Рабочая программа факультативного курса «Русская народная культура» для учащихся 9 в класса
рабочая программа (9 класс)
Программа представляет собой курс, имеющий целью ввести учащихся в мир истории и культуры наших предков, начиная с древнейших времён. Основная задача курса сформировать у школьников общее представление о народной культуре, о её богатстве и разнообразии, красоте и благородстве культуры. Подвести к сознанию глубины и значимости культур других народов мира.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fakultativ_9.docx | 33.65 КБ |
Предварительный просмотр:
ОГБОУ «Центр образования и развития «Особый ребенок» г. Смоленска».
Утверждаю: Директор ___________/Дюг С.А./ «__» _______2021г. | Согласовано: Зам.директора по УВР:______________ /Гагарина Т.В./ /Вдовенкова И.В./ «___» _______ 20211г. | Принята на педагогическом совете протокол №1 от «31» августа 2021г. | Рассмотрено: на заседании МО «31» августа 2021г. _______________ ФИО рук. МО |
Рабочая программа факультативного курса
«Русская народная культура»
для учащихся 9 в класса
для обучающихся
9б, 9в классов
на 2021/ 2022 учебный год
Программу составила:
Исаева Е. С.
учитель русского языка, чтения
высшей категории
г. Смоленск
2020г.
Программа представляет собой курс, имеющий целью ввести учащихся в мир истории и культуры наших предков, начиная с древнейших времён. Основная задача курса сформировать у школьников общее представление о народной культуре, о её богатстве и разнообразии, красоте и благородстве культуры. Подвести к сознанию глубины и значимости культур других народов мира.
Знакомство детей с духовным достоянием предков поможет им расти личностями, сознающими свою принадлежность к тысячелетней богатейшей истории родного народа, а значит, и всего человечества. Поможет воспитывать в себе высокие нравственные законы, лежащие в основе народной культуры, научит любить и ценить ум, талант и мудрость народную.
В процессе обучения дети познакомятся с особенностями жизни и быта наших предков, их мировоззрения, литературным и музыкальным фольклором, праздниками и обрядами, получат представление о труде, жилище, традиционной одежде русского, и частично других народов мира в их историческом развитии.
Через приобщение к конкретным судьбам выдающихся соотечественников дети познакомятся со славными страницами истории родного города и страны.
Цель курса «Народная культура» - пробудить в учащихся любовь к родной земле, заложить важнейшие черты русского национального характера: порядочность, совестливость, способность к состраданию, трудолюбие, мастерство, изобретательность, правдивость и др. Курс «Народная культура даёт возможность восстановить самую главную общественную ценность – семью.
Результатом изучения курса «Народная культура» станет восприятие детьми народной культуры как целостного мира, где главным являются идеи борьбы добра со злом и утверждения красоты и гармонии жизни. Приобщая обучающихся к культуре родного народа, мы будем способствовать возрождению «специфической» и культурной памяти поколений, утверждению в сознании ребёнка место своего «я» в системе «семья», «род», «народ», «человечество».
Требования к знаниям и умениям учащихся.
В результате освоения программы обучающиеся получают целый комплекс знаний и приобретают определённые умения. К концу обучения должны уметь:
1. правильно оценивать последствия человеческой деятельности и собственных поступков.
2. Воспитывать в себе такие качества, как отзывчивость, сопереживание, стремление помочь.
3. Ориентироваться в традициях народной культуры, знать календарные и семейные обряды, обычаи, их символику и значение.
4. Научиться использовать элементы народной культуры в повседневной жизни.
5. Приобрести комплекс специальных знаний и навыков в театральном творчестве, фольклоре, краеведении, а также применять их в быту и передавать свои знания другим людям.
Задачи курса.
1. Через развитие исторической памяти и творческих способностей учащихся дать представление о народной культуре во всём её многообразии, определяемом материальными условиями и мировоззрением человека.
2. Способствовать формированию представления об историческом развитии человечества в целом и родного народа в частности, об особенностях формирования материальной и духовной культуры в их взаимосвязи для дальнейшего усвоения курса отечественной и мировой истории.
3. Способствовать воспитанию целостной эстетической культуры, художественного и образного мышления, трудовых навыков и творческого опыта через изучение и освоение художественных традиций, знакомство с традиционной системой языка народного искусства во всём его многообразии.
4. Воспитание патриотических чувств через приобщение к фольклору родного народа, гражданское воспитание подрастающего поколения на примере положительных народных героев.
Тематический план факультатива «Народная культура»
Общее количество часов –– 9б класс-34 ч;
9в класс -34ч.
Количество часов в неделю –1 ч
№ | Тема занятия | Кол. Час. | Дата факт | Дата план | |
Введение | |||||
1 | Великая и древняя земля Россия. Народная культура как целостный мир. | 1 | 6.09 | ||
Мифология. | |||||
2 | Наши предки-славяне. Термин «язычество» вера в силы природы. | 1 | 13.09 | ||
3 | Знаки солнца. | 1 | 20.09 | ||
4 | Вера в духов. | 1 | 27.09 | ||
5 | Древо жизни – символ всего живого. Мысли древних славян о мировом Древе. | 1 | 4.0 | ||
6 | Птица как посредник между двумя мирами: «правь» и «явь». | 1 | 11.10 | ||
7 | Рождение планеты Земля и зарождение жизни. | 1 | 18.10 | ||
Устное народное творчество | |||||
8 | Народные потешки, песенки, прибаутки. | 1 | 25.10 | ||
2-я четверть | |||||
9 | Пословицы и поговорки. Загадки | 1 | 8.11 | ||
10 | Докучные сказки, небылицы | 1 | 15.11 | ||
11 | Знакомство с былинами. Народные герои – гордость страны. | 1 | 22.11 | ||
Музыкальный фольклор | |||||
12 | Народные музыкальные инструменты | 1 | 29.11 | ||
13 | Без частушек прожить можно, да чего-то не живут. | 1 | 6.12 | ||
14 | Хороводная песня | 1 | 13.12 | ||
15 | Смоленский фольклор | 1 | 20.12 | ||
3-я четверть | |||||
Народное, художественное, декоративно-прикладное искусство | |||||
16 | Смоленская земля – земля мастеров. | 1 | 17.01 | ||
17 | Народные промыслы, умельцы. | 1 | 24.01 | ||
18 | Волшебная Дымка. | 1 | 31.01 | ||
19 | Городецкие узоры | 1 | 7.02 | ||
20 | Золотая хохлома | 1 | 14.02 | ||
21 | Голубая Гжель | 1 | 21.02 | ||
22 | Народные игрушки. Матрёшки | 1 | 28.02 | ||
23 | Народная вышивка | 1 | 5.03 | ||
24 | Одежда наших предков. Народный костюм | 1 | 14.03 | ||
25 | Особенности смоленского народного костюма. | 1 | 21.03 | ||
26 | Экскурсия в музей «Смоленский лён». | 1 | 28.03 | ||
4-я четверть | |||||
Народный календарь | |||||
27 | Сентябрь – летопроводец. Праздник Осенины. | 1 | 4.04 | ||
28 | Октябрь – листопад,грязник. Ноябрь – грудень. «Синичкин день». | 1 | 11.04 | ||
29 | «Зима - не лето, в шубу одета», «Наум - грамотник» | 1 | 18.04 | ||
30 | Зимние праздники. Образ праздника в народной традиции. | 1 | 25.04 | ||
31 | Масленица. Весенние праздники. Жаворонки. | 1 | 30.04 | ||
32 | Ярмарка крашенных глиняных яиц к Пасхе. | 1 | 16.05 | ||
33 | Летние праздники | 1 | 23.05 | ||
34 | Повторительно – обобщающий урок. | 1 | 30.05 |
№ | Тема занятия | Кол. Час. | Дата факт | Дата план | |
Введение | |||||
1 | Великая и древняя земля Россия. Народная культура как целостный мир. | 1 | 1.09 | ||
Мифология. | |||||
2 | Наши предки-славяне. Термин «язычество» вера в силы природы. | 1 | 8.09 | ||
3 | Знаки солнца. | 1 | 15.09 | ||
4 | Вера в духов. | 1 | 22.09 | ||
5 | Древо жизни – символ всего живого. Мысли древних славян о мировом Древе. | 1 | 29.09 | ||
6 | Птица как посредник между двумя мирами: «правь» и «явь». | 1 | 6.10 | ||
7 | Рождение планеты Земля и зарождение жизни. | 1 | 13.10 | ||
Устное народное творчество | |||||
8 | Народные потешки, песенки, прибаутки. | 1 | 20.10 | ||
9 | Пословицы и поговорки. Загадки | 1 | 27.10 | ||
2-я четверть | |||||
10 | Докучные сказки, небылицы | 1 | 10.11 | ||
11 | Знакомство с былинами. Народные герои – гордость страны. | 1 | 17.11 | ||
Музыкальный фольклор | |||||
12 | Народные музыкальные инструменты | 1 | 24.11 | ||
13 | Без частушек прожить можно, да чего-то не живут. | 1 | 1.12 | ||
14 | Хороводная песня | 1 | 8.12 | ||
15 | Смоленский фольклор | 1 | 15.12 | ||
16 | Смоленская земля – земля мастеров. | 1 | 24.01 | ||
3-я четверть | |||||
Народное, художественное, декоративно-прикладное искусство | |||||
17 | Народные промыслы, умельцы. | 1 | 12.01 | ||
18 | Волшебная Дымка. | 1 | 19.01 | ||
19 | Городецкие узоры | 1 | 26.01 | ||
20 | Золотая хохлома | 1 | 2.02 | ||
21 | Голубая Гжель | 1 | 9.02 | ||
22 | Народные игрушки. Матрёшки | 1 | 16.02 | ||
23 | Народная вышивка | 1 | 2.03 | ||
24 | Одежда наших предков. Народный костюм | 1 | 9.03 | ||
25 | Особенности смоленского народного костюма. | 1 | 16.03 | ||
26 | Экскурсия в музей «Смоленский лён». | 1 | 23.03 | ||
4-я четверть | |||||
Народный календарь | |||||
27 | Сентябрь – летопроводец. Праздник Осенины. | 1 | 6.04 | ||
28 | Октябрь – листопад,грязник. Ноябрь – грудень. «Синичкин день». | 1 | 13.04 | ||
29 | «Зима - не лето, в шубу одета», «Наум - грамотник» | 1 | 20.04 | ||
30 | Зимние праздники. Образ праздника в народной традиции. | 1 | 27.04 | ||
31 | Масленица. Весенние праздники. Жаворонки. | 1 | 4.05 | ||
32 | Ярмарка крашенных глиняных яиц к Пасхе. | 1 | 11.05 | ||
33 | Летние праздники | 1 | 18.05 | ||
34 | Повторительно – обобщающий урок. | 1 | 25.05 |
Список литературы:
А.К.Аксёнова Методика обучения русскому языку в коррекционной школе. – М.: ВЛАДОС, 2004г.
С.Г.Алтарёва, М.А.Храмова, Н.А.Орлова, Н.К.Жогло Календарные, фольклорные и тематические праздники: 1-4 классы. – М.: ВАКО, 2006г.
«Воспитание и обучение детей с нарушениями развития» № 4, 2006г.
с.38-46
О.Е.Жиренко, Е.В.Лапина, Т.В. Киселёва Я гражданин России!, Классные часы по гражданскому и патриотическому воспитанию. 1-4 классы - М.: ВАКО, 2006г.
Знакомство детей с русским народным творчеством: Конспекты занятий и сценарии календарно-обрядовых праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений / авт.-сост. А.С.Куприна, Т.А.Бударина, О.А.Маркеева, О.Н Корепанова и др. Санкт-Петербург: Детство-Пресс, 2001г.
О.А.Князева, М.Д.Маханёва Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Программа. Учебно-методическое пособие. Санкт-Петербург: Детство-Пресс, 2002г.
Л.В.Петрова Методика преподавания истории в специальной (коррекционной) школе VIII вида, М.: ВЛАДОС, 2003г.
Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учрежденийVIII вида (5-9 кл), сб.1, под ред. М. И. Бгажноковой, М.: ВЛАДОС, 2012г.
М.Степанов Народные праздники на Святой Руси. М., 1991г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа факультативного курса по английскому языку для учащихся 7 класса "Grammar in use"
Данная программа разработана в поддержку основного УМК "Enjoy English" M.З.Биболетовой для учащихся 7 класса и предназначена для более глубокого изучения грамматики английского языка. Может служить по...
Пояснительная записка к рабочей программе элективного курса «Русское правописание : орфография» для учащихся 9 класса Всего за год 34 часа, 1час в неделю.
Программа элективного курса составлена в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования ,Федерального базисного учеб...
Рабочая программа факультативного курса по физической культуре для 5 класса.
Рабочая программма факультативного курса "Волейбол" для 5 класса....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА факультативного курса по физической культуре «Быстрее! Выше! Сильнее!» 9 -11 класс
Рабочая программа факультативногго курса "Быстрее! Выше! Сильнее!" направлена на развитие мотивации к познанию и творчеству учащихся 9-11 классов в области физической культуры и спорта. Цель программы...
Рабочая программа факультативного курса по русскому языку для 5 класса "Стилистика и культура речи"
Программа содержит пояснительную записку, календарно-тематический план, список литературы, а также требования к подготовке учеников....
рабочая программа факультативного курса русского языка в 8 классе "Удивительное рядом... Практическая фразеология"
Факультативный курс «Удивительное рядом… Практическая фразеология» пробудит интерес учащихся к фразеологии, научит их отличать фразеологизмы от свободных сочетаний слов, обогатит фр...
Рабочая программа факультативного курса «Основы правовой культуры»
Права человека: сущность, структура, история. Правовой статус человека и гражданина. Классификация прав человека: гражданские права, политические права, экономические права, социальные права, культурн...