разработка урока в 5 классе музыка в баснях
методическая разработка по музыке (5 класс) на тему
Квартет для 2-х скрипок, альта и виолончели
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
muzyka_v_basnyah.docx | 20.4 КБ |
myuzikl_koshki_uebber_5_klass.docx | 24.62 КБ |
obraz_materi_5_klass.docx | 23.8 КБ |
pesnya_na_voyne.ppt | 1.3 МБ |
folklyor_v_muzyke_russkih_kompozitorov_5_klass.docx | 25.42 КБ |
snegurochka_3_klass.ppt | 794 КБ |
ty_otkuda_russkaya_zarodilas_muzyka.ppt | 2.83 МБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
5 класс
РАЗДЕЛ II. Музыка и литература – вечные спутники
Тема урока: «Музыка в баснях. В. Барвинский. Квартет для 2-х скрипок, альта и виолончели »
Цель урока:
Дать определение квартета, знакомство с произведением В. Барвинского. Квартет для 2-х скрипок, альта и виолончели (вариативный материал - А. Бородин Второй квартет, фрагмент 3-й части).
Задания:
• Познакомить с видами квартетов: струнный, вокальный.
• Дать почувствовать, что исполнение музыкального произведения требует внимательного отношения друг к другу (проигрывание басни И. Крылова «Квартет» по ролям).
• Формировать представление учащихся о камерную музыку (Квартет для
2-х скрипок, альта и виолончели В.Барвинского)
• Расширить кругозор учащихся.
• обогатить словарный запас.
• Развивать образное мышление.
• Развивать интеллектуальную гибкость (выполнение творческих заданий)
• Воспитывать интерес, любовь к музыке.
• Воспитывать эстетический вкус.
Тип урока: урок-презентация
Оборудование: портреты композиторов(В.Барвинского, А. Бородина, И.Крылова); персональный компьютер; средства мультимедиа
Фонохрестоматия 5 кл.; синтезатор, презентация «Квартет», тест.
Ход урока:
1. Организационная часть (проверка готовности учащихся к уроку)
Звучит музыкальное вступление к уроку (Квартет для 2-х скрипок, альта и виолончели В.Барвинского)
Вступительное слово учителя
Слово и музыка - два больших начала, две стихии искусства. В течение многих веков они непрерывно взаимодействуют, нередко спорят и борются, нередко приходят к согласию и взаимопониманию.
При всей мощи своих возможностей музыка всех времен училась в поэзии. Если внимательно вслушаться в звучание музыкального произведения - даже чисто инструментального, можно различить фразы и предложения, возгласы и вздохи - все то, что является принадлежностью человеческой речи.
2.Актуализация опорных знаний учащихся.
беседа
На предыдущих уроках мы увидели, как много потеряла бы музыка, если бы не было литературы: вся музыка, предназначенная для пения (песни, романсы, хоры, кантаты), превратились бы в сплошной вокализ - пение без слов.
Исчезли бы оперы и балеты, так как в основе их лежат литературные произведения, такие предназначенные для постановки на сцене (литературно-драматические произведения). Какие балеты-сказки и оперы-сказки вы знаете? (Золушка, Садко, Конек-Горбунок)
- Теперь посмотрим: только ли музыке нужна литература или литературе также требуется, музыка?
Как вы думаете? (Ответы детей)
- Вы совершенно правы, прежде всего: если бы не было музыки, то все стихи, сколько бы ни написали поэты всего мира, - остались бы только стихами и никогда не смогли бы превратиться в песни. Но много стихов писались специально для того, чтобы композиторы составили для них музыку.
- Все помнят песню «Мир похож на цветной луг»?
- Давайте постараемся не спеть, а прочитать как стихотворение. (Дети пробуют прочитать слова песни без пения)
- Что произошло с песней? (Ответы детей). Она как - будто потеряла жизненную силу, в ней стало чего-то - то не хватать.
2.2.Исполнение песни «Мир похож на цветной луг» В.Шаинского.
Исполнение песни сопровождается пластической импровизацией и движениями учащихся под музыку.
3. Сообщение темы, целей и задач урока
Сегодня, продолжая изучать взаимосвязь литературы и музыки, отвечая на вопрос четверти: «Музыка и литература – вечные спутники», мы рассматриваем тему – «Музыка в баснях. В. Барвинский. Квартет для 2-х скрипок, альта и виолончели»
Цель урока:
Дать определение квартета, знакомство с произведением В.Барвинского. Квартет для 2-х скрипок, альта и виолончели
Задачи :
• Познакомить с видами квартетов: струнный, вокальный.
• Дать почувствовать, что исполнение музыкального произведения требует внимательного отношения друг к другу (проигрывание басни И. Крылова «Квартет» по ролям).
• Расширить кругозор учащихся.
4. Изучение нового материала.
Но музыка обогащает литературу, не только превращая стихи в песне. Писателями и поэтами написано много разных литературных произведений, в которых рассказывается о музыке, а в некоторых музыка даже становится «главным действующим лицом». Это, прежде всего сказки. Давайте вспомним сказки, герои которых поют. ( «Колобок», «Волк и семеро козлят» ... и т.д.)
- Но музыка звучит не только в сказках. Как одним словом можно назвать эти произведения:
«Ворона и лисица», «Лебедь, рак и щука», «Кукушка и петух»? (Басни)
- Нередко главным героем басен бывает музыка. Вспомним очень интересную и для нас очень полезную басню И. Крылова «Квартет» (чтение басни).
Тест (слайды презентации)
1. Сколько музыкантов участвуют в квартете?
2. С каких инструментов состоит квартет в басне?
3. К какому семейству они относятся по типу извлечения звука?
4. Из какого материала они сделаны?
5. Что лишнее? (Скрипка, виолончель, контрабас, труба)
- Теперь, когда мы вспомнили, какие инструменты называют струнными - смычковыми, давайте прочитаем басню «Квартет» по ролям. (Проигрываем басню со всеми движениями, используя три фрагмента «хаотической» квартетной музыки)
- Понравилась ли вам эта музыка? Можно ли вообще назвать это музыкой?
- Что необходимо, чтобы исполнять музыку? (Знать ноты, умение играть на музыкальном инструменте, умение слышать себя и того, кто сидит рядом, уважать тех, кто слушает).
- Потому что мы не музыканты, мы выполним квартет доступными нам средствами: бас - топает, альт - хлопает, скрипки - стучат карандашом. (Выполняем квартет на песню В.Шаинского «В траве сидел кузнечик»)
- Мы прочитали басню Крылова, сами попробовали сыграть квартет, а теперь пришло время послушать настоящую музыку, в исполнении настоящих музыкантов
(Слушаем В. Барвинского. Квартет для 2-х скрипок, альта и виолончели
без объявления названия и имя автора)
- Звучание каких инструментов вы услышали? (Варианты ответов детей)
- Какая эта музыка по характеру? (Спокойная, умиротворенная)
- Что хочется делать, слушая эту музыку, а не хочется? Почему?
- Какие картины природы вы представляете себе, слушая это произведение?
Беседа о творчестве В. Барвинского.
Познакомить учащихся еще с одной страницей творчества выдающегося украинского композитора прошлого века Василия Барвинского - камерной музыкой. Композитор широко пропагандировал народную песню и создал высокохудожественные произведения камерной музыки. В произведении В. Барвинского «Песня без слов» чувствуется присутствие поэзии, а также связь с украинским народным творчеством.
- Какой жанр данного произведения? ( «Песня без слов» - инструментальное произведение).
Сегодня прозвучал еще одно произведение В. Барвинского Квартет для 2-х скрипок, альта и виолончели.
В этом произведении В. Барвинского такие же музыкальные инструменты на которые так и не смогли сыграть «музыканты» из басни И. Крылова «Квартет».
5.Обобщение материала урока (презентация как обобщение материала урока)
Звучит музыка В.Барвинского. Квартет для 2-х скрипок, альта и виолончели.
- Повторим: кто автор этого произведения, как оно называется, на каких инструментах выполняется?
- Почему героям басни так и не удалось хорошо выполнить музыку?
Показ слайдов с использованием средств мультимедиа (Вариативный материал - А. Бородин Второй квартет, фрагмент 3-й части).
А теперь вспомним все, что мы знаем о струнный квартет и инструменты входящих в него.
Слайд 1. Квартет.
Слайд 2. Квартетом называется.
Слайд 3. Струнный квартет.
Слайд 4. Скрипка.
Слайд 5. Альт.
Слайд 6. Виолончель.
Слайд 7. Контрабас.
Слайд 8. Мастера струнных инструментов.
6. Подведение итогов урока.
Анализ творческой работы учащихся на уроке.
Оценивания учеников.
Учитель: Я надеюсь наше общение было приятным и полезным для вас.
Закончить урок я хочу следующими словами:
Какая музыка была,
Какая музыка звучала!
Она совсем нас не учила,
А лишь тихонечко звала..
Предварительный просмотр:
Сценарий проведения урока музыки
в 5 классе
Мюзикл «Кошки » Э.Л.Уэббер
Цель урока: Сформировать представление учащихся о мюзикле, как жанре музыкально-литературного искусства.
Задачи:
- раскрыть особенности понятия мюзикл;
- показать связь жанра мюзикл с другими музыкальными жанрами;
- высказывать своё мнение о музыкальных жанрах;
- развивать творческие способности и позновательный интерес;
- развивать вокальные навыки;
Тип урока: изучение нового материала.
Жанр урока: тематический.
Вид урока: урок-представление.
Межпредметные связи: музыка, литература.
Методы:
- Общенаучные: системного анализа и синтеза, обобщения, сравнительный.
Педагогические методы: объяснительно- иллюстрированный, репродуктивный, поисковый метод, метод ситуации успеха, эмоционального воздействия, перспективный, т.к. данная тема в 5 классе является первоосновой для соответствующих тем в 7-8 классах.
Музыкальный материал:
- Увертюра из мюзикла «Кошки»;
- Фрагменты из мюзиклов: «Волк и семеро козлят», «Мери Попинс».
- Фрагменты из мюзикла «Кошки»: «Мистофилис», «Макавити»;
- Ария Гризабеллы из мюзикла «Кошки»;
Наглядный материал:
- Мультимедиа презентация на компьютере;
- Видеоматериал. Мюзикл «Кошки»
- Фотографии героев мюзикла;
- Кошачьи маски;
- Светящаяся гирлянд
Ход урока
В классе звучит отрывок из мюзикла «Мэри Попинс». Учитель встречает детей и приглашает войти в класс.
Учитель: Здравствуйте, ребята. Какая музыка вас встретила в классе? Попытайтесь охарактеризовать её.
Дети: Весёлая, приподнятая, яркая, блестящая…
Учитель: Куда может повести эта музыка? (Ответы детей)
Музыка пригласила на спектакль в театр.
Учитель: А что такое театр?
Дети: Место, для зрелищ, театр начинается там, где появляется зритель.
Учитель: Какие виды театра вы знаете?
Дети: Драматический, оперный и балетный, кукольный, театр пантомимы.
Учитель: Совершая первое путешествие в музыкальный театр, мы узнали много интересного об опере. Что это за жанр? Чем он отличается от оперетты?
Дети: В опере на основе литературного сюжета соединяются музыка (вокальная и инструментальная), драматургическое (театральное) действие, сценическое и изобразительное искусство. Оперетта – это «маленькая опера», содержание обычно весёлое, музыкальные номера в ней короче оперных.
Учитель: Правильно. А какие виды искусства соединяются в балетном спектакле, о котором мы узнали во время второго путешествия в музыкальный театр?
Дети: Балет – это творческий союз музыки, литературы, хореографии, драматургического и изобразительного искусства.
Учитель: Сегодня, ребята, наше путешествие продолжается и я хочу показать вам видео - фрагмент. Просматривая, определите, к какому уже изученному музыкальному жанру относится это представление – к опере, балету или оперетте.
Просмотр видео. (Фрагмент из мюзикла «Волк и семеро козлят)
Ответы учащихся.
Учитель: Цель нашего урока: узнать, какой жанр мы сегодня увидели в фильме, который, также можно увидеть на сцене театра. Черты каких музыкальных жанров соединились в нём?
Дети: Формы эстрадного искусства, балета, оперы, танца и изобразительного искусства.
Учитель: Молодцы! Вам понравилось это яркое зрелище, которое называется мюзикл?
Учитель: Итак, в центре нашего внимания мюзикл! Имеет ли право мюзикл занимать отдельное место в ряду знакомых нам жанров? Как доказать это? Это и попытаемся определить в процессе урока?
Дети: Мюзикл основан на связи музыки и литературы, но отличается от оперы и балета.
Определяем тему урока.
Тема нашего урока «Третье путешествие в музыкальный театр. Мюзикл».
Учитель: Мюзикл – это самостоятельный жанр, он имеет важные отличия от других жанров, основанных на взаимосвязи двух видов творчества: музыки и литературы. Скажем проще: МЮЗИКЛ - НОВЫЙ ЖАНР.
Какова же история возникновения мюзикла?
Мюзикл – слово английского происхождения, в переводе означает музыкальная комедия. Мюзиклы возникли в США в начале XX века, а к нам в Россию они пришли в 60-е годы и быстро полюбились зрителям разных возрастов и различных пристрастий. Отдельные мелодии мюзиклов становятся очень популярными и запоминаются надолго.
(Фото и музыка из мюзикла «Волк и семеро козлят»).
Узнали? Дети называют героев и название мюзикла.
Просмотр видео отрывка из мюзикла «Кошки»
Мы с вами посмотрели фрагменты мюзикла, какая манера исполнения, какой вокал в мюзикле? Как в опере?
Дети: Нет, исполнение эстрадное, современное.
Учитель: Да! Это яркая особенность мюзикла.
Вспомните кинопостановки мюзиклов. Что ещё делают актёры во время пения?
Дети: Актёры не только поют, но и танцуют.
Учитель: Верно, очень много танцев! Эта самая яркая черта мюзикла.
Но в современном музыкальном репертуаре, помимо прозвучавшего, есть ещё много других интересных мюзиклов.
Это мюзиклы «Мэри Попинс», «Нотер-Дам де Пари».
Послушаем отрывки из этих мюзиклов.
Особое внимание сегодня на уроке мы уделим мюзиклу «Кошки».
Учитель: Почти 70 лет назад английский писатель Томас Элиот сочинил забавные стихотворения о кошках для своих племянников, таких же детей, как и вы. Эта книга и стала литературной основой мюзикла «Кошки».
Как обычно называют литературную основу оперы?
Дети: Либретто.
Учитель: Верно. Вот и у мюзикла литературная основа называется либретто. Композитора, который написал музыку по либретто о кошках, зовут Эндрю Ллойд Уэббер.
После успешной премьеры в мае 1981 года началось победное шествие мюзикла «Кошки» по миру. Мюзикл был поставлен в более чем 30 странах мира, переведён на 14 языков, его посмотрели 50 миллионов человек.
Символом мюзикла «CATS» (эмблемой) стал скрывающийся в темноте чёрный кот, которого выдают одни только его сверкающие глаза. Этот мюзикл ставили и у нас в России, в Москве. И его автор композитор Ллойд Уэббер приезжал на премьеру.
Я предлагаю вам принять участие в подготовке к мюзиклу. А чтобы лучше проникнуть в образ, я предлагаю вам надеть маски (которые сделали дома).
Окна завешаны, включается гирлянда и цветные лампы. Дети садятся на на пол в кружок .
Итак, полночь. На улице ни звука, и в свете проезжающих фар высвечиваются силуэты собирающихся со всех сторон кошек. В мюзикле действие происходит на свалке, куда ежегодно собирается особое кошачье племя «джелли». Сегодня для них особенная ночь: кошки собираются все вместе, чтобы повеселиться от души, продемонстрировать друг другу свои уникальные способности и характерные черты в танце, в стихах и в песнях. Затем выбрать самую достойную для путешествия в кошачий рай. В центре свалки лежит автомобильная шина, именно на ней лучшая кошка отправляется на небо для путешествия в кошачий рай, после которого счастливчика ожидает воскрешение. Именно поэтому каждый член племени старается проявить себя и рассказать свою историю.
Кошки собрались и исполняют первую песню о своём племени «джелли». Каков характер этих кошек? Что вам музыка подскажет? Видеофрагмент «Песня Джелли»).
Каков же характер этих кошек?
Дети: Эти кошки весёлые, дружные, музыка ритмичная, танцевальная.
Учитель: Напомню, что основа мюзикла – это выразительные танцевальные движения, которые мы с вами можем сейчас же использовать для танца.
Физминутка «Кошка беспородная».
Учитель: Молодцы! Замечательные, дружные кошки. (Дети садятся на свои места).
А вот герой – кот Макавити. Кто он? Послушайте. А во время слушания вы должны выбрать кота, который больше подойдет к Макавити и раскрасить его. (Детям раздаются раскраски).
Слушание фрагмента из мюзикла «Кошки», Макавити).
Дети: Звучание сирены, злобный смех, даже яркая одежда говорят о том, что это кот – преступник.
Учитель: А вот и главная героиня мюзикла – кошка Гризабелла. Имя Grizabellaобразованно от «серый» (фр. gris) и «красивая» (итал., исп., bella).
В молодости Гризабелла была самой очаровательной кошкой племени и всеобщей любимицей. Однажды она решила покинуть своих соплеменников и теперь, постаревшая и одинокая, пытается вернуться обратно. Несколько раз Гризабелла пытается уговорить кошек принять её, и всё напрасно. Отчаявшись, Гризабелла исполняет свою главную арию «Память», в которой призывает всех помнить о прошлом.
Перед вами текст арии. Вслушайтесь, проникнитесь этими словами. (Чтение текста).
Какую музыку вы сочинили бы, если б были композитором?
Характер песенный или танцевальный? (Песенный)
Мелодия? (Мелодия светлая, прозрачная)
Какому инструменту можно отдать солирующую партию? (Скрипке, флейте).
Сейчас посмотрим, как Гризабелла уговаривает кошек принять её обратно.
Подпевайте Гризабелле.
Видеофрагмент из мюзикла «Кошки» (ария Гризабеллы)..
Итак, давайте выделим характерные черты и особенности прослушанной музыки и сравним их с характерными чертами уже знакомых нам оперы и балета.
Заполнение таблицы. (Работа в тетради)
Жанр
Определение
Особенности
Опера
Музыкальный спектакль где все герои поют.
Музыка серьёзная
Оперетта
Музыкальный спектакль где все герои поют и танцуют.
Музыка весёлая
Балет
Музыкальный спектакль где все герои танцуют.
Музыка серьёзная
Мюзикл
Музыкальный спектакль где все герои танцуют, поют и играют роли.
Музыка и серьёзная и весёлая соответственно сцене в спектакле.
А теперь ещё раз посмотрите на таблицу и ответьте на вопрос нашего урока. Мюзикл – новый жанр? (Да)
Имеет ли право мюзикл занимать отдельное место в ряду этих жанров?
Дети: Имеет, т.к. он отличается от оперы, оперетты и балета. Вокал эстрадный, роль танца – одна из главных, много спецэффектов.
Учитель: Ребята, вспомните из прошлых уроков, что стало бы с музыкой, если бы не было литературы?
Ответы детей: Да, вся музыка, предназначенная для пения, превратилась бы в вокализ. А что такое вокализ? Вокализ – пение без слов.. Исчезли бы песни, оперы и балеты, потому что в основе их лежат литературные произведения, такие, которые предназначены для постановки на театральной сцене (литературно-драматические произведения).
Рефлексия. Дети заполняют карточки.
Я познакомился с ...
Было непросто...
Я добился...
У меня получилось...
Хотелось бы...
Мне запомнилось...
Я попробую...
Домашнее задание: Нарисовать героя мюзикла «Кошки»
Звучит увертюра из мюзикла «Кошки», дети выходят из зала.
Предварительный просмотр:
Конспект урока
Слайды №1, 2, 3.
"Образ матери в музыке, поэзии и изобразительном искусстве"
Тема урока: « Тихая моя, нежная моя, добрая моя, мама».
Цель урока:
Подчеркнуть жизненную основу всех искусств.
Задачи урока:
- продолжить накопление сведений о композиторах, художниках, скульпторов и поэтах, углубить знания детей о связи искусств, научить видеть их внутреннюю, жизненную связь, опираясь на глубину и силу воздействия на каждого человека;
- развитие внутреннего слуха, внутреннего зрения, которые являются основой для развития творческого воображения, развитие исполнительской и слушательской культуры, продолжить работу по закреплению вокально-хоровых навыков;
- воспитание любви и уважения к музыкальному, литературному и художественному наследию, развивать основы эстетического восприятия окружающей жизни.
Форма урока: урок – объяснения нового материала.
Методы: исследование, беседа, сравнение, сопоставления, обобщение.
Оборудование: мультимедийный проектор, презентация с репродукциями картин, музыкой, баян.
Музыкальный материал: В. Гаврилин и А. Шульгина: «Мама», народная колыбельная, Е. Альбинони: Адажио для органа и струнных инструментов; Мартынов и А Дементьев: «Баллада о матери», Е. Зарицкая и И. Шевчук: «Мамины глаза», А. Алексин и А. Ягья: «Пусть миром правит любовь»
Слайд №4
Есть в природе знак святой и вещий,
Ярко обозначенный в веках!
Самая прекрасная из женщин -
Женщина с ребенком на руках.
показ картины матерей с детьми)
Слайд №5
На свете добрых слов немало,
Но всех добрее и важней одно:
Из двух слогов простое слово:
мама
И нету слов дороже, чем оно.
Слайд №6
Как вы думаете, о каком самом родном человеке сегодня на уроке мы с вами будем говорить?
Конечно о маме
Назовите слова, которые подходят для вашей мамы.
(Выбираем слова из предложенных)
Тихая нежная добрая ворчливая сердитая злая
Тема материнства от века к веку волновала художников, поэтов, композиторов
всех народов.
Эта тема близка каждому человеку.
- Образ матери – великая тема искусства. Вы уже сами и сказали, она и является темой нашего урока.
Слайд №7
«Тихая моя, нежная моя, добрая моя, мама!»
Слайд №8
Разучиваем
Мама
сл.: А.Шульгиной, муз. В.Гаврилина
1.Руки усталые тихо опущены,
Волосы русые в узел завязаны.
Тихая моя, нежная моя, добрая моя мама.
Тихая моя, нежная моя, добрая моя мама.
2.Все мне мерещатся годы бывалые,
Юности прожитой кофточка алая.
Тихая моя, нежная моя, добрая моя мама!
Тихая моя, нежная моя, добрая моя мама!
3.Как уберечь тебя, как защитить тебя-а,
Как удержать тебя в дни быстротечные?
Тихая моя, нежная моя, добрая моя мама!
Тихая моя, нежная моя, добрая моя мама!
Слайд №9 Звучит песня
Слайд №10
Материнство - это целый мир.
Счастье матери - это счастье её детей
Мать - первый учитель и друг ребёнка, причём самый близкий и верный
Как только рождается маленький человек, мама рассказывает ему про наш окружающий мир, в котором мы существуем, через колыбельную песню, сказку.
Слайд №11
Колыбельная песня – одна из древнейших песен в мире
Слайд №12
На фоне слайда звучит русская народная колыбельная песня
Слайд №13
Земля, Родина, Природа, Красота, Любовь –
каждое из этих слов можно соединить со
словами: Матушка, мать, материнская.
Ведь всё самое дорогое, родное, святое связано с мамой.
Слайд №14
Высвечивается плакат «Родина мать зовёт!
«Родина-мать зовёт!» — знаменитый плакат времён
Великой Отечественной войны, созданный художником
Ираклием Тоидзе в конце июня 1941 года.
Слайд №15, 16
Высвечивается плакат «Будь героем!
Советский агитационный плакат Будь героем! создан в 1941 году. Автор плаката художник В. Корецкий. На переднем плане изображена женщина-мать, провожающая своего сына на фронт сражаться с фашистами с напутствием Будь героем!
Слайд №17, 18
Скульптура «Родина-мать зовёт!» — композиционный центр памятника-ансамбля «Героям Сталинградской битвы» на Мамаевом кургане в Волгограде. Одна из самых высоких статуй мира (85 метров), высочайшая статуя России и Европы (без постамента — самая высокая статуя в мире на момент постройки в течение 22 лет). Работа скульптора Е. В. Вучетича и инженера Н. В. Никитина представляет собой многометровую фигуру женщины, шагнувшей вперёд с поднятым мечом. Статуя является аллегорическим образом Родины, зовущей своих сыновей на битву с врагом.
Слайд №19, 20, 21.
Песня: ,,БАЛЛАДА О МАТЕРИ" ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ
- Это драматическая история о незаживающих ранах давно отгремевшей войны, крик женщины, увидевшей на миг оживлённого киноэкраном своего навеки потерянного сына.
- У песни два автора
- Автор слов – Андрей Дементьев,
- музыки - Евгений Мартынов.
Вспоминает Андрей Дементьев: « Как-то я был в санатории на Кавказе, мне было очень скучно. И вот слушаю приёмник, где передают коротенькую информацию о матери из грузинского села. Она ждала сына с войны, который пропал без вести, и вдруг мать видит своё дитя на экране документального фильма. Остальные слова я домыслил сам, сразу в этот день написал стихотворение
«Баллада о матери».
Слушаем песню: «Баллада о матери»
Разговор о песне (высказывание учащихся)
Слайд №22
Много обязанностей у наших мам. Но, наверное, самая главная –
быть «Добрым солнышком» семьи, нести свет и тепло детям, стать их задушевным другом.
Я верю, что женщина – чудо такое,
Какого на Млечном пути не сыскать,
И если “любимая” - слово святое,
То трижды священное –
“женщина – мать!”
Слайд №23
Исполняем песню:
Мамины глаза
Слова: Игорь Шевчук
Музыка: Евгения Зарицкая
1.В небе парит свет голубой,
Вновь я с тобой,
Мне говорит что-то прибой,
Вновь я с тобой.
В час ночной стороной дом обойдет гроза,
Вновь со мной свет родной,
Мамы моей глаза,
Мамы моей глаза.
2.Эти глаза боль стерегут, нас берегут,
В этих глазах реки текут, воды бегут,
В час ночной стороной дом обойдет гроза,
Вновь со мной свет родной,
Мамы моей глаза,
Мамы моей глаза.
3.Время летит, в небо летят стаи, гудя,
Ждут нас в пути, мамы простят и загрустят.
Сквозь года нам тогда шепчут их голоса.
Вечно там светят нам
Ласковых мам глаза,
Ласковых мам глаза.
4.В небе парит свет голубой,
Вновь я с тобой,
Мне говорит что-то прибой,
Вновь я с тобой...
Вновь со мной свет родной -
Мамы моей глаза
Слайд № 25, 26
изображение иконы Николая чудотворца:
Николай чудотворец
19 декабря по новому стилю вспоминается день смерти святого, 11 августа — его рождение. В народе эти два праздника называли Никола Зимний и Никола Осенний.
Младенец Николай со дня своего рождения показал людям свет будущей своей славы великого чудотворца. Первое чудо он явил при самом своем рождении, исцелив свою мать от тяжелой болезни. К тому же новорожденный младенец еще в купели во время крещения простоял на ногах три часа, никем не поддерживаемый, воздавая этим честь Пресвятой Троице.
Учил своей жизнью любви и состраданию.
Слайд № 27, 28,29
Исполняем песню:
«Пусть миром правит любовь» А. Алексин и А. Ягья:
1.Мир придуман так, что ничего нельзя в нём изменить.
Чтоб над нами каждый день вставало солнце и садилось.
И господь всем людям на планете завещал любить.
Сотни лет прошло, но в мире ничего не изменилось.
Припев:
Пусть миром правит любовь.
Так было и так будет вновь.
Пока живут на свете люди.
Пусть миром правит любовь.
И не нужно лишних слов,
Так было и всегда так будет.
2.Очень нелегко, всё осознав, потом сказать «Прости».
И всё потеряв однажды утром, одному проснуться.
Тысячи дорог пройти по жизни и в конце пути
Важно чтобы кто-то ждал, и было бы куда вернуться.
Припев:
Пусть миром правит любовь.
Так было и так будет вновь.
Пока живут на свете люди.
Пусть миром правит любовь.
И не нужно лишних слов,
Так было и всегда так будет.
Проигрыш
Припев:
Пусть миром правит любовь.
Так было и так будет вновь.
Пока живут на свете люди.
Пусть миром правит любовь.
И не нужно лишних слов,
Так было и всегда так будет.
(Текст говорит учитель)
3.Я уверен, что порой вам кажется,
что жизнь остановилась, что выхода нет,
что потерян смысл существования.
Не отчаивайтесь.
Всё будет хорошо, ведь в мире есть любовь.
Надейтесь на лучшее.
Любите. И будьте любимы.
Припев: все
Пусть миром правит любовь.
Так было и так будет вновь.
Пока живут на свете люди.
Пусть миром правит любовь.
И не нужно лишних слов,
Так было и всегда так будет.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Кто сказал, что надо бросить Песню на войне? После боя сердце просит Музыки вдвойне!
Кто сказал, что надо бросить Песню на войне? После боя сердце просит Музыки вдвойне!
Рассказать, как создавались эти песни. Священная война Прощайте, скалистые горы Вечер на рейде Шумел сурово Брянский лес Солдаты России – муз. К. Дерра
Предварительный просмотр:
Урок музыки в 5 классе
Раздел: Музыка и литература
Тема урока: Фольклор в музыке русских композиторов
Тип урока: комбинированный, с использованием ИКТ Цель урока: осознание учащимся взаимодействие музыки с другими видами искусства на основе осознания специфики языка каждого из них (музыки и литературы).
Задачи урока:
Воспитательная: Воспитывать любовь к музыке русских композиторов и фольклору на примере музыки А.К. Лядова.
Развивающая: Развивать интерес и уважение к национальному фольклору и русской классической музыке.
Образовательная: Познакомить с термином «программная музыка», жанром симфонической миниатюры, со сказочной картиной А. К. Лядова «Кикимора».
Планируемы результаты:
Предметные: Умение понимать термин «фольклор», «инструментальная музыка», «вокальная музыка», «симфоническая миниатюра».
Умение применять музыкальную терминологию в характеристике музыкального произведения.Умение обучающихся входить в мир духовных ценностей музыкального искусства.
Метапредметные:
регулятивные: выполнять учебные действия в качестве исполнителей и слушателей; ставить и выполнять цель; формулировать и удерживать учебную задачу.
познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий.
коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии петь хором, вести диалог, слушать собеседника, высказывать свою точку зрения.
Личностные: Умение ответственно относиться к учению, самообразованию на основе мотивации к познанию.
Умение уважительно относиться к мнению окружающих.
Умение оценивать своё мнение в сравнении с мнением других обучающихся. Виды деятельности учащихся: слушание, анализ музыкального произведения, вокально-хоровая работа, движения под музыку.
Методы и приемы: обобщение, наглядно-слуховой, игровой метод, метод забегания вперед и возвращение назад, стимулирование творческой деятельности, через создание проблемной ситуации, метод художественного нравственного – эстетического постижения музыки, проблемно-поисковый метод проходит лейтмотивом через весь урок.
Музыкальный материал: А. К. Лядов «Кикимора» - симфоническая миниатюра, А. К. Лядов «Колыбельная», Музыка А.Морозова, слова Ю. Паркаева «Волшебная сказка». Оборудование: фортепиано, проектор, компьютер, музыкальный центр.Мультимедийное сопровождение: презентация по теме урока. УМК: Г.П.Сергеева, Е.Д Критская: «Музыка 5 класс» - М. :Просвещение, 2012. Г.П.Сергеева, Е.Д Критская, Музыка. Хрестоматия музыкального материала. 5класс–М.: Просвещение, 2006. Г.П.Сергеева, Е.Д Критская, поурочные разработки 5-6 классы. М. :Просвещение, 2014.
Структура урока:
I. Организация учащихся на урок.
II. Актуализация знаний.
III. Основной этап урока.
1. Беседа.
2. Слушание и анализ музыкального произведения.
3.Музыкально-ритмическая минутка.
IV. Подведение итога урока.
V. Домашнее задание, инструктаж по его выполнению. Ход урока:
I.Организация учащихся на урок. Музыкальное приветствие.
Учитель: Добрый день, дорогие ребята!
На прошлых уроках мы убедились, как много потеряла бы музыка, если не было литературы (во что превратились бы песни - вокализы; появились ли оперы и балеты).
Теперь посмотрим: только ли музыка нужна литературе или литературе также нужна музыка.
Музыка обогащает литературу не только превращая стихи в песню. Писателями и поэтами написано очень много различных литературных произведений, в которых рассказывается о музыке. Это, прежде всего, сказки, которые можно назвать "Музыкальными сказками".
Сегодня у нас урок необычный, сегодня у нас урок, на котором мы с вами вместе отправимся в путешествие в удивительный мир, мир музыкальных звуков, мир сказочных персонажей, заглянем в сказку.
А.С. Пушкин "Руслан и Людмила"
-Какими словами начинается поэма?
«У лукоморья дуб зеленый
Златая цепь на дубе том
И днем и ночью кот ученый
Все ходит по цепи кругом;
Идет на право - песнь заводит,
На лево - сказку говорит…»
Вот как подчеркнул Пушкин близость песни (музыки) к сказке (литературе), их не расторжимую связь. Музыка "звучит" во многих сказках у всех народов мира.
Мне бы хотелось, чтобы вы не только получили новые знания, но и ушли с урока с хорошими впечатлениями, открытиями и приобретенными знаниями.
О чем-то скрипит половица,
И спице опять не спится,
Присев на кровати подушки,
Уже навострили ушки?
И сразу меняются лица,
Меняются звуки и краски
Тихонько скрипит половица,
По комнате ходит сказка.
II. Актуализация знаний.
Учитель: Ребята, к какому жанру относятся сказки, былины, сказания? Ответы учеников (фольклор)
Давайте вспомним, что такое фольклор?
Фольклор – устное народное творчество, зародившееся в глубокой древности. Произошло от английского слова - folklore — «народная мудрость». Русские композиторы часто в своем творчестве обращались к фольклору своего народа: сказкам, былинам, преданиям.
И не случайно мы сегодня с вами будем говорить о композиторе А. К. Лядове. Ведь основу его творчества составляют симфонические миниатюры на сюжеты русского фольклора.
III. Основной этап урока.
Беседа. Анатолий Константинович Лядов родился в городе Петербурге, в семье профессиональных музыкантов, он рос в артистическом мире. Он был прекрасным композитором и прекрасным пианистом.
Большой популярностью пользовались три тетради «Детских песен» А. К. Лядова, в основу которых легли подлинно народные тексты древних, добылинных жанров, заклинаний, прибауток, присказок.
Сказочные мотивы особенно ярко проявились в его позднем творчестве. Волшебный мир сказки вдохновлял композитора. Автор говорил: «Дайте сказку, дракона, русалку, лешего, дайте чего нет, только тогда я счастлив».
- Какой еще композитор обращался к сказкам в своем творчестве? (Н. А. Римский-Корсаков).
И теперь, мы с вами можем отправиться в путешествие, а именно в сказку, прослушайте фрагмент музыкального произведения и скажите, куда мы с вами попали? ( «Кикимора» А. К. Лядова)
Куда мы с вами попали? Как можно описать это место? Каких сказочных героев вы услышали в этом произведении?
Давайте все по порядку.
Дети описывают место действия и образы, какие возникают в сознании при прослушивании данного произведения.
Можно сделать несколько общих выводов. Это сказочное место, скорей всего это сказочный лес, который наполнен сказочными героями. И, герои, прежде всего, разные, в начале мы можем услышать много завораживающих звуков, но они нейтрального характера, в середине произведения появляется герой, довольно с отрицательными чертами характера, и это нам подсказывают музыкальные звуки. Давайте выделим этот появившийся образ отдельно и попробуем дать ему характеристику.
Учащиеся дают характеристику, поведение героя можно разделить на 2 этапа (выход и действие):
- выход: приглушенно, скрыто, маскируясь, сумрачно, робко, таинственно, колдовски;
- действие: взволнованно, тревожно, стремительно, буйно, нетерпеливо, кипуче, пламенно, рассержено, дерзко(словарь эстетических эмоций).
Давайте попробуем угадать, какой сказочный персонаж нам повстречался?
Дети активно угадывают, и правильный ответ прозвучал
Правильно, молодцы! Этот персонаж – Кикимора.
Как музыка нам показала этого героя?
А вы знаете кто такая Кикимора?
Давайте поближе познакомимся с этим сказочным персонажем.
В восточнославянской мифологии – это один из видов домового. Злой дух в облике карлика или маленькой женщины, голова у которого с напёрсток и тело тонкое, как соломинка. Кикимора живёт в доме за печью и занимается прядением и ткачеством, а также проказит по ночам с веретеном и прялкой хозяев дома (например, рвёт пряжу).
Название «кикимора» - сложное слово, вторая часть которого – имя злого духа Мары (моры).
Кикимора болотная (лесная) – жена лешего, которая живёт в лесу или болоте. Предстает перед нами в образе маленькой сгорбленной безобразной старухи, одетой в лохмотья, неряшливой и чудаковатой.
Ничто из природных кладовых не окутано таким количеством тайн, легенд и мистики, как болота. Слава у них недобрая, вот и обходят люди десятой дорогой царство кикиморы. А она незваных гостей любит. Затаскивает зазевавшихся путников к себе в трясину.
Боятся кикиморы медведей и сергачей, (медвежьих поводырей). В прошлом их часто нарочно приглашали для отпугивания этой нечисти.
Рождаются у кикиморы с лешим детки – лесавки. Они шалят, сбивают с дороги путников, всеми силами помогая родителям заманивать путников в болота.
Никем не замеченная, пробирается кикимора в крестьянскую избу, поселяется за печку. Откуда и выходит по ночам, чтобы проказить.
Берет кикимора бабье рукоделье и садится на своем излюбленном месте – в правом от входа углу, подле самой печи.
Дух тревожных снов, мечтаний,
Беспокойных сновидений,
Привидений с огоньками,
Синим цветом замелькавших,
И вводящих во смущенье, -
Он Кикиморой зовётся.
Уж зловредная бабёнка:
С тельцем тонким как соломка,
С головой напёрстка меньше,
С носом длинным, любопытным,
Да к тому же, и гребёнка
Век волос её не знала.
Днём сидит себе тихонько,
Но уж ночью разойдётся:
Погремит, пощиплет живность,
Свесит головы детишкам,
Пищу сделает прокисшей
И шипит в лицо мужчинам,
Обернувшись серой кошкой.
Большего вреда не сладит,
Но досаду вызывает.
Пробудившись от кошмара,
Запряжёт хозяин дровни,
Их застелет мехом наверх,
А потом возьмёт метёлку,
Подметёт, прочтёт заклятье,
Да свезёт и мех, и дровни
В лес и Лешему оставит
Своего врага ночного.
Ну, а можно обереги
Сотворить на именины
Этой нечисти домашней,
Да поставить угощенье
Для неё и для супруга;
Пусть себе сидят, пируют,
И не делают худого.
Литературной основой при написании «Кикиморы» для А. Лядова стало одно из сказаний, записанных собирателем фольклора И. Сахаровым.
Литературной основой стало одно народное сказание, записанное собирателем фольклора И. Сахаровым. Именно его текстом композитор открывает партитуру своего произведения. Послушаем текст.
«…Живёт, растёт Кикимора у кудесника в каменных горах. От утра до вечера тешит Кикимору Кот-Баюн, говорит сказки заморские. С вечера до бела света качают Кикимору во хрустальной колыбельке. Ровно через семь лет вырастает Кикимора. Тонёшенька, чернёшенька та Кикимора, а голова-то у неё малым-малёшенька, со наперсточек, а туловище не спознать с соломинкой. Стучит, гремит Кикимора от утра до вечера; свистит, шипит Кикимора со вечера до полуночи; со полуночи до бела света прядёт кудель конопельную, сучит пряжу пеньковую, снуёт основу шёлковую. Зло держит на уме Кикимора на весь люд честной…».
А написал это яркое произведение Анатолий Константинович Лядов (1855- 1914г.г.) - ученик русского композитора сказочника Н. А. Римского- Корсакова, создал несколько симфонических миниатюр (небольших пьес) на фольклорные сюжеты.
Симфоническая миниатюра – небольшая пьеса для симфонического оркестра.
Если бы вы были композиторами, какую музыку вы бы сочинили на этот сюжет? ( Ответы учащихся) Как охарактеризовали бы природу, действующих лиц сказа: Кудесника, Кота-баюна, Кикимору? ( Ответы учащихся)
Слушание: «Колыбельная» А. Лядова. Какого персонажа изобразил Лядов в своей «Колыбельной»?Понравилась ли вам эта сказочная картина? Что именно понравилось вам в музыке? ( Ответы учащихся)
Слушание: А. Лядов «Баба Яга». Ребята, а если бы мы не знали названия этого произведения мы могли понять о ком пойдет речь?Почему? Конечно, мы могли бы только почувствовать характер, настроение музыки.
Ребята, а интересно было бы жить, если бы не было сказок?
Исполнение «Волшебная сказка» А. Морозова.
IV.Подведение итога урока.
Учитель: Сегодня мы с вами совершили музыкальное путешествие в сказку:
- Что вам наиболее понравилось?
- С творчеством какого композитора вы познакомились сегодня?
- Какое произведение А. Лядова вы узнали и послушали?
- Кто такая Кикимора?
- Что такое программная музыка?
- Какие инструменты использовал Лядов для изображения сказочных героев?
- Какой предстала перед вами Кикимора в этом произведении?
- Как завершил композитор свою миниатюру и что хотел этим сказать?
- Какую песню вы сегодня разучили? ( Ответы учащихся)
В заключении хочется сказать, что музыка Анатолия Лядова – это паузы, переходящие в шорохи, и шорохи, растворенные в паузах: намек на волшебное «завтра», которое так и не случилось.
V. Домашнее задание, инструктаж по его выполнению
Дома изобразить образ «кикиморы» на бумаге с помощью карандашей и красок. По выполнению заданий, в классе организуется выставка лучших работ.
Спасибо всем за активную работу. (Отмечается активность ребят, их интересные ответы). Урок окончен. До свидания.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Опера Снегурочка» сочинялась летом в глухой русской деревне. Как говорил композитор, ни одно произведение впоследствии не давалось ему с такой лёгкостью и быстротой. Через год на сцене Мариинского театра опера прошла с большим успехом.
Идея оперы – прославление могущественных, животворных сил природы, несущих людям счастье. В опере противопоставлены два мира –реальный и фантастический, олицетворяющий, по словам композитора «вечные, периодически выступающие силы природы»
Автор пьесы, А.Островский, принял оперу восторженно. «Музыка к моей «Снегурочке» удивительная, я ничего не мог никогда себе представить более к ней подходящего и так живо выражающего всю поэзию русского языческого культа и этой сперва снежно-холодной, а потом неудержимо страстной героини сказки».
Александр Николаевич Островский Пьеса «Снегурочка» Пьеса – представление, предназначенное для исполнения со сцены
Действие происходит в сказочной стране царя Берендея
Снегурочка, дочь Мороза и Весны, стремится из глухого леса к людям – нравятся ей их песни
Ария Снегурочки «С подружками по ягоду ходить» Ария – вокальная партия героя, в которой он передаёт свои мысли, чувства, переживания. Сопрано – высокий женский певческий голос
Чудесный венок, подаренный Снегурочке Весной, рождает в её сердце прекрасное человеческое чувство – любовь. Но… под лучами Ярилы-Солнца тает Снегурочка, волшебное дитя природы.
Как звучит музыка в сцене таяния? Страстно Взволнованно Трепетно Восторженно Игриво Мечтательно Безмятежно Светло Радостно
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Ты откуда, русская, зародилась музыка? То ли в чистом поле, то ли в лесе глистом? В радости ли? В боли? Или в птичьем свисте? Ты скажи, откуда грусть в тебе и удаль? В чьём ты сердце билась с самого начала? Как же ты явилась? Как ты зазвучала? Пролетели утки – уронили дудки. Пролетели гуси – уронили гусли. Их порою вешней нашли, не удивились. Ну а песня? С песней на Руси родились. Г. Серебряков
Цель работы: выявить, почему мы любим русскую народную песню Всем хорошо известно два факта: На массовых мероприятиях молодёжь слушает как русскую так и зарубежную современную музыку в стиле диско. Но в то же время в узком кругу , на мероприятиях для души звучит русская народная песня.
Задачи для нашей группы: дать представление о рождение русской народной песни; определить на какие разряды разделились песни в связи с историческим развитием страны; определить значение фольклора в жизни русского народа; составить перечень русских песен часто исполняемых;
Гипотеза исследования Мы считаем, что русская песня, пришедшая к нам из глубины веков, будет жить на протяжении многих лет из – за своей душевной теплоты.
Разряды на которые разделились песни в связи с историческим развитием страны Русские народные песни Обрядовые Необрядовые Календарно - обрядовые Семейно - обрядовые Лирические колядки - «Добрый вечер» Масленичные- « А мы масленицу дожидаем» Веснянки – «Ой бежит ручьём вода» Хороводные- « Во поле берёза стояла» Игровые- - «Коршун» свадебные- « Ой сад во дворе» Похоронные - песни при рождении , крещении ребёнка – колыбельные»Ай качи..»,пеструшки «Зайка белый» любовные – «Тонкая рябина» солдатские – «Солдатушки, бравы ребятушки» бурлацкие – «Дубинушка» бытовые – «Камаринская» На протяжении многих веков народ сочинял песни как летопись своей жизни. В них радость и печали, удачи и трудности . В этих песнях разных по характеру, раскрывается сердечность и широта души русского народа.
Фольклор- ( folklore - народная мудрость). Музыкальный фольклор- это народные песни и танцы, былины и инструментальные наигрыши. Произведение живёт в устной традиции, передаётся от одного исполнителя к другому. Фольклор - это не только народная мудрость. Это ещё и проявление души народа.
Частушка- весёлые, озорные, страдания , лирические куплеты . Слово «частушка»- происходит от «частый», то есть быстрый. Мелодия у них совсем коротенькая, всего один куплет, который много раз повторяется с разными словами. Уверяют нас старушки: древний возраст у частушки. Завтра стукнет ей в обед уже целых двести лет! Не одну уже сотню лет частушка веселит народ, помогая пережить самые страшные и тяжёлые времена: голод и нищету, беды и несчастья.
Перечень русских народных песен «Тонкая рябина» «Выходили красны девицы» « Бояре, а мы к вам пришли» « Камаринская» «Водичка, водичка, умой моё личико» «Радуга – дуга, не давай дождя» «А мы масленицу дожидаем…» «Солнышко, выгляни!» «Ой бежит ручьём вода» «Во поле берёза стояла» «Ой сад во дворе» «Тонкая рябина» «Дубинушка» Из далёкого прошлого и ближайших времён несут нам народные песни удивительную свежесть, скромность и нежность. В народных песнях – судьба русского народа.
Вывод На протяжении многих веков народ сочинял песни как летопись своей жизни В народных песнях – судьба русского народа Русские песни олицетворяют особый народный характер и сам дух народа Из далёкого прошлого несут нам народные песни удивительную свежесть, скромность и нежность, сердечную простоту и задушевность. Гипотеза подтверждена : в русской песне отражены не только широта и щедрость русского характера, в ней заключена тайна души народа. Песня – это душа народа. И из -за своей душевной теплоты русская песня будет жить на протяжении многих веков.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок музыки в 6 классе "Музыка в баснях и сказках - главное действующее лицо"
конспект урока в 6 классе "Музыка в баснях и сказках - главное действующее лицо ". Цель: научить учащихся понимать, что музыка может быть "главным действующим лицом в баснях"...
Методическая разработка урока. 9 класс. Музыка "серьёзная" и музыка "лёгкая".
Данный урок проводится в восьмом классе по программе Д.Б.Кабалевского, под редакцией Г.П.Сергеева, Е.Д.Критской. Урок по планированию проводится во второй четверти....
Методическая разработка урока по теме "Знакомство с басней"
Урок для учеников 5 класса...
урок "Какова роль музыки в баснях"
Материал разработан по программе Д.Б. Кабалевского....
Урок музыки в 5 классе "Музыка и басни"
Уроки музыки в 5 классе раскрывают взаимодействие видов искусств. Отвечая на вопрос «Что стало бы с литературой, если бы не было музыки?», пятиклассники знакомятся с литературными произведениями о муз...
"Музыка Антонио Вивальди - на все времена." Методическая разработка урока по предмету музыка для учащихся 6 классов
Главная задача: Выявить особенности струнной музыки Вивальди (жанровые и стилистические); раскрытие эмоционального и чувственного мира музыки Вивальди ; а также общих особенностей между музыкой Виваль...
Методическая разработка урока ФГОС по Музыке в 5 классе «Фольклор в музыке русских композиторов»
Осознание учащимся взаимодействие музыки с другими видами искусства на основе осознания специфики языка каждого из них (музыки и литературы)....