Методическая разработка урока ФГОС по Музыке в 5 классе «Фольклор в музыке русских композиторов»
учебно-методический материал по музыке (5 класс) на тему
Осознание учащимся взаимодействие музыки с другими видами искусства на основе осознания специфики языка каждого из них (музыки и литературы).
Скачать:
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Методическая разработка урока ФГОС по музыке в 5 классе «Фольклор в музыке русских композиторов»
Цель: осознание учащимся взаимодействие музыки с другими видами искусства на основе осознания специфики языка каждого из них (музыки и литературы).
Задачи:
1. Познакомить учащихся ещё с одним направлением связи музыки с литературой – инструментальной музыкой (симфонической миниатюрой), созданной на основе литературного источника (русское народное предание)
2. Помочь детям осмыслить образные, жанровые и стилевые основы народной и профессиональной музыки и значение народного творчества для профессионального музыкального искусства и музыкальной культуры в целом.
Планируемы результаты:
1. Предметные результаты:
-Умение понимать термин «фольклор», «инструментальная музыка», «вокальная музыка», «симфоническая миниатюра»,
-Умение применять музыкальную терминологию в характеристике музыкального произведения
-Умение обучающихся входить в мир духовных ценностей музыкального искусства.
2. Метапредметные результаты:
-Умение осуществлять поиск информации, структурирование знаний, смысловое чтение, анализ объектов с целью выделения признаков, синтез – составление целого из частей.
- Умение осознавать широкие ассоциативные связи музыки с другими видами искусства.
- Умение работать в команде (слушать и слышать, учитывать мнение другого).
3. Личностные результаты:
- Умение ответственно относиться к учению, самообразованию на основе мотивации к познанию.
- Умение уважительно относиться к мнению окружающих.
- Умение оценивать своё мнение в сравнении с мнением других обучающихся.
Тип урока: урок «открытия» нового знания.
Учебно-методическое обеспечение урока:
- учебник - Г. П. Сергеева, Е.Д. Критская «Уроки музыки» поурочные разработки 5-6 классы - 2013г.;
- авторская презентация к уроку,
Ход урока
Этапы урока, время | Планируемый результат | Универсальные учебные действия | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Методы и приёмы |
I. Организационный момент. - 1 мин. | Концентрация основных психических процессов на образовательный процесс. | Выработка внимания, самоорганизации, дисциплинирован- ности. | Проверяет готовность обучающихся к уроку. Создаёт и погружает обучающихся в психологически комфортную атмосферу. | Показывают готовность к уроку. Настрой на процесс сотворчества. | Принцип психологической комфортности. |
2.Актуализация знаний и фиксирование индивидуальных затруднений в учебном действии. Цель этапа: Повторение изученного материала, подтверждение связи темы урока с темой четверти, выход на проблему, через определение темы урока. | - Формирование, вызов мотивации обучающихся к изучению новой темы. - Активизация работы обучающихся. - Воспроизведение знаний, полученных раннее на уроках обществознания. - Обдумывание, предложение возможных способов действий своей работы | Решение проблемной ситуации (познавательные УУД) Учащиеся сопоставляют, выделяют главное, находят ответ на вопрос учителя, делают выводы. Анализ и синтез, классификация, обобщение. Распознавание существенных признаков и свойств явлений с помощью наблюдения, сравнения, анализа. (коммуникативные УУД) Коммуникация, потребность поделится со сверстниками и учителем своим мнением, умения слушать и воспринимать мнение других. Совместный поиск ответа на заданные учителем вопросы, участие и взаимодействие в процессе этого поиска. (регулятивные УУД) Оценивают предлагаемые для анализа произведения искусства. Способность принимать и сохранять поставленную на уроке цель. | Дети слушают русскую народную песню «Во поле берёза стояла.» - Какой жанр сейчас мы прослушали? - К какому виду музыки он относится? - какие виды вокальной музыки знаете? Что такое романс? Вокальная музыка? Появился бы этот вид музыки, если бы не было литературы? Почему? Назовите тему четверти. А народная песня связана с литературой? Как называется народное творчество? (Фольклор.) Какие виды фольклора вы знаете? Сегодня мы познакомимся с музыкой, которая появилась на свет только благодаря фольклору – сказанию русского народа. Итак назовём тему нашего урока: «Фольклор в музыке русских композиторов». Опираясь на тему урока, сформулируйте цель урока, используя опорные фразы на доске: узнать, что такое (симфоническая миниатюра), в чём особенности этого (жанра), в чём взаимосвязь музыки и литературы в произведении А.Лядова | Ответы: песня Вокальная музыка. Песня. Романс. Дают определения жанрам. Называют тему четверти. Говорят о взаимосвязи музыки и литературы в вокальных жанрах. Фольклор – музыкальный, прикладной, литературный. Тема урока : «Фольклор в музыке русских композиторов» | Проблемно-поисковый Блиц-опрос Рассуждают, отвечают. Анализируют, выходят на проблему. |
3.Проблемное объяснение нового знания, усвоение новых знаний Цель этапа: Обеспечение восприятия и осмысления нового знания об инструментальной музыке, симфонической миниатюре, а так же о взаимодействии музыки с литературой. Формирование целей и задач, необходимых для изучения этой темы. | - Организация активной индивидуальной и групповой работы обучающихся с новой темой. - Самостоятельное изучение и осмысление информации. - Систематизация знаний. | Анализируют настроение, характер, атмосферу, выявляют сходство и различие образов (опираясь на ранее изученный материал). Выделяют существенную информацию из особенностей музыки, выдвигают свои гипотезы и обосновывают их. Осуществляют актуализацию личного жизненного опыта. Слушают собеседника, высказывают свое мнение, взаимодействуют путем взаимопонимания.. | Учитель подводит учащихся к пониманию того, что симфоническая миниатюра – это небольшое инструментальное «программное» произведение, в основе которого лежит литературное произведение. Выявить единство выразительности и изобразительности в создании музыкального образа «Кикиморы» 1. Звучит вступление к музыке А.Лядова «Кикимора» 2.Учитель просит выдвинуть предположение об образной сфере, в котором написана эта музыка. 3.Организует беседу, выявляющую знания учащихся о жанре «симфоническая миниатюра». 4.Знакомит с автором литературной основы музыки А.Лядова - фольклористом-собирателем И.Сахаровым. | Отвечая на вопросы учителя, рассуждают и размышляют о том, что общего в литературной и музыкальной «Кикиморе» | Взаимодействие с учителем во время беседы, осуществляемой во фронтальном режиме. |
4.Первичное закрепление. Цель этапа: Закрепление нового знания; выявление пробелов первичного осмысления изученного материала. | Воспроизведение знаний, полученных на уроке, и оценивание результатов своей работы | (Познавательные УУД) Устанавливают аналогии особенностей музыки русских композиторов. Делают выводы.. (Коммуникативные УУД) Общаются и взаимодействуют в процессе нахождения общего и разного в литературе и музыке. (Регулятивные УУД) Умение контролировать процесс и результаты своей деятельности, включая сюда контроль в сотрудничестве с учителем и сверстниками. | Показ презентации Слушание музыки. Как музыкальный язык и форма сочинения помогли композитору изобразить эти сказочные события? Сравнить язык двух художественных произведений. Появился бы жанр «симфоническая миниатюра», если бы не было литературы? | Учащиеся читают отрывок И.Сахарова в учебнике, затем слушают музыку А.Лядова. Познают особенности музыкального языка. Сравнивают с литературным описанием Кикиморы. Выявляют неотъемлемую связь музыки и литературы. | |
5. Самостоятельная работа Какой из образов музыкального сказа запомнился больше других? Почему? 6. Итог урока Цель этапа: осознание уч-ся своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и класса. | Восполнение пробелов в знаниях | Планировали способы и приемы работы. Путем рефлексии на свои действия, корректировали формы совместной работы. Оценивали собственную деятельность на уроке, во время различных этапов урока. | На доске слайд с вопросами: Сегодня я узнал, что без фольклора… Меня удивило… Сегодняшние знания я смогу применить…. Больше всего мне понравилось….. Я расскажу о Лядове (кому?)… Я понял, что «симфоническая миниатюра» - это…. Я узнал о фольклоре….. | Выполняют в тетради письменно. | Индивидуальная. Дифферинцированный (разноуровневый подход) |
8. Рефлексия. – 1 мин. | Самоанализ обучающимися своей деятельности и её результатов | - Умение и выражать свои мысли - Оценивание качества своей и общей учебной деятельности | Предлагает один из способов рефлексии. | Проводят рефлексию. | Смайлики « Моё настроение» |
Литература:
1. Сергеева Г.П. Музыка: учеб. для учащихся 5 кл. общеобразоват. учреждений/ Г.П. Сергеева, Е. Д. Критская. - 5 издание. М.: Просвещение, 2008.
2.Алпарова Н. Знакомство с оперой. – Ростов – на – Дону: Феникс, 2010.
3.Груздова И.В., Лютаева Е.К., Никитина Е.В. Навстречу музыке. Музыкальные игры и занятия для детей. – Ростов – на – Дону: Феникс, 2011.
4.Разумовская О.К. Зарубежные композиторы. – М.: Айрис - Пресс, 2008.
5.Рачина Б.С. Технологии и методика обучения музыке в общеобразовательной школе. – Санкт-Петербург: Композитор, 2007.
6.Кудряшов А. Песни для детей. Настольная книга музыкального руководителя. – Ростов – на – Дону: Феникс, 2010.
7.Сергеева Г.П., Критская Е.Д. Программа для общеобразовательных учреждений «Музыка» под руководством Кабалевского Д.Б. - М.: Просвещение, 2007.
8.Сокольникова Н.П. Методическое пособие в помощь учителю музыки «Планирование уроков музыки в общеобразовательной школе» - Новокузнецк: 2003.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по музыке в 7 классе "Героическая тема в русской музыке, литературе, живописи" по программе Сергеевой, Критской
Методическая разработка интегрированного урока по музыке и литературе в 7 классе по теме "Героическая тема в русской музыке, литературе. живописи". Материал может пригодиться учителям ИЗО, МХК, музыки...
4 класс «Фольклор в музыке русских композиторов»
1 четверть (урок № 6 ) «Фольклор в музыке русских композиторов» Тема урока: "Что за прелесть эти сказки…" Цель урока: развитие восприятия музыки, интереса учащихся к музыкальной деяте...
Конспект урока для 5 класса "Фольклор в музыке русских композиторов"
Развернутый конспект урока для 5 класса по программе по музыке автора Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева по теме:"Фольклор в музыке русских композиторов"...
Конспект урока 5 класс фольклор в музыке русских композиторов
Вольклор в музыке русских композиторов 5 класс...
Презентация к уроку музыки в 5кл. «Фольклор в музыке русских композиторов» «Стучит, гремит Кикимора»
Презентация к уроку музыки 5 класс "Фольклор в музыке русских композиторов" - А.К.Лядов "Стучит, гремит Кикимора"...
Конспект урока по музыке 5 класс "Фольклор в музыке русских композиторов"
Конспект урока по музыке 5 класс "Фольклор в музыке русских композиторов"...