Формирование научно-исследовательских умений у обучающихся через урочную и внеурочную деятельность
проект на тему
Доклад в рамках работы окружного семинара руководящих и педагогических работников «Модернизация системы образования города Нефтеюганска в условиях реализации Стратегии социально – экономического развития ХМАО - Югры» (2012)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_avgust_2012_kozachok.docx | 43.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Козачок Наталья Петровна
Формирование научно-исследовательских умений у обучающихся через урочную и внеурочную деятельность
(в рамках работы окружного семинара руководящих и педагогических работников «Модернизация системы образования города Нефтеюганска в условиях реализации Стратегии социально – экономического развития ХМАО - Югры» (2012).
Автор:
Козачок Наталья Петровна,
учитель биологии МБОУ «СОШ № 5»
Актуальность исследовательской деятельности продиктована потребностью нашего времени, когда формирование активной личности, осознанно входящей в систему личностных и общественных отношений является необходимым условием.
В программе школьного курса по общей биологии, составленной на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, предусмотрены часы на проведение практических и лабораторных занятий. Для повышения образовательного уровня и получения навыков по практическому использованию полученных знаний программой предусматривается выполнение ряда лабораторных работ. На основе полученных теоретических знаний и практических умений, учащиеся могут использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности для грамотного оформления результатов биологического исследования, но на самом деле речь на идет об использовании в учебной деятельности ЗУНовского подхода и его результатах, тем более, что процентное соотношение теоретической и практическойчасти биологии неравноценно: и теория имеет значительный перевес. Недостаточноеколичество часов на практические и лабораторные занятия сказывается на уровне подготовке выпускников. Анализ работы показал, что старшеклассники не умеют:
-выбрать тему,объект исследования, определить актуальность,цель,задачи
- провести исследование,обработать материалы и оформить научный отчет
А современная школа заинтересована в ученике, который
― умеет думать самостоятельно (т.е. применяет полученные знания для решения проблемы)
― обладает практическим и творческим мышлением (анализ, выдвижении гипотезы , обобщение, классификация.)
― обладает словарным запасом,
― умеет работать с научной литературой,
― умеет проводить исследование.
Для этого нужно создать необходимые условия, при которых теория и практика в биологии интегрируются в единое целое.
Моя задача как учителя заключается в том, чтобы развивать исследовательские компетентности учащихся посредством освоения ими методов научного познания и умений учебно-исследовательской и проектной деятельности.
Формирование компетентностей состоит из двух блоков: урочной и внеурочной
Урочная деятельность
Внеурочная деятельность
Урочная деятельность (как строится работа)
Работа строится по трем основным линиям: знаниевая, линия проектно-исследовательская, коммуникативная. В основе проектно-исследовательской линии лежат экспериментальные умения, которые складываются из интеллектуальных и практических умений.
Урочная деятельность
Формирование и развитие навыков познавательной деятельности обучающихся через:
учебно – исследовательскую деятельность;
проектную деятельность;
самостоятельную деятельность обучающихся.
Лабораторный практикум
объяснять связь между строением и функциями систем и организмов;
объяснять влияние физического труда и спорта на организм;
соблюдать режим труда и отдыха, правила рационального питания;
соблюдать правила гигиены;
пользоваться микроскопом, проводить самонаблюдения;
постановка и проведение наблюдений, опытов и исследований
Практические работы
оказание первой медицинской помощи;
выявление причин нарушения осанки и плоскостопия;
выявление общих закономерностей, доказывающих проявление и действие биологических законов;
проведение фенологических наблюдений;
выявление общих закономерностей размножения, роста и развития организмов.
Внеурочная деятельность
(На схеме)
Учитывая это обстоятельство, я реализую практический курс биологии во внеурочное время, которая включает в себя работу в рамках элективных курсах «Клетки и ткани», «Основы гигиены и санитарии», «Основы микробиологии», «Проекто-исследовательская деятельность» итогом изучения курсов являются написания реферативной работы, выполнение информационного, творческого и исследовательского проекта и вторым направление внеурочной деятельности по формированию исследовательских компетентностей является работа образовательной лаборатории по биологии. Под образовательной лабораторией я понимаю процесс организации совместной деятельности старшеклассника, учителя и научного руководителя, роль которого выполняют преподаватели Сургутского государственного университета.
Общий результат деятельности:
- Формирование навыков работы с научной литературой.
- Развитие познавательной активности, интеллектуальных и творческих способностей.
- Приобретение опыта сотрудничества с различными организациями.
- Формирование четкого научного языка, продуманной аргументации и культуры формирования рассуждения.
- Развитие способностей к выбору объекта исследования, постановке эксперимента, подготовке научного доклада.
Примером данной методики является работа над научно-исследовательским проектом по теме «Фитоценотическая характеристика пришкольной растительности» длилась 3 года. Толчком к данному исследованию послужил интерес учащихся к видовому разнообразию растений, произрастающих вблизи школы. Результат этой работы - заполнение стандартного бланка ботанического описания растений с рекомендациями по улучшению экологической обстановки. Вопросы экологии получили свое продолжение в исследовательской работе «Определение степени деградации пришкольного фитоценоза по состоянию древесных растений» Деревья - основные поставщики кислорода в атмосферу,мощная преграда на пути пыли и микробам. Именно деревья создают особый микроклимат в фитоценозе. Вопросы экологии тесно связаны со здоровьем, а здоровье с рациональным питанием. Так мы вышли на тему исследования «Здоровье и питание школьников». В ходе работы оценили качество здоровья школьников и особенности их питания. Результатом работы являются составленные нами рекомендации по сохранению и укреплению здоровья и основам рационального питания.
В естественных условиях различных типов растительности на живом материале учащиеся получают наглядное представление о видовом разнообразии растений, убеждаются в сложнейших взаимосвязях компонентов природной среды и способах адаптации растений и условиями существования.
Про кариес
Результативность проекта
Исходя из поставленной цели и возрастных возможностей учащихся, я выделила следующие критерии оценки результативности проектаобучающихся:
- правильность и осознанность изложения содержания,
- полноту раскрытия понятий,
- точность употребления научных терминов;
- степень сформированности интеллектуальных и общеучебных умений;
- самостоятельность ответа;
- речевую грамотность и логическую последовательность ответа
Для подтверждения эффективности работы по формированию элементарных научно исследовательских умений и навыков учащихся, мною были определены критерии уровня сформированности практических умений учащихся: ставить опыты, проводить наблюдения и навыков исследования.
Критерии сформированности уменияпостановки опыта:
- правильность определения цели опыта;
- самостоятельность, подбора оборудования и объектов;
- последовательность в выполнении работы по закладке опыта;
- логичность и грамотность: в описании наблюдений, в формулировке выводов из опыта
Критерии сформированности умения проводить наблюдения:
- правильность проведения наблюдений по заданию;
- умение выделять существенные признаки у наблюдаемого объекта (процесса);
- логичность и научную грамотность в оформлении результатов наблюдений и в выводах.
Критерии сформированности навыков исследования
- Ученик предлагает тему или область исследования
- Ученик сам предлагает тему исследования, ставит цели, задачи, намечает пути решения.
- ученик сам предлагает тему исследования, определяет цели и задачи, намечает пути решение и делает выводы, определяет направление дальнейшего исследования.
Диагностика осуществляется два раза в год (практических умений) и один раз в год (исследовательских умений). Результаты сформированности данных умений у учащихся имеют положительную динамику.
Практические умения
Класс | 2010-2011 | 2011-2012 | ||||||
«5» | «4» | «3» | «2» | «5» | «4» | «3» | «2» | |
10 | 2% | 5% | 78% | 15% | 10% | 25% | 60% | 5% |
11 | 10% | 17% | 68% | 5% | 17% | 24% | 54% | 5% |
Исследовательские навыки
Класс | 2010-2011 | 2011-2012 | ||||
10 | I | II | III | I | II | III |
24% | 72% | 4% | 18% | 68% | 16% | |
11 | 20% | 75% | 5% | 15% | 71% | 14% |
Выпускник научится:
• планировать и выполнять учебное исследование и учебный проект, используя оборудование, модели, методы и приёмы, адекватные исследуемой проблеме;
• выбирать и использовать методы, релевантные рассматриваемой проблеме;
• распознавать и ставить вопросы, ответы на которые могут быть получены путём научного исследования, отбирать адекватные методы исследования, формулировать вытекающие из исследования выводы;
• использовать такие математические методы и приёмы, как абстракция и идеализация, доказательство, доказательство от противного, доказательство по аналогии, опровержение, контрпример, индуктивные и дедуктивные рассуждения, построение и исполнение алгоритма;
• использовать такие естественно-научные методы и приёмы, как наблюдение, постановка проблемы, выдвижение «хорошей гипотезы», эксперимент, моделирование, использование математических моделей, теоретическое обоснование, установление границ применимости модели/теории;
• использовать некоторые методы получения знаний, характерные для социальных и исторических наук: постановка проблемы, опросы, описание, сравнительное историческое описание, объяснение, использование статистических данных, интерпретация фактов;
• ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать языковые средства, адекватные обсуждаемой проблеме;
• отличать факты от суждений, мнений и оценок, критически относиться к суждениям, мнениям, оценкам, реконструировать их основания;
• видеть и комментировать связь научного знания и ценностных установок, моральных суждений при получении, распространении и применении научного знания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Формирование читательской компетенции через урочную и внеурочную деятельность
В данной статье поднята проблема развития и поддержки общественного интереса к чтению и книге, поддержания престижа чтения в сознании обучающихся, воспитания культуры чтения, во...
Пути формирования иноязычных умений и навыков в урочной и внеурочной деятельности
Как сохранить и упрочить желание ребёнка заниматься иностранным языком? Только ли урочная форма? А совместная работа учителей иностранного языка и педагогов Детской Школы Искусств? Мы используем всё э...
Система работы МКОУ С(К) ОШИ VIII вида п.Светлополянск по формированию навыков безопасного поведения на улицах и дорогах через урочную и внеурочную деятельность
Данный материал отображает каким образом можно организовать работу по ПДД в урочной и внеурочной деятельности...
Статья "Формирование общих компетенций обучающихся через урочную и внеурочную, внеаудиторную самостоятельную работу" (http://www.prodlenka.org).
Статья "Из опыта работы преподавателя"...
Формирование экологической культуры и экологического сознания школьников 5-11 классов через урочную и внеурочную деятельность
статья по теме: " Формирование экологической культуры и экологического сознания школьников 5-11 классов через урочную и внеурочную деятельность "...
Доклад "Развитие речи обучающихся через урочную и внеурочную деятельность"
Проблема эффективной речи особенно важна сегодня, когда растёт значение правильного, убедительного слова. Современная школа должна подготовить человека думающего и чувствующего, ...
Развитие творческих способностей обучающихся через урочную и внеурочную деятельность в условиях реализации ФГОС ООО
laquo; Учение не должно сводиться к беспрерывному накоплению знаний. к тренировке памяти … хочется . Чтобы дети были путешественниками, открывателями и творцами в этом мире» В.А. Сухомли...