Рабочая программа по предмету МУЗЫКА 8 класс
рабочая программа по музыке (8 класс)
Рабочая программа по предмету ИСКУССТВО. МУЗЫКА для 8-х классов разработана на основе:
- ФГОС ООО (5-9 кл.), утверждённого Приказом МОиН РФ от 17.12.2010 № 1897;
- примерной основной образовательной программы среднего общего образования;
- образовательной программы основного общего образования и среднего общего образования, обеспечивающей дополнительную (углубленную) подготовку обучающихся по английскому языку (5-9 классы - ФГОС) ГБОУ СОШ № 263;
- Учебного плана, реализуемого в образовательном учреждении в текущем учебном году;
- Приказа МП РФ от 28.12.2018 № 345 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального, основного общего, среднего общего образования»;
- Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 9 июня 2016 № 699 «Об утверждении перечня организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».
Рабочая программа предмета «Музыка. Искусство» для 8-а и 8-б классов полностью соответствует авторской программе Г. П. Сергеевой, Е. Д. Критской (М.: Просвещение, 2018) и ориентирована на использование учебно-методического комплекта:
- Сергеева Г. П. Музыка. 8 класс [Текст]: учеб. для общеобразоват. организаций / Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская. – М.: Просвещение, 2018
- Сергеева, Г. П. Уроки музыки. 8 класс. Поурочные разработки [Текст]: пособие для учителя / Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская. - М.: Просвещение, 2014.
- Музыка. Искусство. 5-9 классы. Сборник рабочих программ. Предметная линия учебников Г. П. Сергеевой, Е. Д. Критской [Текст]: пособие для учителей общеобрзоват. Организаций / Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская, И. Э Кашекова. - М.: Просвещение, 2018.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_muzyka_8_klass_2019.docx | 75.77 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 263
с углублённым изучением английского языка
Адмиралтейского района Санкт-Петербурга
РАССМОТРЕНО На заседании методического объединения учителей русского языка и литературы Руководитель МО: _________ А. К. Горюнова Протокол № 1 от «___» августа 2019 года | СОГЛАСОВАНО заместитель директора по УВР _____________ Т. Б. Новикова от «___» августа 2019 года | УТВЕРЖДЕНО Директор ГБОУ СОШ № 263 ___________А.В. Рыдлевский от «___» августа 2019 года |
Рабочая программа
по МУЗЫКЕ
для 8-а, 8-б классов
1 час в неделю (всего 34 часов)
Автор - составитель: учитель высшей квалификационной категории Сироткина Мария Николаевна |
Санкт-Петербург
2019/2020 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по предмету ИСКУССТВО. МУЗЫКА для 8а, 8-б классов разработана на основе:
- ФГОС ООО (5-9 кл.), утверждённого Приказом МОиН РФ от 17.12.2010 № 1897;
- примерной основной образовательной программы среднего общего образования;
- образовательной программы основного общего образования и среднего общего образования, обеспечивающей дополнительную (углубленную) подготовку обучающихся по английскому языку (5-9 классы - ФГОС) ГБОУ СОШ № 263;
- Учебного плана, реализуемого в образовательном учреждении в текущем учебном году;
- Приказа МП РФ от 28.12.2018 № 345 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального, основного общего, среднего общего образования»;
- Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 9 июня 2016 № 699 «Об утверждении перечня организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».
Рабочая программа предмета «Музыка. Искусство» для 8-а и 8-б классов полностью соответствует авторской программе Г. П. Сергеевой, Е. Д. Критской (М.: Просвещение, 2018) и ориентирована на использование учебно-методического комплекта:
- Сергеева Г. П. Музыка. 8 класс [Текст]: учеб. для общеобразоват. организаций / Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская. – М.: Просвещение, 2018
- Сергеева, Г. П. Уроки музыки. 8 класс. Поурочные разработки [Текст]: пособие для учителя / Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская. - М.: Просвещение, 2014.
- Музыка. Искусство. 5-9 классы. Сборник рабочих программ. Предметная линия учебников Г. П. Сергеевой, Е. Д. Критской [Текст]: пособие для учителей общеобрзоват. Организаций / Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская, И. Э Кашекова. - М.: Просвещение, 2018.
Учебное пособие «Музыка. 8 класс» допущено к использованию в общеобразовательных организациях и имеются в наличии в школьной библиотеке.
Выбор данной авторской программы и учебно-методического комплекса обусловлен тем, что она основана на обширном материале, охватывающем различные виды искусств, которые дают возможность учащимся усваивать духовный опыт поколений, нравственно-эстетические ценности мировой художественной культуры, и преобразуют духовный мир человека, его душевное состояние.
Программа рассчитана на 34 ч. в год (1 час в неделю), предполагает определенную специфику межпредметных связей, которые просматриваются через взаимодействие музыки с предметами «Изобразительное искусство», «Литература», «История», «История и культура Санкт-Петербурга».
Данная программа составлена для реализации курса искусства, который является частью гуманитарного образования.
Ключевая идея курса заключается в системном подходе изучения данной области искусства.
Специфика курса искусства требует особой организации учебной деятельности школьников в форме творческих работ, викторин, самостоятельных работ, конкурсов, групповой деятельности, виртуальных экскурсий, путешествий. Особое значение в организации урочных и внеурочных форм работы с учащимися должны приобрести информационные и компьютерные технологии, аудио- и видеоматериалы.
Музыкальной образование играет важную роль, как в практической, так и в духовной жизни общества.
Практическая сторона данной программы связана с формированием художественно-творческих способов деятельности, духовная – с интеллектуальным развитием человека.
Практическая полезность курса обусловлена тем, что у обучающихся формируются способности, позволяющие применять полученные знания в жизни.
Без базовой музыкальной подготовки невозможно стать образованным человеком, так как на конкретных музыкальных произведениях раскрывается роль искусства в жизни общества и отдельного человека.
Знакомство с музыкой в основной школе направлено на эмоционально-ценностное освоение мира и происходящих в нем явлений в различных художественно-образных формах творческой деятельности.
Курс нацелен на изучение многообразных взаимодействий музыки с жизнью, природой, обычаями, литературой, живописью, историей, психологией музыкального восприятия, а также с другими видами и предметами художественной и познавательной деятельности.
Программа основана на обширном материале, охватывающем различные виды искусств, которые дают возможность учащимся усваивать духовный опыт поколений, нравственно-эстетические ценности мировой художественной культуры, и преобразуют духовный мир человека, его душевное состояние.
Новизна данной программы определяется тем, что в процессе изучения искусства, обучающиеся активно осваивают образовательное пространство Интернета в процессе работы с информацией о различных событиях музыкальной жизни не только в родном городе и стране, но и за рубежом. Эмоциональное восприятие духовного наследия, умение оценить произведения искусства с позиции эстетических идеалов и высказать собственное мнение о сущности различных явлений культуры, участие в каком-либо виде художественного творчества включают подростков в процесс художественного познания и творческого освоения мира.
Настоящая рабочая программа учитывает особенности обучающихся 8-а и 8-б классов, в которых будет осуществляться учебный процесс. В рабочей программе предполагается, что учащиеся владеют разными видами музыкальной речевой деятельности и будут осваивать материал каждый на своем уровне и в своем темпе. Предусматриваются зрительные опоры, инструкции, подсказки, алгоритмы действия, для продуктивного уровня освоения – задания, требующие осуществления поиска необходимой информации в дополнительных источниках (словарях, энциклопедиях, сети Интернет). Также учащиеся будут вести дискуссии на уроках, работать над проектами, используя справочную литературу, могут контролировать и оценивать работу на уроке.
Культурологическое образование вносит свой вклад в развитие способностей к самостоятельности, саморазвитию и самоопределению.
На уроках «Музыки» в 8 классе обучающиеся знакомятся с творчеством композиторов, чья жизнь, непосредственно, была связана с Санкт-Петербургом, поэтому в рабочую программу включен материал по истории и культуре города, что является важной составляющей регионального компонента реализуемого, в частности, и за счет предмета «Музыка».
При организации процесса обучения в раках программы «Музыка» предполагается применением следующих педагогических технологий обучения: «Творческие мастерские», технология развития критического мышления, коллективные способы обучения.
Внеурочная деятельность по предмету предусматривается в формах: консультаций, проектной деятельности обучающихся, подготовки обучающихся к олимпиадам, конкурсам, экскурсии в художественные музеи, культурные центры, на выставки, посещение театров, кино и концертных залов.
Формы и средства контроля.
Формы организации учебного процесса:
- групповые, коллективные, классные и внеклассные.
Виды организации учебной деятельности:
- выставка, экскурсия, путешествие.
Виды контроля:
- вводный, текущий, итоговый, периодический.
- Устный опрос – индивидуальный, фронтальный, уплотненный. Сущность этого метода заключается в том, что учитель ставит учащимся вопросы по содержанию изученного материала и побуждает их к ответам, выявляя, таким образом, качество и полноту его усвоения.
- Письменная проверка – учитель раздает учащимся заранее подготовленные на отдельных листках бумаги вопросы, на которые они в течение 10–12 мин дают письменные ответы. Письменный опрос позволяет на одном уроке оценивать знания всех учащихся. Тестирование.
- Программированный контроль, или метод выбора. Учащемуся предлагаются вопросы, на каждый из которых даются три-четыре ответа, но только один из них является правильным. Задача ученика – выбрать правильный ответ.
- “Музыкальная викторина” – контрольное слушание и тест, предполагающие узнавание произведений, с которыми обучающиеся знакомились на уроках, в процессе слушания музыкальных фрагментов. Проводится в конце каждой четверти, согласно учебному плану.
Примерные нормы оценки знаний и умений учащихся.
На уроках музыки проверяется и оценивается качество усвоения обучающимися программного материала. При оценивании успеваемости ориентирами для учителя являются конкретные требования к учащимся, представленные в рабочей программе «Музыка» для 7 класса и примерные нормы оценки знаний и умений.
Результаты обучения оцениваются по пятибалльной системе и дополняются устной характеристикой ответа.
Слушание музыки.
На уроках проверяется и оценивается умение учащихся слушать музыкальные произведения, давать словесную характеристику их содержанию и средствам музыкальной выразительности, умение сравнивать, обобщать; знание музыкальной литературы.
Учитывается:
- степень раскрытия эмоционального содержания музыкального произведения через средства музыкальной выразительности;
- самостоятельность в разборе музыкального произведения;
- умение учащегося сравнивать произведения и делать самостоятельные обобщения на основе полученных знаний.
Нормы оценок.
Оценка «пять»:
дан правильный и полный ответ, включающий характеристику содержания музыкального произведения, средств музыкальной выразительности, ответ самостоятельный.
Оценка «четыре»:
ответ правильный, но неполный: дана характеристика содержания музыкального произведения, средств музыкальной выразительности с наводящими (1-2) вопросами учителя.
Оценка «три»:
ответ правильный, но неполный, средства музыкальной выразительности раскрыты недостаточно, допустимы несколько наводящих вопросов учителя.
Оценка «два»:
ответ обнаруживает незнание и непонимание учебного материала.
Хоровое пение.
Оценка «пять»:
- знание мелодической линии и текста песни;
- чистое интонирование и ритмически точное исполнение;
- выразительное исполнение.
Оценка «четыре»:
- знание мелодической линии и текста песни;
- в основном чистое интонирование, ритмически правильное;
- пение недостаточно выразительное.
Оценка «три»:
- допускаются отдельные неточности в исполнении мелодии и текста песни;
- неуверенное и не вполне точное, иногда фальшивое исполнение, есть ритмические неточности;
- пение невыразительное.
Оценка «два»:
- исполнение неуверенное, фальшивое.
Перечень форм работы, которые могут быть выполнены обучающимися и соответствующим образом оценены учителем.
- Работа по карточкам (знание музыкальных терминов).
- Кроссворды.
- Творческие работы (рисунок, синквейн, стихотворение, сказка и т. д.) по специально заданным темам или по выбору учащегося.
- Блиц-ответы (письменно) по вопросам учителя на повторение и закрепление темы.
- «Музыкальная викторина» (фрагментарный калейдоскоп из произведений, звучавших на уроках или достаточно популярных).
- Применение широкого спектра творческих способностей ребёнка в передаче музыкальных образов через прослушанную музыку или исполняемую самим ребёнком (рисунки, поделки и т. д.)
- Ведение тетради по музыке.
Требования к ведению тетради для обучающихся 8 классов.
В тетрадь записываются:
- Темы уроков.
- Имена композиторов, музыкантов, даты их жизни.
- Названия звучащих на уроках произведений и краткая информация об их создании.
- Названия и авторы разучиваемых песен.
- Сложно запоминающиеся тексты песен.
- Музыкальные впечатления.
- Сообщения, выполняемые учащимися по желанию (по темам отдельных уроков.)
- В конце тетради ведется словарь музыкальных терминов, который пополняется из года в год.
Тетрадь должна вестись аккуратно, может быть оформлена иллюстрациями, рисунками, портретами композиторов (в соответствии с записываемыми темами).
Тетрадь является рукотворным индивидуальным опорным конспектом, куда ученик записывает информацию, которую ему предстоит запомнить.
Тетрадь проверяется учителем один раз в четверть.
Оценка выставляется за:
- Ведение тетради (эстетическое оформление);
- наличие всех тем;
- аккуратность.
- Ведение словаря
- Выполненное домашнее задание.
- Самостоятельную письменную работу по карточкам: блиц-опрос (тесты), игра «Угадай мелодию».
Содержание курса
Программа основана на обширном материале, охватывающем различные виды искусств, которые дают возможность учащимся усваивать духовный опыт поколений, нравственно-эстетические ценности мировой художественной культуры, и преобразуют духовный мир человека, его душевное состояние. Содержание данной программы раскрывается в учебных темах каждого полугодия. В обновленном музыкальном материале, а также введении параллельного и методически целесообразного литературного и изобразительного рядов. В программе 8 класса рассматривается многообразие музыкальных образов, запечатленных в жанрах вокальной, инструментальной и инструментально-симфонической музыки. Музыкальный образ рассматривается как живое, обобщенное представление о действительности, выраженное в звуках. В сферу изучения входят также интонационная природа музыкальных образов, приемы взаимодействия и развития различных образных сфер в музыкальном искусстве.
Мир образов народной, религиозной, классической и современной музыки. Музыка в семье искусств.
Приоритетным направлением содержания программы и УМК по-прежнему остается русская музыкальная культура. Фольклор, классическое наследие, музыка религиозной традиции, современные музыкальные направления музыкального искусства формируют у учащихся национальное самосознание, понимание значимости своей культуры в художественной картине мира.
Классика и современность. | Продолжение освоения проблемы «классика в современной жизни». Углубление понимания разнообразных функций музыкального искусства в жизни современного человека, общества. Расширение представлений о драматургии сценических жанров (опера, балет, мюзикл, рок-опера), жанров инструментальной музыки (симфония), об особенностях музыки в кино, в драматическом спектакле на основе интеграции разных видов искусства. Развитие умений и навыков интонационно-образного, жанрово-стилевого анализа музыкальных произведений в процессе их восприятия и исполнения. Углубление представлений о современности шедевров музыкальной классики русских и зарубежных композиторов. Знакомство с выдающимися композиторами, исполнителями и исполнительскими коллективами. Накопление практических способов пропаганды опыта исполнения музыки, расширение музыкальных интересов в процессе самообразования, разработки и защиты исследовательских проектов. |
Традиции и новаторство в музыке. | Постижение традиций и новаторства в музыкальном искусстве. Выявление его социальной функции в жизни современных людей, общества. Понимание народных истоков в творчестве русских и зарубежных композиторов. Углубление представлений о драматургии сценических жанров (опера, балет, мюзикл, рок-опера), жанров инструментальной музыки для симфонического и камерного оркестров, об особенностях музыки в хоровых циклах. Знакомство с сюжетами и образами современной отечественной музыки религиозной традиции. Осознание специфики музыки в храмовом синтезе искусств. Понимание способов переинтонирования классической музыки в современных обработках в процессе интерпретаций разных исполнителей. Знакомство с выдающимися исполнителями и исполнительскими коллективами. Реализация творческого потенциала в процессе исполнительской деятельности, популяризация музыкального искусства, изучение музыкальной культуры своего региона, разработки и защиты исследовательских проектов. |
Результаты изучения предмета
Предметные результаты обеспечивают успешное обучение на следующей ступени общего образования и отражают:
- сформированность основ музыкальной культуры школьника как неотъемлемой части его общей духовной культуры;
- сформированность потребности в общении с музыкой для дальнейшего духовно-нравственного развития, социализации, самообразования, организации содержательного культурного досуга на основе осознания роли музыки в жизни отдельного человека и общества, в развитии мировой культуры;
- развитие общих музыкальных способностей школьников (музыкальной памяти и слуха), а также образного и ассоциативного мышления, фантазии и творческого воображения, эмоционально-ценностного отношения к явлениям жизни и искусства на основе восприятия и анализа художественного образа;
- сформированность мотивационной направленности на продуктивную музыкально-творческую деятельность (слушание музыки, пение, инструментальное музицирование, драматизация музыкальных произведений, импровизация, музыкально-пластическое движение и др.);
- воспитание эстетического отношения к миру, критического восприятия музыкальной информации, развитие творческих способностей в многообразных видах музыкальной деятельности, связанной с театром, кино, литературой, живописью;
- расширение музыкального и общего культурного кругозора; воспитание музыкального вкуса, устойчивого интереса к музыке своего народа и других народов мира, классическому и современному музыкальному наследию;
- овладение основами музыкальной грамотности: способностью эмоционально воспринимать музыку как живое образное искусство во взаимосвязи с жизнью, со специальной терминологией и ключевыми понятиями музыкального искусства, элементарной нотной грамотой в рамках изучаемого курса;
- приобретение устойчивых навыков самостоятельной, целенаправленной и содержательной музыкально-учебной деятельности, включая информационно-коммуникационные технологии;
- сотрудничество в ходе реализации коллективных творческих проектов, решения различных музыкально-творческих задач.
Изучение курса «Музыка» в основной школе обеспечивает личностные, метапредметные результаты.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Музыка»:
- чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества;
- целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
- ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
- уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов; готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; этические чувства доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимание чувств других людей и сопереживание им;
- компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, осознанное и ответственное отношение к собственным поступкам;
- коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
- участие в общественной жизни школы в пределах возрастных компетенций с учетом региональных и этнокультурных особенностей;
- признание ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
- принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
- эстетические потребности, ценности чувств, эстетическое сознание как результат освоения художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности музыкально-эстетического характера.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий, проявляющихся в познавательной и практической деятельности учащихся:
Регулятивные УУД:
- умение самостоятельно ставить новые учебные задачи на основе развития познавательных мотивов и интересов;
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- умение анализировать собственную учебную деятельность, адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи и собственные возможности ее решения, вносить необходимые коррективы для достижения запланированных результатов;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.
- Познавательные УУД:
- умение определять понятие, обобщать, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации; устанавливать причинно-следственные связи, размышлять, рассуждать и делать выводы;
- смысловое чтение текстов различных стилей и жанров;
- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.
Коммуникативные УУД:
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, например, в художественном проекте, взаимодействовать и работать в группе;
- формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий; стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию.
Учебно-тематический план
№ п/п | Наименование разделов и тем | Всего часов | В том числе |
Проверочные работы | |||
Тема I полугодия: «Классика и современность» | 17 | ||
1 | Классика в нашей жизни | 1 | |
2 | В музыкальном театре. | 7 | 1 |
3 | Музыка к драматическому спектаклю | 4 | |
4 | Музыка в кино | 1 | |
5 | В концертном зале. Симфония | 3 | 1 |
6 | Обобщающий рок. | 1 | |
Тема II полугодия: «Традиции и новаторство в музыке» | 17 | ||
7 | Музыканты извечные маги | 2 | |
8 | И снова в музыкальном театре… | 5 | 1 |
9 | Современный музыкальный театр | 2 | |
10 | Классика в современной обработке | 1 | |
11 | Музыка в храмовом синтезе | 2 | |
12 | Музыкальное завещание потомкам | 1 | 1 |
13 | Исследовательский проект | 4 | |
Итого: | 34 | 4 |
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Номер урока | Тема, | Основное | Планируемые результаты | Виды деятельности, | Формы контроля | Самостоятельная домашнее задание | |
Предметные | Универсальные учебные | ||||||
1 | Классика в нашей жизни. (открытие нового знания) | Значение слова «классика». Понятие «классическая музыка», классика жанра, стиль. Разновидности стилей. Интерпретация и обработка классической музыки прошлого | Понимать значение классической музыки в жизни людей, общества. Знакомиться с классическим музыкальным наследием в процессе самообразования, внеурочной музыкальной деятельности, семейного досуга. | Познавательные: выделять и формулировать познавательную цель; самостоятельно определять стиль музыки, учиться применять музыкальные знания и добывать новые из различных источников. Регулятивные: выполнять задания в соответствии с поставленной целью, предвосхищать результаты и уровни усвоения; отвечать на поставленные вопросы. Коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с нормами родного языка, выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью. Личностные: проявлять любознательность и интерес к изучению музыки, нравственно-этически оценивать усваиваемое содержание | Беседа. Слушание музыки. Хоровое пение | УО | Найти и записать в тетрадь названия классических музыкальных произведений в современной обработке. |
2 | В музыкальном театре. Опера | Музыкальная драматургия. Конфликт. Этапы сценического действия. Опера и её составляющие. Виды опер. Либретто. Роль оркестра в опере | Понимать закономерности и приёмы развития музыки, особен- ности музыкальной драматургии оперного спектакля; выявлять в процессе интонационно-образно- го анализа взаимозависимость и взаимодействие происходящих в нём явлений и событий. | Познавательные: выбирать средства музыкальной деятельности и способы её успешного осуществления в реальных жизненных ситуациях. Регулятивные: оценивать уровень владения тем или иным учебным действием Коммуникативные: слушать других, считаться с их мнением, отличным от своего; определять способы взаимодействия. Личностные: проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение к музыкальным произведениям при их восприятии и исполнении | Интонационно-образный анализ прослушанной музыки. Хоровое пение | Т УО | Творческая деятельность. Написать эссе о прослушанной опере |
3 | Опера (решение учебных задач; рефлексия знаний) | Знакомство с русской эпической оперой Музыкальные образы оперных героев | Познакомятся с русской эпической оперой, понятиями: ария, половецкие пляски. Научатся называть имена композиторов: А. П. Бородин, Узнают, как при помощи музыки можно передать восточный колорит и национальную культуру народов | Познавательные: ставить и формулировать проблемы. Регулятивные: составлять план и последовательность действий, самостоятельно определять выразительные музыкальные средства, использованные в песне «Плач Ярославны». Коммуникативные: проявлять активность во взаимодействии, вести диалог, слушать собеседника. Личностные: иметь мотивацию к учебной деятельности, демонстрировать эмоциональное восприятие произведений искусства; размышлять о музыке, анализировать, высказывать своё отношение к прослушанным операм | Интонационно-образный анализ музыки. Хоровое пение | ТР ХП | Читать «Слово о полку Игореве». Подобрать иллюстрацию к тексту. Подготовить сообщение «Героические женские образы в эпосе других народов России» |
4 | В музыкальном театре. Балет земли≫. «Первая битва с половцами» «Плач Ярославны». ≪Молитва≫ | Балет и его составляющие. Типы танца в балетном спектакле. Роль балетмейстера и дирижера в балете. Современный и классический балетный спектакль | Познакомятся с понятием балет. Узнают составляющие балета: пантомима, па-де-де, па-де-труа, гран-па, адажио. Научатся понимать главную идею балета, выраженную при помощи танца и пантомимы, сложные внутренние взаимоотношения действующих лиц, выраженные в танце | Познавательные: контролировать и оценивать процесс и результат деятельности; раскрывать сюжеты, темы, образы искусства. Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу; самостоятельно определять вид и тип танца: классический, характерный, кордебалет, пантомима. Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию; учиться критично относиться к собственному мнению. Личностные: иметь мотивацию к учебной деятельности; проявлять доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость | Слушание музыки. Интонационно-образный анализ. Хоровое пение | Т УО ХП | Записать в творческую тетрадь названия знакомых вам балетов, фамилии известных артистов и балетмейстеров |
5, 6 | В музыкальном театре… Мюзикл. Рок-опера. | Углубление знакомства с мюзиклом и рок-оперой. Вечные темы в искусстве. Драматургия рок-оперы – конфликтное противостояние. Музыкальные образы главных героев | Познакомятся с популярными хитами из мюзиклов и рок-опер. Научатся: определять национальный колорит народной музыки | Познавательные: контролировать и оценивать процесс и результат деятельности; раскрывать сюжеты, темы, образы искусства. Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачуКоммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию; учиться критично относиться к собственному мнению. Личностные: иметь мотивацию к учебной деятельности; проявлять доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость | Хоровое пение. Слушание музыки. | Т УО | Составить словарь направлений популярной музыки, поместить его в творческую тетрадь. |
7 | В музыкальном театре.. Рок-опера ≪Преступление и наказание≫. (открытие нового знания) | Знакомство с рок-оперой ≪Преступление и наказание≫. | Понимать закономерности и приёмы развития музыки, особенности музыкальной драматургии оперного спектакля; выявлять в процессе интонационно-образного анализа взаимозависимость и взаимодействие происходящих в нём явлений и событий. | Познавательные: ориентироваться в разнообразии способов решения задач; самостоятельно отбирать для решения учебных задач необходимые электронные диски, самостоятельно сопоставлять плач-песню и плач-причитание. Регулятивные: использовать речь для регуляции своего действия; принимать учебную задачу и следовать инструкциям учителя. Коммуникативные: аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности. Личностные: иметь мотивацию к учебной деятельности; объяснять, что связывает тебя с культурой, судьбой твоего народа | Хоровое пение. Беседа по теме занятия. Сравнение музыкальных произведений, созданных на основе метода «тождества и контраста» | ТМ УО ХП | Творческое задание. Составить программу концерта «Музыкальные хиты современности» |
8 | В музыкальном театре.. Мюзикл «Ромео и Джульетта: от ненависти до Любви» (решение учебной задачи) | Знакомство с драматическим спектаклем «Ромео и Джульетта». Музыкальные образы героев симфонической сюиты | Познакомятся с понятием сюита; с музыкальными зарисовками для симфонического оркестра к спектаклю «Ромео и Джульетта». Научатся образно воспринимать музыкальные зарисовки | Познавательные: использовать общие приемы решения задач; ориентироваться в информационном материале учебника; соотносить содержание рисунков с музыкальными впечатлениями. Регулятивные: выполнять учебные действия в качестве слушателя. Коммуникативные: использовать простые речевые средства для передачи своего впечатления от музыки; адекватно оценивать собственное поведение; воспринимать музыкальное произведение и мнение других людей о музыке. Личностные: иметь мотивацию к учебной деятельности; понимать значение музыкального искусства в жизни человека; осознавать роль прекрасного в жизни человека | Слушание музыки. Устный контроль. Хоровое пение | ТМ | Творческое задание. Выполнить эскизы костюмов и декораций к мюзиклу |
9, 10 | Музыка к драматическому спектаклю. «Ромео и Джульетта». Музыкальные за- рисовки для большого симфонического оркестра. (открытие нового знания; постановка и решение учебной задачи) | Музыкальные образы героев симфонической сюиты | Понимать закономерности и приёмы развития музыки, особенности музыкальной драматургии оперного спектакля; выявлять в процессе интонационно-образно- го анализа взаимозависимость и взаимодействие происходящих в нём явлений и событий. Устанавливать причинно-след- ственные связи, делать умоза- ключения, выводы и обобщать. - | Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации. Регулятивные: выполнять учебные действия в качестве слушателя и исполнителя. Коммуникативные: ставить вопросы; обращаться за помощью, слушать собеседника, воспринимать музыкальное произведение и мнение других людей о музыке. Личностные: эмоционально воспринимать произведения искусства другого народа, определять основное настроение и характер музыкального произведения, уважительно относиться к музыкальному творчеству американского народа | Слушание музыки. Устный контроль. Хоровое пение | УО | |
11 | Музыка Э. Грига к драме Г. Ибсена «Пер Гюнт». | Знакомство с драмой Г. Ибсена «Пер Гюнт». Музыкальная драматургия в инструментально-симфонической музыке. Главное в музыке – развитие. Принципы (способы) музыкального развития: | Понимать закономерности и приёмы развития музыки, особен- ности музыкальной драматургии оперного спектакля; выявлять в процессе интонационно-образного анализа взаимозависимость и взаимодействие происходящих в нём явлений и событий. Устанавливать причинно-след- ственные связи, делать умоза- ключения, выводы и обобщать. | Регулятивные: применять установленные правила в планировании способа решения. Познавательные: осуществлять поиск информации Коммуникативные: овладевать способностями сотрудничества с учителем, одноклассниками, отвечать на вопросы, делать выводы. Личностные: выражать свои эмоции в процессе познания произведений разных жанров, форм и стилей, разнообразных типов музыкальных образов и их взаимодействия; проявлять чувства сопереживания героям музыкальных произведений; уважать чувства и настроения другого человека | Слушание музыки. | УО | Творческая деятельность. Подготовить презентацию на тему «О чем может рассказать музыка Э. Грига ». |
12 | «Гоголь-сюита». Из музыки к спектаклю «Ревизская сказка». Образы «Гоголь-сюиты» | Знакомство с музыкой А. Г. Шнитке к спектаклю «Ревизорская сказка» по произведениям Н. В. Гоголя. «Гоголь-сюита» – ярчайший образец симфонической музыки. Музыкальные образы героев оркестровой сюиты. Полистилистика | Познакомятся с музыкальным творчеством А. Шнитке; с понятиями: симфонический театр, оркестровые краски, фактура, композиция номеров. Научатся: – образно воспринимать музыкальные зарисовки; – вдумчиво перечитывать произведения Гоголя | Познавательные: осуществлять поиск информации Регулятивные: учиться планировать свою учебную деятельность; выполнять действия в устной форме; самостоятельно выявлять жанровые основы сюиты; использовать наряду с основными средствами дополнительные (ИКТ, справочную литературу). Коммуникативные: сотрудничать с учителем, одноклассниками, выражать своё мнение о музыке в процессе слушания и исполнения. Личностные: развивать музыкально-эстетическое чувство, проявляющееся в эмоционально-ценностном отношении к искусству | Слушание музыки. Интонационно-образный и сравнительный анализ | МВ | Творческая деятельность. Записать в творческую тетрадь отрывки трагедии Шекспира, созвучные прослушанным частям сюиты. Нарисовать эскизы декораций для театральной постановки. |
13 | Музыка в кино. Ты отправишься в путь, чтобы зажечь день… Музыка к фильму «Властелин колец» (постановка и решение учебных задач) | Роль музыки в кино и на телевидении Роль и значение музыки в синтетических видах искусства: в театре, кино, на телевидении | Познакомятся с Углубление и расширение знаний об использовании музыкального фольклора профессиональными музыкантами. Научатся: – передавать свои музыкальные впечатления в устной и письменной форме; – проявлять творческую инициативу | Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; перерабатывать информацию для получения необходимого результата; осуществлять поиск информации (в разных источниках). Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленными задачами. Коммуникативные: сотрудничать с учителем, одноклассниками, отвечать на вопросы, делать выводы; использовать простые речевые средства для передачи своего впечатления от музыки. Личностные: осваивать способы отражения жизни в музыке и различных форм воздействия музыки на человека | Слушание музыки. Интонационно-образный анализ. Выявление средств музыкальной выразительности Беседа. Слушание музыки. | УО | Творческая деятельность. Разработать мини-проект история развития звукового кино и роль в нем музыки ему» |
14 | В концертном зале. Симфония: прошлое и настоящее. (решение учебных задач) | Углубленное знакомство с музыкальным жанром – симфония. Строение симфонического произведения: четыре части, воплощающие разные стороны жизни человека. Симфония в творчестве великих композиторов: Мир музыкальных образов симфонической музыки | Познакомятся с понятием симфония; с особенностями строения симфонии. Научатся: – хорошо разбираться в особенностях симфонии; – проводить интонационно-образный и сравнительный анализ | Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; перерабатывать информацию для получения необходимого результата; осуществлять поиск информации (в разных источниках). Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленными задачами. Коммуникативные: сотрудничать с учителем, одноклассниками, отвечать на вопросы, делать выводы; использовать простые речевые средства для передачи своего впечатления от музыки. Личностные: осваивать способы отражения жизни в музыке и различных форм воздействия музыки на человека | Слушание музыки. Интонационно-образный анализ. Выявление средств музыкальной выразительности Беседа. Слушание музыки. | Т | Подготовить сообщение на тему «Есть ли у симфонии будущее?» |
15 | В концертном зале. Симфония № 8 («Неоконченная») Ф. Шуберта. (постановка и решение учебных задач) | Знакомство с симфонической картиной («Неоконченная») Ф. Шуберта. Живописность музыкальных образов симфонической картины | Познакомятся с понятием симфония; с особенностями строения симфонии Научатся: – передавать свои музыкальные впечатления в устной и письменной форме; – проявлять творческую инициативу | Познавательные: использовать общие приемы решения задач; ориентироваться в информационном материале учебника; соотносить содержание рисунков с му-зыкальными впечатлениями. Регулятивные: выполнять учебные действия в качестве слушателя. Коммуникативные: использовать простые речевые средства для передачи своего впечатления от музыки; адекватно оценивать собственное поведение; воспринимать музыкальное произведение и мнение других людей о музыке. Личностные: иметь мотивацию к учебной деятельности; понимать значение музыкального искусства в жизни человека; осознавать роль прекрасного в жизни человека | Слушание музыки. Устный контроль. Хоровое пение | УО | Составить словарь музыки, поместить его в творческую тетрадь. |
16 | Симфония № 5 П. Чайковского. Симфония № 1 («Классическая») С. Прокофьева. | Знакомство с музыкой П. Чайковского, С. Прокофьева Музыкальные образы героев симфонической сюиты | Познакомятся с представлением о стилевых чертах и особенностях музыки П.Чайковского и С.Прокофьева. Задачи: узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена композиторов, уметь сравнивать контрастные произведения по характеру. Делать самостоятельный разбор музыкальных произведений (характер, средства музыкальной выразительности). | УО | Выполнить рисунок к одному из полюбившихся музыкальных сочинений | ||
17 | Обобщающий урок. | Раскрываются следующие содержа- тельные линии: продолжение освоения проблемы ≪классика в современной жиз- ни≫. Углубление понимания разнообраз- ных функций музыкального искусства в жизни современного человека, общества. Расширение представлений о драматур- гии сценических жанров (опера, балет, мюзикл, рок-опера), жанров инструмен- тальной музыки (симфония), об особен- ностях музыки в кино, в драматическом спектакле на основе интеграции разных видов искусства. | Развитие умений и навыков интона- ционно-образного, жанрово-стилевого анализа музыкальных произведений в процессе их восприятия и исполнения. Углубление представлений о современ- ности шедевров музыкальной классики русских и зарубежных композиторов. Знакомство с выдающимися композито- рами, исполнителями и исполнительски- ми коллективами. | Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации. Регулятивные: выполнять учебные действия в качестве слушателя и исполнителя. Коммуникативные: ставить вопросы; обращаться за помощью, слушать собеседника, воспринимать музыкальное произведение и мнение других людей о музыке. Личностные: эмоционально воспринимать произведения искусства другого народа, определять основное настроение и характер музыкального произведения. | Слушание музыки. Интонационно-образный и сравнительный анализ | МВ | |
18, 19 | Музыканты – извечные маги. И снова в музыкальном театре… Опера «Порги и Бесс» (фрагменты). Дж. Герш- вин. | Знакомство с жизнью и творчеством Дж. Гершвин – создатель американской национальной классики XX века, первооткрыватель симфоджаза. «Порги и Бесс» – первая американская национальная опера | Познакомятся с понятиями: симфоджаз, джазовая музыка, мюзикл, рапсодия, блюз. Узнают главные принципы музыкальных сцен драматургии (контраст) | Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации. Регулятивные: выполнять учебные действия в качестве слушателя и исполнителя. Коммуникативные: ставить вопросы; обращаться за помощью, слушать собеседника, воспринимать музыкальное произведение и мнение других людей о музыке. Личностные: эмоционально воспринимать произведения искусства другого народа, определять основное настроение и характер музыкального произведения, уважительно относиться к музыкальному творчеству американского народа | Хоровое пение. Беседа. Интонационно-образный и сравнительный анализ. Исполнение ритмического аккомпанемента под фонограмму | УО | Найти в Интернете другие исполнительские трактовки «Колыбельной Клары». Сравнить два образных мира опер «Иван Сусанин» М. Глинки и «Порги и Бесс» Дж. Гершвина. Найти общие и различные черты в воплощении оперных образов. |
20 21 22 | Портреты великих исполнителей. Елена Образцова Опера «Кармен» (фрагменты). Ж. Бизе. | Знакомство с оперой Ж. Бизе «Кармен». «Кармен» – самая популярная опера в мире. Драматургия оперы – конфликтное противостояние. Музыкальные образы оперных героев | Познакомятся с понятиями: увертюра, ариозо, колорит, хабанера, сегидилья, речитатив. Научатся определять кульминационный момент оперы | Регулятивные: применять установленные правила в планировании способа решения. Познавательные: осуществлять поиск информации Коммуникативные: овладевать способностями сотрудничества с учителем, одноклассниками, отвечать на вопросы, делать выводы. Личностные: выражать свои эмоции в процессе познания произведений разных жанров, форм и стилей, разнообразных типов музыкальных образов и их взаимодействия; проявлять чувства сопереживания героям музыкальных произведений; уважать чувства и настроения другого человека | Слушание музыки. Интонационно-образный анализ. Вокально-хоровое интонирование. Исполнение ритмического аккомпанемента под фонограмму |
| Творческая деятельность. Подготовить презентацию на тему «О чем может рассказать увертюра к опере». Записать свои эмоциональные впечатления от встречи с Кармен в творческую тетрадь |
23 24 25 | Портреты великих исполнителей Балет ≪Кармен-сюита≫ (фрагменты). Р. Ще- дрин. Портреты великих исполнителей. Майя Плисецкая | Знакомство с балетом Р. К. Щедрина «Кармен-сюита». Новое прочтение оперы Ж. Бизе. Драматургия балета. Музыкальные образы героев балета | Познакомятся с понятиями: сюита, транскрипция. Научатся: – анализировать составляющие средства музыкальной выразительности; – называть полные имена композитора Р. К. Щедрина и балерины М. М. Плисецкой | Познавательные: осуществлять поиск информации Регулятивные: планировать свою учебную деятельность; принимать учебную задачу и следовать инструкциям учителя; работая по составленному плану, использовать наряду с основными средствами дополнительные (ИКТ, справочную литературу). Коммуникативные: сотрудничать с учителем, одноклассниками, оформлять свои мысли в устной и письменной речи с применением ИКТ. Личностные: иметь мотивацию к учебной деятельности, проявлять чувства сопереживания героям музыкальных произведений | Вокально-хоровое интонирование. Слушание музыки. Определение средств музыкальной выразительности |
| Найти в Интернете аудио- и видеофрагменты оперы «Кармен». Сравнить исполнительские трактовки образов. Записать в творческую тетрадь свои впечатления от музыки балета «Кармен-сюита» Р. Щедрина |
26 27 | Современный музыкальный театр. Великие мюзиклы мира. Классика в современной обработке (постановка и решение учебных задач; рефлексия) | Взаимодействие слова, музыки, сценического действия, хореографии | Познакомятся с популярными хитами из мюзиклов и классикой в современной обработке Научатся: определять национальный колорит народной музыки | Познавательные: использовать общие приемы решения задач; ориентироваться в информационном материале учебника; добывать новые знания (информацию), полученные из различных источников и разными способами. Регулятивные: выполнять учебные действия в качестве слушателя; соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его. Коммуникативные: адекватно оценивать собственное поведение; воспринимать музыкальное произведение и мнение других людей о музыке. Личностные: выражать эмоциональное содержание музыкальных произведений в исполнении, проявлять инициативу в художественно-творческой деятельности; объяснять смысл своих оценок, мотивов, целей | Беседа. Слушание музыки. Вокально-хоровое интонирование и хоровое пение. |
| Составить программу концерта «Музыкальные хиты современности» |
28 | Музыка в храмовом синтезе искусств. Свет фресок Дионисия – миру. | В основе профессиональной музыки лежат народные истоки. Сходство и различие художественного воплощения образов фресковой живописи в музыке | Познакомятся с местом и значением колокольных звонов в жизни человека. Узнают, как называется праздничный колокольный перезвон. Научатся проводить интонационно-образный анализ музыки | Познавательные: Рассуждать о значении колокольных звонов и колокольности в музыке русских композиторов. Сопоставлять выразительные особенности языка музыки, живописи, иконы, фрески, скульптуры. Регулятивные: Сравнивать музыкальные образы народных и церковных праздников. Выполнять творческие задания из рабочей тетради. Коммуникативные: Сочинять мелодии на поэтические тексты. Личностные: Осуществлять собственный музыкально – исполнительский замысел в пении и разного рода импровизациях. | Слушание музыки. Хоровое пение. | Т | Подобрать иллюстрации на тему «Фресковая живопись». |
29 | Неизвестный Г.Свиридов: песнопения и молитвы | Значимость музыки в песнопениях и молитвах национальное своеобразие музыки в творчестве русского (Г. В. Свиридов) | Узнают, что благодаря музыке появились многие произведения литературы. Познакомятся с основными событиями из жизни и творчества композиторов, | Познавательные: Актуализировать музыкальный опыт, связанный с образами духовной музыки Регулятивные: уделить внимание на различные выразительные средства (минорный лад, напряженные интонации, ровный спокойный ритм…) Коммуникативные: прослушивание произведений Свиридова Личностные: восприятие духовной музыки | Слушание музыки. Хоровое пение. |
| Послушать му- зыкальные произведения Г. В. Свиридова |
30 | Музыкальные завещания потомкам («Гейлигенштадтское завещание Л. Бетховена». Р. Щедрин) | Знакомство с симфоническим фрагментом для оркестра "Гейлигенштадтское завещание Бетховена" (2008) | Научатся: – передавать свои музыкальные впечатления в устной и письменной форме; – проявлять творческую инициативу | Регулятивные: планировать свою учебную деятельность. Познавательные: ориентироваться в разнообразии способов решения задач. Коммуникативные: сотрудничать с учителем, одноклассниками, отвечать на вопросы, делать выводы. Личностные: развивать музыкально-эстетическое чувство, проявляющееся в эмоционально-ценностном отношении к искусству | Слушание музыки. Хоровое пение. Интонационно-образный анализ | Т | Записать свои эмоциональные впечатления от встречи фрагментом для оркестра "Гейлигенштадтское завещание Бетховена" в творческую тетрадь |
31 32 33 34 | «Пусть музыка звучит!» (рефлексия знаний) | Углубление и расширение знаний об использовании музыкального фольклора профессиональными музыкантами. Этно- | Познакомятся с понятиями: фольклор, этномузыка, хит, мюзикл, рок-опера, их отличительными особенностями. Научатся: – определять тембры музыкальных инструментов; – приводить примеры известных солистов, ансамблей, хоров народной музыки и названий известных хитов | Познавательные: осуществлять поиск информации Регулятивные: учиться планировать свою учебную деятельность; выбирать тему проекта с помощью учителя. Коммуникативные: доносить свою позицию до других, владея приемами монологической и диалогической речи; оформлять свои мысли в устной и письменной речи с применением ИКТ; слушать других, быть готовым изменить свою Личностные: выражать эмоциональное содержание музыкальных произведений | Слушание Хоровое | Защита проек-тов | Творческая, исследовательс-кая деятельность. Темы проектов в учебнике |
Материально-техническое обеспечение
Печатные пособия.
- Комплект портретов композиторов, исполнителей.
- Атласы музыкальных инструментов.
- Альбомы с демонстрационным материалом, составленным в соответствии с тематическими линиями учебной программы.
- Дидактический раздаточный материал.
- Карточки с обозначением выразительных возможностей музыкальных средств.
- Карточки с обозначением исполнительских средств выразительности.
Информационно-коммуникационные средства.
- Антология русской симфонической музыки (8 CD).
- Большая энциклопедия России: искусство России (1 CD).
- Аудиозаписи и фонохрестоматии по музыке.
- Видеофильмы с записью известных оркестровых, хоровых коллективов, видеофильмы с записью фрагментов из мюзиклов.
- Цифровая база данных для создания тематических и итоговых разноуровневых тренировочных и проверочных материалов для организации фронтальной и индивидуальной работы.
Технические средства обучения.
- Музыкальный центр,
- видеомагнитофон/видеоплеер,
- CD/DVD-проигрыватели,
- компьютер со звуковой картой и музыкально-программным обеспечением, мультимедийный проектор,
Учебно-практическое оборудование:
- музыкальные инструменты (пианино, рояль);
- клавишный синтезатор;
- комплект звуковоспроизводящей аппаратуры;
- аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления демонстрационного материала.
Список литературы
Для учителя:
- Золина, Л. В. Уроки музыки с применением информационных технологий. 1-8 классы [Текст] : метод. пособие с электронным приложением / Л. В. Золина. – М. : Глобус, 2008.
- Дмитриева, Л. Г. Методика музыкального воспитания в школе [Текст] / Л. Г. Дмитриева, Н. М. Черноиваненко. – М. : Академия, 2000.
- Рапацкая, Л. А. Русская музыка в школе [Текст] / Л. А. Рапацкая, Г. С Сергеева, Т. С Шмагина. – М. : Владос, 2003.
- Гуревич, Е. Л. История зарубежной музыки [Текст] / Е. Л. Гуревич. – М. : Академия, 1999.
- Петрушин, В. И. Слушай, пой, играй [Текст] / В. И. Петрушин. – М. : Просвещение, 2000.
- Кабалевский, Д. Б. Как рассказывать детям о музыке [Текст] / Д. Б. Кабалевский. – М. : Просвещение, 1989.
Для обучающихся:
- Владимиров, В. Н. Музыкальная литература [Текст] / В. Н. Владимиров, А. И. Лагутин. – М. : Музыка, 1984.
- Куберский, И. Ю. Энциклопедия для юных музыкантов / И. Ю. Куберский, Е. В. Минина. – СПб. : ТОО «Диамант» : ООО «Золотой век», 1996.
- Музыка [Текст] : большой энциклопедический словарь / гл. ред. Г. В. Келдыш. – М. : НИ «Большая Российская энциклопедия», 1998.
- Финкельштейн, Э. И. Музыка от А до Я [Текст] / Э. И. Финкельштейн. – СПб. : Композитор, 1997.
- Булучевский, Ю. С. Краткий музыкальный словарь для учащихся [Текст] / Ю. С. Булучевский, В. С. Фомин. – Л. : Музыка, 1988.
- Агапова, И. А. Лучшие музыкальные игры для детей [Текст] / И. А. Агапова, М. А. Давыдова. – М. : ООО «ИКТЦ «ЛАДА», 2006.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по предмету "Музыка" 1-7 класс
моя рабочая программа по предмету музыка....
Рабочая программа по предмету "Музыка" для I класса
Рабочая программа по предмету "Музыка" для I класса, разработанная на основе авторской программы Г.С.Ригиной и соответствующего УМК "Музыка. Обучение. Творческое развитие. Воспитание»". ...
Рабочая программа по предмету "Музыка 5 класс"
Рабочая программа по "Музыке" разработана в соответствии с требованиями федерального госудорственного образовательного стандарта (ФГОСТ) нового поколения среднего общего образования....
Итоговый исследовательский проект "Актуальный проблемы развития профессиональной компетентности учителя музыки (в условиях реализации ФГОС" Рабочая программа по предмету "Музыка" 5 класса
Итоговый исследовательский проект "Актуальный проблемы развития профессиональной компетентности учителя музыки (в условиях реализации ФГОС" Рабочая программа по предмету "Музыка" 5 класса...
Рабочая программа учебного предмета «Музыка» для 1-4 класса (базовый уровень). Разработана Бирюковой Г.А.,учителем музыки высшей категории
Рабочая программа учебного предмета «Музыка» для 1-4 класса (базовый уровень). Разработана Бирюковой Г.А.,учителем музыки высшей категории...
Рабочая программа учебного предмета «Музыка» для 5 - 7 классов (базовый уровень). Разработана Бирюковой Г.А., учителем музыки высшей категории
Рабочая программа учебного предмета «Музыка» для 5 - 7 классов (базовый уровень). Разработана Бирюковой Г.А., учителем музыки высшей категории ...
Рабочая программа по предмету «Музыка» для 7 класса разработана в соответствии примерной программы по музыке В.В. Алеева, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак
Рабочая программа по предмету «Музыка» для 7 класса разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образ...