Интегрированный блок уроков предметов Музыка и Изобразительное искусство. 7 класс. «Ленинградская симфония».
методическая разработка по музыке (7 класс)
"Война - самое страшное явление в жизни человека. Сплочённость народов, его единство, сила духа и воля к победе может остановить врага". Эта тема раскрыта не только в истории, литературе, но и в искусстве. Благодаря научной революции мы можем не только услышать музыку, но и увидеть в видеофильмах те далёкие события. Составляя интегрированные уроки по произведению Д.Д. Шостаковича "Симфония №7" "Ленинградская", мы с учителем ИЗО использовали не только аудиозапись симфонии, но и видео Синемафония Шостаковича (7-я симфония - "Ленинградская"). Это помогло ребятам представить наиболее полную картину тех военных событий и воплотить её в своих рисунках.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Д.Д. Шостакович. "Ленинградская симфония". | 23.89 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Урок № 1. Темы «Музыкальные образы советского народа».
Ход урока № I.
№ | Этапы урока | Основное содержание урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Планируемый результат |
1 | (1 мин.) | Организационный момент. | Проверяет готовность учащихся к уроку. Раскладывает раздаточный материал на парты. | Готовятся к уроку. | - Умение подготовиться к уроку. |
2 | Основная часть урока. №1. Вступление. (10 мин.) | - О чём идёт речь в стихотворении? Звучит главная и побочная партии I части «Симфонии №7» Д.Д. Шостаковича. - О чём фильм, что вы увидели? - Что помогало эмоционально понять довоенную жизнь советского народа? (Подводит к ответу: Мирная жизнь. Созидательный труд. Семья. Дети. Улыбки. Солнце.) - Сколько тем, вы услышали и какие? Подберите эпитеты. | Зачитывает отрывок из стихотворения. Задаёт вопрос. Включает видео Синемафония Шостаковича (7-я симфония - "Ленинградская"). (учитель музыки). Задаёт вопрос и слушает ответы. | Слушают. Отвечают. Смотрят. Размышляют. Делятся впечатлениями. Отвечают. Краткая запись в тетради. Д. Д. Шостакович, композитор XX века, новатор. «Симфония №7» «Ленинградская». I часть. Главная и побочная партии: мелодия, ритм, динамика, лад, характер. Смотрят. Отвечают. Записывают в тетрадь. Яркий колорит живописи. Слушают. Размышляют. Отвечают. | - Умение увидеть. - Умение слушать. - Умение сопоставлять и делать выводы. - Умение кратко записывать основной материал. - Умение выразить свою мысль. - Умение увидеть и понять главное в художественном произведении. - Умение делать выводы. - Умение слушать и размышлять. - Умение выразить свою мысль. - Умение ассоциативно мыслить. - Умение записывать быстро и кратко. |
Основная часть урока. №2. Тема главной партии I части симфонии. (10 мин.) | Краткий рассказ о творчестве композитора и о его Ленинградской симфонии. - Какой музыкальный образ показал композитор? - Как вы поняли, какими средствами выразительности композитор передал музыкальные образы? Исполнение мелодии главной и побочной партии. - Эти темы являются основными темами I части симфонии. Показ слайда двух художественных произведений А. Дейнека для сравнения. - Как вы думаете, что здесь происходит? Ключевые слова: Мирная жизнь. Праздник. Сплочённость. Созидательность. - Что подчёркивает праздничность настроения? Показ слайда двух художественных произведений А. Дейнека для сравнения. - Какими средствами художественной выразительности художник передал эти образы и настроение советского народа? - Что помогло вам понять и представить образы, переданные композитором? Подводит к выводу: Мирная повседневная жизнь, | Кратко вводит в тему урока. Задаёт вопросы. Показывает художественные произведения А. Дейнека. ( учитель ИЗО). Подводит к выводу. Учитель ИЗО показывает слайд. Задаёт вопросы. Задаёт вопросы учитель музыки. Помогает сделать вывод. Слушает ответы. | |||
Основная часть. Тема побочной партии. урока. №3. (7 мин) | |||||
3 | Основная часть. Тема главной и побочной партии. урока. №3. Творческая часть урока. (10 мин.) | - Чей образ создал композитор Дмитрий Шостакович в I части «Ленинградской» симфонии? - Какими красками можно передать мирную жизнь? - Какими красками передаёт мирную жизнь советского народа А. Дейнека в своих живописных произведениях? Наша задача выполнить коллективно единую композицию по произведению Д.Шостаковича, ваше собственное понимание музыкального произведения. Для этой работы нам могут пригодиться фигуры человека с предыдущего урока. Ваша задача согласовать общий цветовой колорит композиции. Обращает внимание учащихся на особенности одежды довоенного времени. | Учитель музыки подводит к выводу. Учитель ИЗО задаёт вопросы. Даёт задание. Раздаёт рисунки каждому учащемуся. | Отвечают. Выполняют Получают задание. Приступают к работе. | - Умение подвести итог. - Умение правильно подчеркнуть пропорции человека и особенности костюмов довоенного времени в рисунке. |
4 | Рефлексия 1 мин. | Собирает творческие работы учащихся. | Учащиеся рассматривают работы, делятся впечатлениями друг с другом. | - Умение критически относится к своим работам, и высказать своё мнение. | |
5 | Домашнее задание. 1 мин. |
| Записывают задания. |
Урок № 2. «Фашистское нашествие».
Ход урока № II.
№ | Этапы урока | Основное содержание урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Планируемый результат |
1 | (1 мин.) | Организационный момент. | Проверяет готовность учащихся к уроку. Раскладывает раздаточный материал на парты. | Готовятся к уроку. | - Умение подготовиться к уроку. |
2 | Основная часть. №4. Тема Блокадного Ленинграда в изобразительном искусстве. (9 мин.) | Какого цвета беда? Наталья Алексеева. - О чём в этом стихотворении идёт речь? Домашним заданием было просмотреть произведения художников Блокадного Ленинграда. - Какие художники вам больше всего запомнились и почему? Мы не жили в Блокаду, но благодаря художникам Блокадного Ленинграда мы о ней имеем своё представление. - Какого цвета Блокада Ленинграда? Ключевые слова: Суровые. Тёмные. Холодные. Резкие. Сейчас прозвучат фрагменты музыкального произведения. - Подходят ли записанные вами эпитеты к данной музыке? (Данные фрагменты относятся к образу советского народа и в целом к образу мира). - Назовите произведение и автора. | Звучит отрывок из стихотворения. Учитель ИЗО задаёт вопросы. Учитель музыки задаёт вопрос. Включает фрагменты главной и побочной темы. Подводит к правильному ответу. | Слушают. Отвечают. Записывают. Слушают. Определяют. Отвечают. | - Умеют слушать и сопереживать. - Умение найти и подготовить нужный материал по теме. - Умение слушать, ассоциировать, высказать мнение. |
3 | Основная часть. №5. Тема фашистского нашествия. (17 мин.) Музыка. | - Почему композитор назвал «Симфонию №7» «Ленинградская»? - Какой ещё музыкальный образ должен показать композитор? (Образ войны и фашизма). Когда вы будете просматривать фрагмент фильма, обратите внимание, что происходило в Германии, и вспомните и сравните с мирной жизнью ленинградцев. Подводит к ответу: (Образ фашистского нашествия). - Почему в фильме, в начале темы мы видим абстракцию? - Как развивалась тема дальше? - Почему эту тему Д. Шостакович назвал «Нашествие? | Задаёт вопрос. Подводит к правильному ответу. Исполнение учителем фрагмента темы фашистского нашествия. Кратко рассказывает особенности музыкальной формы темы нашествия. Включает видео Синемафония Д. Шостаковича (7-я симфония - "Ленинградская"). Тема фашистского нашествия. Задаёт вопросы. Подводит к ответу. | Слушают. Отвечают. Обсуждают. Исполняют. Запоминают. Смотрят. Слушают. Записывают. Подбирают Эпитеты. Определяют форму, инструменты. Отвечают. | - Умение применить ранее полученные знания. - Умение услышать, запомнить и исполнить интонацию темы. - Умение определить звучание музыкальных инструментов и средств выразительности и форму. -Умение ассоциировать музыкальные образы и сопоставлять их с визуальными. - Умение создать заданный образ. |
4 | Основная часть. №5. Тема фашистского нашествия. (7 мин.) ИЗО и музыка. | - В какой цветовой гамме описывается образ врага? (Цветовая палитра разная:
- Как в думаете, какие визуальные образы могут войти в композицию? - Сочетание каких красок вы будите использовать для каждого образа врага? Чтобы получился единый образ врага, мы создадим коллективную творческую работу. | Учитель ИЗО и музыки продолжают раскрывать образ врага. Подводят учащихся к ответам. Учитель ИЗО делит класс на 3 группы и даёт определённое задание. | Отвечают. Определяются с темой. | |
5 | Творческое обдумывание задание по группам. Рефлексия. (5 мин.) | Мы прослушали три темы (музыкальные образы) симфонии, просмотрели документальный фильм. Продумайте цвета фона этих тем. - Какой фон следует выполнить для мирного советского народа? Подводит к ответу: Ярко, светлые, локальные,, солнечные цвета. Лето. Радуга. - Что является контрастом мирному времени? Подводит к ответу: Война. Смерть. Страх. Агрессия. Мощь. Сила. | Даёт задание каждой группе:
Задаёт вопросы. | Разбиваются на пять группы и обдумывают. Обсуждают. Записывают план действий. Отвечают. | - Умение работать в коллективе. - Умение ассоциативно мыслить. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок преподавателей музыки и изобразительного искусства "Русский сарафан в музыке и живописи"
Разработка интегрированного урока учителей музыки и изобразительного искусства для 5 класса...
Сценарий открытого урока (предмет "Музыка") в 6-м классе "Протестное содержание музыкальных образов русской ROCK-музыки
Вниманию пользователей предлагается сценарий урока, созданного на основе педагогической технологии Л.П.Масловой....
Конспект интегрированного урока по музыке и изобразительному искусству в 5 классе "Русский сарафан в музыке и живописи"
Задачи: в процессе исследования познакомить учеников с историей возникновения сарафана, особенностями покроя, основными элементами орнаментов. Обсудить, какой след оставил сарафан в русской душе на п...
Тема урока: «Чудотворные образы» Тип урока: интегрированный урок. Предметы: музыка, изобразительное искусство.
Тема урока: «Чудотворные образы»Тип урока: интегрированный урок.Предметы: музыка, изобразительное искусство....
КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОГО УРОКА по МУЗЫКЕ И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ "Народные песни и народный орнамент - традиции нашего народа"
Цель : провести связь между жанрами русской народной песни и символикой традиционного русского орнамента....
Урок-игра "Музыка и изобразительное искусство"
Урок музыки 5 класс...
Интегрированный урок музыки и изобразительного искусства " Образ матери в музыке и в изобразительном искусстве"
Урок проводят:- учитель ИЗО Буланая Любовь Михайловна- учитель музыки Стаценко Татьяна ИвановнаЦель:-показать, как музыка и живопись р...