ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА МУЗЫКИ «ЗВУКИ СКРИПКИ ТАК ДИВНО ЗВУЧАЛИ…»
план-конспект урока по музыке (5 класс) по теме

5 класс

Раздел «Музыка и Изобразительное искусство»  5.3.5

Учебник «Музыка. 5 класс» авторы Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина;

 

ЦЕЛЬ:  формирование образовательных компетенций (информационных, коммуникативных, рефлексивных) учащихся 5 класса в предметной области «Музыка» по теме Музыка и Изобразительное искусство  «Звуки скрипки так дивно звучали…», через знакомство  с творчеством Николо Паганини.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_muzyki_5_klass.doc84 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА МУЗЫКИ

             «ЗВУКИ СКРИПКИ ТАК ДИВНО ЗВУЧАЛИ…»

Варнакова Марина Владимировна.

МБОУ «СОШ №1 г. Калининска Саратовской области»

Учитель музыки  высшей квалификационной категории

5 класс

Раздел «Музыка и Изобразительное искусство»  5.3.5

Учебник «Музыка. 5 класс» авторы Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина;

ЦЕЛЬ:  формирование образовательных компетенций (информационных, коммуникативных, рефлексивных) учащихся 5 класса в предметной области «Музыка» по теме Музыка и Изобразительное искусство  «Звуки скрипки так дивно звучали…», через знакомство  с творчеством Николо Паганини.

УЧЕБНЫЕ ЗАДАЧИ:

  1. направленные на достижение личностных результатов:
  1. формирование основ уважительного отношения к искусству;
  2. формирование целостного взгляда на мир, отношения к Добру и Злу;
  3. формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
  4. развитие этических чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости.
  1. направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
  1. овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиск средств осуществления деятельности в разных видах и формах;
  2. освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия и исполнения музыки;
  3. формирование умения оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации в процессе познания содержания музыкальных образов;
  4. взаимодействие со сверстниками при решении творческих задач;
  5. овладение логическими действиями сравнения, анализа, обобщения.
  1. направленные на достижение предметных результатов обучения:
  1. знание основных закономерностей музыкального искусства (каприс,  интерпретация, портрет);
  2. формирование основ музыкальной культуры;
  3. умение эмоционально и осознанно относиться к классической музыке и современной песне;
  4. развитие художественного вкуса и интереса к музыкальной деятельности.

ТИП УРОКА

  1. Урок формирования и совершенствования знаний.

ФОРМЫ РАБОТЫ С УЧАЩИМИСЯ

  1. Метод зрительной наглядности: презентация;
  2. Метод звуковой и зрительной наглядности;
  3. Метод эмоциональной драматургии;
  4. Метод сравнения;
  5. Словесные методы (беседа, объяснение, разъяснение).

НЕОБХОДИМОЕ ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБОРУДОВАНИЕ

  1. Учебник «Музыка. 5 класс» авторы Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина;
  2. Хрестоматия «Музыка. 5 класс».
  3. Фонохрестоматия. 5 класс.
  4. Фортепиано.
  5. Презентация.
  6. Видео и аудиоматериалы.
  7. Разраточный материал: иллюстрации, таблицы, тексты.
  8. Музыкальный центр.
  9. Мультимедиапроектор.

               СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

1. Организационный момент – 5 мин.

1.1. Настраивание учащихся на деятельность. -2 мин.

Звучит музыка Николо Паганини  (презентация слайд №1)

Учитель - Какую тему для разговора подсказывает нам музыка? Звучание какого инструмента вы сейчас услышали?

Ученики:  Разговор о спокойной музыке в исполнении скрипки.

1.2. Мотивационно-целевое полагание: Определение темы урока. – 3 мин.

Учитель Ребята посмотрите на эти строки А. Толстого, какая из них могла бы стать темой нашего сегодняшнего урока? (презентация слайд №2)

Ученики: «Звуки скрипки так дивно звучали…» (Учащиеся самостоятельно определяют тему урока, высказывают свои мнения.) (презентация слайд №3)

Учитель - Давайте обратимся  к учебнику на странице 112 (Работа с учебником на стр. 112-113)  Что вы знаете о скрипке? Почему звучание  этого инструмента  так  любимо слушателям.

Самостоятельная работа с учебником.  Диалог с учителем, проговариваются все вопросы, которые, по их мнению, могут возникнуть при изучении данной темы.

Ученики: Звучание скрипки очень выразительно. Ее голос часто сравнивают с человеческим. Скрипка может петь, плакать, говорить…

2. Актуализация темы -16мин.

2.1. Подготовка проблемной ситуации -- 2 мин

Учитель - Давайте познакомимся с рассказом К. Паустовского «Струна»

Ученики:  работают с текстом, Чтение рассказа  (Р.Т. стр. 34-36.).

2.2. Беседа по тексту - 3 мин

Учитель - О чем этот рассказ?

Ученики: Этот  рассказ о скрипаче, который выступал на концерте и у него порвались струны.

Учитель -  Какое время истории России описывает Паустовский?

Ученики: Великая Отечественная война.

Учитель -  Что удивило и поразило вас в этом рассказе?

Ученики: Ситуация в которую попал музыкант.

Учитель - Что помогло музыканту довести до конца свое выступление на единственной оставшейся струне скрипки?

Ученики: Его желание сыграть этим солдатам, которые так ждали от него музыки, сильная любовь к музыке.

Учитель - Как вы считаете, то, что произошло в рассказе,  могло ли случиться в реальной жизни?

Ученики: Учащиеся высказывают свои мнения о том, смогут ли они ответить на вопросы сразу, опираясь на ранее полученные знания или жизненный опыт, или еще нужно искать ответ.

Учитель - Давайте, вновь обратимся к рассказу.   С кем сравнивают Егорова слушатели? Кто, по их мнению, мог бы сыграть в данной ситуации?

Ученики: С Никколо Паганини.

Учитель -  Кто такой Никколо Паганини?

Ученики: Великий музыкант и скрипач

Учитель - Существовал ли такой музыкант на самом деле? Что же такого сделал Паганини, раз о нем пишут рассказы?  Чем удивляет он нас, и что мы о нем знаем? Что нам нужно сделать, чтобы ответить на все эти вопросы?

Ученики: Нужно познакомиться с жизнью и творчеством этого композитора и музыканта. Учитель – На вашем столе лежит таблица в ней три столбца. Давайте сейчас заполним первые два из них: знаю, хочу узнать. В конце нашего урока мы заполним, и последний столбик, проверив себя, что же мы хотели узнать и что узнали. (Учащиеся планирую способы достижения намеченной цели.)

Учитель - Итак, Николо Паганини, много легенд существует об этом удивительном музыканте и человеке. Кто же он такой – Николо Паганини  (презентация слайд №4, звучит фрагмент рассказа Кленова «Четыре струна» http://mp3sorf.rusfolder.net/21358528- 1мин)

2.3. Диалог с учениками- 2 мин.

Учитель - Почему так считали современники Паганини, какими секретами окутана его жизнь и творчество? Как же нам ответить на этот вопрос?

Учитель -  О чем мы с вами говорим на уроках музыке в этом учебном году?

Ученики: О взаимосвязи различных видов искусства: музыки, литературы, живописи.

Учитель -  Итак различные виды искусства, как они взаимосвязаны между собой, можно ли с их помощью создать образ того или иного героя. Давайте с помощью музыки, литературы, живописи  создадим  портрет этого человека. Я предлагаю нам разделиться на группы и выполнить следующие задания:

Первая группа рассмотрит портреты этого композитора  и ответит на вопрос: Какой образ раскрывают эти иллюстрации? Зачем современные художники обращаются к образу Паганини? (работа с раздаточным материалом: иллюстрации портретов Н. Паганини)

Вторая группа  обратиться к рассказу Кленова «Четыре струны Николо Паганини» и попытается ответить нам на вопрос в чем же «секрет» Николо Паганини? (работа с раздаточным материалом: текст рассказа)

Третья группа проанализирует произведение Н. Паганини Каприс № 24 и попытается нарисовать музыкальный портрет этого композитора. ( работа с раздаточным материалом: Каприс №24  Н. Паганини)

2.4. Работа по группам -5 минут

(Учащиеся осуществляют учебные действия, по намеченному плану работая в группах, анализируя, произведения искусства разных видов, высказывают свое мнение, выдвигают свои версии, доказывают правильность своих суждений.)

Учитель - Итак, что же мы можем сказать о личности, характере этого музыканта? Какими личностными качествами он обладает и в чем же «секрет Паганини». Помогли ли вам понять образ этого музыканта произведения искусства, с которыми вы работали? (Выступления  учащихся, высказывание  ответов на вопрос, которые были сформированы в процессе совместной работы учащихся в группах.)

Ученики: Первая группа анализирует портреты композитора, работая с иллюстрациями. Высказывают свое мнение(презентация слайд №5)

Учитель - Да на самом деле таинственность в образ знаменитого скрипача добавляла его внешность, описание которой оставили его современники Гете и Бальзак: «мертвенно-бледное, как будто вылепленное из воска лицо, глубоко запавшие глаза, худоба, угловатые движения и самое главное – тонкие сверхгибкие пальцы какой-то невероятной длины, как будто вдвое длиннее, чем у обычных людей». (презентация слайд №6)

Учитель -  А в чем же «секрет Паганини»?

Ученики: Выступление второй группы учащихся, которые работали с текстом рассказа Клёнова «Четыре струны»

Учитель – Да «секрет» Паганини это увлеченность игрой на любимом музыкальном инструменте – скрипке (презентация слайд №7, видео фрагмент из фильма «Паганини» http://kinofilms.tv/film/paganini/24897/ - 30с)

Учитель -  Какую же музыку сочинял наш композитор. Что поражает и удивляет нас в ней?

Ученики: Выступление третье группы, анализ музыкального произведения композитора. (презентация слайд №8, прослушивание группой «Кампанеллы»)

 2.5. Работа над осмыслением содержания музыки- 4 мин.

Учитель -  Кстати история, которая была в рассказе Паустовского действительна. Паганини выступал на концерте, когда одна за другой у него начали рваться струны. Это сделали злые соперники в надежде на то, что концерт провалиться и Паганини опозорится перед публикой. Но Николо Паганини доиграл произведение  до конца на одной струне. (презентация слайд № 9, звучит каприс №24 – 1.5 мин)

Учитель - Что вы услышали в музыке?

Учитель -  Какой образ рисует нам музыка?

Учитель -  Какими чертами характера наделили бы вы главного героя этой музыки?

Учитель - Нарисуйте её в своем воображении.

Ученики: Учащиеся участвуют в диалоге с учителем, отвечая на вопросы, высказывают свое мнение., использют понятия «темп, динамика, тембр». Называют средства музыкальной выразительности.

3. Физминутка.- 1 мин.

Учитель – При повторном прослушивании используем прием  пластическое интонирование. Выразите настроение и характер музыки через пластику движений рук. (презентация слайд №9, повторное звучание произведения, учащиеся имитируют  игру на скрипке)

4. Беседа  знакомство с новыми понятиями. Знакомство с музыкальной формой каприс и интерпретация.- 7 мин.

Учитель -  А как бы вы назвали эту пьесу?

Ученики: Анализ произведения, высказывание собственного мнения.

Учитель - Ребята это произведение называется каприс.

Учитель -  Как вы думаете, почему композитор   назвал свое произведение каприс?

Учитель -  Какое слово близко по значению со словом каприс? (презентация слайд №10, фрагмент передачи «Абсолютный слух» http://mp3sorf.rusfolder.net/22549263 - 6 мин)

Учитель - Какие черты музыки Паганини сохранили композиторы, а что подвергли изменению?  Какая из версий ближе всего к образу созданному Паганини, а какая вносит в этот образ новые свойства? Как называют произведения композиторов, созданные на основе произведений Паганини?

Ученики: Отвечают, аргументируя своё мнение. Называют средства музыкальной выразительности. Раскрывают доступные особенности нотной записи.

5. Вокальная работа. – 10мин

Учитель - Паганини выбрал для себя очень трудную дорогу, но эту дорогу он прошел с честью и достоинством ((презентация гиперссылка  слайд №14, слушание песни «Дорогою добра»)

Учитель - О чем эта песня?

Учитель - Мелодия песни очень изобразительно. Что она изображает?

Учитель - О чем  эта песня?

Учитель – Ребята, а знаете ли вы, что одним из секретов Паганини было репетирование без звучания инструмента. А мы с вами попробуем правильно петь без звучания голоса.

5.1. Распевание.- 2 мин.

  1. Упражнение «Ладошки» (презентация гиперссылка возврат слайд№11)
  2. Упражнение «Обними плечи» (презентация слайд№12)
  3. Распевка «Пой за мной» (презентация слайд№13)

5.2. Работа над песней- 8 мин.

  1. выстраивание первого звука.
  2. разучивание мелодии a capella по фразам, по руке
  3. исполнение 1 куплета. (презентация слайд №14)
  4. работа над эмоциональным исполнением.

Ученики формируют навык правильной певческой установки, отрабатывают тембровое и интонационное исполнение песни.

6. Обобщение темы, рефлексия.- 5 мин.

Учитель – Давайте вновь обратимся к нашей таблице и заполним последний столбик. Обратите внимание, на ваших столах лежат листы бумаги, я попрошу  каждого из вас написать вопрос, который бы вы хотели задать вопрос, по теме урока,  своему однокласснику и на который могли бы ответить сами. А теперь давайте сделаем из этих листочков самолетики и отправим их в полет тому, кому хотели бы адресовать свой вопрос. А получивший должен на него ответить. (презентация слайд №15, Самостоятельная работа с самопроверкой )

Учитель - Какой же вывод на сегодняшнем уроке мы с вами сделаем?  В чем «секрет» музыки Никколо Паганини? Ответить на этот вопрос я предлагаю вам с помощью синквейна. (рефлексия)

Ученики: В трудолюбии, усердии. Она дарила чудо. Ведь до Паганини никто так не играл.

Учитель – Да она открыла новые горизонты в исполнительстве для последующих поколений. А знаете ли вы композиторов и музыкантов, которые также виртуозно владели техникой игры на музыкальных инструментах. Кто они вы расскажете мне на следующем уроке, т.к. это будет вашим домашним заданием.  (презентация слайд №16, запись домашнего задания в дневник)

7. Итоги урока  Выставление оценок.-1 мин.

Учитель -  Я благодарю Вас за работу на уроке и думаю, что мы все получили «5». До свидания. (презентация слайд №17)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок в 5 классе "Звуки скрипки так дивно звучали..."

урок в 5 классе разработан с элементами  технологии критического мышления....

Презентация к уроку в 5 классе "Звуки скрипки так дивно звучали..."

Презентация  к  уроку  "Звуки скрипки так дивно звучали..." поможет учителю активизировать внимание учеников, разнообразить урок, познакомит учащихся с портретами композиторов, исп...

презентация: "Звуки скрипки так дивно звучали."

Автор: учитель технологии  и музыки МОУ ООШ «Основная общеобразовательная школа села Бессоновка Саратовской области Новоузенского района» Адрес учреждения:МОУ ООШ села Бессоновка413350Сарато...

Презентация к уроку в 5 классе "Звуки скрипки так дивно звучали"

Презенация содержит материал о творчестве великого музыканта Никколо Паганини, а также творчестве современных музыкантов - виртуозов ( Виктор Зинчук)...

План-конспект открытого урока в 8 классе по 1 теме "Schön war es im Sommer" Thema der Stunde: " Планы на отдых у молодёжи разные."

1. Учить читать короткие тексты с полным пониманием прочитанного и определять содержание текста с ситуацией.                          ...

«Звуки скрипки так дивно звучали…» 5 класс

laquo;Звуки скрипки так дивно звучали…» 5 класс...

Конспект урока музыки в 5 классе "Звуки скрипки так дивно звучали"

Конспект урока музыки в 5 классе по теме полугодия "Музыка и изобразительное искусство" по программе Е.Д. Критской...