Формирование духовно-нравственных ценностей обучающихся в урочной и внеурочной деятельности
статья на тему
В статье описывается опыт работы по реализации программы духовно-нравственного развития учащихся школы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystup_kgd.docx | 18.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Формирование духовно-нравственных ценностей обучающихся в урочной и внеурочной деятельности».
«Истинная мудрость состоит не в усвоении знаний, а в правильном применении их во благо».
А.Ф.Романова - последняя русская императрица.
Школа в деревне сегодня - это не просто образовательное учреждение. Педагогический коллектив, а также многие живущие люди, работающие в селе, прекрасно понимают: есть хорошая школа - будет хорошее село, что от судьбы школы зависит судьба всей деревни. Поэтому ставится очень важная задача: превратить школу в духовно-нравственный центр окружающего социального пространства, способствовать сохранению культуры и местных народных традиций. И при этом дать обучающимся полноценное образование, которое сделает наших выпускников конкурентоспособными при поступлении в ВУЗы.
В настоящее время школа все острее сталкивается с негативным влиянием социума. Вызывает тревогу падение физического и социально-нравственного здоровья детей. Для решения этих проблем в школе разработали программу духовно-нравственного воспитания на основе местных народных традиций. В процессе реализации программы образовался коллектив единомышленников, который включает родителей, жителей нашего села, местные организации, школьников.
Цель программы: воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.
Задачи:
- Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам и
свободам и обязанностям человека. - Воспитание нравственных чувств и этического сознания.
- Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду,
жизни. - Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу
жизни. - Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде.
- Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование
представлений об эстетических идеалах и ценностях.
Основными направления воспитательной работы являются:
- Познавательное.
- Трудовое.
- Гражданско-патриотическое.
- Экологическое.
- Эстетическое.
- Спортивно-оздоровительное.
На уроках реализуется триединая дидактическая цель. А формами внеурочной работы являются: классные часы, беседы, экскурсии, олимпиады, соревнования, акции, конкурсы, семейные праздники, общественно-полезные практические занятия, туристические и краеведческие походы, научно-практические конференции.
Классные руководители, создавая условия для саморазвития и самореализации личности ученика, изучают индивидуальные способности, интересы, наклонности, условия, в которых живет и развивается ребенок. Изучается это посредством различных диагностик (здоровья, читательского интереса, уровня воспитанности и т.д.). Работая в плане самореализации личности ученика учитель использует метод
создания ситуации успеха, оказывает педагогическую поддержку детям,
оказавшимся в трудной жизненной ситуации, определяет поручение и вид
деятельности, где бы ребенок мог максимально реализовать свои способности (если не в учебной, то в трудовой, спортивной или творческой деятельности).
Одна из задач программы ориентировать семью на духовно-нравственное воспитание детей, возродить традиции семейного воспитания. Поэтому в программу были включены мероприятия соответствующего содержания.
Благодаря системной реализации программы духовно-нравственного развития учащиеся школы неизменно добиваются положительных результатов, участвуя в различных мероприятиях района и области. Таких как:
- «Песни военных лет в рисунках» - Ниясова З.Р. (9 кл.) завоевала 2 место
в районе. - в рамках конкурса юных зоологов «День защиты животных» команда
школы завоевала 1 место, - участвуя в районной краеведческой конференции «Летопись сибирских
деревень» Кучукова В.Ф. (10 кл.) стала лауреатом, - в конкурсе «Моя малая Родина» в номинации «Традиционная культура»
свидетельства получили Кучукова В.Ф., Сайтбагина К.Р., Ильясова Р.Д. -
руководитель Галеева Н.Ф., в номинации «Природа и человек»
Рамазанова P.P. - руководитель Кучукова Г.Д., в номинации «Малый
уголок Великой Росии» Кучукова В.Ф. заняла 2 место - руководитель
Кучукова Г.Д. - за активное участие в районном конкурсе «Красота спасет мир» школа
была отмечена благодарственным письмом,
- благодарственные письма получили ребята за участие в оборонно-
спортивном турнире «Орлята России», а также за участие школьников в
соревнованиях по лыжному туризму, в слете патриотических клубов и
объединений «За нами будущее России».
Благодаря активной пропаганде историко-культурных традиций продолжается активная работа в школьном музее. Были собраны и систематизированы материалы по Великой Отечественной войне. На данной основе была создана «Книга Памяти».
За участие в 22 туристическом слете школьников «Золотая осень» (3 место), «Я - гражданин России» (1 место), в акции «Мы за ЗОЖ» место в номинации «Социальный ролик» путевками в оздоровительные лагеря были награждены:
- Мамадуллина Мариэтта - лагерь «Березка» - смена волонтеров,
- Аптрахимова Марина, Гайнуллина Роксана, Гизатулина Юлия,
Сайтбагин Эдгар, Рычапов Айрат - лагерь «Березка» - смена лидеров,
- Манашов Риан -ВДЦ «Океан» - смена «Сильные люди».
Таким образом, системная работа по реализации программы духовно-нравственного развития способствует созданию условий для всестороннего развития личности учащегося - человека, обладающего духовным богатством, готового к самоопределению, способного к творчеству и созиданию, а также к адаптации к различным условиям жизни.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Формирование гражданско-правовой культуры школьников в урочной и внеурочной деятельности»
материалы методической разработки...
Формирование научно-исследовательских умений у обучающихся через урочную и внеурочную деятельность
Доклад в рамках работы окружного семинара руководящих и педагогических работников «Модернизация системы образования города Нефтеюганска в условиях реализации Стратегии социально – экономического...
«Проектирование личностного и духовно – нравственного развития обучающихся в урочной и внеурочной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС»
В современной России наметился переход к укреплению государственности, возрождению культурно - исторических и гражданско-патриотических традиций и устойчивому развитию общества. В этих условиях особую...
Представление собственного инновационного педагогического опыта «Искусствотерапевтическая деятельность учителя как средство формирования духовно нравственной культуры личности обучающегося»
Представление собственного инновационного педагогического опыта учителя музыкиМОУ «Большеелховская средняя общеобразовательная школа»Лямбирского муниципального района Республики Мордо...
Краеведение как направление поисковой и исследовательской работы обучающихся в урочной и внеурочной деятельности/ Методические рекомендации (для участия, организации и проведения поисковой и исследовательской работы обучающихся)
Целью данных методических рекомендаций является организация исследовательской работы обучающихся в области краеведения в урочной и внеурочной деятельности.Для этого необходимо решить следующие задачи:...
Формирование математической грамотности обучающихся в урочной и внеурочной деятельности
Практико-ориентированный семинар "Формирование математической грамотности обучающихся в урочной и внеурочной деятельности"...
Формирование двигательных навыков и воспитание физических качеств обучающихся в урочной и внеурочной деятельности.
Формирование двигательных навыков и воспитание физических качеств обучающихся в урочной и внеурочной деятельности....