КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОГО УРОКА по МУЗЫКЕ И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ "Народные песни и народный орнамент - традиции нашего народа"
план-конспект урока по музыке
Цель : провести связь между жанрами русской народной песни и символикой традиционного русского орнамента.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok.docx | 16.75 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ
ИНТЕГРИРОВАННОГО УРОКА
по МУЗЫКЕ И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ
3 « А» класс
Тема: «Русская народная песня и русский орнамент – традиции нашего народа»
Цель : провести связь между жанрами русской народной песни и символикой традиционного русского орнамента.
Задачи:
УУД:
Материалы:
Технические средства:
Виды деятельности детей :
I оганизационный момент
________________________________________________________________
II введение в тему
Л. - Ребята , под какую музыку вы заходили в класс ?
/ -Вариации на тему русской народной песни «Светит месяц»./
- Какова была большая тема , изучаемая на последних уроках музыки ?
/ - Русская народная песня и ее жанры /
( На экране слайд №1)
М. –А какую большую тему мы изучали на последних уроках изобрази-
тельного искусства?
/- Символика древних славян в русском орнаменте /
( На экране слайд №1(2))
- Ребята , подумайте , а близки ли эти темы . И если близки , то чем ?
/ - Да, эти темы близки тем , что и русская песня и русский орнамент- это традиции нашего народа , это наша история и культура ./
Л.– Ребята , попробуйте определить какова будет тема нашего сегодняш-
него урока.
/ - Русская народная песня и русский орнамент – традиции нашего
народа /
( На экране слайд № 1(3) тема урока )
М. – Мы решили соединить эти две интересные и важные темы в сегод-
няшнем уроке .
_________________________________________________________________
III практическая работа.
М. – Ребята , мы несколько уроков изучали русский орнамент . А что такое орнамент ?
/ - Орна́мент (лат. ornemantum — украшение) — узор, основанный на повторе и чередовании составляющих его элементов; предназначается для украшения различных предметов (утварь, орудия и оружие, текстильные изделия, мебель.../
- пользуясь теми знаниями , которые вы получили на последних уроках скажите , русский орнамент создавался и использовался только для красоты ?
|- Нет , русский орнамент состоит из символов , оберегов . Можно даже сказать , что это зашифрованное заклинание. /
- Какие символы древних славян вы знаете?
( знаки земли , воды, плодородия , обереги , символы здоровья , радости, благополучия …)
( символы высвечиваются на экране )
- Что украшали на Руси орнаментом?
/- Предметы быта , орудия и оружие, одежду,дом ,мебель... /
- На столах у вас лежат заготовки для будущих композиций , это те предметы которые вы сейчас перечислили . Рядом лежит задание . Прочтите его . Работать вы будете в парах ( посоветуйтесь, какие символы вы будете использовать в своем орнаменте , какие цвета выберете . Работаете цветными карандашами и фломастерами /
( Дети расписывают заготовки для будущих композиций в парах - 7мин )
(звучит фоновая народная музыка) ____________________________________________________________
IVСоставление и презентация композиций .
1 ) (Звучит музыка . Трудовая песня)
Л. – Какой жанр народной песни прозвучал ?
/ Трудовая песня /
- Когда народ пел эти песни?
/ - Перед посевом урожая, уборкой урожая , во время работы , перед началом какого-либо дела /
- А для чего же пелись эти песни ?
/ - Этими песнями люди обращались к силам природы , призывали
помочь им , не гневаться и просто чтобы было веселее работать /
М. – поднимите руки те , кто расписывал предметы , которые подойдут для
темы «Трудовая песня»?
(На доске висят фоны для композиций .Дети выходят и прикрепляют к фону элементы композиции – получается стол накрытый скатертью , на нем посуда с результатами труда земледельцев . Ученики объясняют какие именно символы для орнамента они выбрали и почему )
2 ) ( На экране картина «Проводы в армию»)
Л. – Какой жанр народной песни подходит к этому сюжету?
/ Солдатская песня /
- Когда народ пел эти песни?
/ - Во время проводов на царскую службу , во время военного похода , парада…/
- А для чего же пелись эти песни ?
/ - Чтобы взбодрить солдат , поднять их дух , пробудить патриотизм , смелость …)
Выходят несколько мальчиков , девочки надевают на одного из них расписанную рубашку( орнамент на рубашке нарисован фломастером) , и остальным котомки и кисеты , рассказывают какой орнамент выбран и почему .Затем поется песня «Солдатушки»
3 )(Звучит музыка . Колыбельная )
Л. – Какой жанр народной песни прозвучал ?
/ Колыбельная песня /
- Когда пелись эти песни?
/ - Пелись они матерью , когда она укладывала дитя спать./
- А для чего же пелись эти песни?
/ - Чтобы успокоить ребенка, чтобы передать через песню свою любовь , чтобы ему снились хорошие сны …./
М. – Выходите те , кто расписывал предметы , которые подойдут для
композиции «Колыбельная» .
(Дети выходят и прикрепляют к фону элементы композиции. Получается светелка , в которой висит колыбель .Ученики объясняют какие именно символы для орнамента они выбрали и почему )
4 ) ( На экране картина «Деревенская свадьба»
Л. – Какой жанр народной песни подходит к этому сюжету?
/ Свадебная песня /
- Когда народ пел эти песни?
/ - Во время сватовства , на свадьбах /
- А для чего же пелись эти песни ?
/ - в них желали счастья молодоженам , еще в таких песнях рассказывались какие-то трагические свадебные сюжеты о сватовстве , о любви …/
Выходят 4 девочки ( невеста , ее подружки и ее матушка) Девочки уже одеты в народные костюмы . Они объясняют значение орнамента на них и символику одежды. Исполняют с инсценировкой песню «Матушка». По окончании дарят героине наряд замужней женщины – рассказыкают о нем)
5 )(Звучит музыка .Частушка)
Л. – Какой жанр народной песни прозвучал ?
/ Частушка /
- Что такое частушка?
- Когда они пелись?
/ - Пелись они молодежью на посиделках, на праздники , во время работы , солдатами ,на проводы …./
/ - Для веселья , шутки …./
( Выходят дети и прикрепляют к фону элементы композиции. Получается композиция с поющими юношами и девушками.Ученики объясняют какие именно символы для орнамента они выбрали и почему )
________________________________________________________________
VПодведение итога урока.
- Ребята , вы показали , что много знаете о русской песне и орнаменте . Скажите , вам было интересно изучать на уроках эти темы ? Почему? А как вы думаете , для чего в школьной программе есть такие темы ?
/ - Чтобы мы знали свою культуру , свои корни , традиции своего народа /
Завершается урок тем , что звучит народная веселая песня и под нее дети составляют на доске хоровод из фигурок девушек и юношей в русских нарядах , нарисованных заранее на предыдущих уроках. Поворачиваются к гостям и по-русски в пояс кланяются.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект интегрированного урока по истории и изобразительному искусству «Портрет в контексте истории»
Урок представлен 22.04.2009 г. на городском семинаре руководителей лицеев и гимназий г. Омска «Использование ИКТ в проектной деятельности как средство формирования учебно-исследовательской компетенции...
Интегрированный урок преподавателей музыки и изобразительного искусства "Русский сарафан в музыке и живописи"
Разработка интегрированного урока учителей музыки и изобразительного искусства для 5 класса...
Конспект интегрированного урока по музыке и изобразительному искусству в 5 классе "Русский сарафан в музыке и живописи"
Задачи: в процессе исследования познакомить учеников с историей возникновения сарафана, особенностями покроя, основными элементами орнаментов. Обсудить, какой след оставил сарафан в русской душе на п...
Конспект интегрированного урока изо , музыка "Народный праздник - Пасха".
Конспект интегрированного урока (изо, музыка) для учащихся начальной школы по теме "Народный праздник - пасха". Учащиеся на уроке узнают о празднике, играют в игры. Знакомятся с росписью пасхальных яи...
Конспект интегрированного урока ритмики, музыки и пения во 2-м классе коррекционной школы VIII вида с элементами ритмопластики, логоритмики, корригирующих пальчиковых игр. Тема: «Что такое доброта?».
Учитель: Добрый день, дорогие ребята. Доброе утро! Добрый день! Эти слова мы произносим каждый день, желая тем, к кому обращаемся добра и радости. Давайте поздороваемся с гостями.Дети: Доб...
Конспект интегрированного урока (литература-музыка) по рассказу К.Паустовского "Старый повар"
Формирование у учащихся умения следить за развитием образа на основе рассказа К.Г. Паустовского «Старый повар» и музыкальной пьесы Моцарта «Фантазия»...
План - конспект интегрированного урока (география + музыка) «Музыкальное путешествие по материкам»
Нестандартный урок - это педагогический феномен, расширяющий представление об обычном школьном уроке. Основная функция нетрадиционного урока в системе образования заключается в создании необходимого д...