Разработка урока по музыке 6 класс "Авторская песня: прошлое и настоящее"
методическая разработка по музыке (6 класс)
Разработка урока по музыке 6 класс "Авторская песня: прошлое и настоящее" Фонограмму музыки к уроку (+ и -) пришлю на электронный адрес любому, кто обратится ко мне :)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
hod_uroka.docx | 23.11 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Урок музыки по теме "Авторская песня: прошлое и настоящее" Класс: 6.
Ход урока
I. Организационный момент.
У.: Какое значение имеет песня в жизни человека?
(Слайд 1)
У.: Сегодня мы обратимся к авторским песням, которые помогают нам в любых ситуациях, в которых многие люди находят поддержку, открытость, радость общения.
(Слайд 2)
У.: Эпиграфом нашего урока будут слова поэта Б. Окуджавы «Возьмемся за руки, друзья, чтоб не пропасть поодиночке». И я приглашаю вас совершить путешествие. Среди вас есть ребята, которые вместе с родителями любят путешествовать? Что делают туристы, когда вечером отдыхают у костра? (поют песни). Все туристы, путешественники любят исполнять авторские песни. Узнаем же, откуда идут их корни? Совершить путешествие во времени поможет нам глобус.
(Слайд 3)
У.: В средние века, в эпоху расцвета городов, по дорогам, пролегающим между ними, странствовали ваганты – священнослужители, не имевшие постоянного прихода и скитавшиеся от одного епископского подворья к другому, беглые монахи, школяры, странствующие студенты. Ваганты большую часть жизни проводили в поисках знаний в университетах, каждый из которых славился преподаванием какой-либо из наук. Большинство вагантов писали свои стихи на латыни. Их веселое поэтическое братство отличалось свободой мнений и оценок. В своем творчестве бродячие музыканты и поэты опирались не только на традиции церковных песенных и речевых жанров (исповеди и проповеди), но и опыт народной песенной лирики, обрядовой поэзии. Ваганты воспевали достоинства своих возлюбленных, обличали жадность и лицемерие, высмеивали различные пороки. Студенческое братство помогало вынести все трудности.
Учитель обращает внимание учащихся на эпиграф урока
«Возьмемся за руки, друзья…»
У.: Ваганты воспевали достоинства своих возлюбленных, обличали жадность и лицемерие, высмеивали различные пороки.
До нашего времени дошли многочисленные стихи и песни неизвестных поэтов и музыкантов XII – XIII вв. Вот уже несколько сотен лет знаменитая песня «Гаудеамус» является международным студенческим гимном.
Учащиеся слушают гимн «Гаудеамус» (фонозапись)
У.: Кто исполнял гимн? (смешанный хор).
Было ли музыкальное сопровождение? (Нет. Гимн исполнялся акапелльно.)
Какой характер гимна?
Если вы внимательно вслушались, то услышали слова, прославляющие академию и преподавателей-профессоров.
(Слайд 4)
Учитель читает фрагмент из перевода гимна.
Да здравствует Академия! |
| Да сгинет печаль, |
(Слайд 5)
Учитель предлагает выучить один из куплетов гимна и вместе с детьми читает текст.
Лишь наука на земле
Служит людям вечно.
Лишь наука на земле
Служит людям вечно.
Славен тот, кто служит ей.
Славен тот, кто служит ей
В жизни быстротечной,
В жизни быстротечной.
У.: Очень давно, в древних кельтских племенах жили певцы и звали их «бардами». Барды – это и музыканты, исполнители собственных, так называемых авторских песен. Впоследствии они стали не только певцами, но и поэтами – бродячими или живущими при княжеских дворах, главным образом Ирландии, Уэльса и Шотландии.
У.:Слово «бард», которым называют поэтов и музыкантов, исполнителей собственных (авторских) песен привычно для нас современных людей. А что же было на Руси в это время?
– На Руси были свои бродячие музыканты – певцы. Своими песнями, наигрышами, забавами они сопровождали праздники.
– Кто догадался, о ком идет речь? (О скоморохах.).
(Слайд 6)
У.: Скоморохи – в средневековой России странствующие музыканты, певцы, актеры, акробаты, потешники. Скоморохи впервые упоминались в летописях в 1068 году. На рубеже XVI и XVII веков роль скоморохов возрастает. Относились к скоморохам по-разному, но период до середины XVII века можно было назвать эпохой скоморохов. Они были яркими интерпретаторами музыкальных, театральных, литературных и других жанров.
У.: Совершив экскурсию в прошлое, вспомнив, откуда пришла к нам авторская песня, я предлагаю переместиться из древней Руси в XX век.
У.: Второй половина XX века. Именно в этот период происходит зарождение современной авторской песни у нас, в России.
Авторская песня – своеобразный городской фольклор, который называется по-разному: бардовская песня, самодеятельная песня, поэзия под гитару. В самом начале авторские песни чаще всего называли студенческими и туристскими, потому что сочинялись они в основном студентами, а распевались в студенческих общежитиях и в туристских походах. Кто же они – авторы-исполнители этих песен?
– Каких авторов-исполнителей вы знаете?
Дети отвечают на вопрос.
У.: Сейчас их имена знают все. Это – Булат Окуджава, Юрий Визбор, Сергей и Татьяна Никитины, Александр Розенбаум, Александр Городницкий, Юлий Ким, Владимир Высоцкий. Среди них не было ни одного музыканта-профессионала. Более того - лишь единицы могли причислить себя к профессиональному поэтическому цеху. В основном же это студенты, молодые учителя, инженеры, ученые, журналисты, актеры, спортсмены - представители той среды, в которой возникла и для которой существовала авторская песня.
Внимание бардов привлекали разные темы: мужественные, смелые, стойкие люди. Любовь, чувство, которое помогает жить, делает нас чище и добрее; дружба, выбор друга.
(Слайд 7)
У.: История становления авторской песни в нашей стране во многом связана с появлением в сороковые годы XX века песни М. Светлова «Глобус». Именно этому поэту приписывается ее мелодия. Первоначальные слова песни, которую еще на фронте в годы Великой Отечественной войны спел сам Михаил Светлов, были другими:
За зеленым забориком
Ты не можешь уснуть.
А вечерняя зорька
Продолжает свой путь.
Прослушивание песни « Глобус»
После войны, в 1947г., поэт М. Львовский по просьбе друга-однополчанина написал другие слова для спектакля «Старые друзья». Так и получилась песенка «Глобус», состоящая всего из двух строф. Многие годы она поется с разными словами. Фольклористы насчитали 93 варианта куплетов этой песни
Работа с Учебником, с. 84–85.
(Слайд 8)
У.: Первым по значимости российским бардом считается Булат Шалвович Окуджава (1924–1997). Его песни внесли новое представление о том, каким может быть песенный текст. Определяя сущность авторской песни, Булат Окуджава говорил, что это «поэзия под гитару». Он написал около 150 песен. Они – о любви и надежде, о бессмысленности войн, о торжестве разума и мудрости.
Родился Булат Окуджава 9 мая 1924 г.
(Слайд 9)
А 9 мая 2002 года в Москве, на Арбате, на улице, где прошло детство поэта, был поставлен ему памятник.
Дети читают стихотворение «Песенка об открытой двери» Б. Окуджавы. Стр. 87.
У.: Как вы поняли стихотворение Б. Окуджавы?
Почему поэт призывает «открыть двери» перед человеком?
9 мая – это День Победы. И словно в подарок Б. Окуджаве уже много лет подряд в этот день звучит его песня из кинофильма «Белорусский вокзал». Фильм не случайно имеет такое название. Именно с Белорусского вокзала в 1941 году отправлялись солдаты на фронт. Вы догадались, о какой песне идет речь? («Мы за ценой не постоим», Б. Окуджавы).
(Слайд 10)
У.: Что такое интерпретация?
Интерпретация — индивидуальная трактовка исполнителем исполняемого произведения
(Слайд 11)
У.: В нашей стране авторская песня получила большую популярность. Проводятся фестивали авторской песни, среди них самый популярный – Грушинский фестиваль, который с 1968 года проводится ежегодно под Самарой.
На этот фестиваль, названный в честь Валерия Грушина, автора и исполнителя своих песен, который трагически погиб, приезжают люди со всей России и привозят свои песни.
(Слайд 12)
В последнее время одним из самых популярных исполнителей собственных песен является Александр Розенбаум. На творчество этого певца оказали влияния именно песни Б. Окуджавы. Авторские песни все больше и больше находят слушателей, поэтому исполнители уже выходят на большие концертные сцены.
У.: Авторская песня появилась как противопоставление развлекательным, бездушным песням, в которых иногда и слова не всем понятны. Она возникла из протеста пустой развлекательности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по теме"Авторская песня.прошлое и настоящее" Музыка 6 класс .Критская, Шмагина.
Открытый урок по теме "Авторская песня" редакция Сергеевой,Критской,6 класс. История создания авторской песни:кто такие "барды",русские певцы-сказители-"Баян",Садко.Биографии Окуджавы,Высоцкого.Песни ...
Конспект урока музыки в 6 классе "Авторская песня: прошлое и настоящее"
Экскурсия в историю создания авторской песни...
Презентация "Пою, Богу моему". Иеромонах Роман (Матюшин) - для урока музыки в 6 классе на тему: "Авторская песня: прошлое и настоящее"
«Пою, Богу моему». Иеромонах Роман (Матюшин).Янайкина Дина Михайловна – учитель музыки МБОУ ООШ № 14 г. УльяновскаПрезентация к уроку музыки в 6 классе на тему: "Авторская песня: прошлое и настоящее" ...
Конспект урока по музыке в 6 классе с использованием структур "Сингапурской системы образования" по теме "Авторская песня:прошлое и настоящее"
Коснспект урока музыки в 6 классе с использованием структур "Сингапурской системы образования" по теме "Авторская песня:прошлое и настоящее"...
План-конспект урока по музыке "Авторская песня:прошлое и настоящее"
Конспект урока по программе Критская, Сергеева....
Урок музыки в 6 классе «Авторская песня - прошлое и настоящее»
На уроке определяли грани воздействия авторской песни на человека и ответить на вопрос: в чем сила авторской песни?...
Методическая разработка урока по физической культуре ГТО. Прошлое и настоящее
Познакомить обучающихся с физкультурным комплексом ГТО, с его прошлым и настоящим;развивать у детей интерес к спорту как важной составляющей здорового образа жизни; расширять кругозор обучающихс...