урок музыки 5 класс по теме "Романса трепетные звуки"
план-конспект урока по музыке (5 класс) на тему
На уроке учащиеся познакомятся с жанром романс и его роли во взаимосвязи музыки, литературы, живописи.
Скачать:
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Ковалева Елена Алексеевна
Учитель музыки
Предмет: музыка
Класс: 5 класс
Тип урока: Изучение нового материала и первичное закрепление знаний
Технологическая карта урока
Тема | Романса трепетные звуки |
Цели | Образовательные: формирование осознанного отношения к жизни, природе человеческих чувств на основе восприятия музыки романса, потребности и способности через искусство приобщаться к духовной культуре. Способствовать развитию музыкальной памяти, произвольного внимания, вербального, наглядно-образного мышления. Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе. Формировать УУД: Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. Создание предпосылок к формированию у гимназистов основ теоретического (постигающего) мышления, представления о музыке как художественном воспроизведении жизни в её диалектической сущности; Регулятивные УУД: развивать интерес к музыке и музыкальной деятельности; развивать образное и ассоциативное мышление, продуктивное воображение, музыкальную память и слух, певческий голос Коммуникативные УУД: воспитание эстетического, эмоционально-ценностного отношения к искусству и жизни, привитие навыков глубокого, личностно-творческого постижения нравственно-эстетической сущности музыкального искусства, Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний; анализировать музыкальное произведение, сравнивать его с другими произведениями искусства, находить ответы на поставленные вопросы |
Планируемый результат | Предметная компетенции:
Информационная компетенция:
Коммуникативная компетенция:
Личностная компетенция:
|
Основные понятия | Аккомпанемент, романс, сопрано, тенор, баритон |
Межпредметные связи | Литература, Изо |
Ресурсы: - основные - дополнительные | Т.И.Науменко, В.В.Алеев «Музыка» 5 класс Фонохрестоматия, видеоматериал презентация к уроку |
Организация пространства | Фронтальная работа, индивидуальная работа |
Этап урока | Содержание | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Универсальные действия |
I. Орг.момент. (2 мин.) | Вход в класс под музыку М.И.Глинки «Жаворонок» (инструментальное сопровождение). Музыкальное приветствие | Проверка готовности. Мотивация к учебной деятельности, настрой учащихся на урок. Выбор эффективного способа, приёма концентрации внимания. | Самоконтроль готовности. Пение мелодии приветствия с показом ручных знаков движения мелодии | Уметь договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им (Коммуникативные). |
II. Повторение пройденного материала: актуализация опорных знаний (4 мин.) | Закрепление знаний о музыкальной грамоте, изученных терминах, композиторе М.И. Глинке и его музыкальных произведениях. | Выбор способа проверки (критерии: необходимость проверки, активность способа, соответствие теме и типу урока) Точность подобранных заданий, их объём и характер, связь с темой нового урока. Организация подготовки учащихся к теме урока, прогнозирование его содержания тематической, эмоциональной направленности в соответствии с возрастом учащихся. | Свободное владение материала прошлого урока. Умение работать самостоятельно, по цепочке, в парах и группах | Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя. Уметь проводить сравнение по заданным критериям (Познавательные). |
III. Мотивация. Целепологание. Объявление темы и задач урока. Планирование деятельности (6 мин.) | Вступительная беседа. Понятие романса. История появления жанра. Особенности русского романса. Тематика жанра. | Создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность. Обращение учащихся к материалу учебника. Фронтальная работа по учебнику Выбор способа выявления первичного восприятия темы (беседа, ответы на вопросы) | Работа с материалом учебника Умение отвечать на вопросы учителя с опорой на текст, аргументировать свою точку зрения. | Уметь формулировать свои мысли в устной форме (Коммуникативные). Уметь добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке, уметь ориентироваться в своей системе знаний (Познавательные). |
IV. Изучение нового материала. Художественно-творческое моделирование через постижение интонационно-музыкального развития и поэтического содержания произведения (8 мин.) | Сознание единства настроения жизни и музыки в романсе. Романс-образ. Слушание романса «Сирень» С.В.Рахманинова исп. И. Архипова и транскрипции романса в исполнении Сергея Рахманинова Чтение фрагмента рассказа Ю.Нагибина “Сирень”. Разбор репродукций урока Э. Панов “Сирень в кувшине”, И. Левитан “Весна. Белая сирень”, С. Нестерчук “Сирень”, Борисов-Мусатов “Весна”. | Организует обобщение актуализированных знаний. Знакомство учащихся с особенностями вокально-инструментального жанра “романс” в творчестве С. В. Рахманинова. Выбор вида первичного чтения рассказа. Ю.Нагибина «Сирень». Выбор способа выявления первичного восприятия фрагмента рассказа и романса «Сирень» Соотнесение качества первичного восприятия с содержанием последующей работы, внесение необходимых корректив. Обращение учащихся к иллюстрациям. Развитие культуры художественного восприятия произведений живописи и музыки. | Восприятие и анализ музыки Работа по характеристике и содержанию романса. Умение отвечать на вопросы учителя с опорой на текст, аргументировать свою точку зрения Слушают и смотрят картины с данным этапом урока. Отвечают на вопросы по содержанию, находят созвучия между музыкальными и зрительными образами картин | Выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять внимание, желание больше узнать (Личностные) Умение с достаточной полнотой выражать свои мысли (Коммуникативные) Уметь проводить сравнение по заданным критериям. Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую (Познавательные) |
V. Работа с фонохрестоматией, распевание Восприятие музыки Исполнительство (10 мин.) | Исполнение учителем романса М.И.Глинки «Жаворонок» Знакомство с музыкально-песенным материалом урока. Разучивание романса «Жаворонок» | Организует проверку умения ориентироваться в музыкальном тексте. Организует самопроверку. Создание различного рода композиций исполнения романса для более полного раскрытия музыкального образа произведения. Организует работу над ошибками при исполнении романса. | Слушание и восприятие музыки Работа с текстом по учебнику, разбор выразительных средств романса. Сольмизация. Исполнение соло, группой. | Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую: (Познавательные) Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные). Уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Регулятивные). |
VI. Диалог- сопоставление музыкального материала урока (7 мин.) | Романс-состояние. Учитель исполняет на фортепиано мелодию романса П.И. Чайковского «Снова, как прежде, один» Просмотр видеозаписи романса П.И. Чайковского «Снова, как прежде, один» в исп. Д. Хворостовского Романс - воспоминание Б. Борисова “Я встретил вас” исп. И. Козловский. | Развивать культуру художественного восприятия музыкального произведения Знакомство учащихся с разновидностью жанра романс. | Слушание и восприятие музыки. Умение выразить свои чувства, мысли. Работа по характеристике и содержанию романсов. | Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других (Коммуникативные). Уметь проводить сравнение по заданным критериям (Познавательные) |
VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (3 мин.) | Творческие задания: карты-творчества, с предлагаемым опорным вариантом стихотворения романса и вопросами. Фрагменты инструментального звучания прослушанных на уроке романсов | Организует фиксирование содержания урока, рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности. | Отвечают на вопросы учителя. Оценка своей деятельности на уроке | Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные). Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки (Регулятивные). Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные). Уметь находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы (Познавательные). |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Эдуард Панов. Сирень в кувшине Исаак Левитан. Весна. Белая сирень
Степан Нестерчук . Сирень Борисов- Мусатов . Весна
Сергей Васильевич Рахманинов С.В. Рахманинова называли величайшим композитором и пианистом всех времен, и как пианист он объездил весь мир. И где бы он ни выступал, ему дарили букет белой сирени .
Михаил Иванович Глинка РОМАНС «Жаворонок»
Петр Ильич Чайковский Романс «Снова, как прежде, один»
Предварительный просмотр:
Чтение фрагмента рассказа Ю.Нагибина “Сирень”
“Сильные грозовые ливни, неположенные в начале июня… усугубили сумятицу в мироздании. И сирень зацвела вся разом, в одну ночь вскипела и во дворе, и в аллеях, и в парке.
И когда Верочка Скалон выбежала утром в сад,.. она ахнула,… пораженная дивным великолепием сиреневого буйства.
Верочка осторожно раздвинула ветви и в шаге от себя увидела Сережу Рахманинова, племянника хозяев усадьбы. Он приподнимал кисти сирени ладонями и погружал в них лицо. Когда же подымал голову, лоб, нос, щеки и подбородок были влажными, а к бровям тонкой ниточкой усов клеились лепестки и трубочки цветов. Он выбирал некрупную кисть и осторожно брал в рот, будто собирался съесть, затем так же осторожно вытягивал её изо рта и что-то проглатывал. Верочка последовала его примеру, и рот наполнился горьковатой холодной влагой. Она поморщилась, но все-таки повторила опыт. Отведала белой, потом голубой, потом лиловой сирени – у каждой был свой привкус. Белая – это словно лизнуть пробку от маминых французских духов; лиловая отдает чернилами; самая вкусная – голубая сирень, сладковатая, припахивающая лимонной корочкой…”
“Снова, как прежде, один,
Снова объят я тоской,
Смотрится тополь в окно
Весь озарённый луной.
Смотрится тополь в окно,
Шепчут о чём-то листы,
В звёздах горят небеса,
Где теперь милая ты?
Всё, что творится со мной
Я передать не берусь…
…Друг, помолись за меня,
Я за тебя уж молюсь…”
“Помню грустное прощанье
В час разлуки роковой;
Помню клятвы, обещанья,
Взор, увлажненный слезой.
Всё теперь как не бывало:
Вот уж замужем она –
И любви не испытала
Так давно душа моя.”
“Не умолкай, не умолкай!
Отрадны сердцу эти звуки:
Хоть на единый миг пускай
В груди больной задремлют муки.
Волненья прошлых давних дней
Мне песнь твоя напоминает,
И льются слёзы из очей,
И сладко сердце замирает.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
УРОКА ПО ПРОГРАММЕ «МУЗЫКА»5 класс, 2 трим.,2 урок Авторы: Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина Тема: «Романса трепетные звуки».
Цель:Показать, как музыка помогает глубже понять содержание поэтического текста Задача:1. Воспитательная - формирование любви к музыке русского романса.2. Образовате...
Урок музыки в 5 классе по программе Алеева "Романса трепетные звуки"
Использованна технология критического мышления....
открытый урок по музыке в 5 классе "Романса трепетные звуки"
Технологическая карта урока...
Открытый урок Музыкально – поэтическая гостиная: «Романса трепетные звуки»
Знакомство с вокальным жанром романса и его ролью во взаимосвязи музыки, литературы, живописи....
Урок музыки Класс: 7 Тема: "Что значит современность в музыке?"
Закрепление и расширение знаний о композитарах – классиках. Отвечающему смыслу понятия «современность» (И.С. Бах, Л.Бетховен)...
РАЗРАБОТКА УРОКА В 7 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ "ТРЕПЕТНЫЕ ЗВУКИ ВАЛЬСА,,,"
Предлагаю разработку урока в 7 классе по теме полугодия "Музыкальный образ"....
Технологическая карта урока музыки по ФГОС "Романса трепетные звуки" (5 класс)
2 четверть, 3 урок (5 класс)Тема: Романса трепетные звукиЦель урока: вслушаться и прочувствовать поэтический мир романсаЗадачи урока:эмоционально, осознанно, целостно воспринимать музыку на уровне клю...