Бинарный урок Изобразительное искусство – музыка «Ноктюрн в музыке и живописи»
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 6 класс)

Ленкина Маргарита Николаевна

Тип урока: Изучение нового материала, формирование новых знаний

Цель урока: 
формирование представления о взаимосвязи музыки и живописи, их общей основы, их взаимовлияния и взаимодополнения на примере живописи    А. Куинджи и музыки А. Бородина

Планируемые результаты для ученика: понимание значения искусства в жизни человека и общества, умение использовать графические материалы для передачи замысла в собственной художественной деятельности

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Бинарный урок (ИЗО + музыка) по теме "Можем ли мы "услышать" живопись и "увидеть" музыку"

Продолжительность: (35 мин.)

Тип урока: Изучение нового материала, формирование новых знаний.

Цель урока: Показать тесную взаимосвязь музыки и живописи, их общую жизненную основу, взаимовлияние и взаимодополнение на примере живописи А. Куинджи и музыки Александра Порфирьевича Бородина

Задачи урока:

Образовательные:

  1. Уметь сопоставлять музыкальный и художественный образы;
  2. Дать понять, что музыка и живопись не иллюстрируют друг друга, а взаимодополняют и усиливают наши ощущения и впечатления;

Познакомить с замечательными образцами русской живописи и музыки: картинами  А. Куинджи «Лунная ночь над Днепром» и др. и музыкой Квартет им. А. Бородина «Третья часть – Ноктюрн»

  1. Развивающие:
  1. Способствовать развитию интереса к искусству через творческое самовыражение, проявляющееся в размышлениях о музыке и изобразительном искусстве;
  2. Развивать умение анализировать, высказывать свою мысль при разборе музыкальных и художественных произведений;
  3. Развитие у детей творческого воображения, фантазии, умения понимать и ценить прекрасное;
  4. Использование в собственной художественной деятельности различные художественные материалы.

Воспитательные:

  1. Обогащение духовного мира детей, воспитание их музыкального, художественного и эстетического вкуса.

Планируемые результаты для ученика:

Личностные:

  • Сформированность мотивации к изучению искусства, умение проводить самооценку художественных произведений.
  • Воспитание художественного вкуса как способности эстетически чувствовать, воспринимать и оценивать музыкальные и живописные произведения.

Предметные:

  • Научатся использовать основы изобразительной грамоты (перспективу), выразительные возможности цвета.
  • Понимать значение искусства в жизни человека и общества, уметь использовать графические материалы для передачи замысла в собственной художественной деятельности

Метапредметные:

Познавательные:

  • Анализ объектов с целью выделения существенных признаков,
  • Синтез – составление цельного образа из характерных элементов.
  • Научиться осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, узнавать, называть и определять объекты.
  • Выделять группы существенных признаков объекта, осуществлять сравнение, классификацию по заданным критериям.
  • Контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.

Регулятивные:

  • Планирование и выполнение практической работы, адекватно использовать речь, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей, концентрировать волю, адекватно воспринимать предложения учителя, одноклассников по исправлению допущенных ошибок.
  • Прогнозирование и предвидение конечного результата, вносить необходимые коррективы на основе оценки сделанных ошибок, стабилизировать эмоциональное состояние. Определение проблемы и правильная постановка учебной задачи.

Коммуникативные:

  • Формирование навыков сотрудничества со взрослыми, сверстниками, умение вести диалог в группах, задавать вопросы, слушать собеседника, формулировать свои затруднения.
  • Проявлять активность для решения познавательных задач, формулировать собственное мнение и позицию, анализировать и обсуждать работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, управление поведением партнеров.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, раздаточный материал, компьютерная презентация, фортепиано.

Ход урока

I. Организационный момент и введение в урок. (1мин)

Музыкальный момент. Звучит песня о музыке

Учащиеся входят под песню «Музыка – волшебная страна», садятся по группам.

II. Актуализация знаний. (1 мин)

Учитель музыки

Сегодня необычный урок, который будет посвящен музыке и живописи. Почему мы их объединили вместе?

Ответ ребят: Это виды искусства

Ответить на этот вопрос поможет эпиграф урока.

Все виды искусства волнуют сердца людей, пробуждают в них самые лучшие чувства. И каждый вид искусства делает это своим языком. Живопись рисует образ линией и красками, музыка – звуком.

Мы не всегда умеем увидеть и услышать красоту родной природы. И часто художники помогают нам в этом, учат нас всматриваться и вслушиваться в окружающий мир. 

Учитель:  Можем ли мы  «услышать» живопись и  «увидеть» музыку?

 Предлагаю попробовать сегодня на уроке это сделать.

Учитель ИЗО

III. Тема урока (3 мин)

Тема урока  зашифрована в ребусе (работа в группах на время)

C:\Users\User\Desktop\урок изо музыки Ноктюрн\на урок\nokturn.png

Тема урока «Ноктюрн в музыке и живописи»

Сегодня мы будем изображать ноктюрн. Что вы знаете о ноктюрне? (ответы детей).

Мы сейчас сразу можем начать работать? (Нет) Почему? (Мы не знаем,  что это и как его изображать)

Это и будет целью нашего урока: узнать об этом направлении в искусстве.

IV. Новый материал (работа в группах) (3 мин)

Предлагаю поработать с текстом и найти ответ на вопрос  в карточке.

3 группа  Что такое ноктюрн в живописи?

 от французского nocturne — ночной, музыкальные термины использовали, чтобы подчеркнуть «певучесть» линий,  «мечтательное, задумчивое настроение композиций

Жанр «ночных сцен» - это  картины, персонажи которых освещены скрытым источником света либо горящей свечой, отбрасывающей причудливые тени.

Художники  добиваются глубины тона и различных светотеневых эффектов в изображении фигур в полутёмных интерьерах при скрытом источнике света и в ночных пейзажах.

4  группа  Кто работал в этом жанре? Что изображено в ноктюрне?

К теме ночи обращались многие художники. Большинство лишь эпизодически, а некоторые избирали ночь главной темой творчества.

Позже художники  поняли, что ночь дает возможность играть с множеством переходных тонов и наделять картину ореолом тайны, мистики и романтики независимо от сюжета. 

Изображено в ноктюрне: панорамные пейзажи это  лесные, зимние и городские виды; «сцены при лунном свете» и даже «ночные пожары».

Архип Куинджи C:\Users\User\Desktop\inv_10344_1.jpg

Константин КоровинC:\Users\User\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\slide-2.jpg

Михаил Врубель C:\Users\User\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\vrybel_1.jpg

Как явление в живописи рубежа XIX-XX веков ноктюрн традиционно ассоциируется с «ночными» картинами Константина Коровина, Наряду с ноктюрнами Коровина особым явлением в русской живописи стали произведения с ночным освещением другого представителя - Михаила Врубеля. Оба создавали произведения, проникнутые ощущением таинственности ночи

К.А. КОРОВИН. «Я ехал к Вам...». 1921К.А. КОРОВИН. «Я ехал к Вам...».

К.А. КОРОВИН. Зимние сумерки. 1916К.А. КОРОВИН. Зимние сумерки.

М.А. ВРУБЕЛЬ. Царевна-Лебедь. 1900М.А. ВРУБЕЛЬ. Царевна-Лебедь.

М.А. ВРУБЕЛЬ. Сирень. 1901М.А. ВРУБЕЛЬ. Сирень.

1 группа Что такое ноктюрн в музыке? В чем особенность ноктюрна?

 В переводе с латыни означает «ночной».

Это музыка тишины, спокойствия, тонких чувств и ощущений, умиротворения или грусти.

Жанр ноктюрна развился в начале 19-го века, но возник еще в Средние века в Европе как музыка для католической службы.

Духовные корни этого жанра определили особенность ноктюрна — его лиричность, нежность, мечтательность, поэтичность.

Исполнялись первые ноктюрны в церкви в период заутрени, то есть между полуночью и утренней мессой. Играли его камерно в публичных садах и парках для увеселения публики в ночное время.

2   группа В творчестве какого композитора произошло распространение жанра ноктюрн?

Какое произведение является вершиной творчества Александра Бородина?

В России распространение жанра ноктюрн произошло в творчестве  А. П. Бородина. C:\Users\User\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\slide-7.jpg

Квартеты Александра Порфирьевича Бородина выделяются не только своей удивительной красотой.

Второй квартет - совершенное произведение. Каждая из его четырех частей, составляя единое целое, является одновременно маленьким инструментальным шедевром.

Третья часть - Ноктюрн - одна из вершин творчества Александра Бородина. Эта вдохновенная музыка пронизана страстным и трепетным чувством.

Учитель музыки

 Предлагаю поделиться информацией о ноктюрне в музыке

Выступление 1 и 2 групп (2 мин) Представляют кластер

Александр Порфирьевич Бородин был замечательным композитором и талантливым  ученым химиком. Он прославил как русскую музыку, так русскую науку. Жемчужиной русской камерной классики 19 века по праву считается
Квартет № 2 Александра Порфирьевича Бородина, который композитор посвятил своей жене – прекрасной пианистке Екатерине Сергеевне Бородиной.(Когда в разлуке очень скучал без нее)

  Вспомните, что такое квартет?

-  Квартет — музыкальное произведение, в исполнении  четырёх музыкантов-исполнителей.   Чаще всего композиторы  пишут струнные  квартеты. 

-Квартет  относится к камерной музыке.  (Камерная музыка – музыка, предназначенная для небольшого числа слушателей и исполнителей).

Квартет №2 Бородина – произведение программное, т.е. в его основе лежит определенная программа.

Чаще всего квартеты имеют четыре части:

1-я часть – нет названия, но есть обозначение темпа;

2-я часть – скерцо (шутка);

3-я часть – ноктюрн;

4-я часть – финал.

V.  Прослушивание с анализом (2-3 мин)

Послушайте Ноктюрн и проследите за развитием чувств и эмоциональных состояний в этой музыке. Обратите внимание, как естественно тема переходит от одного инструмента квартета к другому.

Слушание Ноктюрн из Квартета №2 А. Бородин

Размышления:

В этой музыке сплетение голосов струнных инструментов напоминает разговор, беседу. Эта беседа-согласие или беседа-спор? Какова эта беседа – доброжелательная, спокойная, уравновешенная или напряженная, с накалом чувств, эмоций, нервозная?

Вначале медленно плывет мелодия, полная какой-то особой ночной красоты. В этой мелодии и тихая задумчивость, и страстность и ночная глубина, и волнующий ночной покой. Замер, как бы растворился в ночи голос виолончели, и та же мелодия родилась в высоком, звенящем голосе скрипок. Снова и снова она повторяется. Меняется только ее настроение: то спокойное, то взволнованное, почти тревожное.

Это как игра света и тени, когда облака, бегущие по ночному небу, то скрывают луну, и тогда все погружается во мрак, то проплывают мимо, и снова серебристый холодный свет мерцает на листьях деревьев, на дорожках ночного сада.

Подберите слова, наиболее точно передающие образ этой музыки: 

тишина

 покой

 напряжение

восторг

торжество нежность порыв томление  трепетность

Вывод учителя музыки 

Третья часть - Ноктюрн - одна из вершин творчества Бородина. Эта вдохновенная музыка пронизана страстным и трепетным чувством .

В  музыке этой части все  лишнее исчезает, растворяется, и остается только  тонкая паутинка мелодий.

Мотивация : А в жизни мы можем послушать такую музыку?  В какие моменты жизни вы бы хотели послушать ноктюрн?

Учитель ИЗО

Выступление 3 и 4 групп (2 мин) Представляют кластер

 VI.  Просмотр картин А. Куинджи с анализом (2-3 мин)

 Рассмотрите репродукции  ночных пейзажей

– В каком состоянии природа? (Спокойная, тихая,  теплая.)

- Что изображено в картине? (одинокие фигуры, пейзажи

- Какими средствами художник передает состояние ночного пейзажа?

(цветом, изображением отдельных предметов, уходящего вдаль пейзажа, отсутствие движения)

Вывод учителя изо  Рождением ноктюрна  мы обязаны эпохе романтизма конца XVIII - начала XIX века, когда художники, обращаясь к теме ночи, затрагивали в своих произведениях проблемы душевных переживаний, мистических настроений, касались тайн мироздания. То есть к ноктюрну стали относить не любые композиции с ночным освещением, а лишь те, в

которых художник выразил определенное настроение или состояние души через философское осмысление природы.

VII. Закрепление (1мин)

Учитель музыки

Какое музыкальное произведение услышали?

Квартет № 2 А. Бородина «Третья часть – Ноктюрн»

- созвучны ли пейзажи  А. Куинджи и ноктюрн А. Бородина? 

VIII. Практическая работа детей. (3 мин)

–Напишите анализ этой музыки по плану на карточке (карточку подписать и сдать)

  1. Название (этюд, соната ,ноктюрн)
  2. Композитор (П. Чайковский, А. Бородин, М. Глинка)
  3. Исполнитель (оркестр, хор, камерный ансамбль)
  4. Лад (мажор, минор)
  5. Динамика (тихо звучит музыка, громко звучит музыка,          не очень тихо и не очень громко, очень тихо и очень громко звучит музыка)
  6. Темп (медленный, спокойный, умеренный, быстрый, стремительный)
  7. Характер (героический, лирический, драматический) 
  8. Настроение (мрачное, печальное, грустное, нежное, мечтательное, светлое) 

 Сверьте свои ответы с образцом:

  1. Название - ноктюрн
  2. Композитор - А. Бородин
  3. Исполнитель - камерный ансамбль
  4. Лад – минор,мажор
  5. Динамика - не очень тихо и не очень громко звучит музыка
  6. Темп - медленный, спокойный
  7. Характер - лирический 
  8. Настроение - грустное, нежное, мечтательное 

IХ. Физминутка.  (1мин) Учитель музыки Релаксация под спокойную музыку, закрыв глаза

Х. Практическая работа детей. (7 мин) Учитель ИЗО.

Сейчас мы будем изображать на тонированой бумаге восковыми мелками под музыку А Бородина ноктюрн. На формате А5 (индивидуально)

Какая палитра наиболее подходит для ноктюрна А Бородина?https://i.pinimg.com/736x/0a/60/93/0a609382f479ac3f4e18051113e73fa1.jpg https://i.pinimg.com/originals/26/6f/ae/266faeef92cbdf162c03d314ab4382fc.jpg https://i.pinimg.com/originals/63/a5/02/63a502185b8328a291ba8303c69702ef.png https://i.pinimg.com/originals/39/53/82/3953820e1c7fab18c74cc7c27243545b.pnghttps://i.pinimg.com/originals/36/89/8f/36898f14585860d01bbcc9d51be8c12b.jpghttps://i.pinimg.com/originals/e2/dc/b1/e2dcb1932c689fac52c2f127cc1d14be.jpghttps://i.pinimg.com/736x/77/57/b7/7757b7b26f595141d994e1b43e741e19.jpgC:\Users\User\Desktop\2ed0221d19e79f291c2b30c303c20e9a.png

ХI Выступление групп по защите композиций (3мин)

 Выберете в группе наиболее понравившуюся работу, представьте ее классу.

(Чем понравилась работа? что нарисовали, какую музыку иллюстрировали, какие выразительные средства применили?)

ХII Рефлексия (1 мин)Учитель изо Самооценка

Оцените свою работу на уроке, кто считает, что все получилось - поднимите руки вверх

ХIII. Итог урока. (1мин)

Учитель изо Чему учились на уроке.

(Учились слушать и понимать музыку и изображать услышанное на бумаге)

Учитель музыки

Мы говорили о содружестве живописи и музыки. О том, что живопись полна музыкальных звуков, а музыка – красок и образов.

Учитель  изо И не только говорили, но и пытались найти это сочетание в своих работах. И нам это удалось. Посмотрите еще раз на работы, которые получились.

Можем сказать, что мы с вами  «увидели» музыку и  «услышали» живопись?

ХIV. Домашнее задание  Учитель изо

Найти ноктюрн разных авторов в музыке и живописи


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Бинарный урок изобразительного искусства и математики «Пропорции человеческого тела»

Изучение математики должно быть связано с практическим применением математических знаний, полученных учащимися, с различными областями деятельности. Данный урок позволяет показать применение математич...

урок изобразительного искусства в 6 классе "Цвет-основа живописи"

нетрадиционная форма проведения урока учителем изобразительного искусства Михайлюковой С.А. и школьного  психолога Швыревой Е.В....

Разработка урока по изобразительному искусству на тему "Портрет в живописи"

Разработка урока по изобразительному искусству на тему "Портрет в живописи"  6 класс по сингапурской методике...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА урока изобразительного искусства «Цвет в живописи»

Урок закрепления знаний по теме "Цветоведение" для 6 класса по програме Б.М.НеменскогоСодержит тестовое задание для проверки знаний по теме и творческое задание - изображения бабочек в холод...

ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА В МОНУМЕНТАЛЬНОМ ИСКУССТВЕ И В ЖИВОПИСИ. Разработка урока изобразительного искусства в 7 классе

Цели урока:- создать условия для формирования у учащихся представлений о роли монументального искусства в создании исторической памяти народа и в народном самосознании;- способствовать развитию у учащ...