Интегрированный урок музыки и изобразительного искусства " Образ матери в музыке и в изобразительном искусстве"
план-конспект урока по музыке (5 класс)
Урок проводят:
- учитель ИЗО Буланая Любовь Михайловна
- учитель музыки Стаценко Татьяна Ивановна
Цель:
-показать, как музыка и живопись разными методами идут к созданию образа матери.
Задачи:
- воспитание всесторонне - развитой личности. интереса к музыке , изобразительному искусству, литературе;
- развить чувство прекрасного, пространственное воображение, рисование по памяти и по представлению, развитие нравственного воспитания;
- организовать творческий процесс:
а) услышал - почувствовал - подумал - обсудил
б) услышал - почувствовал - увидел - нарисовал
Материал к уроку
- музыка: Ф. Шуберт «Аве Мария»
Презентация:
- Репродукции:
С.Рафаэль «Сикстинская мадонна»
В. Васнецов «Богоматерь с младенцем»
К. Петров – Водкин «1918 год в Петрограде»
О. Ренуар «Мадам Шарпантье с детьми»
А. Дейнека «Мать»
Оборудование: проектор, компьютер, доска
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Образ матери в музыке и ИЗО | 25.08 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Интегрированный урок музыки и изобразительного искусства
" Образ матери в музыке и в изобразительном искусстве"
Урок проводят:
- учитель ИЗО Буланая Любовь Михайловна
- учитель музыки Стаценко Татьяна Ивановна
Цель:
-показать, как музыка и живопись разными методами идут к созданию образа матери.
Задачи:
- воспитание всесторонне - развитой личности. интереса к музыке , изобразительному искусству, литературе;
- развить чувство прекрасного, пространственное воображение, рисование по памяти и по представлению, развитие нравственного воспитания;
- организовать творческий процесс:
а) услышал - почувствовал - подумал - обсудил
б) услышал - почувствовал - увидел - нарисовал
Материал к уроку
- музыка: Ф. Шуберт «Аве Мария»
Презентация:
- Репродукции:
С.Рафаэль «Сикстинская мадонна»
В. Васнецов «Богоматерь с младенцем»
К. Петров – Водкин «1918 год в Петрограде»
О. Ренуар «Мадам Шарпантье с детьми»
А. Дейнека «Мать»
Оборудование: проектор, компьютер, доска
План урока:
1.Организационный момент
2.Введение в тему урока. Целеполагание
3.Работа по теме урока.
4. музыкальная разминка " Делай как я"
5. Викторина
6.Загадки
7.Практическая работа
8.Анализ работ ( взаимооценка, самооценка)
9.Итог урока
10.исполнение песни о маме "Самая лучшая мама»
1. Организационный момент
Подготовка к активной деятельности. Эмоциональный настрой.
Муз. Приветствие «Добрый день, вокруг светло»
Т.И.У нас на уроке присутствуют гости. и мы проводим интегрированный урок музыки и изобразительного искусства. 2. Введение в тему урока.
Ребята, мы с вами знаем, что музыка и живопись живут очень дружно и охотно помогают друг другу. Изобразительное искусство вдохновляет композиторов и музыкантов, ровно так же, как музыка будит фантазию художников и скульпторов . В искусстве есть великие и вечные темы: добро и зло, свобода, достоинство человека.
Сейчас вы послушаете одно стихотворение, которое напрямую связано с темой нашего урока .
Ваша задача : после его прослушивания, рассказать о ком или о чем идет речь.
Видеоролик: стихи о матери (слайд)
А сердце матери оно одно
С тобою вместе плачет и рыдает
И нам того понятья не дано,
Как матери за нас порой страдают...
А сердце матери, когда ты вдалеке
Оно как компас, правильный и точный
И ты шагаешь бодро, налегке
Оно укажет путь твой непорочный
А сердце матери хранит от всех скорбей
Всегда с тобой идет и неделимо
Смотри его небрежно не разбей,
Оно на век одно, неповторимо ...
А сердце матери честнейшее из всех,
Оно всегда желает нам удачи
С его любовью ждет во всем успех,
Спеши утешить, когда мама плачет...
Но ты порой пройдешь и с холодком,
Сердечных мук совсем не замечаешь,
Запомни, сердце матери одно,
Ты за него пред Богом отвечаешь...
БЕРЕГИТЕ МАМУ!!!
Дети: Сегодня мы будем говорить о маме!
Л.М. Правильно, а точнее сказать – об образах матери в музыке, поэзии и изобразительном искусстве.
Тема материнства от века к веку волновала художников всех народов. она близка каждому человеку и является темой нашего урока "Образ матери в музыке и изобразительном искусстве"
(Дети записывают тему урока)
3. Работа по теме урока.
Эпиграфом к уроку звучат такие слова:
" Я верю, что женщина - чудо такое,
Кого на млечном пути не сыскать.
И если "любимая" - слово святое.
То трижды священное - " женщина - мать! "
Л. Рогожников
Т.И.Хранительницей семейного очага всегда была женщина. Во все времена ей поклонялись художники, поэты и музыканты. Она была мечтой , улыбкой. радостью. Слово "мама"для всех людей на земле, независимо от того, в какой стране они живут имеет большое значение, глубокий смысл, и звучит это слово на разных языках почти одинаково нежно. Сегодня на уроке мы обратимся к высоким творениям созданным в разные времена художниками, поэтами, композиторами.
Первый образ матери- связан с рождением Иисуса Христа, имя её - Мария , Мадонна. все латинские мотивы, обращенные к матери Христа начинаются словами " Аве Мария" - что означает " Славься Мария".
Сейчас прозвучит произведение австрийского композитора Франца Шуберта " Аве Мария" и ваша задача вслушаться, прочувствовать и передать словами ваше впечатление об этом произведении.
Прослушивание произведения " Аве Мария"
- Какие впечатления? Понравилось? Что именно?
(спокойная, красивая, одухотворенная, возвышенная мелодия)
- Молодцы, вы это смогли прочувствовать и понять.
- Образ кого вы увидели в этой музыке?
( образ Марии - возвышенный , одухотворенный)
Аве Мария - славься Мария - это обращение к Деве Марии.
- А где обращаются к деве Марии?
( в храме)
- То есть это молитва, которую исполняют в храме.
(Дети записывают в тетрадях название и автора музыки)
Л.М. Прошу вас посмотреть на изображение (учитель показывает изображение «Сикстинская мадонна» Рафаэля Санти ).
Это картина Рафаэля Санти – известного итальянского живописца и архитектора , художника, которая называется «Сикстинская мадонна» . Находится эта картина в Дрезденской галерее, она имеет очень большие размеры и занимает почти всю стену . Что на ней изображено?
Учитель: Здесь изображена дева Мария с младенцем Иисусом , папа Сикст и святая Варвара . Прекрасная молодая женщина с ребенком на руках, легко ступает навстречу своей трагической судьбе : чтобы люди были счастливы, Мария должна отдать им своего сына – маленького Иисуса на страдания и муку. Прекрасные глаза матери печальны. Она крепче прижимает сына , предчувствуя его горестную судьбу . Эта картина самое глубокое и прекрасное воплощение темы материнства . Мы также видим спокойные тона красок , нет сильного контраста . Картина дарит спокойствие , умиротворение , на нее хочется не просто смотреть , но и вслушаться в эту льющуюся прямо с полотна музыку…
(Дети записывают в тетрадях название и автора картины)
Т.И. Дети, скажите, созвучна ли эта картина прослушанной нами Аве Марии Шуберта? Тем самым, я хочу вам сказать, что художники воспевают материнскую любовь в картинах, поэты- поэтическим словом , а композиторы – музыкой.
(Ответы детей)
Образ матери мы видим во многих произведениях великих художников…
(презентация репродукций) слайды
СЛ Л.М. Посмотрите, пожалуйста, на экран и выберите слова которые передают ваши чувства, когда вы слушаете музыку, смотрите картины, читаете стихи посвященные матери….
(слайд, опросить несколько человек)
Учитель: Да, я с вами согласна, что когда слушаешь музыку, смотришь картины, читаешь стихи посвященные матери у нас возникают чувства радости, спокойствия, красоты мира, любви.
4. Музыкальная физминутка:
Т.И. Как хорошо, что на свете есть такой замечательный человек, как мама! Мама - это добро и преданность, любовь и нежность, душевность и сердечность.
Во многих странах мира отмечается День матери.
5. Викторина: «День матери»
1. .В каких странах, кроме России, празднуется День матери?
Ответ: в Индии, Мексике, Пакистане, Эстонии, США, Великобритании, Белоруссии, на Украине и др
2. У какой матери из известной сказки голосок слишком тонок?
Ответ: у матери-мышки из сказки С.Я.Маршака «Сказка о глупом мышонке»
3. Какие пословицы о матери вы знаете?
Ответ: «При солнышке тепло, а при матери добро»
«Нет лучше дружка, чем родная матушка»
«Птица радуется весне, а младенец — матери»
4. Как давно в России начали отмечать День матери?
Ответ: День матери в России впервые отметили в 1998 году.
5. Как звали маму…?
Николая Некрасова… (Елена)
Антона Чехова… (Евгения)
Михаила Ломоносова (Елена)
6. Какой цветок принято носить на одежде в День матери в США и в Австралии?
Ответ: в День матери принято носить гвоздику
7. Всем известно, что мать — хозяйка в доме. Ниже приведены загадки, их может отгадать тот, кто помогает маме и знает хозяйственные предметы в доме.
«Новая посудина, а вся в дырках?»
«Всех на свете обшивает, что сошьет — не надевает»
«В брюхе – баня, в носу – решето, на голове – пупок, одна рука – и та на спине?»
Ответы: решето, игла, чайник
8. Какая мама из стихотворения В.Орлова отправляла в класс сыночка, призывая его не петушиться, и желая ему ни пуха, ни пера?
Ответ: мама-квочка
9. Что за растение, в названии которого присутствует слово мать?
Ответ: мать-и-мачеха
10. Кого называют "маменькиным сынком"?
Ответ: избалованный, изнеженный человек
11. Кто из художников писал портреты матерей? Назовите эти картины.
Ответ: Михаил Врубель «Мать художника», Петров-Водкин «Мать», Репин «Портрет матери художника Т.С.Репиной»
12. Назовите стихотворения Елены Благининой о маме, строки из которых приведены ниже:
«Я, как мама, не люблю в доме беспорядка…»
«Мама спит, она устала..»
«Вот какая мама – золотая прямо!»
Ответ: «Полюбуйтесь-ка, игрушки!», «Посидим в тишине», «Вот какая мама»
13. . Из какого произведения эти строки?
«Прибежала мышка-мать, стала утку в няньки звать…»
Ответ: «Сказка о глупом мышонке» С.Я.Маршака
14. Какие песни о маме вы знаете?
Ответ: «Пусть всегда будет мама», «Мамочка милая, мама моя», «Песенка мамонтёнка»
15. . «Мама по комнатам в фартуке белом неторопливо пройдёт…» А что ещё делает мама в знаменитом стихотворении Агнии Барто?
Ответ: мама поёт
6. Самооценка викторины:
1. Четыре правильных ответа - оценка "4"
2.Пять и более правильных ответа - оценка "5"
7. Анализ рисунков ко Дню матери.
Критерии оценивания:
1.Быть однозначными, т.е. результат оценивания не должен зависеть от личностей оценивающего и оцениваемого;
2. Быть понятными не только учителю, но и учащимся, чтобы они могли проводить самооценку и взаимооценку работ;
3. Быть конкретными - без абстрактных формулировок. Например "работа нормальная, хорошая"
4. Дать однозначную оценку одноклассника.
Анализ:
1. Эта работа отвечает теме урока "День матери" ( работа не соответствует теме урока)
2.Правильно выполнена по композиции ( есть ошибки в композиции)
3.Работа яркая, красочная. что соответствует празднику Дню матери. ( работа не яркая, не выразительная)
4.Мне работа понравилась ( я предлагаю эту работу доработать)
5. За эту работу я поставлю оценку "5" (я поставлю за эту работу "4")
8. Заключительная песня о маме . «Самая лучшая мама на свете»
(слайды)
9. Рефлексия .
Метод «Неоконченных предложений»:
1.Было интересно…
2. Меня удивило…
3. Своей работой сегодня я…, потому что...
4. Сегодня я узнал…
10. Прослушай песню и отгадай название мультфильма.
Всем спасибо. До свидания!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Видеоурок по теме "Образ матери в музыке и изобразительном искусстве"
Данный урок проводится в 5 классе по программе Сергеевой, Критской в разделе программы " музыка и изобразительное искусство " На уроке учащиеся знакомятся с лучшими образцами музыкального и худо...
Конспект урока "Вечная тема искусства. Образ Матери"
Конспект урока в 5 классе....
Конспект урока музыки на тему «Образ матери в музыке, поэзии, изобразительном искусстве» 3 класс, по программе Критской, Сергеевой, Шмагиной.
Конспект урока музыки на тему «Образ матери в музыке, поэзии, изобразительном искусстве» 3 класс, по программе Критской, Сергеевой, Шмагиной....
Открытый урок в 5 классе «Великая и вечная тема искусства – образ матери!»
Цели урока:- Изучить духовные образы, образы матери в различных видах искусства: поэзии, живописи, музыки.- Осознать единство темы.- Выявить интонационное сходство через характер звучания,...
Конспект урока «Богородице Дево, радуйся! Образ матери в музыке, поэзии, живописи. Древнейшая песнь материнства!» 3 класс
Конспект урока «Богородице Дево, радуйся! Образ матери в музыке, поэзии, живописи. Древнейшая песнь материнства!» 3 класс...
Урок музыки в 3-м классе "Образ матери в музыке и изобразительном искусстве"
Мама - это слово звучит почти одинаково на многих языках. Его мы старательно произносим в первый раз, учась говорить, с ним начинаем читать букварь. Мы кричим "мама!" непроизвольно, когда на...
Литературно-музыкальна гостиная"Образ матери в музыке изобразительном искусстве"
Музыкальный материал к досуговой деятельности детей дошкольного возраста...