план к уроку музыки 5 кл.на тему:небесное и земное в звуках и красках
план-конспект урока по музыке (5 класс)

план к уроку музыки 5кл:небесное и земное в звуках и красках

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nebesnoe_i_zemnoe_v_zvukah_i_kraskah.docx17.57 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

«Небесное и земное в звуках и красках».

Роль и место данной темы в курсе: данный урок является третьим часом в разделе «Музыка и изобразительное искусство».

Цели и задачи урока: образовательная: показать взаимосвязь изобразительного искусства и музыки через воплощение образа матери в духовном искусстве. Развивающая: развитие аналитико-синтетической деятельности, умение обобщать; развитие интонационно-слухового опыта. Воспитательная: воспитывать интерес, любовь и уважение к духовной культуре через синтез двух искусств – музыки и изобразительного искусства.

Тип урока: Комбинированный.

Этапы урока:

  1. Организационный момент.

-Здравствуйте!

2. Повторение темы прошлого урока.

- Ребята, мы с вами уже знаем, что музыка и живопись живут очень дружно и охотно помогают друг другу. Изобразительное искусство вдохновляет композиторов и музыкантов равно так же, как и музыка будит фантазию художников и скульпторов.

- Вспомните средства художественной выразительности музыки и живописи по плакату-подсказке.

Небесное и земное в звуках и красках.

В искусстве есть великие, вечные темы. Тема материнства от века к веку волновала художников и музыкантов всех народов. Эта тема близка каждому человеку.

Я верю, что женщина-чудо такое,

Какого на Млечном пути не сыскать,

И если «любимая»- слово святое,

То трижды священное - «женщина-мать».

3. Объяснение новой темы.

- О святом и священном мы будем говорить с вами на уроке.

- Сегодня мы выявим, как взаимосвязаны изобразительное искусство и музыка.

- Сравним средства художественной выразительности в музыке и живописи, как они помогают нам понять художественный и музыкальный образ.

- Известный итальянский художник Рафаэль Санти жил и писал свои прекрасные картины более 500 лет назад. Одна из прекрасных картин Рафаэля «Сикстинская мадонна». В основу содержания картины художник положил библейскую легенду, которая прославляла великую силу материнства.В центре как бы парит, едва касаясь ногами облаков, прекрасная женщина с младенцем на руках.

Посмотрите, какими средствами художественной выразительности пользовался художник:

Линии – плавные

Колорит – гармония красок

Ритм – размеренный

Цвет – тёплые, светлые тона

Композиция- стройность, закруглённость линий

- Посмотрите, какой взгляд у матери? (добрый, нежный и в тоже время в нём страдание и тревога за судьбу сына, с которым она идёт к людям).

Имя младенца - Христос, имя его матери - Мария. Перед ними склонились Святая Варвара и Святой Сикст (отсюда и название картины «Сикстинская мадонна»).

- Какую музыку надо было сочинить, чтобы выразить всю силу материнской любви и то чувство очарования ею, которое передаёт нам художник?

- Возможно эту?

Слушание «Аве, Мария».

- Что общего в произведении «Аве, Мария» австрийского композитора Ф.Шуберта и картине итальянского художника Рафаэля Санти?

- Какие музыкальные краски делают произведение Ф.Шуберта возвышенным гимном женской доброте и высокородности?

- Какая группа симфонического оркестра исполняет музыку?

- Какие средства художественной выразительности использовал австрийский композитор Франц Шуберт в произведении?

Презентация.

Как вы считаете картина художника и музыкальное произведение созвучны между собой, гармоничны?

Выберите слова, которые передают ваши чувства, когда вы слушаете музыку, смотрите картины посвящённые Богоматери.

Умиротворение Безмятежность Взволнованность Жестокость Трепетность Торжественность Радость Любовь Злость Нежность Возвышенность

Характер музыкального произведения, распевность мелодии, ровность ритма перекликаются с певучестью, размеренностью, мягкостью плавных линий рисунка, гармонией красок, стройностью композиции в картинах.

Глядя на картины, мы можем слышать в них музыку. Музыка потому и может рисовать разные картины жизни, что у неё есть свои краски. Они не цветные, а особенные, музыкальные: тембровые, динамические, ладовые, регистровые, темповые. И всё же они бывают очень похожи на краски изобразительные. Мы не только видим, но и слышим тёмные густые и светлые прозрачные; яркие и приглушённые; тревожные и спокойные; колючие, жёсткие и мягкие, ласковые тоны. Поэтому, внимательно вглядываясь в картину, мы можем услышать её музыку.

- Ребята, а каким образом мы можем на уроке показать свои чувства к образу матери?

- Ведь не только небесная богоматерь защищает нас от разных бед, ведь земная наша мама всегда с нами рядом, готова помочь и уберечь от разных горестей и бед.

4. Исполнение.

- Мы знаем песню «Моя мама». Чтобы спеть о маме красиво, возвышенно, по небесному мы проговорим чистоговорку «Мама» и распоёмся.

5. Чистоговорка «Мама».

Не жалeла мама мыла.

Мама Милу мылoм мыла.

Мила мыла не любила, мылo Мила уpoнила.

Распевание «МАААААМА»

6. Исполнение песня «Моя мама».

- С какими чувствами мы будем петь о маме? (с нежностью)

Ты меня на рассвете разбудишь,

Трогать волосы ласково будешь,

Как всегда поцелуешь любя,

И улыбка согреет меня.

Когда рядом ты со мной, мне тепло

И спокойно на душе и светло.

В целом мире только мы - ты и я

И пою про это я, мама моя.

Припев

Моя мама - лучшая на свете

Она мне, как солнце в жизни светит.

Мама - самый лучший в мире друг.

Как люблю тепло ее я рук.

Мама, мама, мама моя.

Мама, мама, мама моя.

Ты всегда все поймешь и простишь.

Знаю я, ты ночами не спишь.

Потому, что ты любишь меня.

Потому, что я дочка твоя.

Когда рядом ты со мной, мне тепло

И спокойно на душе и светло.

В целом мире только мы - ты и я

И пою про это я, мама моя.

Припев

5. Обобщение урока.

- Итак, ребята, как вы считаете, музыка и изобразительное искусство взаимосвязаны? (Средства художественной выразительности очень похожи).

Все виды искусства и музыка и изобразительное искусство дополняют друг друга, поэтому через музыкальные и художественные произведения идёт сочетание и художественных и музыкальных средств и образ матери становится более понятным, выразительным, разнообразным.

Итог урока.

Выставление оценок.

- На сегодня урок окончен.

До свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА МУЗЫКИ «ЗВУКИ СКРИПКИ ТАК ДИВНО ЗВУЧАЛИ…»

5 классРаздел «Музыка и Изобразительное искусство»  5.3.5Учебник «Музыка. 5 класс» авторы Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина; ЦЕЛЬ:  формирование образовательных компетенций (ин...

урок музыки 5 класс по теме "Романса трепетные звуки"

На уроке учащиеся познакомятся с жанром романс и его роли во взаимосвязи музыки, литературы, живописи....

Урок музыки по теме "Небесное и земное в звуках и красках" и презентация

К  учебнику 5 класса Г. П. Сергеевой, Е. Д. Критской....

План-конспект урока музыки во 2 классе "Музыка вокруг нас. Как появляется музыка"

Урок создан по программе "Музыка" Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной во 2 классе....

урок музыки 5 класс "Небесное и земное в звуках и красках"

Проект урока музыки в 5 классе 3 четверть по программе Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская. Тема "Небесное и земное в звуках и красках"....

Урок по астронимии на тему Небесные координаты

Используя карту звездного неба научиться определять звезды по их координатам и зная координаты определить имя звезды...