«Развитие талантов обучающихся в урочной и внеурочной деятельности»
статья по музыке (5, 6, 7, 8 класс)

Прокопенко Лариса Борисовна

Основной целью современной школы является создание условий для выявления и развития способностей каждого ребенка, формирования личности, имеющей прочные базовые знания и способной адаптироваться к условиям современной жизни. Особое место в работе школы и каждого учителя отводится программе «Одаренные дети», которая направлена на выявление и  создании такой образовательной среды, которая обеспечивала бы возможность развития и проявления творческой активности как одаренных детей и детей с повышенной готовностью к обучению, так и детей с нераскрытыми  талантами.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

«Развитие талантов обучающихся в урочной и внеурочной деятельности»

«Разуму всё время нужно работать, и тогда с каждым днём перед ним открываются всё более широкие горизонты»

Демокрит

Душа обязана трудиться

И день и ночь, и день и ночь!

Н.Заболоцкий

Основной целью современной школы является создание условий для выявления и развития способностей каждого ребенка, формирования личности, имеющей прочные базовые знания и способной адаптироваться к условиям современной жизни. Особое место в работе школы и каждого учителя отводится программе «Одаренные дети», которая направлена на выявление и  создании такой образовательной среды, которая обеспечивала бы возможность развития и проявления творческой активности как одаренных детей и детей с повышенной готовностью к обучению, так и детей с нераскрытыми  талантами.

Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

При реализации новых ФГОС включение учащихся (в т. ч. и младший школьный возраст) в учебно-исследовательскую, проектную деятельность рассматривается как обязательное требование, данная деятельность способствует развитию интереса, расширению и актуализации знаний по предметам школьной программы, развитию представлений о межпредметных связях.

Природа  всех детей одарила  талантами и способностями, но зачастую они не знают этого.  Задача школы и педагога помочь раскрыться ребенку, узнать о своем даре  и помочь развить эти таланты с помощью определенной системы работы учебного заведения, и что важно, вместе с родителями учащегося.

Цель  учителя -  выявить одарённых детей в разной сфере творческой деятельности:

  • обобщить музыкальные и художественные впечатления, знания, опыт школьников, которые они приобрели на уроках изобразительного искусства, музыки, технологии
  • формировать умение самостоятельной работы в познании мира и с различными источниками информации
  • развивать  ассоциативно-образное мышление и творческие способности  на основе импровизации- художественной. музыкальной
  • умение работать в группе, распределять роли, выбирать посильную для себя задачу, проявлять индивидуальность
  • исследовать законы системы МИРР - методов интеллектуального развития ребенка

Почему проектная работа так важна как для учителя, так и для учащихся? Проекты позволяют  детям сделать открытие, дарят радость познания и совместного творчества, формируют устойчивые навыки. Обладая широким диапазоном возможностей, они играют очень важную роль в формировании духовно-нравственного потенциала, воспитывают культуру поведения, милосердие и гуманность, развивают творческие способности детей.

   Для привлечения учащихся к проектно-исследовательской деятельности, приобретения ими опыта публичных выступлений, повышения мотивации к самоопределению и творчеству в школе ежегодно проводятся научно-практические конференции учебно-исследовательских работ. Их представляют  победители отборочного этапа по кафедрам: химии, физики, математики, физики, иностранным языкам, литературе и искусству (музыке, технологии, изобразительному искусству, МХК), поэтому тематика выступлений различна. Конференция  дает возможность одарённым учащимся выбрать подходящие формы и виды творческой деятельности, что что позволяет им выйти на максимально возможный уровень формирования интеллектуальных способностей.  

В программе по музыке для 5-7 классов авторы предлагают тематику творческих проектов.

Есть темы, предоставляющие возможность выявления индивидуального творческого восприятия обучающихся: «Музыка в кин….

«Авторская песня», «Портрет в музыке»

Сформулируем схему проекта: проект – это «пять П» (Проблема(тема) – Проектирование (планирование) – Поиск информации – Продукт проекта – Презентация (представление проекта). Шестое «П» проекта – это Портфолио проекта, то есть рабочая папка, в которой собраны все материалы, в результате создания проекта, в том числе черновики, карты планирования (ментальные карты), отчеты, информация из разных источников  и др.

  Учителя, работающие с одаренными детьми,  разрабатывают различные виды проектов (творческие, информационные, практико-ориентированные, исследовательские). Темы проектов близки интересам школьников, актуальны и связаны с их жизненным опытом. При этом обязательно учитываются  психологические и возрастные особенности учащихся. Учащиеся выполняют как краткосрочные проекты, так и долгосрочные, моно- и межпредметные проекты.

Исследовательские проекты. Такие проекты требуют  хорошо продуманной структуры, обозначенных целей, актуальности предмета исследования для всех участников, социальной значимости, соответствующих методов, в том числе экспериментальных и опытных работ, методов обработки результатов. Эти проекты полностью подчинены логике исследования и имеют структуру, приближенную или полностью  совпадающую с подлинным научным исследованием.

        Творческие проекты. Проект всегда требует творческого подхода и в этом смысле любой проект можно назвать творческим. Если рассматривать сам тип проекта, то предполагается соответствующее оформление результатов. Творческие проекты, как правило, не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности учеников, в начале она только намечается и далее развивается, подчиняясь жанру конечного результата. Таким результатом могут быть: совместная газета, сочинение, видео фильм, спектакль, игра, праздник, экспедиция и т.п.        

Ролевые, игровые. В таких проектах структура только намечается и остается открытой до завершения работы. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения, осложняемые придуманными участниками ситуациями. Результаты этих проектов либо намечаются в начале их выполнения, либо вырисовываются  лишь в самом конце. Степень творчества здесь очень высокая, но доминирующим видом деятельности все – таки является ролевая игра, где учащиеся берут на себя роли: корреспондентов газет, эколога, демографа, врача, этнографа, простых жителей.

         Ознакомительно – ориентировочные (информационные). Этот тип проектов изначально направлен на сбор  информации о каком – то объекте, явлении; предполагается ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. Такие проекты так же как и исследовательские, требуют хорошо продуманной структуры, возможности систематической коррекции по ходу работы.

Практико – ориентированные (прикладные). Это  проекты отличаются четко-обозначенным результатом деятельности, который ориентирован на социальные интересы самих участников. Такой проект  требует тщательно продуманной структуры, даже сценария всей деятельности его участников с определением функций каждого из них, четких выводов, т.е. оформления результатов проектной деятельности, и участия каждого в оформлении конечного продукта. Здесь особенно важна хорошая организация координационной работы в плане поэтапных обсуждений, корректировки совместных и индивидуальных усилий, в организации презентации полученных результатов и возможных способов их внедрения в практику, а также  систематической  внешней оценки проекта.

          По признаку «предметно – содержательная область» можно выделить  следующие два типа проектов:

          Монопроекты. Как правило, такие проекты проводятся в рамках одного предмета. При этом выбираются наиболее сложные разделы или темы. Часто работа над такими проектами имеет свое продолжение в  виде индивидуальных или групповых проектов во внеурочное время.

         Межпредметные. Такие проекты, как правило, выполняются во внеурочное время. Это – либо небольшие проекты, затрагивающие 2 – 3 предмета, либо достаточно объемные, продолжительные, общешкольные, планирующие решить ту или иную достаточно сложную проблему, значимую для всех участников проекта. Такие проекты требуют очень квалифицированной координации со стороны специалистов, слаженной работы многих творческих групп, имеющих четко определенные исследовательские знания, хорошо проработанные формы промежуточных и итоговых презентаций.

   Использование ИКТ в проектно-исследовательской деятельности целесообразно на всех этапах работы учащихся над проектами. При поиске информации учащиеся могут обращаться к глобальной сети Интернет, онлайн - энциклопедиям и т.д. Это позволяет им не только самостоятельно работать с информацией, полученной из различных источников, но и грамотно использовать эти источники для создания реферата, проекта, доклада, сообщения.

   Использование информационно-коммуникационных технологий помогает  создавать графические объекты (диаграммы, графики, схемы), использовать электронные таблицы, создавать буклеты, информационные бюллетени, что делает работу над проектом или исследовательской работой интересной и увлекательной.

   Для защиты своей работы учащиеся чаще всего выбирают  мультемидийную презентацию ((POWER POINT) или фильм в программе MOVIE MAKER/

Применение ИКТ помогает нашим учащимся формировать информационные компетенции и основы информационной культуры умение ориентироваться в современном информационном пространстве, искать информацию, отбирать нужную и важную, критически оценивать ресурсы Интернета, общаться с помощью современных видов связи.

Это означает, что изменение организационных форм и методов обучения в данном случае основано на формировании главного умения - самостоятельно извлекать знания, а также на развитии критического мышления у учащихся.

Занимаясь проектной деятельностью, одаренные дети развивают самостоятельное мышление, умение добывать информацию, прогнозировать, принимать нестандартные ситуации, воспитанники получают ценный опыт творческой, поисковой деятельности по решению новых проблем, возникающих перед ними. Это требует от них самостоятельного использования ранее усвоенных знаний и умений в новых ситуациях, формирования новых способов деятельности на основе уже известных.

Даже неудачно выполненные проекты способствуют развитию профессионализма. Понимание ошибок создает мотивацию к повторной деятельности, побуждает к самообразованию.

Проектная деятельность актуальна и очень эффективна в работе с детьми. Она даёт школьнику и учителю возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование духовно-нравственных ценностей обучающихся в урочной и внеурочной деятельности

В статье описывается опыт работы по реализации программы духовно-нравственного развития учащихся школы....

Формирование научно-исследовательских умений у обучающихся через урочную и внеурочную деятельность

Доклад в рамках работы окружного семинара руководящих и педагогических работников «Модернизация системы образования города  Нефтеюганска в условиях реализации Стратегии социально – экономического...

«Проектирование личностного и духовно – нравственного развития обучающихся в урочной и внеурочной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС»

В современной России наметился переход к укреплению государственности, возрождению культурно - исторических и гражданско-патриотических традиций и устойчивому развитию общества. В этих условиях особую...

Доклад "Развитие речи обучающихся через урочную и внеурочную деятельность"

Проблема эффективной речи особенно важна сегодня, когда растёт значение правильного, убедительного слова. Современная  школа  должна подготовить человека думающего и чувствующего, ...

Краеведение как направление поисковой и исследовательской работы обучающихся в урочной и внеурочной деятельности/ Методические рекомендации (для участия, организации и проведения поисковой и исследовательской работы обучающихся)

Целью данных методических рекомендаций является организация исследовательской работы обучающихся в области краеведения в урочной и внеурочной деятельности.Для этого необходимо решить следующие задачи:...

Развитие творческих способностей обучающихся через урочную и внеурочную деятельность в условиях реализации ФГОС ООО

laquo; Учение не должно сводиться к беспрерывному накоплению знаний. к тренировке памяти … хочется . Чтобы дети были путешественниками, открывателями и творцами в этом мире» В.А. Сухомли...