Интегрированный урок преподавателей музыки и изобразительного искусства "Русский сарафан в музыке и живописи"
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 5 класс) по теме
Разработка интегрированного урока учителей музыки и изобразительного искусства для 5 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
разработка урока "Русский сарафан в музыке и живописи" | 23.89 КБ |
russkiy_sarafan.ppt | 1.1 МБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Интегрированный урок преподавателей музыки и ИЗО
«Русский сарафан в музыке и живописи »
Задачи. В процессе исследования познакомить учеников с историей возникновения сарафана, особенностями покроя, основными элементами орнаментов. Обсудить, какой след оставил сарафан в русской душе на примере художественных и музыкальных шедевров. Закрепить полученные знания в процессе выполнения творческого задания.
Музыкальный материал. Применение народных инструментов, Варламов «Красный сарафан», р.н. п. «Во кузнице», «Во поле береза стояла» ( или любые народные песни на усмотрение преподавателя для фона во время выполнения учащимися рисунков).
Изобразительный ряд. Использование мультимедийного оборудования, вырезанные силуэты сарафана ( по количеству учеников в классе), девичий хоровод на листе ватмана – в конце урока каждую фигурку «одевают» в раскрашенный сарафан.
Дополнительный материал. Русские народные костюмы для детей и педагогов.
Ход урока.
( фонограмма «Во поле береза стояла»)
- Здравствуйте, ребята! Мы начинаем урок, и все на этом уроке у нас будет необыкновенным: два учителя – музыкант и художник, большой экран вместо доски, много музыки. Мы узнаем, как появился сарафан и какой след он оставил в русской душе. И тема нашего урока ( слайд №1 «Русский сарафан в музыке и живописи») . А поможет нам в этом музыка и живопись, а также гости, которых мы ждем с минуты на минуту. Да вот и они!( выход скоморохов с р.н.и. под фонограмму «Ах, вы, сени.»)
- Представление начинается,
Сюда, сюда все приглашаются.
Билетик купите, к нам заходите.
- Кто к нам зайдет, тот в рай попадет.
А кто не зайдет, со скуки пропадет.
- Давай, давай, налетай. Места занимай
- Такое узрите, что в Америку не захотите.
- У нас гуляний немало, а такого шуму и гаму еще не бывало. А посему пора урок начинать…
- А кто ж будет начинать?
1.Надо выбрать хозяйку, самую красивую!
2.Да вот же она.
( выводит девочку из-за парты в русском народном костюме)
1 Ой, что за страсти?! Это ты у нас хозяйкой будешь?
Дев. Я! Нам не время скучать, пора урок начинать.
1.Ой,Саша, какая ты красивая, видно на праздник собиралась, в самое лучшее наряжалась . Только я забыл, как эта одежда называется?
2. Сарафан.
1. Верно. А что такое сарафан?
2. Длинное, прямое платье без рукавов.
ИЗО. Милые наши скоморохи. Просим вас остаться у нас, да и послушать, что еще мы расскажем, да и покажем о сарафане ( дети садятся за парту). Испокон веков образ русской красавицы вдохновлял художников на создание картин, где главной фигурой была русская женщина.
Дев. Теперь вспомните и назовите, как в русских народных сказках зовут- величают красавиц, которые носили сарафаны? ( Василиса Прекрасная, Марья Моревна) А Еще лебедушка, утушка- голубушка- так ласково называют в народе русских женщин.
ИЗО. Не зря А.С. Пушкин в своей сказке «О царе Салтане» написал следующие строки:
А сама-то величава, Выступает, словно пава.
ИЗО. А сейчас Саша присаживайся к скоморохам, а мы продолжим дальше наше путешествие..
Муз. Послушайте эту мелодию, что вы сможете о ней рассказать? ( слушают запись хоровода «Березонька» после прослушивания ответы детей). Правильно музыка у хоровода особенная, плавная , неторопливая. А что хочется делать под эту музыку?.( ответы детей). Я вам предлагаю поводить хоровод вместе с нами. ( водят дети хоровод в два направления).
Изо. Да ваша мелодия напоминает орнамент, который вьется по подолу сарафана и по рукавам рубашки. А давайте посмотрим, как изображали русских красавиц живописцы и попробуем увидеть особенности украшения их одежды.( Слайд №2,3,4,5,6,7,8,9)
- Посмотрите внимательно и подумайте, на какие две группы можно разделить просмотренные картины, судя по одежде и внешнему убранству? ( под любые народные мелодии демонстрируются картины с объяснениями Слайд №10)
- И так, кто готов ответить на вопрос? ( на праздничные и повседневные Слайд №11,12)
- Найдите общие черты для обеих групп ( одинаковый покрой сарафанов, одинаковое размещение орнаментов) Слайд №13
- Теперь отличия ( цвет, материал, количество и богатство украшений)
- Как вы думаете, одеждой какого сословия был сарафан, когда он только появился на свет? ( одеждой для крестьян. Слайд №14)
- Нет Сначала сарафан был одеждой женщин из царской семьи и знатных боярынь. Только им разрешалось носить эти наряды из дорогих заморских тканей – шелка, бархата, парчи. Сарафаны знатных женщин богато украшались вышивкой, драгоценными камнями. В орнаментах в основном использовались элементы растений, стилизованные изображения солнца и так называемые орнаменты – обереги. (слайд №15,16)
А еще про сарафаны нам сделает сообщение Вова
В конце 17 века ( Слайд 17) сарафан все еще не был крестьянской одеждой. Но вот наступает Петровская эпоха. Царь «прорубает окно в Европу», строит корабли, стрижет боярам бороды, вводит европейскую одежду. В России появляются фабрики, на которых ткут шелковые ткани, но дворяне не хотят покупать их для своего «европейского платья» они предпочитают выписывать материю из-за границы. Выходит, что российские шелкоткацкие фабрики будут работать зря?
«Нет» - решает вступившая к тому времени на престол императрица Екатерина и разрешает всему населению России – кроме дворян! Носить «старо-боярскую» одежду, в том числе и сарафан. Так сарафан стал народной одеждой.
- Спасибо большое за сообщение. Теперь вспомните, пожалуйста, какой цвет на Руси был синонимом красивого? ( Красный) Слайд 18
Муз. – Действительно, «красна девица», «красно солнышко» - так называли в народе что-то красивое. Вы уже поняли, что цвета нарядов – это своеобразный язык, который был понятен всем. Во многих песнях можно было по цвету одежды догадаться о сюжете песни. Например, назовите цвет, который использовался для свадебной одежды невесты? ( Красный)
Верно. А о каком событии речь, если первые строчки песни звучат так:
- Не шей ты мне, матушка,
Красный сарафан.
-Конечно, о свадьбе. Давайте послушаем дальше и убедимся в этом.( звучит фрагмент русской народной песни «Красный сарафан» в исполнении а капелла учителем музыки)
«Не шей ты мне, матушка, красный сарафан,-
Не входи, родимая, попусту в изъян!
Рано мою косыньку на две расплетать!
Прикажи мне русую в ленты убирать!
Пущай, не покрытая шелковой фатой,
Очи молодецкие веселит собой!
То ли житье девичье, чтоб его менять,
Торопиться замужем охать да вздыхать?
Золотая волюшка мне милей всего –
Не хочу я с волюшкой в свете ничего!» -
«Дитя мое, дитятко, дочка милая!
Головка победная, неразумная!
Не век тебе пташечкой звонкой распевать,
Легкокрылой бабочкой по цветам порхать!
Поблекнут на щеченьках маковы цветы,
Наскучат забавушки – стоскуешься ты!
А мы и при старости себя веселим:
Младость вспоминаючи на детей глядим.
И я молодешенька была такова,
И мне те же в девушках пелися слова!»
- вы убедились, что цвет наряда играл довольно важную роль. А теперь попробуйте по литературным описаниям нарядов сказочных героинь отгадать имя красавиц. А скоморохи мне помогите.
1. «Под большой елью сидит дочь, веселая, румяная, в собольей шубе, вся в золоте, в серебре, и около – короб с богатыми подарками» Старикова дочка из сказки «Морозко»)
2. «Как снежинка белая, глазки – что голубые бусины, русая коса до пояса. Только румянца нет, как нет да в губах ни кровиночки». «Снегурочка»
3. Уж она плясала-плясала, вертелась-вертелась – всем на диво. Махнула левым рукавом – вдруг сделалось озеро, махнула правым рукавом -поплыли по озеру белые лебеди. «Царевна-Лягушка»
Изо. А сейчас вам предстоит самим украсить сарафаны, заготовки у вас на столах. Вспомните, как можно кисточкой передать узоры из бисера, драгоценных камней, тесьмы, вышивки. И хочу вам напомнить - в орнаментах в основном использовались элементы растений, стилизованные изображения солнца и так называемые орнаменты – обереги.( под русскую народную музыку дети выполняют задание).слайд №,19,20
(После выполнения работы сарафаны наклеиваются на лист с нарисованными девушками в хороводе)
Муз. О сарафане говорили не только всерьез, но и в шутку. ( слайд №21)Давайте разучим шуточную песенку «Во кузнице»..Что такое кузница. ( ответы детей показ песни учителем, слова на партах лишь после этого начинается разучивание песни).
Во кузнице ( р.н.п.)
- Во ку.., во кузнице,
Во кузнице молодые кузнецы
- Они, они куют,
Они куют приговаривают
- Пойдем, пойдем, Дуня,
Пойдем, Дуня, во лесок, во лесок
- Сорвем, сорвем, Дуня,
Сорвем, Дуня, лопушок, лопушок
- Сошьем, сошьем, Дуня,
Сошьем, Дуня, сарафан, сарафан,
- Попал, попал Дуне
Попал Дуне таракан в сарафан
- Проел, проел Дуне,
Проел Дуне сарафан, сарафан.
8 Носи, носи, Дуня.
Носи, Дуня. Не марай ,не марай
По праздничкам надевай, надевай!
-Как вы думаете, почему я назвала эту песню шуточной? ( у нее задорная мелодия, быстрый темп, смешные слова.
- вспомните, пожалуйста, из чего сшили Дуне сарафан? ( из лопуха)
- молодцы, вы очень внимательны.
Изо. И так мы подводим итог нашей работы. Скажите, что вас вдохновляло на работу? ( картины, музыка, загадки).слайд №22
- А что было центром, что объединяло и музыку и картины, и ваши работы? (сарафан).( игра оценивание – урока ) 5-хлопок вверх, 4- перед собой, 3- неудовлетворен уроком, руки на колени.)
Теперь мы можем смело сказать о том, что русский сарафан( слайд № 23) оставил значительный след в душе русского народа.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок музыки и изобразительного искусства "Я рисую музыку"
Цель: Развивать умение различать характер предложенного музыкального произведения красками, используя особенности цвета и нетрадиционные техники рисования....
Урок музыки 3 класс "Русский сарафан в музыке и живописи"
Интегрированный урок в 3 классе, с применением ИКТ....
Урок музыки в 5 классе II полугодие “Музыка и изобразительное искусство”
Конспект урока музыки в 5 классе в рамках ФГОС по программе Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской. Тема урока: "Музыкальная живопись и живописная музыка" Тип урока: Урок изучения и закрепления новых знаний....
Интегрированный урок "Образ матери в изобразительном искусстве и музыке"
Духовно-нравственная ценность в семье, уважение и взаимопонимание.Цель: Формирование и развитие художественной культуры личности на основе высших гуманистических ценностей отношения человечества...
Бинарный интегрированный урок на тему: "Поэзия А.С. Пушкина в музыке и живописи"
Методическая разработка для уителей. Буду рада если кому то это поможет в работе....
Музыка и изобразительное искусство. Что роднит музыку с изобразительным искусством.
Технологическая карта урока. Цель урока: Сформировать представления о связи музыки с изобразительным искусством, развить эмоциональную отзывчивость к изобразительному искусству, пробу...
Урок музыки в 5 классе. "Портрет в музыке и Изобразительном искусстве. Скрипка" Программа по музыке Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина
Слайд № 1. Тема урока .Слайд № 2-3 К какому жанру изобразительного искусства относятся эти картины? Что на них изображено?Слайд № 4. Проблема урока.Слайд № 5.На картине Ботиччини один из ангелов играе...
Комментарии
Умнички! Интересный урок!
Умнички! Интересный урок! Возьму на вооружение.