Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Народное творчество»
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 5 класс) на тему

Фёдорова Ольга Михайловна

Одним из приемов формирования интереса учащихся является использование нетрадиционного материала для традиционных промыслов в области декоративно-прикладного искусства, что позволяет активизировать учащихся, повысить их интерес к русской истории, культуре, обычаям.

Данная программа представляет собой разработанный дополнительный внеурочный курс по развитию эстетической культуры учащихся и способствует формированию личностных и метапредметных результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Управление образования администрации МО ГО «Сыктывкар»

«Сыктывкар» кар кытшынмуниципальнöйюкöнлöн

администрациясайöзöсвелöдöмöнвеськöдланiн

МАОУ «Гимназия имени А.С.Пушкина»

А.С.Пушкиннима гимназия МАВУ

Рассмотрена и рекомендована                                         Утверждена приказом

Методическим объединением                                        №        _____      от    __.__.20__ г.      

___________________________                                      Директор Л.И.Гладкова

Протокол №_ от «__» ______ 20__ г.                  в редакции приказа ______ от __.__.20__ г.

Протокол №_от «__» ______ 20__г.

Рабочая программа курса внеурочной деятельности

 «Народное творчество»

Уровень: основное общее образование

Возраст учащихся -11лет

художественно-творческая направленность развития личности

(Фёдорова О.М, учитель изобразительного искусства и технологии.)

г. Сыктывкар

2015г.

  1. Пояснительная записка

Одним из приемов формирования интереса учащихся является использование нетрадиционного материала для традиционных промыслов в области декоративно-прикладного искусства, что позволяет активизировать учащихся, повысить их интерес к русской истории, культуре, обычаям.

Данная программа представляет собой разработанный дополнительный внеурочный курс по развитию эстетической культуры учащихся и способствует формированию личностных и метапредметных результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования МАОУ «Гимназия им. А.С. Пушкина».

Цели курса:

  • способствовать приобщению к национальной культуре;
  • создать условия для формирования и развития творческих способностей учащихся в художественной обработке материалов.

Задачи курса:

  • активизация творческого потенциала, мыслительной деятельности, моторных навыков;
  • развитие самостоятельности и познавательной активности учащихся;
  • создание условий для самостоятельного самоопределения;
  • воспитание уважения к народным традициям.

Для проведения занятий используются различные формы работы: экскурсии в музей, беседы, викторины, конкурсы, электронные презентации, работа в Интернете. Коллективные, групповые, индивидуальные. Обучение ведется в основном в форме практических занятий, с использованием наряду с традиционными формами и методами обучения — проблемного обучения, метода проектов, игровых элементов, разнообразного дидактического материала, экспонатов старины и современных предметов и вещей, в которых использованы знания и умения наших предков.

  1. Личностные и метапредметные результаты освоения программы курса внеурочной деятельности.

В результате освоения программы курса внеурочной деятельности ««Народное творчество» формируются следующие личностные и метапредметные результаты, соответствующие требованиям федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.

Личностные результаты.

- Готовность и способность учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; готовность и способность осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов.

- Сформированность ответственного отношения к учению; уважительного отношения к труду, наличие опыта участия в социально значимом труде.

- Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.

-Развитость эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера (способность понимать художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;    - Сформированность основ художественной культуры, Учащихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; эстетическое, эмоционально-ценностное видение окружающего мира;

- Способность к эмоционально-ценностному освоению мира, самовыражению и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры; уважение к истории культуры своего Отечества, выраженной в том числе в понимании красоты человека; потребность в общении с художественными произведениями, сформированность активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности).

Метапредметные результаты.

Оценивание метапредметных результатов проводится в форме подготовки и проведении итогового проекта – участие в выставке в конце изучения данной программы.

          Регулятивные УУД: решать творческую задачу, используя известные средства; вносить коррективы в свою работу.

Познавательные УУД: различать формы в объектах; группировать произведения их характерным особенностям;

Коммуникативные УУД: выражать собственное эмоциональное отношение к изображаемому; договариваться и приходить к общему решению, работая в паре, группе. 

Предметные: передавать в рисунке простейшую форму, цвет предмета; правильно работать акварельными и гуашевыми красками; высказывать суждения о картинах и предметах декоративно-прикладного искусства (что больше всего понравилось, почему).

К концу курса «Народное творчество» учащийся должен овладеть основами изобразительной грамоты, художественными средствами декоративного искусства, прежде всего композицией колористической.

Усложняется представления о человеке, окружающих его предметах. Учащийся от интуитивного рисования переходит к сознательной художественной деятельности, у него развиваются способности творческого восприятия природы, жизни, искусства.

Учащийся приобретает навыки пользования простейшими материалами: глина (соленое тесто), бумага, ткань и др.; стремиться самостоятельно находить ответы на поставленные вопросы, приобретает навыки анализа и оценивания своей работы и работ других.

Учащиеся должны иметь представление об основных понятиях декоративно-прикладного искусства, например, таких, как: хохлома, дымковская игрушка, городецкая, орнамент, папье-маше и др.

Оценивание метапредметных результатов проводится в форме подготовки и проведении итогового проекта в конце изучения данной программы.

3.Содержание программы

  1. Вводная часть. Законы творчества – 1ч

Народное декоративно-прикладное творчество. Организация работы. История декоративно-прикладного искусства, его особенности, назначение. Демонстрация изделий ДПИ, репродукций, слайдов и т.д.

Знакомство с основами композиции. Основы цвет ведения.

Требования к уровню подготовки обучающихся.

После изучения раздела обучающийся должен:

знать/понимать

  • понятие, назначение ДПИ;
  • основные законы композиции: закон целостности, закон контрастов, закон новизны, закон подчиненности всех средств композиции идейному замыслу;
  • понятие «цветовой круг»;
  • основные и родственные цвета.

уметь

  • отличать основные цвета:
  • получать родственные цвета;
  • пользоваться законами композиции.

Перечень контрольных мероприятий: тест-игра «Цветовой круг».

  1. Народные традиции декоративно-прикладного искусства -10ч

Виды и структуры орнаментов. Орнамент в круге, в полосе. Цвет в узоре. Контрастные и родственные цветовые сочетания. Стилизация форм. Упражнения по стилизации. использование приема стилизации в изделиях ДПИ.

Искусство в твоём доме. Исследовательская работа «Прошлое и настоящее - рядом». Определение места изделий народного творчества в современном мире. Знакомство с народными умельцами, их изделиями. Экскурсия в музей. Знакомство с изделиями ДПИ Коми края. Знакомство с народной одеждой Коми края. Инсценировка древнего обряда «Обряжание в поневу».

Народные игрушки Коми края. Виды народных игрушек. История тряпичной куклы. Изготовление куклы-столбушки. Самостоятельное изучение технологической карты изготовления кукол других видов.

Требования к уровню подготовки обучающихся.

После изучения раздела обучающийся должен:

знать/понимать

  • значение ДПИ в истории народа;
  • виды и структуры орнаментов;
  • понятие «стилизация»;
  • контрастные и родственные цветовые сочетания;
  • виды народного декоративного творчества Коми края;
  • состав народного костюма Коми края;
  • виды народных игрушек;
  • историю тряпичной куклы.

уметь

  • выполнять растительный орнамент «в круге» и «в полосе», используя стилизацию и законы цветоведения;
  • пользоваться технологической картой для изготовления изделия;
  • выполнять народную тряпичную куклу (столбушка, закрутка, пеленашка и др).

Перечень контрольных мероприятий

а) Практические работы:

  1. «Орнамент»
  2. «Орнамент в контрастных цветах»
  3. «Стилизация»
  4. «Аппликация «Коми национальный костюм»
  5. «Изготовление куклы-столбушки».

б) Исследовательская работа «Прошлое и настоящее - рядом»

3. Работа с различными материалами – 5 ч

3.1 Работа с бумагой.

Папье-маше – французская техника на службе русского народного творчества. Правила и способы выполнения изделий в данной технике. Изготовление формы. Роспись изделия.

Плетение из бумажных трубочек. Природные материалы для плетения. Техника плетения формы. Изготовление модулей из бумаги. Плетение корзинки из трубочек. Техника безопасности при работе с лаком.

Требования к уровню подготовки обучающихся.

После изучения раздела обучающийся должен:

знать/понимать

  • способы использования бумаги для изготовления изделий ДПИ;
  • приемы росписи в традиционной технике (Гжель, Хохлома, Жостово);
  • технику плетения из прута;
  • ТБ при работе с лаком.

уметь

  • различать изделия определенного промысла;
  • выполнять простейшие приемы росписи в каждой технике;
  • применять нетрадиционные способы изготовления моделей изделий народных промыслов;
  • выполнять простейшие приемы плетения;
  • оформлять готовое изделие и применять его как предмет ДПИ.

Перечень контрольных мероприятий

Практические работы:

  1. «Изготовление «блюда» из папье-маше»
  2. «Роспись изделия»
  3. «Изготовление модулей»
  4. «Плетение корзинки»

Творческие проекты:

  1. «Художественные промыслы»
  2. «Лукошко»

3.2 Работа с соленым тестом.

Рецепт приготовления массы для лепки. Способы сушки и отделки изделий. Изделия народных мастеров из глины. Народная глиняная игрушка. Отличительные особенности формы и росписи. Изготовление барельефа по мотивам народных глиняных игрушек. Роспись изделия. Исследование по теме. Творческий проект.

Способы использования материала (соленое тесто). Изготовление цветного теста. Коллективная работа «Цветы России». Работа по технологической карте. Сборка общего панно.

Требования к уровню подготовки обучающихся.

После изучения раздела обучающийся должен:

знать/понимать

  • виды народной глиняной игрушки, отличительные особенности;
  • рецептуру приготовления и виды соленого теста для лепки;
  • способы сушки и отделки изделий.

уметь

  • готовить материал для лепки;
  • преобразовывать форму пластичного материала;
  • работать в группах;
  • читать технологическую карту;
  • соединять детали изделия;
  • составлять композицию.

Перечень контрольных мероприятий

Практические работы:

  1. «Лепка панно по мотивам традиционной игрушки»
  2. Коллективно-творческая работа «Цветы России»

Исследовательская работа «Бабушкины игрушки»

Творческий проект «Старинная игрушка»

3.3. Мозаика

Мозаика из яичной скорлупы. Технология мозаики. Способы окраски скорлупы, получение оттенков. Виртуальная экскурсия на выставку мозаичного искусства. Выполнение панно. Работа в группах.

Организация выставки детских работ.

Требования к уровню подготовки обучающихся.

После изучения раздела обучающийся должен:

знать/понимать

  • понятие «мозаика»;
  • технологию окрашивания яичной скорлупы;

уметь

  • получать оттенки цвета при окрашивании;
  • работать в группе;
  • создавать собственную композицию.

4.Организация выставки-1ч

4.Тематическое планирование.

Данная программа рассчитана на 17 часов. Занятия проводятся в течение учебного года.

Тема (раздел)

Кол-во. часов

1

Вводная часть. Законы творчества

1

2

Народные традиции декоративно-прикладного искусства

10

3

Работа с различными материалами

5

4

Организация выставки

1

Всего

17

Календарно-тематический план.

Тема

Кол.ч

Содержание

Деятельность детей

Вводная часть. Законы творчества. -1ч

1

Законы творчества

1

Виртуальное путешествие по музеям декоративно-прикладного искусства.

знать/понимать

понятие, назначение ДПИ. Поиск информации.

Народные традиции декоративно-прикладного искусства-10ч

2

Виды и структуры орнаментов.

1

Виды и структуры орнаментов. Орнамент в круге, в полосе.

основные законы композиции.

«Орнамент»

3

Цветовая сторона узора

1

Необходимые сведения о цвет ведении. Цвет в узоре. Контрастные и родственные цветовые сочетания

понятие «цветовой круг»;

основные и родственные цвета.

«Орнамент в контрастных цветах»

4

Стилизация природных форм

1

Упражнения по стилизации. использование приема стилизации в изделиях ДПИ.

основные законы композиции: закон целостности, закон контрастов, закон новизны, закон подчиненности всех средств композиции идейному замыслу;

«Стилизация»

5-6

Искусство в твоём доме (вокруг тебя).

«Прошлое и настоящее»

2

Определение места изделий народного творчества в современном мире

Исследовательская работа «Прошлое и настоящее - рядом».

7

Знакомство с народными умельцами, их изделиями.

1

Знакомство с народными умельцами, их изделиями. Экскурсия в музей. Знакомство с изделиями ДПИ Коми края.

Экскурсия в музей.

8-9

Знакомство с народной одеждой.

2

Инсценировка древнего обряда «Обряжание в поневу». «Аппликация «Коми национальный костюм»

10-11

Народные игрушки Коми края

2

Народные игрушки Коми края. Виды народных игрушек. История тряпичной куклы.

Исследовательская работа. 

12

Виды народных игрушек. Тряпичная кукла.

1

История тряпичной куклы.

Изготовление куклы-столбушки. Самостоятельное изучение технологической карты изготовления кукол других видов

Работа с различными материалами-5ч

13

Работа с бумагой

1

Плетение из бумажных трубочек. Природные материалы для плетения. Техника плетения формы. Изготовление модулей из бумаги. Плетение корзинки из трубочек. Техника безопасности при работе с лаком.

Плетение из бумажных трубочек. Аналоги плетения из лозы и бересты.

Творческий проект «Лукошко»

«Изготовление модулей»

«Плетение корзинки»

14

Творческий проект «Художественные промыслы»

1

Папье-маше – французская техника на службе русского народного творчества. Правила и способы выполнения изделий в данной технике. Изготовление формы. Роспись изделия.

Роспись изделия в любой народной технике (Гжель, Хохлома, Жостово)

«Изготовление «блюда» из папье-маше»

«Роспись изделия»

15

Работа с соленым тестом

1

Рецепт приготовления массы для лепки. Способы сушки и отделки изделий. Изделия народных мастеров из глины. Народная глиняная игрушка. Отличительные особенности формы и росписи.

«Бабушкины игрушки»

Проект «Старинная игрушка»

16

Коллективно-творческая работа «Цветы России»

1

Способы использования материала (соленое тесто). Изготовление цветного теста.

Работа по технологической карте. Сборка общего панно.

Мозаика

1

Технология мозаики. Способы окраски скорлупы, получение оттенков. Виртуальная экскурсия на выставку мозаичного искусства.

Выполнение панно. Работа в группах.

знать/понимать

понятие «мозаика»;

технологию окрашивания яичной скорлупы;

уметь

получать оттенки цвета при окрашивании;

работать в группе;

создавать собственную композицию.

17

Организация выставки

1

Просмотр работ.

4. Виды и формы контроля

Виды контроля: текущий, тематический, промежуточный, итоговый (мониторинги образовательной деятельности по результатам года).

Текущей формой контроля во время изучения курса служит выполнение практических работ по технологическим картам.

Итоговой формой контроля служит выполнение проекта, обязательного для каждого учащегося.

Примерная тематика проектной работы: разработка эскизов и выполнение изделия в какой-либо технике декоративно-прикладного искусства, выставка проектных работ школьников и рекомендовать лучшие из них для участия в конкурсах ученических проектов (общешкольных, общегородских и т.д.).

5.Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение курса

Материально-техническое обеспечение:

- компьютер с выходом в интернет (компьютерный класс) – 1 кабинет;

- мультимедийный проектор – 1 шт.;

- ученическая мебель – на каждого ученика;

- учительский стол;

- многофункциональное устройство – 1 шт.

Учебно-методическое обеспечение:

Настоящая программа ориентирована на использование специальных пособий по декоративно-прикладному творчеству, электронных ресурсов, сети Интернет.

  1. Василенко В. М. Народное искусство: Избранные труды о народном творчестве. Х—XX вв. — М., 1974.
  2. История русского искусства. Под редакцией Бартенева И.А. – М., 1961г.
  3. Мизгирёва Т.А.Бабушкины куклы. Методическое пособие для учителей ИЗО и технологии. Токаревка. 2008
  4. Мячин А.Н.Мир русской культуры: энциклопедический справочник / А.Н.Мячин. – М., Вече,2000 г.
  5. Неменский Б. М. Культура — искусство — образование. — М., 1993.
  6. Неменский Б. М. Мудрость красоты: О проблемах эстетического воспитания: Кн. для учителя. — М., 1987.
  7. Неменский Б.М. Изобразительное искусство и художественный труд: книга для учителя.
  8. Попова О.С. Русские художественные промыслы. – М.: изд. «Знание» - 1964 г.

Образовательные ресурсы интернет.

http://mincult.rkomi.ru/page/3610

 http://stranamasterov.ru/technics


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КТП к курсу внеурочной деятельности "Народная музыка казачества"

Календарно-тематическое планирование курса внеурочной деятельности  "Народная музыка казачества"...

Программа курса внеурочной деятельности "Театр-творчество-дети"

Программа расчитана на обучающихся начального уровня образования....

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Мастерская театрального творчества"

Рабочая программа предназначена для учащихся 7 класса. рассчитана на 1ч/нед....

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Художественное творчество» для учащихся 5-7 классов

Формирование эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии.Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.Овладение навыками коллективной деятельност...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Устное творчество коми народа», 6 класс;

В настоящее время большое внимание уделяется этнокультурному содержанию современного школьного образования, что обусловлено целым рядом причин. В условиях изменившихся социально-экономических и полити...