Интегрированный блок уроков предметов Музыка и Изобразительное искусство. 7 класс. «Ленинградская симфония».
методическая разработка по музыке (7 класс)

Грахова Елена Вячеславовна

"Война - самое страшное явление в жизни человека. Сплочённость народов, его единство, сила духа и воля к победе может остановить врага". Эта тема раскрыта не только в истории, литературе, но и в искусстве. Благодаря научной революции мы можем не только услышать музыку, но и увидеть  в видеофильмах те далёкие события. Составляя интегрированные уроки по произведению Д.Д. Шостаковича "Симфония №7" "Ленинградская", мы с учителем ИЗО использовали не только аудиозапись симфонии, но и видео Синемафония Шостаковича (7-я симфония - "Ленинградская"). Это помогло ребятам представить наиболее полную картину тех военных событий и воплотить её в своих рисунках. 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Урок № 1. Темы «Музыкальные образы советского народа».

Ход урока № I. 

Этапы урока

Основное содержание урока

Деятельность учителя

Деятельность  учащихся

Планируемый результат

1

 (1 мин.)

Организационный момент.

Проверяет готовность учащихся к уроку.

Раскладывает раздаточный материал на парты.

Готовятся к уроку.

- Умение подготовиться к уроку.

2

Основная часть урока. №1.

Вступление.

(10 мин.)

- О чём идёт речь в стихотворении?

Звучит главная и побочная партии I части «Симфонии №7» Д.Д. Шостаковича.

- О чём фильм, что вы увидели?

- Что помогало эмоционально понять довоенную жизнь советского народа?

(Подводит к ответу:

Мирная жизнь. Созидательный труд. Семья. Дети. Улыбки. Солнце.)

- Сколько тем, вы услышали и какие?

Подберите эпитеты.

Зачитывает отрывок из стихотворения.

Задаёт вопрос.

Включает видео Синемафония Шостаковича (7-я симфония - "Ленинградская").

 (учитель музыки).

Задаёт вопрос и слушает ответы.

Слушают.

Отвечают.

Смотрят.

Размышляют.

Делятся впечатлениями.

Отвечают.

Краткая запись в тетради.

Д. Д. Шостакович, композитор XX века, новатор. «Симфония №7» «Ленинградская».

I часть. Главная и побочная партии: мелодия, ритм, динамика, лад, характер.

Смотрят.

Отвечают.

Записывают в тетрадь.

Яркий колорит живописи.

Слушают.

Размышляют.

Отвечают.

- Умение увидеть.

- Умение слушать.

- Умение сопоставлять и делать выводы.

- Умение кратко записывать основной материал.

- Умение выразить свою мысль.

- Умение увидеть и понять главное в художественном произведении.

- Умение делать выводы.

- Умение слушать и размышлять.

- Умение выразить свою мысль.

- Умение ассоциативно мыслить.

- Умение записывать быстро и кратко.

Основная часть урока. №2.

Тема главной партии I части симфонии.

 (10 мин.)

Краткий рассказ о творчестве композитора и о его Ленинградской симфонии.

- Какой музыкальный образ показал композитор?

- Как вы поняли, какими средствами выразительности композитор передал музыкальные образы?

Исполнение мелодии главной и побочной партии.

- Эти темы являются основными темами I части симфонии.

Показ слайда двух художественных произведений А. Дейнека для сравнения.

- Как вы думаете, что здесь происходит?

Ключевые слова:

Мирная жизнь. Праздник. Сплочённость. Созидательность.

- Что подчёркивает праздничность настроения?

Показ слайда двух художественных произведений А. Дейнека для сравнения.

- Какими средствами художественной выразительности художник передал эти образы и настроение советского народа?

- Что помогло вам понять и представить образы, переданные композитором?

Подводит к выводу:

Мирная повседневная жизнь,

Кратко вводит в тему урока.

Задаёт вопросы.

Показывает художественные произведения А. Дейнека.

( учитель ИЗО).

Подводит к выводу.

Учитель ИЗО показывает слайд.

Задаёт вопросы.

Задаёт вопросы учитель музыки.

Помогает сделать вывод.

Слушает ответы.

Основная часть.

Тема побочной партии.

 урока. №3.

(7 мин)

3

Основная часть.

Тема главной и побочной партии.

 урока. №3.

Творческая часть урока.

(10 мин.)

- Чей образ создал композитор Дмитрий Шостакович в I части «Ленинградской» симфонии?

- Какими  красками можно передать мирную жизнь?

- Какими красками передаёт мирную жизнь советского народа А. Дейнека в своих живописных произведениях?

Наша задача выполнить коллективно единую композицию по произведению Д.Шостаковича, ваше собственное понимание музыкального произведения. Для этой работы нам могут пригодиться фигуры человека с предыдущего урока. Ваша задача согласовать общий цветовой колорит композиции.

Обращает внимание учащихся на особенности одежды довоенного времени.

Учитель музыки подводит к выводу.

Учитель ИЗО задаёт вопросы.

Даёт задание.

Раздаёт рисунки каждому учащемуся.

Отвечают.

Выполняют

Получают задание.

Приступают к работе.

- Умение подвести итог.

- Умение правильно подчеркнуть пропорции человека и особенности костюмов довоенного времени в рисунке.

4

Рефлексия

1 мин.

Собирает творческие работы учащихся.

Учащиеся рассматривают работы, делятся впечатлениями друг с другом.

- Умение критически относится к своим работам, и высказать своё мнение.

5

Домашнее задание.

1 мин.

  1. Поближе познакомиться с произведениями художников А. Дейнека.
  2. Познакомиться с творчеством художников Блокадного Ленинграда.
  3. Творчество Д. Шостаковича.
  4. Почему Д. Шостакович назвал 7 симфонию Ленинградской?

Записывают задания.

Урок № 2. «Фашистское нашествие».

Ход урока № II.

Этапы урока

Основное содержание урока

Деятельность учителя

Деятельность  учащихся

Планируемый результат

1

 (1 мин.)

Организационный момент.

Проверяет готовность учащихся к уроку.

Раскладывает раздаточный материал на парты.

Готовятся к уроку.

- Умение подготовиться к уроку.

2

Основная часть. №4.

Тема Блокадного Ленинграда в изобразительном искусстве.

(9 мин.)

Какого цвета беда?
Какого цвета война?
Какого цвета холод?
Какого цвета голод?
Какого цвета блокада?
Какого цвета круги ада?
Никакой палитры не надо,
Жизнь бесцветна в кольце Ленинграда

                 Наталья Алексеева.

- О чём в этом стихотворении идёт речь?

Домашним заданием было просмотреть произведения художников Блокадного Ленинграда.

- Какие художники вам больше всего запомнились и почему?

Мы не жили в Блокаду, но благодаря художникам Блокадного Ленинграда мы о ней имеем своё представление.

- Какого цвета Блокада Ленинграда?

Ключевые слова: Суровые. Тёмные. Холодные. Резкие.

Сейчас прозвучат фрагменты музыкального произведения.

- Подходят ли записанные вами эпитеты к данной музыке?

(Данные фрагменты относятся к образу советского народа и в целом к образу мира).

- Назовите произведение и автора.

Звучит отрывок из стихотворения.

Учитель ИЗО задаёт вопросы.

Учитель музыки задаёт вопрос.

Включает фрагменты главной и побочной темы.

Подводит к правильному ответу.

Слушают.

Отвечают.

Записывают.

Слушают.

Определяют.

Отвечают.

- Умеют слушать и сопереживать.

- Умение найти и подготовить нужный материал по теме.

- Умение слушать, ассоциировать, высказать мнение.

3

Основная часть. №5.

Тема фашистского нашествия.

(17 мин.)

Музыка.

- Почему композитор назвал «Симфонию №7» «Ленинградская»?

- Какой ещё музыкальный образ должен показать композитор?

(Образ войны и фашизма).

Когда вы будете просматривать фрагмент фильма, обратите внимание, что происходило в Германии, и вспомните и сравните с мирной жизнью ленинградцев.

Подводит к ответу:

 (Образ фашистского нашествия).

- Почему в фильме, в начале темы мы видим абстракцию?

- Как развивалась тема дальше?

- Почему эту тему Д. Шостакович назвал «Нашествие?

Задаёт вопрос.

Подводит к правильному ответу.

Исполнение учителем фрагмента темы фашистского нашествия.

Кратко рассказывает особенности музыкальной формы темы нашествия.

Включает видео Синемафония Д. Шостаковича (7-я симфония - "Ленинградская"). Тема фашистского нашествия.

Задаёт вопросы.

Подводит к ответу.

Слушают.

Отвечают.

Обсуждают.

Исполняют.

Запоминают.

Смотрят.

Слушают.

Записывают.

Подбирают Эпитеты.

Определяют форму, инструменты.

Отвечают.

- Умение применить ранее полученные знания.

- Умение услышать, запомнить и исполнить интонацию темы.

- Умение определить звучание музыкальных инструментов и средств выразительности и форму.

-Умение ассоциировать музыкальные образы и сопоставлять их с визуальными.

- Умение создать заданный образ.

4

Основная часть. №5.

Тема фашистского нашествия.

(7 мин.)

ИЗО и музыка.

- В какой цветовой гамме описывается образ врага?

(Цветовая палитра разная:

  1. Маршевая, легкая, игривая – образ детских мальчишечьих игр.
  2. Маршевая, собранная в строй, жёсткая, устрашающая – образ солдат фашистов.
  3. Маршевая, беспощадная, жестокая, сметающая всё на своём пути. Образ мощной тяжёлой, давящей техники.)

- Как в думаете, какие визуальные образы могут войти в композицию?

- Сочетание каких красок вы будите использовать для каждого образа врага?

 Чтобы получился единый образ врага, мы создадим коллективную творческую работу.

Учитель ИЗО и музыки продолжают раскрывать образ врага.

Подводят учащихся к ответам.

Учитель ИЗО делит класс на 3 группы и даёт определённое задание.

Отвечают.

Определяются с темой.

5

Творческое обдумывание задание по группам.

Рефлексия.

(5 мин.)

Мы прослушали три темы (музыкальные образы) симфонии, просмотрели документальный фильм. Продумайте цвета фона этих тем.

- Какой фон следует выполнить для мирного советского народа?

Подводит к ответу:

Ярко, светлые, локальные,, солнечные цвета.  Лето. Радуга.

- Что является контрастом мирному времени?

 Подводит к ответу:

Война. Смерть. Страх. Агрессия. Мощь. Сила.

Даёт задание каждой группе:

  1. Образ мирного советского народа
  2. Образ оловянных солдатиков.
  3. Образ фашистов.
  4. Фашистская техника.
  5. Народное сопротивление.

Задаёт вопросы.

Разбиваются на пять группы и обдумывают.

Обсуждают.

Записывают план действий.

Отвечают.

- Умение работать в коллективе.

- Умение ассоциативно мыслить.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок преподавателей музыки и изобразительного искусства "Русский сарафан в музыке и живописи"

Разработка интегрированного урока учителей музыки и изобразительного искусства для 5 класса...

Сценарий открытого урока (предмет "Музыка") в 6-м классе "Протестное содержание музыкальных образов русской ROCK-музыки

Вниманию пользователей предлагается сценарий урока, созданного на основе педагогической технологии Л.П.Масловой....

Конспект интегрированного урока по музыке и изобразительному искусству в 5 классе "Русский сарафан в музыке и живописи"

Задачи: в процессе исследования познакомить учеников с историей возникновения сарафана, особенностями покроя, основными элементами орнаментов. Обсудить, какой след ос­тавил сарафан в русской душе на п...

Тема урока: «Чудотворные образы» Тип урока: интегрированный урок. Предметы: музыка, изобразительное искусство.

Тема урока: «Чудотворные образы»Тип урока: интегрированный урок.Предметы: музыка, изобразительное искусство....

КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОГО УРОКА по МУЗЫКЕ И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ "Народные песни и народный орнамент - традиции нашего народа"

Цель : провести связь между жанрами русской народной песни и символикой традиционного русского орнамента....

Интегрированный урок музыки и изобразительного искусства " Образ матери в музыке и в изобразительном искусстве"

Урок проводят:-    учитель ИЗО  Буланая Любовь Михайловна-     учитель музыки   Стаценко Татьяна ИвановнаЦель:-показать, как  музыка и живопись р...