Рабочая программа по внеурочной деятельности "Мир культуры"
рабочая программа (5 класс)
"Мир культуры" Духовно-нравственное направление
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
5-a_vneurochnaya_deyatelnostmir_kultury_babtsovarn_2018-19.docx | 62.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Миллеровский район
Ст. Мальчевская
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Мальчевская средняя общеобразовательная школа
Согласовано Протокол №1 от 28 августа 2018г. Руководитель ШМО: Р.Н.Бабцова Рассмотрено педагогическим советом школы протокол № 1 от 30 августа 2018 г. Председатель:____А.А.Зелинский | УТВЕРЖДЕНО Директор МОУ Мальчевская СОШ приказ № 150 от 30 августа 2018г. ___________/А.А.Зелинский/ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности «Мир искусства»
Уровень общего образования, класс: основное общее образование, 5 а класс
Направление; «духовно-нравственное»
Количество часов: 1 час в неделю
Учитель искусства первой квалификационной категории Р.Н. Бабцова
Программа разработана на 2018-2019 учебный год
Программа разработана на основе программы «Внеурочная деятельность
школьников». Методический конструктор: пособие для учителя/Д.В.Григорьев,
П.В.Степанов. М.: Просвещение, 2011
1.Пояснительная записка
Программа разработана на основе:
программы «Внеурочная деятельность школьников». Методический конструктор: пособие для учителя/Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. М.: Просвещение, 2011
В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом общего образования изучение новой обязательной предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» предполагается в пятом классе.
Программа базируется на следующих нормативно-правовых документах: Конвенции ООН «О правах ребёнка»,
Федерального компонента государственного образовательного стандарта, утвержденного Приказом Минобразования РФ от 2010 г.,
Закона РФ от 10.07.1992 № 3266 -1 «Об образовании (в редакции Федерального закона от 17.07 2009 № 148 – ФЗ)»,
Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» от 04. 02. 2010 года № Пр-271,
Письма Министерства образования и науки РФ от 12 мая 2011 г. № 03-296 “Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования"
2. Общая характеристика программы внеурочной деятельности .
«Мир искусства»продолжает формирование первоначальных представлений о светской этике, традиционных религиях России, их роли в культуре, истории и современности нашей страны и всего мира. Материал учебника дает возможность расширить и систематизировать знания о великой российской культуре, о нравственных ценностях, которые являются основополагающими для нашей многонациональной страны.
В федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования учебный предмет «Мир искусства»определен как курс, направленный на формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности. Особенность данного учебного курса состоит в том, что расширение знаний обучающихся сочетается с воспитанием ценностных отношений к изучаемым явлениям: внутренней установки личности поступать согласно общественным нормам, правилам поведения и взаимоотношений в обществе.
Таким образом, характеризуя данный учебный предмет, следует подчеркнуть его интегративный характер: изучение направлено на образование, воспитание и развитие школьника при особом внимании к его эмоциональному развитию. Учебный курс разбивается на следующие основные разделы:
1. Формирование понятия «культура», ознакомление с ролью и значением российской культуры в мировом сообществе (раздел «В мире культуры»).
2. Характеристика общечеловеческих ценностей, их представленность в повседневной жизни народа и особое значение в чрезвычайных моментах истории страны (разделы «Нравственные ценности российского народа», «Как сохранить духовные ценности», «Твой духовный мир»).
3. Истоки становления общечеловеческих ценностей, раскрытие вклада различных религий в формирование законов и правил жизни в обществе (раздел «Религия и культура»).
Предмет «Мирискусства»в основной школе является частью всего учебно-воспитательного процесса и тесно связан с содержанием других предметных областей, прежде всего, «Обществознания», «Литературы», «Истории», «Изобразительного
Основным средством обучения является учебник, который построен в полном соответствии с программой обучения. Вместе с тем, учитель может использовать разнообразные средства ИКТ, что обогатит содержание и методы проведения уроков.
Цель курса: «Мир искусства» призван обогатить процесс воспитания в школе не только новым содержанием (ознакомление с традиционными религиями Российского государства), но и новым пониманием сущности российской культуры, развивающейся как сплав национальных традиций и религиозных верований. Исходя из этого особое значение курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» заключается в раскрытии общечеловеческих ценностей, которые объединяют (а не разъединяют) светскость и религиозность.
Особое значение изучения данного предмета младшими подростками определяется их возрастными и познавательными возможностями: у детей 10-12 лет наблюдается большой интерес к социальному миру, общественным событиям, они открыты для общения на различные темы, включая религиозные. Школьники этого возраста уже располагают сведениями об истории нашего государства, ориентируются в понятии «культура». У них развиты предпосылки исторического мышления, на достаточном уровне представлено логическое мышление, воображение, что позволяет решать более сложные теоретические задачи и работать с воображаемыми ситуациями. Пятиклассники могут читать более серьезные тексты, исторические документы, они достаточно хорошо владеют информационными умениями и способны работать с информацией, представленной в разном виде (текст, таблица, диаграмма, иллюстрация и пр.).
Задачи курса: Для реализации поставленных целей курса рекомендовано сочетание разных методов обучения – чтение текстов учебника, анализ рассказа учителя, работа с информацией, представленной в иллюстрации и т.д. обеспечивают:
– организацию диалога различных культур, раскрытие на конкретных примерах (из реальной жизни, истории России, религиозных учений) особенностей взаимодействия и взаимовлияния разных этнических культур; пятиклассники продолжают работать с рубриками учебника «Обсудим вместе», «Жил на свете человек», «Путешествие вглубь веков», «По страницам священных книг»;
– отражение основного содержания текстов учебника в иллюстративном ряде (рубрика учебника «Картинная галерея», тематические фотографии и рисунки, схемы);
– последовательное введение новых терминов и понятий, культуроведческого и религиозного содержания (текстовое объяснение; наличие толкового словарика
3.Место курса ««Мир искусства»в Базисном учебном (образовательном) плане:
«Мир культуры»изучается на ступени основного общего образования в качестве внеурочной деятельности в 5 классе в объеме 35 часов, исходя из 1 часа в неделю. В 2018-19 уч.году программа будет выполнена за 34 часа за счет уплотнения тем «Твой духовный мир».
4.Содержание курса.
Раздел1. В мире культуры.( 4 часа)
Величие российской культуры.
Российская культура – плод усилий разных народов. Деятели науки и культуры – представителей разных национальностей (К.Брюллов, И. Репин, К. Станиславский, Ш. Алейхем, Г. Уланова, Д. Шостакович, Р.Гамзатов, Л. Лихачев, С. Эрьзя, Ю. Рытхэу и др.).
Человек – творец и носитель культуры.
Вне культуры жизнь человека
невозможна. Вклад личности в культуру зависит от ее таланта, способностей, упорства.
Законы нравственности – часть культуры общества. Источники, создающие нравственные
установки.
Раздел 2. Нравственные ценности российского народа ( 14 часов)
«Береги землю родимую, как мать любимую».
Представления о патриотизме в фольклоре разных народов. Герои национального эпоса разных народов.
Жизнь ратными подвигами полна.
Реальные примеры выражения патриотических чувств в истории России (Дмитрий Донской, Кузьма Минин, Иван Сусанин, Надежда Дурова и др.). Деятели разных конфессий – патриоты (Сергий Радонежский, Рабби Шнеур-Залман и др.). Вклад народов нашей страны в победу над фашизмом.
В труде – красота человека.
Тема труда в фольклоре разных народов (сказках,легендах, пословицах).
«Плод добрых трудов славен…».
Буддизм, ислам, христианство о труде и
трудолюбии.
Люди труда.
Примеры самоотверженного труда людей разной национальности
на благо родины (землепроходцы, ученые, путешественники, колхозники и пр.).
Бережное отношение к природе.
Одушевление природы нашими предками. Роль
заповедников в сохранении природных объектов. Заповедники на карте России.
Семья – хранитель духовных ценностей.
Роль семьи в жизни человека. Любовь,
искренность, симпатия, взаимопомощь и поддержка – главные семейные ценности. О
любви и милосердии в разных религиях. Семейные ценности в православии, буддизме,
исламе, иудаизме. Взаимоотношения членов семьи. Отражение ценностей семьи в
фольклоре разных народов. Семья – первый трудовой коллектив.
Раздел 3. Религия и культура (10 часов)
Роль религии в развитии культуры.
Вклад религии в развитие материальной и
духовной культуры общества.
Культурное наследие христианской Руси.
Принятие христианства на Руси,
влияние Византии. Христианская вера и образование в Древней Руси. Великие князья
Древней Руси и их влияние на развитие образования. Православный храм (внешние
особенности, внутреннее убранство). Духовная музыка. Богослужебное песнопение.
Колокольный звон. Особенности православного календаря.
Культура ислама.
Возникновение ислама. Первые столетия ислама (VII-XII века)
– золотое время исламской культуры. Успехи образования и науки. Вклад мусульманской
литературы в сокровищницу мировой культуры. Декоративно-прикладное искусство
народов, исповедующих ислам. Мечеть – часть исламской культуры. Исламский
календарь.
Иудаизм и культура.
Возникновение иудаизма. Тора – Пятикнижие Моисея.
Синагога – молельный дом иудеев. Особенности внутреннего убранства синагоги.
Священная история иудеев в сюжетах мировой живописи. Еврейский календарь.
Культурные традиции буддизма.
Распространение буддизма в России.
Культовые сооружения буддистов. Буддийские монастыри. Искусство танка. Буддийский
календарь.
Раздел 4. Как сохранить духовные ценности ( 4 часа)
Забота государства о сохранении духовных ценностей.
Конституционные
гарантии права гражданина исповедовать любую религию. Восстановление памятников
духовной культуры, охрана исторических памятников, связанных с разными религиями.
Хранить память предков.
Уважение к труду, обычаям, вере предков. Примеры
благотворительности из российской истории. Известные меценаты России.
Раздел 5. Твой духовный мир. ( 2 часа)
Что составляет твой духовный мир.
Образованность человека, его интересы,
увлечения, симпатии, радости, нравственные качества личности – составляющие
духовного мира. Культура поведения человека. Этикет в разных жизненных ситуациях.
5.Форма проведения занятий
В качестве методических приемов могут быть использованы беседы, экскурсии, лекции, самостоятельная работа школьников, индивидуальные задания и анализ практической деятельности детей. В программе работы внеурочной деятельности: индивидуальные занятия;
-занятия в группе;
-семинары;
-лекции;
-экскурсии;
-встречи с интересными людьми;
-практическая работа (участие в конкурсах и др.)
6.Тематическое планирование
Тема программы | Содержание программного материала | Характеристика видов деятельности |
Раздел 1. В мире культуры 4 часа | ||
1.Величие многонациональной российской культуры 2 часа | Ученые, деятели литературы и искусства России в разные исторические времена и эпохи внесли большой вклад в мировую культуру. В культуре России сконцентрированы достижения разных народов. Многонациональная культура способствует укреплению дружбы и добрососедству народов. | Учебный диалог: чтение и обсуждение текста учебника. Рассматривание и анализ иллюстративного материала: «Что мы можем сказать о профессии этих людей? Чем они прославили Россию?» Восприятие и оценка информации, представленной в видеофильме. Выделение главной мысли рассказа учителя о жизни и творчестве Шолом-Алейхема. Обсуждение докладов и презентаций учащихся на тему «Словесный портрет выдающегося деятеля культуры России» |
2.Человек –творец и носитель культуры 2 часа | В процессе своей жизни человек усваивает культуру и сам вносит вклад в нее. Вклад человека в культуру зависит от его таланта, способностей, упорства. Законы нравственности- часть культуры общества. | Чтение и обсуждение текста учебника «Человек- творец и носитель культуры». Конструирование схем: «Человек-носитель культуры», «Человек-творец культуры» . Восприятие и оценка информации, представленной в рассказе учителя «Что такое этика?». Учебный диалог: обсуждение высказывания Аристотеля об этике. Совместная деятельность в группах: объяснение значения пословиц и поговорок разных народов. Работа с рубриками «Жил на свете человек» и « Для любознательных» |
Раздел 2. Нравственные ценности российского народа – 14 часов | ||
3. «Береги землю родимую, как мать любимую». 2 часа | Древние предания, священные книги, пословицы и поговорки разных народов России о защите Родины. Примеры героизма и патриотизма, представленные в эпических образах. | Объяснение значения пословиц и поговорок о Родине и патриотических чувствах. Чтение текста «НюргунБоотур- стремительный» и составление словесного портрета героя. Оценка образца словесного портрета, представленного учителем. Совместная деятельность в парах: чтение и обсуждение башкирской легенды об Урале-батыре. Рассматривание иллюстраций к текстам, анализ и оценка выразительных средств. Учебный диалог «Обсудим вместе»: сравнение эпических героев. |
4. Жизнь ратными подвигами полна. 2 часа | Героические страницы истории нашей страны. Подъем патриотических чувств россиян в эпоху освободительных войн. Примеры героизма. Участие церкви и церковнослужителей в организации защиты Отечества. | Работа с информацией, представленной в тексте. Выделение главной мысли рассказа-дополнения учителя. Работа с рубрикой «Картинная галерея»: описание героя картины. Чтение и оценка информации из текстов об участии в Великой отечественной войне представителей разных народов России. |
5. В труде- красота человека. 2 часа | Трудолюбие как нравственное качество человека, основа трудовой деятельности. | Чтение и определение главной мысли текста. Объяснение значения пословиц(поговорок). Совместная деятельность в парах: чтение и анализ текста татарской сказки «Звездочка Зухра». Чтение и анализ текста «Микула Селянинович». Коллективная оценка выполнения задания, обобщение: «Почему Микула Селянинович стал героем народных былин?». Анализ сказки К.Д.Ушинского «Два плуга», выделение главной мысли. |
6. «Плод добрых трудов славен». 2 часа | Буддизм, ислам, христианство о труде и трудолюбии. | Учебный диалог: обсуждение высказывания буддийского монаха Шанти-девы. Определение главной мысли текстов учебника. Восприятие и оценка информации, представленной в рассказе учителя «Владимир Мономах о трудолюбии». Формирование вывода по материалам урока. |
7. Люди труда. 2 часа | В любую историческую эпоху у любого народа есть люди, которые славными трудовыми делами и подвигами внесли вклад в развитие культуры общества. | Чтение и работа с текстами учебника. Обсуждение проблемы: «Как может проявиться любовь к Родине в мирное время?». Учебный диалог: «Является ли учеба трудом? Какие качества должны быть у ученика, чтобы его труд был успешным?». Анализ и оценка ситуаций из жизни сверстников. |
8.Бережное отношение к природе. 2 часа | Не зная законов природы, люди в давние времена одушевляли и обожествляли природные явления. Почему современный человек должен относиться к природе бережно и рационально? | Оживление и использование имеющихся знаний: ответ на вопрос «Как древние люди относились к природе?». Анализ информации, представленной в рассказе-обобщении учителя. Совместная работа в группах: анализ информации, представленных в текстах. Просмотр и оценка видеофильма. Анализ иллюстраций. Обсуждение и формулирование вывода по материалам урока. |
9.Семья- хранитель духовных ценностей. 2 часа | Семья-первая «школа», где ребенок получает уроки нравственности. Знание истории своей семьи, ее обычаев и традиций-залог интереса к культурным традициям российского народа. | Учебный диалог на основе иллюстративного материала. Коммуникативная деятельность: «Послушаем друг друга»(традиции в моей семье). Чтение и анализ текста стихотворения «Бабушкины сказки». Обсуждение проблемы: «Отражение в фольклоре народов России семейных ценностей». Анализ информации, представленной в материалах рубрики «Картинная галерея». Составление описательного рассказа по картине. Совместная деятельность в группах: чтение и анализ народной сказки. Учебный диалог: обсуждение темы, идеи и главной мысли народных сказок. Чтение текстов и анализ главной мысли. Учебный диалог: «Любовь-главная семейная ценность». Анализ текстов и иллюстраций в учебнике: семейные ценности в православии, буддизме, исламе, иудаизме. Оценка информации, представленной учителем в рассказе о Петре и Февронии Муромских: «О каких семейных ценностях повествует история Петра и Февронии?». Совместная деятельность в парах: чтение и выделение главной мысли притчи «Хлебец с маслом». Самооценка выполненной работы. Учебный диалог: «В чем состоит ценность человеческого общения?». Коммуникативная деятельность: послушаем друг друга, рассказ о традициях своей семьи. |
Раздел 3. Религия и культура – 10 часов | ||
10. Роль религии в развитии культуры 2 часа | Роль религии в развитии культуры и общества. Использование религиозных образов и сюжетов в искусстве, литературе. Религиозные праздники, культовые сооружения(оживление имеющихся представлений). | Оживление имеющегося опыта и знаний на тему: «О каких религиозных праздниках мы уже знаем? Что мы можем рассказать о православном храме, мечети, синагоге и пагоде?». Восприятие и анализ информации, представленной в рассказе учителя. Разыгрывание сценок: «»Коляда», «Святки». |
11. Культурное наследие христианской Руси. 2 часа | Принятие христианства на Руси. Древняя Русь после принятия христианства. Влияние церкви на образование, культуру народа. Исторические личности, оказавшие влияние на развитие культуры Руси. | Обсуждение вопросов: «Что мы знаем о христианской вере? Когда Древняя Русь приняла христианство?». Чтение и обсуждение текста учебника «Откуда на Русь пришло христианство?». Учебный диалог: анализ информации, представленной в текстах учебника. Чтение и выделение главной мысли текста о Ярославе Мудром. |
12. Культура ислама. 2 часа | Возникновение ислама. Золотой век исламской культуры. Роль ислама в развитии мировой культуры. Искусство, литература и архитектура ислама. | Чтение и обсуждение текста учебника «Возникновение ислама». Учебный диалог: «Золотой век исламской культуры». Анализ информации, представленной в рассказе учителя о великом персидском и таджикском поэте Фирдоуси. Чтение и обсуждение текста учебника о мечети. Рассматривание иллюстраций, оценка информации, представленной в видеофильме. |
13. Иудаизм и культура. 2 час | Возникновение иудаизма. Тора и Ветхий Завет христианской Библии. Синагога. Священная история иудеев в сюжетах мировой живописи. | Чтение и обсуждение текста учебника «Как все начиналось». Практическая работа: нахождение на карте Палестины и других мест, связанных с ранней историей иудаизма. Беседа-повторение пройденного по вопросам «Что такое Ветхий Завет?», «Частью какой книги он является?», «Последователи каких религий признают Ветхий Завет священной книгой?». Анализ информации, представленной в материале рубрик «Жил на свете человек» и «Картинная галерея», составление повествования по сюжету картины. Беседа по тексту и иллюстрациям учебника «Дом окнами на Восток». Игра-экскурсия «Иудейская история в произведениях живописи» |
14. Культурные традиции буддизма. 2 часа | Возникновение буддизма. Буддизм в России. Народы России, исповедующие буддизм. Первый буддийский храм в российской столице. Культовые сооружения буддистов: ступа, пагода. Архитектура буддийских храмов. Влияние буддийских монастырей и монахов на развитие культуры. Искусство танка. | Обсуждение проблемы:какие народы России исповедуют буддизм. Анализ информации, представленной в рассказе учителя «Буддизм в России», составление плана пересказа. Практическая работа с картой: нахождение мест, связанных с ранней историей буддизма. Анализ и оценка информации, представленной в текстах учебника. Составление плана пересказа текста «Буддийский монастырь». Просмотр и обсуждение видеофильма «Искусство танка» |
Раздел 4. Как сохранить духовные ценности- 4 часа | ||
15. Забота государства о сохранении духовных ценностей. 2 часа | Государство заботится о сохранении духовной культуры и ее развитии. Взаимная помощь и поддержка государства, общественных и религиозных организаций. Восстановление на территории России памятников религиозной культуры. | Оценка информации, представленной в рассказе учителя «Забота государства о сохранении духовных ценностей. Чтение и обсуждение главной мысли текстов учебника. Составление плана пересказа текста «Храм Христа Спасителя»; чтение и выделение главной мысли текста «Охраняется государством». Конструирование вывода по теме. |
16. Хранить память предков. 2 часа | Без памяти нет нравственности, совести. Беспамятный человек- неблагодарный, безответственный. Уважение к труду, обычаям, вере предков. Благотворительность как духовно-нравственная ценность. | Учебный диалог: обсуждение статьи Д.С.Лихачева «Память». Оценка информации, представленной в рассказе-объяснении учителя. Выделение главной мысли рассказа. Чтение и анализ текста учебника «Творить благо». Коммуникативная деятельность: послушаем дуг друга, выскажем свое мнение: можем ли мы принять участие в благотворительности? Составление портрета героя художественного полотна (Репин.Портрет С.И.Мамонтова). Учебный диалог: оценим жизненные истории. |
Раздел 5. Твой духовный мир.- 1 часа | ||
17. Твой духовный мир. 1 часа | Что составляет твой духовный мир? Культура поведения современного человека. Правила хорошего тона- этикет. Твоя культура поведения. | Анализ информации, представленной в объяснении учителя «Что такое этикет и зачем он нужен?» Практическая работа «Учимся быть образованными». Учебный диалог: обсудим вместе, заполним устно таблицу, дополним ее. Совместная деятельность в группах: анализ информации, представленной в дидактических текстах К.Д.Ушинского. Составление описательного рассказа по картине П.А.Федотова «Свежий кавалер». Сюжетная игра «Разговор с младшим братишкой (сестренкой) об этикете» |
8.Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема урока
| Дата | Характеристика основных видов деятельности ученика на уровне учебных действий | Форма занятий | Вид контроля | ||||||
план | факт | ||||||||||
предметные | личностные | метапредметные | |||||||||
1
| Введение. Величие многонациональной российской культуры.
| 06.09.2018 |
| Определять и формулировать цель своей деятельности, решаемую проблему, поставленную задачу. Строить предположения, прогнозировать круг возможных действий. | Оформлять свои мысли в устной и письменной речи: составлять монологические высказывания и небольшие повествовательные тексты с элементами рассуждения. | Выбирать способы достижения цели, проверять и корректировать их. Составлять разные виды планов; следовать плану, сверяя с ним свои действия и ориентируясь во времени. Анализировать текст, выделять в нём главное и формулировать своими словами. | Учебный диалог: чтение и обсуждение текста учебника. Рассматривание и анализ иллюстративного материала «Что мы можем сказать о профессии этих людей? Чем они прославили Россию?». Восприятие и оценка информации, представленной в видеофильме. Выделение главной мысли рассказа учителя о жизни и творчестве Шолом-Алейхема. Обсуждение докладов и презентаций учащихся на тему «Словесный портрет выдающегося деятеля культуры России». | Диалог | |||
2 | Величие многонациональной российской культуры. | 13.09.2018 |
| Устное высказывание | |||||||
3. | Величие многонациональной российской культуры. | 20.09.2018 |
| ||||||||
4- | Человек – творец и носитель культуры. | 27.09.2018 |
| Определять и формулировать цель своей деятельности, решаемую проблему, поставленную задачу. Строить предположения, прогнозировать круг возможных действий. | Анализировать свои и чужие поступки с точки зрения норм морали, сопоставлять и оценивать их. Выделять поступки, за которые человек может и должен чувствовать стыд и вину. | Организовывать работу в паре и в группе, сотрудничать с одноклассниками, договариваться, учитывая разные мнения и придерживаясь согласованных правил. | Чтение и обсуждение текста учебника «Человек – творец и носитель культуры». Конструирование схем: «Человек – носитель культуры», «Человек – творец культуры» (на основе иллюстративного материала). Восприятие и оценка информации, представленной в рассказе учителя «Что такое этика?». Учебный диалог обсуждение высказывания Аристотеля об этике. Совместная деятельность в группах: «Объяснение значения пословиц и поговорок разных народов». Работа с рубриками «Жил на свете человек» и «Для любознательных» (составление плана пересказа текстов). | Мини-сочинение | |||
5. | Человек – творец и носитель культуры. | 04.10.2018 |
| ||||||||
6- | «Береги землю родимую, как мать любимую». | 11.10.2018 |
| Определять и формулировать цель своей деятельности, решаемую проблему, поставленную задачу. Строить предположения, прогнозировать круг возможных действий. | Анализировать свои и чужие поступки с точки зрения норм морали, сопоставлять и оценивать их. Выделять поступки, за которые человек может и должен чувствовать стыд и вину. | Выбирать способы достижения цели, проверять и корректировать их. Составлять разные виды планов; следовать плану, сверяя с ним свои действия и ориентируясь во времени. Анализировать текст, выделять в нём главное и формулировать своими словами. | Объяснение значения пословиц и поговорок о Родине и патриотических чувствах. Чтение текста «НюргунБоотур – стремительный» и составление словесного портрета героя. Оценка образца словесного портрета, представленного учителем. Совместная деятельность в парах: чтение и обсуждение башкирской легенды об Урал-батыре. Рассматривание иллюстраций к текстам, анализ и оценка выразительных средств. Учебный диалог «Обсудим вместе»: сравнение эпических героев. | Даилог | |||
7. | «Береги землю родимую, как мать любимую». | 18.10.2018 |
| ||||||||
8- | Жизнь ратными подвигами полна. | 25.10.2018 |
| Определять и формулировать цель своей деятельности, решаемую проблему, поставленную задачу. Строить предположения, прогнозировать круг возможных действий. | Анализировать свои и чужие поступки с точки зрения норм морали, сопоставлять и оценивать их. Выделять поступки, за которые человек может и должен чувствовать стыд и вину. | Выбирать способы достижения цели, проверять и корректировать их. Составлять разные виды планов; следовать плану, сверяя с ним свои действия и ориентируясь во времени. Анализировать текст, выделять в нём главное и формулировать своими словами. | Работа с информацией, представленной в тексте. Выделение главной мысли рассказа-дополнения учителя. Работа с рубрикой «Картинная галерея»: описание героя картины. Чтение и оценка информации из текстов об участии в Великой Отечественной войне представителей разных народов России. | Защита мини-проекта | |||
9. | Жизнь ратными подвигами полна. | 08.11.2018 |
| ||||||||
10-. | В труде – красота человека. | 15.11.2018 |
| Определять и формулировать цель своей деятельности, решаемую проблему, поставленную задачу. Строить предположения, прогнозировать круг возможных действий. | Делать нравственный выбор в моделях жизненных ситуаций и обосновывать его. | Выбирать способы достижения цели, проверять и корректировать их. Составлять разные виды планов; следовать плану, сверяя с ним свои действия и ориентируясь во времени. Анализировать текст, выделять в нём главное и формулировать своими словами. | Чтение и определение главной мысли текста. Объяснение значения пословиц (поговорок). Совместная деятельность в парах: чтение и анализ текста татарской сказки «Звёздочка Зухра». Чтение и анализ текста «Микула Селянинович». Коллективная оценка выполнения задания, обобщение: «Почему Микула Селянинович стал героем народных былин?». Анализ сказки К. Ушинского «Два плуга?», выделение главной мысли. | Защита мини-проекта | |||
11 | В труде – красота человека. | 22.11.2018 | |||||||||
12-. | «Плод добрых трудов славен». | 29.11.2018 |
| Определять и формулировать цель своей деятельности, решаемую проблему, поставленную | Анализировать свои и чужие поступки с точки зрения норм морали, сопоставлять | Организовывать работу в паре и в группе, сотрудничать с одноклассниками, договариваться | Учебный диалог: обсуждение высказывания буддийского монаха Шантидевы. Определение главной мысли текстов учебника. Восприятие и оценка информации, | ||||
13 | «Плод добрых трудов славен». | 06.12.2018 |
| задачу. Строить предположения, прогнозировать круг возможных действий. | и оценивать их. Выделять поступки, за которые человек может и должен чувствовать стыд и вину. | , учитывая разные мнения и придерживаясь согласованных правил. | представленной в рассказе учителя «Владимир Мономах о трудолюбии».Формулирование вывода по материалам урока. | Выставка рисунков по теме занятия | |||
14-. | Люди труда. | 13.12.2018 |
| Встраивать этические понятия в свою систему знаний, оперировать ими в рассуждениях. | Выступать перед аудиторией (сверстников, родителей, педагогов) с сообщениями, используя иллюстративный ряд (плакаты, макеты, презентации, отдельные слайды, таблицы, графики, схемы). | Оформлять свои мысли в устной и письменной речи: составлять монологические высказывания и небольшие повествовательные тексты с элементами рассуждения. | Чтение и работа с текстами учебника: Обсуждение проблемы: «Как может проявляться любовь к Родине в мирное время?» Учебный диалог: «Является ли учеба трудом? Какие качества должны быть у ученика, чтобы его труд был успешным?». Анализ и оценка ситуаций из жизни сверстников. | Защита мини-проектов | |||
15 | Люди труда. | 20.12.2018 |
| ||||||||
16-. | Бережное отношение к природе. | 27.12.2018 |
| Определять и формулировать цель своей деятельности, решаемую проблему, поставленную задачу. Строить предположения, прогнозировать круг возможных действий. | Делать нравственный выбор в моделях жизненных ситуаций и обосновывать его. | Организовывать работу в паре и в группе, сотрудничать с одноклассниками, договариваться, учитывая разные мнения и придерживаясь согласованных правил. | Оживление и использование имеющихся знаний: ответ на вопрос «Как древние люди относились к природе?». Анализ информации, представленной в рассказе-обобщении учителя. Совместная работа в группах: анализ информации, представленной в текстах. Просмотр и оценка видеофильма. Анализ иллюстраций материалом (учебник, с. 53). Обсуждение и формулирование вывода по материалам урока. | Мини-сочинение | |||
17 | Бережное отношение к природе. | 10.01.2019 |
| ||||||||
18-. | Семья – хранитель духовных ценностей.
| 17.01.2019 |
| Определять и формулировать цель своей деятельности, решаемую проблему, поставленную задачу. Строить предположения, прогнозировать круг возможных действий. | Анализировать текст, выделять в нём главное и формулировать своими словами. | Формулировать смысловое содержание иллюстраций, связывать графическое и текстовое представление информации | Учебный диалог на основе иллюстративного материала. Коммуникативная деятельность: «Послушаем друг друга» (традиции в моей семье). Чтение и анализ текста стихотворения «Бабушкины сказки». Обсуждение проблемы: «Отражение в фольклоре народов России семейных ценностей». Анализ информации, представленной в материалах рубрики «Картинная галерея». Составление описательного рассказа по картине. Совместная деятельность в группах: чтение и анализ народной сказки. Учебный диалог: обсуждение темы, идеи и главной мысли народных сказок. Чтение текстов и анализ главной мысли. Учебный диалог: «Любовь – главная семейная ценность». Анализ текстов и иллюстраций в учебнике: семейные ценности в православии, буддизме, исламе, иудаизме. Оценка информации, представленной в рассказе учителя о Петре и Февронии Муромских: «О каких семейных ценностях повествует история Петра и Февронии?» Совместная деятельность в парах: чтение и выделение главной мысли притчи «Хлебец с маслом». Самооценка выполненной работы. Учебный диалог: «В чем состоит ценность человеческого общения». Коммуникативная деятельность: послушаем друг друга, рассказывание о традициях своей семьи | Презентация по теме занятия | |||
19 | Семья – хранитель духовных ценностей.
| 24.01.2019 |
| ||||||||
20 | Роль религии в развитии культуры. | 31.01.2019 |
| Определять и формулировать цель своей деятельности, решаемую проблему, поставленную задачу. Строить предположения, прогнозировать круг возможных действий. | Сопоставлять своё мнение с мнениями других людей, находить полезную для себя информацию в их позициях и высказываниях | Находить нужную информацию в печатных и электронных источниках. | Оживление имеющегося опыта и знаний: высказывания на тему: «О каких религиозных праздниках мы уже знаем? Что мы можем рассказать о православном храме, мечети, синагоге и пагоде? Восприятие и анализ информации, представленной в рассказе учителя. Разыгрывание сценок: «Коляда», «Святки». | Устное высказывание | |||
21 | Роль религии в развитии культуры. | 07.02.2019 |
| ||||||||
22-. | Культурное наследие христианской Руси. | 14.02.2019 |
| Встраивать этические понятия в свою систему знаний, оперировать ими в рассуждениях. | Выступать перед знакомой аудиторией (сверстников, родителей, педагогов) с сообщениями, используя иллюстративный ряд (плакаты, макеты, презентации, отдельные слайды, таблицы, графики, схемы). | Оформлять свои мысли в устной и письменной речи: составлять монологические высказывания и небольшие повествовательные тексты с элементами рассуждения. | Обсуждение вопросов «Что мы знаем о христианской вере? Когда Древняя Русь приняла христианство?» (по имеющемуся опыту). Чтение и обсуждение текста учебника «Откуда на Русь пришло христианство?». Учебный диалог («Обсудим вместе»): анализ информации, представленной в текстах учебника Чтение и выделение главной мысли текста о Ярославе Мудром. | Выставка рисунков по теме занятия | |||
23 | Культурное наследие христианской Руси. | 21.02.2019 |
| ||||||||
24- | Культура ислама. | 28.02.2019 |
| Определять и формулировать цель своей деятельности, решаемую проблему, поставленную задачу. Строить предположения, прогнозировать круг возможных действий. | Сопоставлять своё мнение с мнениями других людей, находить полезную для себя информацию в их позициях и высказываниях | Выделять нравственные мотивы в действиях персонажей художественных произведений, одноклассников и других людей. | Чтение и обсуждение текста учебника «Возникновение ислама». Учебный диалог «Золотой век исламской культуры». Анализ информации, представленной в рассказе учителя о великом персидском и таджикском поэте Фирдоуси. Чтение и обсуждение текста учебника о мечети. Рассматривание иллюстраций, оценка информации, представленной в видеофильме. | Выставка рисунков по теме занятия | |||
25. | Культура ислама. | 07.03.2019 |
| ||||||||
26-. | Иудаизм и культура. | 14.03.2019 |
| Определять и формулировать цель своей деятельности, решаемую проблему, поставленную задачу. Строить предположения, прогнозировать круг возможных действий. | Открывать для себя значение этических понятий, объяснять их смысл своими словами. | Находить нужную информацию в печатных и электронных источниках. | Чтение и обсуждение текста учебника «Как всё начиналось». Практическая работа: нахождение на карте Палестины и других мест, связанных с ранней историей иудаизма. Беседа-повторение пройденного по вопросам: «Что такое Ветхий Завет? Частью какой книги он является? Какие религии признают Ветхий Завет священной книгой?». Анализ информации, представленной в материале рубрики «Жил на свете человек» и «Картинная галерея», составление повествования по сюжету картины. Беседа по тексту и иллюстрациям учебника «Дом окнами на Восток»Игра-экскурсия «Иудейская история в произведениях живописи» (учебник, | Сжатый пересказ | |||
27 | Иудаизм и культура. | 21.03.2019 | |||||||||
28-. | Культурные традиции буддизма. | 04.04.2019 |
| Встраивать этические понятия в свою систему знаний, оперировать ими в рассуждениях. | Выступать перед знакомой аудиторией (сверстников, родителей, педагогов) с сообщениями, используя иллюстративный ряд (плакаты, макеты, презентации, отдельные слайды, таблицы, графики, схемы). | Оформлять свои мысли в устной и письменной речи: составлять монологические высказывания и небольшие повествовательные тексты с элементами рассуждения. | Обсуждение проблемы: какие народы РФ исповедуют буддизм (на основе имеющихся знаний). Анализ информации, представленной в рассказе учителя «Буддизм в России», составление плана пересказа. Практическая работа с картой: нахождение мест, связанных с ранней историей буддизма. Анализ и оценка информации, представленной в текстах учебника. Составление плана пересказа текста «Буддийский монастырь». Просмотр и обсуждение видеофильма «Искусство танка». | Выставка рисунков по теме занятия | |||
29 | Культурные традиции буддизма. | 11.04.2019 | |||||||||
30-. | Забота государства о сохранении духовных ценностей. | 18.04.2019 |
| Сопоставлять своё мнение с мнениями других людей, находить полезную для себя информацию в их позициях и высказываниях. Обсуждать разные мнения, оценивать их с точки зрения норм морали и логики | Анализировать текст, выделять в нём главное и формулировать своими словами. | Участвовать в дискуссии, выслушивать одноклассников, выделяя в их речи мнения и аргументы; задавать вопросы; излагать своё мнение, используя аргументы. | , Оценка информации, представленной в рассказе учителя «Забота государства о сохранении духовных ценностей». Чтение и обсуждение главной мысли текстов учебника. Составление плана пересказа текста «Храм Христа Спасителя»; чтение и выделение главной мысли текста «Охраняется государством». Конструирование вывода по теме. | Публичное выступление | |||
31 | Забота государства о сохранении духовных ценностей. | 25.04.2019 | |||||||||
32-. | Хранить память предков. | 16.05.2019 |
| Осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о | Осознание своей принадлежности к народу, национальности, стране, | Высказывать предположения о последствиях неправильного | Учебный диалог: обсуждение статьи Д. Лихачева «Память». Оценка информации, представленной в рассказе-объяснении учителя. | ||||
33 | Хранить память предков. | 23.05.2019 | российской многонациональной культуре, особенностях традиционных религий России; Использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей | государству; чувство привязанности и любви к малой родине, гордости и за своё Отечество, российский народ и историю России (элементы гражданской идентичности. Понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения.
| человека. Оценивать свои поступки, соотнося их с правилами нравственности и этики; намечать способы саморазвития.
| Выделение главной мысли рассказа. Чтение и анализ текста учебника «Творить благо». Коммуникативная деятельность: послушаем друг друга, выскажем свое мнение: можем ли мы принять участие в благотворительности? Составление портрета героя художественного полотна (И. Репин.Портрет С.И. Мамонтова).Учебный диалог (обсудим вместе): оценим жизненные истории. | Мини-сочинение по теме занятия | ||||
34 | Твой духовный мир. | 30.05.2019 |
| Расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование мир не только рационально, но и образно.
| Проявление гуманного отношения, толерантности к людям, правильного взаимодействия в совместной деятельности, независимо от возраста, национальности, вероисповедания участников диалога или деятельности; стремление к развитию интеллектуальных, нравственных,эстетических потребностей.
| Участвовать в диалоге: высказывать свои суждения, анализировать добавлять, приводить доказательства. Создавать по изображениям (художественным полотнам, иконам, иллюстрациям) словесный портрет героя. | Анализ информации, представленной в объяснении учителя «Что такое этикет и зачем он нужен?». Практическая работа «Учимся быть образованными». Учебный диалог: обсудим вместе, заполним устно таблицу, дополним ее. Совместная деятельность в группах: анализ информации, представленной в дидактических текстах К.Д. Ушинского. Составление описательного рассказа по картине П. Федотова «Свежий кавалер». Сюжетная игра «Разговор с младшим братишкой (сестренкой) об этикете». | Устное выступление по теме занятия | |||
- Учебно – методическое и материально – техническое обеспечение образовательного процесса.
№ п/п | Наименование | Инвентарный номер | количество |
Печатные пособия | |||
1 | Комплект таблиц по искусству | 1к (10шт) | |
2 | Комплект таблиц по цветовидению | (1к12) | |
3 | Комплект таблиц «Декоративно-прикладное искусство» | ||
4 | Комплект таблиц «Академический рисунок» | 20 штук | |
5 | Комплект таблиц «Основы наблюдательной и линейной перспективы» | 1к (14шт) | |
6 | Комплект таблиц «Изохрестоматия русской живописи» | ||
технические средства обучения (средства ИКТ) | |||
7 | Проектор | 1 | |
8 | Экран | 1 | |
9 | Компьютер в сборе | 1 | |
10 | Колонки | 2 | |
учебно-практическое оборудование | |||
11 | Репродукции картин художников. | 1 | |
12 | Муляжи для рисования | 3 | |
13 | Тела геометрические (конус, шар, цилиндр, призма) | 3 | |
цифровые образовательные ресурсы | |||
14 | CD ИЗО 5-7 кл . | 1 | |
15 | CD Санкт-Питербург | 1 | |
16 | CD Дворцы и палаты Московского кремля | 3 |
Литература
Для учителя:
- Программа «Внеурочная деятельность школьников». Методический конструктор: пособие для учителя/Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. М.: Просвещение, 2011
- Народы и религии. Энциклопедия / под ред. В.А. Тишков. – М., 2010.Религия в истории и культуре / под ред. М.Г. Писманника. – М., 2010г..
- История религий в России / под общ.ред. Н.А. Трофимчука. – М., 2012.
Для учащихся:
- Энциклопедия православной жизни/ (авторы-сост. Г. Камышина, Г. Стромынский). – Т.: Имидж Принт, 2012г..
Образовательные сайты:
http://easyen.ru/современный учительский портал
Яndex-энциклопедии. http://encycl.yandex.ru
Рубрикон. http://www.rubricon.ru/
Мегаэнциклопедия MEGABOOK.RU. http://www.megabook.ru/
VIII. Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности.
В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы общего образования Федерального государственного образовательного стандарта обучение направлено на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета:
- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
- ориентация на понимание причин успеха во внеурочной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;
- способность к самооценке на основе критериев успешности внеурочной деятельности;
- чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с природными объектами.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической деятельности:
- использование справочной и дополнительной литературы;
- подбор и группировка материалов по определенной теме;
- составление тезисов, конспектирование;
- владение цитированием и различными видами комментариев;
- использование различных видов наблюдения;
- качественное и количественное описание изучаемого объекта;
- проведение эксперимента;
- использование разных видов моделирования.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся, который приобретается и закрепляется в процессе освоения программы внеурочной деятельности:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения внеурочных заданий с использованием учебной литературы и в открытом информационном пространстве, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), контролируемом пространстве Интернета;
- осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
- строить сообщения, проекты в устной и письменной форме;
- проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях.
В результате изучения данного курса учащиеся должны знать/ уметь:
К концу обучения учащиеся научатся:
∙ Воспроизводить полученную информацию, приводить примеры из
прочитанных текстов; оценивать главную мысль прочитанных текстов и
прослушанных объяснений учителя.
∙ Сравнивать главную мысль литературных, фольклорных и религиозных
текстов. Проводить аналогии между героями, сопоставлять их поведение с
общечеловеческими духовно-нравственными ценностями.
∙ Участвовать в диалоге: высказывать свои суждения, анализировать
высказывания участников беседы, добавлять, приводить доказательства.
∙ Создавать по изображениям (художественным полотнам, иконам,
иллюстрациям) словесный портрет героя.
∙ Оценивать поступки реальных лиц, героев произведений, высказывания
известных личностей.
∙ Работать с исторической картой: находить объекты в соответствии с
учебной задачей.
∙ Использовать информацию, полученную из разных источников, для решения
учебных и практических задач.
К концу обучения учащиеся смогут научиться:
∙ Высказывать предположения о последствиях неправильного
(безнравственного) поведения человека.
∙ Оценивать свои поступки, соотнося их с правилами нравственности и этики;
намечать способы саморазвития.
∙ Работать с историческими источниками и документами
Образовательные результаты внеурочной деятельности:
Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями (в основном и дополнительном образовании) как значимыми для него носителями социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов – формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет равноправное взаимодействие школьника с другими школьниками на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной ему социальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребенок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).
Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного социального действия. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде.
Критерии оценивания
Формы учета для контроля и оценки планируемых результатов освоения
курса внеурочной деятельности.
Контроль и оценка результатов освоения программы внеурочной деятельности зависит от тематики и содержания изучаемого раздела и происходит путем архивирования творческих работ обучающихся, накопления материалов по типу «портфолио».
Продуктивным будет контроль в процессе организации следующих форм деятельности: викторины, творческие конкурсы, КВНы, ролевые игры, школьная научно-практическая конференция,.
Подобная организация учета знаний и умений для контроля и оценки результатов освоения программы внеурочной деятельности будет способствовать формированию и
поддержанию ситуации успеха для каждого обучающегося, а также будет способствовать процессу обучения в командном сотрудничестве, при котором каждый обучающийся будет значимым участником деятельности.
Формы и виды контроля.
№ п/п | Наименование темы | Всего часов | формы и виды контроля |
1 | Раздел1. В мире культуры.( 4 часа) | 4 | викторины, творческие конкурсы, ролевые игры, проекты,выставка рисунков . |
2 | Раздел 2. Нравственные ценности российского народа ( 14 часов) | 14 | |
3 | Раздел 3. Религия и культура (10 часов) | 10 | |
4 | Раздел 4. Как сохранить духовные ценности ( 4 часа) | 4 | |
5 | Раздел 5. Твой духовный мир. ( 1 часа) | 1 | |
Итого | 33 |
Формы внеурочной деятельности школы по направлениям:
1. Общеинтеллектуальное:
- Предметные недели;
- Библиотечные уроки;
- Конкурсы, экскурсии, олимпиады, конференции, деловые и ролевые игры и др.
- Участие в поисково-исследовательских конференциях на уровне школы, района, области.
- Участие в олимпиадах
- Разработка проектов к урокам.
2. Спортивно-оздоровительное:
- Организация походов, экскурсий, «Дней здоровья», подвижных игр, «Весёлых стартов», внутришкольных спортивных соревнований.
- Проведение бесед по охране здоровья.
- Применение на уроках игровых моментов, физкультминуток.
- Участие в районных и республиканских спортивных соревнованиях.
3. Социальное:
- Беседы, экскурсии, целевые прогулки, ролевые игры, наблюдения, опыты.
- Практикумы, конкурсы, сюжетно- ролевая игра, игра- путешествие.
- Участие в творческих конкурсах, в акциях.
- Духовно-нравственное:
- Беседы, экскурсии.
- Участие и подготовка к мероприятиям.
- Разработка проектов.
- Сюжетно-ролевые игры.
4.. Общекультурное:
- Беседы, экскурсии.
- Подготовка и участие в конкурсах.
- Сюжетно-ролевые игры, игры – путешествия
5.. Духовно-нравственное:
- Организация экскурсий, Дней театра и музея, выставок рисунков, поделок и творческих работ обучающихся;
- Проведение тематических классных часов, встреч, бесед;
- Участие в конкурсах, выставках детского творчества гуманитарного цикла на уровне школы, города, области.
Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями.
Например, в беседе о здоровом образе жизни ребёнок не только воспринимает информацию от педагога, но и невольно сравнивает её с образом самого педагога. Информации будет больше доверия, если сам педагог культивирует здоровый образ жизни.
Второй уровень результатов – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы.
Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии, за пределами дружественной среды школы, юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без которых немыслимо существование гражданина и гражданского общества.
Очевидно, что для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде.
Проведём лаконичную формулировку трёх уровней результатов внеурочной деятельности школьников:
1-й уровень – школьник знает и понимает общественную жизнь;
2-й уровень - школьник ценит общественную жизнь;
3-й уровень - школьник самостоятельно действует в общественной жизни.
Выделение трёх уровней результатов внеурочной деятельности позволяет:
• разрабатывать образовательные программы внеурочной деятельности с чётким и внятным представлением о результате;
• подбирать такие формы внеурочной деятельности, которые гарантируют достижение результата определённого уровня;
• выстраивать логику перехода от результатов одного уровня к результатам другого;
• диагностировать результативность и эффективность внеурочной деятельности;
• оценивать качество программ внеурочной деятельности.
Формы представления результатов внеурочной деятельности
- Представление коллективного результата группы обучающихся в рамках одного направления происходит на общешкольном мероприятии в форме творческой презентации, творческого отчёта, научного исследования, концерта, спектакля и т.д.
- Для индивидуальной оценки результатов внеурочной деятельности каждого обучающегося используется портфолио – накопительная система оценивания, характеризующая динамику индивидуальных образовательных достижений. По результатам оценки портфолио выявляются учащиеся, набравшие наибольшее количество баллов в классе, параллели, школе. Определяются победители и лауреаты в различных номинациях. На общешкольном празднике в конце учебного года объявляются результаты и награждаются обучающиеся, набравшие максимальное количество баллов по всем направлениям и набравшие максимальное количество баллов по отдельным направлениям внеурочной деятельности.
- Для оценки эффективности деятельности ОУ по направлениям внеурочной деятельности используется карта достижений, в которую вносятся индивидуальные результаты учащихся по направлениям.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа курса внеурочной деятельности "Культура общения"
рабочая программа курса внеурочной деятельности "Культура общения"...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Культура воспитания и этикет" 6 класс
Пояснительная запискаРабочая программа для 6 класса по курсу внеурочной деятельности "Культура воспитания и этикет" Рабочая программа ку...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Культура здоровья" для 10 классов
Данная программа позволяет рассмотреть условия сохранения здоровья. Программа охватывает многие аспекты воспитания здорового образа жизни. Достоверная информация помогает у...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Культура общения»
Речевая культура - один из компонентов общей культуры человека. Как и другие слагаемые культуры, она прививается, воспитывается и требует постоянного совершенствования.Культура речи - особый раздел на...
Рабочие программы по внеурочной деятельности "Культура народов Ямала"-5-7 классы
Культуре народов Севера 5-7 классы Худи Н.А....
Рабочие программы по внеурочной деятельности "Культура народов Ямала"-6 класс
Краеведение 6 класс-Худи Н.А....