Методическая разработка по теме: « ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ПЕДАГОГАМИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»
методическая разработка

Шарапов Антон Александрович

Методическая разработка  раскрывает особенности и возможности использования электронных образовательных ресурсов в образовательном процессе.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx38.49 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка по теме:

« ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ПЕДАГОГАМИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

Разработал: Шарапов А.А,

Методист ГБУ ДО ДДЮТ «На Ленской»

2020

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3

1. Практическое применение информационных технологий в образовательном процессе педагогами дополнительного образования….5

2. Характеристика компьютерных обучающих программ..……………….8

3.  Возможности использования Интернета в образовательном процессе педагогами дополнительного образования…………………………………10

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...13

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………...14


ВВЕДЕНИЕ

Одной из доминирующих тенденций развития общества в ХХI веке является его глобальная информатизация. Стремительное развитие и распространение в России Интернет-технологий не могло не отразиться на современной государственной политике в области образования. На сегодняшний день создание качественных и эффективных электронных образовательных ресурсов (ЭОР) является одной из главных задач в области информатизации образования в РФ. Это обусловлено социальным заказом общества в подготовке специалистов, обладающих наряду с профессиональными компетенциями, компетентностью в области использования новых информационно-коммуникационных технологий. Развитие информационных компетентностей у обучающихся будет способствовать овладению ими знаниями и ценностями, а также развитию умений и навыков, необходимых для продолжения образования и самообразования на протяжении всей жизни.

Применение электронных образовательных ресурсов сегодня необходимо, так как именно они позволяют сделать обучение более разнообразным, а правильная методическая организация работы с ними способствует развитию коммуникативных навыков. Главное предназначение ЭОР в учебном процессе - создание информационных обучающих систем, способствующих приобретению знаний и умений с минимальным участием преподавателя, ведь проблема изучения иностранного языка характеризуется необходимостью  иметь сформированные языковые и речевые навыки для развития умений и отсутствие времени и средств для их полноценного формирования. Если брать во внимание «эволюцию» электронных продуктов, то на смену текстам графическим приходят высоко интерактивные, мультимедийно насыщенные электронные образовательные ресурсы. При этом необходимо обеспечить возможность их сетевого распространения.

Основная цель – формирование коммуникативной компетенции, все остальные цели (образовательная, воспитательная, развивающая) реализуются в процессе осуществления этой главной цели. Коммуникативная компетенция в современном её понимании предусматривает формирование способности к межкультурному взаимодействию.

  1. Практическое применение информационных технологий в образовательном процессе педагогами дополнительного образования        

Лавинообразная и повсеместная компьютеризация всех сфер человеческой деятельности ставит вопрос об организации эффективного массового обучения квалифицированных пользователей не зависимо от конечной профессиональной ориентации будущих специалистов. Сегодня умение использовать в своей предметной области средства вычислительной техники и телекоммуникаций следует рассматривать как критерий общей грамотности, сопоставимый на сегодняшний день с традиционной трактовкой данного понятия - как умения читать, писать и считать.

Использование информационно-компьютерных технологий открывает новые возможности в преподавании предмета, т.к. используя ИКТ на занятиях, мы сталкиваемся с новыми формами и методами преподавания, ищем  новые подходы и стили к процессу обучения.

Итак, назовем наиболее часто используемым элементы ИКТ в учебном процессе:

  • электронные учебники и пособия, демонстрируемые с помощью компьютера
  • мультимедийного проектора,
  • интерактивные доски,
  • электронные энциклопедии и справочники,
  • тренажеры и программы тестирования,
  • образовательные ресурсы Интернета,
  • DVD и CD диски с картинами и иллюстрациями,
  • видео и аудиотехника,
  • интерактивные карты и атласы,
  • интерактивные конференции и конкурсы,
  • материалы для дистанционного обучения,
  • научно-исследовательские работы и проекты.
  • дистанционное обучение.

Изучение дисциплин с использованием ИКТ дает возможность принимать участие в тестировании, в викторинах, конкурсах, олимпиадах, проводимых по сети Интернет, переписываться со сверстниками из других стран, участвовать в чатах, видеоконференциях и т.д. Обучающиеся могут получать любую информацию по проблеме, над которой они работают. =

Наиболее часто используемые ИКТ на занятиях:

Интернет- ресурсы.

  • Возможности использования Интернет - ресурсов огромны. Глобальная сеть Интернет создаёт условия для получения любой необходимой обучающимся и педагогам информации, находящейся в любой точке земного шара: новости, материал, литературу т.д.

Использование проектора.

Преимущества проектора перед традиционными наглядными пособиями - обеспечение наглядности как важной составляющей методики преподавания.

Демонстрация отдельных фаз развития динамических процессов позволяет педагогу, опираясь на воображение обучающегося, использовать его возможность домыслить промежуточные этапы и т.п.

Компьютерная лекция

Компьютерная лекция, разработанная средствами Power Point - это тематически и логически связанная последовательность информационных объектов, демонстрируемая на экране или мониторе. В ходе лекции используются различные информационные объекты: изображения (слайды), звуковые и видеофрагменты. Эффективность работы со слайдами, картинами и другими демонстрационными материалами будет намного выше, если дополнять их показом схем, таблиц. После таких уроков изученный материал остаётся у обучающихся в памяти как яркий образ и помогает  педагогу стимулировать познавательную активность обучающегося.

Чаще всего мы проводим занятия комбинированного типа, где присутствует и опрос домашнего задания и объяснение нового материала. Программа разработки презентаций Power Point позволяет подготовить материалы к занятиям, комбинируя различные средства наглядности, максимально используя достоинства каждого и нивелируя недостатки:

  • лекционные, которые имеют главной целью, не иллюстрировать, а зрительно дать сложный материал для записи учащимся в удобной форме;
  • уроки - иллюстрации по темам, где существует необходимость ярких зрительных образов,
  • уроки - наглядные пособия, помогающие как образцы, создавать учащимся подобные работы самостоятельно.

Используя слайд - фильмы, интерактивные модели, можно осуществлять дифференцированный, индивидуальный подход в работе с обучающимися, владеющими разной степенью освоения учебного материала.

Электронные учебники

Достоинствами электронных учебников являются: во-первых, их мобильность, во-вторых, доступность связи с развитием компьютерных сетей, в-третьих, адекватность уровню развития современных научных знаний. С другой стороны, создание электронных учебников способствует также решению и такой проблемы, как постоянное обновление информационного материала. В них также может содержаться большое количество упражнений и примеров, подробно иллюстрироваться в динамике различные виды информации. Кроме того, при помощи электронных учебников осуществляется контроль знаний - компьютерное тестирование.

  1. Характеристика компьютерных обучающих программ

Итак, какие же виды деятельности может осуществлять обучающийся в сети во внеурочное?

Это индивидуальная работа по ликвидации пробелов в знаниях обучающихся, или отработка заданий. С этой целью очень полезно предложить ребятам использовать различные программы такие как Kahoot или Quizizz.

В настоящее время в сети Интернет предлагается много различного online- материала. Но для того чтобы его использовать наиболее эффективно, сначала необходимо проанализировать: может ли этот материал быть включен в занятия?

Для понимания прочитанного есть следующие упражнения:

  •  соотнести картинки с предложениями;
  •  соотнести понятия и картинки;
  •  расставить картинки согласно содержанию текста;
  •  выбрать правильный ответ на вопрос из нескольких предложенных;
  •  пересказать содержание текста с опорой на картинки;
  •  привести в порядок предложения;

При этом используются такие виды чтения как:

  •  понимание текста при помощи картинок и надписей;
  •  глобальное понимание;
  •  тотальное понимание;
  •  курсорное чтение;
  •  поисковое чтение;
  •  суждение о содержании текста по его форме и внешнему виду.

Аудирование и понимание увиденного реализуются только в главе, где можно посмотреть видеоклипы и ответить на вопросы.

В обучающих программах имеют место быть следующие виды текстов: ежедневники, короткие тексты, статьи из газет, видеоклипы, тексты по определенному предмету, пословицы, статьи из энциклопедий и словарей, викторины, истории с картинками и интервью.

Формы упражнений, которые развивают умение понимать прочитанное, традиционные: ответить на вопросы, найти в тексте соответствующие предложения, расставить в правильном порядке, дать описание некоторых понятий. Эти упражнения соответствуют поставленным целям и приводят к их достижению.

К главным целям обучения относятся понимание прочитанного, написание текстов, межкультурное обучение и компетенция в технических средствах обучения.

В качестве работы по развитию навыков написания текста предлагается выбрать одно из нескольких заданий и написать текст. Чтобы выполнить это задание, необходима соответствующая компетенция в технических средствах обучения (в данном случае компьютер), так как здесь не предлагается никакой помощи или разъяснений в техническом плане. Иначе обучающийся просто не сможет написать никакого сообщения.

Упражнения для развития навыков понимания прочитанного по большей части отсутствуют, тексты играют информативную роль.

В качестве упражнений по написанию текста в конце каждой главы предлагается написать и отправить сообщение по соответствующей теме. Здесь также предлагается составить сообщение о себе и опубликовать его вИнтернете.

Поисковая работа в Интернете и информация, которая предлагается очень интересна для педагогов. Но прежде чем ввести это в занятие, преподаватель должен сам шаг за шагом проделать всю поисковую работу и проработать всю информацию, что означает огромные затраты времени.


  1. Возможности использования Интернета в образовательном процессе педагогами дополнительного образования

Если иметь в виду Интернет, то важно определиться, для каких целей мы собираемся использовать его возможности и ресурсы. Например:

  • для включения материалов сети в содержание урока (интегрировать их в программу обучения);
  • для самостоятельного поиска информации учащимися в рамках работы над проектом;
  • для систематического изучения определенногоматериала дистанционно под руководством преподавателя.

Все это, вполне очевидно, разные задачи, объединенные, однако, единой целью обучения – формированием коммуникативной компетенции. Исходя из специфики предмета, зная дидактические свойства и функции сети Интернет, её возможности и ресурсы, мы можем определить, для решения каких дидактических задач могут использоваться те или иные услуги и ресурсы в сети.

Только после этого можно определяться с методикой их применения на уроке или во внеурочное время, в очной или дистанционной формах обучения.

Видеотелефоны, подключаемые к компьютеру, доступны пользователям. Поэтому задача организации устного общения с носителями языка может быть реально осуществлена. Мы реально можем рассчитывать на возможности Интернета обеспечивать нас текстовой, графической (статичной или динамичной) и звуковой информацией.

  • педагог может до урока подобрать те или иные аутентичные материалы по изучаемой теме;
  • можно записать и звуковую информацию (речь политических и государственных деятелей, интересные выступления на разные темы), сократив ее до нужных пределов.
  • провести устное обсуждение полученных по электронной почте писем партнеров по проекту;
  • провести в группах сотрудничества обсуждение, дискуссию по той или иной проблемной информации, полученной из ресурсов сети Интернет, а затем организовать общую дискуссию;
  • использовать хотя бы фрагментарно художественные произведения, полученные в виртуальных библиотеках. Особенно это благодатный материал для различного рода проектов, дискуссий;

Однако перечисленными примерами использования ресурсов сети Интернет на уроке эти возможности не исчерпываются. Прав А.А. Леонтьев в том, что педагогические технологии нельзя выучить. Можно наметить лишь ориентиры их возможного применения. Творческий потенциал педагога подскажет ему область поиска, а профессионализм даст импульс для интересных находок и решений.

Таким образом, используя информационные ресурсы сети Интернет, можно, интегрируя их в учебный процесс (при условии соответствующей дидактической интерпретации), более эффективно решать целый ряд дидактических задач на уроке:

  • формировать навыки и умения чтения, непосредственно используя материалы сети разной степени сложности;
  • совершенствовать умения аудирования на основе аутентичных звуковых текстов сети Интернет, также соответственно подготовленных учителем;
  • совершенствовать умения монологического и диалогического высказывания на основе проблемного обсуждения представленных учителем или кем-то из учащихся материалов сети;
  • совершенствовать умения письменной речи, индивидуально или письменно составляя ответы партнерам, участвуя в подготовке рефератов, сочинений, других эпистолярных продуктов совместной деятельности партнеров;

Особенно интересно использовать материалы Интернета при работе над проектом. Педагог может поискать различную, подчас даже противоречивую информацию в сети по проблеме, которая подлежит в данный период времени обсуждению, исследованию. Предлагая подобные материалы обучающимся в малых группах, педагог может поставить задачу – отобрать подходящую для обсуждаемой проблемы информацию, согласиться с ней, принять к сведению в работе над проектом, либо, напротив, оспорить её, разумеется, аргументировано, для чего также необходимы факты, информация. Причем каждой группе, работающей над своей проблемой, можно предложить соответствующий материал по проблеме обсуждения. Его может подбирать педагог с помощью некоторых обучающихся. Достаточно грамотных пользователей сети, либо вообще передать в качестве задания этим учащимся, но, разумеется, определив сферу поиска..

 


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Использование современных средств таких, как компьютерные программы и Интернет-технологии, а также обучение в сотрудничестве и проектная методика позволяют решать задачи активизации деятельности каждого обучающегося, создание ситуации для их творческой активности. Основной целью обучения дополнительного образования является воспитание личности, желающей и способной к общению, людей, желающих и способных получать самообразование.

Для достижения всех перечисленных целей, безусловно, эффективную помощь учителю оказывает использование ресурсов Интернет в обучении.

Огромная компьютерная сеть, связывающая между собой миллионы компьютеров, - Интернет, - представляет практически неограниченные возможности использования практический курс в различных сферах человеческой деятельности. Использование Интернет в образовании позволяет применять постоянно обновляющуюся информацию, общаться преподавателям между собой.

Обучение с помощью Интернет – это творческий процесс, позволяющий развивать и разрабатывать новые приемы. Кроме того, обучение на компьютере позволяет изучать курс в темпе, соответствующем способностям, воле и трудолюбию обучаемого. Содержание учебной информации в Интернет реализуется с помощью гиперактивного подхода, что позволяет изучать материал в любом порядке.

По - видимому, компьютер оказывает одно из самых значительных воздействий на ход обучения. Компьютер позволяет учащемуся создать свой микромир.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Верисокин Ю.И. Видеофильм как средство мотивации школьников при обучении /.- 2003.- №5. - С.31.-35.
  2. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс. В 2 кн. /И.П. Подласый. – М.: Просвещение. - 1999.- 256 с.
  3. Андреев, А.А. Введение в дистанционное обучение. Учебно- методическое пособие / А.А. Андреев.- М: Наука, 1997.- 118 с.
  4. Ефременко, А.В. Применение информационных технологий / А. Ф. Ефременко // Иностранные языки в школе. – 2007.- №8. – С.18-21.
  5. Куписевич, Ч.Л. Основы общей дидактики / Ч.Л. Куписевич. – М.: Высшая школа.- 1998.- 151 с.
  6. Потапова, Р.К. Новые информационные технологии и философия / Р.К.Потапова //СПБ.- 2004. - C.78- 82.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации "Программно-методическое обеспечение образовательного процесса педагога дополнительного образования"

Методические рекомендации содержат теоретические и методологические основы планирования и прогнозирования образовательного процесса. Образцы представленной документации соответствуют современным...

Программно-методическое обеспечение образовательного процесса педагога дополнительного образования

Методические рекомендации содержат теоретические и методологические основы планирования и прогнозирования образовательного процесса. Образцы представленной документации соответствуют современным требо...

Методические рекомендации "Программно-методическое обеспечение образовательного процесса педагога дополнительного образования"

Методические рекомендации содержат теоретические и методологические основы планирования и прогнозирования образовательного процесса. Образцы представленной документации соответствуют современным требо...

Программно-методическое обеспечение образовательного процесса педагога дополнительного образования

     Методические рекомендации содержат теоретические и методологические основы планирования и прогнозирования образовательного процесса. Образцы представленной документаци...

Программно - методическое обеспечение образовательного процесса педагога дополнительного образования

Методические рекомендации содержат теоритические и методологические основы планирования и прогнозирования образовательного процесса. Образцы представоенной документации соответствуют современным требо...

Методическая разработка "Электронные образовательные ресурсы в практике работы педагога дополнительного образования"

Методическая разработка предназначена для проведения занятия с педагогами дополнительного образования по применению электронных образовательных ресурсов в учебном процессе....

Методическая разработка на тему« ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ПЕДАГОГАМИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

Изучение информационных интернет-технологий актуально в современном мире. Это обусловлено стремительно развивающимися технологическими процессами и новыми, постоянно меняющимися, ориентирами современн...