Конспект комплексного внеклассного занятия по музыке и изобразительному искусству «Народное творчество в музыке и живописи»
план-конспект занятия по музыке (5 класс)
Данная разработка поможет учителям музыки и изобразительного искусства в проведении внеклассной работы по предметам. В ходе занятия ученики
познакомятся с изделиями народных мастеров России, расширят знания о дымковской игрушке, о русских народных инструментах. Научатся изображать дымковскую игрушку, игре на ложках, слышать музыкальный ритм, выполнять ритмические движения под музыку. Наша страна богатая талантами, традициями, культурой, людьми. Проникнуть в культуру прошлого, понять душу народа нам помогает знакомство с народным творчеством. А поможет нам в этом взаимосвязь предметов музыки и изобразительного искусства. Занятие начинается с русской народной песни. В песне складывается образ русского человека. Песня - хранительница истории, народных традиций и обрядов. Песня «Величальная» под которую дети входят в класс -это один из видов обрядовых песен. Она должна была обеспечить богатую и счастливую жизнь молодых на свадьбе или дорогих гостей, которых мы рады приветствовать на нашем занятии, которое называется «Народное творчество в музыке и живописи».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_vneklassnogo_zanyatiya.docx | 180.59 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ
комплексного внеклассного занятия по музыке и изобразительному искусству
«Народное творчество в музыке и живописи»
в 5 классе
Разработчик: Кадомкина С.А.- учитель музыки
МБОУ «Троицкая СОШ
имени Героя Советского Союза
А.Г. Котова»
Цели:
Обучающие: познакомить с изделиями народных мастеров России, расширить знания о дымковской игрушке, о русских народных инструментах.
Развивающие: выработать у учащихся навыки восприятия и умения передавать в рисунке целостность и монолитность общей формы детали,
Воспитывающие: развитие фантазии, воспитание любви к народному творчеству, русским народным песням и танцам;
Процессуальные: научить изображать дымковскую игрушку, игре на ложках, слышать музыкальный ритм, выполнять ритмические движения под музыку.
Оборудование урока: акварель или гуашь, бумага, кисть, деревянные ложки, свистульки, глиняные игрушки, шаблоны матрёшек.
Музыкальный ряд: русские народные песни «Барыня», «Коробейники», художественный свист, мульт- песенка «Матрёшечки».
Ход урока.
I/ Организационный момент.
( Звучит русская народная песня «Величальная». Дети входят парами, детые в национальные русские костюмы, кланяются гостям, проходят за парты).
Учитель ИЗО: Здравствуйте, ребята! Сегодня наше занятие будет не обычным. Его проведут два учителя. А поговорим мы о народном творчестве.
Наша страна богатая талантами, традициями, культурой, людьми. Проникнуть в культуру прошлого, понять душу народа нам помогает знакомство с народным творчеством. А поможет нам в этом взаимосвязь предметов музыки и изобразительного искусства.
Учитель музыки: Не случайно наша встреча началась с русской народной песни. В песне складывается образ русского человека. Песня - хранительница истории, народных традиций и обрядов. Песня «Величальная» под которую вы вошли в класс -это один из видов обрядовых песен. Она должна была обеспечить богатую и счастливую жизнь молодых на свадьбе или дорогих гостей, которых мы рады приветствовать на нашем занятии, которое называется «Народное творчество в музыке и живописи»
( слайд)
(Звучит песня «Коробейники», мальчик и девочка вносят короб торжественно ставят на стол, покрытый скатертью.
Учитель ИЗО: Ребята, давайте поприветствуем наших коробейников! Посмотрите какой у них в руках замечательный короб, коробочка. И, конечно же она полным полна…
- Давайте подумаем, что в ней? ( ответы детей)
- Ладно, открою вам тайну, она полна игрушками и инструментами. Они выполнены руками народных русских мастеров, да ими же и придуманы.
-Об этих удивительных творениях мы сегодня и поговорим. (слайд тема занятия)
-Посмотрите на короб. Он тоже творенье народного умельца. В старину такие плетёные короба или берестяные туески были в каждом крестьянском доме. В нашем старинном селе Троицк тоже живут мастера, которые занимаются изготовлением домашней утвари – плетением из лозы или ивовых веток. Это Виктор Фёдорович Внучков, Николай Петрович Матвеев. (слайд)
Учитель музыки: И так заглянем в короб.
У меня в ладонях птичка,
С виду птичка невеличка.
Только птичка не порхает ,
В небеса не улетает.
Дети бережно их носят.
Дети их ко рту подносят.
Дуют в птичек, те свистят.
Всех в округе веселят. Что это? (Свистулька).
Да, свистулька духовой народный инструмент.
(Слайд про филимоновскую свистульку со звуком).
Учитель ИЗО: А теперь новая игрушка.
Ходит гордо, смотрит важно
В оперении нарядном.
Синий, жёлтый, красный круг-
Распустил свой хвост …(индюк). Слайд индюка.
С переливами поёт,
Утром будит весь народ.
Золотистый гребешок
Гордо носит…( Петушок)
(слайд Дымково).
Учитель музыки: Внимание! Внимание! А у меня новый вопрос: что это такое?
Вот они деревянные нам голос подают (постучать ложками в коробке),
На праздник музыкальный всех друзей зовут. (Достаются деревянные ложки).
- Сейчас вы прослушаете мелодию русской народной песни «Барыня».
Барыня является парным танцем, в котором происходит соревнование между барыней-помещицей и мужиком – крестьянином. Барыня величава, а мужик ловок да удал. В «Барыне» рефреном повторяется фраза «Барыня, барыня, барыня – сударыня». Давайте попробуем изобразить ритмический рисунок танца с помощью деревянных ложек. (Учащиеся под музыку стучат на ложках).Учитель музыки: отгадайте ещё одну игрушку.
У дядюшки Якова
Полно товару всякого
Куклы хорошие,
Нарядны и дёшевы
На шелка легли узоры всей земли,
Небеса, поля и горы зацвели.
Яркой выдумкой, и цветом, и каймой,
Ткань соперничает с летом и зимой.
Красавица – миру на диво:
Румяна, стройна, высока
Во всякой одежде красива
Русская, милая …барыня.
Учитель ИЗО (слайд про Барыню)Учитель музыки: Давайте исполним песню про дымковскую барыню. (Исполнение песни о барыне «У нас нонче субботея» (Собираем ложки в короб) Ребята я вижу - замечательную игрушку, угадайте какую:
Алый шелковый платочек,
(слайд про Матрешку)
Учитель музыки - Матрёшка - символ России. Не случайно матрёшка стала самым популярным сувениром среди иностранных гостей во время Чемпионата мира по футболу, наравне с волчонком Забивакой, а также кокошником и шапкой –ушанкой. (слайд про сувенир-матрешку)
- Наш край Мордовия также славится народными умельцами, которые изготавливают матрешки с мордовским орнаментом. ( слайд_)Учитель музыки: Давайте посмотрим танец «Русские матрёшки» в исполнении девочек.
Танец матрёшек под музыку «Русские матрёшки» (видеоролик)Учитель ИЗО: Ребята,а какие центры народных промыслов по изготовлению матрешек вы знаете?( ответы детей) У них есть свои отличительные особенности формы и росписи.
- Молодцы! А сейчас вы превратитесь в мастеров росписи. Каждой творческой группе я раздала вырезанные силуэты матрешек и элементы росписей. Ваша задача- расписать матрешку 1 группе: в стиле Сергеев-Посадской, 2 группе- Семеновской, 3 группе- Загорской. Вы уже знакомы с элементами этих народных промыслов. Надеюсь, что настроение у вас отличное и, вы, несомненно справитесь с этим заданием. (Раскрашивание шаблонов матрёшек_под музыку).Работы вывешиваются на доску
- Сегодня вы соприкоснулись с творчеством русских народных умельцев. Давайте посмотрим , что из этого получилось.
Что нового вы узнали на уроке? Какие русские народные песни прозвучали на уроке?
Рефлексия
«Оцени свою работу на уроке, как ты понял материал и положи нотки в кармашек соответствующему человечку-нотке».
Оценивание.
Учитель ИЗО : …Прекрасный мир вещей
накоплен был веками.
Хранит их каждый дом, а может быть – музей.
Умейте рисовать и сотворить руками
Все то, что может радовать друзей.
Учитель музыки: На этом наш урок окончен до новых встреч!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок преподавателей музыки и изобразительного искусства "Русский сарафан в музыке и живописи"
Разработка интегрированного урока учителей музыки и изобразительного искусства для 5 класса...
Взаимодействие музыки и изобразительного искусства в творчестве импрессионистов
Данный урок на новом уровне представит неразрывную связь музыки и изобразительного искусства, в контексте программы Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская 5 класс. Даст представления о том, как музыкальное ...
конспект. 5 класс. «Что роднит музыку с изобразительным искусством»
конспект по программе Критской...
КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОГО УРОКА по МУЗЫКЕ И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ "Народные песни и народный орнамент - традиции нашего народа"
Цель : провести связь между жанрами русской народной песни и символикой традиционного русского орнамента....
Интегрированный урок музыки и изобразительного искусства " Образ матери в музыке и в изобразительном искусстве"
Урок проводят:- учитель ИЗО Буланая Любовь Михайловна- учитель музыки Стаценко Татьяна ИвановнаЦель:-показать, как музыка и живопись р...
Бинарный урок Изобразительное искусство – музыка «Ноктюрн в музыке и живописи»
Тип урока: Изучение нового материала, формирование новых знанийЦель урока: формирование представления о взаимосвязи музыки и живописи, их общей основы, их взаимовлияния и взаимодополнения на...