Конспект комплексного внеклассного занятия по музыке и изобразительному искусству «Народное творчество в музыке и живописи»
план-конспект занятия по музыке (5 класс)

Кадомкина Светлана Алексеевна

Данная разработка поможет учителям музыки и изобразительного искусства в проведении внеклассной работы по предметам. В ходе занятия ученики 

познакомятся с изделиями народных мастеров России, расширят знания о дымковской игрушке, о  русских народных инструментах. Научатся изображать дымковскую игрушку, игре на ложках, слышать музыкальный ритм, выполнять ритмические движения под музыку. Наша страна богатая талантами, традициями, культурой, людьми. Проникнуть в культуру прошлого, понять душу народа нам помогает знакомство с народным творчеством. А поможет нам в этом взаимосвязь  предметов музыки и изобразительного искусства. Занятие начинается  с  русской народной песни. В песне складывается образ русского человека. Песня  - хранительница истории, народных традиций и обрядов. Песня   «Величальная» под которую дети входят  в класс  -это один из видов обрядовых песен. Она должна  была   обеспечить богатую и счастливую жизнь молодых на свадьбе или  дорогих гостей, которых мы рады приветствовать на нашем занятии, которое называется «Народное творчество в музыке и живописи».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_vneklassnogo_zanyatiya.docx180.59 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

 

КОНСПЕКТ

комплексного внеклассного занятия по музыке и изобразительному искусству

 «Народное творчество в музыке и живописи»

в  5 классе

Картинки по запросу картинки народное творчество  в музыке свистульки ложки

Разработчик: Кадомкина С.А.- учитель музыки  

МБОУ «Троицкая СОШ

имени Героя Советского Союза

 А.Г. Котова»

Цели:

Обучающие: познакомить с изделиями народных мастеров России, расширить знания о дымковской игрушке, о  русских народных инструментах.

Развивающие: выработать  у учащихся навыки восприятия и умения передавать в рисунке целостность и монолитность общей формы детали,

Воспитывающие: развитие фантазии, воспитание любви к народному творчеству, русским народным песням и танцам;

Процессуальные: научить изображать дымковскую игрушку, игре на ложках, слышать музыкальный ритм, выполнять ритмические движения под музыку.

Оборудование урока: акварель или гуашь, бумага, кисть, деревянные ложки, свистульки, глиняные игрушки, шаблоны матрёшек.

Музыкальный ряд: русские народные  песни «Барыня», «Коробейники», художественный свист, мульт- песенка  «Матрёшечки».

Ход урока.

I/ Организационный момент.

( Звучит русская народная песня «Величальная». Дети входят парами, детые в национальные русские костюмы, кланяются гостям, проходят за парты).

Учитель ИЗО: Здравствуйте, ребята!  Сегодня  наше занятие  будет не обычным. Его проведут два учителя. А поговорим мы о народном творчестве.

 Наша страна богатая талантами, традициями, культурой, людьми. Проникнуть в культуру прошлого, понять душу народа нам помогает знакомство с народным творчеством. А поможет нам в этом взаимосвязь  предметов музыки и изобразительного искусства.

Учитель музыки: Не случайно наша встреча началась с  русской народной песни. В песне складывается образ русского человека. Песня  - хранительница истории, народных традиций и обрядов. Песня   «Величальная» под которую вы вошли в класс  -это один из видов обрядовых песен. Она должна  была   обеспечить богатую и счастливую жизнь молодых на свадьбе или  дорогих гостей, которых мы рады приветствовать на нашем занятии, которое называется «Народное творчество в музыке и живописи»

( слайд)

 (Звучит песня  «Коробейники», мальчик и девочка вносят короб торжественно ставят на стол, покрытый скатертью.

Учитель ИЗО:  Ребята, давайте поприветствуем наших коробейников! Посмотрите  какой у них в руках замечательный короб, коробочка. И, конечно же она полным полна…

- Давайте подумаем, что в ней? ( ответы детей)

- Ладно, открою вам тайну, она полна игрушками и инструментами. Они выполнены руками народных русских мастеров, да ими же и придуманы. 

-Об этих удивительных творениях мы сегодня и поговорим. (слайд  тема занятия)

-Посмотрите на короб. Он тоже творенье народного умельца. В старину такие плетёные короба или  берестяные туески были в каждом крестьянском доме. В  нашем старинном селе Троицк тоже живут  мастера, которые занимаются изготовлением  домашней утвари – плетением из лозы или  ивовых веток. Это Виктор Фёдорович Внучков, Николай Петрович Матвеев.  (слайд)

Учитель  музыки:  И  так заглянем  в короб.

У меня в ладонях птичка,

С виду птичка невеличка.

Только птичка не порхает ,

В небеса не улетает.

Дети бережно их носят.

Дети их ко рту подносят.

Дуют в птичек, те свистят.

Всех в округе веселят. Что это? (Свистулька).

Да, свистулька духовой народный инструмент.

(Слайд про филимоновскую свистульку со звуком).

Учитель ИЗО: А теперь новая игрушка.

Ходит гордо, смотрит важно

В оперении нарядном.

Синий, жёлтый, красный круг-

Распустил свой хвост …(индюк).                    Слайд   индюка.

С переливами поёт,

Утром будит весь народ.

Золотистый гребешок

Гордо носит…( Петушок)

 (слайд Дымково).

Учитель музыки: Внимание! Внимание! А у меня новый вопрос: что это такое?

Вот они деревянные нам голос подают (постучать ложками в коробке),

На праздник музыкальный всех друзей зовут. (Достаются деревянные ложки).

- Сейчас вы прослушаете  мелодию русской народной песни  «Барыня».

Барыня является парным танцем, в котором происходит соревнование между барыней-помещицей  и мужиком – крестьянином.  Барыня величава, а мужик ловок да удал. В «Барыне» рефреном повторяется фраза  «Барыня, барыня, барыня – сударыня». Давайте попробуем изобразить ритмический рисунок танца с помощью деревянных ложек. (Учащиеся под музыку стучат на ложках).Учитель музыки: отгадайте ещё одну игрушку.

У дядюшки Якова

Полно товару всякого

Куклы хорошие,

Нарядны и дёшевы

На шелка легли узоры всей земли,

Небеса, поля и горы зацвели.

Яркой выдумкой, и цветом, и каймой,

Ткань соперничает с летом и зимой.

Красавица – миру на диво:

Румяна, стройна, высока

Во всякой одежде красива

Русская, милая …барыня.

Учитель ИЗО  (слайд про Барыню)Учитель музыки: Давайте исполним  песню про дымковскую барыню. (Исполнение песни о барыне «У нас нонче субботея» (Собираем ложки в короб) Ребята я вижу - замечательную игрушку, угадайте какую:

Алый шелковый платочек,

 (слайд про Матрешку)

Учитель музыки - Матрёшка  - символ России. Не случайно  матрёшка стала  самым популярным сувениром  среди иностранных  гостей  во время Чемпионата мира по футболу, наравне  с волчонком Забивакой, а  также кокошником и шапкой –ушанкой. (слайд про сувенир-матрешку)

- Наш край Мордовия также славится народными умельцами, которые изготавливают матрешки с мордовским орнаментом. ( слайд_)Учитель музыки: Давайте посмотрим танец «Русские матрёшки» в исполнении девочек.

Танец матрёшек под музыку «Русские матрёшки» (видеоролик)Учитель ИЗО: Ребята,а какие центры народных промыслов по изготовлению матрешек вы знаете?( ответы детей) У них есть свои отличительные особенности формы и росписи.

- Молодцы! А сейчас вы превратитесь в мастеров росписи. Каждой творческой группе я раздала вырезанные силуэты матрешек и элементы росписей. Ваша задача- расписать матрешку 1 группе: в стиле Сергеев-Посадской, 2 группе- Семеновской, 3 группе- Загорской. Вы уже знакомы с элементами этих народных промыслов. Надеюсь, что настроение у вас отличное и, вы, несомненно справитесь с этим заданием. (Раскрашивание шаблонов матрёшек_под музыку).Работы вывешиваются на доску

- Сегодня вы соприкоснулись с творчеством русских народных умельцев.  Давайте посмотрим , что из этого получилось.

Что нового вы узнали на уроке?  Какие русские народные песни прозвучали на уроке?

Рефлексия

«Оцени свою работу на уроке, как ты понял материал и положи нотки в кармашек соответствующему человечку-нотке».

https://arhivurokov.ru/multiurok/f/f/7/ff7a9478ac8566dafb42c46ac643351c68c9fb3b/priiemy-rieflieksii-2_4.jpeg

Оценивание.

Учитель ИЗО : …Прекрасный мир вещей

накоплен был веками.

Хранит их каждый дом, а может быть – музей.

Умейте рисовать и сотворить руками

Все то, что может радовать друзей.

Учитель музыки:  На этом наш урок окончен до новых встреч!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок преподавателей музыки и изобразительного искусства "Русский сарафан в музыке и живописи"

Разработка интегрированного урока учителей музыки и изобразительного искусства для 5 класса...

Взаимодействие музыки и изобразительного искусства в творчестве импрессионистов

Данный урок  на новом уровне представит неразрывную связь музыки и изобразительного искусства, в контексте программы Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская 5 класс. Даст представления о том, как музыкальное ...

КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОГО УРОКА по МУЗЫКЕ И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ "Народные песни и народный орнамент - традиции нашего народа"

Цель : провести связь между жанрами русской народной песни и символикой традиционного русского орнамента....

Интегрированный урок музыки и изобразительного искусства " Образ матери в музыке и в изобразительном искусстве"

Урок проводят:-    учитель ИЗО  Буланая Любовь Михайловна-     учитель музыки   Стаценко Татьяна ИвановнаЦель:-показать, как  музыка и живопись р...

Бинарный урок Изобразительное искусство – музыка «Ноктюрн в музыке и живописи»

Тип урока: Изучение нового материала, формирование новых знанийЦель урока: формирование представления о взаимосвязи музыки и живописи, их общей основы, их взаимовлияния и взаимодополнения на...