Рабочая программа факультативного курса «Русская народная культура» для учащихся 9 в класса
рабочая программа (9 класс)

Программа представляет собой курс, имеющий целью ввести учащихся   в мир истории и культуры наших предков, начиная с древнейших времён. Основная задача курса сформировать у школьников общее представление о народной культуре, о её богатстве и разнообразии, красоте и благородстве культуры. Подвести к сознанию глубины и значимости культур других народов мира.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fakultativ_9.docx33.65 КБ

Предварительный просмотр:

ОГБОУ «Центр образования и развития «Особый ребенок» г. Смоленска».

Утверждаю:

Директор

___________/Дюг С.А./ «__» _______2021г.

Согласовано:

Зам.директора по УВР:______________

          /Гагарина Т.В./

       /Вдовенкова И.В./

«___» _______ 20211г.

Принята на

педагогическом совете

протокол №1

от «31» августа 2021г.

Рассмотрено:

на заседании МО

«31» августа 2021г.

_______________

ФИО рук. МО

Рабочая программа факультативного курса

«Русская народная культура»

для учащихся 9 в  класса

для обучающихся

 9б, 9в классов

на 2021/ 2022 учебный год

Программу составила:

                                                                              Исаева Е. С.

учитель русского языка, чтения  

высшей категории

г. Смоленск

2020г.

               Программа представляет собой курс, имеющий целью ввести учащихся   в мир истории и культуры наших предков, начиная с древнейших времён. Основная задача курса сформировать у школьников общее представление о народной культуре, о её богатстве и разнообразии, красоте и благородстве культуры. Подвести к сознанию глубины и значимости культур других народов мира.

               Знакомство детей с духовным достоянием предков поможет им расти личностями, сознающими свою принадлежность к тысячелетней богатейшей истории родного народа, а значит, и всего человечества. Поможет воспитывать в себе высокие нравственные законы, лежащие в основе народной культуры, научит любить и ценить ум, талант и мудрость народную.

               В процессе обучения дети познакомятся с особенностями жизни и быта наших предков, их мировоззрения, литературным и музыкальным фольклором, праздниками и обрядами, получат представление о труде, жилище, традиционной одежде русского, и   частично других народов мира в их историческом развитии.

         Через приобщение к конкретным судьбам выдающихся соотечественников дети познакомятся со славными страницами истории родного города и страны.

      Цель курса «Народная культура» -  пробудить в учащихся любовь к родной земле, заложить важнейшие черты русского национального характера: порядочность, совестливость, способность к состраданию, трудолюбие, мастерство, изобретательность, правдивость и др. Курс «Народная культура даёт возможность восстановить самую главную общественную ценность – семью.

Результатом  изучения курса «Народная культура» станет восприятие детьми народной культуры как целостного мира, где главным являются идеи борьбы добра со злом и утверждения красоты и гармонии жизни. Приобщая обучающихся к культуре родного народа, мы будем способствовать возрождению «специфической» и культурной памяти поколений, утверждению в сознании ребёнка место своего «я» в системе «семья», «род», «народ», «человечество». 

Требования к знаниям и умениям учащихся.

     В результате освоения программы обучающиеся получают целый комплекс знаний и приобретают определённые умения. К концу обучения должны уметь:

1. правильно оценивать последствия человеческой деятельности и собственных поступков.

2. Воспитывать в себе такие качества, как отзывчивость, сопереживание, стремление помочь.

3. Ориентироваться в традициях народной культуры, знать календарные и семейные обряды, обычаи, их символику и значение.

4. Научиться использовать элементы народной культуры в повседневной жизни.

5. Приобрести комплекс специальных знаний и навыков в театральном творчестве, фольклоре, краеведении, а также применять их в быту и передавать свои знания другим людям.

Задачи курса. 

1. Через развитие исторической памяти и творческих способностей учащихся дать  представление о народной культуре во всём её многообразии, определяемом материальными условиями и мировоззрением человека. 

2. Способствовать формированию представления об историческом развитии человечества в целом и родного народа в частности, об особенностях формирования материальной и духовной культуры в их взаимосвязи для дальнейшего усвоения курса отечественной и мировой истории. 

3. Способствовать воспитанию целостной эстетической культуры, художественного и образного мышления, трудовых навыков и творческого опыта через изучение и освоение художественных традиций, знакомство с традиционной системой языка народного искусства во всём его многообразии. 

4. Воспитание патриотических чувств через приобщение к фольклору родного народа, гражданское воспитание подрастающего поколения на примере положительных народных героев.

Тематический план факультатива «Народная культура»

Общее количество часов –– 9б класс-34 ч;

                                                9в класс -34ч.

 

Количество часов в неделю –1 ч

  

Тема занятия

Кол. Час.

Дата  факт

Дата план

Введение

1

Великая и древняя земля Россия. Народная культура как целостный мир.

1

6.09

Мифология.

2

Наши предки-славяне. Термин «язычество» вера в силы природы.

1

13.09

3

Знаки солнца.

1

20.09

4

Вера в духов.

1

27.09

5

Древо жизни – символ всего живого. Мысли древних славян о мировом Древе.

1

4.0

6

Птица как посредник между двумя мирами: «правь» и «явь».

1

11.10

7

Рождение планеты Земля и зарождение жизни.

1

18.10

Устное народное творчество

8

Народные потешки, песенки, прибаутки.

1

25.10

2-я четверть

9

Пословицы и поговорки. Загадки

1

8.11

10

Докучные сказки, небылицы

1

15.11

11

Знакомство с былинами. Народные герои – гордость страны.

1

22.11

Музыкальный фольклор

12

Народные музыкальные инструменты

1

29.11

13

Без частушек прожить можно, да чего-то не живут.

1

6.12

14

Хороводная песня

1

13.12

15

Смоленский фольклор

1

20.12

3-я четверть

Народное, художественное, декоративно-прикладное искусство

16

Смоленская земля – земля мастеров.

1

17.01

17

Народные промыслы, умельцы.

1

24.01

18

Волшебная Дымка.

1

31.01

19

Городецкие узоры

1

7.02

20

Золотая хохлома

1

14.02

21

Голубая Гжель

1

21.02

22

Народные игрушки. Матрёшки

1

28.02

23

Народная вышивка

1

5.03

24

Одежда наших предков. Народный костюм

1

14.03

25

Особенности смоленского народного костюма.

1

21.03

26

Экскурсия в музей «Смоленский лён».

1

28.03

4-я четверть

        Народный календарь        

27

Сентябрь – летопроводец. Праздник Осенины.

1

4.04

28

Октябрь – листопад,грязник. Ноябрь – грудень. «Синичкин день».

1

11.04

29

«Зима - не лето, в шубу одета», «Наум - грамотник»

1

18.04

30

Зимние праздники. Образ праздника в народной традиции.

1

25.04

31

 Масленица. Весенние праздники. Жаворонки.

1

30.04

32

Ярмарка крашенных глиняных яиц к Пасхе.

1

16.05

33

Летние праздники

1

23.05

34

Повторительно – обобщающий урок.

1

30.05

Тема занятия

Кол. Час.

Дата  факт

Дата план

Введение

1

Великая и древняя земля Россия. Народная культура как целостный мир.

1

1.09

Мифология.

2

Наши предки-славяне. Термин «язычество» вера в силы природы.

1

8.09

3

Знаки солнца.

1

15.09

4

Вера в духов.

1

22.09

5

Древо жизни – символ всего живого. Мысли древних славян о мировом Древе.

1

29.09

6

Птица как посредник между двумя мирами: «правь» и «явь».

1

6.10

7

Рождение планеты Земля и зарождение жизни.

1

13.10

Устное народное творчество

8

Народные потешки, песенки, прибаутки.

1

20.10

9

Пословицы и поговорки. Загадки

1

27.10

2-я четверть

10

Докучные сказки, небылицы

1

10.11

11

Знакомство с былинами. Народные герои – гордость страны.

1

17.11

Музыкальный фольклор

12

Народные музыкальные инструменты

1

24.11

13

Без частушек прожить можно, да чего-то не живут.

1

1.12

14

Хороводная песня

1

8.12

15

Смоленский фольклор

1

15.12

16

Смоленская земля – земля мастеров.

1

24.01

3-я четверть

Народное, художественное, декоративно-прикладное искусство

17

Народные промыслы, умельцы.

1

12.01

18

Волшебная Дымка.

1

19.01

19

Городецкие узоры

1

26.01

20

Золотая хохлома

1

2.02

21

Голубая Гжель

1

9.02

22

Народные игрушки. Матрёшки

1

16.02

23

Народная вышивка

1

2.03

24

Одежда наших предков. Народный костюм

1

9.03

25

Особенности смоленского народного костюма.

1

16.03

26

Экскурсия в музей «Смоленский лён».

1

23.03

4-я четверть

        Народный календарь        

27

Сентябрь – летопроводец. Праздник Осенины.

1

6.04

28

Октябрь – листопад,грязник. Ноябрь – грудень. «Синичкин день».

1

13.04

29

«Зима - не лето, в шубу одета», «Наум - грамотник»

1

20.04

30

Зимние праздники. Образ праздника в народной традиции.

1

27.04

31

 Масленица. Весенние праздники. Жаворонки.

1

4.05

32

Ярмарка крашенных глиняных яиц к Пасхе.

1

11.05

33

Летние праздники

1

18.05

34

Повторительно – обобщающий урок.

1

25.05

Список литературы:

А.К.Аксёнова Методика обучения русскому языку в коррекционной школе. – М.: ВЛАДОС, 2004г.

С.Г.Алтарёва, М.А.Храмова, Н.А.Орлова, Н.К.Жогло Календарные, фольклорные и тематические праздники: 1-4 классы. – М.: ВАКО, 2006г.

 «Воспитание и обучение детей с нарушениями развития» № 4, 2006г.

с.38-46

О.Е.Жиренко, Е.В.Лапина, Т.В. Киселёва Я гражданин России!, Классные часы по гражданскому и патриотическому воспитанию. 1-4 классы - М.: ВАКО, 2006г.

Знакомство детей с русским народным творчеством: Конспекты занятий и сценарии календарно-обрядовых праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений / авт.-сост. А.С.Куприна, Т.А.Бударина, О.А.Маркеева, О.Н Корепанова и др. Санкт-Петербург: Детство-Пресс, 2001г.

О.А.Князева, М.Д.Маханёва Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Программа. Учебно-методическое пособие. Санкт-Петербург: Детство-Пресс, 2002г.

Л.В.Петрова Методика преподавания истории в специальной (коррекционной) школе VIII вида, М.: ВЛАДОС, 2003г.

Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учрежденийVIII вида (5-9 кл), сб.1, под ред. М. И. Бгажноковой, М.: ВЛАДОС, 2012г.

М.Степанов Народные праздники на Святой Руси. М., 1991г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа факультативного курса по английскому языку для учащихся 7 класса "Grammar in use"

Данная программа разработана в поддержку основного УМК "Enjoy English" M.З.Биболетовой для учащихся 7 класса и предназначена для более глубокого изучения грамматики английского языка. Может служить по...

Пояснительная записка к рабочей программе элективного курса «Русское правописание : орфография» для учащихся 9 класса Всего за год 34 часа, 1час в неделю.

Программа  элективного курса составлена в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования ,Федерального базисного учеб...

Рабочая программа факультативного курса по физической культуре для 5 класса.

Рабочая программма факультативного курса "Волейбол" для 5 класса....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА факультативного курса по физической культуре «Быстрее! Выше! Сильнее!» 9 -11 класс

Рабочая программа факультативногго курса "Быстрее! Выше! Сильнее!" направлена на развитие мотивации к познанию и творчеству учащихся 9-11 классов в области физической культуры и спорта. Цель программы...

Рабочая программа факультативного курса по русскому языку для 5 класса "Стилистика и культура речи"

Программа содержит пояснительную записку, календарно-тематический план, список литературы, а также требования к подготовке учеников....

рабочая программа факультативного курса русского языка в 8 классе "Удивительное рядом... Практическая фразеология"

Факультативный курс «Удивительное рядом… Практическая фразеология» пробудит интерес учащихся к фразеологии, научит их отличать фразеологизмы от свободных сочетаний слов, обогатит фр...

Рабочая программа факультативного курса «Основы правовой культуры»

Права человека: сущность, структура, история. Правовой статус человека и гражданина. Классификация прав человека: гражданские права, политические права, экономические права, социальные права, культурн...