставляется оценка:

Оценка

Критерии оценивания выступления

5 («отлично»)

технически качественное и художественно осмысленное исполнение, отвечающее всем требованиям на данном этапе обучения

4 («хорошо»)

отметка отражает грамотное исполнение с небольшими недочетами (как в техническом плане, так и в художественном)

3 («удовлетворительно»)

исполнение с большим количеством недочетов, а именно: недоученный текст, слабая техническая подготовка, малохудожественная игра, отсутствие свободы игрового аппарата и т.д.

Выставление оценки «2»  (неудовлетворительно) противоречит эстетическим задачам предмета «Основы народной культуры», направленным на формирование положительного отношения к искусству.

График проведения промежуточной аттестации

Год обучения

Сроки  сдачи

Программа

Вид контроля

1

I полугодие

Декабрь

2 произведения

Контрольный урок. Игровая программа

II полугодие

Апрель-Май

2 произведения

Концертное выступление

2

I полугодие

Декабрь

2 произведения

Контрольный урок. Игровая программа

IIполугодие

Апрель-Май

2 произведения

Концертное выступление

3

I полугодие

Декабрь

2 произведения

Контрольный урок

Игровая программа

IIполугодие

Апрель-Май

2 произведения

Концертное выступление

4

I полугодие

Декабрь

2 произведения

Контрольный урок

Игровая программа

IIполугодие

Апрель-Май

2 произведения

Концертное выступление

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ

РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

         Кадровое обеспечение – преподаватель, обладающий необходимым уровнем квалификации и имеющий  режиссерское педагогическое образование.

Материально-технические условия реализации программы

         Учебная аудитория, предназначенная для проведения занятий, должна быть соответствующей санитарно-гигиеническим требованиям по площади и уровню освещения, температурному режиму.                

В помещении должны быть:

  • музыкальные инструменты -  баян, гармонь, ксилофоны, металлофоны;
  • шумовые инструменты (ложки, трещотки, треугольники, рубель, румбы, маракасы и т.п.);
  • стулья для учащихся и преподавателя;
  • грифельная доска и мел или доска с другим покрытием;
  • музыкальный центр.
  • Видео проектор, ноутбук.

-     Костюмы, элементы народного костюма.

  • Необходимые атрибуты и оформление к праздникам.

При успешной педагогической образовательной  деятельности:

Уровень освоения учащимися тем программы должен быть не менее 70 % (хороший уровень).

Получение свидетельств о дополнительном образовании не менее 70% обучающихся.

Хорошие отзывы родителей обучающихся.

Хорошие отзывы слушателей  программ, спектаклей.

Дипломы, сертификаты об участии, победе в конкурсах и фестивалях.

Методическое обеспечение образовательной программы:

- разработки, сценарии;

- видео мастер-классов по вокалу, хореографии, игре;

- видео-записи календарных праздников;

- аудио-записи музыкального материала;

- слайды, видео фильмы по темам занятий.

Дидактическое обеспечение программы:

-  наглядные пособия по программе;

-  предметы народного быта, народные игрушки;

-  шумовые народные инструменты: ложки, трещотки, бубны и др.

-  нотные сборники;

-  аудио, видео-записи.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Список литературы для преподавателей

1. Аксюк С.В. Песни Аграфены Оленичевой. – М. Советский композитор 1960. 87 с.

2. Аркин Е.Я. Ты, березка моя. – Омск Книжное издательство 1987. 87 с.

3. Голубцов С.В. Песни сибирских казаков/ С.В.Голубцов – Омск, ЗАО «Полиграф», 2011, 282с.

4. Детские музыкальные праздники. Камаева Т.Ю. 1994.

5. Дубовик С., Черкасова О. Хоровод круглый год. Сборник сценарно-методических материалов для детских народно-хоровых коллективов часть 2. Екатеринбург: СГОДНТ, 2010, 68с.

6. Дубовик С. В хороводе были мы. Сборник литературных материалов и русских народных песен и частушек. Екатеринбург: СГОДНТ 2010, 68с.

7. Зуева Т.В. Русский фольклор: Слов.-справочник: Книга для учителя - М.: Просвещение, 2002. - 334с

8.Календарно-обрядовая поэзия сибиряков /Сост. Ф. Ф. Болонев, М. Н. Мельников. Новосибирск, 1981.

9. Кабинетская Т.Н. Традиционные русские праздники в начальной школе. Псков 1998. 56 с.

10. Колесникова В.С. Русские православные праздники. – М. Крон-Пресс, 1996, 165 с.

11.Куприянова Л.Л. Русский фольклор. Пособие для учителя музыки общеобразовательной школы. М., 1998.- 48 с

12. Леонова Т.Г. Народные песни Прииртышья. Новосибирск. Западно-Сибирское книжное издательство 1969. 56 с.

13. Меканина Л. Хрестоматия русской народной песни. – М. Музыка. 1991. 253 с.

14. НауменкоГ.М..Дождик, дождик, перестань! Русское народное детское музыкальное творчество. М., 1988.

15.Новицкая М.Ю., «Введение в народоведение. Родная земля: Книга для учителя. 1-2 кл.-М.: Дрофа, 2001 г.- 208 с.

16. Песенные узоры. Русские народные песни, игры для детей школьного возраста /сост. Н.Сорокин. – Вып. 1-3. – М.: Музыка, 1986-1989.

17. Русская мифология. Энциклопедия. – М., Эксмо; СПб.; Мидгард, 2006. – 786 с.

18. Рыженко Г.Д. Народный месяцеслов – М. Современник. 1991. 189 с.

19.  Сахаров И.П. Сказания русского народа. М. Художественная литература.1997. 267 с.

20. Традиционные промыслы и ремесла. №5. 1997. 46 с.

21. Усова А.П. Русское народное творчество в детском саду.- М. Уч.пед.изд-во 1962. 126 с.

22. Филатов Ю.Н. Поэзия русских деревень.- М. Советская Россия.1990.

23. .Хрестоматия сибирской русской народной песни. Н. «Книжица», 2001

24. Шайдуров Н.В. Традиционная тряпичная кукла: Учебно-методическое пособие. – СПб, ООО «Издательство,  «ДЕТСТВО-ПРЕСС» 2011 – 176 с.

25. Школа этнической социализации детей раннего возраста. Методическое пособие. – Новосибирск: Книжица, 2004. – 56с.

Список литературы для детей

1.   Даль В. Круглый год. М. 1987.

2.  МиловскийА.Песнь Жар-Птицы. М. Детская литература 1987.

3.   Мы идем с тобой играть. М. Просвещение 1995.

4.   Науменко Г.М. Новицкая М.Ю. Раз, два, три, четыре, пять. М. 1998.  

5.   Никин Б.А. Русский фольклор. М. Художественная литература 1995.

6.   Рождественская елка . м. Молодая гвардия 1992.        

7.   Новицкая М.Ю. Введение в народоведение. Родная земля. 1-2 классы.      

        Учебник-тетрадь №№ 1-4. «Дрофа» 2001.

8.  Новицкая М.Ю. Родная земля 3 класс «Дрофа» 2002г.

9.  Частушки.  М. Художественная литература 1992

10. Петров В. М. Весенние праздники, игры и забавы для детей.  М., «Творческий центр», 2002.

11.   Петров В.М. Зимние праздники и забавы для детей. М., «Творческий центр», 2001.

12.  Петров В.М. Осенние праздники, игры и забавы для детей.  М., «Творческий центр», 2001

Приложение 1

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

Работа с родителями

          Занятия традиционной культурой предполагают возрождение и формирование у детей семейных ценностей и семейного уклада. В связи с этим с родителями и семьями воспитанников является не только желательной, но и обязательной. Сотрудничество с родителями осуществляется по нескольким направлениям:

-  Организация и проведение внутришкольных мероприятий (чаепития, день именинника, концерты для родителей, праздники совместно с родителями).

- Организация и проведение открытых мероприятий (народные праздники, концерты, фестивали).

- Организация и проведение  фольклорных игровых программ в летнем пришкольном лагере.

- Организация и проведение совместных творческих и экскурсионных поездок.

- Организация и проведение концертов и выступлений по месту  жительства учащихся.

    Родители являются почетными гостями на всех мероприятиях, и за праздничный стол должны садиться вместе с детьми, причем дети должны сначала порадовать родителей выступлением, а потом угостить их за столом.

    Во время совместных поездок дети и родители должны подчиняться одним требованиям коллективного общежития, вне зависимости от желания побаловать своего ребенка. Таким образом, дети начинают по-новому относиться к исполнению своих обязанностей, а родители адекватно оценивают меру самостоятельности  взрослости своего ребенка, что помогает вывести внутрисемейные отношения на качественно новый уровень.

                   

Примерный песенный, игровой, танцевальный репертуар

Календарные песни:

«Осень, осень, в гости просим»

«Вейся, завейся капустка»

«Пшеничку пожали»

«Пора жито жать»

«Авсень, авсень, завтра новый день»

А дай Бог тому, кто в этом дому»

«У скупого мужика»

«Коляда-моляда»

«Пошла коляда»

«Сеем-веем, повеваем»

«Счастья вам, с новым годом»

«Да ой, масленица»

«Чувиль-виль-виль»

«Весна-красна»

«Сороки-вороны»

«Солнышко-ведрышко»

Колыбельные и детские:

«Котя, котенька, коток»

«Колыбельная»

«Пойду ль я, выйду ль я»

Бытовые песни:

«Прялица»

«Лучина»

«Во кузнице»

«Посеяли девки лен»

Обрядовые песни:

«Сею вею, повеваю»

«Коляда, Коляда»

«По лугам, лугам зеленым»

Игровой фольклор:

«Дуйся, пузырь»

«Как у дяди Трифона»

«Воевода»

«Кыш, воробей»

Воробьи-вороны»

«Стригу овечек»

«У Маланьи.у старушки»

«И шел козел дорогою»

«Коршун»

«Гори, гори ясно»

«Кострома»

«Горшки»

«Золотые ворота»

«Пошла коза по лесу»

«Колпачок»

«Дударь»

«Репка, репонька»

«Ходит Ваня»

«Растяпа»

Хороводные, шуточные и плясовые песни:

«В хороводе были мы»

«Во поле орешина»

«Возле речки, возле мостика»

«Купим мы, бабушка, тебе курочку»

«Где ж ты был, мой черный баран»

«Ну-ка как Ваня-Ванюшенька»

«Мак-маковистый»

«Служил я хозяину»

«Где был, Иванушка»

«Как у наших у ворот»

«А мы просо сеяли»

«Бояре»

«Комарочек»

Потешный фольклор:

«Был у бабушки козел»

«Барашеньки-крутороженьки»

«Тпруни, тпруни, у Петруни»

«Ой, чук, чучики»

«Ай, тари, тари, тари»

«Чики, чики, чикалочки»

Сказки с музыкальными припевами:

«Теремок»

«Колобок»

«Курочка и коза»

Бытовые танцы:

«Во саду ли, в огороде»

«Полечка»

«Краковяк»

Хоровод «Во поле березка»

Фольклорные праздники и обряды:

«Жниво»

«Кузьминки»

«Коляда»

«Святочная вечерка»

«Масленица»

«Встреча весны»

«Пасха»

Танцы

Хоровод «Баяре, а мы к вам пришли»

Хоровод «Ах, вы сени»

Плясовая «Веселушки»

Танец «При народе в хороводе»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Народное творчество»

Одним из приемов формирования интереса учащихся является использование нетрадиционного материала для традиционных промыслов в области декоративно-прикладного искусства, что позволяет активизировать уч...

ПРОГРАММА курсов внеурочной деятельности «Формирование культуры здоровья» (спортивно - оздоровительное направление)

Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Формирование культуры здоровья» включает в себя  знания, установки, личностные ориентиры и нормы поведения...

Программа внеурочной деятельности "Мир народной культуры" для обучающихся 5 класса

Содержание данной программы внеклассной деятельности школьников подчиняется следующим принципам:—личностно ориентированное обучение (поддержка индивидуальности ребёнка; создание условий для реал...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Хранитель культуры и добра" для 6 классов

Воспитание художественной культуры и развития литературных способностей помогают детям осознать единство мира и своё место в этом мире. ...

Рабочая программа по внеурочной деятельности (физическая культура) для 1 класса

Рабочая программа внеурочной деятельности "Общая физическая подготовка" для 1 класса расчина на 34 час в неделю....

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Мир культуры"

quot;Мир культуры" Духовно-нравственное направление...

Программа по внеурочной деятельности "Народные промыслы"

Программа по внеурочной деятельности "Народные промыслы"...