КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОГО УРОКА по МУЗЫКЕ И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ "Народные песни и народный орнамент - традиции нашего народа"
план-конспект урока по музыке

Майер Лариса Маматнабиевна

Цель : провести связь между жанрами русской народной песни и символикой традиционного русского орнамента.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok.docx16.75 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ

ИНТЕГРИРОВАННОГО УРОКА
по МУЗЫКЕ И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ

 3 « А» класс

Тема: «Русская народная песня и русский орнамент – традиции нашего народа»

Цель : провести связь между жанрами русской народной песни и символикой традиционного русского орнамента.

Задачи:

УУД:

Материалы:

Технические средства:

Виды деятельности детей :

I оганизационный момент

________________________________________________________________

II введение в тему

Л. -  Ребята , под какую музыку вы заходили в класс ?
/ -Вариации на тему русской народной песни «Светит месяц»./
    -  Какова была большая тема , изучаемая на последних уроках музыки ?
/ - Русская народная песня и ее жанры /

( На экране слайд №1)
М
. –А какую большую тему мы изучали на последних  уроках изобрази-
        тельного искусства?
       /- Символика древних славян в русском орнаменте /
( На экране слайд №1(2))
- Ребята , подумайте , а близки ли эти темы . И если близки , то чем ?
/ - Да, эти темы близки тем , что и русская песня и русский орнамент- это традиции нашего народа , это наша история и культура ./
Л.– Ребята , попробуйте определить какова будет тема нашего сегодняш-
        него урока.              
/ - Русская народная песня и русский орнамент – традиции нашего
       народа /

( На экране слайд № 1(3) тема урока )

  М. – Мы решили соединить эти две интересные и важные темы в сегод-
няшнем уроке .
_________________________________________________________________

III практическая работа.

М. – Ребята , мы несколько уроков изучали русский орнамент . А что такое орнамент ?
/ - Орна́мент (лат. ornemantum — украшение) — узор, основанный на повторе и чередовании составляющих его элементов; предназначается для украшения различных предметов (утварь, орудия и оружие, текстильные изделия, мебель.../
    - пользуясь теми знаниями , которые вы получили на последних уроках скажите , русский орнамент создавался и использовался только для красоты ?
   |- Нет , русский орнамент  состоит из символов , оберегов . Можно даже сказать , что это зашифрованное заклинание. /
- Какие символы древних славян вы знаете?

( знаки земли , воды, плодородия , обереги , символы здоровья , радости, благополучия …)

( символы высвечиваются на экране )

   - Что украшали на Руси орнаментом?
   /-  Предметы быта , орудия и оружие, одежду,дом ,мебель... /

- На столах у вас лежат заготовки для будущих композиций , это те предметы которые вы сейчас перечислили . Рядом лежит задание . Прочтите его . Работать вы будете в парах ( посоветуйтесь, какие символы вы будете использовать в своем орнаменте , какие цвета выберете . Работаете цветными карандашами и фломастерами /

( Дети расписывают заготовки для будущих композиций в парах - 7мин )

 (звучит фоновая народная музыка) ____________________________________________________________

IVСоставление и презентация композиций .

1 )  (Звучит музыка  . Трудовая песня)

Л.  – Какой жанр народной песни прозвучал ?
         / Трудовая песня /

  - Когда народ пел эти песни?
        / - Перед посевом урожая, уборкой урожая , во время работы ,      перед началом  какого-либо дела /
 - А для чего же пелись эти песни ?
/ - Этими песнями люди обращались к силам природы , призывали
        помочь им , не гневаться  и просто чтобы было веселее работать /
М. – поднимите руки те , кто расписывал предметы , которые подойдут для
         темы «Трудовая песня»?

(На доске висят фоны для композиций .Дети выходят и прикрепляют к фону элементы композиции – получается стол накрытый скатертью , на нем посуда с результатами труда земледельцев . Ученики объясняют какие именно символы для орнамента они выбрали и почему )

2 ) ( На экране картина «Проводы в армию»)
Л.  – Какой жанр народной песни подходит к этому сюжету?
         / Солдатская песня /

  - Когда народ пел эти песни?
        / - Во время проводов на царскую службу , во время военного похода , парада…/
 - А для чего же пелись эти песни ?
     / - Чтобы взбодрить солдат , поднять их дух , пробудить патриотизм , смелость …)

Выходят несколько мальчиков , девочки  надевают на одного из них  расписанную рубашку( орнамент на рубашке нарисован фломастером) , и остальным котомки и кисеты , рассказывают какой орнамент выбран и почему .Затем поется песня «Солдатушки»

3 )(Звучит музыка  . Колыбельная )

Л.  – Какой жанр народной песни прозвучал ?
         / Колыбельная  песня /

  - Когда  пелись эти песни?
        / - Пелись они матерью , когда она укладывала дитя спать./
 - А для чего же пелись эти песни?
/ - Чтобы успокоить ребенка, чтобы передать через песню  свою любовь , чтобы ему снились хорошие сны …./
М. –   Выходите те , кто расписывал предметы , которые подойдут для
         композиции «Колыбельная» .

(Дети выходят и прикрепляют к фону элементы композиции. Получается светелка , в которой висит колыбель .Ученики объясняют какие именно символы для орнамента они выбрали и почему )

4 )  ( На экране картина «Деревенская свадьба»

Л.  – Какой жанр народной песни подходит к этому сюжету?
         / Свадебная  песня /

  - Когда народ пел эти песни?
        / - Во время сватовства , на свадьбах /

 - А для чего же пелись эти песни ?
     / -
в них  желали счастья молодоженам , еще в таких песнях рассказывались какие-то трагические свадебные сюжеты о сватовстве , о любви  …/

Выходят 4 девочки ( невеста , ее подружки и ее матушка) Девочки уже одеты в народные костюмы . Они объясняют значение орнамента на них и символику одежды. Исполняют  с инсценировкой песню «Матушка». По окончании  дарят героине  наряд замужней женщины – рассказыкают о нем)

5 )(Звучит музыка  .Частушка)

Л.  – Какой жанр народной песни прозвучал ?
         / Частушка /

- Что такое частушка?

  - Когда они  пелись?
        / - Пелись они молодежью на посиделках, на праздники , во время работы , солдатами ,на проводы …./
/ - Для веселья , шутки …./

( Выходят дети  и прикрепляют к фону элементы композиции. Получается композиция с поющими  юношами и девушками.Ученики объясняют какие именно символы для орнамента они выбрали и почему )

________________________________________________________________

VПодведение итога урока.

- Ребята , вы показали , что много знаете  о русской песне и орнаменте . Скажите , вам было интересно  изучать на уроках эти темы ? Почему? А как вы думаете , для чего в школьной программе есть такие темы ?

/ - Чтобы мы знали свою культуру , свои корни , традиции своего народа /

Завершается урок тем , что звучит народная веселая песня и под нее дети составляют на доске  хоровод из фигурок  девушек и юношей в русских нарядах , нарисованных  заранее  на предыдущих уроках. Поворачиваются к гостям и по-русски в пояс кланяются.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект интегрированного урока по истории и изобразительному искусству «Портрет в контексте истории»

Урок представлен 22.04.2009 г. на городском семинаре руководителей лицеев и гимназий г. Омска «Использование ИКТ в проектной деятельности как средство формирования учебно-исследовательской компетенции...

Интегрированный урок преподавателей музыки и изобразительного искусства "Русский сарафан в музыке и живописи"

Разработка интегрированного урока учителей музыки и изобразительного искусства для 5 класса...

Конспект интегрированного урока по музыке и изобразительному искусству в 5 классе "Русский сарафан в музыке и живописи"

Задачи: в процессе исследования познакомить учеников с историей возникновения сарафана, особенностями покроя, основными элементами орнаментов. Обсудить, какой след ос­тавил сарафан в русской душе на п...

Конспект интегрированного урока изо , музыка "Народный праздник - Пасха".

Конспект интегрированного урока (изо, музыка) для учащихся начальной школы по теме "Народный праздник - пасха". Учащиеся на уроке узнают о празднике, играют в игры. Знакомятся с росписью пасхальных яи...

Конспект интегрированного урока ритмики, музыки и пения во 2-м классе коррекционной школы VIII вида с элементами ритмопластики, логоритмики, корригирующих пальчиковых игр. Тема: «Что такое доброта?».

Учитель: Добрый день, дорогие ребята.  Доброе утро! Добрый день! Эти слова мы произносим каждый день, желая тем, к кому обращаемся добра и радости. Давайте поздороваемся с гостями.Дети:  Доб...

Конспект интегрированного урока (литература-музыка) по рассказу К.Паустовского "Старый повар"

Формирование у учащихся умения следить за развитием образа на основе рассказа К.Г. Паустовского «Старый повар» и музыкальной пьесы Моцарта «Фантазия»...

План - конспект интегрированного урока (география + музыка) «Музыкальное путешествие по материкам»

Нестандартный урок - это педагогический феномен, расширяющий представление об обычном школьном уроке. Основная функция нетрадиционного урока в системе образования заключается в создании необходимого д...