урок "Какова роль музыки в баснях"
план-конспект урока по музыке (5 класс) на тему

Унгурова Инна Витальевна

Материал разработан по программе Д.Б. Кабалевского.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_kakova_rol_muzyki_v_basnyah.doc57.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Тема: Какова роль музыки в басне.

Тип урока: изучение нового материала.

Цель:  Определение роли музыки в литературном жанре «басня».

Задачи: Формировать понятие роли музыки в литературном жанре басня.

Воспитывать  личность ребенка, его духовность  и нравственность на     произведениях                 музыкального и литературного искусства.

             Развивать  умения сравнивать, анализировать, выделять главное, осуществлять перенос  

             известных знаний и способов в новые ситуации, совершенствование опыта доказательства.

Зрительный ряд:  Эпиграфы: Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…

                                                                                                                        И.А. Крылов, Квартет

                                                        Когда в товарищах согласья нет,

                                                        На лад их дело не пойдет,

                                                        И выйдет из него не дело, просто мука.

                                                                                                         И.А. Крылов,  Лебедь, рак и щука.

       Портрет  И.А. Крылова, А.П. Бородина.

                                    Музыкальные инструменты.

                                    Иллюстрации к басням И.А. Крылова.

                                    Карточки- памятки.

Литературный ряд:  И.А. Крылов, басня «Квартет»

Музыкальный ряд: «Волшебный смычок», норвежская народная песня

                                      А. П. Бородин,  «Второй квартет», фрагмент  

Методы: частично-поисковый;

                 эмоционального воздействия,

                 наглядно- слуховой, словесный;

                 практической деятельности;

                 стимулирующий;

                 анализа, сравнения, обобщения.

Приемы:  слушание;

                 исполнение:

                 импровизация;

                 сюжетно-ролевая игра;

                 мини-сочинение;

                 дифференцированное домашнее задание.

Этапы урока


Вход, интеллектуальная

разминка

Деятельность учителя


Звучит музыка  А.П. Бородина.

Вам понравилась музыка?


Как звучала она?


Звучание каких музыкальных инструментов, вы услышали

в этом произведении?


Как вы думаете, это произведение исполнял оркестр или группа инструментов?


Как называется исполнение группой инструментов?


Так как  ансамбль исполняется инструментами, он будет называться…


Давайте, мы тоже образуем с вами ансамбль.



Ребята, как будет называться такой ансамбль?


Теперь мы знаем, что такое вокальный ансамбль.

Скажите, из чего состоит песня?


Правильно. В песне соединились два вида искусства – музыка и литература.

Деятельность ученика


Слушание.

Да.


Медленно, тихо, протяжно, нежно.


Скрипка, виолончель.




Группа инструментов.



Ансамбль.


Инструментальным ансамблем.



Выходит группа детей,  и исполняют

Песню «Волшебный смычок».


Вокальный ансамбль.


Песня состоит из музыки и слов.

Постановка учебной задачи.

Сегодня на уроке мы продолжаем с вами разговор о значении музыки в литературных жанрах.

К нам на занятие я пригласила магистров музыки и литературы. Они помогут нам определить значение некоторых понятий, слов. А также, архивариуса, который

нам может предоставить точные, малоизвестные сведения.

Давайте, обратим свое внимание на доску. Здесь записаны строчки из литературных произведений.


На  доске записаны строчки из басен:

«Чтоб музыкантом быть так надобно уменье…»

                                                             «Квартет»

«Когда в товарищах согласья нет

 На лад их дело не пойдет,

 А выйдет из него не дело просто мука.

                                                        «Лебедь, рак и щука»


Прочитайте и скажите, о каком литературном жанре сегодня пойдет речь?

        












Учащиеся прочитывают записи.








Отвечают на поставленный вопрос  

Совместно-распределительная

деятельность.

Наша учебная задача – рассмотреть, какова роль музыки в басне. Что такое басня? Давайте, обратимся к магистру литературы.











Спасибо. Я знаю, что на уроках литературы вы знакомитесь с этим жанром более подробно. Назовите, какие басни вы знаете?

Вашим домашним заданием было найти и прочитать басни, в которых  говорится  о музыке. Какие басни вы прочитали, назовите их.


Молодцы. Кто является автором этих басен?


Уважаемый магистр литературы, что вы можете нам рассказать о русском сочинителе басен?
















Магистр литературы:

Басня – один из старейших жанров литературы. Уже в Древней Греции

Широкую известность получили басни Эзопа. В более поздние времена во Франции прославился своими баснями

Поэт Лафонтен.

Басня – это краткий, аллегорический рассказ, нравоучительного характера, в котором есть вывод-мораль. Действующие лица в баснях животные, под  образами которых автор подразумевает людей.


«Волк на псарне», «Свинья под дубом», «Волк и Ягненок» и т. д..


«Осел и соловей», «Кукушка и петух»,

«Квартет», «Ворона и лисица».



Иван Андреевич Крылов.


Магистр литературы:

И.А. Крылов родился в 1769 году в Москве. Отец его выслужил дворянство. Семья Крыловых жила бедно. Первоначальные навыки чтения и   письма привил отец.















Спасибо. Ребята, из какой басни взято выражение: «Чтоб музыкантом быть так надобно уменье..»


А вы знаете значение этого слова?


Тогда, чтобы понять значение этого слова, послушаем небольшое игровое стихотворение.








Теперь, вам понятно, что такое квартет?


У вас на столах есть карточки-памятки, которые вы вклеите в тетради, они будут вам помощниками.



 Мать приохотила его к чтению и внимательно следила за его развитием. Крылов любил бродить по городу, посещал народные сборища, торговые площади. Дар наблюдательности проявился у него с детства, который помог ему, в дальнейшем, в  работе над  образами персонажей. За время своей жизни Крылов был журналистом, издателем, автором драматических произведений,

Однако, в большей степени стал известен как баснописец.

«Квартет».



Нет.


Учащийся, читая стихотворение, привлекает к действию других детей.

Соло буду петь один,

А дуэт с товарищем.

Трио с Сашей будем петь,

Нам двоим,  не справиться.

А квартет веселый звонкий

Будем вместе петь с Аленкой.


Квартет – это четыре исполнителя.


Карточки на столах у ребят.



 

Ребята, посмотрите вокруг, где вы можете найти наглядно виды исполнения?



Молодцы. Но давайте, более точное значение слова «квартет» узнаем у магистра музыки.







Спасибо. Теперь я прошу подойти ко мне участников квартета.


Вам понравилась музыка наших героев?


Почему?



А что нужно, чтобы стать музыкантом?


Какие умения нужны?



А что еще необходимо человеку, чтобы стать настоящим музыкантом?



На картинах, которые висят в классе. Здесь есть и соло, и дуэт, и трио, и квартет.



Магистр музыки:

Слово квартет произошло от слова кварта, в переводе с латинского «Квартус» - четвертый. Кварта – это музыкальный интервал, состоящий из четырех звуков. Квартет – название музыкального произведения, которое исполняют четыре музыканта.


Учащиеся инсценируют басню «Квартет».



Нет.


Потому, что они не умеют играть на музыкальных инструментах.


Умения.


Знание музыкальной грамоты, умение играть на музыкальном инструменте.


Талант, любовь к музыке, желание научиться.

Правильно. Давайте представим, что герои басни умеют играть на музыкальных инструментах. Чтобы получилась красивая музыка, как должны вести себя музыканты?


Какое  высказывание из басен Крылова подходит к нашим героям?




Да, именно согласие, взаимное уважение, дружелюбие и понимание должны мы проявлять друг к другу, выполняя вместе любую работу.

Видите, как Крылов тонко подметил то, что необходимо для появления настоящей музыки.

Интересно, откуда Иван Андреевич знал такие тонкости музыкального исполнения? Уважаемый архивариус,

может, вы объясните?


Спасибо, уважаемый архивариус. Вот почему так точно в басне изображены характеры и поступки героев. Знание исполнительского искусства, владение музыкальным инструментом помогло Крылову создать правдивые портреты музыкантов.


Какую же роль музыке отводит Крылов в своих баснях?






слушать друг друга.

Проявлять взаимное уважение и

 внимание к друг другу.



«Когда в товарищах согласья нет,

на лад их дело не пойдет.

А выйдет из него не дело просто мука».



Архивариус:

Совсем недавно, в одной из книг, я нашел доказательство тому, что Крылов был знаком с исполнительским искусством. Сам прекрасно играл на скрипке, участвуя

в дружеских концертах. А  также является автором волшебной оперы «Илья Богатырь» и комической оперы «Кофейницы».









Крылов показывает на примерах своих персонажей, что  чтобы стать музыкантом, надо учиться музыке, иметь музыкальный слух.



По мнению Крылова кто может стать музыкантом?



Какими качествами нужно обладать, чтобы стать музыкантом?


Таким образом, музыка стала темой, на которой автор рассматривал характеры и поведение персонажей басни.

Крылов говорит в своих баснях о музыке, как о средстве, которое подчеркивает нравственные качества героев и чаще  всего их недостатки, человеческие пороки.

слух.


Человек, который обладает талантом,

Музыкальным слухом или голосом.


Трудолюбием, терпеливостью.






Вариативное повторение, применение и закрепление.


А в руках настоящих музыкантов музыка звучит ярко, выразительно и увлекательно. Там царит согласие и взаимопонимание.

Мы слушаем с вами Квартет №2  русского композитора А.П. Бородина.





Слушают музыки.



Диагностика обученности


Я  прошу вас описать ваше впечатление об услышанной музыке. Для этого у вас на столе есть карточки, обратите внимание на вопросы в этих карточках.


Оценка результатов.

 

Самостоятельно работают  по карточке.

Домашнее задание

Нарисуйте героев сегодняшнего урока, которые вам особенно понравились. Повторите слова песни «Жаворонок» М. Глинки.



Записывают в дневник.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок музыки в 6 классе "Музыка в баснях и сказках - главное действующее лицо"

конспект урока в 6 классе "Музыка в баснях и сказках - главное действующее лицо ". Цель: научить учащихся понимать, что музыка может быть "главным действующим лицом в баснях"...

Музыка в басне

Урок музыки в 5 классе в рамках темы четверти "Что стало бы с литературой, если бы не было музыки?". В ходе урока учащиеся знакомятся с творчеством русского баснописца И.А.Крылова и русского композито...

Музыка в баснях И.А.Крылова

В уроке ярко прослеживается взаимодействие трёх видов искусства: литературы, музыки. изобразительного искусства...

Урок музыки в 5 классе с презентацией "Музыка в баснях И.А.Крылова"

Тема  урока:  Музыка  в  баснях  И.А.Крылова.Цель  урока:   вместе  с  учащимися  выяснить,  каким  образом  музыка  играет...

Урок музыки в 5 классе "Музыка и басни"

Уроки музыки в 5 классе раскрывают взаимодействие видов искусств. Отвечая на вопрос «Что стало бы с литературой, если бы не было музыки?», пятиклассники знакомятся с литературными произведениями о муз...

Презентация к уроку музыки "Музыка в баснях"

Презентация к уроку музыки "Музыка в баснях"...