открытый урок по музыке в 5 классе "Вторая жизнь песни"
план-конспект урока по музыке (5 класс) на тему

Ларькина Елена Евгеньевна

Урок на основе произведений М.И. Глинки, П.И. Чайковского и С.В. Рахманинова

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_vtoraya_zhizn_pesni.docx23.49 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ПЛАН-КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА

Тема урока музыки: «Вторая жизнь песни».

Цель: ввести детей в разнообразный мир народной и композиторской музыки

Задачи:

- познакомить детей с творчеством М.И.Глинки, П.И.Чайковского, С.В.Рахманинова;

- учить различать музыку композиторскую и народную по стилевым особенностям;

 -​ знакомить с различными жанрами русской народной музыки;

- воспитывать интерес и уважительное отношение к русской народной музыкальной культуре и к классической музыке.

Оборудование: Компьютер, аудиоматериал, мультимедийное оборудование.

Музыкальный материал: Отрывок из фантазии «Камаринская» М.И.Глинки, наигрыш Камаринская, 4 часть 4 симфонии П.И. Чайковского, «Светлый праздник» из поэмы Колокола С.В.Рахманинова, тропарь Пасхи,  русские народные песни и игры.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Элемент содержания урока: народная и профессиональная музыка. Сопоставление мелодий произведений М.И.Глинки, П.И.Чайковского и С.В.Рахманинова поиск черт, роднящих их с народными напевами и наигрышами. Изучение народных игр и песен, хоровода.

План урока:


1. Знакомство с творчеством русских композиторов.

2. Слушание примеров, анализ.

3. Русские народные игры и песни, пение и вождение хоровода.

4. Домашнее задание: Найти примеры интерпретации и обработки в произведениях русских композиторов.

Ход урока:

Учитель: Здравствуйте, ребята.

Дети: Здравствуйте.

Учитель:

Музыканты во все времена обращались к народному творчеству, занимались «собиранием» народных песен, издавали сборники песен. Первые сборники народных песен появились в 18 веке. Это были сборники Трутовского, Львова и Прача, для домашнего музицирования. Народная песня была очень распространена. Из неё составлялись оперы; народные песни были в основе инструментальных произведений. Были распространены вариации на народные песни. Народные песни сперва передавались устно, а затем стали записываться композиторами. Включали в свои произведения русский музыкальный фольклор М. И. Глинка, Н.А Римский – Корсаков, А. П. Бородин , П. И . Чайковский, С.В. Рахманинов и многие другие.История русской классической музыки начинается с творчества М. И. Глинки, его неслучайно называют «отцом русской музыкиЕго новаторство состоит в том, что впервые изучив русскую песню, он нашел тенденции и приемы, которые отличают рус.нар.музыку – это вариативность, вариации и особая народная гармония.Глинка первым стал писать музыку не по западному образцу. Так появилась русская композиторская музыка. Как Пушкин открыл эпоху новой русской литературы, так и Глинка заложил фундамент русской классической музыки. Обоих художников объединяет светлое восприятие мира. Чайковский дал такую оценку Камаринской -  в ней, «подобно тому, как весь дуб в желуде» заключена вся русская симфоническая школа. Михаил Иванович Глинка вспоминал: «Песни, сказки, услышанные мной в ребячестве, были первой причиной того, что я стал преимущественно разрабатывать народную русскую музыку».

Камаринская представляет собой вариации на темы 2-х русских песен (двойные вариации). 1 из них – свадебная песня «Из-за гор, гор высоких», другая – плясовая «Камаринская». По композиции это симфонические вариации на две подлинные народные темы. Так называемые «двойные вариации». И обращение композитора именно к вариационной форме (а не сонатной, как это принято в западной классике) неслучайно. Вариационностью и вариантностью пронизан весь русский фольклор, само русское музыкальное мышление. Глинка постоянно изучал народные напевы, тщательно вслушивался в них, и его заинтересовала мелодическая общность совершенно разнохарактерных песен. Первая из них -  свадебная «Из-за гор, гор высоких» - широко известная песня, в том числе и на другой мотив, «Из за лесу, лесу темного» - исполнялась обычно в неторопливом, степенном, спокойном движении (хотя не в столь медленном, как протяжные песни). Другая – плясовая. «Камаринского» - не менее известный мотив среди «частых», то есть быстрых Первоначально (еще в 1840 году) композитор задумывал написать обработку этой темы для фортепиано в три руки, но, недовольный результатом, уничтожил рукопись. Позже Глинка писал: «Случайно я нашел сближение между свадебной песней (…) и плясовою (…) И вдруг фантазия моя разыгралась, и я вместо фортепиано написал пьесу на оркестр под именем: Свадебная и плясовая». Впоследствии, по совету музыкального писателя Одоевского, друга Глинки, произведение было названо «Камаринской».

Его современники с пренебрежением относилось к народным песням, видя в них порождение грубой, неотесанной фантазии простолюдинов. Воплотив в своих произведениях дух и интонации крестьянской песни, Глинка поднял ее на ступень высокого искусства, показал ее изумительную красоту и мощь.

Глинка говорил, что «народ пишет музыку, а мы, композиторы, ее только аранжируем». Композитор слушал песни в исполнении крестьян, «проникался их неповторимым строем».

В двух разнохарактерных разделах вариаций Глинка образно сопоставил два типа русской народной пляски. Первоначальное изложение наигрыша «Камаринской», исполняемое струнными инструментами, по характеру развития музыкального образа соответствует более сдержанной, нередко проникнутой лукавым юмором женской и девичьей пляске, скользящей мелкими шагами или с дробной припрыжкой на месте. Во втором разделе развертывается музыка мужского характера – стремительная, удалая молодецкая пляска «с подскоком» и «в присядку», отличающаяся резкими движениями и виртуозной техникой ног в традиционной «дроби» и «переплясе». В разнохарактерных вариациях этого раздела Глинка показывает неограниченные возможности «выходки» как проявления индивидуального творчества в русской пляске.

Учитель: Давайте послушаем Камаринскую в народном исполнении и в интерпретации Глинки.

Слушание музыки: Звучит Камаринская инструментальный наигрыш и музыка  М.И.Глинки «Камаринская».

Учитель: Само варьирование подголосочное, как в народной традиции. Т.е. изменяются только второстепенные голоса, которые создают саму музыкальную ткань. В одной из вариаций плясовой наигрыш исполняется струнными инструментами штрихом пиццикато, те щипком, подражая балалайке. В других имитируются дудки, рожки, жалейки.

В 4 симфонии Чайковский так же обращается к народной песне. Чайковский

Четвертая симфония — произведение этапное в творческом пути композитора. Чайковский работал над ней в течение нескольких месяцев 1877 года, после тяжелого душевного кризиса, вызванного крайне неудачной женитьбой.

Симфония стала итогом всего предшествовавшего творчества композитора, открыла новый этап, осветила новые, более глубокие перспективы не только в симфонизме Чайковского, но, без преувеличения можно утверждать, в развитии симфонического жанра в целом.

Чайковский не любил раскрывать замысов произведения, желая, чтобы слушатель постиг замысел самостоятельно, однако, он частично отступил от этого своего правила. В ответ на просьбу фон Мекк он писал: «..Только Вам одной я могу и хочу указать на значение как целого, так и отдельных частей его. Разумеется, я могу это сделать только в общих чертах.

 Послушаем 4 часть симфонии №4 П.И.Чайковского.

Слушание музыки: Звучит 4 симфония П.И. Чайковского 4 часть.

Учитель:  Вы узнали мелодию, которая прозвучала мотивом симфонии? Что это за песня? Как она называется?

Дети: Это русская народная хоровая песня «Во поле береза стояла…»

Учитель: Как ни странно музыка очень часто имитирует что-то : музыку, музыкальные инструменты, шум, природу, колокола.

Вообще «колокольность» – это один из стилистических признаков русской музыки.

Например, В последней части Фантазии — «Светлый праздник» С.В. Рахманинова —основой музыкального образа служит колокольный звон, но не тоскливо-однообразный, навевающий печальное раздумье, а торжественный, ликующий, гулко разносящий по земле благую весть.Различные ритмические варианты, наслаиваясь друг на друга, создают характерную узорчатую полифонию, как при сочетании набора колоколов разного калибра и разной настройки в радостном праздничном перезвоне. Двукратно проводимая суровая, «истовая» тема старинного пасхального напева в широком аккордовом изложении, напоминающем звучание мощного хора, довершает величавую эпическую картину всенародного торжества и ликования.

Слушание музыки: С.В.Рахманинов -  сюита №1 часть 4 – колокола, «Светлый праздник» - Сюита для двух фортепиано, в последней части фантазии основой музыкального образа является колокольный звон – торжественный, ликующий, гулко разносящий по земле благую весть.

Затем из звона колоколов как бы вырывается пение большого хора – Пасхальный тропарь – Христос воскресе!

Слушаем:

Подведем итог: Ребята, скажите, какие признаки русской классической школы вы сегодня узнали?

Дети: Русская народная  музыка – вариативна, имеет свой гармонический строй.

Музыка русских композиторов – имитирует колокола, имитирует русские народные инструменты, русские народные песни,  использует приемы русской народной музыки для создания музыкального образа.

Таким образом, русской классической школе присущи:

-вариативность,

- особый гармонический строй,

-имитация.

Учитель: В завершение урока хотелось бы привести вам на память слова композитора Д.Б.Кабалевского: «Народная песня, как сказочный источник живой воды, давала композиторам силу и вдохновение, учила их красоте и мастерству, учила любить жизнь и человека».

На одном из уроков мы изучали с вами народные игры, давайте сегодня поиграем в них и разучим один медленный хоровод « Ты заря моя, ты зоренька…»

Правила игры «Золотые ворота»

Если играющих меньше 20 человек, то выбираются двое игроков, которые встают друг напротив друга, берутся за руки и поднимают их вверх, образуя «ворота».

Если собралось очень много игроков, то выбираются 4 человека, которые встают в круг, берутся за руки и поднимают руки вверх, образуя «двойные ворота» с входом и выходом.

Остальные игроки встают цепочкой (берутся за руки или кладут руки на плечи друг к другу) и проходят под воротами.

Игроки-ворота напевают:

Золотые ворота
Проходите господа
Первой мать пройдет
Всех детей проведет
Первый раз прощается
Второй раз запрещается
А на третий раз
Не пропустим вас

Вот один из вариантов напева:

На последних словах ворота резко опускают руки и ловят тех, кто оказался под ними. Пойманные образуют новые «ворота».

Игра заканчивается, когда всех игроков поймают.

 «Как у дяди Трифона»

Как у дяди Трифона
было семеро детей,
было семеро детей,
было семь сыновей.
Они не пили,не ели,
друг на друга всё глядели,вместе делали вот так:
(соль фа ми ре до до фа
соль соль соль фа ми ре до).

Все становятся в круг. Водящий в кругу. Под песенку все водят хоровод, а на словах»вместе делали вот так» показывают на водящего пальцем или рукой, а водящий в ответ показывает какую-нибудь фигуру или движение. Все остальные его повторяют до тех пор, пока водящий не выберет того, кто лучше всех выполнял эту фигуру, он и будет водящим на следующий кон.

Хоровода «Ты заря моя, ты зоренька»

 Домашнее задание: выпишите в тетрадь композиторов и их произведения, написанные на народные темы или по мотивам народных песен.

Выставление оценок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к открытому уроку по музыке 6 класс "Как здорово,что все мы здесь сегодня собрались.Авторская песня."

История авторской песни от Баяна до наших дней. Фотографии,тексты песен выдающихся российских бардов: Б.Окуджавы, В.Высоцкого, О.Митяева,  А.Якушевой, Ю Визбора , А.Дольского, Ю.Кима и др. Репрод...

"Песня-душа народа"открытый урок по музыке в 5 классе

- раскрыть учащимся роль песни в жизни русского человека, в нравственном воспитании;- способствовать развитию навыков анализов текстов лирических песен, раскрывающих замечательные качества русского на...

Конспект открытого урока по музыке в 5 классе на тему: "Программная музыка. Вторая жизнь песни" 2014 год.

Тема 1 полугодия: «Музыка и литература».Обобщающий урок по темам: «Программная музыка. Вторая жизнь песни».Тип урока: углубление и обобщение темы.Форма: урок-концерт. Цель...

Разработка урока по музыке 3 Класс "Древнейшая песнь Материнства"

3 Класс  "Древнейшая песнь Материнства" Фонограмму музыки к уроку (+ и -) пришлю на электронный адрес любому, кто обратится ко мне :)...

Разработка урока по музыке 6 класс "Авторская песня: прошлое и настоящее"

Разработка урока по музыке 6 класс "Авторская песня: прошлое и настоящее" Фонограмму музыки к уроку (+ и -) пришлю на электронный адрес любому, кто обратится ко мне :)...

Открытый урок в 5 классе "Вторая жизнь песни"

урок в 5 классе "Вторая жизнь песни"....

Конспект урока по музыке 6 класс "Старинной песни мир"

Конспект урока по музыке 6 класс "Старинной песни мир"...